Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Кешева Зарема Мухамедовна. Танцевальная и песенно-музыкальная культура кабардинцев во второй половине XX века : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 : Нальчик, 2004 203 c. РГБ ОД, 61:04-7/1101

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Танцевальная культура кабардинцев

во второй половине XX века 15

1.1. Становление танцевальной культуры кабардинцев 15

1.2. Развитие танцевальной культуры кабардинцев с середины 40-х-до конца 80-х годов 35

1.3. Танцевальная культура кабардинцев в 90-е годы 59

ГЛАВА П. Песенно-музыкальная культура кабардинцев во второй половине

XX века 92

2.1. Формирование песенно- музыкальной культуры кабардинцев 92

2.2. Трансформация песенно-музыкальной культуры кабардинцев с середины 40-х до конца 80-х годов 117

2.3. Песенно-музыкальная культура кабардинцев в 90-е годы 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

ПРИМЕЧАНИЯ 170

БИБЛИОГРАФИЯ 187 

Введение к работе:

Актуальность темы диссертационного исследования. На

протяжении истории человеческого общества в мире существовало и существует множество разнообразных культур. Развитие и функционирование культуры представляет собой особый способ жизнедеятельности этноса, а следовательно, каждая культура выражает специфику уклада жизни ее создателя, его поведения, особый способ мировосприятия. Культура - это термин, обозначающий совокупность материальных и духовных достижений, имеющий свою специфическую, сложную структуру, элементы которой взаимодействуют по определенным законам.

Значение, придаваемое изучению духовной культуры, не нуждается в особом обосновании, так как ее атрибуты свидетельствуют о степени сохранности этнической идентичности, о специфических чертах культуры этноса.

Танцевальное и музыкальное искусство, как часть духовной культуры занимают важное место в жизни этноса и являются источниками для различных дисциплин, и прежде всего для этнографии. В этой связи историко-этнографический подход к изучению и исследованию танцев и песенно-музыкальной культуры кабардинцев как части общеадыгской культурной общности, имеет важное значение. В наши дни, когда в стране наблюдается ослабление роли морали и нивелирование народных традиций, нарастает экспансия зарубежной "антикультуры", изучение и исследование опыта духовных культур народов России имеет важное значение в научно-теоретическом и практическом отношениях. Актуальность темы определяется также степенью значимости научного осмысления процессов трансформации, происходивших в танцевальной и музыкальной культуре кабардинцев во второй половине XX века.

Предмет исследования - песенно-музыкапьная и танцевальная культура кабардинцев во второй половине XX века.

Объект исследования - изменения в песенно-музыкальной и танцевальной культуре кабардинцев, которые рассматриваются во взаимосвязи с экономической, политической, общекультурной жизнью страны и Кабардино-Балкарии, а также в общеадыгском контексте. Следует подчеркнуть, что в развитии профессиональной культуры Кабардино-Балкарии принимали участие представители различных национальностей, мы же акцентируем внимание на роли, которую в данном процессе сыграли кабардинцы.

! , „ НАЦИОНАЛЬНАЯ I
|
БИБЛИОТЕКА Е

Хронологические рамки диссертации обозначены периодом с конца 40-х годов до конца XX века. Для создания более полного представления степени изменений, произошедших в танцевальной и песенно-музыкальной культуре кабардинцев, представляется целесообразным первые параграфы каждой главы посвятить ситуации, сложившейся в исследуемых нами областях этнической культуры кабардинцев к середине XX века. Это дает возможность проследить процесс эволюции в непрерывном временном развитии, выявляя внутреннюю взаимосвязь явлений и фактов прошлого и современности.

Методологической основой исследования является принцип историзма, предполагающий рассмотрение любого исторического, этнического, культурного явления в движении и развитии, в процессе взаимодействия с другими объектами и явлениями. Диссертант также стремится придерживаться одного из основных принципов исторической науки - объективности и отвергает субъективизм и предвзятость.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет системный подход к изучению этнической культуры и сравнительно-исторический метод, раскрывающий закономерности изменений, происходивших в песенно-музыкальной и танцевальной культуре кабардинцев в историко-этнографическом плане. Системный подход предполагает рассмотрение танцевальной и песенно-музыкальной культуры кабардинцев как явления, состоящего из трех пластов: народного (этнического), самодеятельного и профессионального, выявление взаимосвязи и взаимовлияния между ними.

