Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Русская литература

Диссертационная работа:

Оленский Борис Иванович. Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова (От "Бурыги" до "Русского леса". Историко-литературный и актуальный контекст) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Краснодар, 2004 232 c. РГБ ОД, 61:04-10/1173

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Реальный и идеальный образ Родины в литературно-художест венных исканиях Леонида Леонова 20-30-х годов (Морфология- национально-исторической преемственности и «корневого» самосознания) „...-. 10

ГЛАВА 2. Родословная подвига как индивидуально-творческое «поле битвы» Леонида Леонова в роковые сороковые (Духовно- нравственный ренессанс «внутри» и «снаружи») 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 205

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 222 

Введение к работе:

Ситуация духовно-нравственного кризиса побуждает исследователей к поиску высоких идеалов, способных побудить общественное сознание к возрождению высокой духовности и нравственной силы.

Анализ литературного наследия выдающихся советских писателей позволяет наглядно проиллюстрировать этапы возрождения и становления новой личности, личности - творческой, ищущей, созидающей. В этом контексте творчество Леонида Максимовича Леонова гармонично вписывается в летопись основных исторических, идейно-нравственных поисков отечественных писателей прошлого столетия.

Для понимания сущности эпохальных событий XX века важнейшую роль играет историко-литературная ретроспектива творчества великого мастера. Выделение в качестве главной исследовательской задачи проблемы народно-патриотического пафоса в произведениях Л. Леонова оказалось необходимо оправданным, т. к. позволяет постичь глубину творческих замыслов эпохи.

У каждого писателя есть свой взгляд на человека, на процессы формирования личности, участие ее в общественной жизни страны. По изменению взглядов писателя на проблему взаимоотношений общества и личности можно судить о содержательной стороне его творческой эволюции.

Уже в 20-е годы Л. Леонов как художник становится продолжателем традиций великих русских классиков - Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. «Леонов не только хочет вписать в жизнь свою авторскую оценку явлений,- писал Д. Горбов, - придать этим явлениям им самим законченного, а потому неизбежного и замкнутого миропонимания, сколько откликнуться на все ее звучания, как чуткая и верная мембрана» (32. С. 168).

Художник редкого дарования, талантливо владеющий мастерством в любом литературном жанре, создал бесценные по философской глубине и своеобразию художественного отображения действительности романы: «Бурыга», «Барсуки», «Вор», «Соть», «Скутаревский», «Дорога на Океан», «Русский лес» и пьесы: «Унтиловск», «Усмирение Бададошкина», «Нашествие», «Ле-нушка», «Золотая карета», «Волк», «Обыкновенный человек», «Половчанские сады», «Метель», повести: «Взятие Великошумска»», «Evgenia Ivanovna» и др. В зависимости от социально-психологической конкретики переживаемого времени аспектами проблемы народно-патриотического пафоса становились такие грани «онтологического бытия» личности в произведениях Леонова, как: личность и время, масса и личность, человек «с личностью» и человек «без личности» («маленький человек»), общественно-актуальное и личностно-востребованное, диалектика духовно устоявшегося и социально-радикального.

Есть некая родословная леоновских героев, писал Олег Михайлов, и она просматривается через все творчество писателя. Идейно-смысловая направленность этой родословной ведет нас от «Вора» к «Соти» и «Скутаревскому», а «Скутаревский» подготавливает рождение романа «Дорога на Океан». Оба последних произведения (уже в обратной, видимой для нас сегодня перспективе) создают дальнейшие предпосылки для возможного появления образов и открытий, угадываемых в «Мироздании по Дымкову». «Жизненный материал, исследуемый Леоновым, - это всегда самые острейшие, самые актуальные и «больные» вопросы современности, которые писатель решает страстно, с большой ответственностью перед человеком, перед будущим» - отмечает Г.Н. Щеглова (204. С. 4).

Примечательной особенностью отображения героев в произведениях Леонова является то, что писатель чутко связывал процесс их духовного роста с эволюцией конкретно-исторического явления, что позволяет прозреть начало непреходящее, обусловленное наличием глубокого в идейном замысле романов Л.Леонова, художественного мировосприятия, которое определяется моментами непрерывности духовной традиции, учетом метафизического уровня исторического бытия.

АКТУАЛЬНОСТЬ предлагаемого исследования определяется тем, что опубликованные в печати критические и историко-литературоведческие иссле дования по проблематике патриотизма в творчестве Л. Леонова основаны на методологии, исключающей учет национальных корней, духовные основы героического начала в творчестве писателя. В современной критике нарочито замалчивается, а порою искажается сущность идейных истоков высокой духовности и культуры народа. Это приводит к тому, что читатель не может представить всей полноты происходящих в XX веке событий, способствующих формированию высоких духовно-нравственных основ личностного начала.

