Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Маншеев Доржа Михайлович. Традиционное хозяйство бурят Восточного Присаянья (Конец XIX - начало XX вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 : Новосибирск, 2003 250 c. РГБ ОД, 61:04-7/287

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 4

Глава 1. Среда обитания и социальный уклад бурят Восточного

Присаянья 18

1.1. Природно-климатическая среда и специфика

скотоводческого хозяйства 18

  1. Присаянье в составе Российского государства 32

  2. Социальный уклад присаянских бурят 48

Глава 2. Хозяйство присаянских бурят 56

  1. Видовой состав и количество скота 56

  2. Формы кочевания и содержание скота 74

  3. Заготовка кормов 91

  4. Жилище и хозяйственные постройки 103 2.5 Народная ветеринария 117

Глава 3. Продукция скотоводства и традиционные

средства передвижения 126

3.1. Традиционные способы приготовления пищи у присаянских бурят 126

  1. Мясная пища 127

  2. Молочная пища 144

3.2. Изготовление изделий из продуктов скотоводства 155

  1. Изготовление продукции из шерсти, волоса и сухожилий 155

  2. Изготовление продукции из кожи, рога, костей 167

3.3. Способы и средства передвижения 180

Заключение 196

Список информаторов 205

Архивные и музейные материалы 207

Список использованной литературы 209

Список сокращений 223

Приложение 224

Введение к работе:

Актуальность темы. Этнические традиции - наиболее устойчивые нормативные формы повседневной жизни этноса, которые проявляются в культуре, быту, языке, искусстве, поведении и общении, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. Основная функция этнических традиций заключается в сохранении преемственности культуры и истории этноса, в трансформации и эволюции исторического опыта этнических общностей. Этнические традиции складываются в соответствующих исторических эпохах в связи с социально-экономическими и естественно-географическими условиями каждого народа. Этнические традиции определяют своеобразие каждого этноса, его место в ряду других народов. После своего возникновения они приобретают значительную устойчивость и зачастую сохраняются даже тогда, когда породившие их условия давно изменились, а сами этносы исчезли [Садохин, 2002. С. 147-187].

Одной из важнейших задач этнографической науки является изучение специфики традиционной культуры хозяйствования народов мира во всем многообразии ее проявлений. Предметом исследования становятся традиции различных хозяйственно-культурных типов и в том числе скотоводства.

Как известно, хозяйственно-культурные типы складывались в определенных экологических условиях. Географическая среда оказывала сильное влияние на основные параметры жизнедеятельности общества.

Многообразие естественно-природных условий, проявляющееся в особенностях рельефа, климата, гидрографического режима, почвы, растительного покрова, ландшафтной зональности и т.п. в значительной мере детерминировало многообразие форм материального производства,

хозяйственно-культурных типов, а следовательно, и способов производства [Андрианов, Марков, 1990. С. 8-15].

В условиях развития и роста роли государства, у населения России идут миграционные процессы, связанные с освоением новых территорий. Русское население страны осваивает, прежде всего, пространства, где возможно пашенное земледелие. В результате этого они сталкиваются с народами различной культуры. В число этих народов входят скотоводы Южной Сибири, обитающие в горных долинах на границе степей и лесов.

В связи с этим большой научный интерес вызывает изучение традиционного хозяйства бурят Восточного Присаянья, занимающих экологическую нишу горных долин на границе степей и тайги, которая представляет контактную зону оседло-земледельческой культуры с кочевой культурой. Анализ опыта традиций хозяйствования присаянских номадов дополняет общую картину кочевой культуры.

Историография проблемы. Современные этнографы, изучающие этносы-номады, основываются на характеристиках кочевых хозяйств, данных Г.Е.Марковыми СИ. Вайнштейном [Вайнштейн, 1972. С. 66-73; Марков, 1979. С. 275-289]. По классификации СИ. Вайнштейна существуют четыре формы скотоводческого хозяйства: кочевые, полукочевые, полуоседлые и оседлые [Вайнштейн, 1972. С. 73-74]. Мы в своем исследовании выделяем две формы скотоводческого хозяйства: кочевые и оседлые, так как за основу классификации скотоводства берутся локальные особенности традиций присаянских бурят.

