Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Литература народов Российской Федерации

Диссертационная работа:

Карамова Альбина Зявдатовна. Психологизм в творчестве Амирхана Еники : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Казань, 2005 166 c. РГБ ОД, 61:05-10/698

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Мастерство Амирхана Еники в изображении душевных

процессов 15

  1. Психологизм в рассказах 1920-40-х годов 15

  2. Идейно-художественные особенности внутренней речи 28

  3. Роль пейзажа и деталей в процессе создания образа 58

  4. Внешнее проявление внутреннего состояния персонажей 84

Глава 2. Психологический аспект раскрытия характера главного героя и

психология творчества писателя в повести «Страницы прошлого» 105

2.1. Особенности психологической характеристики главного героя 105

2.2. «Страницы прошлого» как источник изучения психологии
творчества А.Еники 129

Заключение 142

Библиография 151

Введение к работе:

Актуальность исследования. Современный этап изучения истории
татарской литературы характеризуется усилением внимания к особенностям
изображенного мира художественного произведения, специфике отражения
во всей глубине и многообразии внутреннего мира человека, способности

художников слова описывать различные психологические состояния и процессы с помощью художественных средств. В контексте данной тенденции назрела необходимость изучения психологизма как теоретической проблемы.

Психологизм как способность проникать во внутренний мир человека в
той или иной мере присущ творчеству каждого писателя. В национальной
литературе есть имена, творчество которых стало вершиной мастерства в
использовании психологических форм и приемов, обозначив прорыв на этой
стезе, но их единицы. Одним из них является классик татарской литературы
XX века, народный писатель Татарстана Еникеев Амирхан Нигметзянович
а (1909-2000).

А.Еники вошел в татарскую литературу как художник необыкновенно

широких и разносторонних творческих возможностей, как неповторимый в

своей индивидуальности мастер-психолог. Талантливого писателя отличает

интерес к развитию мыслей и чувств героев во всем их многообразии и

непосредственности, к подробностям изменения характера не только под о

определяющим воздействием среды, но и в результате довольно устойчивого
самостоятельного внутреннего развития, нравственных исканий героя.
Вопрос психологизма в творчестве писателя представляется узловой
проблемой, приобретает первостепенное значение для углубленного
понимания его неповторимой творческой индивидуальности.
в Степень разработанности проблемы и темы. Идейно-эстетическое

толкование психологизма Н.Г.Чернышевским не утратило своего значения и в современном понимании. Он указывал на его разновидности: «Одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние

4 общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего - связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей...» (Н.Г.Чернышевский, 1947, 425).

В статье А.Иезуитова «Проблемы психологизма в эстетике и литературе» (1970, 39-57), которая включена в сборник «Проблемы психологизма в современной литературе», понятию «психологизм» отводится большое место. В ней указываются причины его появления, рассматриваются элементы психологизма в античной литературе, показывается его развитие в различные периоды. Той же теме посвящена работа В.В.Компанейца «Художественный психологизм в современной литературе (1920-е годы)» (1980, 113). Автор прослеживает общую картину становления психологизма, останавливается на особенностях психологического изображения героев в произведениях классиков русской литературы XIX века, показывает зарождение психологизма в русской советской литературе, отмечает развитие традиций классики и то новое, что характерно для молодой советской литературы. Он также рисует «приливы» и «отливы» психологизма, обусловленные как специфическими условиями пореволюционной эпохи, так и творческой индивидуальностью того или иного художника слова. Перечисленные выше авторы утверждают, что в современном литературоведении теоретический аспект рассматриваемой проблемы разработан еще недостаточно четко. Они указывают на неопределенность, неоднозначность понятия «художественный психологизм», на нерешенность таких вопросов, как место психологического анализа в структуре художественного произведения и его зависимость от специфики жанра и т.д. (В.В.Компанеец, 1980, 18).

По мнению А.Иезуитова, «психологизм - родовой признак искусства слова, его органичное свойство, свидетельство художественности» (А.Иезуитов, 1970, 39). Данное суждение поддерживается и В.Компанейцем.

Литературный психологизм - «художественное изображение внутреннего мира персонажей, т.е. их мыслей, переживаний, желаний т.п.»

5 (А.Б.Есин, 1988, 12). И не просто изображение, а «исследование душевной жизни в ее противоречиях и глубинах» (Л.Я.Гинзбург, 1977, 318).

