Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Калинина Наталья Владимировна. Становление экологического сознания: социально-философский анализ : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Хабаровск, 2005 155 c. РГБ ОД, 61:05-9/526

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Деятельностные основания экологического сознания 14

1. Процесс исторического осознания обществом экологических оснований че
ловеческой деятельности 14

2. Экологическая деятельность как предпосылка формирования экологическо
го сознания 39

Глава 2. Место и роль экологического сознания в структуре сознания общества

и личности 64

1. Перспективы развития экологического сознания 64

2. Экологическое сознание как неотъемлемый компонент сознания лично
сти 103

3. Противоречивый характер современного экологического созна
ния 128

Заключение 144

Библиографический список 147

Введение к работе:

В начале третьего тысячелетия все более очевидными становятся кризис-ные явления в развитии человеческой цивилизации. Всплеск насилия по всему миру, участившиеся природные и техногенные катастрофы, углубляющаяся поляризация между богатыми и бедными, разрыв между научно-техническим и культурным прогрессом - это симптомы системного кризиса, в котором находится современная цивилизация. В контексте этого кризиса с особой остротой встает проблема взаимодействия общества и природы, поскольку она обусловлена угрожающим расширением искусственной реальности и, соответственно, отчуждением человека от своей естественной среды обитания. Лнтропогенное воздействие на биосферу привело к образованию системы глобальных экологических проблем, угрожающих существованию жизни на Земле. Научно-технический прогресс, достигший невероятных высот и значительно улучшивший материальную жизнь людей, повлек за собой значительную деградацию биосферы в целом. Процесс же осмысления возникших противоречий едва поспевает за темпами их нарастания и обострения. Сознание человека оказывается неподготовленным ни психологически, ни функционально к изменяющемуся миру. В то же время постепенно, но все более определенно, складывается понимание того, что глобальные проблемы по масштабам проявления и степени опасности для человека не имеют себе аналогов в истории, а для их принципиального преодоления остается все меньше времени.

Поэтому в XXI веке одна из основных задач человечества состоит в переориентации сил и потенций на эффективное восстановление и защиту природы, служащие залогом восстановления динамического равновесия системы «природа-общество». В последние десятилетия XX века человечество в интересах собственного выживания оказалось перед необходимостью прогнозирования своего будущего и сознательного, рационально обусловленного выбора наиболее при-

емлемых и реальных его вариантов. Преодоление углубляющегося экологического кризиса невозможно без ценностной переориентации общественного и массового сознания, значительным вектором которого должно стать экологическое сознание. Возникает насущная потребность «опережающего» изменения сознания и на этой основе всех видов деятельности по предотвращению экологической катастрофы. Тем более, экологическая тематика все больше входит в различные сферы и уровни общественного сознания, что свидетельствует*'о начавшемся осознании человечеством своего положения в мире.

В этих условиях актуальность темы диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью углубления и уточнения имеющихся знаний по проблеме экологического сознания на основе современных представлений о законах общественного развития и гармоничном отношении общества и природы. В настоящее время уже существует достаточно много наработок в области формирования экологического сознания, осуществляемых в рамках различных научных дисциплин: социальной экологии, экологической психологии^ экологической политологии и других. В этом смысле философское теоретическое исследование на основе междисциплинарного подхода призвано интегрировать частные научные позиции и выработать целостную концепцию экологического сознания. Концептуальные идеи экологического сознания нуждаются в дальнейшем методологическом обосновании и более тщательной проработке, поскольку для определения эффективных путей его формирования требуется определить, что оно собой представляет, какова его сущность и роль во взаимодействии человека с миром.

