Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Русская литература

Диссертационная работа:

Ли Су Ен. Поэтика циклов И. Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы" : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : СПб., 2005 190 c. РГБ ОД, 61:05-10/729

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

В ведени е , 3

Глава I.

Спор эстетики и политики: полемика 1920-30-х гг. вокруг «Конармии» и

«Одесских рассказов» 13

Глава II.

Герои «Конармии» и Конармия как герой 33

  1. Введение 33

  2. Старый мир: его ипостаси и составляющие 36

  3. Новый мир и era адепты 45

  4. Свидетель истории Кирилл Лютов 73

Глава III.,

«Одесские рассказы». Конец ретроспективной утопии 88

  1. Введение 88

  2. «Одесские рассказы» в зеркале критики 20-30-х гг. 91

  3. Очерк «Одесса» как литературный манифест И. Бабеля 93

  4. Поэтика цикла «Одесские рассказы» , 110

  1. Канонический состав цикла и время его создания ПО

  2. Место и время действия 112

  3. Герой и тип конфликта 123

  4. Художественная структура цикла 135

  5. Одесса-герой и повествователь 145

  6. Мир «Одесских рассказов» как мир ретроспективной утопии 147

  7. Развязка конфликта в макросюжете цикла 153

Заключение 162

Список литературы

Введение к работе:

Исаак Эммануилович Бабель принадлежит к писателям, чье творчество сформировалось на базе достижений русской культуры XIX - начала XX века. В его художественной личности высокий эстетический уровень соединился с необычными, используя термин Максима Горького, «моими университетами» -с постижением и практическим участием в круговерти революционной бури и Гражданской войны. Результатом явился необычный взлет творчества Бабеля в 1920-е годы, проявившийся в создании циклов рассказов «Конармия» и «Одесские рассказы». Современная Бабелю критика сразу отреагировала на это свежее литературное явление, и произведения вызвали бурную дискуссию современников. Но в 1930-е годы имя писателя гораздо меньше упоминалось в советской литературе, он стал объектом обвинения в сомнительном молчании. Как известно, в 1939 году Бабель был арестован и вскоре расстрелян (1940). Вплоть до 1957 года в СССР его творчество замалчивалось.

Несмотря на короткую писательскую судьбу и небольшой объем произведений, Бабелю посвящено огромное число научных работ. Российские ученые уделяли основное внимание историко-биографическому исследованию творчества писателя (работы Г, Белой, В. Ковского, Ф. Левина, Л. Лившица, И. Смирина, С. Поварцова), Изучением поэтики Бабеля занимались преимущественно зарубежные исследователи (Й. Баак, А. Жолковский, Э, Зихер, П. Карден, Ш. Маркиш, Дж. Фален, М. Эре, М. Ямпольский и др.), хотя в последнее время этот исследовательский аспект привлекает внимание и российских ученых (И. Есаулов, Е. Добренко, В. Эйдинова и др.). Национальные аспекты творчества Бабеля рассмотрены Я. Либерманом, М. Фридбергом и др. В последнее время наблюдается тенденция анализа

произведений писателя с точки зрения мифопоэтики (работы Ю. Щеглова и Т. Накамуры),

Тем не менее, как отметил один из исследователей Бабеля Виктор Ерлих, «несмотря на некоторые проницательные оценки его прозы и его судьбы, Бабель остается одним из наименее расшифрованных современных русских мастеров»1.

Основные причины «нерасшифрованное» творческого феномена Бабеля следующие: 1) проблема реконструкции истории текстов в связи с утратой рукописей циклов «Конармия» и «Одесские рассказы» ; 2) сознательная установка Бабеля на формирование авторского образа «хитрого» и «загадочного» писателя-«мистификатора» ; 3) полисемантичность текста, открывающего возможность разнообразных трактовок, порой противоречащих друг другу; 4) национальная специфика бабелевских произведений4. Все эти факторы обуславливают широкую разноплановость выводов исследователей творчества Бабеля, зачастую обуславливаемую различием в методах анализа наследия писателя.

