Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Громов Егор Валерьевич. Сущность и основные тенденции развития экологического сознания в современном обществе : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Елабуга, 2004 153 c. РГБ ОД, 61:04-9/437

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Экологическое сознание как форма общественного созна- 12 ния.

  1. Проблема экологического сознания в различных философских учениях 12

  2. Сущность и основные свойства экологического сознания. . . 26

  3. Экологическое сознание в структуре общественного сознания 39

ГЛАВА 2. Типологии, факторы формирования и функции экологиче
ского сознания 60

  1. Типологии экологического сознания 60

  2. Факторы формирования экологического сознания 75

  3. Функции экологического сознания 84

ГЛАВА 3. Состояние и тенденции развития экологического сознания в

современном обществе 100

  1. Основные процессы развития экологического сознания в современном мировом сообществе 100

  2. Особенности состояния и развития экологического сознания

в российском обществе . . . 100

3.3. Ноосферная ориентация современного экологического созна- 122

ния

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

Список использованной литературы 142

Введение к работе:

Актуальность исследования. Проблема экологического сознания всегда считалась важной и практически значимой в философии.. В настоящее время интерес к ней усилился. Обусловлено это рядом обстоятельств практического и теоретического характера. Во-первых, интерес к выявлению сущности экологического сознания, определению тенденций его развития возрос в связи с пониманием того, что решение глобальной экологической проблемы, существующей в современном мире, невозможно без качественного изменения экологического сознания людей. На это указывают решения Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992т.), а также Экологическая Доктрина Российской Федерации. Так, в Экологической Доктрине особо подчеркивается невозможность решения экологической проблемы в России без ее теоретико-методологического

обеспечения и развития экологической культуры населения 1. Во-вторых, мировое сообщество, отдельный человек все чаще указывают на наличие своей обеспокоенности, повышенной тревожности за экологическое состояние мира в целом, региона проживания в частности. Они нуждаются в четких концепциях, объясняющих им взаимоотношения общества и природы как в настоящее время, так ив ближайшем будущем. В-третьих, образовательные и воспитательные учреждения нуждаются в методологии организации и проведения экологического образования и воспитания населения. В; ней должны быть описаны все объективные и субъективные основы организации такого просвещения и воспитания, содержаться конкретные рекомендации их реализации. В-четвертых, в современной социальной философии проблема экологического сознания разработана в недостаточной степени. В ней указывается на то, что экологическое сознание является формой общественного сознания, отражает взаимоотношения общества и природы, является

1 Экологическая Доктрина Российской Федерации. -М., 2001. С. 12.

условием их рационализации и оптимизации. Однако, проблемы сущности экологического сознания, его типологизации, взаимодействия с другими формами общественного сознания, современное состояние и особенно тенденции развития проработаны недостаточно полно. В связи с этим, общество или отдельный человек не получают от социальной философии разъяснения тех норм, ценностей и принципов, на которые они должны ориентироваться в своем отношении к природной среде. Все это обуславливает наличие противоречия между практическими потребностями изменения экологического сознания современного общества и уровнем философско-теоретического объяснения возможностей решения экологической проблемы. Таким образом, побудительным мотивом исследования сущности экологического сознания, тенденций его развития явились интересы современного общества в разрешении экологической проблемы посредством качественного изменения экологического сознания людей, в создании целостной концепции экологического сознания, содержащей методологию его перехода от утилитарно-потребительских целей к ноосферным.

Степень разработанности проблемы. Проблема экологического сознания как фактора, определяющего взаимоотношения общества и природы, была сформулирована в античной философии. Платон, Аристотель, Зенон из Китиона, Лукреций, Марк Аврелий считали, что человек должен жить в соответствии с законами природы, стремиться к слиянию или к гармонизации с ней. Их взгляды развивались в соответствии с теорией географического детерминизма. Они понимали экологическое сознание как натурфилософское, природоодухотворенное сознание.

