Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Всеобщая история (соответствующего периода)

Диссертационная работа:

Максимов Дмитрий Александрович. Политические и правовые учения в Китае в конце XIX - начале XX века : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Москва, 2003 222 c. РГБ ОД, 61:04-7/216-8

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3
Глава I. Развитие политической и правовой мысли в Китае

в конце XIX - начале XX века 16

  1. Общие особенности развития. 16

  2. Основное содержание политических и правовых учений 27

3. Особенности восприятия категорий европейской
философии права 38

Глава И. Политико-правовая идеология китайских

консерваторов 52

1. Официальная идеология императорского Китая -
ортодоксальное конфуцианство 52

2. Политико-правовые взгляды Чжан Чжидуна 56
Глава III. Политико-правовая идеология китайских

реформаторов 64

  1. Политико-правовое учение Кан Ювэя 64

  2. Политико-правовые взгляды Тань Сытуна 79

  3. Политико-правовые взгляды Янь Фу 93

  4. Политико-правовая теория Лян Цичао 114

  5. Политико-правовая теория Шэнь Цзябэня 143 Глава IV. Политико-правовая идеология китайских

революционеров 156

  1. Политико-правовая теория Сунь Ятсена 156

  2. Политико-правовые взгляды Чжан Бинлиня 176

  3. Политико-правовые воззрения китайских анархистов 195 Заключение 208 Библиография 212

*

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Политико-правовая идеология всегда играла в жизни общества чрезвычайно важную роль. Значение ее не ослабевает и в наши дни. Для выработки и отстаивания гражданской позиции от человека требуется знакомство с содержанием основных политико-правовых концепций, что невозможно без изучения истории их развития.

Китай - другое государство, другая культура, другая философия, и для понимания политических процессов, происходящих сегодня в этой стране, а также формирования правильного отношения к ним, необходимо хорошее знание не только общей истории Китая, но и истории китайской философии, неотъемлемой частью которой является философия права.

Период конца XIX - начала XX века является одним из переломных и во многих отношениях уникальным периодом в китайской истории. Страна оказалась в состоянии глубочайшего системного кризиса. Государственный суверенитет Китая подвергался все большим опасностям. Экспансия великих держав и нестабильность внутри страны до предела накаляли атмосферу в обществе. Китайская интеллигенция напряженно искала пути выхода из сложившейся ситуации. Вопрос стоял о выживании китайской цивилизации, о «спасении государства от гибели». Именно в это время в общественной мысли Китая происходит постановка важнейших вопросов, которые не утратили, а, может быть, приобрели даже большее значение в наше время: проблема цивилизационного диалога Китая и Запада, проблема национального самопознания, направление и цель человеческого прогресса, значение конфуцианства в условиях модернизации общества и государства, проблема формирования гражданского общества, проблема строительства правового государства, проблема развития правосознания и др. Одновременно с формированием новой политико-правовой идеологии в Китае происходит становление новой юридической науки и коренное реформирование всей правовой системы.

В свете вышесказанного становится понятен тот повышенный интерес, который китайские ученые проявляют к периоду конца XIX - начала XX века. В

последнее время право играет все более значимую роль в жизни китайского общества. Необходимость укрепления правопорядка и развития правосознания в полной мере осознается руководством современного Китая. Не так давно в конституции страны был закреплен курс на построение социалистического правового государства. Теория и практика правового государства стала одной из важнейших тем дискуссии, развернувшейся среди китайских ученых-правоведов. При этом очень часто происходит возврат к вопросам, занимавшим умы китайских мыслителей еще в конце XIX - начале XX века и сохранившим свою актуальность и по сей день.

Степень разработанности темы исследования. В китайской науке первой работой, специально посвященной политико-правовым учениям Китая нового времени, стала большая монография Цзэн Юйхао «Современная китайская правовая и политическая философия» («Modern Chinese legal and political philosophy») [167], написанная на английском языке и вышедшая в 1930 году в Шанхае. Таким образом, уже спустя очень короткое время политико-правовые теории китайских мыслителей нового времени стали предметом специального научного исследования. В работе рассматриваются политико-правовые взгляды Кан Ювэя, Чжан Чжидуна, Сунь Ятссна и Лян Цичао, а также некоторые проблемы формирования новой правовой системы и новой правовой науки в Китае (развитие конституционного, гражданского и уголовного права Китая, восприятие международного права и др.).

