Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Логинов Алексей Валерьевич. Идеология как проблема социальной онтологии : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Екатеринбург, 2004 136 c. РГБ ОД, 61:04-9/557

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Онтологический поворот в трактовке идеологии.. 11
1.1. От понятия к проблеме 11

1. 2. Наука и идеология 19

1.3. Включение идеологии в онтологическую

проблематику 35

Глава 2. Типы социальности и типы идеологий 67

2. 1. Идеология как схема и структурирующая структура..67

2. 2. Типы обществ и типы идеологий 82

2. 3. Некоторые идеологии современного российского

общества 104

Заключение 122

Библиографический список использованной литературы.. 127

Введение к работе:

Тема кандидатской диссертации звучит следующим образом: «Идеология как проблема, социальной онтологии». Следует определить ряд мотивов, которые закреплены именно в таком названии, оговорить актуальность, новизну, основную идею работы.

Актуальность темы исследования.

Примечательно, что за последний год идеологическая проблематика уходит на «второй план» в области официальных социально-философских дискуссий в нашей стране.1 Связано ли это со смутным ощущением нарождающейся национальной * идеи (которую пока еще не ясно,, как нужно формулировать в условиях становящейся «вертикали» власти), или же явная популярность вопроса «какой должна быть идеология в современной России» в 1995-1998гг.2 привела к исчерпанности поверхностных решений этой проблемы, и сейчас последуют серьезные теоретические разработки — судить пока рано.

Однако актуальность любых работ по идеологии очевидна и связана; как мне кажется, с двумя моментами: во-первых, существует определенный вакуум теоретических исследований феномена идеологии как философской проблемы. И дело, на наш взгляд, не только -. и не столько в том, что совсем недавно мы получили возможность открыто обсуждать этот вопрос или просто не успеваем включать в свой арсенал работы западных теоретиков. Проблема гораздо глубже: существенные сдвиги в самоопределении философии, онтологический поворот,,произошедший в двадцатом веке, проблематизирует целую традицию рассмотрения ряда ключевых для философии понятий. Идеология наряду с сознанием, например, оказывается неклассическим, многомерным объектом исследования, к которому неприменимы подходы, методологически ориентированные на философские концепции ХІХв. Теория идеологии, похоже,

1 См., в частности, подборку «Вопросы философии» за 2000 - 2003гг.

Своеобразной квентиссенцией подобной работы можно считать сборник статей «Куда идет Россия? Трансформация социальной структуры и социальная политика» М., 1997.

претерпевает «системный» кризис ив настоящее время представлена довольно узкими наработками в сфере лингвистики и психоанализа .

Во-вторых, именно/ наше общество за последние полтора десятилетия претерпевает значительные изменения. Произошедший сдвиг во всех сферах жизни порождает ряд внутренних проблем, характерной особенностью которых оказывается несоответствие между новыми условиями жизни, старымиs схемами деятельности и несформированность общих ориентиров и критериев для выработки новых схем. Динамика общественной жизни «разрывает» ранее привычные и взаимоопределяемые понятия места и функции, самореализации и» социальной роли. Это «приводит к дезориентированности, «бессмысленности», некачественности общественной деятельности, к сбоям, поломкам, «непростроенности» форм ее протекания: Именно на этом? фоне актуализируется проблема формирования идеологии как некой общественной стратегии, задающей цели, смыслы, горизонты для жизни конкретного человека и общественного «организма» в целом. Ситуация осложняется тем, что мы сталкиваемся с непривычным фоном идеологического плюрализма; пришедшего на смену моноидеологии СССР (статья 13 Конституции РФ гласит: «В России признается идеологическое многообразие»).

Наконец, изменения; происходящие в современном мире и ; связанные с формированием общего социального* пространства, «становлением мировой, цивилизации», делают чрезвычайно > актуальным і вопрос о способах и механизмах взаимодействия различных культур, различных обществ; вопрос об основаниях и средствах интеграции различных ценностей и идеологий. Таким образом, идеология; фактически перестает быть периферийной темой; общефилософских рассуждений — она; предстает в качестве конкретного предмета социально-философского исследования.

В частности, работа С. Жижека «Возвышенный объект идеологии», перевод на русский язык -1999г.

