Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Субботин Евгений Валерьевич. Сравнительный анализ религиозных компонентов общественного сознания в средиземноморской культуре I-IV вв. : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Бишкек, 2003 189 c. РГБ ОД, 61:04-9/106-3

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ

КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ 14

1. Общественное сознание и его структурные компоненты 14

2. Специфика категории «религиозное сознание»

как социально-философского понятия 27

3. Виды религиозного сознания: критерии

типологизации и критерии сравнения 34

4. Актуальность компаративистского исследования

средиземноморской религиозности первых веков н.э.

для анализа социальных проблем 56

ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ

В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ КУЛЬТУРЕ I-IV ВВ 62

1. Религиозное сознание древнегреческого язычества 62

2. Религиозное сознание римского язычества 70

3. Религиозно-философские учения поздней античности

как особый тип религиозного сознания 78

4. Религиозное сознание ближневосточного язычества 87

5. Религиозное сознание иудаизма начала I тыс. н.э 97

6. Религиозное сознание синкретических культов,

сформировавшихся до начала I тыс. н.э. и в первые века н.э 108

7. Религиозное сознание раннего христианства 123

ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ

В РАЗВИТИИ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ 136

1. Особенности общественного сознания

Средиземноморья в I-IV вв 136

2. Религиозные компоненты общественного сознания в контексте

социально-идеологического кризиса Римской империи 148

3. Раннее христианство как модель

духовной культуры Средиземноморья 166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172

ЛИТЕРАТУРА

Введение к работе:

Актуальность темы исследования

Возрастание социальной роли религиозного сознания явилось одним из значительных следствий общественно-политических процессов, имевших место в последние десятилетия в пределах нынешнего постсоветского пространства. В результате, общество, где долгое время господствовала атеистическая идеология, довольно быстро оказалось под воздействием целого ряда религиозных сознаний, что было обеспечено, с одной стороны, возрождением традиционных конфессий многонационального социума, и, с другой, закреплением в нем новых религиозных учений и культов. Все это не может не актуализировать проблематику, связанную с соотношением разных видов религиозного сознания и влиянием каждого из них на общественную жизнь.

Продуктивной основой для исследования обозначенной проблематики способно послужить понимание сходных социокультурных ситуаций, имевших место в прошлом. В качестве одной из них может быть рассмотрена ситуация в религиозной сфере средиземноморской культуры I-IV вв., когда в условиях Римской империи имело место тесное сосуществование большого количества вероучений, сект и культов, многие из которых претендовали на роль всеобщей религии, объединяющей поликультурное римское общество. Сравнение различных видов религиозного сознания позднеантичной эпохи представляется особо ценным в связи с тем, что известный ныне исход духовной борьбы того времени позволяет выявить определенные каузальные отношения между особенностями отдельных религиозных сознаний и их способностью оказывать то или иное влияние на общество. Такие данные могут служить опорой при прогнозировании социальных последствий современных религиозных процессов, которые также протекают в многокультурной, полиэтничной среде.

'')

Актуальность сравнительного анализа религиозных сознаний Средиземноморья может быть рассмотрена и в более широком контексте, нежели социокультурная обстановка постсоветского пространства. Сегодня в связи с процессами глобализации становится практически повсеместным явлением тесное соседство разных религий, среди которых не мало тех, которые, как это было в первых веках н.э., самоопределяются в качестве универсальных, всеобщих вероучений. Активизируется также религиозный синкретизм, бывший весьма типичным явлением в позднеантичную эпоху. Подобные процессы закономерно привлекают исследовательское внимание к религиозной сфере средиземноморской культуры I-IV вв., весьма сходной по ряду параметров с современностью. Сопоставление и типологизация имевших место в ней религий позволяет сделать важные заключения относительно того, какой тип религиозного сознания наиболее соответствует условиям глобального сообщества, историческим прообразом которого выступал около двух тысячелетий назад римский социум периода империи.

С этой точки зрения, сравнительное исследование религиозных сознаний Средиземноморья способно вызывать интерес не только отечественных, но и мировых философских кругов, поскольку тема глобализации в разных ее аспектах повсеместно выходит сегодня на передний план актуальных научных дискуссий. С другой стороны, средиземноморская религиозность за последние две тысячи лет распространилась далеко за пределы своего региона, став, в лице мировых религий христианства и ислама, поистине глобальным явлением и послужив духовной основой не для одной цивилизации. Поэтому разноплановое ее изучение, выполненное, в том числе, и в компаративистском ключе, может способствовать более полному и глубокому осмыслению истоков и исторических перспектив всего современного мира.

