Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Русский язык

Диссертационная работа:

Алтухова Ольга Николаевна. Ономастический контекст в постмодернистской литературе (На материале произведений В. Пелевина) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 : Волгоград, 2004 176 c. РГБ ОД, 61:05-10/527

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 4

Глава I. Виды ономастических контекстов в литературе постмодернизма

§ 1. Формирование понятия «контекст» в лингвистике 10

§2. Постмодернизм как литературное направление и новое понимание контекста

§3. Имя собственное в художественном тексте 23

§4. Поэтоним в контексте постмодернистского художественного произведения

Выводы по главе I 38

Глава II. Семантические преобразования ономастических единиц в макроконтексте произведений В. Пелевина

§ 1. Антропопоэтонимы в романе «Чапаев и Пустота» 40

§2. Топопоэтонимы в произведениях В. Пелевина 56

§3. Зоопоэтонимы в романах, повестях и рассказах писателя 64

§4. Космопоэтонимы и мифопоэтонимы в художественно пространстве повестей и романов В. Пелевина

§5. Периферийные классы онимов в произведениях писателя 73

§6. Поэтонимы-медиаторы в текстах В. Пелевина 81

Выводы по главе II 90

Глава III. Семантические особенности имен собственных в мегаконтексте романов, повестей и рассказов В. Пелевина

§ 1. Заглавия произведений автора 93

§2. Аллюзивные антропопоэтонимы как средство создания мегаконтекста в произведениях писателя

§3. Языковая игра с именами собственными в текстах В. Пелевина 126

§4. Виртуальная (имплицитная) ономастика в произведениях писателя

Выводы по главе III 146

Заключение 148

Список источников 151

Список использованной литературы 152

Приложение 171 

Введение к работе:

На современном этапе развития лингвистики особую актуальность приобретают проблемы ономатопоэтики (литературной поэтической ономастики) — новой дисциплины, возникшей в 50-60-е гг. XX в., изучающей специфику употребления имен собственных в художественной речи.

Несмотря на то, что это относительно новое направление, появилось уже значительное количество работ, посвященных литературной ономастике (М.С. Альтман, Л.И. Андреева, Л.Н. Волкова, И.Б. Воронова, СИ. Зинин, Ю.А. Карпенко, Т.Н. Кондратьева, В.А. Кухаренко, Э.Б. Магазаник, В.Н. Михайлов, Г.А. Силаева, А.И. Турута, О.И. Фонякова и мн. др.).

В художественном произведении каждое имя, как и каждое слово, включено в многообразные связи с окружающим контекстом. Поскольку художественный текст есть функционально-замкнутая система эстетически организованных речевых средств, имя собственное обрастает в нем множеством смысловых связей, сложных ассоциаций и коннотаций, которые образуют его индивидуально-художественную семантику. О суггестивности как общем свойстве семантики имени собственного говорит И.О. Фонякова. Под этим термином она понимает «накопление разного рода коннотаций и семантических компонентов, идущих от ассоциации в тексте и за текстом» [1990:32].

Данное исследование посвящено ономастическому контексту в русской постмодернистской литературе. Это направление занимает главенствующую роль в конце XX — начале XXI века. Его истоки лежат в творчестве таких писателей как Вен. Ерофеев, А. Битов, А. Терц. Постмодернизм получает дальнейшее развитие в прозе С. Соколова, Вик. Ерофеева, Д. Галковского, А. Жолковского, Вс. Некрасова, поэзии Д. Пригова, Т. Кибирова, Л. Рубинштейна, И. Иртеньева и многих других авторов. Последнее десятилетие принадлежит таким сравнительно молодым писателям как В. Пелевин, В. Сорокин. Главная заслуга постмодернизма в том, что он вернул литературу массовому читателю. Существенная роль в популяризации этого литературного направления принадлежит средствам массовой информации, благодаря которым постмодернизм входит в жизнь современного человека. Удивительно, но это практически единственное направление в литературе, которое «живет» реально, оказывая значительное влияние на наше мировоззрение и отношение к жизни.

