Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Кукушкина Галина Алексеевна. Церковь саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Москва, 2003 152 c. РГБ ОД, 61:04-9/26-1

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Г л а в а I 13

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦЕРКВИ И ФОРМИРОВАНИЕ

ДОКТРИНЫ САЕНТОЛОГИИ

1 ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И 13

ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

САЕНТОЛОГИИ

2 ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ 33

САЕНТОЛОГИИ: АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТИКА

Г л а в а II 57

ЦЕРКОВЬ САЕНТОЛОГИИ: ОРГАНИЗАЦИОННОЕ

СТРОЕНИЕ, КУЛЬТОВАЯ И ВНЕКУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА

1 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТРОЕНИЕ ЦЕРКВИ 57

САЕНТОЛОГИИ

2 КУЛЬТОВАЯ И ВНЕКУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА 71

ЦЕРКВИ САЕНТОЛОГИИ

3 ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САЕНТОЛОГОВ 82

Г л а в а III 97

ПРОБЛЕМЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ЦЕРКВИ САЕНТОЛОГИИ

В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И 123

ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ 131

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Произошедшие в конце XX века общественно-политические преобразования в России привели к изменению конфессиональной ситуации в стране, оказали существенное влияние на характер отношений государства и религиозных объединений. Демократизация общества, утверждение идеологического и политического плюрализма, переоценка основополагающих ценностей жизни вызвали необходимость осмысления взаимоотношений государства с религиозными образованиями, особенно новыми, имеющими отличные от традиционных религий вероучения и культовые практики. Потребность исследования данной проблемы связана с тем, что в России, как и в странах Западной Европы, в последние годы идут оживленные дискуссии о характере, функциях и социальных позициях новых религиозных движений, влиянии их на общество, безопасность государства и здоровье граждан. В этой связи возникает необходимость комплексного осмысления деятельности каждого конкретного религиозного новообразования и выработки адекватного к ним отношения, как со стороны общества, так и государства.

За последнее десятилетие (с 1991 по 2001 год) в России общее количество зарегистрированных религиозных объединений, представляющих новые религиозные движения (НРД), выросло в 18 раз. Кроме того, большое число религиозных объединений, действует, не имея статуса юридического лица. Количество религиозных организаций Русской Православной Церкви с 1992 года увеличилось в 4 раза, мусульманских - в 2,5 раза, старообрядческих

- в 5,5 раза, римско-католических - в 7 раз, иудейских - в 7,5 раз, буддистских

— в 8 раз 1. Эти данные свидетельствуют, что темпы роста НРД значительно
превышают темпы роста традиционных конфессий .

1 См.: Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 2001. №1. С.7.

2 См.: Религия, церковь в России и за рубежом: Информационный бюллетень. № 5. М., РАГС, 1995. С.19.

В течение своего пятидесятилетнего существования Международная Церковь Саентологии (МСЦ) создала 1811 организаций в 129 странах мира. По сведениям МСЦ, число саентологов к концу XX века достигло 8 миллионов человек'. В Российской Федерации их насчитывается около 100 тысяч человек. Функционирует одна церковь и 60 миссий в 42 субъектах Российской Федерации (см. приложение 1). Еженедельно около двух тысяч граждан в Российской Федерации обращаются со своими проблемами в Церковь саентологии и ее миссии . Около 80% последователей саентологии моложе 40 лет, две трети имеют высшее и неоконченное высшее образование, 24% - среднее профессиональное. В числе саентологов руководители высшего и среднего звена организаций, работники здравоохранения, образования, предприниматели.

Актуальность исследованию придает то обстоятельство, что вероучение, культовая и внекультовая деятельность церкви неоднозначно оценивается представителями государственных органов, общественности, учеными, теологами, правоведами как в России, так и в странах Западной Европы. Высказываются мнения о ее деструктивном, тоталитарном характере. Саентологов обвиняют в мошенничестве, коммерческом характере, использовании методов воздействия на психику, финансовых нарушениях, преследовании бывших адептов церкви, угрозе безопасности общества и государства.

В Германии Церковь саентологии относят к психокультам и сектам,3 в Испании 4 и Франции 5 - к религиозным сектам, в Греции - к тоталитарным организациям (деятельность ее в этой стране запрещена)б, в Англии - к

1 См.: Саентология: Справочная работа. Копенгаген: Нью Эра Пабликейшенс, 1998. С.Х.