В современной этнологии сложилась следующая система деления культуры этноса: культура первичного производства; культура жизнеобеспечения; соционормативная культура, состоящая из личностно-ориентированных компонентов образовательного, научного, профессионально-художествен-ного характера. Инфраструктура гуманитарной культуры включает научные знания, словесное, музыкальное, декоративно-прикладное искусство и др.1 Таким образом; мы исходим из того, что песенно-музыкальная и танцевальная культуры являются компонентами гуманитарной культуры кабардинского этнического социума.

'Мкртумян Ю.И. Компоненты культуры этноса// Методические проблемы исследования этнических культур (Материалы симпозиума). Ереван, 1978. С.42-43.

Для прояснения некоторых концептуальных сторон работы следует остановиться на терминах "профессиональная" и "народная" культура.

Общественное разделение труда в области духовного производства и вычленение определенных форм духовной культуры из быта привело к возникновению специфического культурного дуализма, то есть параллельного существования бытовых и профессиональных форм культуры (народные знания и наука, фольклор и литература, народное искусство и профессиональное искусство, верования и теология, бытовые обряды и церковь и так далее и тому подобное). При подобной ситуации, которая характерна в настоящее время для большинства народов мира, очень важной становится проблема функциональных взаимоотношений бытовых и профессиональных форм культуры. Именно они, в конечном счете, характеризуют структуру духовной культуры каждой этнической общности, ее социальный и этнический облик, роль ее во внутренней жизни этноса и в механике межэтнических связей и отношений, то есть в процессах которые мы называем этническими.1

Сферы профессиональной культуры (искусство, наука, литература, философия, теология и т.д.) тесно связаны с этничностью и призваны на осознанном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру. Роль профессиональной культуры возрастает в современных условиях в связи с развитием средств массовой информации и различных культурных учреждений.2

Используя термин "профессиональная хореографическая культура" и "профессиональная музыкальная культура" мы имеем в виду не уровень исполнения, а то, что музыка или хореография являются профессией для людей, которые ими занимаются, в отличие от любителей, которые занимаются искусством в свободное от основной работы время, участвуя в самодеятельных танцевальных или музыкальных коллективах. Профессиональный певец или танцор может иметь низкий уровень подготовки, а самодеятельный артист -показывать высокопрофессиональный уровень. Таким образом, термин "профессионал" имеет многоуровневую трактовку.

Источниковая база исследования. В данном исследовании использованы материалы из фондов Центрального Государственного Архива Кабардино-Балкарской республики: "Министерство культуры Кабардино-Балкарской АССР" (ф. Р-517),

1 Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986. С.29.

2 СадохинАЛ. Этнология. М., 2000. С.165.

"Кабардино-Балкарский государственный ансамбль танца "Кабардинка" (ф. Р-695), "Кабардино-Балкарский республиканский дом народного творчества" (ф. Р-810), "Кабардино-Балкарский областной комитет профсоюза работников культуры" (ф. Р-143), "Кабардино-Балкарский областной комитет профсоюза работников просвещения, высшего и среднего образования" (ф. Р-141), "Каширгова Кураца Измаиловна" (ф. Р-830), "Ульбашев Мутай Исмаилович" (ф. Р-832), "Шахгалдян Артем Григорьевич" (ф. Р-787), "Шейблер Трувор Карлович" (ф. Р-819). В диссертационном исследовании использованы документы и материалы, извлеченные из хранилищ Центра документации новейшей истории КБР, Архива Института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН, сборники документов по истории культурного строительства в Кабардино- Балкарии.1

Сведения иностранных авторов являются одним из важнейших источников при изучении истории любого народа. Как известно, взгляд извне на привычные детали повседневного быта вносит новые нюансы в оценку исторических фактов и в восприятие культуры этноса. Тем более, когда речь идет о самобытной кавказской культуре, обращение к этнографии и истории которой дает исследователям понять генезис многих историко-культурных явлений.

Ценный этнографический материал по исследуемой нами проблеме содержится в сборнике, подготовленном В.К Гардано-вым2. В сообщениях иностранных авторов XVII - ХГХ века: Дж. Белла3, Дж. А. Лонгворта4, Бларамберга5, Э.Д. Асколи6. Н. Витсена7, Т. Де Мариньи8, и др. имеются сведения о бьпе, культуре адыгского народа, в том числе о его танцевальной и песенно-музыкальной культуре.