Степень разработанности проблемы

Изучение религиозных форм общественного сознания имеет богатую философскую и историческую традицию. Пожалуй, одна из первых попыток

6 философского осмысления роли религиозных компонентов в сознании общества была предпринята еще в XVIII в. усилиями французских просветителей (Ф.М.А. Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Кондорсе и др.). Именно в их трудах на передний план был выведен социально-функциональный аспект религиозного сознания как фактора, направляющего и регулирующего общественную жизнь (отсюда знаменитый тезис: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»). Критико-рационалистический импульс французского Просвещения был воспринят мыслителями немецкой классической философии, в частности, Г.В.Ф. Гегелем. Его заслугами в области социально-исторического познания религии являются выделение и систематизация различных форм религиозного сознания, а также определение их общественных функций (на примере «народной» и «позитивной» религии). Помимо этого, Г.В.Ф. Гегелю принадлежит опыт первой философской типологизации религий.

Начиная со второй пол. XIX в. социально-философское осмысление проблем религии получает развитие в связи с разработкой категории «общественное сознание» в рамках марксизма. Религиозное сознание как одна из форм сознания общественного рассматривается тут в качестве явления, не только определяемого общественным бытием, но и способного в свою очередь оказывать на него обратное воздействие. Большая роль в этом плане была сыграна Ф. Энгельсом, чьи труды, посвященные изучению раннего христианства, убедительно демонстрируют продуктивность исторического и социально-философского подходов к изучению религии. Они показывают, что религия может быть правильно понята только при учете того, чем она является для своей эпохи, для разных социальных слоев своего времени и какую роль она играет при переходе от одних социальных форм к другим.

Упомянутая методологическая традиция изучения христианства и других средиземноморских религий была с успехом продолжена такими авторами как К. Каутский, Ш. Эншлен, А. Робертсон, А. Донини. Названные исследователи рассматривали религиозные процессы Римской империи в

контексте классовой борьбы, что явилось принципиально новым аспектом в исследованиях средиземноморской религиозности. Кроме того, марксистская методология изучения религиозного сознания была воспринята и успешно реализована в российской философии. Общественное сознание в целом и религия как одна из его форм изучались В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзоном, Г.М. Гаком, А.К. Уледовым и другими исследователями. Особый подъем интереса к феномену религиозного сознания в российской философии приходится на конец 60-х — начало 70-х годов XX в. Именно в этот период появляется ряд фундаментальных работ, посвященных данной теме, основные положения и тезисы которых развивались и конкретизировались разными исследователями на протяжении последующих лет. Среди них следует назвать труды, посвященные таким проблемам религиозного сознания, как его эволюция (Н.П. Андрианов, Р.А. Лопаткин, В.В. Павлюк), структура (Ю.Ф. Борунков, Д.М. Угринович, Е.А. Карповский, К.И. Никонов), социально-психологические особенности (К.К. Платонов, М.А. Попова, М.Г. Писманик). Отдельное внимание уделялось методологическим принципам рассмотрения религиозного сознания, в частности, его соотношению с категорией общественного сознания (А.К. Уледов, А.И. Клибанов, Б.А. Лобовик).

Стоит, однако, отметить, что с позиций марксистской методологии, религия представлялась неким аномальным явлением общественной жизни. Главным поэтому было отличить религиозное сознание от нерелигиозного, показать его сущностную — мировоззренческую — несостоятельность, ущербность, иллюзорность. В связи с этим религиозное сознание рассматривалось обобщенно и эссенциально, его видовая дифференциация, за ненадобностью, практически не принималась во внимание, а проблема отличия одного вида религиозного сознания от другого не ставилась как таковая. Тем не менее, такая дифференциация стала необходима с учетом того конфессионального разнообразия, которое имеет место сегодня в полиэтничном постсоветском обществе. Данная ситуация ставит вопрос, насколько способен тот или иной вид религиозного сознания влиять на

общественное развитие. А поиск ответа на него во многом предполагает использование сравнительного метода, который в отечественной науке пока не получил достаточного применения к религиозному сознанию.

Объект и предмет исследования

Объектом настоящего исследования выступает общественное сознание. Предметом исследования является общественное сознание в средиземноморской культуре I-IV вв., главным образом, его религиозные компоненты. Именно через анализ этих компонентов предстоит изучить механизм обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие.

