Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Фольклористика

Диссертационная работа:

Тугов Владимир Батахович. Фольклор и литература абазин: динамика взаимодействия : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.09, 10.01.02 : Майкоп, 2003 372 c. РГБ ОД, 71:04-10/63

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение ." 3-10

Глава I. Героический народный эпос: идеи, образы, поэтика 11-50

Глава И. Волшебный мир сказки 51-127

Глава III. Жанрово-стилистические особенности народной

поэзии 128-194

Глава IV. Несказочная проза: установка на достоверность ...195-265

Глава V. Абазинская паремиология: воплощение

рационального 266-279

Глава VI. Динамика взаимодействия фольклора и литературы:

теоретические аспекты 280-342

Заключение 343-352

Словарь непереведенных слов и выражений 353-357

Библиография 358-372

Введение к работе:

Абазины, как и все народы мира, создали и сохранили богатый и самобытный фольклор. В мифологической и обрядовой поэзии, в героическом нарт-ском эпосе, в разнообразных песнях, сказаниях и сказках, преданиях и легендах, пословицах, поговорках, приметах и загадках, устных рассказах, притчах и анекдотах народ отразил своеобразие собственного исторического бытия, особенности художественного восприятия мира, характер образного мышления. При отсутствии национальной письменной литературы (абазины получили письменность в 1932 году) фольклор оставался едва ли не единственной сферой, в которой народные массы могли явить миру свой художественный талант, сохранить богатство языка, запечатлеть моральные взгляды, этические нормы. В фольклоре народ выразил свое отношение к явлениям общественной жизни, понимание гуманизма и патриотизма, героизма и героики, закрепил свой нравственный идеал, воспел героев-заступников, бичевал предательство, высмеивал общественные и бытовые пороки. Устное народное творчество, таким образом, становилось не только художественным феноменом, но и выразителем идеологии и философии народа.

Устное народное творчество - не только вид искусства, но и вместилище разнообразных народных знаний, показатель уровня и состояния культуры на разных этапах социально-экономического развития общества; в нем выпукло отразились творческие силы народа, его мечты и надежды, его исторический оптимизм.

Фольклор абазин отличается жанровым и тематическим богатством; он национально своеобразен и художественно самобытен. Подавляющее большинство записей и публикаций абазинского фольклора относится к прозе -эпические сказания, сказки, предания, легенды, устные рассказы и т.д.

Абазины подразделяют народную прозу на три вида повествования: лок (сказка), таурых или турых (история), хабар (весть, новость).

В народном сознании хабар - это рассказ, содержание которого достоверно. Под термином хабар объединяются повествования самого различного содержания: сказания о нартах, исторические предания, рассказы о выдающихся людях и событиях, о примечательных происшествиях, о происхождении фамилий и названий местности, народных песен и т.д.

Сказка же - ложь, вымысел. В обиходе лок стало синонимом неправды, небылицы, вымысла. Весьма близок к лок и таурых - повествование, насыщенное элементами чудесного, фантастического. Ныне таурых - синоним слова «лок». Сказители чаще всего пользуются им, а лок все больше и больше закрепляется за сказками о животных и небылицами.

Собранный и опубликованный материал устного народного творчества абазин убедительно доказывает, что фольклор этого народа по своему идейно художественному уровню и эстетическому совершенству ничем не уступает устно-поэтическому наследию других народов мира; об этом говорят и впервые приводимые в работе типологические параллели абазинской словесности с культурой Востока, древних Эллады и Рима, Византии и России.

Возникшая в начале XX века абазинская письменная литература за короткий исторический срок достигла идейно-эстетического уровня старописьменных литератур, творчески синтезировав в лучших произведениях поэзии, прозы и драматургии богатейший национальный художественный опыт и достижения зрелых эстетических систем. Широко привлекая национальные художественные традиции и диалектически развивая их, творчески адаптируя опыт русской классической и мировой литературы, новописьменная абазинская литература освоила все известные жанровые формы поэзии и прозы и сформировалась в эстетическую систему, способную воспроизвести в полноте социально-психологического содержания многовековой исторический путь народа, его бытие в разные эпохи, исследовать характер и судьбу человека в его сложных связях с действительностью. Зрелые произведения абазинских поэтов, прозаи-

ков и драматургов психологически достоверно раскрывают многообразие внутреннего мира человека, осваивают его духовные горизонты, глубоко и всесторонне изображают общественные конфликты.