В Новое время Р.Декарт и Ф.Бэкон обосновали необходимость изменения экологического сознания. Р.Декарт указывал, что люди должны «сделаться хозяевами и господами природы»!, что экологическое сознание должно стать утилитарно-потребительским. Позднее утилитарно-потребительское

1 Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950. С.305.

потребительское экологическое сознание поддерживалось философией технического детерминизма (А.Сен-Симон, О.Конт). Призывы отдельных философов (например, П.Гольбаха, Ж.Ж.Руссо) вернуться к природоодухотво-ренному экологическому сознанию услышаны не были. В XIX в. К.Маркс, понимая значимость природной среды для развития общества, для жизни человека, указывал на необходимость научной рационализации взаимоотношений общества и природы. Однако данные идеи в философии марксизма в дальнейшем не были развиты.

В Новейшее время распространенность идей технологического детерминизма (Д.Белл, У.Ростоу) обеспечивала сохранение господства утилитарно-потребительского экологического сознания. Вместе с тем в социальной философии XX века появились идеи о необходимости переориентации экологического сознания с утилитарно-потребительских целей на ноосферные. В первую очередь они развиваются в философии инвайроментализма (Дж.Пиншо, О.Леопольд, Р.Эмерсон), которая требует формировать экологическое сознание в контексте создания новой этики, соответствующей и природе человека, и законам окружающей среды. Особое значение для развития данной философии имеет этика благоговения перед жизнью А.Швейцера. На необходимость кардинального изменения существующего экологического сознания указывали и русские философы-космисты (В.С.Соловьев, Н.А.Умов, Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский). Они считали, что человек составляет часть природы и поэтому его необходимо рассматривать в единстве с природой. Так, В.С.Соловьев писал, что цель человека по отношению к природной среде - «утверждение ее идеального состояния, того, чем она должна стать для человека»!. Важное значение для развития теории экологического сознания играют идеи о ноосфере П.Тейяра де Шардена и В.Вернадского, а также коэволюционная теория Н.Н.Моисеева. Ценной также представляется идея Римского клуба о необхо-

1 Соловьев B.C. Собр. соч. Т.1. - М., 1988. САП.

димости коренного изменения экологического сознания самого человека как условии решения глобальной экологической проблемы (А.Печчеи, Д.Медоуз, Э.Вайцзеккер).

В настоящее время в западной философии проблемы экологического сознания решаются в основном в рамках экологической философии (А.Нейсс, Л.Уайт, У.Фокс) или экологической этики (Р.Атфилд, Т.Ролстон). Центральной в них является идея о том, что изменение взаимоотношений общества и природы возможны только в случае изменения структуры личностного «я» (когда человек начнет мыслить «изнутри» природы). В современной российской философии проблема экологического сознания исследуется в нескольких аспектах.- Во-первых, Б.А.Грушин, К.Х.Каландаров; А.Н.Кочергин, Г.В.Платонов, Г.С.Смирнов, В.И.Толстых, А.К.Уледов анализируют экологическое сознание как определенный компонент общественного сознания, подчеркивается его особая значимость, выявляется экологизация общественного сознания вообще и отдельных его форм в частности. Во-вторых, А.А.Алдашева, В.П.Беркут, В.В.Глебов, О.В.Горячев, С.ДїДерябо, В.И.Медведев, Р.М.Нугаев, В.А.Ромашов, А.Д.Урсул, В.А.Ясвин исследуют экологическое сознание со стороны его сущностно-содержательных характеристик, выявляются его виды, формы, типы, определяются его функции, анализируются пути его развития в будущем. Они отмечают также, что экологическое сознание отражает взаимоотношения человека и природы, обладает ел ожноструктурностью и многофункциональностью, изменяется в направлении экоцентризма или ноосферности. В третьих, В.С.Барулин, П.С.Гуревич, А.Г.Сабиров анализируют экологическое сознание как важный компонент духовности человека, определяющий его развитие в современном мире. Они особо подчеркивают значимость экологического сознания как фактора гармонизации взаимоотношения человека и природы. В-четвертых, В.Е.Борейко, А.А.Гусейнов, С.Д.Дерябо, Н;Н.Киселев, Э.Д;Луценко, Р.М.Якупова, В;А.Ясвин выявляют основные факторы формирования и развития экологического сознания, определяют методы и формы экологическо-

го просвещения и воспитания. По социально-философским проблемам экологического сознания были защищены докторские (В.П.Беркут, Е.В.Никонорова) и кандидатские (В.В.Глебов, А.Д.Иоселиани, З.Д. Мурзага-лин, И.Г. Несын, В.А.Ромашов, В.Н.Федоров) диссертации.

