Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Пучков Андрей Владимирович. Неоязычество в современной европейской культуре :На примере расовых теорий : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Ростов н/Д, 2005 156 c. РГБ ОД, 61:05-9/485

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВЕДЕНИЕ З

ГЛАВА 1. Содержательный анализ базовых понятий исследования... 12

1.1. Сравнительная характеристика язычества и христианства 12

1.2. Анализ причин актуализации язычества в европейской культуре XX века 20

1.3. Неоязыческая сущность расовых теорий 33

ГЛАВА 2. Основные этапы и направления в развитии расовой теории 43

2.1. Ж. А. Гобино: историко-культурное направление 43

2.2. Л. Вольтман: естественнонаучное направление 54

2.3. Г. Гюнтер: расово-психологическое направление 63

ГЛАВА 3. Расовая теория в политике Национал-Социалистической партии Германии 77

3.1. Расовые взгляды идеологов НСДАП (А. Гитлер и А. Розенберг)..77

3.2. Неоязычество в идеологии НСДАП и отношение к христианству 96

ГЛАВА 4. Расовая теория в современной России 111

4.1. Причины актуализации расовых теорий на пространстве бывшего СССР и анализ истории России с позиций российских расовых теоретиков 111

4.2. Анализ современного и будущего состояния России в контексте современных расовых теорий и современные идеи политического воплощения расовой теории 123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 147 

Введение к работе:

Актуальность темы исследования

Со второй половины XIX века нарастают, а в XX веке приобретают совершенно новое измерение для культуры Запада разительные контрасты и тяжелейшие потрясения: борьба идеологий, кризисные явления в западных демократиях, появление фашизма, утрата доверия к традиционным ценностям, поиск новых путей духовного самосовершенствования человека перед угрозой тотального наступления техники. Неудовлетворенность культурой в ее прежних формах все чаще приводит к возрождению, казалось бы, отживших, забытых религиозно-мировоззренческих взглядов и появлению новых.

Глубокие изменения в христианской религиозности людей XIX века в присущей ему афористичной манере выразил Ф. Ницше словами «Бог мертв», которые оказались пророческими. Изменения в духовной ситуации привели к восстановлению в своих правах, неомифологии. Неразрушимость мифа, невозможность его разоблачения логическими доводами и его значение впервые осознал Ж. Сорель в начале XX века. Уникальность сегодняшней ситуации состоит в том, что уже не только мировые религии, как в прежней политической истории Европы, но и неоязыческие воззрения становятся основой коллективной идентификации. Это явление не осталось без внимания политических технологов, возможности которых с развитием средств массовой информации существенно возросли. Религиозный фактор, являющийся сильнейшим стимулом и средством объединения и управления людьми, используется различными политическими идеологиями и режимами.

Европейская цивилизация столкнулась со сложнейшими проблемами, от решения которых будет зависеть ее дальнейшая судьба. Развитие науки обернулось вызовом многим традиционным ценностям. Манипуляция сознанием, виртуальная реальность компьютерных миров, споры о клонировании человека, проблема эвтаназии и т. п. поставили под сомнение многие устоявшиеся представления. Прогресс в области медицины, призванный обеспечить комфорт здоровью, расшатал биологические основы человечества (возможность изменения пола, пластическая хирургия). Этнические проблемы все чаще вызывают интерес к идеологиям и теориям, объясняющим причины и сущность различий между людьми. Причем, теории расовой наследственности снова берут реванш над теориями воспитания и перевоспитания.1

В начале третьего тысячелетия на качественно ином уровне «ожили» расовые теории. Проблемы, обозначенные расовыми теоретиками XIX и XX вв., стали рассматриваться в свете новейших научных достижений. Очаги межнациональной напряженности на территории бывшего СССР, геноцид русских в бывших союзных республиках, неконтролируемый «наплыв» граждан других государств, угроза исламского фундаментализма, терроризма, появление неонацизма актуализировали расовые теории и в современной России. Актуальность выбранной темы связана с необходимостью изучения причин возникновения, сущности и перспектив имеющих неоязыческую сущность расовых теорий.