Обычно произведения И. Бабеля разделяют на три категории по тематическому принципу: произведения «конармейские», «одесские» и «автобиографические»5.

Eriich V. Color and Line: The Art of Isaac Babel if Erlich V. Modernism and Revolution: Russian Literature in Transition. Harvard University Press. Cambridge, Messachusetts, London, England, 1994. P. 145.

2 Об этом см.: Ковский В. Судьба текстов в контексте судьбы // Вопросы литературы. 1995. № 1.С. 23-78.

См.: Катаев В. Алмазный мой венец: Роман, повести, рассказы. М., 2003. С. 483-484,; Иванова Т. Глава из жизни. Воспоминания. Письма И. Бабеля // Октябрь. 1992. № 5. С. 185,; Воспоминания о Бабеле, М., 1989.

4 Об этой проблеме см.: Либерман Я. Исаак Бабель глазами еврея. Екатеринбург, 1996. С. 6-10.

«Автобиографическими» считаются почти все рассказы, кроме «конармейских» и «одесских». Напр. «Детство. У бабушки», «Вечер у императрицы», «История моей

До сих пор главное внимание исследователей творчества писателя было направлено на его прославленный цикл «Конармия». В сравнении с ним второй бабелевский цикл - «Одесские рассказы» считался «вторичным явлением». Оба цикла чаще всего изучались отдельно, так как, на первый взгляд, они, действительно, представляются полностью автономными. Ряд критиков и ученых пытались выделить черты, объединяющие два цикла. Результаты их анализа можно разделить на четыре группы. Во-первых, еще при жизни Бабеля некоторые прозорливые критики, такие, как например, В. Полонский, М. Слоним, сравнили два произведения и пришли к выводу, что «Конармия» и «Одесские рассказы», в сущности, представляют собой этапы творческого пути писателя. Если в «Одесских рассказах» доминировало романтическое восприятие действительности, то в «Конармии» оно исчезало, и писатель переходил к более объективному жесткому реализму. Во-вторых, некоторые авторы отметили типологическое сходство героев обоих циклов. И конармейские герои (казаки), и одесские герои-налетчики являлись носителями силы. Обычно исследователи этой группы выдвигали на первый план «проблему насилия», в том числе связанного с эротизмом, и отмечали их эстетическую взаимосвязь6. В-третьих, некоторые исследователи считали, что два цикла объединяет общий предмет изображения - «страсть и хаос», и связывали такую характеристику изображаемого с самоидентификацией автора как еврея7. В-четвертых, дальнейшее развитие постулата о самоидентификации Бабеля приводило ученых к выводу о природе характерной для обоих циклов

голубятни», «Первая любовь», «Пробуждение», «В подвале», «Гюи де Мопассан», «Улица Данте», «Ди Грассо» и др.

6 Еще при жизни Бабеля сходство главных героев его циклов отмечали такие критики как
например, В. Вешнев и др. Главное современное исследование этого аспекта творчества
Бабеля: Sicher Е. Style and Structure in the Prose of Isaak Babel'. Ohio, Columbus, 1986. P. 39-
51.

7 Falen J. Isaac Babel. Russian master of Short Story. Knoxville, 1974. P. 59.

6 амбивалентности позиций автора и героя-повествователя (желание слиться с доминантной силой, и одновременно чувство отвращения к насилию; ностальгия по своему народу и, одновременно, желание избежать его участи). Как отмечал ряд ученых, амбивалентность является одной из основных особенностей поэтики бабелевского творчества8. Но, порой, сравнение двух циклов под этим углом зрения приводило исследователей к выводу, что «Одесские рассказы» менее объективны, чем «Конармия»9.