1 Культурное строительство в Кабардино-Балкарии (1918-1941) Сборник документов
и материалов/ Сост В И Горбатовская, Л Б Татарокова, Д В Шабаев Нальчик, 1985
ТЇЇ

2 Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-ХГХ вв (далее
-АБКИЕА)/Сост ВКГарданов Нальчик, 1974

Белл Д Ж Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 nil АБКИЕА. Нальчик, 1974

4ЛонгвортДж А Год среди черкесов//АБКИЕА. Нальчик, 1974 3Бларамберг И Ф Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа//АБКИЕА. Нальчик, 1974 6 Асколи Э Д Описание Черного моря и Татарии//АБКИЕА Нальчик, 1974 ' Витсен Н Северная и Восточная Татария или сжатый очерк нескольких стран и народов//АБКИЕА Нальчик, 1974 1 Тебу де Мариньи Путешествия в Черкесию в 1818 году//АБКИЕА Нальчик, 1974

Среди источников по культуре и быту адыгов следует отметить и сборник, составленный Х.МКазановым1. В него вошли фрагменты из малоизвестных свидетельств европейских авторов об адыгах и публикаций, ставших библиографической редкостью.

Определенный интерес представляет книга Эдмонда Спен
сера2, опубликованная в форме двухтомного повествования в
письмах. Почти весь второй том посвящен черкесам. Основные
сведения "Путешествий" можно разделить на две группы - истори
ческие (связанные с Кавказской войной, историей заселения Север
ного Кавказа казаками) и антрополого-этнографические. Для нас
особый интерес представляют сведения антрополого-

этнографического характера, содержащие замечания Спенсера о семейном бьпе, хозяйстве, одежде, народной медицине, религии, танцевальной культуре и музыкальных инструментах адыгов.

Заслуживает особого внимания книга Т. Лапинского (Теф-фик-бея) "Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских"3. Автор - свидетель и очевидец событий, происходивших в Западной Черкесии в 1857-1859 годах. Книга Лапинского занимает заметное место в кавказоведческой литературе. В ней можно почерпнуть обширный материал, касающийся различных сфер жизни адыгов, сведения о культуре, в частности об институте джегуако и песенном искусстве.

Существенным вкладом в расширение источниковой базы этнографического исследования музыкальной культуры кабардинцев служит и фольклорный материал. Издан ряд работ, где он представлен достаточно широко4.

Важное значение имеют полевые этнографические материалы, собранные автором в 2001-2003 годах. Они были переработаны и обобщены по возрастным группам городского и сельского населения кабардинской национальности. Полевой материал собирался как пу-

Культура адыгов (По свидетельствам европейских авторов)/ Сост ХМ Казанов Нальчик, 1993

1 Спенсер Эдмонд. Путешествия в Черкесию, Крымскую Татарию и тд, включающая прогулку под парами вниз по Дунаю, из Вены в Константинополь и вокруг Черного моря//Предисловие, перевод и комментарии Н Нефляшевой Майкоп, 1994

3 Т Лапинский Горцы и их освободительная война против русских Нальчик, 1996

4 Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов/Под ред Е В Гиппиуса -М,
1980-1990 ТІ,ТП,ТШ,ч 1,ТШ,ч2 ТІ Песни и наигрыши, приуроченные к опреде
ленным обстоятельствам, 1980, ТИ Нартские пшинатли/Сост ВХБарагунов,
3 П Кардангушев 1981, Till 41 Героические величальные и плачевые песни/Сост
ВХБарагунов, 3 П Кардангушев 1986, ТШЧ2 Героические величальные и плаче
вые песни/ Сост В X Барагунов, З П Кардангушев 1990

тем опроса информантов, так и методом включенного наблюдения. Данные исследования позволили осветить множество деталей, связанных с современной культурой кабардинцев: с танцевальным этикетом во время проведения свадебных игрищ, с изменением отношения к профессиональной и самодеятельной хореографической и музыкальной культуре в динамике.

Историография проблемы. История развития музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев не стала объектом специального изучения в отечественной историографии, однако, отдельные ее аспекты в той или иной мере освещались в исторических и этнографических исследованиях. В ХК веке начали появляться работы российских авторов, дающие разнообразные и систематическое описание наиболее значительных народов, населяющих Северный Кавказ. С одной стороны, рост кавказоведческих знаний диктовался практической необходимостью, обусловленной российской экспансией на Кавказе; с другой стороны, уже с 20-х годов ХК века в русском обществе отмечается широкий интерес к Кавказу, интерес, который не был лишен налета романтизма1.