Во-вторых, актуальность представленной работы обозначена необходимо-стью разработки методологических оснований социально-философского анализа процесса экологизации человеческой деятельности, поскольку признание связи определенных структурных образований в системе общественного сознания с

видом общественных отношений выступает методологической основой анализа экологического сознания. По отношению к виду общественного сознания как духовного образования общественные отношения, связанные с выполнением специфической социальной деятельности, выступают основополагающим фактором. В зависимости от выполнения различных видов экологической деятельности в разные исторические эпохи общественное экологическое сознание наполнялось разным содержанием, что в первую очередь влияло на отражение природы в общественном сознании.

В-третьих, имеет место недостаточная изученность проблем становления и развития современного экологического сознания, существующих в нем основных противоречий. Данное исследование призвано восполнить этот пробел, оп-

1 .і ределив перспективы развития экологического сознания, как на уровне общества, так и на уровне личности, а также наметив пути преодоления выявленных противоречий.

Объектом настоящего диссертационного исследования выступает взаимодействие общества и природы в его историческом развитии и становлении, предметом - феномен экологического сознания как целостного и динамичного образования, отражающего сложные и противоречивые взаимоотношения человека и природы.

Степень разработанности проблемы

Проблема становления экологического сознания не может быть раеймотрена изолированно от многих других научных и общественных проблем. Исходя из содержания темы диссертационного исследования существующую литературу по данной проблеме можно разделить на три основные группы.

Первую группу источников по теме диссертационного исследования представляют социально-философские работы мыслителей, посвященные осмыслению взаимоотношений общества и природы и отражению их в сознании людей. Так, отражение взаимосвязи природы и общества в сознании людей было при-

суще натурфилософским взглядам античных мыслителей (Гераклит, Эмпедокл, Гиппократ и другие), философов эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Т. Парацель-са, Н. Кузанского), французских философов XVIII века Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, немецких мыслителей XIX века - И.В. Гете, Л. Фейербаха и ряда других. Социальные механизмы взаимодействия общества с окружающей средой, проблема отражения природных явлений рассматривались в социально-философском творчестве И. Канта. Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса и других. Специфика эволюции экологического сознания в русской традиции находит свое отражение в работах русских мыслителей Л. Н. Толстого, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, П.Д. Успенского, П.А. Кропоткина, В.В. Розанова, В.В. Докучаева. Регулятивный характер экологического знания по отношению к преобразующей деятельности получает обоснование в работах В.В. Докучаева, а также основателей теории ноосферы Э. Леруа, П. Тейяр де Шардена, В.И. Вернадского, их современных последователей: И.М. Забелина, М.И. Будыко, Г.В. Пла-тонова, Ф.И. Гиренка, М.М. Камшилова, Ю.В. Олейникова, А.А. Оносова и других.

Вторая группа источников - это научные исследования, направленные на осмысление тенденций взаимодействия общества с природой, их отражение в общественном сознании. В процессе философского анализа проблемы становления экологического сознания особое значение приобретает изучение связи сознания и человеческой деятельности. Системный анализ специфики человеческой деятельности и жизнедеятельности и определение их роли в формировании экологического сознания позволяют осуществить, с одной стороны, фундаментальные работы по этологии К.Э. Фабри, К.Лоренца, Н. Тинбергена, В. Дольника и других, а с другой, - работы, посвященные анализу социальной деятельности - А.II. Леонтьева, Э.С. Маркаряна, С.Л. Рубинштейна, М.В. Демина, М.С. Кагана. Общие и частные вопросы трансформации различных сфер человеческой деятельности — науки, техники, экономики и других - разрабатываются

Э.В. Гирусовым, К.Х. Делокаровым, А.Н. Чумаковым, А.Д. Урсулом, А.В. Яб-локовым, А.Н. Тюрюкановым, Ю.М. Маниным и другими исследователями..

Адекватной теоретической основой для определения мировоззренческих ориентиров экологического сознания выступает коэволюнионная парадигма познания и деятельности, которая получила обоснование в ценных работах следующих авторов: Р.С. Карпинской, И.К. Лисеева, С.Н. Родина, В.А. Кутырева, II.II. Моисеева, Л.Ф. Фесенковой и многих других.

