Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Ризванов Максим Ризванович. Мухаммад-основатель новой конфессиональной общности арабов : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Махачкала, 2005 147 c. РГБ ОД, 61:05-9/419

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА ТСоциально-экономические условия и идейные
предпосылки возникновения и формирования личности
Мухаммада 15

1.Место мифа и истории в концепции биографии
Мухаммада 15

2.Роль Мухаммада в распространении идей нового

вероучения о единобожии 54

ГЛАВА П.Соотношение личного и социального в биографии
Мухаммада 70

1.Коран как источник для реконструкции элементов
биографии Мухаммада 70

2,Оценка личности Мухаммада в мусульманской
теологической мысли 101

3.Влияние социальных факторов на мировосприятие и

деятельность Мухаммада 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 143

Введение к работе:

Актуальность исследования. Рост политической активности ислама, обозначившийся в последние годы, в значительной степени определяет повышенный интерес к нему не только со стороны специалистов-исламоведов, но и широкой общественности, стремящейся получить адекватную информацию как об истоках этого вероучения, так и о феномене его родоначальника - Мухаммеда. Ислам, бесспорно, стал существенным фактором новейшей истории и его влияние на мировоззрение, умонастроение людей невозможно установить без понимания реальных обстоятельств жизни и духовного облика основателя вероучения. В этой связи, объективное и непредвзятое исследование жизни и деятельности Мухаммада, очищенное от элементов чудесного и легендарного, может способствовать более глубокому и осознанному ощущению его личности, оценке высказываний и поступков, определению подлинного масштаба его роли в успехах ислама.

Интерес к биографии Мухаммада диктуется не только стремлением понять идеологическую основу ислама, причины, обусловившие его широкое распространение, но и попытками осмысления взаимоотношений Востока и Запада через призму перемен религиозных ценностных ориентиров между христианством и иудаизмом с одной стороны, и исламом - с другой. Усиливается внимание к политическим и идеологическим составляющим этих взаимоотношений, проблемам религиозной толерантности, эскалации тенденциозности мусульманского политического радикализма, как реакции на политические и экономические амбиции Запада.

В этой связи обстоятельства жизни и деятельности Мухаммада тесно переплетаются с тенденциями исламского возрождения в мусульманских регионах Российской Федерации. Несмотря на выраженную конфессиональную толерантность, современная религиозная обстановка характеризуется определенными противоречиями, обусловленными как причинами социально-политического, так и духовно-нравственного, просвещенческого свойства. Актуальность научного поиска в этой сфере не вызывает сомнений, т.к. сама проблематика межрелигиозного и внутрирелигиозного общения диктует необходимость теоретических и прикладных исследований в области биографики, сближения взглядов и позиций, излагаемых в атеистических и агностических жизнеописаниях Мухаммада. Следует указать также и на то, что биография Мухаммада мало изучена с точки зрения ее влияния на укрепление религиозной толерантности в поликонфессиональной среде, которая призвана препятствовать разрастанию отдельных противоречий до крупномасштабного противостояния. В данной диссертации приводятся результаты научного анализа обстоятельств жизни t^WHflWflBMaftMtfoeHHoro на основе

1 БИВЛДОСКА |

его собственных толкований ряда коранических откровений, приватных высказываний о себе, а также оценок, содержащихся в прижизненных наблюдениях и суждениях сподвижников и последователей о личности пророка и нашедшие отражение в мусульманской теологической мысли. При всем многообразии исследований в области научного изучения биографии основателя ислама их число не в полной мере соответствует степени актуальности проблемы. Существующая литература представлена атеистическими и агностическими жизнеописаниями Мухаммеда, однако, с учетом современных тенденций и выраженного роста интереса к обстоятельствам жизни и деятельности пророка научных публикаций явно недостаточно. Таким образом, можно сказать, что актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена:

