Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Башкова Наталья Валентиновна. Проблема преображения человека в философии русского космизма (В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э. Циолковский) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Тула, 2004 192 c. РГБ ОД, 61:04-9/658

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основания проблемы преображения человека

в русском космизме 16

1.1. Философская специфика и типология русского космизма.
Взаимосвязь онтологических и антропологических идей 16

1.2. Философский и филологический статус понятия преображения 35
Глава 2. Философско-антропологический анализ сущности и стратегии

преображения человечества в русском космизме 46

  1. Проблема структурного единства бытия и стратегии космического преображения человечества 46

  2. Основные направления космической эволюции человечества.. 60

  3. Представление о ноокосмической иерархии как образе совершенного человечества 73

Глава 3. Модели преображения человека и их нравственно-
аксиологические смыслы в философии космизма 87

  1. Субстанциально-процессуальные модели преображения одномерной и многомерной антропологических структур 87

  2. Холистическая модель преображения гетерогенной антропосистемы Ю4

  3. Нравственно-аксиологическая проблематика в концепциях космистов. Проблема бессмертия 144

Заключение 1"5

Библиография 170

Приложения 191

Введение к работе:

Актуальность исследования. Антропологический кризис, разразившийся не только в социокультурной, *но и в философско-методологической сфере, идеологически укоренен в тотальном экономизме, потребительстве и утилитаризме (культ богатства, власти, престижа, карьеризма, физической силы и т. п.). Мировоззренческая агрессивность западных постмодернистских аксиологических схем1 оказалась привлекательной и для массового сознания современной России. В этих условиях обращение к философии русского космизма, актуализирующей общечеловеческий уровень ценностей в космической перспективе, приобретает особую духовно-культурную значимость.

Кризисные отношения человека и природы, человека и общества требуют смены сциентистской парадигмы культуры на антропологическую, а в рамках русского космизма - антропокосмическую. Признание необходимости подобной трансформации ведет к изучению нетехногенных путей развития и преображения человека, раскрывающих его внутренний потенциал. Стратегия коэволюции человечества, планеты и космоса, экологизация общественного сознания — тот вариант, который был предложен русскими космистами. Они явились одними из первых философов в России, обосновавших ценности сферы жизнеосуществле-ния человека, включающий не только социокультурную, но и космическую, вселенскую составляющую. Нравственный разум, онтология духовности предстают в философии космизма ресурсом планетарного развития в той же степени, в какой они являются потенцией роста человеческого в человеке и целью самосовершенствования.

Духовное преображение человека актуально и в чисто социальном смысле: оно затрудняет политическую манипуляцию, под какой бы маской ее не скрывали. «Мир личностей не поддается всеобщей унификации»2, - отмечал основоположник персонализма Э. Мунье.

Философская значимость проблемы преображения состоит не только в самоценности такого уникального дискурса как русский космизм, но также и в способности придавать новый смысл поиску «вечного человека», «внутреннего человека». Смысложизненные антропологические ориентиры составляют необходимый элемент философской культуры, и в этом плане реконструкция моделей

' Эта особенность западного социума отрефлексирована в трудах Ж. Бодрийяра («Система
вещей», «Общество потребления», «Симулакры и симуляция», «Америка»), М. Фуко («Воля
к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности»), Э. Фромма («Человек для самого
себя», «Иметь или быть?») и др. 1 1»ог и * """і

'Мунье Э. Персонализм - М: Искусство, 1992.- С. 51J С НАЦИОНАЛЬНА* і

СПетері

ІЇМ\

преображения космистов расширяет горизонт современной теории человека, служит защите идеалов русской культуры и тем самым выполняет культурно-гуманистическую функцию.

Само понятие преображения на настоящем этапе философской рефлексии чаще всего ассоциируется с образом совершенствования, совершенства, совершенного человека; сам же образ совершенного человека «до сих пор остается на периферии антропологической мысли Европы»1.

Антропологический дискурс русских космистов играет также еще одну важную и, как правило, не сразу осознаваемую роль в современной философии. Дискурс преображения - хороший пример того, как русская философская мысль напрямую апеллирует к целостной человеческой природе в отличие от фрагментированного сознания постмодернистского человека. Вместе с тем, в философии космизма, в отличие от консервативной теологической мысли, осуществляется анализ «космической модели» человечества. В концепциях космистов осуществлена попытка синтеза научного, философского и религиозного подходов к ее исследованию. Космическое преображение человечества выступает актуальной футуро-альтернативой антропологической эволюции и метафизическим проектом нового человека - идеала поисков в сфере философии человека.