«Психологический анализ предполагает объект, на который он должен быть направлен». Объектом психологического анализа, - считает С.Г.Бочаров, - может быть «внутренний мир как нечто, само по себе занимающее художника, способное привлечь его самостоятельный и специальный интерес» (С.Г.Бочаров, 1960, 92-93). «Формы выражения психологического анализа в произведениях чаще всего зависят от сознательной установки писателя, от характера его дарования, личностных свойств, от ситуации в произведении и т.д.» (В.В.Компанеец, 1980, 18). Формы проявления психологизма в художественном произведении четко определяются А.Есиным: «Психологизм в литературном произведении складывается из таких его форм, как внутренний монолог, диалог, авторское повествование о мыслях и чувствах героя, несобственно-прямая речь, психологические предметные детали, самоанализ персонажей, композиционно-повествовательные формы писем, дневников, снов, видений т.п.» (А.Б.Есин, 1982,20).

Психологическое изображение в литературе может осуществляться в нескольких формах. Две из них были выявлены И.В.Страховым: «Основные формы психологического анализа возможно разделить на изображение характеров действующих лиц, выражаемых при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; на психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики» (И.В.Страхов, 1973, 4). А.Б.Есин эти формы называет «прямой» и «косвенной». В литературе намечены два принципа: динамический (раскрытие духовного облика людей в их действиях и поступках) и аналитический (изображение течения чувств и мыслей героев в непосредственной форме). Суть этих принципов и форм одинаковая. А.Б.Есин приводит еще способ - «суммарно-обозначающий», суть которого

заключается в «назывании, предельно кратком обозначении тех процессов, которые протекают во внутреннем мире» (А.Б.Есин, 1988, 13). Психологическое изображение «извне» В.В.Компанеец называет «психофизиологическим параллелизмом» (1980, 21). На данные аспекты мы и будем опираться при изучении психологизма в творчестве А.Еники.

В исследовании данной проблемы татарское литературоведение достигло определенных результатов. Так в основе работ М.Х.Гайнуллина, Ю.Г.Нигматуллиной, И.З.Нуруллина, А.Д.Сайганова, М.Хасанова стоит вопрос о творческом методе, об отношении литературы к действительности, о современнике. Ценным в них является отражение особенностей психологизма в творчестве писателей в разные периоды, методы, стилевые течения. В трудах М.Х.Гайнуллина (1975, 307), И.З.Нуруллина (1971, 350), А.Д.Сайганова (1982, 167; 1972, 54), посвященных исследованию просветительского реализма, говорится о зачатках, первых элементах психологизма в литературе XIX века. Психологизм у представителей критического реализма начала XX века Ф.Амирхана, Ш.Камала, Г.Ибрагимова изучается более дифференцированно. Именно творческий опыт этих писателей дает основание говорить о подлинном художественном психологизме как о существенном признаке критического реализма. В творчестве этих писателей накоплен большой опыт целостного познания духовного мира человека и утвердились тенденции художественного психологизма. Они находят творческое, новаторское развитие в литературе XX века.

Первые картины воспроизведения духовной жизни наблюдаются еще у древних татарских авторов: Хорезми, Сайяди (А.Д.Сайганов, 1982, 92). В них внимание художников слова было направлено на отдельные проявления психологического состояния человека, его чувства, эмоции, но не отражена их внутренняя связь, проявляющаяся в противоречиях, в продолжительном развитии. Однако уже возникла потребность освещать внутренний мир человека. Психологизм в произведениях того времени ярко проявился в

7
изображении любовных чувств и переживаний, человеческих страстей. По
утверждению Д.С.Лихачева, в конце XIY и в начале XY века «в центре
внимания писателей ... оказались отдельные психологические состояния
человека, его чувства, эмоциональные отклики на события внешнего мира.
Но эти чувства, отдельные состояния человеческой души не объединяются
еще в характеры. Отдельные проявления психологии изображаются без
всякой индивидуализации и не складываются в психологию» (Д.С.Лихачев,
1999, 87). Эти слова критика можно отнести и к татарской литературе.
Творчество татарских писателей XIX века представляет нам образцы в
области проникновения в духовную сферу своих героев. Татарская
литература этого периода имела благодатную почву для углубления
изображения духовного мира душевной стороны человека. Ее идейной
предпосылкой явился просветительский идеал общественно активной
личности. Все идеальные герои характеризуются положительными
общественными качествами. Вклад просветительской прозы в