Несмотря на отмеченные попытки выявить общие черты двух циклов Бабеля, до настоящего времени в центре внимания исследователей находится «Конармия», а «Одесские рассказы» остаются несправедливо недооцененными. До сих пор отсутствуют исследования, обоснованно и развернуто рассматривающие существующую органическую связь двух циклов. Остается также нерешенным вопрос научного осмысления творческого замысла Бабеля одновременно создать два цикла.

Настоящая диссертационная работа базируется на двух постулатах, давно уже общепризнанных в бабелеведении. Во-первых, оба цикла создавались параллельно и одновременно в первой половине 1920-х годов, когда Бабель работал активнее всего. Можно утверждать, что во время работы над двумя произведениями в идейной позиции писателя не происходило никаких изменений10, и оба одновременно написанных цикла, взаимно дополняя Друг друга, отражают его мировоззрение. Во-вторых, как известно, основным способом изображения у Бабеля является прием контраста («игра

8 См.: Жолковский А.,Ямпольский М, Бабель/Babel. М., 1994. С. 8.

9 Маркиш Ш. Бабель и другие. М., 1997. С. 22,

10 Так утверждает ряд работ см.: Смирин И. «Одесские рассказы» И. Э. Бабеля // Труды
кафедры русской и зарубежной литературы. Алма-Ата, 1961. Вып. 3. С. 43.; Лившиц Л. К
творческой биографии Исаака Бабеля // Лившиц Л. Вопреки времени. Избранные работы.
Иерусалим-Харьков, 1999. С. 271-274.; Андрушко Ч. Жизнеописание Бабеля Исаака
Эммануиловнча, Poznan, 1993. С. 65.

антитезы»). Однако многие критики и исследователи, отмечая значение этого художественного приема, не применяли его к анализу бабелевских циклов и рассматривали каждый из них отдельно. Мы проанализируем значение этого приема для рассмотрения двуединства циклов и постараемся понять почему Бабель создавал их одновременно.

Актуальность диссертации определена тем, что она представляет собой первое развернутое научное исследование поэтики двух циклов И. Бабеля «Конармия» и «Одесские рассказы» как двух равнозначных составляющих творчества писателя.

Объектом исследования является проза И. Бабеля, рассматриваемая как целостное художественное явление.

В настоящей диссертации предметом анализа являются «Конармия» и «Одесские рассказы» Бабеля. Два цикла анализируются как произведения синтетического «жанра-ансамбля» (термин акад. Д. С. Лихачева). Можно согласиться с определением И. Эренбурга, который отметил, что творчество Бабеля разделяется на два мира - «дореволюционную Одессу и поход Первой Конной»11. Тщательное научное рассмотрение двух циклов в одной работе может способствовать решению задачи раскрытия целостности художественного мира Бабеля. При рассмотрении циклов мы исходили из того, что каждый из них является завершенным циклизованным произведением (т. е. имеет законченную художественную структуру) . В настоящей диссертации

11 Эренбург И. И. Бабель // Бабель И. Избранное. М., 1957. С. 6.

А. Жолковский полагает, что цикл «Конармия» трудно считать завершенным произведением. См.: Жолковский А. Метапортрет художника в юности // Жолковский А., Ямпольский М. Бабель/Babel. Мм 1994. С. 16. Но большинство ученых считают циклы «Конармия» и «Одесские рассказы» целостными и завершенными. В диссертации мы опираемся на мнение большинства исследователей. Так, например, Е. Добренко убедительно доказывает смысл циклизации рассказов «Конармия». См.: Добренко Е, Логика цикла // Белая Г., Добренко Е., Есаулов И. «Конармия» Исаака Бабеля. М, 1993. С.

принимаются за основу доказанные исследователями параметры

канонического текста циклов, согласно которому «Конармия» состоит из 34-х рассказов; «Одесские рассказы» - из 4-х произведений.

Цель диссертации - анализ двух циклов И. Бабеля («Конармия» и «Одесские рассказы») как единого художественного целого и выявление их существенной органической связи на структурном и идейном уровне. Цель исследования диктует свои задачи:

1. Изучение художественных особенностей двух циклов Бабеля в
контексте творческого наследия Серебряного века, и прежде всего, русского
символизма.

