Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Юридические науки
Теория и история государства и права; история политических и правовых учений

Диссертационная работа:

Лукьянов Сергей Александрович. Роль и место МВД дореволюционной России в механизме регулирования религиозных отношений, 1802-1917 гг. : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2000 202 c. РГБ ОД, 61:01-12/369-8

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ С. 1 - 15

ГЛАВА I. Регулирование религиозных отношений до учреждения мини

стерств в России (X в. - начало XIX в.) С. 16-82

§ 1. Основные тенденции развития отношений государства и Церкви с X в.

до начала XIX в С. 16 - 47

§ 2. Борьба государства и Церкви с религиозными правонарушениями в

России (X в. - начало XIX в.) С. 48 - 82

ГЛАВА П. Роль МВД Российской империи в осуществлении религиозной

политики самодержавной монархии в XIX - начале XX вв С. 83-189

§ 1. Деятельность МВД Российской империи по регулированию внутри-конфессиональных и межконфессиональных отношений в 1802 - 1905 гг.

С. 83-126

§ 2. Роль МВД Российской империи в осуществлении государственной по

литики по отношению к старообрядчеству и сектантству, борьбе с религи

озными преступлениями в 1802- 1905 гг С. 127- 159

§ 3. Роль и место МВД Российской империи в осуществлении религиозной

политики самодержавной монархии и в регулировании религиозных от

ношений в 1905 - 1917 гг С. 160-189

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 190 - 193

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ С. 194 - 202 

Введение к работе:

Актуальность темы диссертационного исследования.

В современных условиях роль и влияние религиозного фактора становится все более заметным во внутренней жизни России. Без его учета неможет быть осуществлена и ни одна крупная внутри и внешнеполитическая акция. В России, стране многонациональной и многоконфессиональной, религиозный фактор тесно переплетается с этническим, а вместе - через обретение и оформление национального самосознания, - вторгается в политическую и правовую сферы, политика в области религиозных отношений приобретает принципиально новое значение.

Особенностью современной религиозной жизни России является резкое (с начала 90-х годов), увеличение количества религиозных организаций, как имеющих глубокие исторические корни в стране (т.н. традиционных), так и новых, образовавшихся в последние годы или появившихся в результате мощной религиозной экспансии из-за рубежа. По некоторым оценкам, в настоящее время в той или иной мере убежденными и последовательными приверженцами религии являются не менее половины взрослого населения страны . На 1 января 1997 г. в России зарегистрировано 14688 религиозных объединений, в т.ч. 264 религиозных центра и управления, 13461 религиозная община, принадлежащая к 61 различным вероисповеданиям 2. Религиозная активность сейчас уже не ограничивается богослужебно-культовой практикой; развивается миссионерская, просветительская, благотворительная деятельность религиозных организаций. Возник ряд обще

ственных движений и политических партий конфессиональной направленности, которые активно действуют во внутриполитической жизни России и на международной арене.

Формирование современной религиозной ситуации происходило в период, когда еще не наметилась четкая государственная политика в области вероисповеданий, а Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. недостаточно эффективно влиял на происходившие процессы и не отвечал интересам большинства конфессий. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. в большей степени отвечает характеру сложившихся государственно-церковных отношений, выступая, вместе с соответствующими статьями Конституции РФ, в качестве юридической базы этих отношений. Отказ государства от вмешательства в деятельность религиозных объединений не означает отказа от регулирования сложных и важных процессов, происходящих в религиозной и межконфессиональной жизни. Между различными конфессиями, существующими в России, имеют место острые противоречия, разрешение которых нередко возможно лишь при участии государства. В противном случае межконфессиональные противоречия могут приобрести характер длящихся религиозных конфликтов, что негативно скажется на состоянии общественного порядка и безопасности. Необходимо учитывать, что со стороны определенных политических кругов в последние годы наблюдались попытки провоцирования межконфессиональных и межрегиональных конфликтов путем распространения идей и учений религиозного экстремизма, например, ваххабизма. Отдельные идеи исламского фундаментализма используются в целях формирования негативного отношения к России как внутри страны, так и за ее пределами.