С одной стороны, в критике идет очернение и шельмование всего того, что пережило поколение 20-х - 30-х годов, с другой - наблюдается ностальгия о прошлом, далеко не безупречном опыте. Художественная правда о событиях тех лет всегда занимала и занимает серединное положение в общем философ-ско-публицистическом дискурсе эпохи.

Поиск истины возвращает нас к творчеству выдающихся мастеров отечественной литературы, таких как Леонид Леонов, герои которого ярко и многогранно иллюстрируют духовно-нравственную эволюцию личностного начала героев в масштабе векового диапазона. Герои Леонова символизируют дух своей эпохи, жизненная сила которой была направлена на борьбу и преодоление разрухи, голода, мракобесия, вывела страну из вековой отсталости. Попытка поиска истоков жизненной силы в творчестве великого мастера, национальной идеи, способствующей возрождению духовно-нравственных основ, является исследовательской задачей, связанной с творчеством Л. Леонова.

В настоящее время под воздействием СМИ, искусственно насаждающих чуждую идеологию, происходит крушение традиционных основ общества, рвется нить, связующая поколения. Остро ощущается утрата морально-нравственных ориентиров, способных сплотить народ под знаком объединяющей национально-патриотической идеи. Отсюда жизненно важным является обращение к лучшим произведениям отечественной литературы - источнику народной мудрости, воплощенной в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. М. Горького, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Л. М. Леонова и др.

НОВИЗНА предлагаемого исследования заключается в изучении творческих воззрений Л. Леонова сквозь призму отображения им духовно-нравственного макрокосмоса и установления причины его редукции, в переосмыслении методологических подходов к отображению образа новой России..

ЦЕЛЬЮ диссертационного исследования является изучение истоков народно-патриотического пафоса в художественном мире Леонида Леонова, выявление духовно-нравственных основ личностного начала героев, отображенных сквозь призму таких категорий, как народность, историзм, гуманизм. Для достижения обозначенной цели в работе решаются следующие ЗАДАЧИ:

1. Установление имеющегося многообразия принципов художественного мировидения писателя в их связи с проблемой отображения эпохальной лич ности в литературно-историческом процессе XX столетия;

2. Определение типологических черт личностного характера героев произ ведений Л.Леонова и установление динамики формирования в их сознании зре лых патриотических чувств;

3. Прояснение онтологических основ идейно-психологического замысла леоновскои трагедии, которые мотивируют героическое самоутверждение личности, социальную эволюцию характера и его нравственный статус;

4. Выявление философско-эстетической сущности процесса становления личности в произведениях Леонова, характера связей отдельно взятого героя с народом, путей и форм борьбы с проявлениями мещанства и иждивенчества.

Работа не претендует на полноту аналитического образа всего литературного творчества писателя.

ПРЕДМЕТОМ исследования служит эволюция творческих воззрений Л. Леонова в период с 20-х по 60-е годы XX столетия, пути формирования писателем методологических подходов в раскрытии проблем личности в рамках единого культурно-творческого диалога рассматриваемой эпохи.

МАТЕРИАЛОМ для исследования послужили этапные в концептуальном отношении произведения писателя, такие как: романы «Бурыга», «Барсуки», «Вор», «Соть», «Скутаревский», «Дорога на Океан», частично «Русский лес», пьесы «Половчанские сады», «Унтиловск», «Волк», «Обыкновенный человек», «Нашествие», «Ленушка», повести «Взятие Великошумска», «Конец мелкого человека», «Провинциальная история», а также публицистика автора.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ базой диссертационной работы являются исто-рико-литературоведческие исследования и теоретические труды Грозновой Н. А., Ершова Л. Ф., Зайцева Н. В., Ковалева В .А., Крылова В. П., Лежнева А., Палиевского П. В., Платошина Г. И., Пормана Р. Н., Селивановского А., Стариковой Е. В., Финка Л. А., Чеботарева В. Г., и др.

МЕТОДЫ исследования: сравнительно-типологический, культурно-исторический.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ значимость диссертации заключается в том, что применение аксиологического подхода к исследованию проблемы народно-патриотического пафоса в творчестве Леонова, изучаемого сквозь призму разноплановых личностных черт его героев, позволило проследить эволюцию формирования нравственно-этических черт народного самосознания, установить содержательные свойства общественно-психологического типа эпохи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ значимость работы состоит в возможности использования материалов и результатов исследования при чтении курса «Истории русской литературы XX столетия», спецсеминаров по проблемам переосмысления творческого наследия Л. Леонова.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Проблема народно-патриотического пафоса выступает как стихия света в художественном мире Леонида Леонова, определяющая идейно-эстетическое содержание творчества писателя и своеобразие его мировоззренческой эволюции.