Известный казахский этнолог Н.Э. Масанов типологизировал местообитание номадов в соответствии с принципами общепринятой экологической систематики на ареал (экосистема) кочевничества и маргинальную зону (экотон) [Масанов, 1991. С. И]. Район проживания присаянских бурят по данной классификации относится к маргинальной зоне, находящейся на границе между лесом и степью.

На основе хозяйственно-культурной типологии, разработанной Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным, присаянские буряты относятся к хозяйственно-культурному типу скотоводов, вспомогательной деятельностью которых были охота и земледелие [СЭ, 1955. № 4. С. 3-17].

Первые сведения о бурятах Присаянья даны в материалах русских и иностранных путешественников XVII - первой половины XIX вв. В материалах П.С. Палласа и И.Г. Георги имеются сведения о количестве и наименовании родов, проживавших в районе Тункинского острога. М.М. Геденштром сообщает: "вследствие бесплодия земель тункинские буряты ограничиваются одним скотоводством; места их изобилуют всяким зверем и мягкой рухлядью (пушниной), особенно белкой". Он также информирует о широком использовании царской администрацией тункинских бурят для капитального ремонта дороги вокруг Байкала в 1811 г. [Гирченко, 1939. С. 30, 57].

В 1853 г. Н.И. Бакшевич совершил поездку в Тункинский край и собрал сведения о быте и хозяйстве русских крестьян и бурят, которые, однако, недостаточно полны и достоверны [Бакшевич, 1856. С. 1-53]. П.А. Кропоткин в 1865 г. на основе своих наблюдений, зафиксированных во время поездки по Тункинскому краю и Горной Оке, опубликовал этнографические наблюдения. В них он подробно описал историю края, дал характеристику этнического состава населения (ясачных, казаков, бурят), их быта, религиозной жизни. Особое внимание было обращено на т.н. группу "ясачных" - метисированных бурят (13 % от общего количества бурят), переходивших от кочевого образа жизни к оседлому [Кропоткин, 1867, 1992]. Из этих материалов следует, что буряты проживающие в восточной части Закамны являются скотоводами-земледельцами, а в западной - скотоводами. Скотоводы-земледельцы в урожайные годы имели излишки хлеба для продажи, а скотоводы покупали хлеб.

В конце 60-х - первой половине 70-х гг. XIX в. П. Ровинский издает очерки о Тунке, где знакомит с топографией края, подробно рассказывает о крещении бурят, дает краткие сведения о сезонных перекочевках [Ровинский, 1875].

Наиболее информативные данные о закаменских бурятах конца XIX в. (расселение этнических групп, форма землепользования, хозяйство) были приведены в "Материалах комиссии Куломзина для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области" [1898].

П. Полтараднев в статье "Пушной промысел в Тункинском районе", изданной в 1926 г., досконально описал охотнические традиции тункинских бурят, дал сведения о количестве добываемой дичи, о трудностях испытываемых охотниками. В этой статье он осветил тему бурятского скотоводческого хозяйства на материалах населенных пунктов Хойтогол и Монды Тункинского района. Впервые им были выявлены различия в содержании скота в двух селениях, обусловленные природно-географической средой. Автор указывает на отсутствие зимних пастбищ в Хойтогол е. Жители Хойтогол а были вынуждены заготавливать большое количество сена на зиму. Скот мондинских бурят круглый год находился на подножном корму. [Полтораднев, 1929. С. 103-104]. В своей следующей публикации - "Окинский край" за 1930 г. исследователь дает статистические сведения о количестве жилых и надворных построек (6 -войлочных юрт, 920 деревянных юрт, 36 - домов русского типа, 756 -стаек, 459 - амбаров), сенокосных и пастбищных участков (1734 га), скота окинских бурят (29752 голов). Там же имеется описание жилых и хозяйственных построек и различных пород скота у местных бурят [Полтораднев, 1930. С. 57-65].

Ценные сведения о формах кочевания и хозяйстве окинских бурят находятся в работе И. Никонова "Хозяйство Окинского хошуна" [Никонов, 1926. С. 98-102]. В зависимости от природно-климатических

особенностей, в исследовании И. Никонова, Окинский хошун был разделен на два хозяйственных района отличавшихся друг от друга по количеству перекочевок за год. Так, в высокогорье до 4 перекочевок и более в год, а в низовье - 2 и только исключительные условия заставляют выгонять скот зимой в поисках корма далеко от стоянок.