Цель и задачи исследования

Главная цель диссертации - посредством компаративного анализа религиозных компонентов общественного сознания в средиземноморской культуре I-IV вв. определить роль и функции общественного сознания в социальном развитии.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо было решить ряд задач:

уточнить структуру и формы общественного сознания, а также его соотношение с социальными сферами, общественным бытием, духовной культурой и другими аспектами социальности;

через соотношение категорий «общественное сознание» и «религиозное сознание» выявить диалектику отражения общего в частном, целого в части;

выработать основные критерии определения религиозности и ее проявления в общественном сознании;

произвести культурологическую типологизацию форм религиозно-общественного сознания, сложившихся в Средиземноморье в эпоху позднего эллинизма;

выработать критерии компаративистского анализа различных форм общественного сознания и применить их к религиозному сознанию;

через религиозные компоненты общественного сознания выявить конкретный механизм обратного влияния общественного сознания на общественное бытие;

- конкретизировать роль христианства в формировании нового
общественного сознания в первые века н.э.;

- путем реминисцентного анализа ранних форм христианского сознания
выявить возможные идейные ориентиры для современного общества.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют в основном принципы классической философии - объективности, диалектической всесторонности, историзма, системности, единства исторического и логического (в качестве генетического подхода и в качестве компаративно-исторического приема), конкретности истины, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов, взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Широко применялись, кроме того, каузальный и структурно-функциональный приемы, типологический метод, а также апробированные сегодня формы культурологического и социально-психологического анализа, которые получили свое выражение в работах У. Джеймса, М. Вебера, П. Тиллиха. Использовался опыт исследования проблем религиозного сознания как в русской, так и иностранной литературе.

В основе диссертации лежит методологическая традиция рассмотрения религиозного сознания как одной из форм общественного сознания. Данный методологический подход получил разработку в исследованиях таких авторов, как В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Г.М. Гак, А.К. Уледов, Д.М. Угринович, Ю.Ф. Борунков, К.И. Никонов, Б.А. Лобовик и др. Кроме того, в настоящей работе активно использовался опыт социально-исторического изучения средиземноморских религий, содержащийся в трудах А.Б. Рановича, Р.Ю.

Виппера, Е.М. Штаерман, И.С. Свенцицкой и прочих авторов, стоящих на сходных методологических позициях.

Большое значение в качестве источника сведений о разных видах религиозного сознания Средиземноморья придается в работе текстам авторов позднеантичного периода (Лукиан, Апулей, Цельс, Плотин, Порфирий, Минуций Феликс, Тертуллиан, Ориген и др.) Помимо этого, в диссертации нашли активное применение данные, полученные в XIX-XX вв. в ходе исследований средиземноморской религиозности как зарубежными (Д.Ф. Штраус, Б. Бауэр, Э. Ренан, Ф. Энгельс, Г. Буассье, Ф. Кюмон, А. Древе, А. Гарнак, Дж. Фрэзер, М. Элиаде и др.), так и отечественными исследователями (Ф.Ф. Зелинский, М.Э. Поснов, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, М.К. Трофимова, М.М. Кубланов, Г.С. Померанц и др.).

Полученные результаты исследования и их теоретическая новизна

В диссертации впервые осуществлен компаративный анализ всего многообразия религиозных форм общественного сознания присущего средиземноморской культуре как важнейшей составляющей человеческого общества.

В ходе исследования получены следующие конкретные результаты, обладающие научной новизной:

- произведен критический анализ категорий «общественное сознание» и
«религиозное сознание», выявлены неудовлетворительные стороны
сложившихся к настоящему времени исследовательских подходов в этом
направлении;

в общественном сознании уточнены его собственно религиозные компоненты, а также в религиозном сознании выделены в систематической форме все те его сферы, которые отражают природу общественного;

на примере соотношения религиозного и общесоциального аспектов общественного сознания конкретизирована диалектика общего и частного в социальном развитии;

- предложены объективно значимые в социальном и социально-
психологическом отношении критерии сравнительного анализа различных
форм сознания, а также обоснована теоретико-методологическая
значимость компаративистского подхода к исследованию объектов
духовной культуры;

- с помощью установленных компаративистских критериев осуществлен
сравнительный анализ, с одной стороны, религиозных форм общественного
сознания Средиземноморья между собой, а с другой, - религиозного
сознания как такового с общественным сознанием;

через анализ религиозных компонентов общественного сознания в контексте кризисных социальных процессов установлены некоторые детали механизма обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие;

конкретизирована роль христианской религиозности в идеологическом обеспечении развития западной культуры, в том числе в современной ее парадигме.