Степень разработанности проблемы:

В* своем исследовании^ мы поддерживаем гипотезу А. Гоулднера и К. Гиртца о том, что идеология (в нашем случае - определенный ее образ, модель) является продуктом социокультурных изменений, связанных с кризисом традиционных способов легитимации социального воспроизводства и формированием «новой рациональности» («Время картины мира» - Хайдеггер, коперниканский «переворот» в философии (Кант), рост научного знания; интенсификация социальных процессов; и т.п.) европейских обществ XVII-ХІХвв. Поэтому чрезвычайно значимой для нас является классическая теория* идеологии, представлена работами К. Маркса, К. Манхейма, Т. Адорно, А.. Грамши, Л. Альтюссера и некоторых других авторов. Пытаясь «критически» подойти к определенного рода политическим составляющим большинства из \ названных работ, мы опираемся, в частности, на труды современников: Р. Барта, А\ Гоулднера, Л. Голдмана, К.. Гиртца, М. Селиджера; С. Жижека, и др. «Западная» традиция исследований идеологии в историко-философском ключе представлена работами Т. Иглтона, Р. Гесса, Д: Хейкса, Д: Томпсона. Существенный вклад в анализ идеологии как превращенной формы < сознания внесли отечественные исследователи: B.C. Барулин,. Э.В. Ильенков, В.И: Копалов, М.К. Мамардашвили, А.Ш Огурцов, А.К. Уледов, М.В.. Яковлев. Онтологический «поворот» философии; 20 века, связанный с именами М. Хайдеггера, Н; Гартмана; Э; Гуссерля и др. проанализирован в трудах; В І И. Плотникова, В. Д. Губина, А. Лі Доброхотова; проблемы социальной онтологии непосредственно рассматриваются в работах зарубежных философов: Д. Белла, П: Бергера, П. Бурдье, Р. Бхаскара, М. Вебера, Э. Гидденса, Мі Кастельса, Ді. Лукача; Т. Лукмана, Н; Лумана, А. Тоффлера, М. Фуко, Н. Элиаса, А. Щюца. В этом же направлении, но с большим ? вниманием к философским импликациям социальных и эпистемологических теорий направлены усилия отечественных исследователей: С.А. Азаренко, Н.В. Бряник,,В.И; Дудиной, В.А. Лекторского, А.И. Лучанкина, И.Т. Касавина, Ю.Л. Качанова, В. Е. Кемерова, Т.Х.

Керимова, С.А. Никитина, А.В. Перцева, М.А. Розова, В.В. Скоробогацкого, B.C. Степина, Е.Г. Трубиной, О.В. Шабуровой, B.C. Швырева, Е.Л. Чертковой.

Различные аспекты проблемы, связанной с выработкой (выборкой) идеологии в, современной России и анализом ее функций, получили свое освещение в трудах А.С. Ахиезера, К.С. Гаджиева, А.Г. Дугина, В.К..Кантора; А.А Кара-Мурзы, В:А..Козлова, И.А. Косолапова,М.А. Краскова, Д.С Львова; Э.М. Мирского, Ж.Т. Тощенко, F.B. Осипова, В.Б. Пастухова, Н.С. Розова, И.Г. Яковенко; и др.. Мы считаем возможным, систематизировать основные идеи некоторых авторов следующим образом:

1.. Для создания «новой идеологии» необходимо вмешательство в
«общественное сознание» на государственном уровне: «Состояние
общественного сознания всегда было показателем нравственного здоровья
страны. Ценности, ориентации свидетельствуют о направленности его
развития, в то время как знание, социальное настроение, мироощущение - о его
состоянии».4 Выход видится в следующих вариантах:

1.1. В формировании в сознании, поступках, привычках системы
«...здоровых и полярных духовных ценностей, накопленных столетиями; без
веры в добро и красоту жизни нельзя рассчитывать на;устойчивость развития и
жизнеспособность общества»5. Впрочем, на место «вечных» ценностей могут
быть«поставлены и иные: личное благополучие, справедливость, гордость за
страну и «...синтез перечисленных выше ценностей может выполнить роль-
объединительной. идеи, позволяющей без особой поляризации
сконцентрировать усилия людей;. общества и государства на ее воплощение в
жизнь»6.

Безусловно, опора на базовые ценности - несомненный плюс такой; позиции. Но можем ли; мы согласиться с тем, что в: разнородном, поляризованном обществе остались базовые ценности, или идеалы, однозначно

4 Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социс. 1995. № 12. С. 42.