Проведенный в работе анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблемам экологического сознания, позволяет сделать вывод о том, что наряду с определенными достижениями в ее разработке (понимание экологического сознания как элемента общественного сознания, который отражает взаимоотношения общества и природы, обладает сложно-структурностью и многофункциональностью и находится в процессе перехода от утилитарно-потребительского к ноосферному) сохраняется немало спорных и нерешенных вопросов. Так, экологическое сознание в недостаточной степени подвергнуто социально-философскому анализу, не в полной мере выявлена его сущность и осуществлена его дефиниция, слабо исследованы место экологического сознания в структуре общественного сознания, его взаимодействие с другими формами общественного сознания, недостаточно четко определены основные тенденции развития экологического сознания в современном обществе. Все это обуславливает необходимость данной работы.

Объектом исследования является экологическое сознание, предметом исследования - сущностные свойства и тенденции развития экологического сознания в современном обществе.

Цель диссертационного исследования - изучение сущностных свойств экологического сознания и основных тенденций его развития в современном обществе. Реализация данной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

- выявление сущности, основных свойств и функций экологического сознания как специфической формы общественного сознания;

разработка типологии экологического сознания по существенно-содержательному критерию;

анализ современного состояния и выявление тенденций развития экологического сознания в мировом сообществе в целом, в российском обществе в частности;

обоснование необходимости переориентации экологического сознания с утилитарно-потребительских целей на ноосферные.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней проведен социально-философский анализ экологического сознания в современном обществе, выявлены его сущность и основные функции, всесторонне проанализированы основные типологии и классификации, определены факторы формирования и развития экологического сознания, выявлены основные тенденции и ориентации развития экологического сознания в современном обществе. В диссертации предложен ряд инноваций в решении проблем экологического сознания:

доказано, что экологическое сознание является не особым состоянием общественного сознания, а его специфической формой, находящейся в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности со всеми другими его формами;

предложено уточненное определение экологического сознания: экологическое сознание — это целостная совокупность представлений, знаний и ценностей общества (или человека) о закономерностях и рациональных способах взаимодействия с природной средой, которые обуславливают возможность их взаимного стабильного функционирования и оптимального развития;

обоснована предпочтительность типологизации экологического сознания по существенно-содержательному критерию на такие виды, как при-родоодухотворенное, утилитарно-потребительское и ноосферное;

- выявлены, и систематизированы, основные факторы, обуславливаю
щие формирование и развитие экологического сознания в современном об
ществе, описаны его основные функции;

— доказана на основе анализа состояния экологического сознания в со
временном обществе необходимость его переориентации с утилитарно-
потребительских целей на ноосферные.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке социально-философских проблем общественного сознания вообще и экологического сознания в частности. Материалы диссертации могут явиться основой для совершенствования вузовских курсов по философии, экологии, философской антропологии, особенно разделов, которые касаются проблем взаимоотношений общества и природы. Они также могут быть использованы при чтении спецкурсов по философии природы, применены в целях улучшения экологического образования и воспитания. По материалам дис-сертационого исследования разработан специальный курс для студентов высших учебных заведений: «Сущность и основные функции экологического сознания в современном обществе».