В исследовании Е.М. Залкинда (Хозяйство Бурят-Монголов в XVII-XVIII вв. Улан-Удэ, 1957) отмечается, что буряты в XVII в. занимались земледелием и сенокошением. До нашего времени у бурят сохранились такие орудия труда как соха и коса.

В книге И.Е. Тугутова "Материальная культура бурят" (1958) раскрывается история жилища бурят от войлочной юрты и примитивной однокамерной избы до многокамерных рубленых домов с правильной планировкой.

Большой вклад в изучение традиционного хозяйства бурят внес известный бурятский ученый И.А. Асалханов (Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX в. Улан-Удэ, 1963). На основе анализа скотоводческого хозяйства бурят он отмечает, что к концу XIX в. кроме агинских бурят, все остальные вели оседлый образ жизни. В материалах приведенных исследователем отсутствуют данные о хозяйстве присаянских бурят

В трудах этнографа Ю.Б. Рандалова (1967) дается характеристика дореволюционных поселений бичурских бурят, которые состояли из 8-9 дворов, назывались хотонами и имели вид маленьких деревушек. Такое расселение было характерно для тункинских и западной части закаменских бурят, которые кроме скотоводства занимались земледелием.

В 1969 г. выходит в свет книга К.В. Вяткиной "Очерки культуры и быта бурят". В этой книге дается общая характеристика хозяйства всех бурят. В работе указывается, что тункинские буряты занимались в основном скотоводством и охотой, наряду с этим, у них существовало в

небольших размерах земледелие. Концепция, о выделении хозяйственно-культурных типов предбайкальских и забайкальских бурят принятая К.В. Вяткиной, сегодня устарела. Различия, на наш взгляд, имеют более дробный, этнолокальный характер.

Первая работа, целиком посвященная культуре закаменских бурят, была опубликована Г.Р. Галдановой в 1992 г. Исследователь прослеживает этническую связь закаменских, тункинских и окинских бурят, состоящих из хонгодорских родов - обурятившихся монголов. В частности, она дает характеристику народного календаря закаменских бурят. Монография прежде всего затрагивает традиционное хозяйство закаменских бурят, близкие традициям скотоводства окинских и тункинских бурят.

Монография И.Б. Батуевой "Буряты на рубеже XIX - XX вв.", изданная в 1992 г., полностью посвящена традициям скотоводства у бурят. Автор выделяет также формы скотоводческих хозяйств бурят: кочевые, полукочевые, полуоседлые и оседлые. По сведениям автора в конце XIX -начале XX вв. большинство скотоводческих хозяйств Иркутской губернии относилось к полуоседлому типу скотоводства, а у забайкальских бурят преобладало полукочевое и полу оседлое скотоводство [Батуева, 1992. С. 15-25]. Хотя в монографии содержится богатый материал по скотоводству, но автор перед собой не ставит специальных задач по изучению традиционного хозяйства отдельных этнолокальных групп бурят.

В 1995 г. вышли в свет рукописи бывшего монаха-ламы из Тункинского района, краеведа, научного сотрудника Г.-Д. Нацова. Материалы Г.-Д. Нацова содержат краткие сведения об истории и хозяйственной деятельности тункинских бурят, записанные в 20-30-е гг. XX в. [Нацов, 1995. С. 17-26]. Г.-Д. Нацов пишет, что тункинские буряты в XVI в. входили в состав войск западно-монгольского хана Галдан-Бошокту и обитали на территории Кобдоского округа Монголии. После

разгрома западных монголов маньчжурами и халха-монголами, они покинули родные места и обосновались в местности Алтан Мундарга (Восточные Саяны). Таким образом, по данным Г.-Д. Нацова тункинские буряты вышли из горной зоны Монголии, схожей с природно-климатическими условиями Тунки. Также выделены особенности традиционного хозяйства бурят, в частности, содержание видов скота, дается описание мясной и молочной пищи.

В исследовании Ж.А. Зимина "Этнокультурные традиции Окинского края" имеются сведения по вопросам скотоводства, материальной культуры окинских бурят и сойотов, а также автор утверждает, что в конце XIX - начале XX вв. окинские буряты перешли на оседлый образ жизни [Зимин, 2001]. Данные нашего исследования говорят об обратном. Большинство окинских бурят вело кочевое скотоводство, вплоть до коллективизации 1930-х годов.