2 Сведения, представленные Ю.А. Астафьевой, начальником отдела по официальным вопросам
Гуманитарного центра Хаббарда Москвы 15.08.2002. (Архив автора).

3См.: Мирошникова E.M. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. Тула, 1997. С.114; См.: Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 2000. №5. С.27.

4 См.: Моран Г. С испанской точки зрения // Религия и права человека: На пути к свободе совести. М.: Наука,
1996. С.92-94.

5 См.: Кравчук В.В. Государство и церковь во Франции: отношение к новым религиозным движениям. //
Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. №2. М.:
РАГС, 1997. С.114-120; Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 2000. №4. С.16.

6 См.: Мировой опыт государственно-церковных отношений. М.: РАГС, 1999. С. 153.

коммерческим организациям '. В России с 2000 года вопрос о статусе Саентологической церкви Москвы не определен и остается предметом рассмотрения судебных органов различных инстанций.

Вместе с тем, в США, Швеции, Австралии Церковь саентологии признана религиозной организацией и пользуется налоговыми льготами, предусмотренными законодательствами этих стран.

Принятый в Российской Федерации Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997 г.), вступление России в Совет Европы, признание принципов международного права, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству и другими международными документами по правам человека, обязывает российское государство проводить политику в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Проблема состоит в том, каким образом российскому государству, обязавшемуся обеспечить право каждому человеку на свободу совести и вероисповедания, одновременно обеспечить безопасность общества и его граждан.

Для того, чтобы сегодня реально ориентироваться в сложном, неоднозначном комплексе новых религиозных движений, следует базироваться на научном, всестороннем, объективном анализе содержания каждого конкретного религиозного новообразования, последствий воздействия их деятельности на сознание людей и влияние на общество.

Степень научной разработанности проблемы.

Вероучение, культовая и внекультовая практика Церкви саентологии с момента ее возникновения привлекают внимание ученых различных отраслей знания: религиоведов, философов, историков, социологов, психологов, юристов как за рубежом, так и в России.

1 См.: Штерин М. Религиозный плюрализм и новые религии в Англии. // Индекс: досье на цензуру. М., 2000. №11.С.132-145.

Вместе с тем, в Российской Федерации, несмотря на широкое обсуждение деятельности Церкви саентологии представителями органов государственной власти, традиционных конфессий, учеными, общественностью, в настоящее время не выработано единого мнения по поводу этого религиозного феномена.

В литературе Церковь саентологии обычно упоминается либо в контексте тоталитарных религиозных организаций, сект, либо в разделе новых религиозных движений, имеющих своеобразное вероучение, культовую и внекультовую практику.

Одни авторы оценивают вышеназванный религиозный феномен негативно, с позиций жесткой и безапелляционной критики, другие стараются анализировать его с учетом международного права.

В определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (1994г.) Церковь саентологии отнесена к псевдорелигиям, разрушающим «традиционный уклад жизни» и угрожающим «целостности национального самосознания и культурной идентичности» !

В итоговом документе Международной научно - практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века», состоявшейся в апреле 2001 года в Нижнем Новгороде и подготовленной Братством св. А. Невского, Нижегородской епархией, Информационно-консультационным центром сщмч. Иринея Лионского, Церковь саентология причислена к наиболее опасным современным деструктивным культам .

Бывший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) сущность саентологии определяет как тотальную деструктивную организацию, опасную для государства \

В «Православной газете», официальном издании Екатеринбургской

1 См.: Прозрение: Православный информационно-просветительский журнал. 2000. №1(4). СЛ0.

2 См.: Тоталитарные секты - угроза XXI века: Материалы международной научно-практической конференции.
Н.Новгород: Братство св. А. Невского, 2001. С.267.

епархии Русской православной Церкви , в статье «Что такое сайентология?» саентология представляется как «крупнейшая финансовая корпорация», вербующая путем обмана новых адептов и стремящаяся подчинить их тотальной дисциплине. Религиозное учение Хаббарда, по мнению авторов этой статьи, на деле способно подавить личность человека, вторгнуться в его личную жизнь» с целью успешного манипулирования человеческим сознанием.