Методологические основания диссертации. Философско-теоретическая основа диссертации обусловлена спецификой исследовательской проблемы, целями и задачами работы. Методологической базой исследования выступают принципы, идеи, разработанные В.П.Беркутом, В.И.Вернадским, Б.И.Грушиным, С.Д.Дерябо, К.Х.Каландаровым,. А.Н.Кочергиным, В.И.Медведевым, Н.Н.Моисеевым, В.А.Ромашовым, В.И.Толстых, А.К.Уледовым, А.Д.Урсулом, А.Швейцером, В.А.Ясвиным. Общая структура работы выстроена как реализация метода восхождения от абстрактного (выявление сущности, свойств и функций экологического сознания) к конкретному (обоснование необходимости перехода от прагматического экологического сознания, господствующего в современном обществе,

к ноосферному). В диссертации также применялись методы: анализ и синтез, типологизация, историческое и логическое.

Апробация работы осуществлялась посредством публикации основных идей диссертации в печати, во время5 выступлений на научно-теоретических конференциях, а также в процессе преподавания спецкурса в ЕГПУ. Материалы диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

  1. К вопросу о формировании экологического сознания в современном мире. // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов. / Под общей ред. проф. О. И. Кирикова. - Выпуск 21. -Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. С. 168 - 173.

  2. К вопросу о природе экологического сознания. // Образование и наука в третьем тысячелетии: Сб. научных трудов IV международной научно-теоретической конференции. Bbin.IV./Под ред. В.И.Степанова-Барнаул: Изд-во Алтайского гос. пед. ун-та, 2003. С.51-53.

  3. К вопросу об общественном экологическом сознании и его роли в изменении мотивации человеческой деятельности-// Духовное становление личности в современных условиях. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2002. С. 56.

  4. Взаимосвязь гуманитарного и естественнонаучного образования как средство биосферной ориентацией сознания личности. // Языки науки - языки искусства. - Ижевск: НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, 2002. С. 31.

  5. Экологическое сознание и оздоровление отношений человека с окружающей средой. // Экология и здоровье человека. Экологическое образование. Математические модели и информационные технологии; — Краснодар: НГЩ «Цветные стекла», 2001. С. 29.

  6. Идеи А. Швейцера в современных взглядах на пути решения экологической проблемы. // Новая Россия — транспорт и земная ноосфера. - Новороссийск: Изд-во НГМА, 2000, с. 113 - 114...

Основные идеи диссертации были доложены на следующих конференциях:

  1. Всероссийская научная конференция «Новая Россия - транспорт и земная ноосфера. НОО - 2000» (Новороссийск, 29 — 31 мая 2000 года).

  2. VI международная конференция «Экология и здоровье человека. Экологическое образование. Математические модели и информационные технологии» (Криница, 7-12 сентября 2001 года).

  3. VII международная конференция серии "Нелинейный мир" — "Языки науки - языки искусства" (г. Суздаль, 24-29 июня 2002 г.)

  4. Международная научная конференция «Духовное становление личности в современных условиях» (Астрахань, 18 - 20 сентября 2002 г).

  5. IV международная научно-теоретическая конференция «Образование и наука в третьем тысячелетии» (Барнаул, 25-26 апреля 2002 г.)

  6. Всероссийская конференция «Перспективы развития современного общества» (Казань, 20-21 декабря 2002 г.)

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет по три параграфа, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Подобные работы
Столяренко Людмила Дмитриевна
Трансформация массового сознания российского общества : Социально-философский анализ
Наседкин Владислав Иванович
Политическое сознание российского общества в условиях глобализации
Задворнов Андрей Николаевич
Социально-регулятивный потенциал общественного сознания в современном обществе
Мерзлякова Ирина Леонидовна
Историческое сознание современного российского общества: социально-философский анализ
Сорокин Андрей Георгиевич
Правовое сознание современного российского общества как предмет социально-философского анализа
Шматко Марианна Владимировна
Образ науки в массовом сознании современного российского общества
Кузнецов Денис Владимирович
Массовое сознание в современном российском обществе (Социально-философский анализ)
Леньшин Владимир Петрович
Формирование массового сознания молодежи в современном обществе (Социально-философский аспект исследования)
Лебединцева Оксана Евгеньевна
Философские аспекты формирования религиозного сознания женщин в современном российском обществе
Негодаева Ольга Борисовна
Манипуляция сознанием как фактор риска в российском обществе

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net