во-первых, необходимостью дальнейшего глубокого исследования процесса исламского «возрождения», состояния уровня знаний самих мусульман об исламе и в иноконфессиональной среде, анализа и определения средств идеологического противодействия борцам за «чистоту» ислама, а также путей преодоления противоречий на религиозной почве в России и, в особенности на Северном Кавказе;

во-вторых, насущной потребностью российского общества в научной информации об исламе, его основателе, нравственной мотивации межконфессиональных отношений, распространении адекватных знаний об исторических условиях, определивших обстоятельства жизни и деятельности Мухаммада;

в-третьих, недостаточностью теоретико-методологических разработок, эффективных путей овладения ключевыми источниками исламского вероучения - Кораном, хадисами, биографией пророка, исследований, посвященных исламу как идеологической системе в широком историческом и духовно-нравственном контексте, форм и методов, призванных для стабилизации межконфессиональных и внутриконфессио-нальных отношений в Российской Федерации.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе первоисточников - Корана и комментариев к его аятам, принадлежащим Мухаммаду, собственно хадисов. ранних жизнеописаний пророка, коранических преданий - а также трудов мусульманских, западных и отечественных исламоведов проанализировать особенности социально-политического портрета Мухаммада, роль мотива-ционных структур в становлении его социально-политических и религиозно-этических воззрений, и в целом, личности пророка в процессе формирования социальной доктрины ислама, образования раннего мусульманского теократического государства. В соответствии с целью диссертации поставлены следующие задачи: * " "'

j ГІГ т .X '.,.,. ?_ «* **

проанализировать материалы, проливающие свет на реальную хронологию жизни и деятельности Мухаммада, исключив поздние легендарные и фантастические наслоения;

изучить особенности религиозно-политической среды в период пророческой деятельности Мухаммада и его роль в распространении идей нового вероучения о единобожии;

рассмотреть некоторые проблемы методологических подходов к научной реконструкции обстоятельств жизнедеятельности Мухаммада;

проследить особенности соотношения личного и социального в биографии Мухаммада, дать анализ значения акцентуированных черт характера и особенностей поведения для различных периодов его жизни и деятельности;

оценить степень и формы влияния личности Мухаммада на его современников и проецирования образа жизни и духовно-нравственных качеств пророка на мусульманский мир.

Источники, степень разработки и историография проблемы. Главнейшими источниками и исследованиями, имеющими в той или иной степени отношение к проблематике настоящей диссертации, в первую очередь являются Коран, сборники хадисов и мусульманская биографическая литература, представленная, в том числе и жанром сира - жизнеописание Мухаммада.

Представительным произведением укачанного жанра является авторитетнейший биографический свод «Жизнеописание пророка Мухаммада» (Сират Расул Аллах) Абд ал-Малика ибн Хишама ал-Химйари (ум. в 828 или 833 г.)1. В качестве образца мусульманской массовой литературы о житие пророка привлечен труд известного филолога Ахмада ибн Фариса ар-Рази (ум. в 1005 г.) «Кратчайшее жизнеописание наилучшего из людей» (Ауджаз ас-сийар ли хайр ал-башар)2.

В работе широко использованы хадисы, собранные и записанные историком, филологом и теологом Абу Джа'фаром Мухаммадом ибн Джариром ат-Табари (838-923 гг.), ханбалитским хадисоведом Убай-даллой ибн Мухаммадом ибн Баттой ал-Укбари (917-997 rr.)J, теологом и правоведом Мухин-д-Дином ибн Шарафом ан-Навави (1233-1277 гг.)4, сочинения правоведа раннего ислама Абу Йусуфа Йа'куба ибн Ибрахи-ма ал-Ансари ал-Куфи (731-798 rr.)J, законоведа Ибн Хаджара ал-Аскалани (1372-1449 гг.)6, корановеда Джалал ад-Дина ас-Суйути (1445-

1 Ибн Хишам Жизнеописание пророка Мухаммада Пер с араб Н А Гайнуллина М , 2002

2 Ахмал ибн Фарис ар-Рази Кратчайшее жизнеописание наилучшего из людей // Хрестоматия
по исламу М, 1994 С 26-32

3 Хрестоматия по исламу. М , 1994.