В 1936 году вышла двухтомная «История правовой мысли Китая» Ян Хунле [163], в которой впервые развитие политико-правовой мысли в Китае рассматривался как целостный процесс, а ее изучение - как самостоятельное направление научных исследований. Автор дает понятие предмета истории правовой мысли Китая, определяет сферу и основные методы исследования. Рассматривая вопрос о своеобразии традиционной политико-правовой мысли Китая, Ян Хунле выделяет три ее главные особенности: 1) основой строительства государства в Китае были оформленные в различные концепции этические нормы, а не законодательство; законы выполняли лишь вспомогательную роль; 2) руководящим принципом законодательства являлось обеспечение исполнения эти-

ческих норм, а не закрепление индивидуальных прав; в Европе на первом месте стоит индивид, а род - на втором, в Китае же все обстоит наоборот; 3) по причине опоры на практически неизменные этические концепции, законодательство также крайне редко менялось. Развитие правовой мысли Китая Ян Хунле разделяет на четыре периода: 1) «эпоха зарождения» (до V века до н.э.), при которой понятия морали и права еще не разделены; 2) «эпоха противостояния конфуцианства, школы Мо-цзы, даосизма и легизма» (IV век - конец III века до н.э.), при которой происходит разделение понятий морали и права; 3) «эпоха господства конфуцианства» (II век до н.э. - начало XX века); во II веке до н.э. - VII веке происходит воссоединение права и морали и рождается идеология, основанная на «примирении» правил ритуала и законов, которая впервые была закреплена в Танском кодексе и просуществовала без изменений до начала XX века; 4) «эпоха проникновения европейской и американской правовых систем» (с начала XX века). На основе этого разделения Ян Хуле и строит изложение материала работы. В отличие от Цзэн Юйхао он не рассматривает по отдельности политико-правовые учения различных мыслителей, а дает общую характеристику того или иного периода. Начало последнего периода он связывает с началом реформы китайского законодательства в 1902 году, что верно в отношении истории права, но неправильно применительно к политико-правовой идеологии, поскольку здесь западное влияние началось значительно раньше. В целом, работа Ян Хуле - очень важный этап в изучении правовой мысли Китая, в том числе и нового времени.

Таким образом, в 1930-х годах в Китае история политико-правовых учений в целом уже была сформирована как самостоятельная научная дисциплина, а история политико-правовых учений Китая нового времени как отдельное направление научных исследований. В отличие от России, в Китае закрепилось несколько иное название дисциплины - «История правовой мысли», а не «История политико-правовых учений». Мы в своей работе пользовались наименованием, принятым в отечественной науке, поскольку оно, на наш взгляд, более точно отражает предмет исследования.

В последующий период исследования в области политико-правовых учении не получили в Китае широкого развития. На протяжении длительного времени изучение истории правовой мысли в Китае включалось в более общие курсы по общественно-политической мысли. Во время «культурной революции», по понятным причинам, на историю правовой мысли не обращали внимания [89, с.121].

Ситуация принципиально изменилась в конце 1970-х - начале 1980-х годов. В 1979 году на учредительной конференции Научного общества по изучению истории китайского права учеными была высказана единая точка зрения о том, что история правовой мысли Китая должна быть выделена в самостоятельный предмет исследований. После этого во многих институтах в учебную программу был включен курс «История правовой мысли Китая», начался набор аспирантов по данной профессии. В 1986 было официально образовано Научное общество по истории правовой мысли Китая [89, с. 121-122].

В 1982 году вышел учебник «История правовой мысли Китая» под главной редакцией Чжан Гохуа, который затем неоднократно переиздавался без изменений (при написании диссертации мы пользовались 14-м изданием 1997 года). Авторами учебника являются Чжан Гохуа, Лю Синь, Ян Хэгао, Чэнь Каншэн (разделы, посвященные политико-правовым взглядам Сунь Ятсена и Чжан Тай-яня), Лю Фуци, Кун Цинмин и Чжэн Чжаолань (разделы, посвященные политико-правовым взглядам Кан Ювэя, Лян Цичао, Янь Фу и Шэнь Цзябэня).