Исследованию вероучения, культовой, внекультовой практики саентологов посвящены работы А.Л. Дворкина , заведующего кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института, заведующего Информационно-консультативным центром священномученика Иринея, епископа Лионского. Анализ деятельности Церкви саентологии позволил ему сделать вывод, что эта мощная организация и финансовая структура имеет многочисленные финансовые средства и большой опыт беспощадной борьбы со своими идеологическими противниками. «Они ничего не прощают, ничего не забывают и готовы заставить замолчать своих критиков всеми имеющими в их распоряжении средствами». А.Л. Дворкин относит саентологию к тоталитарным деструктивным сектам и считает ее «самой страшной из всех сект».

В работах протестантов, теологов Фредерика Р. Харма4, Э. Грасса5 Церковь саентологии рассматривается как психологически, социально, физиологически и духовно опасный культ, который не несет в себе позитивных этических норм. Г. Чернер, Г.-Х. Дидрих, Г. Штриккер ' Церковь саентологии квалифицируют как мировоззренческо-терапевтическую группу, которая психологически воздействует на адептов и ставит их в финансовую

1 См.: Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Современные ереси и секты в России. СПб.:
Православная Русь, 1995. С.104-110.

2 См.: Православная газета. 1995,7 июля. С.4.

3 См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н.Новгород, 2000. С. 163-206; Капкан безграничной
свободы. М., 1997; Прозрение: Православный информационно-просветительский журнал. 1997. № 5,12; Там
же. 1999. № 1,4, 11,12; Там же. 2000. № 1,2.

4 См.: Харм Фредерик Р. Как противостоять «научным религиям». СПб, 2000. С.41-46.

5 См.: Грасс Э.С. Культы и оккультизм в эпоху Водолея. СПб, 1998. С. 123-124.

зависимость от организации. В работе Дж. Макдауэлла и Д. Стюарта2 авторами делается вывод, что саентология - искусственно созданная религия, представляющая собой синкретическое соединение индуизма, буддизма и современных психотехнологий.

К числу светских российских исследователей, стоящих на позиции критики Церкви саентологии, можно отнести А. Алексеевского , Н.В. Крывельскую 4, С.А. Лукьянова, А.И. Хвылю-Олинтера5, А. Тимошина 6. В работах этих авторов Церковь саентологии оценивается как тоталитарная, деструктивная секта, стремящаяся к мировому господству, контролю сознания людей, жесткой регламентации всех сторон жизни своих адептов.

Известный российский исследователь НРД Е.Г. Балагушкин 7 считает, что саентология по своей структуре напоминает секту, в которой сочетается сильно упрощенный фрейдистский психоанализ с псевдонаучной фантастикой. По его мнению, саентология представляет собой мистифицированную психотерапию с разнообразными методами и техниками воздействия на духовно-психологическую и соматическую сторону индивида.

Негативный взгляд на дианетику изложен в работе американского философа, психолога и социолога Э. Фромма «Дианетика»: искателям сфабрикованного счастья»1. С точки зрения Э.Фромма в воззрениях Хаббарда «трудно найти что-нибудь оригинальное, кроме новых слов для смеси плохо понятого и переваренного фрейдизма и экспериментов по регрессии эпохи гипнотизма», «известных истин, полуправд и явного

1 См.: Чернер Г., Дидрих Г-Х., Штриккер Г. Хорошего держитесь. Харьков: Майдан, 1999. С.307-309.

2 См.: Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. M.: Протестант, 1993. С.145-149.

3 См.: Алексеевский А. Контактеры, оккультисты и прочее...// Миссионерское обозрение. 1997. № 12. С.5-9;
Алексеевский А. 1996 год-год катастрофических потерь для саентологов в Европе и мире // Там же. 1997,
№5, С. 14-15.

4 См.: Крывельская Н.В. Религиозная экспансия против России. М.: Регионы России, 1998; Крывельская Н.В.
Причины распространения в России деструктивных религиозных организаций // Миссионерское обозрение.
2000. №4. С.4 —12; Крывельская Н.В. Тоталитарные секты, свобода совести, здоровье и безопасность //
Безопасность. 1997.№ 1,2. С.113-125.

5 См.: Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996.

6 См.: Тимошин А. Саентология: фантастику в жизнь // Наука и религия. 1985. № 2,4.

7 См.: Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. M.: Московский университет, 1984.
С.9.

абсурда». По мнению Э. Фромма, для Хаббарда человек - это «машина», правильность работы которой достигается «с помощью работы инженера», нажимающего на кнопки компьютера (человеческого разума). Он считает, что работы Хаббарда используют все «составляющие формулы успеха» для удовлетворения потребностей людей, жаждущих «сфабрикованного счастья и чудодейственного исцеления» .

