Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Кузнецова Марина Николаевна. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Омск, 2003 171 c. РГБ ОД, 61:04-9/238

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ КАК ОБЪЕКТ

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ 12-91

1. Понятие и сущность религиозного фанатизма 12

2. Религиозный и философский подходы к специфике

религиозного фанатизма 45

3. Роль художественного осмысления феномена

религиозного фанатизма в процессе трансформации
отношения к проявлениям религиозного фанатизма 73

ГЛАВА П.РЕЛИГИОЗНЫИ ФАНАТИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ

ЯВЛЕНИЕ 92-146

1. Социально-психологическая природа религиозного

фанатизма 92

2. Виды и формы проявления религиозного фанатизма... 117 3. Религиозный фанатизм в современных условиях

и пути его преодоления 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 150

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. В истории развития культуры феномен фанатизма всегда вызывал повышенный интерес как у философов, так и у религиозных мыслителей, политиков, деятелей культуры, поскольку данное явление в различных своих формах находит отражение во всех сферах общественной жизни. В частности, в философии выделяют такие виды фанатизма, как фанатизм политический, правовой, расовый, фанатизм в науке, в спорте, в искусстве. Религиозный фанатизм в этом ряду занимает особое место, так как религия является одним из важнейших духовных регуляторов общественного и индивидуального поведения. Малейшие изменения в религиозной сфере способны оказать большое влияние на характер мыслей, чувств, поступков людей. Степень религиозного влияния особенно возрастает, если речь идёт о религиозном фанатизме.

Трансформируя переживание религиозной веры до максимального напряжения и предельных форм выражения, религиозный фанатизм способен проявиться в любой религии и может быть использован как средство разрешения различных политических целей, психологических проблем, которые детерминированы как социальными условиями, так и духовными потребностями религиозной личности. Смысл предельного развития религиозной веры в религиозный фанатизм заключается в том, что, обладая универсальным характером, религиозный фанатизм позволяет его носителям в ряде случаев демонстрировать предельные возможности человеческой личности, религиозно мотивирует её как на подвиг самопожертвования, так и на преступление во имя веры.

В современных условиях проблема религиозного фанатизма приобрела особую актуальность. Несмотря на то, что для современного общества характерен относительно высокий уровень образованности населения, а церковь давно не является господствующим социальным институтом, религиозный фанатизм продолжает функционировать. Большинство философов

ошибочно полагали, что при условии преодоления повсеместного распространения религии и популяризации научных знаний религиозный фанатизм прекратит своё существование. Как показывают последние события, на рубеже XX-XXI вв. религиозный фанатизм не только не изжит окончательно, но и приобрёл новый социальный статус. По нашему мнению, назрела потребность изменить традиционное представление о религиозном фанатизме только как о следствии низкого интеллекта и слепой религиозной веры. История доказала, что увеличение в обществе числа образованных людей не оказывает существенного влияния на решение проблемы преодоления религиозного фанатизма. Даже высокий уровень образования не отменяет в человеке потребности решать проблему личного религиозного Спасения. Достижения современной цивилизации и обусловленный ими феномен социальной отчуждённости личности только способствуют формированию социально активного и мобильного религиозного фанатика, эсхатологические настроения которого реализуются уже не столько в форме традиционного религиозного ожидания, сколько в стремлении собственными усилиями приблизить конец света.

Повышенная опасность религиозного фанатизма всегда заключалась в том, что он может быть использован как фактор манипуляции религиозным сознанием. Не случайно современные политики констатируют, что наступила новая стадия противостояния культурных систем, в которой разрушительные тенденции религиозного фанатизма уже получили широкое применение. Однако данный феномен характеризуется не только направленностью на разрушение, он представляет собой сложное, противоречивое явление, которое в современных условиях нуждается в переосмыслении.

Степень изученности проблемы. В настоящее время проблема религиозного фанатизма является комплексной, междисциплинарной. Многообразие интерпретаций религиозного фанатизма в истории философской мысли обусловлено отсутствием единого подхода к пониманию природы

данного феномена и исследованием его каждым философом на основе одного из аспектов явления.