Позже некоторыми из авторов учебника были опубликованы собственные монографии. В 1990 году Чжан Гохуа завершил написание «Новой редакции истории правовой мысли Китая» [156], которая была издана после смерти ученого в 1998 году. В этой работе автор учел некоторые новые материалы и попытался более тесно связать изложение политико-правовой мысли с историей государства и права Китая, но в целом она носит обзорный характер и очень сильно напоминает учебник 1982 года. Что же касается той части монографии, которая посвящена политико-правовой идеологии Китая нового времени, то здесь серьезным упущением стало то, что Чжан Гохуа не рассматривает отдельно политико-правовые взгляды таких мыслителей, как Янь Фу и Лян Цичао

(в книге есть разделы, посвященные политико-правовым взглядам Кан Ювэя, Тань Сытуна, Сунь Ятсена, Чжан Тайяня и Шэнь Цзябэня). В 2001 году в свет вышла книга Ян Хэгао «Исследования по правовой мысли династий Сун, Юань, Мин и Цин» [164]. Это тоже обзорная работа, отличающаяся от монографии Чжан Гохуа меньшим объемом и выборочностью тем исследования. Из китайский мыслителей Нового времени автор останавливается только на фигуре Шэнь Цзябэня.

Напрямую к теме диссертации относится коллективная монография китайских ученых Чжан Цзиньфаня, Ян Каня и Линь Чжуна «История правовой мысли Китая в новое время» [159], опубликованная в 1984 году. На наш взгляд, эта работа является более удачной, чем те, речь о которых шла выше. За счет сужения предмета исследования, авторам удалось гораздо полнее раскрыть особенности и основное содержание политико-правовой идеологии Китая нового времени. В работе представлены политико-правовые взгляды Чжан Чжи-дуна, Кан Ювэя, Тань Сытуна, Лян Цичао, Шэнь Цзябэня, Сунь Ятсена, Чжан Тайяня, У Тинфана и др. Ученые вьвделяют следующие особенности правовой мысли Китая нового времени: 1) по той причине, что на протяжении очень длительного периода китайское общество оставалось феодальным и не подвергалось каким-либо существенным изменениям, влияние традиционных представлений о государстве и праве оставалось очень сильным и во времена династии Цин; это касалось не только всего китайского общества в целом и господствующих политических группировок, но и наиболее передовых мыслителей, в том числе и революционеров; 2) многие китайские мыслители следовали «по пути поиска истины на Западе», поэтому в это время очень много идей в политико-правовой идеологии Китая являлись западными по своему происхождению, главным образом это касается поздних реформаторов и особенно революционеров; 3) по причине стремительно меняющейся общественной ситуации борьба старого и нового в политико-правовой идеологии была крайне сложной и запутанной, что приводило к противоречивости во взглядах многих мыслителей: наряду с прогрессивными идеями в их теориях присутствовали и элементы консерватизма; некоторые мыслители в определенный исторический момент

играли прогрессивную роль, а позднее переходили на реакционные позиции; 4) в политико-правовых теориях китайских мыслителей собственно правовые идеи оказывались тесно переплетены с этическими, экономическими и другими идеями, что во многом затрудняет их исследование.

В целом же следует сказать, что работы ученых КНР по истории политических и правовых учений Китая носят скорее справочный характер, нежели исследовательский. В них наиболее сильна фактологическая, а не теоретическая сторона. Как в свое время отмечал А.А. Крушинский, для китайских историографических работ присуща некоторая стандартная манера изложения, когда дается подборка цитат из работ мыслителя, соединенных «межцитатными мостиками», как правило без каких-либо комментариев [39, с.7]. Поэтому в большинстве случаев мы пользовались этими работами как источниками, особенно когда оригинальные произведения китайских мыслителей не удалось достать.

Кроме этого были использованы многочисленные работы, в которых можно было найти отдельные аспекты изучаемой проблемы: обзорные труды по истории общественно-политической мысли Китая нового времени; работы, посвященные теоретическим взглядам отдельных мыслителей; работы по истории китайского права; работы, посвященные отдельным историческим явлениям и событиям; биографии китайских мыслителей нового времени.

Наибольшую ценность с теоретической точки зрения, на наш взгляд, представляют появившиеся в последнее время в Китае сборники статей, посвященные определенной проблеме или мыслителю. В частности, следует указать на сборник «Новые исследования взглядов Янь Фу» (опубликован в 1999 году), почти все статьи которого написаны на очень высоком уровне и представляют собой значительный интерес.