Большой блок научно-исследовательских трудов посвящен изучению общественного сознания в плане его взаимосвязи с социально-экологическими аспектами бытия. Наибольший интерес здесь представляют социально-философские разработки И. Калайкова, В.В. Вальковской, Э.В. Гирусова, К.Х. Каландарова, Г.С. Смирнова, В.И. Данилова-Данильяна, И.Д. Лаптева, В. Хесле и других авторов, обосновывающих необходимость формирования экологического сознания в структуре общественного сознания, а также дающих отдельные содержательные характеристики феномена экологического сознания. В современных исследованиях активно разрабатываются гносеологические1, аксиологические (этико-эстетические)" аспекты экологического сознания. Изменение роли и места

' Кочергнн A.M.. Маркой 10.Г.. Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. -Новосибирск. 1987: Кутырев В.Л. Ноосфера как утопия и реальность// Стратегия выживания: космизм и экология /Отв ред. Л.В. Фесенкова. - М..1997: Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. - М„ 1994: Фролов И .Т. Горизонты экологическою знания. Социально-философские проблемы.- VI., 1986.

" Вальковская В.В. Социально-философский анализ современной экологической ситуации.- Хабаровск, 2000: Вальковская В.В. Ценность природы//Философия и общество. 1998.- № 6: Когай R.A. Ценностные регулятивы экологического сознания. Аптореф. лисе, на соискание уч. степ. л. филос. н. - М.. 2001: Василенко Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму// Вопросы философии. 1995. -№3: Тетиор A.M. Множество этик окружающей среды. - М.. 2000: Долгов K.M. Эстетика природы. - М.. 199-4: Смольянинов И.Ф. Красота природы и воспитание красотой. - М„ 1985: Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973: Атфилд Р. Этика экологической ответственности// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990: Scpanmaa Y. The Beauty of Environment. A General Model for Environmental Aesthetics. Helsinki, 1986; Hepburn R.W. Contemporary Aesthetics and the Neglect of Natural Beauty.'/British Analytical Philosophy. - 1.., 1967: Lovelock .lames. Eptoti Sidney In quest for Gaia'''Environmental ethics, eel. Louis P. Pajman. Boston-London. Jones and Bart-lelt Publishers. 199-): Karen J. Warren The power and the promise of ecological feminism'.'Environmental ethics. - Boston-London. I9<)4: Naess A. Self-realizations. An Ecological Approach to Being in the World ''/The Trumpeter Bloom-itmton. 1985.- Vol. 4. №3

і

I »1

проблемы сознания в исследованиях человека и общества отражаются в исследованиях И.С. Автономовой, Г.А. Чупиной, Е.В. Суровцевой, П.С. Гуревича, А.А. Гостева, И. Пригожіша, И. Стенгерса.

Третья группа источников посвящена общим и частным проблемам формирования личностного, в том числе и экологического, сознания. Различные аспекты проблемы становления и развития сознания находят отражение в работах В.П. Эфроимсона, Р. Хиггинса, А.Н. Леонтьева, М.В. Демина, И.С. Кона и других. Особое значение приобретает разработка философских аспектов экологиче-ского образования, которой занимаются Н.П. Ващекин, К.Х. Делокаров, А.Д. Урсул, Н.М. Мамедов, В.Б. Калинин. Также ценные психолого-педагогические материалы по проблеме развития экологического сознания содержатся в работах С.Д. Дерябо, В.А. Левина, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной и других.

В целом большой и постоянно возрастающий объем литературы по проблемам экологического сознания в различных областях научного знания еще раз подтверждает актуальность данной темы исследования. Вместе с тем положительно оценивая результаты исследования указанных аспектов проблемы, нельзя не отметить определенных пробелов. В современных работах по проблеме экологического сознания практически отсутствуют философские исследования категории экологической деятельности, что, на наш взгляд, является очень важным. Недостаточно основательно изучена связь экологического сознания и экологической деятельности. Более глубокой проработки требует вопрос о существующих на данном этапе проблемах становления экологического сознания, их причинах и путях преодоления.