Тем не менее, многожанровое, эстетически самобытное фольклорное наследие абазин и их художественно зрелая письменная литература остаются мало известными в научных и широких читательских кругах, недостаточно введены в науку, не стали неотъемлемой частью духовного мира современника. Между тем фольклор и литература абазин достойны самого пристального внимания, ибо они - неповторимо самобытная часть мировой художественной и философской культуры и заслуживают того, чтобы в полном объеме войти в духовный и интеллектуальный мир человечества.

Предлагаемая работа - попытка содействовать введению абазинской национальной устной и письменной словесности, как части духовной культуры человечества, в научный обиход. Сказанным и обосновывается актуальность темы исследования.

Научная новизна работы состоит, по убеждению автора, в следующем. История и культура абазин сравнительно давно стали объектом науки. Однако абазиноведение и сегодня испытывает ощутимый дефицит в концептуальных теоретических исследованиях, объективно разрабатывающих основные проблемы устной и письменной словесности абазин (недостаточно исследованы, например, вопросы жанрообразования, художественного конфликта, психологического анализа, романного мышления, взаимовлияния и взаимодействия фольклора и литературы, эволюции типов художественного мышления и т.д.). Автор предлагаемой работы впервые в отечественной филологической науке предпринял попытку решить одну из крупных научных проблем - системно и разноаспектно изучить жанры, темы, идеи, образы, поэтику абазинского фольклора; выявить и научно обосновать конкретные формы фольклорно-литературных взаимосвязей в их эволюции на разных этапах развития пись-

менной словесности; объективно проанализировать пути обретения художественной литературой собственного творческого метода. Это и обосновывает научную новизну предпринятого труда.

Объект исследования - как все жанры фольклора - от народного героического эпоса до паремиологической поэзии, так и произведения абазинских поэтов, прозаиков, драматургов, созданные за годы существования письменной художественной литературы.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили достижения современной филологической науки, реализовавшихся в трудах широко известных историков, этнографов, фольклористов и литературоведов (см. Библиографию).

Метод исследования - конкретно-исторический. Особое внимание в ра
боте уделяется неисследованным или мало исследованным проблемам абазин
ского фольклора в темах и образах, типологическим схождениям с устными и
письменными памятниками близких и дальних народов, вопросам взаимодей
ствия различных жанров устного народного творчества, эволюции художест
венного мышления, поэтике эпоса, сказки, песни, несказочной прозы, посло
виц, поговорок и загадок, конкретным типам и формам фольклоризма на раз
ных этапах развития литературы, в частности, в "литературно-
неопределившейся и в литературно-определившейся система»? [59:13].

Цели исследования. Основной целью исследования является определение жанровой системы абазинского фольклора, выявление на конкретном материале, а не в общем плане, особенностей поэтики каждого жанра в их эволюции, проследить пути возникновения письменной литературы, ее восхождение к высокому художественному качеству; установить характер и формы влияния фольклорных традиций на развитие письменного художественного слова.

Задачи исследования. Поставленные цели потребовали решения следующих задач:

- выявить идейно-тематические и стилистико-поэтические особенности
каждого жанра фольклора (принципы построения сюжета, композиции; опре
деление своеобразия жанрового состава абазинского фольклора; раскрытия ха
рактера, использования изобразительных и выразительных средств и т.д.);

установить закономерности эволюции художественного сознания народа на протяжении длительного исторического времени;

исследовать пути возникновения письменной литературы и роль фольклорных традиций в этом процессе;

раскрыть сложную динамику фольклорно-литературных взаимосвязей на разных этапах развития письменной литературы;

научно обосновать закономерность смены фольклорного типа мышления литературно-реалистическим.

Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что привлеченные к анализу материалы и полученные результаты подготовят условия для сознания теоретических работ, обобщающих опыт становления и эволюции новописьменных литератур, а также выявляющих динамику фольклорно-литературных взаимосвязей на различных этапах развития письменной словесности и научно устанавливающих смену типов художественного мышления. Таким образом, выводы и заключения автора могут иметь и общеметодологическое значение.