В философско-нравственной подоплеке произведений Леонова сконцентрированы важные мысли о духовных поисках и становлении личностного начала, путях единения ее личности и общества, путях и формах борьбы с любыми проявлениями мещанства и иждивенчества. Основными чертами его творческого стиля являются философичность, подтекстовость как средство увеличения содержательного объема мыслей, утонченная психологическая разработка характеров героев.

2. Предметом художественного исследования творчества Л. Леонова является центральный образ Родины. Своеобразие отображения этого образа определено особым качеством творческого мировидения писателя — «русскостью» (В. Распутин). Особый угол зрения автора на эту проблему заключается в открытом им принципе «логарифмирования», который представляет собой емкую «упаковку» событий (Л. Леонов), в результате которых выявляются скрытые до поры исторические тенденции.

Структура образа Родины связана с эволюцией взглядов писателя. С 20-х годов этот образ постоянно эволюционизировал от изображения трущоб «Зарядья» до «Сотьстроя» или «Дороги на Океан», до приобретения новых очертаний, глубины, связанной с новым обликом России. Тем не менее он сохранил в неприкосновенности многие из ранее познанных им характерных черт духовности русского народа.

В начальных творческих опытах писателя Россия представала в сказочном облике («Бурыга», «Гибель Егорушки»). Писатель рассматривал ее неповторимые черты сквозь призму мифологии. Веселая, шумная, озорная и пестрая предстает Россия со страниц ранней прозы писателя. Это, прежде всего Россия простонародная, крестьянская, впитавшая легенды и мифы предков, где отличительной чертой характеристики бурлящей народной жизни является колорит. Любовь к Родине Леонов понимает очень широко, включая в это понятие и уважение к национальным святыням, культуре, любовь ко всему живому на земле, умение трудиться, готовность отдать за нее жизнь. Леонов считает, что «чувство родины в каждом гражданине соразмерно его личному вкладу в общенародное дело».

3. Поиски наиболее удачной формы отображения героико-патриотической темы привели Леонова к драме. Эта форма помогла ему ярко и убедительно отобразить героическую личность - личность сильную, целеустремленную, беспредельно любящую свою Родину, погибающую во имя высокой гражданской цели. Ответом писателя на запросы трагической и одновременно героической эпохи, вскрывающей несгибаемую волю и мужество советских людей в их великой освободительной миссии, стали пьесы «Нашествие», «Ленушка», повесть «Взятие Великошумска».

Народно-патриотический пафос наиболее ярко проявился в творчестве Леонова в годы Великой Отечественной войны, прежде всего в его публицистике. Он поражает современников своей мощью, придает творчеству особую идейную силу, полемичность, объемность и публицистическую страстность. Патриотизм советского человека, провозгласившего свое отечество духовным пристанищем человечества, для Леонова является самым святым чувством.

АПРОБАЦИЯ научных результатов исследования происходила: в процессе выступлений на научных конференциях, посвященных творчеству Л.Леонова. По теме диссертации опубликовано 5 работ.

СТРУКТУРА диссертации включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список, содержащий 198 источников. 

Подобные работы
Джос Елена Федоровна
Семейно-родовой мир М.Е. Салтыкова-Щедрина: эстетическая модель, историко-публицистический контекст и литературные перспективы
Терехина Вера Николаевна
Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века. Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика
Мочалина Наталья Владимировна
"Зеркало света" Федора Туманского (1786-1787 гг.) в историко-литературном контексте последней четверти XVIII века
Гавриленко Татьяна Александровна
Концепция "чистого искусства" в историко-литературном контексте середины XIX века
Сорокин Алексей Игоревич
Творческая индивидуальность М. С. Досова (1887-1938) в историко-культурном контексте
Костылева Светлана Юрьевна
Роман Н. Е. Вирты "Одиночество": историко-литературный контекст и поэтика
Звонова Светлана Александровна
Творчество Ю. Н. Верховского в историко-культурном контексте первой трети XX века
Деготьков Александр Анатольевич
Драматургия В.А. Дьяченко в историко-литературном контексте 1860-х - 1870-х годов
Умрюхина, Наталья Владимировна
Проза М.Я. Козырева 1920-х гг. : Историко-литературный контекст, проблематика, поэтика
Чиркова Анна Валерьевна
Романы И. И. Лажечникова в историко-культурном контексте

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net