художественную разработку психологизма вплоть до конца XIX века был весьма скромным. Мы, придерживаясь мнений М.Х.Гайнуллина, И.З.Нуруллина, А.Д.Сайганова, можем говорить о зачатках, первичных, простых формах психологизма. Одна из причин этого, надо полагать, заключается в том, что писатели смотрели на мир через призму просветительских идей - сущность человека определялась его отношением к просвещению. Следует сказать, что зачатки, простые формы психологического изображения являлись почвой для расцвета углубленного психологизма в начале XX века.

Художественный психологизм в татарской прозе начала XX века сформировался на основе овладения достижениями восточной, русской и европейской классики в переплетении с использованием внутренних традиций. Классики прозы: Ф.Амирхан, Г.Ибрагимов, Ш.Камал, Г.Исхаки и другие — большое значение придавали изображению внутреннего мира героя. Эти писатели раскрываю облик своих героев не только через их действия и

8 поступки, но и при помощи детального анализа внутренних переживаний. Они также в литературно-критических работах поднимали вопрос о психологизме. «В произведениях мы встречаемся с понятиями «индивидуальная психология героев», «внутренний мир», «внешние события» (Ф.М.Хатипов, 1981, 19). Через психологию личности они раскрывают сущность общественных отношений. Психологическая драма человека выступала социально обусловленной, порожденной какими-то существенными процессами общественной истории.

Татарская критика внимательно следила за художественным становлением прозаика А.Еники, но интерес к его творчеству возрос в 1950-е годы, после публикации повести «Болотный цветок». Ее появление вызвало много литературно-критических статей. Писателя обвиняли в преувеличении негативных сторон жизни людей, в неспособности увидеть в них положительное, его осуждали за изображение героев в отрыве от трудовой жизни, от коллектива (К.Фасеев, 1963, 133; Р.Фаизова, 1964, 131). Статья И.З.Нуруллина (1956, 89-93), которая была написана с целью защиты писателя от односторонних, несправедливых нападок, подытоживает противоречивые суждения, высказанные в отношении к этой повести. В ней он предлагает ключ, который помог правильно понять и оценить пафос этого произведения. Статьи Ф.М.Мусина (1977, 161-170; 1964, 121-130), Р.А.Мустафина (1963, 278-280; 1964) являются образцом поступательного движения в направлении правильного понимания эстетики А.Еники. Г.М.Халит (1969, 112-128) показывает несостоятельность некоторых негативных (по идеологическим мотивам) оценок произведений писателя. Определяющей чертой творчества писателя он считает изображение психологического драматизма человеческих судеб, взаимоотношений между героями. Г.М.Халит верно заметил: «На передний план выдвигаются внутренние, психологические отношения героев, как говорил Горький, симпатии и антипатии друг к другу, столкновения-конфликты и противоречия» (1969, 127).

Психологизм прозы А.Еники неоднократно привлекал внимание исследователей. Объектом исследования в статье Р.Х.Сверигина «Характер и психологическая достоверность» (1976, 31-48) является психологическое мастерство ряда писателей. Наряду с творчеством писателей Ф.Хусни, Г.Баширова, А.Расиха, Р.Тухфатуллина, исследователь раскрывает своеобразие психологизма и у А.Еники. Он отмечает присущие рассказам и повестям А.Еники внутреннюю напряженность, философичность, изображение художником душевной красоты, духовной эстафеты поколений. Он также рассматривает продолжение традиций психологизма в творчестве писателей А.Гилязова, Н.Фаттаха, Р.Тухфатуллина, которое выражается в разнообразных психологических приемах: во внутренних монологах, мысленных диалогах, параллелизме произнесенной и внутренней речи, в лиризме, эмоциональности.