Практическая значимость работы. Выполненное исследование поможет в создании объективной истории абазинской устной и письменной словесности; оно может быть использовано в общих курсах "Устное народное творчество", "История и теория новописьменных литератур", при чтении лекций по фольклору и литературе абазин, в написании школьных и вузовских учебных пособий, в дипломных и диссертационных работах, в проведении спецсеминаров и спецкурсов.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Исследование путей и форм взаимодействия и взаимовлияния фольклора и новописьменной литературы — актуальная проблема филологической науки. Ее научное решение требует учета и объективного изучения всего комплекса вопросов, выявляющих как общие закономерности развития словесного искусства, так и реализация особенного в художественной культуре этноса — устной и письменной.

2.Абазинский фольклор - самобытная и сложная жанровая система, важнейшая субстанция национальной культуры, имеющая определенное философское, нравственное, этическое и эстетическое единство.

3.Материал абазинского устно-поэтического творчества, с одной стороны, вносит коррективы в общую теорию специфики жанров фольклора, а с другой - показывает, как и в чем проявляется их национально-неповторимая самобытность в темах, идеях, образах, языке, изобразительных и выразительных средствах.

4.Жанры абазинского фольклора — героический народный эпос, сказка, песня, несказочная проза, паремиологическая поэзия — могут внести уточнение в определение границ «фольклорного историзма», в установлении его «уровней» в различных жанрах, в выяснении их познавательно-эстетических возможностей в реальной исторической определенности.

5.Типологические параллели и схождения, обнаруживающиеся в абазинском фольклоре и в устной и письменной словесности других — близких и дальних — народов, меняют, расширяя и обогащая, спектр межэтнических культурных контактов, существовавших с древнейших времен и неизбежно приводивших к адаптации в национально-образной стихии иноязычного художественно-эстетического опыта, что значительно «пересматривает» проблему источников литературы.

б.Реальная картина возникновения и эволюции абазинской письменной литературы в ряде случаев не согласуется с устоявшимися теоретическими схемами и умозрительными заключениями. Это обстоятельство настоятельно требует уточнение, дополнения и пересмотра ряда прежних теоретических положений.

7.Современная абазинская литература — зрелая, национально-самобытная эстетическая система, динамично развивающаяся по своим законам; фольклор - лишь одна из традиций, активно и перманентно привлекаемая поэтами, прозаиками, драматургами для решения своих творческих замыслов.

Апробация материалов исследования. Основные положения данного исследования докладывались на Всесоюзных, Всероссийских, региональных научных конференциях; они опубликованы в ряде академических изданий, изложены в 6 монографиях и 8 учебных пособиях для средних учебных заведений Карачаево-Черкесской Республики и РФ; изложены в предисловиях и комментариях к изданным автором 5 книгам памятников абазинского фольклора, в статьях, предисловиях, послесловиях, тезисах, опубликованных в разных изданиях.

Автор настоящего исследования широко цитирует привлекаемые к ана
лизу материалы по двум причинам. Во-первых, он убежденно придерживается
того мнения, что выводы и заключения должны вытекать из анализируемого
материала, а не заранее сформулированы. Во-вторых, абазинские фольклорные
и литературные памятники сравнительно мало известны даже специалистам
филологам. Учитывая это, автор пытается полнее представить материал, на ко
тором делаются обобщения и заключения. Все фольклорные и литератур
ные материалы цитируются в переводе автора исследования - для сохранения
максимальной адекватности оригиналу. Слова, оставленные в абазинской
транслитерации, объясняются в Словаре непереведенных слов; цифры в квад-

ратных скобках означают: первая - номер источника в Библиографии, вторая (через двоеточие) - страницу.

Подобные работы
Турусов Игорь Васильевич
Предания о Кузьме Рощине в фольклоре, литературе и лубке
Поздеев Вячеслав Алексеевич
Фольклор и литература в контексте "третьей культуры"
Сайдалиев Хуршед
Образ Имама Хусайна в таджикском фольклоре и письменной литературе
Глушко Мария Андреевна
Взаимодействие качественных и количественных аспектов в динамике глагольной парадигмы
Власова Анна Аскольдовна
Жанровый инвариант и его модификации в фольклоре и литературе
Поздеев Вячеслав Алексеевич
Фольклор и литература в контексте "третьей культуры"
Уразова Насия Мухамедчановна
Х. Ярми о влиянии фольклора на формирование татарской литературы
Уразова Насия Мухамедчановна
Хамит Ярми о влиянии фольклора на формирование татарской литературы
Лойтер София Михелевна
Русская детская литература XX в. и детский фольклор
Кондрашова Ирина Игоревна
Идея художественного синтеза и роль фольклора в концепции личности в прозе русской литературы конца XIX - начала XX века

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net