Основные положения, выносимые на защиту

1. В соответствии с диалектическим принципом отражения общего в частном структура религиозного сознания может быть установлена исходя из строения общественного сознания. В частности, в религиозном сознании могут быть выделены такие соответствующие структуре общественного сознания части, как религиозная психология и религиозная идеология. При этом религиозная психология может быть представлена как преимущественное сочетание конативных (мотивационно-волевых) и аффективных (эмоционально-чувственных) компонентов, а религиозная идеология — как преобладание компонентов когнитивных (догматико-теологических). В соответствии с упомянутыми типами структурных компонентов предлагается выделять критерии сравнения разных видов религиозного сознания. Искомые критерии могут быть объединены в три группы - когнитивных, конативных и

аффективных критериев. Кроме того, в качестве отдельного критерия сравнения выступают особенности религиозной веры, свойственные тому или иному сознанию.

  1. На примере социокультурной ситуации Средиземноморья I-IV вв. может быть установлен конкретный механизм обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Данное воздействие в рассматриваемый период осуществлялось путем актуализации в общественном сознании представлений о сверхъестественной реальности. В этой иллюзорной реальности как раз и могли быть намечены новые социальные цели взамен целиком исчерпавших себя общественно-исторических ориентиров римского общества. Таким образом, именно изменения в общественном сознании обусловили в конечном итоге выход позднеантичного социума из кризиса и переход его к новым общественно-историческим формам.

  2. Возможность того или иного средиземноморского религиозного сознания влиять на общественное бытие определялась тем, насколько его вероучение способствовало прежде всего социальной мобилизации и консолидации полиэтничного римского общества. Сравнительный анализ основных видов религиозного сознания Средиземноморья I-IV вв. позволяет выявить те их особенности, которые отвечали вышеупомянутым требованиям. Оптимальное же соответствие социальным потребностям масс являло религиозное сознание раннего христианства, чем и объясняется исторический успех данной религии.

  3. Способность христианства влиять на развитие римского общества была в значительной мере обеспечена такой чертой христианского вероучения, как его исключительная предрасположенность к сочетанию с теми компонентами общественного сознания, которые обладали наибольшей эффективностью с социально-функциональной точки зрения. В течение нескольких веков такая восприимчивость превратила раннее христианство в некую модель духовной культуры Средиземноморья I-IV вв., в которой

воплотились наиболее значимые стороны и векторы общественного сознания рассматриваемой эпохи.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов

Положения и выводы диссертации могут быть использованы в практике преподавания ряда разделов курса социальной философии, а также таких общефилософских тем, как «Общественное бытие и общественное сознание», «Знание и вера», «Духовная сфера», «Идеология», «Проблема человека», «Культура», «Мир глобальных проблем». Специальный практический интерес представляют конкретные сведения о религиозности средиземноморского региона, которые будут полезны специалистам в области философии, истории, социологии, культурологии, религиоведения, регионоведения.

Апробация работы

По теме диссертационного исследования опубликованы 1-9 работ, в том числе монография «Религиозное сознание Средиземноморья I-IV вв.» (в соавторстве).

Основные положения диссертации излагались на различных международных и республиканских конгрессах, конференциях и семинарах, проходивших в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Бишкеке.

Структура и объем диссертации

Структура диссертации определяется логикой изложения и целью исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Основное содержание изложено в главах 1-3, разбитых на 14 параграфов. Список литературы состоит из 290 наименований, из них 11 на иностранных языках (английском, немецком, французском).

Подобные работы
Шлыкова Илсияр Мунировна
Актуализация экзистенциального компонента в российском общественном сознании XIX - XX вв.
Горовая Светлана Валентиновна
Социально-философский анализ массового сознания и массовой культуры
Хованская Анастасия Владимировна
Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре : Социально-философский анализ
Ичалова Мадина Хаджимуратовна
Познавательная культура и религиозное сознание: аспекты взаимосвязи
Смирнов Андрей Анатольевич
Социально-философский анализ влияния рефлексивной культуры на уровень развития регионального сознания государственного служащего
Силичева Ольга Ваниковна
Личность и миф : Становление мифологической компоненты сознания современной личности
Борисов Олег Сергеевич
Проблема институализации религиозного сознания в культуре
Хитров Арсений Вячеславович
Литературно-философские модели сознания в культуре нового времени: Лоренс Стерн и английская философия XVIII века
Кузнецов Олег Валентинович
Истоки и смысл "катастрофического" сознания в западной культуре
Ларин Евгений Игоревич
Массовое сознание и массовая культура : На примере российского общества

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net