В 1970-е годы книга Ф.М.Хатипова «Духовный мир героя» (1977, 296) явилась первым в татарском литературоведении монографическим исследованием, в котором были освещены философско-литературоведческие аспекты художественного изображения психологии человека, поэтика психологизма. В ней раскрываются истоки психологизма, начиная с древних времен и кончая первой третью XX века, конкретно анализируется творчество основоположников подлинного художественного психологизма в татарской литературе: Ф.Амирхана, Ш.Камала, Г.Ибрагимова, изучается плодотворное влияние других литератур, прежде всего русской, на татарскую прозу в эстетическом освоении внутреннего мира героя. В работе исследуется художественно-психологическое содержание труда, духовный мир советских рабочих, тружеников села, людей умственного труда, изображенных в художественном произведении, рассматриваются некоторые художественно-стилевые особенности психологизма. В работе Ф.М.Хатипова духовный мир героя исследуется на материале современной татарской прозы в целом, а в статье «Амирхан Еники» (2001, 97-122), написанной им в соавторстве с Р.Х.Сверигиным и включенной в академическую книгу

10 «История татарской литературы», рассматривается только проза А.Еники. В ней в хронологической последовательности, целостно дается образно-тематический анализ его рассказов и повестей, определяется их идейно-эстетическая направленность, своеобразие психологизма, особенности языка произведений писателя. Хотя авторы и не ставят цели специально исследовать особенности психологизма, но в ходе анализа произведений выявляют такие его черты, как отражение противоречивости личности, порождающей конфликт, противопоставление чувств героя и окружающей среды, внутренние переживания героя, оттеняющиеся соответствующим состоянием природы. Последнюю форму В.В.Компанеец именует «психологическим параллелизмом», утверждая, что «сопоставление переживаний человека - по контрасту или созвучию - с картинами природы позволяет с большей полнотой и рельефностью выявить внутренние психологические процессы» (В.В.Компанеец, 1980, 20). Дополнением к этим работам является статья М.Ш.Залялиевой «Амирхан Еники (пласты ощущений)» (2001, 128), в которой эти особенности имеют место. Кроме них, она еще выделяет способность «порождения многоголосия во внутреннем мире героя», «реальное изображение национально-исторических проблем с помощью деталей, психологических диалогов и символов» и «песню, углубляющую человеческие переживания». Последняя особенность Р.Х.Сверигиным и Ф.М.Хатиповым рассматривается как усиливающий элемент лиризма в произведениях, обогащающий его чувствами, переживаниями. Выявленные формы не противоречат основным формам психологизма, определенным И.В.Страховым и А.Б.Есиным.

В статьях Ф.Г.Галимуллина (2000, 50-51; 1995, 200), Э.Г.Нигматуллина (1980, 143-148), Ф.С.Сафиуллиной (1979, 122-127), Ф.К.Баширова (1992, 167-173), Н.Г.Гиззатуллина (1972, 191-208; 1988, 114), Р.Г.Салихова (1972, 111-119; 1974, 173-175; 1978, 97-110), Ф.А.Ганиевой (1983, 143-151) вопросы изображения духовного мира героев затрагиваются в ходе идейно-тематического, сравнительно-сопоставительного анализа рассказов и

повестей, наблюдения над процессом роста художественного таланта писателя, философской глубины его творчества, а также совершенствования стиля.

Первые монографические исследования творчества А.Еники относятся к 1990 годам. В диссертационной работе Д.Э.Ибатуллиной (1993, 21) проводится целостное исследование поэтики творчества А.Еники, которое позволяет раскрыть как индивидуальную творческую манеру, так и типологические особенности его прозы. Значимость диссертационной работы А.Р.Мотигуллиной (2000, 22) состоит в том, что она исследует художественные особенности создания характеров в рассказах, повестях, сатирических и автобиографических произведениях. Анализируются также их сюжетно-композиционные особенности произведений и психологические типы, созданные А.Еники. В статье «Проблема одиночества в прозе А.Еники» (А.Р.Мотигуллина, 2001, 59-62) выявляется проблема одиночества в военных рассказах писателя, которая рассматривается в связи с жестокой действительностью, внутренним миром и характером героя.

Очень важны наблюдения этих авторов в постижении особенностей психологизма в творчестве А.Еники. О творчестве писателя довольно много написано, его рассказы, повести и сегодня находятся в центре внимания татарского литературоведения. Тем не менее, нет специальных крупных работ, которые проследили бы утверждение форм и приемов психологизма в творчестве А.Еники.

Цель работы - исследование психологизма в творчестве А.Еники.