Озабоченность российского общества и государственной власти по поводу продолжающейся религиозной экспансии из-за рубежа была отмечена и в «Программе действий Президента Российской Федерации на 1996

2000 г.», где указывалось, в частности, что существует необходимость обеспечения защиты граждан от духовной агрессии .

Среди новых религиозных организаций имеются такие, вероисповедное учение которых носит откровенно антигосударственный, антиобщественный и античеловеческий характер. Деятельность т.н. «деструктивных религиозных организаций» («тоталитарных сект», «деструктивных культов»), создает серьезную политическую, социальную и криминальную напряженность в обществе. В последние годы имели место многочисленные обращения общественных организаций и групп граждан в правоохранительные органы по поводу противоправной деятельности религиозных организаций «Великое Белое Братство», «Богородичный Центр», Центр «Юнивер», «АУМ Синрике», «Свидетели Иеговы» и т.д 2. Некоторые зарубежные религиозные организации, свободно функционирующие в России, запрещены в ряде стран, а их руководители подвергались судебному и полицейскому преследованию в связи с совершением конкретных правонарушений 3. Криминальная деятельность «тоталитарных культов» носит, как правило, скрытый, латентный характер, причиняя значительный ущерб государственным и общественным интересам, правам и свободам граждан, их их жизни и здоровью. Продолжается скрытая деятельность «АУМ Синрике» и «Великого Белого Братства», официально не зарегистрированных в России 4. Действия, представляющие общественную опасность в сфере религиозных отношений, нашли свое отражение в новом уголовном законодательстве России: статья 239 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за организацию

религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с различными посягательствами на личность и права граждан. Общественная опасность «тоталитарных культов» отмечалась и в документах соглашений между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Русской Православной Церковью: Совместном заявлении министра внутренних дел РФ и Патриарха Московского и всея Руси от 6 сентября 1994г., Соглашении о сотрудничестве, подписанном министром внутренних дел РФ и Патриархом от 30 августа 1996 г. Эти документы послужили основой активного сотрудничества органов внутренних дел с религиозными организациями в пенитенциарной и гуманитарной областях деятельности, в сфере профилактики правонарушений.

Необходимо отметить, что у правоохранительных органов России еще не сложился опыт практической деятельности в области предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в религиозной среде и на религиозной почве. Опыт аналогичной деятельности органов внутренних дел советского периода неприменим в силу наличия принципиально новых подходов в государственно-церковных отношениях и в религиозной политике государства. В то же время в данной области деятельности правоохранительных органов дореволюционной России, когда на протяжении длительного времени главную роль в механизме государственно правового регулирования религиозных отношений играло Министерство внутренних дел Российской империи накоплен богатейший опыт. Особую ценность имеет практика деятельности МВД в период после 1905 года, когда указом «Об укреплении начал веротерпимости» и другими законодательными актами была фактически провозглашена «свобода совести» и в России сложилась в сфере религиозных и межконфессиональных отношений ситуация, во многом аналогичная современной.

Изучение механизма государственно-правового регулирования религиозных отношений в России дореволюционного периода, роли и места Министерства внутренних дел в этом механизме имеют как научное, так и практическое значение. До настоящего времени деятельность МВД дореволюционной России в сфере религиозных отношений в литературе в достаточной степени не освещалась. Результаты исследования могут быть использованы в работе по совершенствованию правовой основы деятельности правоохранительных органов России в области предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, совершаемых в религиозной среде и на религиозной почве, при разработке практических рекомендаций в системе профессиональной и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Степень разработанности проблемы. Деятельность Министерства внутренних дел Российской империи в сфере религиозных отношений частично освещена в работе С.А. Адрианова «Министерство внутренних дел. Исторический очерк (1802-1901)», вышедшей к 100-летию со дня учреждения МВД. Раскрывая содержание отдельных мероприятий МВД в осуществлении государственной религиозной и национальной политики, Адрианов сосредотачивает внимание на деятельности Департамента духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) МВД. При этом структура, формы и методы деятельности Департамента не раскрываются. Роли полиции и ее сыскных подразделений в работе Адрианова вообще отводится мало места , а о деятельности полицейских органов и учреждений в сфере борьбы с религиозными правонарушениями упоминается лишь эпизодически.