5 Там же С. 45

6 Тощенко Ж.Т. Какой быть российской национальной идее // Куда идет Россия? М. 1997. С. 360.

интерпретируемые разными і группами населения? Более того, способна ли идеология, артикулирующая «красоту жизни», предложить реальную программу политических, к примеру, действий?

1.2. Ряд авторов, отталкиваясь от противоречивого, гетерогенного состояния общества, предлагают преодолеть противоречивость социальных ориентиров за. счет абсолютизации приоритетов и ценностей одной из сфер общественной жизни (экономической, политической, правовой, духовной). «Правильными» будут нормы и направления, продиктованные, скажем, идеологиями монетаризма, правового государства, национального или геополитического интереса7.

Так, А.А. Кара-Мурза считает, что «Либерально-государственная идея

представляется наиболее перспективной в современной России» ; с другой стороны - «Самоидентификация постсоветской России возможна за счет принятия православия:государством (курсив мой - А.Л.) и политиками как центральной несущей опоры, основной идеологической силы страны»9; наконец, «.. .трудно представить себе более благоприятное историческое для формирования; национального самосознания, чем периоды распада империи. Национальные ценности, мифы, устремления высвобождаются из-под груза имперских стереотипов и интегрирует этнокультурную общность, определяя ее духовное измерение»10. Здесь мы. сталкиваемся с проблемой согласования идеологий, особенно если мы примем во внимание «полиэтничный» и поликонфессиональный характер нашего общества, претендующего быть обществом гражданским.

2. Необходимо ликвидировать разнородность самого социального бытия. Собственно задача наладить коммуникацию внутри социального бытия и

7 Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 2000.

Кара-Мурза А.А. Государство и общество - два полюса ценностных ориентиров // Куда идет Россия? М. 1997 С. 285.

9 Кантор В.К. Русское православие в имперском контексте: конфликты и противоречия // Вопросы
философии. 2003. №7. С.З.

10 Яковенко И.Г. Прошлое и настоящее России: имперский идеал и национальный интерес // Полис.
1997. №4. С. 94

интегрировать его силы; в единое целое может быть, решена- и через уничтожение «разнополюсности», «сегментарности» последнего. Сирота A.M.I в статье «Неомарксизм:: попытка реформации»" очерчивает возможность созданиям идеологии, работающей? на апробированных историческим- опытом принципах. Более мягкий? вариант «шага* назад»: «Ключевым? моментомг в понимании і духовных начал российского общества является < глубоко > личный, индивидуализированный путь к общности. Так я понимаю Российский коллектив - общее для всех дело... Российский коллективизм, если он получит благоприятные условия! для своего развития; сыграет роль не только в судьбе нашей страны, но и в решении фундаментальной задачи, которая стоит сегодня; перед всем человечеством: сохранить жизненный мир человека в борьбе с глобальной экспансией технократических систем» .

3! Нужно изменить сам угол зрения на; идеологию, описать ее как: специфическое средство интеграции^ социальных. структур вне оппозиции «общественное бытие - общественное сознание». Такая задача ставится < Косолаповым И;А. («Интегративная идеология для России: интеллектуальный и? политический вызов») 3; попытка ее решения предлагается группой ? авторов в статье «Тотальная,идеология против тоталитарного государства»-14. Тотальная, идеология описывается авторами как «духовное отражение национальной; традиции», которое в свою очередь задает поле для взаимодействия «частичных», «партийных» идеологий, призванных решать актуальные задачи; таким4 образом, теоретический; заряд статьи, созвучный некоторым идеям синергетики15, все же не преодолевает границы концепции? К. Манхейма16. Проблема: как принципе может существовать призыв к созданию

" Вопросы философии 1998 № 8 С. 104-120.

12 Львов Д. С. Образ новой России - истоки формирования // Вопросы философии; 1998. № 4. С. 8.

13 Вопросы философии 1994 № 1.

14 Барботько Л. М., Войтов В.А., Мирский Э.М.7/ Вопросы философии 2000 № 11.С. 12-27.

15Ср.: «Выбор соответствующей бифуркационной структуры однозначно определяется социальным детектором и социальным селектором, то есть соотношением сил взаимодействующих идеалов и принципом, которому подчиняется их взаимодействие» // Бранский В.П. «Теоретические основания социальной синергетики» // Вопросы философии 2000. №4 С. 121, см.также Делокаров К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика // ОНиС. 2000. № 6. С. 110-119.