В диссертации также рассматриваются такие важные для человеческого бытия вопросы, как проблема смысла жизни, бессмертия, легитимация духовной составляющей космической эры, соотношение науки, философии и религии, проблема ноосферной цивилизации.

Степень разработанности проблемы. Антропологический смысл преображения, разработанный русскими космистами, представляет собой малоизученную проблему в отличие от фундаментальных исследований по русскому космизму в целом, его типологии и специфике. Философские взгляды В. И. Вернадского исследованы в работах Г. П. Аксенова, В. О. Глуховцева, Л. И. Гумилевского, В. П. Казначеева, Т. В. Климовой, Л. В. Леоновой, Н. Н. Моисеева, И. И. Мочалова, Г. Б. Наумова, А. И. Субетто, Н. И. Цицилиной, Ф. Т. Яншиной2; космическая философия К. Э. Циолковского проанализирована В. И. Алексеевой, Н. К. Гаврюшиным, Л. В. Головановым, И. А. Дудкиной, В. В. Казютинским,

1 ШукуровШ. М. Предисловие/ Совершенный человек. Теология и философия образа.- М:
Институт Востоковедения, «Валент», 1997.- С. 9.

2 Вернадский В.И. PRO ЕТ CONTRA: Антология литературы о В. И. Вернадском за сто лет
(1898-1998) / Под'общ. ред. А. ЛдЯншина.- СПб.: РХГИ, 2000; Яншина Ф. Т. Развитие
философских представлений В. И. Вернадского.- М.: Наука, 1999.

Л.ВЛесковым, В.ВЛыткиным, В.М.Мапельман, А. А. Шароновой и др.1; философия Учения Живой Этики Н. К. и Е. И. Рерихов - С. Р. Аблеевым, П.Ф.Беликовым, Л.М.Гиндилисом, Е.В.Зориной, С.Ю.Ключниковым, Н. Е. Самохиной, Е. А. Трофимовой, Н. А. Урановым, В. В. Фроловым, Л. В. Шапошниковой, Д. А. Шаровым, Е. Г. Яковлевой и др.2

Вместе с тем, в теории космизма существуют лакуны, требующие изучения. Во-первых, проблема преображения человека контекстирована в концепцию космической эволюции человечества, отличающуюся неустоявшейся методологией исследования и теоретической незавершенностью3. Существенная причина такого положения заключается в том, что полные, некупированные работы, а также архивные материалы космистов стали доступны свободному научному исследованию только в последние 10-15 лет. Во-вторых, исследователи космизма отмечают открытый, многоуровневый неравновесный характер антропосистемы, требующий для теоретического описания новых методологических идей, в частности, синергетических.

Принимая во внимание терминологическую неоднозначность понятия «преображение» и в то же время его самоочевидность и глубокую укорененность в архетипах традиционной ментальности, необходимо отметить, что чаще всего проблема преображения человека транслируется в опосредованном виде. Смысловая многоплановость понятия преображения ведет к фрагментации его содержания, аспектации отдельных свойств и признаков. Так, преображение интерпретируется в русле концепций синтеза западноевропейского и восточного мировоззрений4;

1 Казютжский В. В. Космическая философия К. Э. Циолковского на рубеже XXI века /
Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. - Калуга: Золотая аллея, 2001- С. 342-374;
Мапелшан В. М. «Космическая этика» К. Э. Циолковского / Циолковский К.Э. Космическая
философия- М.: Эдиториал УРСС, 2001- С.370-387; Лыткин В. В. Философия
космического будущего человечества,- Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2000;
Алексеева В. И. Религиозные сочинения Циолковского / Циолковский К. Э. Евангелие от
Купаны.- М.: Самообразование, 2003.- С. 223-248.

2 Беликов П. Ф. Рерих. (Опытдуховной биографии).- Новосибирск: ИЧП «Лазарев и О»,
1994; Ключников С. Ю. Космические аспекты философского наследия Н. К. и Е. И.Рерих //
Философия русского космизма. Сб. ст.- М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.- С. 197-203;
Самохина Н. Е. Проблемы человека в Агни-йоге: Автореф. дис канд. филос. наук.- М.,
1993; Шапошникова Л.В. Философия космической реальности /Листы сада М. Кн.1. Зов-
М:МЦР,2003.-С. 5-165.

' Аблеев С. Р. Фундаментальные философские основания концепции космической эволюции человека: сущность, зарождение и историческое развитие. Дис.... докт. филос. наук.- Тула, 2000.- С. 5-9.