Другую группу публикаций составляют работы религиоведов, которые исследуют религиозное учение Л. Рона Хаббарда на основе сравнения его с доктринами традиционных конфессий. Это К. Флинн3, Б. Уилсон4, Р. Дерикбург , Д. Брайент , А. Фригерио , Ф. Савада . Эти ученые находят целый ряд общих признаков, присущих как традиционным религиям, так и Церкви саентологии. По их мнению, саентология выступает как религия нового времени, синтезирующая в себе некоторые черты существующих более ранних религий и несущая отпечаток эволюционных преобразований общества.

Изучая особенности вероучения, организационного строения, функционирования, тенденций развития саентологии, такие исследователи как А. Баркер 9, А. Блэк 10 Д. Бекфорд '' отмечают также ее своеобразие и неоднозначность. Они считают, что к оценке деятельности новых религиозных движений, в том числе и Церкви саентологии, необходимо подходить с позиций права.

В Российской Федерации изучение Церкви саентологии с научных,

Дианетика — методика духовного исцеления, направленная на облегчение болезненного состояния человека, устранение нежелательных ощущений и эмоций, страхов и психологических заболеваний. См.: Хаббард Л. Рон. Основной словарь по дианетике и саентологии. М.: Нью Эра, 1998. С. 9. 2 См.: Интернет. www://narcom.ru/ideas/socio/23.html J Flinn F. Scientology. The marks of religion. Washington, 1999.

4 Wilson B. Scientology an analysis and ccomparison of its Religions Systems and Doctrines. Washington, 1995.

5 Dericguebourg R. Scientology. 1995.

6 Bryant M. D. Scientology. A new religion. 1994.

7 Frigerio A. Scientology and contemporary definitions of religion in the social sciences. 1996.

8 Sawada F. Scientology and Islam an analogous study. 1996.

9 См.: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: РХГИ, 1997.

10 Black A. Scientology a Religion London. 1996.

" Beckford J. Scientology Social Science and the Definition of Religion. England. 1980.

религиоведческих позиций осуществлялось Л.И. Григорьевой ',

Н.С. Гордиенко2, И.Я. Кантеровым 3, В.В. Кравчук 4, Е.М. Мирошниковой 5, Ю.В. Тихонравову 6, Н.А. Трофимчуком 7, Б.З. Фаликову8. и другими исследователями. В их публикациях Церковь саентологии рассматривается как один из феноменов НРД с присущими ей характерными особенностями в вероучении и культовой практике. Точка зрения этих авторов состоит в том, что Церковь саентологии является религиозным объединением с присущими ей системой верований и религиозных практик, использующих прагматический характер мышления некоторой части общества и удовлетворяющих их религиозные потребности путем широкого рекламирования религиозных «возможностей» учения Хаббарда.

В работах ученых-философов стран СНГ Е.М. Бабосова 9 (Беларусь) и В. Иванова10 (Республика Казахстан) появление Церкви саентологии рассматривается как результат социально-экономического и духовного кризиса общества, крушения господствующей социалистической системы, потери авторитета традиционных конфессий. Авторы считают, что религиозная доктрина Л. Рона Хаббарда включает элементы, совпадающие с буддистской и индуистской концепцией самосовершенствования, реинкарнации и спасения человека. Они относят Церковь саентологии к

См.: Григорьева Л.И.. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. Красноярск, 1999.

2 См.: Гордиенко Н.С. Религиоведческая характеристика саентологической церкви или церкви саентологии
СПб, 2002.

3 См.: Кантеров И.Я. Новые религии в России и молодежь // «Свеча-97». Архангельск, 1997.

4 См.: Кравчук В.В. Государство и церковь во Франции: отношение к новым религиозным движениям //
Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. №2. М.:
РАГС, 1997. С.114-120.

5 См.: Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. Тула. 1997.

6 См.: Тихонравов Ю.В. Заключение эксперта религиоведа на вероучение и практику Церкви саентологии //
Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 2001. № 3. С.20-21.

7 См.: Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник. М.: РАГС,
1997.С.308-312.