В соответствии с целью определены и выполнены нижеперечисленные задачи:

- обобщить теоретический материал по проблеме художественного
психологизма на материале рассказов и повестей А.Еники;

- провести выборочный анализ и интерпретацию произведений писателя;

- раскрыть особенности психологизма, формы и приемы
психологического изображения героев в произведениях писателя;

проанализировать психологический аспект эволюции характера в автобиографической повести «Страницы прошлого»;

исследовать произведение «Страницы прошлого» как источник психологии творчества писателя.

Объект исследования - рассказы и повести А.Еники.

Предмет исследования - особенности отражения внутреннего мира героя с помощью специфических средств и приемов в творчестве А.Еники.

Материалом исследования выбраны наиболее значимые в плане нашей проблемы повести и рассказы военных и послевоенных лет.

Методологической и теоретической основой исследования являются
работы, освещающие художественный психологизм (Н.Г.Чернышевского,
Д.С.Лихачева, А.Иезуитова, Л.Я.Гинзбург, В.В.Компанейца,

О.Н.Осмоловского, Т.С.Карловой, Т.Л.Мотылевой, С.Е.Шаталова, А.П.Скафтымова, А.Б.Есина, М.Б.Храпченко, С.Г.Бочарова, А.Павловского, В.Е.Хализева), а также труды, посвященные психологии художественного творчества (Б.С.Мейлаха, М.Б.Храпченко, А.Г.Цейтлина, М.Арнаудова, П.Н.Медведева), вопросам изучения татарской прозы в целом и творчества А.Еники в частности (Ф.М.Мусина, Ф.Г.Галимуллина, Ю.Г.Нигматуллиной, Р.К.Ганиевой, Х.Ю.Миннегулова, Ф.С.Сафиуллиной, Ф.К.Баширова, Н.Г.Гиззатуллина, Ф.А.Ганиевой, Д.Э.Ибатуллиной, Ф.М.Миннуллина, Р.Г.Салихова, А.Р.Мотигуллиной). Использовались работы И.В.Страхова, Л.С.Выготского, находящиеся на стыке литературоведения и психологии.

Методы исследования. В работе проводится конкретно-текстовое исследование произведений А.Еники на основе сравнительно-исторического метода, метода интерпретации художественного произведения. При этом теоретический подход сочетается с историко-литературным и литературно-критическим ракурсами.

Научная новизна работы заключается в изучении проблемы эволюции психологизма в творчестве А.Еники, в исследовании форм и приемов психологического изображения героев с учетом достижений теории и

13 практики современного литературоведения. В связи с этим:

- изучаются элементы психологизма в довоенной прозе и их
трансформация в военных рассказах писателя;

выявляются основные формы проявления и функции внутренней речи героев в произведениях;

рассматривается «косвенная» форма психологизма;

исследуется психологический аспект эволюции характера в творчестве писателя на примере автобиографической повести «Страницы прошлого»;

- анализируется произведение «Страницы прошлого» как источник
изучения психологии творчества писателя.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данной работы могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий по истории татарской литературы XX века, разработке спецкурсов по творчеству А.Еники, написании учебников, преподавании татарской литературы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях и т.д.

Апробация работы. Основные положения, выводы диссертационного исследования изложены в научных докладах, прочитанных на итоговых научных конференциях на кафедре татарской литературы в Казанском государственном педагогическом университете (2002,2004), на научных конференциях молодых ученых при КГПУ (2001-2004), на научной конференции молодых ученых и аспирантов в ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова (2004). По теме диссертации опубликовано 4 статьи:

1. Кэрамова А. Еники стиленец кайбер узенчолеклвре (уртак свйлэм) /
А.Кэрамова // Милли мвдэният. - 2002. - № 2. - Б. 88-90.

2. Карамова А. А.Еники - писатель-психолог // Технологии
совершенствования подготовки педагогических кадров: наука и практика
(Научные труды ученых КГПУ) / А.Карамова. - Казань: Изд-во КГПУ, 2002.
-С. 23-26.

3. Кэрамова А. Э.Еники ижатында эчке монолог // Татар эдэбияты

)

14 мэсьэлэлере. Унынчы жыентык / А.Кэрамова. - Казан: КДПУ нвшр., 2003. -Б. 121-127.

4. Карамова А. Психологизм в рассказах А.Еники 1940-х годов // Наука и школа / А.Карамова. - 2004. - № 8. - С. 57-58.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net