4 Хамидов А. А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности // Вопросы философии.- 2002.- № 3.- С. 129-138; Дискурсы эзотерики (философский анализ) / Отв. ред. Л. В. Фесенкова.- М.: Эдиториал УРСС, 2001.

космической эволюции человечества; структурности материи1; сознания как универсального свойства вселенной2; коэволюции человечества, планеты и космоса, а также автотрофности и евгеники3; энергийного образа человека и мира4; духовности, души и сердца5; смерти и бессмертия6; места и предназначения человека7; а также этических взглядов в целом (В. О. Глуховцев, В. М. Мапельман, А. В. Суслов, Е. А. Трофимова) и педагогических воззрений космистов (С. Р. Аблеев, А. Г. Андреева, Н. Д. Лащенко, Л. Н. Осипова, Н. Е. Самохина).

В ряде работ преображение становится непосредственным предметом изучения. Это исследования С. Г. Семеновой8,

Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации.- М: «Изд-во ПРИОР», 2001.-С. 205-246; Сазанов А А Материю надо понять широко // Дельфис- 1997- № 2 (10).- С. 66-75; Аблеев С. Р. Многомерная онтология космической реальности. Вещество, энергия, информация и структура космического пространства в контексте информационно-энергетической концепции // Сознание и физическая реальность.- 2003.- Т.8.-№ 3.- С. 6-15.

Волченко В. Н. Информационная модель сознания в номогенезе: философский, естественнонаучный и социально-психологический аспекты // Сознание и физическая реальность- Т. 4.- № 3.- С. 29-40; Бобров А. В. Полевая концепция механизма сознания // Там же.- С. 47-59; Моторина Л. Е. Феномен сознания и его модели / Моторина Л. Е. Философская антропология- М.: Высш. шк., 2003- С. 180-197; Налимов В. В. Спонтанность сознания.- М.: Прометей, 1989.

3 Гждилис Л. М. Русский космизм и «Живая Этика»: взаимосвязь космизм - экология / Стратегия выживания: космизм и экология- С. 155-168; Московченко А. Д. Русский космизм: автотрофность и человек будущего.- Томск: ТОО «Знамя мира», 1996; Хабермас Ю. Будущее человеческой природы.- М.: Изд-во «Весь мир», 2002.

'Хоружий С. С. К феноменологии аскезы- М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1998; Он же. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии.- 1999.- № 3- С. 55-84; Узкова Е. С. Энергия: от физики к философии //Материалы Третьей междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего». Единство в многообразии. Роль духовности в познании мира.- С. 54-59.

5 Ильичева И. М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней).- М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003; Мареева Е. В. Проблема души в классической и неклассической философии.- М.: Академический Проект, 2003; Зорина Е.В. Русская метафизика и эзотерическая традиция. XX век- Йошкар-Ола: Map. гос. ун-т, 2000.

Вишев И. В. Учение К. Э. Циолковского о бессмертии и идейная атмосфера русского космизма // Труды XXVII чтений К. Э. Циолковского- М.: ИИЕТ, 1994- С. 77-87; Ярышкин В. П. Новая концепция человека. Русский космизм. Феномен пульсирующего бессмертия личности: Сб. ст.- Ижевск: Персей, 1998.

1 Туфанов А. О. Философия русского космизма о месте и предназначении человека в мироздании: Автореф. дис. канд. филос. наук.- СПб., 2001.

8 Семенова С. Г. Русский космизм / Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика-Пресс, 1993.- С. 3-33; Семенова С. Г. Философ будущего века: Николай Федоров.- М.: Пашков дом, 2004.- 584 с.

С. Р. Аблеева1, Н. В. Чемерисовой и Л. И. Черноруцкой2. Анализ взглядов космистов у последних двух авторов проведен в хронологической последовательности без их целенаправленного сопоставления и комплексной систематизации. Преимущественное внимание С. Г. Семенова уделяет разработке философских идей преображения человечества Н. Ф. Федорова и на этом основании формулирует основополагающие идеи и принципы преображения. Однако, в указанных исследованиях Учение Живой Этики не рассматривается. Этот пробел восполняется работами С. Р. Аблеева, который выявляет теоретические аспекты проблемы преображения человека в русле концепции космической эволюции в социально-философском ракурсе.