Интересный фактический материал по проблеме представляет «История Министерства Внутренних Дел» Н. Варадинова, изданная в Санкт

Петербурге в 1858-1863 годах. Однако, Варадинов не дает каких-либо обобщений или анализа деятельности МВД в сфере религиозных отношений. Кроме того, на момент издания исследования Варадинова, структура ДДДИИ в окончательном виде еще не сложилась и деятельность этого подразделения МВД не проявилась в полной мере.

В современных изданиях, посвященных истории полиции дореволюционной России, имеются указания на то, что органами полиции МВД, а также III отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии осуществлялось наблюдение за религиозными организациями, велась борьба с сектантством и «ересями» . Результаты этой деятельности, ее формы и методы не раскрываются, фактический материал отсутствует. Лишь в книге «Органы и войска МВД России» имеется указание на деятельность Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД, чему посвящен один абзац 2. В работе «История полиции России» говорится о задачах III Отделения СЕИВК по контролю за сектами и «расколами» и деятельности ДДДИИ по надзору за неправославными конфессиями 3. В монографии М.И. Одинцова «Государство и церковь в России» функциям ДДДИИ МВД посвящается несколько строк4.

Немного большее внимание интересующей нас проблеме уделяется в книге В.В Клочкова «Закон и религия», в которой частично раскрывается структура Департамента, отдельные формы и методы его деятельности по управлению духовными делами некоторых конфессий5. В этой же работе

имеется глава, посвященная деятельности органов полиции по борьбе с сектантством, старообрядчеством и религиозными преступлениями. При этом дается исключительно негативная оценка деятельности полиции, носившей, репрессивный и жестокий характер и осуществлявшейся лишь в целях защиты самодержавной монархии и интересов государственной Церкви. Такая точка зрения присутствует практически во всех исследованиях советского периода. Борьба с сектантством и старообрядчеством представляется авторами лишь как борьба с инакомыслием, роль полиции преподносится с позиции официальной атеистической пропаганды. В работах Грекулова Е.Ф, Миловидова В.Ф., Клочкова В.В., Никольского Н.М., Третьяковой В.В. и других не раскрываются такие негативные стороны религиозного сектантства и старообрядчества, как крайнее изуверство, антигосударственная, антиобщественная, античеловеческая сущность многих неофициальных религиозных учений в России. По сути, авторы замалчивают и даже оправдывают деятельность, например, «скопцов» и «хлыстов», которая носила криминальный характер, представляя угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью, нравственности населения.

Более объективными в данном вопросе были дореволюционные исследователи «раскола», например, А.В. Попов, В.В.Есипов, Н.И. Надеж-дин, П.И. Мельников (Печерский). В их работах содержится огромный фактический материал как по истории религиозных преступлений, сектантства и старообрядчества, так и по истории борьбы правоохранительных органов дореволюционной России с этими видами правонарушений. Необходимо отдельно упомянуть также работы В.И. Даля, который, как и П.И. Мельников, являлся чиновником МВД Российской империи и имел непосредственное отношение к формированию государственной политики в сфере борьбы с религиозными преступлениями.

До настоящего времени в литературе совершенно не был отражен вопрос о деятельности охранных отделений Департамента полиции МВД по наблюдению за религиозными организациями, т.е. деятельности оперативно-розыскной.