2. Анализ поэтики «Конармии» и «Одесских рассказов» (герои,
сюжет, характер конфликта и пр.), а также сопоставление параметров
художественного времени, пространства, структуры и образов обоих циклов.

Научная новизна исследования заключается в предпринятом впервые сопоставительном анализе поэтики «Конармии» и «Одесских рассказов» Бабеля; в раскрытии эстетических, философских и культурологических связей между ними и в выявлении принципов их слияния в единое художественное целое.

Методология исследования. Диссертационная работа предполагает историко-литературный и сравнительно-типологический методы анализа, рассмотрение философско-эстетических воззрений И. Бабеля в рамках обширного историко-культурного контекста.

Теоретической основой исследования стали работы С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, Н. В. Корниенко, А. В. Лаврова, Д. С. Лихачева, Б. В.

39. И. Есаулов также рассматривает цикл «Одесские рассказы» как четко циклизированное произведение. См.: Есаулов И. «Одесские рассказы» Исаака Бабеля: Логика цикла // Москва. 2004. № 1. С. 204-216.

9 Томашевского, В. Н. Топорова, В. Е , Хализева и др. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Анализ прижизненной критики двух циклов Бабеля показал, что в 20-е годы началось исследование их поэтики и наметилась тенденция к выявлению параметров целостного художественного мира писателя. Однако с начала 30-х годов идеологические критерии стали подменять эстетические, что на долгие годы задержало научное исследование творчества Бабеля.

  2. Анализ поэтики каждого цикла, а затем сопоставительный анализ поэтики «Конармии» и «Одесских рассказов» позволил сделать следующие выводы:

  1. «Конармия» - повествование о настоящем, чья сила направлена на разрушение прошлого во имя фантастического будущего. «Одесские рассказы» - изображение ретроспективной утопии.

  2. Оба цикла соединяются в целостную картину художественного видения исторического развития. История возникает в обликах прошлого, настоящего и будущего.

  3. «Прошлое» показано в облике идеализированной ушедшей Одессы («Одесские рассказы», «Настоящее» явлено в образе несущих смерть красноармейцев («Конармия»).

  4. Соположение двух циклов на основе принципа контраста позволяет прояснить скрытую авторскую позицию. Для Бабеля чаемое «светлое будущее», построенное на смерти людей и тотальном разрушении старого, -это антиутопия. Создав одновременно два цикла («Конармию» и «Одесские рассказы»), «молчальник» Бабель методом «игры антитезы» художественно ясно высказал все, что хотел сказать современникам и потомкам.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы из 372 наименований.

В Первой главе рассматривается история полемики, возникшей вокруг «Конармии» и «Одесских рассказов» при жизни автора. Появление бабелевских циклов вызвало самые разнообразные отклики критиков-современников, стоящих на различных эстетических и идейных позициях. Крайняя противоречивость их мнений отражает изначальную полифонию сложного художественного мира Бабеля. Но именно эта полемика (с активным участием С. Буденного - прототипа одного героя «Конармии») сыграла роковую роль в трагической судьбе писателя.

Во Второй главе при рассмотрении уже достаточно хорошо изученного цикла «Конармия», мы стремимся обобщить и максимально учесть при дальнейшем анализе наиболее значимые концепции. В данной главе художественная структура цикла «Конармия» рассматривается как целостное художественное произведение. Для раскрытия идейно-художественной структуры цикла применен метод анализа системы его героев, рассмотренных в их отношении к доминирующему акту, каким в «Конармии» предстает акт разрушения (деструкции). Каждый из персонажей может быть; 1) объектом разрушения; 2) субъектом разрушения; 3) раздвоенным наблюдателем разрушения. В ходе анализа рассмотрено соотношение двух антагонистических миров: 1) «старого мира» - мира объектов разрушения (мира статики = культуры) и 2) «нового (мира динамики = варварства = грядущего «светлого будущего»), о котором мечтают субъекты разрушения - конармейцы. В главе проанализирована амбивалентная позиция человека «пограничного сознания» -повествователя Лютова. Анализ системы героев позволяет уточнить генезис

11 жанра «Конармии», восходящей по своему макросюжету и системе персонажей к античной трагедии (два протагониста и хор). Подобная организация повествования соответствует основной теме произведения — теме насильственного разрушения.