Анализ религиозного фанатизма как потенциальной возможности религиозного сознания представлен во многих работах философов и теологов, в частности, в произведениях П.Бейля, Гр.Богослова, Л.Валлы, Ф.Вольтера Г.Гегеля, П.Гольбаха, Д.Дидро, Макария Египетского, Иоанна Златоуста, И.Канта, С.Кьеркегора, Г.Лейбница, Дж.Локка, Н.Мальбранша, К.Маркса, М.Монтеня, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассета, Гр.Паламы, Б.Спинозы, К.Тертуллиана, Л.Фейербаха, И.Фихте, Ф. Энгельса, Д.Юма, К.Ясперса и др. В отечественной философской и религиоведческой литературе это произведения Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.И.Гараджи Н.С.Гордиенко А.Я.Гуревича, Л.В.Денисовой, С.Ф.Денисова, Л.М.Дмитриевой, Л.П.Карсавина, П.А.Кропоткина, Л.Н.Митрохина, Н.И.Мартишиной, А.Т.Москаленко, М.Г.Писманика, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, З.А.Тажуризиной, Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, Л.И. Чи-наковой, И.Н.Яблокова и др.

Для нашего исследования важными являются идеи психологов и социологов религии, исследовавших специфику религиозного сознания в целом, а также особенности взаимосвязи уровней развития сознания и типов религии. Серьёзное внимание исследованию данных проблем уделяли следующие мыслители: В.М.Бехтерев, М.Вебер, В.Джеймс, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, В.И.Красиков, Т.Рибо, Д.М.Угринович, А.А.Ухтомский, Д.М.Федяев Дж.Фрезер, Э.Фромм, К.Юнг и др.

Феномен еретических движений, старообрядческих и экстатических сект, имеющих непосредственное отношение к проблеме религиозного фанатизма, рассматривается в работах В.В.Бонч-Бруевича, А.К.Бороздина, И.А.Крывелева, С.Г.Лозинского, Н.М.Никольского и др.

Анализ проблемы связи религиозного фанатизма и экстремизма стал возможен благодаря работам В.Н.Арестова, А.А.Игнатенко, А.А.Нуруллаева, Э.Г.Филимонова и др.

Большое значение при исследовании феномена религиозного фанатизма имели работы из области психиатрии, лежащие вне философии, но дополняющие теоретическое исследование проблемы эмпирическими данными. Здесь религиозный фанатизм рассматривается в контексте психопатологии (Н.В.Дмитриева, Ц.П.Короленко, Ю.И.Полищук, А.А.Портнов, В.Ф.Чиж и др.).

Повышенное внимание к фанатичной личности наблюдается в таких художественных произведениях, как "Прометей прикованный" Эсхила, "Декамерон" Дж.Боккаччо, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф.Рабле, "Братья Карамазовы" Ф.М.Достоевского, "Серебряный голубь" А.Белого, "Радель-ные песни" и "Братские песни" Н.А.Клюева. Анализ этих произведений позволил выявить специфику осмысления и выражения различных аспектов религиозного фанатизма посредством художественного образа, а также установить' причины и факторы, способствующие трансформации семантики авторских оттенков понятия "фанатизм" от нейтрально-объективного значения до оценочно-субъективного значения.

В целом степень разработанности проблемы может быть охарактеризована следующим образом. На данном этапе проблема религиозного фанатизма не имеет общего выражения в форме единой философской концепции. Исследователи, как правило, обращаются лишь к отдельным её аспектам. Можно констатировать, что существует ряд противоположных друг другу интерпретаций сущности религиозного фанатизма, обусловленных фактом эволюции базовой смысловой модели понятия "фанатизм". Это приводит к оценочному характеру исследований.

Основная проблема исследования заключается в выявлении специфики религиозного фанатизма на основе совокупности ряда смысловых моделей понятия "фанатизм". Данная проблема может быть выражена в следующих вопросах. Что есть религиозный фанатизм? Каковы аспекты рассмотрения религиозного фанатизма? Каковы виды и формы реализации религиозного фанатизма? Каковы особенности проявления религиозного

фанатизма в современных условиях и пути его преодоления?