Рассмотрение проблемы деятельности МВД Российской империи в сфере религиозных отношений невозможно без изучения истории государственно-церковных отношений в России. В литературе широко освещены политические, экономические, идеологические и философские аспекты взаимоотношений государства и Православной Церкви. Эти вопросы изучались в разное время разными авторами, которых можно разделить на три основные группы. Первую составляют официальные историки Церкви. В работах митрополита Макария, архиепископа Никанора, архиепископа Филарета (Гумилевского), Николая (Ярушевича) прослеживается четкая конфессиональная позиция в оценке роли Церкви в становлении российской государственности и развитии законодательства, месте Церкви в общественной жизни страны. Другая группа авторов представлена дореволюционными историками, правоведами, философами и мыслителями: Голубинский Е.Е., Павлов А.С., Гальковский Н.М., Тихомиров А.В., Мережковский Д.С., Милюков П.Н., Карташев А.В. и др. В их работах дается объемный анализ государственно-церковных отношений, и несмотря на различия в позициях, содержится критика государственной политики в отношении Церкви. К третьей группе авторов можно отнести ученых-религиоведов и историков советского периода. В работах Н.М.Никольского, Е.Ф.Грекулова, Н.С.Гордиенко, А.В.Белова, В.В. Клоч-кова и других, отмечается явная антицерковная позиция, выражающаяся в оценке роли и места Русской Православной Церкви в истории России, ее значения в государственной и общественной жизни до 1917 года.

Большой аналитический материал предоставляют издания последних лет по рассматриваемой проблеме. В уже упоминавшейся монографии

М.И.Одинцова дается насыщенный и объективный анализ взаимоотношений государства и Церкви в XX веке, особенно в той части, что касается вопросов эволюции правового регулирования и деятельности государственных органов дореволюционной России, осуществлявших церковную и религиозную политику.

Несмотря на наличие огромного по объему теоретического и фактического материала по проблемам государственно-церковных отношений в дореволюционной России, изучению собственно механизма государственно-правового регулирования отношений в сфере религии не уделялось должного внимания. Вопросы государственной политики по отношению к неправославным конфессиям в литературе отражены недостаточно, т.к. исследователи неминуемо вынуждены были бы заняться изучением роли и места ДДДИИ МВД в осуществлении этой политики, а этого, к сожалению, не произошло.

Отсутствие специальных исследований, посвященных проблеме деятельности МВД дореволюционной России в осуществлении государственной религиозной политики и обусловили выбор темы диссертации, ее основные цели и задачи.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в изучении и анализе историко-правовой литературы, законодательства России X - начала XX веков, архивных и иных документальных материалов с тем, чтобы проследить процессы развития государственно-религиозных отношений в России начиная с момента принятия христианства и на основе полученных сведений максимально полнее раскрыть и осветить роль и место МВД дореволюционной России в осуществлении религиозной государственной политики, в механизме регулирования отношений в сфере религии.

В соответствии с названной целью автор предпринимает попытку решить следующие задачи:

- рассмотреть историю развития государственно-церковных отношений в России с момента принятия христианства до учреждения министерств, при этом выделить роль Православной Церкви в формировании российской государственности и права, осуществлении государственной религиозной политики;

- изучить историю борьбы государства и Церкви с религиозными правонарушениями, установить характер и особенности участия Церкви и государственных правоохранительных органов в выявлении, предупреждении и пресечении старообрядчества и сектантства;

- изучить историю формирования государственной религиозной политики в XIX - начале XX веков, роль и место Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД в ее осуществлении, историю формирования самого Департамента, его структуры и функциональных задач, форм и методов деятельности, взаимодействия с другими органами и учреждениями;

- определить роль и место полиции дореволюционной России, а также сыскных полицейских учреждений в борьбе с религиозными правонарушениями в XIX - начале XX веков, изучить формы и методы полицейской деятельности в данном направлении;

- проанализировать деятельность ДДДИИ и Департамента полиции МВД в осуществлении религиозной политики в период после провозглашения «свободы совести» и до крушения российской монархии;

- сформулировать на основе изучения исторического опыта некоторые предложения по участию органов внутренних дел в регулировании отношений в сфере религии в современных условиях.

Объект исследования, - государственно-правовой статус МВД дореволюционной России в сфере регулировании религиозных отношений. Предмет исследования составляют правовые и организационные основы деятельности МВД по управлению духовными делами неправославных

конфессий, борьбы с религиозными правонарушениями, наблюдения за религиозными организациями со стороны подразделений МВД.