Степень научной разработанности

Проблема расовых различий людей обсуждалась уже в античности Геродотом, Тацитом, Юлием Цезарем. Описания различий между расами встречаются в сочинениях знаменитых путешественников - Марко Поло и Ибн Фадлана. Географические открытия и начало колониальной экспансии цивилизации Запада привели к необходимости описания различий между народами и расами и обоснования права белой расы на господство. Становление таких наук, как антропология, археология, психология сделали необходимым изучение не только социокультурного, но и биологического в природе человека. Это создало основу для появления расовых теорий. Во второй половине ХГХ - начале XX веков расовая теория начала оформляться как самостоятельное направление, ставшее одной из форм выражения неоязычества.

Истории языческих религий коренных европейских народов со времен античности до наших дней посвящена работа Н. Пенника и П. Джонса «История языческой Европы».2 В данном исследовании представлены языческие верования и практики, проведен сравнительный анализ язычества, позволяющий выделить общие черты и характерные особенности языческих религий. Язычеству посвящены работы Б. Л. Богаевского, Ф. Ф. Зелинского, В. И. Иванова, С. Аверинцева, Токарева С, В. В. Милькова, М. А. Можейко и др. Проблемы язычества древних славян в различных аспектах исследованы Е. В. Аничковым в работе «Язычество и Древняя Русь», Б. А. Рыбаковым в работах «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси», Н. Н. Велецкой, А. Г. Кузьминым и др.

Различные аспекты неоязычества представлены в работах политолога В. В. Прибыловского, культуролога А. Гайдукова, диакона А. Кураєва, В. Б. Яшина, Э. Геллнера, Ф. И. Гиренка, С. Филатова и др. В. Б. Авдеевым представлены обширные материалы по истории расовой теории,3 Е.Г. Благушкин привел общие характеристики неоязычества.4 В.П. Крутоус указал на причины, «питающие» неоязычество, характерные особенности данного явления, его социальную базу. Он указал на существование различных форм и моделей неоязычества.5 Б.З. Фаликов представил свою версию генезиса европейского неоязычества от истоков до наших дней, особенностей и перспектив неоязычества в России.6 В. А. Шнирельман рассмотрел ряд организаций неоязыческого толка и выделил в развитии неоязычества определенные тенденции.

Связь неоязчества и современной политической мифологии раскрыли в своих работах Э. Кассирер, К. Г. Юнг, А. Ф. Лосев. Оккультная сторона германского неоязычества описана в работе Н. Гудрик-Кларка «Оккультные корни нацизма».8 Д. Моссе в своем труде «Нацизм и культура» показал обращение к неоязычеству в культуре Третьего Рейха.

В связи с многогранностью неоязычества исследования по данной проблеме, в основном, фрагментарны. Анализ имеющейся по исследуемой проблеме литературы позволяет сделать вывод, что не все проявления неоязычества исследованы в достаточной степени. В частности, нет работ, в которых рассматриваются расовые теории, как проявления неоязычества.

Объектом диссертационного исследования является неоязычество, как феномен культуры XX века.

Предметом диссертационного исследования является расовая теория, как одна из форм выражения неоязычества.

Цель исследования:

Раскрыть причины актуализации и сущность расовых теорий, как выражения неоязычества в западной культуре XX века.

Цель исследования реализуется в следующих задачах:

1. Выяснить связь возрождения неоязычества в XX веке с кризисом базовых оснований христианской культуры Запада.

2. Провести сравнительный анализ язычества и христианства, язычества и неоязычества.

3. Рассмотреть неоязыческую сущность расовых теорий.

4. Проследить основные направления и этапы становления расовой теории.

5. Изучить роль расовой теории в идеологии и политике Третьего Рейха.

6. Рассмотреть причины появления, актуализации и особенности расовой теории в современной России.