Таким образом, анализ литературы по теме диссертационного исследования демонстрирует многообразие подходов и идей при изучении проблем, артикулированных космистами. Полифония исследовательских программ русского космизма подводит к необходимости обобщения имеющихся идей в целостную и по возможности системную концепцию преображения человека в его уникальных и обобщенных характеристиках.

Объектом диссертационной работы являются антропологические взгляды русских космистов - В. И. Вернадского, Н. К. Рериха, Е. И. Рерих, К. Э. Циолковского.

Предметом исследования выступает концепция преображения человека русских космистов в единстве ее концептуально-типологических и ценностных признаков.

Целью диссертации является философская реконструкция и анализ концептуально-типологических особенностей постановки и решения проблемы преображения человека в русском космизме.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

  1. раскрыть идейно-философские и методологические истоки проблемы преображения в русском космизме;

  2. исследовать семантику и философский статус понятия преображения;

1 Аблеев С. Р. Практические исследования психической энергии и энергетических центров
человека: некоторые результаты программы «Сириус» / Материалы научно-практической
конференции «Живая Этика и наука будущего».- Моршанск - Москва- НИЛИПЭ -
Дельфис, 2001.- С. 99-113; Он же. Некоторые проблемы духовной практики Агни-Йоги //
Орифламма. Донецкий Рериховский Вестник.- 2002-№ 1(19).- С. 22-28 и др.

2 Чемерисова Н.В. Идеал духовно-нравственного преображения человека в русском
космизме. От антропоцентризма к антропокосмизму.- Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2002;
Черноруцкая Л. И. Духовная практика самосовершенствования человека: О Пути к
Человеку Совершенному в творческом наследии русских и восточных философов-
космистов.- М.: Институт Востоковедения РАН, 2001.

  1. проанализировать стратегию космического преображения человечества и раскрыть его нравственно-аксиологические параметры;

  2. типологизировать модели космического преображения человека в трудах В. И. Вернадского, Н. К. и Е. И. Рерихов, К. Э. Циолковского; установить уникальные и общие характеристики интерпретации преображения;

5) выявить и дифференцировать различные подходы к решению
проблемы бессмертия как одной из главных целей преображения человека.

Источники исследования представляют собой текстовый материал, на основании которого осуществляется раскрытие проблемы преображения человека. Они включают труды Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945), Николая Константиновича Рериха (1874-1947), Елены Ивановны Рерих (1879-1955), Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935), а также их дневники, письма, публицистические статьи, где нашла отражение философско-антропологическая проблематика.

По причине недостаточной изученности философского наследия Рерихов особо отметим комплекс его источников. Корпус книг Учения Живой Этики (Агни Йоги (санскр. agni - огонь) или Огненной Йоги), разработанный Е. И. Рерих (при определённом участии других членов семьи) под руководством и в сотрудничестве с индийскими философами Гималайской Духовной Общины, состоит из 12 книг1. К ним примыкают работы Е. И. Рерих, Н. К. Рериха и их сыновей, а также переписка разных лет2. Е. И. Рерих подчеркивала духовно-философскую преемственность теософии Е. П. Блаватской3, Учения Храма Франчии Ла Дью4 и Живой Этики. Исследование этих направлений позволяет реконструировать историко-теоретические источники Живой Этики общекультурного характера и установить интернациональный характер этой доктрины

«Листы сада М. Зов» (1924 г.), «Листы сада М. Озарение» (1924-1925 тт.), «Община» (1926 г.), «Знаки Агни Йоги» (1927-1929 гг.), «Беспредельность» (2 ч.; 1930 г.), «Иерархия» (1930-1931 гг.), «Сердце» (1932 г.), «Мир Огненный» (3 ч.; 1932-1935 гг.), «Напутствие Вождю» (1933 г.), «АУМ» (1936 г.), «Братство» (части 1 и 2 («Надземное»); 1937-1938 гг.), а также «Криптограммы Востока» (1929 г.).

Труды Е. И. Рерих: «Огненный опыт» (1924 г.), «Основы буддизма. Жизнь и Учение Будды» (1927 г.), «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» (1934 г.), «Космологические записи» (1940-е г.), «Изучение свойств человека» (1940-1950-е гг.). Работы Н. К. Рериха: «Листы дневника», «Врата в будущее», «Держава Света» и мн. др.

Главные труды Е. П. Блаватской, основательницы теософского движения XIX в.: «Разоблаченная Изида» (в 2 т., 1877 г.), «Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии...»(1 т. - «Космогенезис», 2 т. - «Антрбпогенезис», 1888 г.), «Ключ ктеософии».

