Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Самошонков Кирилл Николаевич. Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Москва, 2004 140 c. РГБ ОД, 61:04-9/516

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения религиозных конфликтов

1. Понятие, природа конфликта в философии 13

2. Понятие религиозного конфликта 30

3 Причины возникновения религиозных конфликтов 47

Глава П. Конфликты на почве религии в современном мире

1. Особенности возникновения и развития религиозных конфликтов

в зарубежных странах 68

2. Религия как один из факторов конфликтных ситуаций в России 93

Заключение 119

Список литературы 122

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Религиозный ренессанс, начавшийся в России в первой половине 90-х годов прошлого века, стал следствием глубоких социальных, политических, экономических и культурных изменений в нашем обществе. Именно в эти годы заметно вырос уровень религиозности в стране, что неизмеримо обогатило духовную жизнь общества, но в то же время породило множество различных проблем.

Наиболее острой из этих проблем является конфликтный потенциал в религиозной сфере. Это выражается в конфликтах приверженцев различных вероисповеданий, интенсивном распространении в российской конфессиональной среде новых религиозных движений. Религиозные конфликты, нередко сопровождаемые проявлениями агрессии, насилия и нетерпимости, зачастую усиливают социальную напряженность в современном российском обществе. В этих условиях изучение интегрирующего и дезинтегрирующего влияния религии на современное общество имеет большую практическую значимость.

Справедливости ради следует отметить, что религия одновременно обладает возможностью снятия конфликтных ситуаций, гармонизации межнациональных отношений, ослаблении психологической напряженности в периоды социальных обострений, стабилизации общественно-политической ситуации в стране и т.д. Признавая данное обстоятельство, автор, тем не менее, сосредоточивает свое внимание именно на конфликтогенной стороне исследуемого феномена.

Актуальность исследования обусловлена тем, что религия в общественной жизни никогда не выступала в так называемом «чистом виде». Особенно это относится к современности. Религия глубоко интегрирована во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт и, несмотря на заявления отдельных религиозных лидеров об аполитичности конфессий, -в политику. Поэтому социальные конфликты, пронизывающие различные

4 сферы общественной жизни, находят отражение в религии, и наоборот -конфликтогенные процессы, возникшие на религиозной почве, разрастаясь и усиливаясь, неизбежно влияют на характер социальных отношений, в первую очередь политических, экономических, межнациональных.

Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого феномена, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения.

Обострению внутриконфессиональных и межконфессиональных противоречий способствуют, на взгляд автора, две группы факторов -социеталъные и собственно внутрирелигиозные.

К социеталъным факторам, внешним по отношению к самой религиозной подсистеме, относятся общественные явления и процессы, произошедшие в государственном и политическом устройстве страны и повлиявшие на отношения государства, общества и религиозных объединений:

этнизация религии, в ходе которой религия становится опорой
национализма и сепаратистских движений, вследствие чего этнические
конфликты приобретают религиозную окраску;

D политизация религии, проявляющуюся в том, что различные политические силы, разыгрывая религиозную карту, сталкивают между собой конфессии, на которые сделаны (или не сделаны) ставки;

D слабость, точнее, недостаточная разработанность законодательной базы, регламентирующей взаимодействие государства и религиозных организаций; периодические нарушения принципа свободы совести и вероисповедания со стороны государства и отдельных граждан.

К собственно внутрирелигиозным факторам относятся:

религиозная нетерпимость, осложняющая отношения внутри и между
различными конфессиями;

5 D жесткая конкуренция на религиозном «рынке», означающая борьбу за

паству, за обладание возвращаемыми государством культовыми

зданиями и иным имуществом, за поддержку со стороны СМИ, властей

и лидеров общественного мнения и так далее; D асоциальный или экстремистский характер некоторых религиозных

практик, способствующий росту социальной напряженности.

Религия наряду с национализмом остается мощным инструментом воздействия на общественную жизнь и политику в странах Азии и Африки. Здесь на почве обострения взаимоотношений между национально-этническими и религиозными группами происходит основная часть острых конфликтов, вооруженных столкновений и войн. Это создает угрозу безопасности, целостности и стабильности не только отдельных стран и регионов, но и мировой системы в целом, поскольку часто эти столкновения становятся оправданием для вмешательства одних государств в дела других. В этой связи крайне важным представляется систематический анализ причин, форм проявления и путей преодоления религиозных конфликтов в геополитическом контексте.