Хронологические рамки исследования. В целях обеспечения объективного подхода к рассмотрению проблемы государственно-церковных отношений в России, понимая закономерность развития этих отношений и их особенностей, максимально полного освещения роли и места МВД Российской империи в осуществлении государственной религиозной политики, в рамках первой главы исследования включены два основных блока: об основных тенденциях развития отношений государства и Церкви в X - начале XIX века, борьба государства и церкви с религиозными правонарушениями в X - XVIII веках. Хронологические рамки второй главы охватывают деятельность МВД империи в период с 1802 по 1905 годы, т.е. с момента учреждения МВД до издания указа «Об укреплении начал веротерпимости», а затем и до 1917 года. Период с 1905 по 1917 год выделен как период формирования новой религиозной политики государства, поиска новых форм и методов деятельности подразделений МВД по осуществлению религиозной политики.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод, в рамках которого применялись частнонаучные методы конкретно-исторического, формально-логического и системного анализа.

Исследование проблемы велось с позиций принципа историзма, выражающегося в освещении событий в их последовательности и взаимообусловленности, в соответствии с реальной исторической обстановкой.

Источниковую базу диссертации составляют документы из фондов Департамента духовных дел иностранных исповеданий, Департамента полиции МВД Российской империи, Министерства полиции, некоторых личных фондов, хранящихся в Центральном государственном архиве России и в Центральном государственном историческом архиве, а также фонды

Ульяновского областного архива, в частности фонд Уголовной Палаты Симбирского окружного суда.

Норматиивно-правовой материал почерпнут из Полного собрания законов Российской империи, Свода законов Российской империи, сборников уголовного законодательства дореволюционной России, сборников нормативных актов по борьбе с «расколом», других нормативных актов, ведомственных документов МВД Российской империи. При написании диссертации широко использовалась научная и специальная литература по вопросам религиоведения и правоведения, в т.ч. и дореволюционные издания.

Научная новизна диссертации заключается в том, что это первое исто-рико-правовое исследование, в котором регулирование отношений в сфере религии рассматривается как самостоятельное направление в деятельности Министерства внутренних дел.

В диссертации рассматривается понятие религиозного преступления, прослеживается эволюция этого понятия, вычленяются признаки и виды различных религиозных преступлений, виды и степень ответственности за их совершение.

Элемент новизны состоит в том, что в научный оборот вводятся многочисленные архивные материалы и документы, а также данные из редко встречающихся литературных источников.

Вопросы темы диссертации освещались с учетом последних научных исследований в данной области, новой историко-правовой литературы и современного законодательства.

Основные положения, выносимые на зашиту. Изучение роли и места МВД дореволюционной России в механизме регулирования отношений в сфере религии, позволило вынести на защиту следующие положения: - до учреждения МВД государство и Русская Православная Церковь осуществляли совместную политику в сфере религиозных отношений, причем

Церковь, обладая значительной юрисдикцией в данной сфере, играла главную роль в борьбе с религиозными преступлениями, вмешиваясь во все вопросы религиозных отношений. В процессе подчинения государству Церковь утрачивала функции регулирования отношений в сфере религии, эти функции переходили к светским органам власти, в том числе и к органам полиции;

- с учреждением МВД функция борьбы с религиозными преступлениями переходит окончательно к органам полиции, а Церковь становится лишь вспомогательной силой, выполняющей консультативные и иные второстепенные задачи;

- с учреждением Главного Управления духовных дел иностранных исповеданий, а затем - Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД, государственная Церковь перестает играть какую-либо роль в управлении духовными делами других конфессий, все вопросы регулирования отношений в сфере религии полностью переходят в руки светской власти;

- Министерство внутренних дел Российской империи играло главную роль в регулировании религиозных отношений, контролируя внутреннюю конфессиональную жизнь не только «иностранных исповеданий», но и Российской Православной Церкви;