Главные теоретические источники духовной общины «Храм Человечества» (1898 г.), основательницей которой явилась американский теософ Ф. Ла Дью, издавались под общим названием «Учение Храма».

преображения. Отметим также, что философские идеи Живой Этики получили развитие и практические пояснения в философских дневниках ученика Н. К. Рериха - Б. Н. Абрамова1.

Методологическую основу диссертации составили принципы анализа сущности человека в философской антропологии и концепция глобального эволюционизма, принципы холизма и энергетизма. Диссертант руководствовался также методологическими принципами объективности, причинности, историзма и системности.

Методологические подходы к проблеме преображения детерминированы целым рядом работ отечественных авторов по философской антропологии, поднимающих вопросы сущности человека, его сложной социокультурной и психосоматической природы, ценностей и идеалов в их субстанциальном и процессуальном контекстах (В. П. Алексеев, В. С. Библер, Л. П. Буева, А. А. Гусейнов, В. П. Зинченко, И. С. Кон, В. А. Лекторский, В. М. Межуев, Д. Н. Митрохин, А. Г. Мысливченко, А. П. Огурцов и др.). Исследовательские задачи феномена преображения потребовали обращения к широкому кругу материалов, выработавших методологию анализа устойчивого развития, стратегий выживания, эволюционных перспектив человечества и альтернативных цивилизационных подходов2.

Метод критического анализа оказался наиболее продуктивным при исследовании сущности индивидуального духовного опыта как психологического основания преображения. В этой связи особую ценность приобрели идеи, касающиеся феноменологии религиозного опыта (С. С. Аверинцев, П. С. Гуревич, Ю. А. Кимелев, С. С. Хоружий); религиозного мистицизма (Г. С. Сковорода, В. С. Соловьев, С. Л. Франк,

1 Дневники изданы в конце XX в. под общим названием «Грани Агни Йоги» (тт. 1-13,1960-1972 гг.).

Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. - Новосибирское книжное изд-во, 1991; Гиренок Ф.И. Русские космисты. - М.: Знание, 1990; Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. - М.: МФТИ, 1993; Лесков Л.В. Космическое будущее человечества. - М.: Ассоц. «Экология непознанного», 1996; Мапельман В.М. Идея космической перспективы человека в русской философской литературе: Социально-философский анализ: Автореф. дис. докт. филос. наук. - М., 1999; Русский космизм и Ноосфера: В 2-хч. /Ред-сост. О.Д.Куракина- М.: Б.и., 1989; Философия русского космизма. Сб. ст. /Отв. ред. Огурцов А.П., Фесенкова Л.В. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996; Стратегия выживания: космизм и экология /Ред. Л.В.Фесенкова. - М.: Эдиториал УРСС, 1997; Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода /Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Эдиториал УРСС, 1999; ПІлекин СИ. Русский космизм: Уч. пос. В 4 ч. -М.: МИИТ, 1997-2000; Материалы Второй Российской междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего». На пути к духовно-экологической цивилизации. -М.: Дельфис, 2002.

Л. П. Карсавин, С. Н. Булгаков); психологии религиозного восприятия (3. Фрейд, К. Юнг, В. Франкл и др.). Особо следует отметить книги, посвященные феномену эзотеризма (Ю. Эвола, Р. Генон, Е. Головин, Ю. Мамлеев, М. Холл, М. Элиаде).

Метод системной реконструкции позволил выявить основные понятия и круг идей, составляющих проблему преображения человека, в оригинальных работах космистов и историко-философских исследованиях специалистов. Сравнительный анализ был использован при конституировании холистической модели преображения гетерогенной антропосистемы, выявлении целей и методов, нравственно-аксиологических ориентиров этой трансформации.

Теоретическая новизна диссертационного исследования:

  1. Впервые в исследовании феномена русского космизма выявлены сущность, содержание и роль понятия преображения человека. Авторская концепция полагает преображение как важнейшую ценностно-антропологическую категорию русского космизма, интегрирующую религиозно-образное, метафизическое и научно-философское содержание в целостное представление о глубинной трансформации человеческой природы, имеющей космоэволюционную сущность.

  2. Установлены общие признаки преображения, свойственные концепциям В. И. Вернадского, Н. К. и Е. И. Рерихов и К. Э. Циолковского: космический эволюционизм, прогрессизм, телеологизм, энергетизм, этический универсализм, иерархизм, наукоцентризм. К специфическим чертам преображения человека отнесены: у Вернадского - ноосферный эволюционизм; у Рерихов - пантеизм, гносеологический синтез, холизм; у Циолковского - универсальный атомизм, панпсихизм, техницизм.