Актуальность исследования объясняется и тем фактом, что

до сих пор не определены сущностное содержание, принципы и приоритеты, стратегические и тактические цели государственной вероисповедной политики, формы и методы ее реализации;

все явственнее проявляется тенденция свести конституционное право граждан на свободу совести исключительно к свободе вероисповеданий, т.е. подменить понятие широкое, объемное - узким и одномерным;

налицо эрозия таких конституционных принципов свободы совести как: отделение церкви от государства и школы от церкви, равенство религий перед законом, равенство прав граждан вне зависимости от их мировоззренческих взглядов.

действия органов власти и органов управления (центральных и местных) приобретают устойчивый «проправославный» характер, что ведет к

игнорированию интересов не только верующих иных конфессий, но и неверующих.

Таким образом, все сказанное подтверждает актуальность данного научного исследования, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексное исследование религиозных конфликтов наиболее продуктивно с позиций междисциплинарного подхода, предполагающего рассмотрение изучаемого феномена с философской, исторической, религиоведческой, социологической, этнологической и культурологической точек зрения. Анализ литературы показывает, что в рамках указанных дисциплин отечественными и зарубежными авторами накоплен значительный материал по данной тематике. В рамках зарубежной и отечественной науки автор выделяет следующие направления исследований, связанные с проблематикой религиозных конфликтов:

теоретическое осмысление интегрирующих и дезинтегрирующих общество функций религии (П. Бергер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, К. Маркс, С. Хантингтон)1, реализуемое в исследованиях религиозной ситуации в России (Ю.Ф. Борунков, В.И. Гараджа, Н.С. Гордиенко, Ю.П. Зуев, И.Я. Кантеров, Л.Н. Митрохин, А.А. Нуруллаев, Ф.Г. Овсиенко, А.С. Попов, Н.А. Трофимчук, И.Н. Яблоков и др.)2;

1 Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер./ Моск. филос.
Фонд. - М.: Academia-центр: Медиум, 1995; Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс,
1990; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии / Пер. с фр. и подгот. изд. А.Б.
Гофман. - М.: Наука, 1991; Зиммель Г. Избранное: Пер. с нем. T.1: Философия культуры.- М.: Юристь, 1996;
Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О религии: Сборник. - М.: Политиздат, 197S; Хантингтон С. Столкновение
цивилизаций? // ПОЛИС: Полит, исслед. -1994. - № 1.

2 Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: Мысль, 1971; Гараджа В.И. Религиеведение: Учеб.
пособие для вузов.- М.: Аспект-Пресс, 1995; Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - Л.:
Лениздат, 1987; Зуев Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность в
современной России // Религия и политика. М. 1998; Кантеров И.Я. Клерикализм сегодня. - M.: Знание, 1988;
Митрохин Л.Н. Религия и культура (социально-философские очерки)/ РАН. Ин-т истории. - M.: ИФРАН,
2000; Нуруллаев А.А. Религия: влияние на интеграционные и дезинтеграционные процессы в российском
обществе // Религия, национальное согласие и возрождение России. - М.: Луч, 1993; Овсиенко Ф.Г.
Совершенствование межцерковных отношений как фактор стабилизации современного общества // Религия,
национальное согласие и возрождение России. - M.: Луч, 1993; Попов А.С. Социальное значение религии и

анализ роли религиозного фактора в этнических конфликтах (Л.А. Баширов, М.П. Мчедлов, А.А. Нуруллаев, В.Н. Рагузин, М.Е. Орлова, Д.Б. Малышева) ;

изучение религиозной мотивации социально-политических конфликтов и движений социального протеста (В.И Добреньков, М.И. Одинцов, А.А. Радугин, Д.Е. Фурман)4.

Исследования новых религиозных движений, обладающих конфликтогенным характером, начались в США и странах Западной Европы в 70-х гг.; спустя два десятилетия они стали актуальными и для российских социологов. Вопросы методологии анализа новых религиозных движений рассматриваются в работах Е. Баркер; типологии «нетрадиционных религий» предложены, в частности, Е.Г. Балагушкиным5. В России, исследования посвященные специфике деятельности в данном социокультурном контексте проводились Л.И. Григорьевой, Л.С. Ембулаевой, Л.Н. Митрохину, В.К. Пинкевичу, Н.А. Трофимчуку6.

атеизма: история, современность. - М.: Знамя, 1989; Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / РАГС при Президенте РФ, Ком. по связям с религиоз. орг. Правительства Москвы; Балагушкин Е.Г., Баширов Л.А. Трофимчук Н.А. (рук.) и др. - М.,1996; Яблоков И.Н. Социология религии. - М.: Мысль, 1979.

Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. (Точка зрения) / РАГС при Президенте РФ. Каф. религиоведения. - М.: Изд-во РАГС, 2000; Мчедлов М.П. Этнонациональное и религиозное сознание: проблемы взаимосвязи// Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 5. - M., 1997; Нуруллаев А.А. Религиозный фактор в межнациональных отношениях// Возрождение культуры России: диалог культур и национальные отношения. - СПб.: Знание, 1996; Рагузин В.Н. На острие российской геополитики / РАГС при Президенте РФ. Каф. религиоведения.- М.: Издательство РАГС, 1999; Орлова М.Е. Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. - M.: Наука, 1994; Малышева Д.Б. Региональный и международный аспекты чеченского конфликта // Региональные конфликты в Азии и Северной Африке. - M., 1997.

4 Добреньков В.И., Радугин А.А. Христианская теология революции. - М.: Политиздат, 1990; Одинцов М.И.
Религиозный фактор и политический конфликт: в прошлом и настоящем России // Политическая теория:
тенденции и проблемы. - М.: Луч, 1994; Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и
современные религии: Курс лекций: Учеб пособие. - М.:ЦЕНТР, 1996; Фурман Д.Е. Религия и социальные
конфликты в США. - М.: Наука, 1981.

5 Баркер А. Новые религиозные движения- СПб: РХГИ, 1997; Балагушкин Е.Г. «Новые религиозные правые»
в современной России: (Обзор печати) // Религия и политика в посткоммунистической России. - M., 1994.

6 Григорьева Л.И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ: Дис... д-ра
филос. наук / РАГС при Президенте РФ. Каф. религиоведения. - М., 2000; Ембулаева Л.С. Протестантизм о
взаимоотношениях человека и общества (на материалах баптизма): Автореф. дис... канд. филос. наук/ АОН
при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма. - M., 1989; Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность: (Филос-
социол. очерки). - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманитар. Ин-та, 1997; Пинкевич B.K. Вероисповедальная
система Российской империи // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит.
бюллетень № 4 (28) 2001. - М.: РАГС, 2001; Новые религиозные культы, организации, движения в России.
Отв. ред. Трофимчук H.A. - М.: РАГС, 1998.

Значительный вклад в изучение проблем межконфессиональных и государственно-церковных отношений в современной России вносят ученые кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Серьезного внимания заслуживают научные разработки, представленные центром «Религия в современном обществе» под руководством М.П. Мчедлова.

Вместе с тем анализ научной литературы показывает, что конфликтогенные процессы в религиозной среде еще недостаточно изучены и требуют дополнительного комплексного рассмотрения. Поэтому обращение диссертанта к данной проблеме, находящейся на стыке многих общественных наук, потребовало включения в научный оборот большого массива литературы, представляющей во многом еще дискуссионный понятийный аппарат религиозной проблематики.

Важно отметить, что в рамках российской социологии религии и религиоведения большинство из указанных направлений находятся в стадии формирования. Фактически отсутствует глубокая теоретико-методологическая база изучения конфликтности в религиозной сфере, также наблюдается недостаток эмпирических исследований данного феномена. Собственно религиоведческих работ, посвященных целенаправленному анализу религиозных конфликтов, практически нет. Немногочисленные исследования по данной проблематике исследуют в основном локальные во времени и пространстве религиозные конфликты, что усиливает ощущение дефицита теоретических разработок в данной области.

Отметим, что комплексный анализ конфликтогенных ситуаций на религиозной почве в современном обществе, в рамках междисциплинарного исследования еще не проводился. Поэтому настоящая диссертация может быть определенным вкладом в разработку этой проблемы.

В общих чертах, состояние научной разработанности избранной диссертантом проблемы таково: а) категория «религиозный конфликт» в научной сфере российского общества малоисследованна; б) теоретико-

9 методологическая база для проведения подобных исследований практически

не сформирована. Актуальность темы, ее сложность и дискуссионность, а также недостаточная разработанность определили цель и задачи исследования Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы провести социально-философский анализ религиозных конфликтов в обществе, научно обосновать пути их предотвращения и разрешения.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи: D систематизировать понятийный аппарат, связанный с использованием

научной категории «религиозный конфликт»; D предложить своё определение научного понятия «религиозный конфликт»,

исходя из своеобразия современного религиоведческого процесса; D выявить причины возникновения и развития конфликтов в религиозной

сфере; D определить особенности проявления и протекания религиозного конфликта

в многонациональном и многоконфессиональном обществе; обобщить опыт поиска путей предотвращения религиозных конфликтов, устранения причин конфликтогенных ситуаций, урегулирования уже существующих конфликтов. D на основе проведенного исследования выработать соответствующие рекомендации органам исполнительной власти по данной проблеме. Объектом исследования является феномен религиозного конфликта. Предмет исследования - причины возникновения, формы проявления, основные тенденции развития религиозного конфликта.