В отечественной науке тема диссертации до сих пор не являлась предметом специального изучения. Однако за многие годы в ней был накоплен богатый материалТтгозволяющий путем необходимого отбора и анализа достаточно полно изложить историю политической и правовой мысли Китая конца XIX -начала XX века. Среди работ, в которых в той или иной степени рассматриваются интересующие нас вопросы, прежде всего необходимо назвать такие фун-

даментальные монографии, как «Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900-1917)» А.Г. Крымова, «Движение за реформы в Китае в конце XIX века» С.Л. Тихвинского, «Общественная мысль Китая и социализм (начало XX века)» и «Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков. Лян Цичао: теория обновления народа» Л.Н. Борох, «Традиция и революция. Чжан Бинлинь (1869-1936) - китайский мыслитель и политический деятель нового времени» Н.М. Калюжной, «Творчество Янь Фу и проблема перевода» А.А. Крушинского, «Анархизм в Китае. 1900 - 1921» Е.Ю. Стабуровой и др. Кроме этого, в 1961 году был издан сборник «Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени», в котором, в том числе, представлены переводы некоторых работ Кан Ювэя, Лян Цичао, Янь Фу и Тань Сытуна. Велико и число статей, посвященных китайским мыслителям нового времени.

В трудах отечественных ученых весьма полно раскрываются общественно-политические взгляды отдельных мыслителей, однако вопросы философии права не являются в них предметом специального изучения. Исключением являются последние работы Л.Н. Борох. Это целый ряд статей, посвященных отдельным аспектам политико-правовой теории Лян Цичао [4,5,10], и большая работа, обобщающая результаты многолетних исследований ученого «Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков. Лян Цичао: теория обновления народа» [8]. Особое внимание в этом труде уделено именно политико-правовым проблемам. Таким образом, необходимость выделения и анализа политико-правовой составляющей китайской идеологии уже в полной мере осознана ведущими российскими учеными.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования настоящей диссертации являются политические и правовые учения. Предметом исследования являются политические и правовые учения, возникшие и развивавшиеся в Китае в конце XIX - первой четверти XX вв.

Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период примерно с конца восьмидесятых годов XIX века до конца двадцатых годов XX века.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключалась в попытке показать ход и закономерности развития политико-правовой идеологии в Китае в рассматриваемый период.

Этой цели подчинены следующие основные задачи работы:

  1. раскрыть основное содержание политико-правовых учений, появившихся в Китае в рассматриваемый период;

  2. исследовать процесс становления идеи правового государства в Китае, изучить особенности и различия в восприятии этой идеи китайскими мыслителями;

  3. по возможности выявить источники тех или иных идей и понятий, содержащихся в политико-правовых доктринах китайских мыслителей, показать связь этих идей и понятий с китайской или западной философией (западными политико-правовыми теориями);

  4. в ряде случаев провести сравнительный анализ политико-правовых учений Китая и западных политико-правовых теорий для выявления общих идей и понятий, содержащихся в них;

  5. проследить эволюцию политико-правовых учений отдельных мыслителей и выяснить причину этой эволюции;

  6. дать по возможности объективную оценку каждой рассмотренной политико-правовой концепции, определить их значимость, как с исторической, так и с теоретической точки зрения.

Методология исследования. История политических и правовых учения представляет собой историко-теоретическую дисциплину. Работа носит междисциплинарный характер и затрагивает области философии права, политической истории Китая, истории философии Китая и Запада. Помимо общенаучных методов при написании работы использовались конкретно- и сравнительно-исторический, формально-логический методы, системный подход.