Объектом исследования в Третьей главе являются «Одесские рассказы», которые, по нашему мнению, являются произведением, положившим в литературе начало «одесскому мифу» и выражающим ранние эстетические принципы Бабеля. «Одесские рассказы», кажущиеся простым произведением, на самом деле включают в себя огромный историко-культурный контекст. В диссертации «Одесским рассказам» уделяется больше внимания в связи с тем, что по сравнению с «Конармией» они менее изучены. В данной главе предметом анализа являются не только цикл «Одесские рассказы» (4 рассказа), но и очерк «Одесса», и поздние рассказы, в которых действуют те же герои , что и в «Одесских рассказах», но действуют уже на ином историческом фоне (послереволюционной Одессы).

Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием комплекса современных литературоведческих методов, а также внутренней непротиворечивостью результатов исследования.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов по истории русской литературы XX века; спецкурсов и спецсеминаров по истории советской литературы 20 -30-х годов, по творчеству И. Бабеля и авторов «Одесской школы». Диссертационная работа может быть полезной кафедре «Русская литература» южно-корейского университета Чунг-Анг, разрабатывающей тему: «Проблемы развития литературы в 1920 - 1930-е годы». Данные исследования могут быть также использованы в практике преподавания в средней школе.

Апробация работы : Основные положения диссертации изложены в статьях 1) "Структура деструкции (К вопросу о поэтике «Конармии» И. Бабеля)" в журнале «Ойгукхак Ёнгу» (The Journal of Foreign Studies), Ансонг (Республика Корея), 2004, Vol. 8. P. 151-172; 2) "Об одном лейтмотиве в «Конармии» И. Бабеля" в сборнике «Герменевтика в гуманитарном знании», СПб., 2004. С. 143-146.; 3) "Спор эстетики и политики (Полемика 1920 - 1930-х годов вокруг «Конармии» и «Одесских рассказов» И. Бабеля)" в журнале «Русская литература», СПб., 2004. № 3. С. 211-220. По материалам диссертации сделан научный доклад на Международной научно-практической конференции «Герменевтика в гуманитарном знании» (СПб., Международная Академия Высшей Школы; Невский Институт языка и литературы, 21-23 апреля 2004 г.)

Подобные работы
Карасева Ольга Геннадьевна
Поэтика рассказов Е. И. Замятина в контексте авторской концепции синтетизма : 1920-е годы
Семёнова Светлана Сергеевна
Поэтика рассказов П.С. Романова
Глобова Юлия Львовна
Поэтика сборника рассказов В. Набокова "Возвращение Чорба"
Сат Надесса Дарымаевна
Особенности жанровой поэтики "народных рассказов" Л.Н. Толстого
Зонова Елена Вячеславовна
Творчество М. Я. Козырева: поэтика сатирических рассказов и повестей
Селезнева Марина Анатольевна
Поэтика характеров в "Рассказах 1922-1924 годов" М. Горького
Кузьмина Ольга Анатольевна
Рассказы А. Т. Аверченко (Жанр. Стиль. Поэтика)
Пушкарь Галина Александровна
Типология и поэтика женской прозы гендерный аспект : на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л Улицкой : на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой
Дедюхина Ольга Владимировна
Сны и видения в повестях и рассказах И.С. Тургенева : проблемы мировоззрения и поэтики
Егорова Мария Константиновна
Рассказы и повести П. Ф. Нилина (Проблематика и поэтика)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net