Существенным фактором, формировавшим общественное мнение в России, была Кавказская война. Часть общества видела в горцах врагов, не понимающих тех благ, которые несла им великая держава. Другая часть восхищалась самоотверженной борьбой за свободу. На фоне этих противоречивых тенденций формировалось русское кавказоведение и русские кавказоведы дореволюционного периода не могли избежать субъективного взгляда на развитие истории и этнографии Кавказа.

К концу XIX - началу XX века кавказоведение в России приобрело значительный размах и достигло немалых успехов. Различные стороны жизни адыгов широко и разнообразно представлены в трудах Л.Я. Люлье2, АФонвиля3, Н.Ф. Дубровина4 и других.

Как отмечал В.К. Гарданов, при наличии больших успехов в развитии кавказоведения в дореволюционной России, оно не обеспечивало научную разработку истории и этнографии народов этого самобытного, многонационального края. Происходило, в основном, описа-

1 Страницы отечественного кавказоведения/Отв. Ред. НТ.Волкова. М., 1992. С. 6.

1 Люлье Л.Я. Черкесия. Историко-этнографические статьи. Краснодар, 1927.

3 Фонвиль А. Последний год войны Черкесии за независимость 1863-1864/ Материалы

для истории черкесского народа. Вып.1. Нальчик, 1992.

* Дубровин Н. Черкесы (адыге)/Материалы для истории черкесского народа. Вып.1.

Нальчик, 1992.

ниє некоторых сторон хозяйства, быта и культуры народов Кавказа. Зачастую подобное описание было поверхностным, лишенным теоретических обобщений1. Накапливался преимущественно фактический материал - документальный, этнографический, археологический, но в то же время являющийся ценным источником для последующего исследования.

Адыгские просветители оставили заметный след в культуре адыгского народа. Среди просветителей первой половины XIX века следует отметить С. Хан-Гирея2, Ш.Б. Ногмова3, А.- Г. Кешева4. В трудах С. Хан-Гирея содержится обширный материал о танцевальной культуре адыгов, об институте джегуако.

Статьи А.-Г. Кешева "Характер адыгских песен", "О незаметном вымирании горских песен и преданий" и др. содержат разнообразные сведения о состоянии адыгской культуры в середине XIX века. Деятельность просветителей указанного периода совпала с разгаром, а затем и с затуханием Кавказской войны. Они были склонны к некоторой идеализации адыгской истории. Это, возможно, объясняется тем, что после завершения Кавказской войны они понимали, что постепенно рушатся устоявшиеся традиции, нивелируется самобытность народа.

Просветители конца XIX - начала XX века Т.П. Кашежев5 и К.-Г. Инатов6 описывали, в частности, музыкальный инструментарий адыгов, давали характеристику институту джегуако.

Разработка историко-этнографического прошлого народов Северо-Кавказского региона активизировалась в советский период. В 40-60-х годах исследованием этнографии и культуры адыгов занимались Т.Х. Кумыков', Л.П. Лавров8, Е.Н. Студенецкая . Новая волна ученых относится к 70-90-м годам. Историей и этнографией адыгов в этот

1 Гарданов В К Введение /АБКИЕА С 4

1 Хан-Гирей С Записки о Черкесии/ Вступит статья и подготовка текста к печати ВКГарданова, ГХМамбетова. Нальчик, 1992, Он же Черкесские предания/Сост РХХашхожева. Нальчик, 1980

3НогмовШ Б История адыхейского народа. Нальчик, 1982 4КешевА. Г (Каламбий) Запискичеркеса/Сост РХХашхожева Нальчик, 1988 s Кашежев ТП Свадебные обряды кабардинцев//Избранные произведения адыгских просветителей/Сост РХХашхожева Нальчик, 1980

6 Инатов К-Г Путевые заметки // Избранные произведения адыгских просветителей/ Сост РХХашхожева. Нальчик, 1980

' Кумыков ТХ Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX века Нальчик, 1991

* ЛавровЛИ Этнография Кавказа. Л, 1982, Он же Доисламские религиозные верования адыгов и кабардинцев//Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований М.1959

Студенецкая Ё Н Быт и культура кабардинского народа (XVIII-XIX в в )//Сборник статей по истории Кабарды Нальчик, 1947