Источниковая база диссертационного исследования Источниковой базой исследования являются работы А. Де Гобино, Л. Вольтмана, Г. Гюнтера, работы теоретиков национал-социализма - А. Розенберга, А. Гитлера. Ряд работ отечественных авторов, занимающихся изучением и разработкой расовой теории: В. Б. Авдеева, А. Н. Савельева, С. А. Кирилина, В. Е. Ларионова, И. Муромцева, В. А. Сидорова, А. М. Иванова, В. М. Жукова, С. И. Чернышева, С. Б. Морозова, Р. Л. Перина, А. В. Платова, П. Т. Бурдукова, А. Д. Орлова, О. М. Гусева, Ф. И. Феньева.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования

Теоретико-методологической основой работы является гадамеровская версия герменевтики как теории смысловой интерпретации текстов. Герменевтические процедуры использованы при анализе работ расовых теоретиков, идеологов национал-социализма и отечественных разработчиков расовой теории. Методы классической эпистемологии, включающие анализ, сравнение и обобщение, применены для характеристик язычества и христианства, язычества и неоязычества. Используемые методологические принципы применяются для доказательства неоязыческой сущности расовых теорий.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- выявлена связь социокультурного кризиса Запада начала XX века с актуализацией неоязычества, как результата обращенности к дохристианской культурной традиции;

- дан сравнительный анализ язычества и христианства, традиционного язычества и неоязычества;

- выявлена неоязыческая сущность расовых теорий;

- прослежен ряд этапов и направлений в развитии расовой теории;

- проанализировано содержание спекуляций на идеях расовых теоретиков руководителей НСДАП А. Гитлера и А. Розенберга и влияние их трактовки расовой теории на политику Третьего Рейха;

- раскрыты причины актуализации и особенности расовых теорий в современной России.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Актуализация неоязычества в европейской культуре XX века обусловлена размыванием культурной и национальной идентичности, отходом от христианской религиозной традиции, утратой понимания добра, зла, красоты, истины в их абсолютном значении, массовизацией человека и тотальным господством над его сознанием.

2. Язычество и неоязычество, являясь полисемантическими терминами, заключают в себе глубокое культурно-символическое содержание. Дохристианское язычество, в отличие от космополитического христианства основывается на «голосе крови», представляя собой совокупностью этнических религий определённых народов. Языческие боги подчинены своим функциям и неотделимы от мира и человека, личность которого сливалась с обожествленной природой и родом, отсюда - присущий язычеству циклизм и вера в устойчивость мироздания. Христианство, напротив, дает установку на апокалиптичность, телеологичность, трансцендентализм Бога и рассматривает человека как «венец творения», стоящий над «бездуховными тварями». Сравнительный анализ язычества и неоязычества показал, что язычество, выполнявшее в древнем мире функции социализации и приобщения к культуре, предшествует христианству, действовавшему деструктивно в отношении язычества. Неоязычество возрастает внутри христианской традиции и действует на её подрыв и замещение. Язычество не образует строгую систему теоретического знания, существует на дорефлексивном уровне. Неоязычество оформляется теоретически и программно. Язычество существовало при господстве мифа, оно обращено к человеку, не имеющему вне мифа никакого значения. Неоязычество существует в западной культуре, доминантой которой является наука, поэтому происходит квазинаучное оформление ряда неоязыческих теорий, обращенных к духовно развитому человеку, который сознательно отвергает основанную на христианской традиции современную культуру. Для язычества характерна личностная форма общения. Неоязыческие теории могут распространяться безлично, с использованием масс-медиа. Язычество носит этнический характер. Неоязычество может опираться на более широкую расовую основу.

3. Расовые теории являются одной из форм выражения неоязычества, и хотя в них нет ярко выраженных языческих культов, пантеона языческих богов и языческих ритуалов, расовые теоретики открыто защищают язычество, как изначально свойственную европейцам религиозную традицию. Расовые теории пытаются восстановить не языческие культы и ритуалы, а само языческое мировоззрение, адаптируя его к современным реалиям трансформируя язычество в неоязычество. В различных расовых теориях в большей или меньшей степени воспроизводятся идеи, свойственные язычеству, в частности, идея «крови». При этом попытка восстановления языческого мировоззрения осуществляется в рамках светской идеологии.