4 Мухйи-д-Дин ибн Шараф ан-Навави Сады праведных Пер с араб, примеч и указ
В.М.Нирша. М, 2002

5 Абу Йугуф ал-Куфи. Китаб ал-харадж Пер с араб икоммент А Э Шмидта M.200I

* Ибн Хаджар ал-Аскалани Булуг ал-марам Перю с араб и коммент О Р Кулиева М., 2003

1505 гг.), мусульманского мистика Абу Хамида ал-Газали , Мухаммада ибн Абд ал-Карима аш-Шахрастани9 и др.

Оценивая современный уровень развития отечественной науки в области исследований биографии Мухаммада, необходимо отметить, что проделана большая работа, направленная на накопление базовых данных об основателе и периоде раннего ислама. Вместе с тем результаты этих исследований не сведены в целостную концепцию, позволяющую устранить негативные стереотипы в отношении жизни и деятельности мусульманского пророка и ислама в целом. Еще не полностью раскрыта роль Мухаммада и образа поступков и высказываний пророка, способствовавших его выдвижению на авансцену мировой истории.

Наиболее значимыми являются труды В.Соловьева,

В.В.Бартольда, И.Ю.Крачковского, И.П.Петрушевского,

Н.В.Пигулевской, И.М.Фильштинского, И.Ш.Шифмана, Л.В.Негря, О.Г.Большакова, С.М.Прозорова, М.Б.Пиотровского1 и др.

В той или иной степени указанная проблематика исследована в работах Л.И.Климовича, А.Г.Лундина, К.А.Бойко, Б.Я.Шидфар, Ю.М.Кобищанова, А.П.Грязневича, А.И.Агрономова, Т.К.Ибрахима, М.В.Вагабова, Л.Х.Авшалумовой" и др.

7 Джалал ад-Дин ас-Суйути Совершенство в коранических науках Пер с араб и коммент Д В Фролова М , 2000

Абу Хамид ал-Газали Воскрешение наук о вере Пер с араб , исслед и коммент ВВНаумкина М, 1980

Мухаммад ибн Абд ал-Карим аш-Шахрастани Книга о религиях и сектах Пер с араб., введ и коммент СМ Прозорова М, 1988

'" Соловьев В Магомет, его жизнь и религиозное учение СПб , 1902, Бартольд В В Работы по истории ислама и Арабского халифата Соч , т VI М 1966, Крачковский И Ю Избранные сочинения Т. 1-6 М -Л, 1955-1960, Петрушевский И П Ислам в Иране в VII-XV вв Л , 1966, Пи-гулевская Н В Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв М -Л , 1964, Фильштинский И М Арабская литература VIII-IX вв. М , 1978, Шифман И Ш Набатейское государство и его культура М , 1976 Его же О некотрых установлениях раннего ислама // Ислам религия, общество, государство М, 1984, Негря Л В Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VII вв М , 1981, Большаков О Г История халифата 1 Ислам в Аравии (570-633) М , 1989, Прозоров С М Арабская историческая литература в Иране, Ираке и Средней Азии в VII-середине X в. М , 1980 Ею же Ислам как идеологическая система М , 2004, Пиотровский М Б Кораниче-ские сказания М., 1991 Г го же Южная Аравия в раннее среднечековье М , 1985 Его же Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины // Ислам в истории народов Востока М , 1981 Его же «Поход слона» на Мекку (Коран и историческая действительность) // Ислам религия, общество, государство М, 1984

4 Климович Л И Книга о Коране М , 1986, Лундин А Г Государства Аравии IV-VI вв и социальные корни ислама// Бартольдовские чтения 1982 г Тезисы докладов М , 1982 Fro >ус Основные этапы древнейшей истории Аравии /' ПППИКВ XII годичная сессия ЛО ИВАН СССР (Краткие сообщения) М , 1977 Его же «Дочери Бога» в южноарабских надписях и в Коране// Вестник древней истории М , 1975, № 2; Бойко К А Арабская историческая литература в Египте (VH-IX вв) М, 1983, Шидфар Б Я Образная система арабской классической литературы (VI-XII вв ) М , 1974, Кобищанов Ю М Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире М , 1980; Грязневич АП Аравия и арабы (к истории термина ал-'араб)// ПППИКВ XII і одичная

Различные образы Мухаммеда - критические и апологетические -излагаются зарубежными исследователями, как западными, так и мусульманскими. В этом отношении характерны работы И.Гольдциера и И.Шахта12.