8 См.: Фаликов Б.З. НРД: проблемы религиозного статуса (на примере саентологии) // Религия и право:
Информационно-аналитический журнал. 2001. №2. С. 8-11; Фаликов Б.З. В надежде на здравый смысл // М.:
Знамя, 1998. №1. С.233-235; Фаликов Б.З Как относятся к новым религиям на Западе и в России? // Русская
мысль. Париж, 1997. №4157. С. 158.

9См.: Бабосов Е.М. Сущность Дианетики и Саентологии: научно-религиоведческий анализ учения Л.Рона Хаббарда // Право на свободу. M., 1999. № 3. С.7-9.

10 См.: Иванов В. Экспертное заключение по уставным документам и дополнительным источникам «церкви саентологии» в г. Алматы. Справка на запрос Горуправления юстиции г. Алматы. (Архив автора).

религиозным организациям нового времени.

Специальные монографии и статьи, содержащие анализ вероучения, культовой и внекультовой практики саентологов, принадлежат В.А. Богданову , С.С. Соболеву , М.А. Сиверцеву . Эти ученые считают саентологию перспективной для современного человечества программой духовного возрождения, оздоровления, спасения.

Формы и методы религиозного воздействия на сознание верующих
раскрыты в трудах В.Е. Кагана4, М.Б. Эдди5, А.А. Скородумова6,
Л.П. Гримака7, Ф.Е. Василюка8, И.А. Копылова9. Так психолог

АА. Скородумов, усматривает в культовой практике саентологов «элементы релаксационного тренинга,10 методы систематической десенсибилизации» п, которые создают эмоциональную уязвимость адептов, программируют их сознание12. Его оппонент Е.Г. Каган, в медико-юридическом и методологическом заключении делает заключение о том, что культовую практику саентологов нельзя отнести к психотерапии, так как она не отвечает критериям психотерапии ' .

Объектом диссертационного исследования является местная религиозная организация «Саентологическая церковь Москвы».

1 См.: Богданов В.А. Уважение к вере или почему глупо воевать с саентологией? М., 1997; Богданов В.А.
Лисовский В.Г. Новые религиозные движения: отклонение или норма? // Вести. СПб., 1995. С.65-71.

2 См.: Соболев С.С. Экспертная оценка (анализ) учения и деятельности религиозной организации
саентологическая церковь. М., 1996.

3 См.: Сиверцев М.А. Экспертная оценка учения и деятельности Церкви саентологии, M., 1997.

4 См.: Каган В.Е. Саентология и психотерапия: экспертные материалы // Независимый психиатрический
журнал. M., 1999. № 3,4.

5 См.: Эдди М.Б. Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию. Бостон. 1994.

6 См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в
Санкт-Петербурге: В кн. Анти - Саентология. СПб., 1999. С. 120-150.

7 См.: Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. M., 1989.

8 См.: Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической терапии // Московский
терапевтический журнал. M., 1992. С. 15-32.

9 См.: Беляев Г.С., Лобзин B.C., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. Л., 1977.

10 Релаксационный тренинг - расслабление организма, достижение состояния бессознательности. См.:
Скородумов А.А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-
Петербурге. СПб., 1999. С. 135.

11 Десенсибилизация — строгая последовательность воспроизведения ситуаций, вызывающих состояние
тревожности. См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности
саентологов в Санкт-Петербурге. СПб, 1999. С. 136.

12 Интернет, www. ideas/socio/22-3.html

13 См.: Каган В.Е. Саентология и психотерапия: экспертные материалы // Независимый психиатрический
журнал. 1999. № 3,4. С.209.

Предмет исследования — социально-религиозная доктрина Церкви саентологии, ее культовая и внекультовая практика.

Актуальность темы, ее сложность и дискуссионность, а также недостаточная комплексная разработанность проблемы обусловливает цель и задачи исследования.

Цель диссертационной работы - осуществить социально-философский анализ вероучения, культовой и внекультовой практики, социальной позиции Церкви саентологии. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

выявить условия, сопутствующие возникновению и распространению Церкви саентологи, и причины ее популярности среди некоторой части населения;

показать процесс развития религиозного учения Л.Рона Хаббарда, переход от дианетики к саентологии;

-осуществить анализ вероучения, культовой практики и внекультовой деятельности, выявить отличительные черты, присущие Церкви саентологии;

рассмотреть устройство и структуру управления Церкви саентологии;

раскрыть социальные позиции Церкви саентологии;

-провести социологический опрос саентологов с целью получения сведений о социально-демографических характеристиках адептов, их ценностных ориентациях, выявить причины, способствующие обращению неофитов к новому религиозному движению;

- обобщить опыт стран Западной Европы по правовому регулированию
деятельности Церкви саентологии.