Основной целью настоящего диссертационного исследования является проведение концептуального социально-философского анализа экологического сознания, определение его функциональной роли во взаимодействии человека с

миром природы, а также основных проблем и перспектив развития экологического сознания.

Основная цель исследования предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Па основе ретроспективного анализа исследовать основные направления осознания экологических оснований человеческой деятельности, тем самым, проследив историческую эволюцию экологического сознания.

  1. Провести комплексный анализ экологической деятельности с точки зрения ее внутренней структуры, взаимосвязи с другими формами и видами человеческой деятельности, а также определить се роль в формировании экологического сознания.

  2. Определить статус экологического сознания в структуре сознания общества и личности.

  3. Провести структурно-функциональный анализ экологического сознания и на этой основе исследовать основания и общие тенденции развития общественного и личностного экологического сознания, определив приоритеты в его развитии.

  4. Выявить основные противоречия развития экологического сознания и обозначить пути их преодоления.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В соответствии с философским и междисциплинарным статусом проблемы диссертационного исследования, в качестве фундаментальных методологических основ данной работы были приняты базисные положения диалектико-материалистической философии, принципы, законы и категории материалистической диалектики и общенаучная методология познавательной деятельности, создающие оптимальные предпосылки осуществления квалифицированного философского исследования.

В анализе социокультурных проблем, ценностных и деятельностных оснований человеческого бытия методологически обосновано применение систем-

I »1

ного метода, который интегрирует системно-структурный, функциональный и исторический методы. При анализе поставленных в исследовании проблем используются также положения неклассической и постнеклассической парадигмы.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты конкретных социологических исследований, которые характеризуют современные разновидности экологического сознания. Использовались данные, размещенные в средствах массовой информации, а также собственные результаты исследования по проблеме гидростроительства, проведенного автором на территории Амурской области.

Научная новизна исследования

выявлена психологическая предпосылка становления новой экоцентрической разновидности экологического сознания, в качестве которой выступает алар-мизм. поскольку именно осознание экологической опасности в значительной степени способствует концентрации усилий в сторону конструктивного решения существующих и упреждения потенциальных проблем;

определены основные функции экологического сознания: когнитивная, аксиологическая, прогностическая, регулятивная и контролирующая;

существенно новым является анализ экологической деятельности как іпОсоба бытия общественного человека в окружающей среде, который раскрывает его адаптивную сущность по отношению к естественной среде обитания. Проведена классификация названного вида деятельности по нескольким основаниям: по превалирующим мотивам, результатам, степени участия сознания в деятельности. Соответственно, выделяются следующие типы экологической деятельности: прагматическая и неирагматическая; конструктивная и деструктивная; стихийная и сознательно Направляемая;

показано, что экофильное отношение к миру является исторически присущим для русской культурной традиции. Это подтверждают работы русских философов, писателей, ученых - Л. Н. Толстого, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского,

П.Д. Успенского, В.В. Розанова, В.В. Докучаева, Д.Н. Кайгородова и многих других;

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в ней выявле-

і .і ны новые аспекты становления экологического сознания, что может быть использовано для дальнейшего изучения культуры общества и личности, разработки целостной концепции человека. Результаты исследования также можно применить при разработке исследовательских и образовательных программ, связанных с проблемами оптимизации взаимодействия общества и природы, формирования экологического сознания.

В соответствии с общими теоретическими установками диссертационного исследования автором разработана учебная программа «Экологическая этика» для вузов.

Апробация диссертации 1 *

Материалы диссертации использовались в преподавательской деятельности диссертанта. Отдельные идеи и положения её стали основой участия диссертанта в работе школы-семинара "Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты" в г. Киев и круглого стола «Весенняя охота: за и против» в г. Москва, организованными Киевским эколого-культурным центром в 2002 и 2003 годах. Материалы исследований докладывались и обсуждались на кафедре философии ДальГАУ, а также нашли отражение в ряде научных публикаций.