  3. Преображение типологизируется на процессуальную, субстанциальную и холистическую модели и предполагает два уровня - одномерную и многомерную антропоструктуры. Персонализм и имперсонализм служат логическими способами конструирования этих моделей.

  4. Гуманистическое содержание преображения обусловлено его значением для истории человеческой цивилизации; в философии космизма процесс преображения являет собой единственный способ выживания и эволюционного развития человечества в сложных, изменяющихся космо-планетарных условиях.

5. Система нравственных приоритетов в философии космистов
основана на идее нравственного преображения (совершенства) человека,
из которого выводятся другие цели трансформации - освоение космоса,
достижение бессмертия, интеллектуальное, техническое могущество и др.

На защиту выносятся следующие положения:

- формирование взглядов русских космистов (В. И. Вернадский,
Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э. Циолковский) на проблему преображения
человека детерминировано ценностями научного познания и морального
разума и выражено в детеологизации и философизации дискурса
человека;

-преображение у философов русского космизма имеет ряд характерных признаков, к которым относятся: этический универсализм, космический эволюционизм, телеологизм, иерархизм, синтез религиозного и научного. Концепт энергетизма является системообразующим в концепции преображения;

-структура процесса преображения человека предполагает телесный, психический, рациональный, индивидуально-духовный; социально-биологический и духовно-космический уровни (Рерихи), на каждом из которых осуществляются целенаправленные изменения, не редуцируемые к предыдущему уровню;

— признаки холизма, космического эволюционизма и гуманизма
являются характеристиками философского наследия Н. К. и Е. И. Рерихов,
космическая концепция преображения человека которых занимает особое
место в ряду идей русского космизма.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты позволяют реконструировать малоизученную проблему преображения человека в рамках историко-философской и философско-антропологической мысли первой половины XX в.; продолжают теоретическую разработку концепции космической эволюции человечества; уточняют оценки самобытной русской антропологической мысли; способствуют прояснению идейных приоритетов современного общественного менталитета.

Практическая значимость работы. Положения и выводы исследования могут быть использованы в проведении учебных занятий со студентами вузов и аспирантами по философии русского космизма, истории русской философии, философской антропологии, этике, а также при разработке стратегий и методов социокультурного строительства, например, в концепциях духовно-нравственного воспитания и образования.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в докладах на Третьей междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего: Единство в многообразии. Роль духовности в познании мира» (г. Москва, Институт Востоковедения РАН, 2003 г.) и Четвертой международной междисциплинарной научной конференции

«Этика и наука будущего: Феномен времени» (там же, 2004 г.). Ряд выводов настоящей работы был апробирован на ХХХГХ научных чтениях памяти К. Э. Циолковского (секция «К. Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса», г. Калуга, 2004 г.), на Международной научно-теоретической конференции «Творческое наследие семьи Рерихов в диалоге культур: философские аспекты осмысления» (г. Минск, Белорусский государственный университет, 2004 г.) и на Четвёртой международной научно-практической конференции «Рериховское наследие»: «Охрана культурных ценностей: петербургские традиции» (г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 2004 г.). Некоторые положения диссертационного исследования использовались в рамках научных программ Российского междисциплинарного проекта комплексных исследований антропогенеза и психо-космических энергий «Мистериум Магнум» (1998-2004 гг.), а также на лекциях и семинарах в Тульском Рериховском исследовательском центре (2001-2004 гг.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка, двух приложений. Общий объем диссертации - 190 страниц.

Подобные работы
Риц Евгения Семеновна
Природное и культурное в философии человека Н. Ф. Федорова
Графова Елена Сергеевна
Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ
Владимирова Тамара Константиновна
Проблема человека в религиозной философии П.Я. Чаадаева
Титаренко Инна Николаевна
Проблема человека в латиноязычной философии Древнего Рима
Голубева Наталья Александровна
Человек и музыкальная реальность в философии
Тронина Лариса Анатольевна
Бытие человека как диалектика жизни и смерти : На примере философии всеединства
Бернюкевич Татьяна Владимировна
Проблема человека в социально-философских построениях русского космизма, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского
Кругликова Галина Геннадьевна
Проблема человека в философии Иммануила Канта и философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины XIX-первой трети XX века
Литчфилд Кэтрин Элизабет
Свобода человека в философии Н.А. Бердяева
Очироконова Наталья Викторовна
Проблема человека в философии С. И. Гессена

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net