В качестве своей общей методологической установки постмодернизм избрал языковые игры. Постоянное изобретение фразеологизмов, слов и значений, которые на уровне речи служат фактором эволюции языка, доставляет писателям-постмодернистам большое наслаждение.

Удовольствие языковой игры состоит в изобретении новых ходов.

Хотя существует большое количество литературоведческих работ, посвященных этому направлению, можно отметить практическое отсутствие лингвистических исследований, связанных с языковой спецификой постмодернизма. Имена собственные в литературе этого направления еще не привлекли исследовательского интереса, поэтому выявление особенностей их использования у писателей-постмодернистов представляется нам важной задачей. Необходимость постановки этой проблемы диктуется развитием литературного процесса, практикой использования языка. Имя собственное всегда было важным стилеобразующим компонентом любого литературного текста. Для анализа использования ономастических единиц в условиях новой художественной реальности мы обратились к текстам В. Пелевина. Проза этого современного писателя-постмодерниста является наименее изученной с языковой точки зрения. Имена собственные у В. Пелевина как наиболее яркий языковой аспект заслуживают пристального внимания. Это обусловливает актуальность выбранной нами темы.

Объектом данного исследования избран ономастический контекст в произведениях В. Пелевина. Предметом диссертации является формирование и закономерности развития контекста имени собственного в текстах писателя.

Цель работы состоит в выявлении способов формирования ономастического контекста в русской постмодернистской литературе, а также смыслового потенциала имен собственных, создающих его.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

определить содержание понятия «ономастический контекст», установить разновидности ономастических контекстов и их границы в литературе постмодернизма;

выявить состав и объем исследуемых ономастических единиц в произведениях В. Пелевина;

проанализировать семантические преобразования онимов в контекстах разных видов, установить зависимость употребления имени собственного и его значения от контекста произведений постмодернистского направления;

определить особенности имен собственных в произведениях писателя и характерные черты ономастического пространства в идиостиле В. Пелевина.

Методологической базой работы служат общеязыковедческие положения о взаимосвязи языка и общества, различии между языком и речью, принцип исследования объекта во всех его связях и отношениях, что предполагает многоаспектное изучение языковых единиц. Данное исследование опирается на достижения в области ономастики, литературной ономастики, теории контекста, лингвистического и филологического анализа художественного текста.

Основными методами исследования являются: описательный, представленный совокупностью следующих приемов: наблюдение, сопоставление, обобщение, классификация и комментирование анализируемого материала, а также метод контекстуального анализа. В работе использован прием количественных подсчетов.

Источником языкового материала послужили рассказы, повести и романы В. Пелевина, общим объемом 150 п.л.

Материалом исследования, полученным методом сплошной выборки, является картотека, состоящая из 2365 имен собственных в 12 763 словоупотреблениях.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые определены параметры ономастического контекста и границы его отдельных видов, рассмотрены ономастические характеристики постмодернистского текста, выявлена зависимость употребления имен собственных от их разрядной отнесенности и сюжетных особенностей произведения.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно вносит вклад в разработку актуальных для современной литературной ономастики проблем текстообразующей роли имен собственных в постмодернистской литературе, в определение видов ономастических контекстов и анализ проблем теории художественного текста.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее результатов в спецкурсах по литературной ономастике, стилистике и лингвистике текста, а также в работе над составлением словаря языка писателя.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В литературном произведении имя собственное с наибольшей полнотой раскрывает свой изобразительный потенциал в контексте. Ономастический контекст представляет собой такую глобальную текстообразующую ситуацию, при которой в художественном произведении с наибольшей полнотой реализуется смысловой потенциал поэтонима. В литературе постмодернизма существуют следующие типы ономастических контекстов: микроконтекст (обычно равен абзацу), макроконтекст (контекст на уровне всего произведения) и мегаконтекст (выходящий за пределы художественного текста).