- МВД, являясь исполнителем государственной религиозной политики, одновременно и формировало эту политику осуществляя собственную нормотворческую деятельность;

- деятельность МВД в сфере регулирования религиозных отношений осуществлялась в интересах государства, а не в узких интересах Российской Православной Церкви. Она была направлена на разрешение (сглаживание) не только межконфессиональных, но и межнациональных и социальных конфликтов, способствовала принятию взвешенных решений в междуна

родных отношениях, играла существенную роль в предупреждении различного рода правонарушений;

- после 1905 г. Министерство внутренних дел утрачивает большую часть своих полномочий в решении вопросов религиозной жизни в стране, в результате чего эффективность деятельности МВД в этой сфере понизилась.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что собранный и обобщенный материал дает возможность проследить и оценить процессы развития государственно-церковных отношений в России в период с момента принятия христианства до 1917 года, выявить характер и направленность государственной религиозной политики, роли и места в ее осуществлении Министерства внутренних дел. Материал, представленный в диссертации, может быть использован в дальнейших исследованиях по проблемам государственно-церковных отношений, при рассмотрении вопросов деятельности подразделений МВД и других министерств Российской империи в сфере религиозных отношений. Материал диссертации может быть использован при подготовке предложений по совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел с религиозными организациями, деятельности ОВД по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в религиозной среде и на религиозной почве, а также при подготовке предложений по профессиональной и гуманитарной подготовке сотрудников в системе учебных заведений МВД РФ.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации отражены в ряде публикаций, в том числе: в издании Московской патриархии «Альфа и Омега» № 2 за 1994 г., в журнале «Социум» № 4 (47) за 1995 год (статья «История одной кавалерийской атаки»), в брошюре «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (раздел «Ис-торико правовой обзор государственно церковных отношений в России»), издательство Свято-Владимирского братства, Москва, 1996 г., в справоч

нике «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера», издательство Миссионерского Отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви, Белгород, 1997 г., в лекционных материалах в системе гуманитарной подготовки сотрудников УВД Ульяновской области. Материалы исследования использовались МВД РФ при подготовке встречи министра внутренних дел РФ А.С. Куликова с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 30 августа, при подготовке Академией Управления МВД России Рождественских чтений в январе 1999 г. Выводы и обобщения диссертационного исследования использовались автором в выступлениях на международной христианской конференции «Тоталитарные секты в России», проходившей в Москве в мае 1994 года., а также на православной конференции в г.Клин Московской области в марте 1996 г.

Цели и задачи, предмет исследования определили содержание и структуру диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и других источников.

Подобные работы
Иваневский Вадим Евгеньевич
МВД России, 1880 - март 1917 гг. (Структура, функции, место в государственном механизме)
Рытченко Андрей Васильевич
Механизм правового регулирования правоохранительной деятельности МВД России в конце XIX - начале XX века (Историко-правовой аспект)
Шахбазов Роман Агамедович
Механизм правового регулирования социальной защиты военнослужащих внутренних войск МВД России : теоретико-правовой аспект
Целуйко Андрей Валерьевич
Роль и место МВД Российской империи в проведении земской и городской реформ второй половины XIX века
Калпинская Ольга Евгеньевна
Право на образование и механизм его реализации в системе МВД России :Теоретико-прикладной аспект
Ямбушев Фаиль Шамильевич
Правовое сознание в механизме правового регулирования общественных отношений
Митина Светлана Игоревна
Формирование и развитие механизма правового регулирования межгосударственных отношений в Эллинистическом мире (IV - I вв. до н.э.н.)
Шингарева, Наталья Викторовна
Роль МВД Российской империи в разработке и реализации законодательства о веротерпимости и свободе совести во второй половине XIXв. - феврале 1917 г. : Историко-правовое исследование
Шабалина Евгения Ивановна
Историко-правовое исследование места и роли органов прокуратуры в механизме Советского государства
Комарова Татьяна Львовна
Место и роль органов налоговой службы в механизме российского государства (Теоретико-правовое исследование)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net