Таким образом, мы видим, что на протяжении длительного периода культура хозяйствования бурят Восточного Присаянья привлекала к себе внимание со стороны ряда исследователей. Авторами исследованы отдельные аспекты скотоводческих традиций тункинских, закаменских и окинских бурят. Тем не менее, до настоящего времени вопрос о специфике традиционного хозяйства присаянских бурят рассмотрен недостаточно.

Целью исследования является выявление особенностей традиционного скотоводческого хозяйства бурят Восточного Присаянья.

Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи:

1) обобщение литературных данных и других сведений по
традиционному хозяйству присаянских бурят;

2) определение природно-климатических факторов,
обуславливающих особенности традиционного хозяйства в Восточном
Присаянье;

3) изучение влияния политики и экономики Российского государства
на присаянских бурят;

  1. исследование скотоводческого хозяйства бурят Восточного Присаянья, включая видовой и количественный состав скота, формы кочевания и содержания скота, практику заготовки кормов, жилище и хозяйственные постройки, народную ветеринарию;

  2. описание продукции скотоводства, а также изучение средств передвижения;

6) сравнение традиционного хозяйства присаянских бурят со
скотоводством других групп бурят и скотоводческих народов Южной
Сибири.

Объектом исследования в данной работе является бурятское население Восточного Присаянья, а именно тункинские, окинские и закаменские буряты, проживающие соответственно в Тункинском, Окинском, Закаменском районах Республики Бурятия, этническое ядро которых составляют хонгодоры - одно из основных племенных объединений бурят (см. карту № 1).

Предметом исследования избраны традиции скотоводческого хозяйства присаянских бурят, которые иллюстрируют хозяйственно-культурную адаптацию кочевников к специфическим условиям субаридной экосистемы. В предлагаемой работе, культура бурят Присаянья рассматривается в рамках современной традиции.

Территориально исследование охватывает южную часть Восточных Саян (Тункинский, Окинский и Закаменский районы Республики Бурятия - см. Рис. 1). Этот регион представляет значительный интерес для исследования, так как особенностью рассматриваемой территории является разнообразие природно-климатических условий. Отметка дна котловин над уровнем моря, где проживают присаянские буряты, варьирует от 700 до 1400 м, что влияет на разницу температур,

особенности растительного покрова, видовой состав скота в хозяйствах. Кроме того, южная часть Восточных Саян является контактной зоной бурят, монголов, русских, тувинцев, тофаларов и сойотов.

Хронологические рамки. В работе рассматривается период с конца XIX в. до начала XX в. Выбор данного хронологического периода объясняется возможностями источниковедческой базы, обусловленной недостаточным объемом материала по присаянским бурятам в период до середины XIX века. Также привлекаются более ранние и поздние материалы, которые позволяют достаточно полно изучить поставленную проблему и проследить изменения, происходившие в скотоводческом хозяйстве.

В период с XVII по XVIII вв. происходит колонизация Присаянья русскими казаками. Характерным для бытования казаков является строительство острогов, для охраны южных границ.

С середины XIX в. начинает возрастать влияние российской экономики на бурятское кочевое хозяйство. В этот период идет активная работа российского правительства по распространению земледелия среди бурятского населения.

В конце XIX - начале XX в. активизируются инициированные реформой П.А. Столыпина, переселения крестьян из европейской части России в Сибирь, в том числе, в Предбайкалье и Забайкалье. Миграция русских крестьян в Прибайкалье способствовала развитию этнокультурных контактов русского и бурятского населения, в результате которого происходят изменения в культуре как бурят, так и русских.

Методология и методы исследования. Ведущим в исследовании является принцип историзма, когда любое явление культуры рассматривается в конкретном социально-экономическом контексте, как подвижная система взаимодействия культуры жизнеобеспечения и мировоззренческих представлений. В процессе исследования применялись

теоретические разработки и основные положения работ СИ. Вайнштейна (историко-этнографическое исследование кочевых форм хозяйства тувинцев в XIX - начале XX в. в связи с проблемами истории хозяйственно-культурных типов степных и таежных кочевников Азии), где используются историко-этнографические и статистические материалы по хозяйству кочевников. В работе используется теория Н.Э. Масанова (рассмотрение кочевнического способа производства в свете экологических проблем), Н.Н. Крадина (изучение адаптации кочевников скотоводов и аккультурации их к более развитой промышленной экономике оседло-земледельческих государств и империй).