Методологической основой исследования являются в первую очередь теоретические разработки классиков русской философии права: Б.Н.Чичерина, В.С.Соловьева, П.И.Новгородцева, Е.Н.Трубецкого, А.С.Ященко и др. При всех различиях во взглядах этих мыслителей их объединяют две основопола-

гающие идеи: идея о тесной взаимосвязи права, нравственности и религии и идея об органической связи политической свободы с твердостью закона и власти. Поэтому используемая в работе методология может быть названа, с одной стороны, нравственным идеализмом в философии права, а с другой - государственным либерализмом (консервативным либерализмом). Кроме указанных основополагающих идей, в работе активно применялись также конкретные методы и результаты исследований русских философов права. Особенно большую ценность, на наш взгляд, представляют исследования П.И.Новгородцева, к результатам которых мы неоднократно прибегали в своей работе. Так, выводы, к которым пришел русский ученый по вопросу о причинах развития и распространения естественноправовых доктрин в обществе, помогают нам объяснить некоторые особенности развития политико-правовой идеологии в Китае в рассматриваемый период; а убедительно доказанные принципиальные различия, существующие между учениями Ш.-Л. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо, делают более понятным и логичным переход Лян Цичао от теории народного суверенитета к теории государственного суверенитета.

Степень научной новизны. Степень научной новизны настоящего исследования определяется тем, что по сути дела, предпринимается первое специальное исследование политико-правовых учений Китая конца XIX - начала XX в. Особое внимание было уделено тем идеям китайских мыслителей, которые до сих пор не получили должного освещения в научной литературе. Впервые в отечественной науке исследуется деятельность и теоретическое наследие выдающегося юриста и мыслителя цинской эпохи Шэнь Цзябэня, а также рассматривается исторический сюжет «борьбы школы права и школы ритуала» в период реформы китайского законодательства в начале XX века. Одной из главных задач работы являлось исследование процесса становления идеи правового государства в Китае, изучение особенностей и различий в восприятии этой идеи китайскими мыслителями. В отечественной науке этот вопрос также никогда не рассматривался. В диссертации предложены новые подходы к решению ряда важных проблем. Так, раскрывается особая роль естественнопра-вовой доктрины в развитии политико-правовой мысли Китая; подчеркивается

недопустимость смешения учения Гуань-цзы и легизма, ассоциирующегося прежде всего с именем Шан Яна, и на примере китайских мыслителей конца XIX - начала XX века показывается, каким образом отождествление или противопоставление этих учений отразилось на усвоении теории правового государства в Китае; проблема «обновления морали», выдвинутая китайскими мыслителями, рассматривается как проблема построения гражданского общества; важное внимание уделяется религиозному аспекту политико-правовых учений: Кан Ювэй и Тань Сытун оценивались как религиозные мыслители, пытавшиеся решать проблемы государства и права на основе соответственно конфуцианства (воспринимаемого в качестве религии) и буддизма, а творчество Янь Фу как начало секуляризации правовой идеологии в Китае; результаты развития политико-правовой идеологии в Китае и проблема «трансформации смыслов» понимаются не как «китаизация» категорий европейской философии права, а как «европеизация» категорий китайской философии; критически переосмысливаются поздние работы Сунь Ятсена и показывается кризис теории «трех народных принципов» и др.

Научно-практическое значение диссертации. Научно-практическое значение диссертации состоит прежде всего в том, что, ее результаты, а также использованная в ней методология исследования, могут быть применены при дальнейшей разработке проблем развития китайской общественной мысли в целом, и политико-правовой идеологии в частности. Кроме этого исследование может явиться дополнением к существующим учебным курсам по истории политических и правовых учений. Как отмечается в учебнике «История политических и правовых учений», подготовленном кафедрой теории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: «Методологическое значение истории Востока определяется также тем, что несмотря на многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народов Востока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере относится и к современному состоянию исследований по истории политических и правовых учений... В свою очередь это неизбежно сказывается на

понимании общих закономерностей развития политико-правовой идеологии, ее особенностей на различных этапах истории и т.п.» [23, с.37-38].

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования:

1) Развитие политико-правовой идеологии в Китае в рассматриваемый пери
од происходило главным образом в форме восприятия западных политико-
правовых теорий. Западное влияние является основной особенностью, харак
теризующей процесс развития правовой мысли в Китае в новое время.

2) Влияние традиционной китайской философии оставалось весьма
сильным и сказывалось на процессе восприятия западных политико-правовых
теорий. Это влияние имело как положительное, так и отрицательное значение.
С одной стороны, оно часто приводило к искажениям в восприятии европей
ской философии права. С другой стороны, традиционная ориентированность
китайской философии на этическую проблематику благоприятно отразилась на
содержании политико-правовых учений китайских мыслителей нового време
ни. В них дается более глубокое осмысление понятия нравственности, а одной
из основных тем является изучение такой важнейшей проблемы философии
права как соотношение права и морали. В силу традиционной ориентированно
сти на вопросы этики, китайская философия стала благоприятной средой для
распространения сстественноправовых теорий.