В результате исследования автор пришла к ряду теоретических выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений.

I »

Основные положення, выносимые на защиту:

  1. В ходе исторической реконструкции социоприродного взаимодействия обнаруживается несколько основных направлений осознания обществом необходимости ограничения деятельности: правовое, научное, экономическое, эстетическое, нравственное. Неравномерность развития данных тенденций свидетельствует о диалектическом характере филогенетического становления экологического сознания.

  2. Экологическая деятельность как способ адаптации природной среды к потребностям человека выступает фактором становления экологического сознания как отражения социоприродных отношений. Отсутствие в структуре деятельности экологической формы ведет к деформациям в сознании, ограниченному восприятию природной действительности. Вместе с тем экологизацию всех видов деятельности и сознания определяет коэволюционная парадигма взаимодействия общества и природы, основанная на гуманизации, суоъективизации и диалогизации взаимоотношений человека с окружающим миром.

  3. Экологическое сознание, с одной стороны, представляет собой самостоятельную форму общественного и личностного сознания, так как оно фундировано важным видом деятельности - экологической, а также имеет собственный объект исследования - взаимодействие общества и природы, предметное поле, в качестве которого выступает комплекс прямых и обратных связей в единой со-циоприродной системе. С другой стороны, экологическое сознание, приобретая ведущее значение в структуре общественного и индивидуального сознания, становится основным вектором качественной переориентации всей духовной жизни.

4. Формирование активно-созидающего экологического сознания определяет
направленность перспективного развития его структурных компонентов и уров
ней: когнитивного - развитие холистического, то есть целостно ориентирован
ного, восприятия окружающего мира, формирование экологической позиции;

аксиологического - развитие социально-экологических и нравственно-эстетических ценностей; праксиологического - внедрение норм экосоооразного (активно-защитного) поведения. Психологическими основаниями нового экологического сознания выступают экологическая идентификация и алармизм.

  1. Основной причиной существования конфликтных противоречий современного экологического сознания является несоответствие между достижениями социального прогресса и последствиями экологического регресса. Снятию главного противоречия в экологическом сознании между теоретическими знаниями, нравственной системой и практическими навыками будет способствовать только всеобъемлющее перманентное присутствие экологической составляющей во всех сферах жизнедеятельности общества.

  2. Целенаправленное всестороннее формирование экологического сознания эксцентрического типа должно осуществляться через систему непрерывного и всеобщего экологического образования и воспитания, ведущими характеристиками которой становятся гуманистическая и патриотическая ориентация, личностно-ориентированный подход, реализующие духовно-творческий потенциал личности.

Объем и структура диссертации строятся в соответствии с поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библио-графин и приложения.

Подобные работы
Зайцева Татьяна Вячеславовна
Социально-философский анализ становления ценностного сознания современной российской молодежи
Горовая Светлана Валентиновна
Социально-философский анализ массового сознания и массовой культуры
Гаврилов Евгений Олегович
Социально-философский анализ специфики российского утопического сознания
Райкова Елена Юрьевна
Социально-философский анализ страха в обыденном сознании
Силиверстов Игорь Витальевич
Природа ценностного сознания :Социально-философский анализ
Субботин Евгений Валерьевич
Сравнительный анализ религиозных компонентов общественного сознания в средиземноморской культуре I-IV вв.
Белогубова Елена Валериевна
Социально-философский анализ соотношения мифологического и эстетического сознания
Баукин Алексей Вадимович
Манипулирование сознанием: опыт социально-философского анализа
Гожева Олеся Кохуновна
Формирование этнического сознания в условиях социальной модернизации: философский анализ
Караева Палина Тавбатыровна
Общественное сознание как объект социально-философского анализа

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net