В диссертационном исследовании используется ретроспективный анализ, сравнительно-исторический метод, типологический метод, метод пережитков, а также методические приемы полевой этнографии: непосредственного наблюдения, включенного наблюдения и опроса.

Источниковедческая база. Исследование основано на разнообразных источниках - как этнографических, так и письменных (архивных). Использование в данной работе характерных для каждого вида источников сведений позволяет адекватно оценить особенности кочевого хозяйства бурят Восточного Присаянья.

К этнографическим источникам относятся объекты непосредственного наблюдения (современные способы ведения скотоводческого хозяйства, жилища и хозяйственные сооружения, виды скота, предметы быта, конская сбруя и упряжь, средства передвижения), устные сообщения информаторов (рассказы людей, осведомленных в вопросах скотоводчества и скотоводческой обрядности, местных мастеров и плотников), музейные коллекции (старинные предметы быта и культа, одежда, конская сбруя и упряжь, средства передвижения, подборки фотографий, связанные со скотоводством, зарисовки). Полевые исследования, проводившиеся автором совместно с к. и. н.

А.А. Бадмаевым в 2000-2003 гг. в Тункинском, Окинском и Закаменском районах Республики Бурятия в составе экспедиции Байкальского этнографического отряда ИАЭТ СО РАН, легли в основу изучения традиций кочевого хозяйства.

Программа исследования включала сбор материала с помощью интервьюирования информаторов, непосредственного участия в хозяйственной деятельности, посещения музеев и районных архивов. В качестве технических средств для сбора материала использовались фото, аудио и видео средства. Маршрут исследования пролегал через села Тункинского района (Торы, Кырен, Хужир, Туран, Хойтогол, Монды), Окинского района (Бугсон, Сорог, Орлик, Саяны, Хужиры), Закаменского района (Дутулур, Хужиры, Шара-Азарга, Енгорбой, Санага, Утата, Далахай). Определенные знания по традиционному хозяйству присаянских бурят были приобретены мною во время проживания в с. Туран Тункинского района Республики Бурятия с 1992 по 1999 гг.

Автор изучил экспонаты Бурятского этнографического музея народов Забайкалья (г. Улан-Удэ), которые характеризуют материальную культуру различных групп бурят. Кроме музеев Республики Бурятия, были исследованы бурятские коллекции Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии в г. С.-Петербурге. В ходе исследований по теме диссертации были изучены коллекции Историко-этнографических музеев с. Кырен (Тункинский район РБ), с. Хойто-Гол (Тункинский район РБ), с. Орлик (Окинский район РБ), с. Сорог (Окинский район РБ), с. Шара-Азарга (Закаменский район РБ), с. Санага (Закаменский район), с. Енгорбой (Закаменский район РБ). В данных музейных коллекциях хранятся предметы быта, материальной и духовной культуры присаянских и других групп бурят.

Письменные источники представлены неопубликованными материалами, которые были выписаны из фондов архивов, музеев и

административных учреждений. Для исследования привлекались материалы Национального архива Республики Бурятия (г. Улан-Удэ), Хранилища восточных рукописей и ксилографов БНЦ СО РАН (г. Улан-Удэ), Архива Российской Академии Наук (С.-Петербургский филиал), Архива востоковедов С.-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, а также описи Музея антропологии и этнографии и Русского этнографического музея (г. Санкт-Петербург). Кроме этого, были использованы материалы Архивных отделов администраций Тункинского и Закаменского районов РБ.

В Национальном архиве Республики Бурятия находятся документы дореволюционного периода. Это фонды Тункинской степной думы (Фонды -117, 345), где собраны сведения о скотоводстве тункинских, в том числе, и окинских бурят. Здесь имеется информация о занятиях бурят, о количестве построек у них. Также в фондах хранятся материалы по заготовке сена, циркуляры и правила для принятия мер во время эпизоотии.

В С.-Петербургском филиале Архива Российской Академии Наук сохранились материалы по хозяйствованию и обычаям закаменских бурят, которые собрал М.А. Кроль. Они находятся в фонде (Ф. 282) Л.Я. Штернберга.