Целью диссертационной работы является анализ религиозного фанатизма как явления религиозного сознания и социальной практики посредством выявления его сущности, функций, видов, форм.

Достижение указанной цели осуществляется последовательным решением следующих задач:

1. Выявить социальную сущность феномена религиозного фанатиз
ма, уточнить его определение.

  1. Раскрыть логику и определить основание базовых вариантов осмысления религиозного фанатизма в богословской, философской литературе и в общественном сознании посредством исследования системы религиозных и философских подходов к изучению специфики религиозного фанатизма.

  1. Проанализировать роль художественного осмысления религиозного фанатизма в процессе культурно-исторической трансформации отношения к проявлениям данного феномена.

  2. Выявить социально-психологическую природу религиозного фанатизма.

  3. Разработать классификацию видов и форм религиозного фанатизма. Выделить функции религиозного фанатизма.

б.Определить особенности проявления религиозного фанатизма в современных условиях и обозначить возможные пути его преодоления (снижения степени его негативных последствий).

Теоретико-методологическая основа исследования. Основой анализа специфики религиозного фанатизма стали работы Н.А.Бердяева, Григория Богослова, С.Н.Булгакова, Г.Гегеля, Иоанна Златоуста, М.К.Мамардашвили, Х.Ортеги-и-Гассета, Л.Фейербаха, П.А.Флоренского. Социально-психологическая природа религиозного фанатизма исследовалась с привлечением произведений В.М.Бехтерева, М.Вебера, Г.Гегеля, В.Джеймса, Э.Дюркгейма, И.Канта Дж.Локка Н.Мальбранша, Б.Спинозы, В.В.Розанова, А.А.Ухтомского, Э.Фромма, Д.Юма, К.Юнга.

В качестве методологической основы для анализа религиозного фанатизма использовался диалектический метод, он был осуществлен через рассмотрение положительных и отрицательных оценок данного феномена, а также посредством анализа противоположных моделей его реализации и осмысления.

В основу диссертационного исследования положен ряд идей: идея понимания экстремизма как способа переживания действительности на основе постоянного чувства отчаяния (Х.Ортега-и-Гассет ); идея отрицания религиозной ревности (рвения) как специфического признака религиозного фанатизма (С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский,); идея о религиозном фанатизме как о религиозной вере - верности Богу (В.Джеймс, Д.Юм); идея доминанты как центрального мировоззренческого механизма, который сужает религиозное сознание до фанатичного (А.А.Ухтомский); идея нарциссиче-ской природы религиозного фанатизма (Э.Фромм); идея выделения трёх видов веры (статуарной, моральной, богослужебной) (И.Кант).

Обращение к художественным образам религиозных фанатиков обусловлено убеждением автора в том, что конкретный художественный образ обладает определённым функциональным значением, выявление которого позволяет установить причины трансформации базовой смысловой модели понятия "фанатизм" и факторы, обусловливающие характер интерпретаций данного понятия. Выбор анализируемых художественных произведений объясняется тем, что, во-первых, в анализируемых произведениях наиболее ярко выражены как субъективные, так и объективные тенденции восприятия религиозного фанатизма в то или иное культурное время, что даёт возможность исследователю проследить специфику осмысления религиозного фанатизма в разные эпохи; во вторых, данные авторы и произведения, как правило, составляют "ядро" школьных и вузовских курсов изучения литературы и оказывают огромное воздействие на формирование в общест-венном сознании представлений о феномене религиозного фанатизма.

Основные результаты исследования и его новизна могут быть сформулированы в ниже приведенных положениях.

1. Выявлена сущность религиозного фанатизма посредством выделения четырех смысловых моделей понятия "фанатизм", основанных на различных значениях слова "фанатик": фанатик-"посвященный"; фанатик-"святоша" (фанатик-"ханжа"); фанатик-"изувер"; фанатик-"вдохновенный". Религиозный фанатизм представляет собой неявный метод религиозной практики. Уточнено определение религиозного фанатизма следующим образом: религиозный фанатизм есть неявный метод религиозной практики, основанный на состоянии полной поглощенности /тотальной суженности/религиозного сознания идеей Спасения и нацеленный на максимальную эффективность религиозной деятельности в процессе достижения Спасения^

  1. Раскрыта логика и выявлено основание базовых вариантов осмысления религиозного фанатизма в богословской, философской литературе и в общественном сознании (позитивная оценка, негативная оценка, отрицание существования фанатизма как явления).