период успешно занимались Р.ХГугов1, Г.Х Мамбетов2, А.И. Му-сукаев3, С.Х. Мафедзев4, Б.Х. Бгажноков5, К.Х Унежев6, З.М. Налоев7, ХИ. Хугуев . В монографии БХ. Бгажнокова "Черкесское игрище" автор ярко и образно изображает течение адыгэ джэгу, подробно останавливаясь на деталях. В предисловии к работе Бгажнокова Ш.Д. Инал - Ипа отмечает, что использование материала черкесских игрищ в практике эстетического и нравственного воспитания новых поколений адыгов и абхазов совершенно необходимо для его настоящего и будущего9. В монографии несколько глав посвящены танцам, танцевальному этикету, музыкальной культуре адыгов.

В статьях З.М. Налоева «О происхождении вольности джегуако», «Очистительная песня в адыгском фольклоре» и т.д. большое внимание уделяется становлению и развитию песенных жанров. Системный метод позволяет автору ставить проблему песни в аспекте авторской атрибуции и приводит к мало разработанной в науке теме института джегуако.

В работах Г.Х. Мамбетова «Из истории развития социалистической культуры Кабардино-Балкарии» и т.д. и Х.И. Хутуева «Становление и развитие социалистической культуры Кабардино-Балкарии» содержится ценный исторический и этнографический материал о танцевальной и музыкальной культуре кабардинцев, становлении и развитии профессио-

Тугов Р X Культурное строительство в Кабардино-Балкарии в первые годы социалистической реконструкции народного хозяйства СССР ( 1926-1929)//УЗ КЕНИИ Нальчик, 1959 TXV

гМамбетов ГХ Традиционная культура кабардинцев и балкарцев Нальчик, 1999, Из истории Кабардино-Балкарской государственной филармонии// Из истории развития социалистической культуры Кабардино-Балкарии Нальчик, 1987 'МусукаевАИ Как разрушали народные традиции//Живая старина 1993 №3 Мусукаев А И, Першиц Я И Народные традиции кабардинцев и балкарцев Нальчик, 1992

4 Мафедзев С X Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX - начале XX века Нальчик, 1979, Он же 0 народных играх адыгов Нальчик, 1988, Он же Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов Нальчик, 1991

5БгажноковБХ Черкесское игрище Нальчик, 1991, Он же Адыгский этикет Нальчик, 1978, Он же Адыгская этика. Нальчик, 2000 Унежев К X Феномен адыгской (черкесской) культуры Нальчик, 1997 'Налоев З М Из истории культуры адыгов Нальчик, 1978, Он же Этюды по истории культуры адыгов Нальчик, 1985

*Хутуев X И Становление и развитие социалистической культуры советской Кабардино-Балкарии Нальчик, 1984 'Бгажноков Б X Черкесское игрище Нальчик, 1991 С 4

нальной хореографии и музыкального искусства Кабардино-Балкарии.

В исследовании были использованы материалы газет Кабардино-Балкарии: "Кабардино-Балкарская правда", "Советская молодежь", "Газета Юга", "Горянка", содержащие обширный информативный материал и публикации аналитического характера1.

Существует ряд работ этно-культурологического, музыковедческого характера, которые содержат ценную информацию по исследуемой проблематике. Это работы Ш.С. Шу2, Х.Х. Мидова3, Т.К. Шейблера4, А.Н. Соколовой5, Х.Х. Хавпа-чева6, Б.С.Кагазежева7, Б. Г. Ашхотова8.

Ни одно исследование не может обойтись без прочного теоретического фундамента, который способствует более тщательному научному анализу конкретных этнографических проблем. В данном случае это работы общефилософского, культурологического, социологического плана, прослеживающие влияние социальных изменений на динамику культурных процессов. В исследовании философа и культуролога Б.С.Ерасова9 анализируются содержание и принципы духовной деятельности как важного компонента социальной регуляции. Новые методологические разработки представляют интерес для исследования роли и места духовной культуры в жизни этноса и

'Жерешгиев О. За самобытностыанцев//Кабардино-Балкарская правда. 1971. 3 марта; Думанишев А. «Кабардинка» - наша гордость и краса// Кабардино-Балкарская правда. 1997. 12 июня; Абидов А, Карданов Б. Прекрасный язык искусства// Кабардино-Балкарская правда. 1997. 27 апреля; Аппаева Ж. За кажцым номером - овации// Кабардино-Балкарская правда. 2000. 29 апреля; Печонов В. Покорили Анкару и Стамбул// Кабардино-Балкарская правда. 1997.21 мая.