Взаимоисключающие точки зрения на биографию Мухаммада, отражающие суть методологических подходов достаточно широкого спектра - от признания достоверности первоисточников до сомнения в ценности и оспаривания подлинности коранических откровений, попыток трактовки традиционных жизнеописаний пророка как религиозных представлений, бытовавших в Аравии к моменту возникновения ислама, а не реальных обстоятельств жизни Мухаммада - изложены такими авторами, как К.Крегг, А.С.Триттон, Р.В.Бодли, Х.А.Гибб, Дж.Б.Глабб, Дж.Бартон, М.Лингс, А.Вессель, Д.С Маргопиус, Г.Эндрюс13 и др. Факт отсутствия у современных западных исламоведов единого мнения в отношении концепции биографии Мухаммада свидетельствует об острой идеологической борьбе, которая отражает политическую составляющую во взаимоотношениях между Западом и Востоком.

Наиболее радикальные воззрения на биографию Мухаммада и время возникновения его вероучения выдвинуты группой западных «новых историков», среди которых выделяются П.Кроун и М.Кук14, являющиеся соавторами гипотезы о том, что ислам якобы возник в северозападной части Аравийского полуострова как реакция арабов на иранское засилье, а Мухаммад стал проповедником этой идеи сплочения разобщенных арабских племен. Выдвинутая ими версия справедливо подвергается сомнению М.Форвардом15.

научная сессия ЛО ИВАН СССР (Краткие сообщения) М, 1977 Его же Новые материалы по истории и культуре древней Южной Аравии// Палестинский сборник М.-Л , 1978, т26, Агрономов А И Джихад «Священная война» мухаммедан М , 2002, Ибрахим T К , Вфремова Н Мусульманская священная история От Адама до Иисуса Рассказы Корана о посланниках Бо-жиих М , 1996, Вагабов М В Феномен Мухаммада - родоначальника ислама// Взаимодействие государства и религиозных объединений современное состояние и перспективы Махачкала, 2004, Вагабов М В , Вагабов Н М Ислам и вопросы атеистического воспитания М , 1988 Их же Ислам история и современность Махачкала, 2002, Авшалумова Л X , Вагабов М В Курс лекций по истории религий Махачкала, 1995

12ГольдциерИ Лекции об исламе Пер с нем АН Черновой СПб, 1912, Schacht J The Origins ofMuhammadan Jurisprudens. Oxford, 1950.

13 Cragg K. The Call of the Minaret. Oxford, 1956, Tntton A.S. Islam L., 1957, Bodley R.V. The Life
ofMahommed Greenwood Press, Wesport, USA, 1969 Gibb H A Mohammedanism An Historical
Survey N Y , 1962; Glubb J В The Life and Times of Muhammad L , 1979, Burton J Collection of
the Quran Cambridge, 1977; Lings M Muhammad L , 1983; Wessel A Modern Arabic Biografy of
Muhammad Leiden, 1972, Margohouth D S Mohammed and the Rise of Islam N Y , 1978, Endres G
An Introduction to Islam. Edinburg, 1988

14 Crone P Meccan Trade and the Rise of Islam Princeton, 1987, Cook M Muhammad Oxford, 1983;
Crone P , Cook M Hagarism. Cambridge, 1977

" Forward M Muhammad. A Short Biography Oxford, 1997

Из числа западных исследователей биографии Мухаммада строгостью своей концепции и научной методологии отличаются работы У.М.Уотта'6.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net