Источниковую и эмпирическую базу работы составили: -труды Л. Рона Хаббарда, являющиеся Писанием Церкви саентологии, аудио - и видеозаписи, периодические издания саентологов, специальная литература для сотрудников Церкви и прихожан;

- документы и материалы, справочная литература Церкви саентологии,

раскрывающие религиозные воззрения Л. Рона Хаббарда, культовую и внекультовую деятельность саентологов;

-архивные материалы, статистическая информация религиозных изданий;

-интервью, беседы с последователями Церкви саентологии, анкеты социологического опроса;

-материалы государственных и судебных органов стран Западной Европы и Российской Федерации.

Теоретическая и методологическая база исследования.

При изучении проблемы автор опирался на принципы научной объективности, идеологической нейтральности и непредвзятого отношения к социально обусловленному объекту исследования.

В качестве теоретико-методологической основы исследования использованы труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам философии, религиоведения, социологии, правоведения. В зоне изучения проблемы были использованы принципы историзма, объективности, комплексности, структурно-логического моделирования и другие, позволяющие дать объективный анализ исследуемому объекту как сложному социокультурному явлению.

Комплексный характер проблемы обусловил необходимость ее многоуровнего анализа — философского, исторического, социологического, с применением методов дедукции, анализа и синтеза. Основными из них является сравнительный, структурно-функциональный и социологический.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. Настоящая работа является первым диссертационным исследованием, посвященным социально-философскому анализу условий появления и распространения «Церкви саентологии» в России и современном мире, основ ее догматики, особенностей культовой деятельности, организационного строения, социальной деятельности.

Научная новизна исследования и его основные результаты заключаются в том, что:

-выявлены социальные условия, способствующие возникновению и распространению Церкви саентологии в зарубежных странах и России, причины ее популярности среди определенных групп населения;

-проанализировано учения Л.Рона Хаббарда, выявлены особенности вероучения, рассмотрено организационное строение Церкви саентологии;

- проанализированы социальные позиции Церкви саентологии;
-осуществлен анализ практики взаимоотношений государственных

органов стран Западной Европы и Церкви саентологии;

- получены на основе проведения социологического опроса социально-
демографические характеристики саентологов, сведения об их ценностных
ориентациях, причинах, побуждающих неофитов обращаться к НРД.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы дают возможность философски осмыслить и определить роль и функции Церкви саентологии в современном обществе, влияние ее на адептов и религиозно-конфессиональную обстановку в России. Результаты исследования могут быть использованы культурологами, религиоведами, философами в учебном процессе при освещении данного религиозного феномена, государственными служащими при дальнейшей разработке концепции государственно-церковных отношений с неорелигиозными организациями, а также юристами при рассмотрении вопросов, связанных с религиозным статусом этой организации и ее социальной деятельности.

Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации изложены на конференциях и в научных публикациях автора общим объемом 1,6 П.Л..

Структура диссертации соответствует поставленной научной задаче, состоит из введения, трех глав, приложений и списка источников используемой литературы.

Подобные работы
Волкова Ольга Николаевна
Культурно-философский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии
Фолиева Татьяна Александровна
Русская Православная Церковь и исламские организации в современной России: опыт сравнительного анализа социальных доктрин
Пантелеева Екатерина Валерьевна
Русская православная церковь в Западной Европе в 20 - 30-е гг. XX в. : Религиоведческий анализ
Кунгуров Олег Николаевич
Философско-эстетический анализ теории и практики "массового искусства" в ФРГ
Савченко Людмила Алексеевна
Повседневность методология исследования, современная социальная реальность и практика (социально-философский анализ)
Дьяченко Анжела Николаевна
Русский национализм как идеология и социально-политическая практика: социально-философский анализ
Воронина Ольга Александровна
Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства
Дружинин Андрей Михайлович
Коммуникативные практики. Философско-методологический анализ
Гредновская Елена Васильевна
Кризис гендерной идентичности : дискурсы и практики : социально-философский аспект анализа
Коноплев Евгений Сергеевич
Информационные практики в современном обществе: социально-философский анализ

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net