4. Расовые теории прошли в своем развитии ряд этапов и направлений. Историко-культурный этап связан с работой Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас», в которой отвергается влияние «Божьей воли» на судьбы народов а судьба человечества объясняется с помощью языческих идей: космической предопределенности и «кодекса Вселенной». Представитель второго, естественнонаучного направления, Л. Вольтман в своём учении о расах опирался на достижения естественных наук и рассматривал развитие человеческой культуры как биогенетический процесс. Подобный взгляд на человека близок языческому представлению о том, что личное, духовное, социальное являются магической эмансипацией природного. Христианская мораль, по мнению Л. Вольтмана, способствует вырождению человечества, позволяя жить и размножаться тем «особям», которые в естественных условиях непременно бы погибли. Представитель третьего этапа связанного с развитием расово-психологического метода Г. Гюнтер выступил как религиозный реформатор, призывающий отказаться от несвойственного для людей белой расы религиозного мировоззрения, которым, по его мнению, является христианство. Призывая к возврату дохристианских религиозных представлений, он дал общую характеристику религиозности, изначально свойственную всем «нордическим» народам, обнаружив тем самым точки соприкосновения с учением Ж. А. Гобино.

5. Национал-социалисты для утверждения своего мировоззрения пытались использовать идеи расовой теории, однако, в ряде существенных моментов расовая теория использовалась ими лишь как «научное» обоснование проводимой политики, в результате чего многие существенные положения расовых теоретиков либо игнорировались, либо искажались. А. Розенберг в своей теории рассматривал расу как некий мистический синтез, который невозможно объяснить ни с помощью разума, ни сделать понятным, сформулировав причину и влияние.9 Национал-социалисты внедряли в сознание немцев мифологическую форму мировоззрения и активно использовали древние, архаичные образы. Пангерманизм в расовой доктрине Третьего Рейха превратился в подобие языческой этнической религии, приобщение к которой осуществлялось посредством кровного родства, а человеческая личность объявлялась принадлежащей роду, нации.

6. Появление расовых теорий в современной России является следствием сциокультурных и экономических процессов, происходящих в обществе. Расовые теоретики предлагают обществу ответы на актуальные вопросы, одним из которых является проблема национальной идентичности русского народа. Формулируя чёткие критерии идентификации русского народа, они дают альтернативное научно-официальному объяснение историческим, политическим, культурным процессам, а таюке предлагают пути выхода из сложившегося системного кризиса. Современные отечественные расовые теоретики В. Б. Авдеев, А. Н. Савельев, Р. Л. Перин и др. воспроизводят основные неоязыческие компоненты классической расовой теории: рассматривают монотеизм как чуждый белой расе духовный компонент, предлагают избавиться от наследия христианства и вернуться к расовым, природным основам человечества, противопоставляют современному «противоестественному» обществу «инстинкт расы», призывают придать русской идее «природно-телесную составляющую» и избавить ее от интернационализма и общечеловеческих ценностей, утверждают «бессмертие индивидуума в бессмертии расы». При этом некоторые положения классической расовой теории специфицируются с учетом самобытности русского народа и русской истории, и обновляются на базе новых достижений наук о человеке.

Научно-теоретическая и практическая значимость Результаты диссертационного исследования могут быт использованы при изучении ряда тем в курсах культурологи, философии и истории.

Структура работы Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы.

Подобные работы
Шамов Виктор Андреевич
Проблема теории традиции в современной европейской и американской философии культуры : В. Хёсле, Д. Зильберман, С. Лэш
Юнак, Анна Евгеньевна
Диалог восток-запад как проблема философии культуры : На примере развития диалога культуры Японии и Европы XVIII-XX веков
Жихаревич Алексей Михайлович
Формирование тематического принципа в новоевропейской культуре (На примере музыки)
Воробьева Елена Анатольевна
Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры : на примере этнической картины мира звенков Восточного Забайкалья
Ларин Евгений Игоревич
Массовое сознание и массовая культура : На примере российского общества
Сурова Елена Михайловна
Развитие европейской культуры быта от античности до нового времени (На примере интерьера)
Мусаева Зухра Мусаевна
Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия : на примере Республики Дагестан
Цветкова Евгения Ивановна
Проблема человека в теории культуры
Шидловски Стефан Мирослав
Историко-философские аспекты ленинской теории социалистической революции в области идеологии и культуры и современность
Зайлалов Ильдус Исламович
Социально-философские аспекты функционирования культуры этноса в многонациональном обществе : на примере башкирской культуры

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net