В фондах Архива востоковедов С.-Петербургского филиала Института востоковедения РАН хранятся дневники Ц.Ж. Жамцарано (Ф. 62), в которых описаны обряды, связанные с преподношением мясной пищи гостю или уважаемому человеку. В архиве также имеется описание монгольской двухколесной телеги, с которой генетически связана бурятская двухколесная телега.

Описи Музея антропологии и этнографии и Российского этнографического музея содержат в себе богатый материал по одежде (РЭМ, № 4001-55), сенокосным орудиям (РЭМ, № 4001-13, 4001-15, 4001-

16 16.), предметам быта (МАЭ, опись № 2202-6). Здесь собраны не только описания, но и имеются пометки о технологии изготовления, способы использования предметов.

Архивный отдел администрации Тункинского района РБ сохранил анализ экономико-географического положения Тункинского района (Ф. Р-1) 1930-х гг., который составил К.В. Гаврилов. Составленное им описание природно-климатических условий и различных видов скота послужило ценным источником при изучении номадного хозяйства.

Представление об экологическом и экономическом потенциале Закаменска дают материалы Архивного отдела администрации Закаменского района.

Для работы важна находящаяся в Администрации Тункинского национального природного парка Республики Бурятия научно-проектная документация "Схема организации и развития Тункинского национального природного парка Республики Бурятия" (1995), которая была подготовлена Российским государственным проектно-изыскательским институтом "Росгипролес" Федеральной службы лесного хозяйства. В этом проекте отражены природно-климатические особенности Тункинского района.

Научная новизна и практическая значимость. Данное исследование вводит в научный оборот большой массив новых данных по традиционному хозяйству конца XIX - начала XX вв. Впервые проводится специальное исследование по скотоводческим традициям бурят Восточного Присаянья. Проведенный анализ позволил выявить типологию и проследить трансформацию этого вида традиций. Определены причины трансформации традиций в условиях постоянных контактов между различными этническими группами.

Практическая ценность работы заключается в том, что она может быть полезной для исследования традиционного хозяйства более

широкого региона. Фактический материал может быть востребован при разработке методических материалов, программ и учебных курсов по

Ф этнологии для школ, профессиональных училищ, колледжей и высших

учебных заведений.

Апробация работы. Полученные в ходе исследования результаты и ряд основных положений диссертации нашли отражение в докладах автора на ежегодных сессиях Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск, 2001-2002 гг.), на Международных студенческих конференциях "Студент и научно-технический прогресс: Археология и Этнография" (Новосибирск, 2001-2002 гг.), на международной научной

международной научной конференции "Цибиковские чтения -8" (Улан-Удэ, 2003 г.), на международной научной конференции "Этнокультурные взаимодействия в Сибири (XVII-XX вв.)" (Новосибирск, 2003 г.).

Материалы исследования по теме диссертационной работы нашли отражение в 11 публикациях: статьях и тезисах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, списка информаторов, списка сокращений, приложения, куда входят рисунки и фотографии, полученные во время экспедиции.

Подобные работы
Серов Алексей Александрович
Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания у мордвы : конец XIX - начало XX в.
Турьинская Христина Михайловна
Развитие этнографического музейного дела в России в конце XIX - начале XX вв.
Чухина Анастасия Александровна
Локальные варианты семейной обрядности Архангельского Севера в конце XIX - начале XX вв.
Нестер Александра Теодоровна
Народное ткачество Украинского Полесья (конца XIX - начала XX вв.)
Фадеева Ольга Евгеньевна
Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.)
Гаер Евдокия Александровна
Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX - начале XX в. (к проблеме устойчивости и развития традиций)
Аббас Али Хассон
Семейная обрядность татар-мишарей мордовского края в конце XIX - начале XX в.
Якунчева Марина Геннадьевна
Система и этикет питания мордвы конца XIX - начала XX века
Раздыкова Гульназ Максутовна
Этнический компонент в мусульманском образовании казахов степного края в конце XIX-начале XX вв.
Корнилова Екатерина Ивановна
Этническая экология Вилюйского округа в конце XIX-начале XX вв. (Историко-этнографический аспект традиционного жизнеобеспечения и природопользования населения Вилю

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net