Среди поэтонимов, которые встречаются в текстах писателя, можно выделить ономастические единицы, объединяющие художественное пространство произведений автора {медиаторы). Поэтонимы-медиаторы у писателя представляют собой две группы: а) сквозные антропоэтонимы (возникающие в нескольких произведениях автора), которые позволяют сделать вывод о существовании героев его романов, повестей и рассказов в одной художественной реальности; б) антропонимические единицы с необычным звучанием, связывающие произведения и их центральных персонажей, что помогает читателю проследить эволюцию образа главного героя в творчестве В. Пелевина.

Ономастические единицы употребляются в текстах писателя как интертекстуальные аллюзии. Мы выделяем следующие аллюзивные имена собственные в творчестве В. Пелевина:

имя собственное-аллюзия на известное историческое лицо, имя собственное-аллюзия на литературный (фольклорный) персонаж, 3) имя собственное-аллюзия на библейский образ (сюжет), 4) имя собственное-аллюзия на мифологический образ (сюжет), 5) имя собственное-аллюзия на известное событие.

4. Поэтонимы широко используются в постмодернистской прозе как средство языковой игры, которая проявляется в текстах автора на фонетическом (приемы параномазии и анаграммы), графическом (замена местоимения «я» в тексте на транскрипционный вариант), лексическом (приемы инверсии) уровнях. Языковая игра с ономастическими единицами в произведениях В. Пелевина может иметь усложненную форму. 5. В ономастическое пространство творчества писателя входят не только имена собственные, встречающиеся непосредственно в произведениях В. Пелевина, но и виртуальные онимы — имена собственные, которые не упоминаются в текстах автора, но возникают в языковом сознании читателя на основе аллюзий и ассоциаций. Существует несколько способов возникновения виртуальных онимов в произведениях В. Пелевина: имя героя, воспроизведение стиля автора, общность мотивов, ситуаций, описание внешности героя, аллюзия на название известного произведения, цитата, сходство персонажей и их функций, образ, ассоциативная связь финалов. Виртуальные имена собственные образуют ономастические цепочки — ряды онимов, выстраиваемые читателем с помощью ассоциаций. Длина цепочек зависит от культурной и языковой компетенции реципиента. Апробация исследования. Теоретические положения и практические результаты исследования были представлены в докладах на Международной ономастической конференции в Волгограде (2001), международной научной конференции в Магнитогорске (2003), всероссийских конференциях в Армавире (2003) и Майкопе (2004), обсуждались на заседаниях кафедры общего и славяно-русского языкознания и аспирантского семинара. Основные положения данной работы изложены в 4 публикациях. Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников, списка использованной литературы и приложения «Перечень ономастических единиц в текстах В. Пелевина «Чапаев и Пустота», «Generation "П"», «Жизнь насекомых».

Подобные работы
Схаляхова Саида Шамсудиновна
Концепты "венчание", "брак", "семья" как отражение русского менталитета : на материале языка произведений русской литературы
Иакобишвили Инга
Словесные способы убеждения в речевой ситуации личного спора : на материале произведений русской художественной литературы
Фролова Мария Владимировна
Функционирование глаголов межличностных и социальных отношений в произведениях русской литературы 20-х годов XX века : на материале текстов А.П. Платонова и М.А. Булгакова
Липихина Елена Леонидовна
Структура и функции поэтонимов в художественных текстах для детей : На материале произведений А. М. Волкова, Н. Н. Носова, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского
Новосельцева Виктория Анатольевна
Концептуализация времени в русской фразеологии и художественных текстах :На материале произведений 40-80-х гг. XIX века
Щукина Дарья Алексеевна
Пространство как лингвокогнитивная категория (На материале произведений М. А. Булгакова разных жанров)
Рамазанова Лейла Гаджиевна
Метафора в публицистическом тексте (На материале произведений А. Н. Толстого)
Мартьянова Наталья Анатольевна
Полевое описание элокутивных колоративов : на материале произведений А.И. Куприна
Шпильман Марина Владимировна
Коммуникативная стратегия "речевая маска" : на материале произведений А. и Б. Стругацких
Бревнова Снежана Владимировна
Системно-функциональное описание орнаментального поля художественного текста : На материале произведений Е. Замятина и Б. Пильняка

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net