  2. Показано, что анализ художественного образа религиозного фанатика позволяет моделировать массовые представления об этом явлении в соответствии с различными смысловыми моделями понятия "фанатизм", а также установить причину трансформации базовой смысловой модели этого понятия.

  3. Выявлены компоненты социально-психологической природы религиозного фанатизма, которые представлены в виде трехуровневой системы детерминации религиозного фанатизма. Первый уровень системы отражает психологические свойства человеческого сознания в целом. На втором уровне представлены общие особенности религиозного сознания. В ситуации религиозного фанатизма общечеловеческие психологические свойства и общие свойства религиозного сознания принимают специфические формы и характеризуются гипертрофированностью. На третьем уровне отражены специфические компоненты психологии религиозного фанатика.

  4. В процессе анализа специфики религиозного фанатизма выделены два вида (статуарный и обновленческий), три формы религиозного фанатизма (фанатизм "глубины", фанатизм "вершины", фанатизм "компромис-

са") и две группы функций религиозного фанатизма (социально-психологические и социально-культурные): моделирующая, регулирующая, адаптирующая, иллюзорно-компенсаторная, самоидентификации, охранительная, транслирующая, культурно-креативная, этическая, воспитательная/образовательная. Базовой функцией религиозного фанатизма является моделирующая функция.

6. Установлено, что к особенностям проявления религиозного фанатизма в современных условиях относятся активный апокалиптизм и миссионерство; высокая степень социальной мобильности религиозных фанатиков. Возможными путями к снижению негативных последствий религиозного фанатизма являются формирование толерантности, религиоведческое просвещение населения, организация постоянного межрелигиозного диалога.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем.

Полученные результаты позволяют уточнить перспективы дальнейшего исследования феномена религиозного фанатизма различными отраслями гуманитарного и социального знания (в социологии, политологии, психологии, этике, юриспруденции, других науках, в различных отраслях теологии). Результаты исследования могут быть использованы или учтены при составлении программ курсов философии, политологии, культурологии, религиоведения, а также при разработке специальных курсов по ряду философско-правовых дисциплин.

Идеи, основные обобщения и выводы диссертации могут быть учтены политическими структурами различного уровня при выработке политических решений, касающихся деятельности религиозных организаций.

Апробация работы. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 научных работ. Основные положения диссертации были доведены до сведения научной общественности в статьях, тезисах и выступлениях на конференциях. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на региональных и международных конференциях в Екате-

ринбурге (2001), Омске (2001, 2003), Новосибирске (2002). Материалы диссертационного исследования обсуждались на межвузовском аспирантском семинаре.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Данная структура определена целью исследования и отражает последовательность решения познавательных задач. Содержание диссертации изложено на 171 странице. Список литературы включает 292 наименования научных и художественных источников на русском и английском языках.

Подобные работы
Барежев Константин Викторович
Смысл как критическое истолкование понятия сущности
Перекопская Елена Викторовна
Понятие художественного как модель неклассического понимания сущности вещи в постмодернистской философии
Ковтун Николай Николаевич
Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России (Понятие, сущность, формы)
Холодных Галина Викторовна
Псевдоиздания: понятие, сущность, виды
Кравцова Светлана Васильевна
Уголовно-процессуальный статус гражданского истца и гражданского ответчика на стадии предварительного расследования (Понятие, сущность и основания возникновения)
Карашев, Казбек Владимирович
Аккредитивное правоотношение: понятие, сущность, сравнительно-правовой анализ
Краснова Оксана Игорьевна
Понятие и сущность федерального законодательного процесса Российской Федерации
Параскевова Светлана Андреевна
Понятие и социальная сущность гражданского правонарушения : теоретические проблемы

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net