  1. Начиная с работ Янь Фу в политико-правовой идеологии Китая происходит смена методологии исследований. На место конфуцианской и буддийской классики (Кан Ювэй, Тань Сытун) приходит новая наука и позитивистская методология. Смена методологии исследований означала и начало секуляризации политико-правовой идеологии Китая, имевшей как положительные, так и отрицательные результаты. Позитивистская методология давала целый ряд преимуществ в исследовании вопросов философии права. Вместе с тем, ее использование фактически влекло за собой отказ от поиска и формулирования общественного идеала, а также приводило к нравственному утилитаризму.

  2. Среди китайских мыслителей широкое распространение получила есте-ственноправовая доктрина. При этом была воспринята не только главная

идея этой доктрины - нравственная ориентированность положительных зако-v нов и государственной политики, но и ее конкретные положения. Среди основных причин распространения естественноправовых теорий в Китае в первую очередь должны быть названы две. Во-первых, философское стремление к открытию первооснов права. Во-вторых, стремление к нравственной критике существующего правопорядка.

  1. Китайскими мыслителями была в полной мере осознана проблема формирования гражданского общества, которая получила свое отражение в идее обновления морали народа. Основная заслуга в постановке и изучении этой проблемы принадлежит Янь Фу и Лян Цичао.

  2. К рассматриваемому периоду относится становление теории правового государства в Китае. Восприятие этой теории существенно осложнилось по причине существования в Китае учения легизма, с которым она зачастую отождествлялась. Постепенно старая идея «управления на основе законов» (и фа чжи го) наполнилась новым содержанием, а термин фачжиго стал обозначать именно «правовое государство». Наибольшее развитие идея правового государства получила в работах Лян Цичао и Шэнь Цзябэня.

  3. К рассматриваемому периоду относится также начало формирования законодательной системы европейского образца и становление новой правовой науки в Китае. Этот процесс начался в период проведения «новой политики» и законодательной реформы под руководством Шэнь Цзябэня. В условиях Китая того времени законодательная реформа имела не только колоссальное политическое, но и идеологическое значение, поскольку успешное ее проведение означало отказ от традиционных механизмов регулирования китайского общества, основанных на философии ортодоксального конфуцианства. В период Синьхайской революции произошел окончательный слом традиционной правовой системы Китая и установлен принципиально иной правопорядок.

  4. Результатом развития политико-правовой идеологии Китая в рассматриваемый период стали достаточно адекватное восприятие западных политико-

> правовых теорий, постановка целого ряда важнейших теоретических проблем

(проблема правового государства, проблема гражданского общества и др.), на-

чало процесса изменения правосознания китайского общества, становление новой правовой науки.

Апробация работы. Основное содержание исследования было отражено в докладах на международных научных конференциях «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 2000, 2001), на ежегодных конференциях Центра исторических и политических исследований Института Дальнего Востока РАН (1999, 2000)

Диссертация обсуждалась в Центре исторических и политических исследований Института Дальнего Востока РАН, где была рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Подобные работы
Данилова Ольга Сергеевна
Французское "славянофильство" конца XIX - начала XX века
Савичева Елена Михайловна
Формирование и развитие идей национального освобождения в Египте в конце XIX - начале XX века
Малыгина Наталья Викторовна
Российско-эфиопские дипломатические и культурные связи в конце XIX-начале XX веков
Боголюбов Алексей Михайлович
Российская Духовная Миссия в Японии в конце XIX-начале XX века
Ефимов Лев Архипович
Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья последней трети XIX - начала XX веков
Нестерова Светлана Александровна
Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков)
Кирчанов Максим Валерьевич
История развития латышского национального движения в XIX-начале XX века
Степанов Иван Викторович
Идеология и практика британского милитаризма в конце XIX - начале XX вв.
Сыч Александр Иванович
Славянская эмиграция Австро-Венгрии в заселении и освоении Канадского Запада (конец XIX - начало XX вв.)
Агуреев Станислав Александрович
Эфиопия в оценке российского общественного мнения в конце XIX - начале XX вв.

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net