Методологическая и источниковая база исследования. При изучении проблемы автор исходил из принципов научной объективности, диалектической взаимосвязи и социальной обусловленности общественных явлений, непредвзято-толерантного отношения к различным конфессиональным общностям.

Междисциплинарный характер проблемы обусловил необходимость ее философского, исторического, социологического анализа с применением методов дедукции, анализа и синтеза.

Теоретической основой диссертации стали труды отечественных и зарубежных философов, историков, социологов, религиоведов, психологов, конфликтологов, этнологов. Методологическую основу толкования религии как философско-социального явления составили работы, выполненные в области теоретического религиоведения.

Источниками исследования являются публикации российских и зарубежных авторов, материалы дискуссий по различным аспектам, касающимся места религии в жизни общества, межконфессиональных и межнациональных отношений, возникающих при этом конфликтов и форм их разрешения и гармонизации.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Настоящая работа входит в число первых диссертационных исследований, посвященных комплексному социально-философскому анализу религиозного конфликта. Автором

проанализирован категориальный аппарат, используемый при рассмотрении религиозных конфликтов, предложена авторская трактовка понятия «религиозный конфликт»;

осуществлен социально-философский анализ различных идеологических доктрин и концепций, основанных на национально-религиозном факторе и выдвигаемых в том или ином обществе в качестве общенациональной идеи;

D определены особенности проявления религиозного конфликта в многонациональном и многоконфессиональном обществе, выявлены условия, при которых исследуемое явление может служить социальной интеграции или дезинтеграции;

D рассмотрен и обобщен опыт взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных властей по упреждению конфликтных ситуаций между различными вероисповедными группами населения;

сформулированы и определены практические рекомендации для органов
государственной власти по гармонизации взаимодействия религиозных
объединений и общества.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они дают возможность совершенствовать федеральное и региональное законодательство в сфере свободы совести и взаимоотношений государства и религиозных объединений, способствуют прогнозированию и возможному моделированию конфликтогенных процессов в религиозной сфере. Это позволит не только упреждать назревающие религиозные конфликты, но и по возможности вводить их в регулируемое государственными структурами русло.

Выводы и практические рекомендации, сделанные диссертантом, позволят федеральным, региональным и муниципальным органам власти разработать свои программы по организации взаимоотношений между религиозными объединениями и обществом.

Результаты исследования также могут быть использованы при чтении курсов лекций по религиоведению и конфликтологии и т.д.

Апробация исследования. Теоретические положения и практические выводы исследования обсуждены на заседаниях кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Часть положений, выводов, предложений научного исследования нашла отражение в публикациях автора. Апробация работы осуществлялась также в форме научных докладов и сообщений автора на:

международной конференции «Цивилизационные аспекты единства
мусульманских сообществ (Москва, 16-17 октября 2003 г.);

D научно-практической конференции «Религия в современном политическом процессе» (Москва, 20-21 февраля 2004 г.);

12 международной конференции «Мусульмане за мир о согласие» (Москва, 27 мая 2004 г.).

Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

Подобные работы
Балахонова Лариса Владимировна
Случайность как объект анализа философской антропологии
Храбрый Иосиф Семёнович
Энциклопедия как объект философско-антропологического анализа
Храбрый Иосиф Семенович
Энциклопедия как объект философско-антропологического анализа
Золотова Нелли Петровна
Национальное самосознание как объект философского анализа
Юдников Сергей Александрович
Социально-техническое прогнозирование как объект гносеологического анализа
Егорова Людмила Николаевна
Общечеловеческие ценности как объект философского анализа.
Кармадонов Олег Анатольевич
Символическое как объект социального анализа
Качалкина Алла Викторовна
Социальная реальность как объект философского анализа
Ромм Марк Валериевич
Социальная адаптация личности как объект философского анализа
Червинский Александр Сергеевич
Биотехносфера как объект философского анализа

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net