интегративной идеологии в стране, если «любая доктрина по сути? дела подписывает себе смертный приговор, как только она переходит на принципы открытости и терпимости в отношениях других идейно-политических течений»?

Создается впечатление, что большинство российских концепций идеологии* пока не предлагают четких теоретических перспектив, которые позволили бы «выйти» за пределы оппозиции бытия и сознания, государства и общества и разрешить «противоречие» между задачей сформулировать общую» идеологию и «фактом» разнородного общества. На»наш взгляд, сами попытки преодолеть такое противоречие как противоречие (п. 1, 2.) указывают на-то, что существует определенная модель (описания, представления, формирования); идеологии, подкрепленная соответствующими методологическими ориентирами и онтологическими допущениями.. Задача, связанная с выявлением теоретических предпосылок для- формирования этой модели и указанием на возможные перспективы ее преодоления с помощью; социально-философского рассмотрения идеологии как специфической социальной структуры определяет основное направление и логику исследования.

Объект исследования: ряд концепций и теорий, проблематизирующих и описывающих; идеологию с точки зрения ее происхождения, сущности; функций, ее отношения к другим идеологиям, науке, религии; выявляющих ее; связь с типами общества, сознанием, познанием.

Предмет исследования: переход от гносеологического к онтологическому описанию идеологии.

Цель работы:

- описание и представление смены методологических установок в трактовке идеологии как социального феномена.

Достижение этой цели подразумевает, на наш взгляд, решение ряда задач:

16 Манхейм К. Идеология и утопия //Диагноз нашего времени М., 1994

17 Гаджиев К. С. Политическая идеология: концептуальный аспект. // Вопросы философии 1998. № 12
С. 16.

Описать идеологию в качестве а) философской проблемы и б) предмета

научной критики. Указать на теоретические пределы и практические следствия

гносеологического подхода к идеологии. Поставить проблему идеологии как проблему социальной онтологии:

Выделить основные функции идеологии в современном обществе

Предложить критерии для типизации идеологий

Обосновать возможность / невозможность интеграции различных идеологий.

Проанализировать ряд идеологий современного российского общества.

Указать возможные сценарии поиска национальной идеи. Следует также отметить, что в качестве материала исследования (в частности, в гл. 1.) будут выступать и работы, которые на данный момент не переведены на русский язык. Последние могут быть разделены на две категории: собственно концепции идеологии (некоторые работы Л. Альтюссера, Л. Гоулднера, М. Селиджера, Р. Гесса и др.) а также работы «критиков»: Т. Иглтона, Д. Ларриана, Д. Хейкса. Концептуальный «пул»,, созданный обращением к этим работам, в данном исследовании выступает средством, работающим на выполнение поставленных задач. Постановка проблемы идеологии как, проблемы социальной< онтологии (а не только и не столько гносеологии или, скажем, «политтехнологий») является і моментом, определяющим новизну исследования и позволяющим! наметить собственно' социально-философскую позицию, противопоставляя ее в определенном смысле и абстрактным размышлениям об идеологии «как таковой» и сугубо прикладным политологическим или социологическим исследованиям. Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (каждая содержит три параграфа), заключения и библиографии.

Подобные работы
Скрябина Елена Владимировна
Проблема онтологии: история и современность
Обрезков Андрей Анатольевич
Онтология языка: эволюция проблемы и её современное состояние
Евстигнеев Сергей Иванович
Проблема человека в контексте кризисной онтологии
Шуталева Анна Владимировна
Проблема видения в контексте конститутивной онтологии сознания
Юрьев Роман Александрович
Проблема идеологии в контексте феноменологической традиции
Мурсалов Рамиз Алибала оглы
Проблема национального единства в официальной идеологии республики Египет
Василенко Ольга Николаевна
Проблемы онтологии и эволюции правосудия и форм права
Овчинникова Анастасия Валентиновна
Проблемы правогенеза и онтологии права в психологической теории Л. И. Петражицкого
Кочетков Антон Витальевич
Проблемы противодействия криминальной идеологии в культуре (Криминологические и уголовно-правовые аспекты)
Мягков Юрий Германович
Проблема византинизма в идеологии российского консерватизма XIX века

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net