2Шу Ш.С. Некоторые проблемы и задачи музыкального фольклора ады-гов//Музыкальный фольклор адыгов/ Под. ред. АМГадагатля, В.Г.Захарченко, АК.Нехай, Ш.СШу. Майкоп, 1988.

3 Мидов Х.Х. Кабардино-Балкарский государственный ансамбль песни и пляски;
Нальчик, 1995.

4 Шейблер Т.К. Из истории развития кабардинской музыки за годы Советской вла-
сти//Ученые записки КЕНИИ. Нальчик, 1947. Т. VI.

Соколова А.Н. Магомет Хагаудж и адыгская гармоника. Майкоп, 2000; Она же. Пхацич - адыгские трещотки. Майкоп, 2002; Она же. Из истории изучения инструментальной музыки адыгов//Музыкальный фольклор адыгов. Майкоп, 1988. 'Хавпачев Х.Х. Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1999; Он же. Сорок лет вдохновенного труда//Кабардино-Балкарское училище культуры и искусств. Нальчик, 1997.

'Кагазежев Б.С. Морфология адыгских народных инструментов // Культура и быт адыгов. Вып. VIII. Майкоп, 1991.

8Ашхотов Б.Г. Традиционная адыгская песня - плач гьыбзэ. Нальчик, 2002; Он же. Гъыбзэ в системе жанров адыгского фольклора//Вопросы Кабардино-Балкарского музыкознания. Нальчик, 2000. ' Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1998.

дают теоретическую основу для построения выводов на конкретном этнографическом материале.

В монографии Н.Н. Чебоксарова и НА Чебоксаровой1 рассматривается вопрос о роли культуры в теоретическом развитии человечества в современном научно-техническом и социальном прогрессе, о возникновении новых и сохранении традиционных культурных навыков, о превращении инновации в традицию. На примере песенно-музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев можно проследить динамику данных процессов.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы дать историко-этнографический анализ танцевальной и песенно-музыкальной культуры кабардинцев во второй половине XX века.

В соответствии с намеченной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

-исследовать процесс эволюции песенно-музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев к середине XX века;

-охарактеризовать развитие песенно-музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев с середины 40-х до конца 80-х годов в трех сферах бытования: профессиональной, самодеятельной, традиционной;

-определить степень влияния внешних и внутренних факторов на трансформационные изменения в танцевальной и песенно-музыкальной культуре кабардинцев с конца 80-х годов.

Научная новизна. Настоящая диссертация представляет собой первое комплексное историко-этнографическое исследование песенно-музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев в один из самых сложных и насыщенных этапов развития. В диссертационной работе поднимается ряд вопросов, который не затрагивался ранее, особенно это касается современного состояния песенно-музыкальной и танцевальной культуры кабардинцев и тенденций их трансформации. Новизна также заключается в том, 'что в научный оборот вводится ряд архивных документов и материалов, данные полевых исследований.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что она может бьпь использована в изучении истории и культуры кабардинцев, в образовательных учреждениях Северного Кавказа и создании обобщающих работ по истории народов Северного Кавказа.

1 Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М, 1971. 12

Апробация работы. Основные положения работы изложены в выступлениях на всероссийской (Нальчик, 2003 г.) конференции и республиканских (Нальчик, 2003, 2004 г.г.) научно-практических конференциях, статьях в Вестнике КБИГИ и в журнале «Ошхамахо».

Структура диссертации. Поставленные в работе цели и задачи определили структуру настоящего исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы. Прилагается также список информаторов.

Подобные работы
Сабанчиева Любовь Хабижевна
Гендерные отношения в традиционной культуре кабардинцев : Вторая половина XVI - 60-е годы XIX века
Селезнева Ирина Александровна
Традиционное хозяйство тарских татар, вторая половина XIX - начало XX века
Галимова Лилия Надиповна
Симбирское купечество во второй половине XIX - начале XX века
Смирнова Ярослава Сергеевна
Семья и семейный быт народов Северного Кавказа во второй половине XIX-XX века (опыт этнорегионального исследования)
Рыбалко Андрей Александрович
Традиционная архитектура оренбургских казаков : вторая половина XIX - начало XX века
Болурова Аминат Ниязбиевна
Семейно-бытовая культура карачаевцев в XIX - начале XX века : трансформация нормативной системы
Кушхов Хусейн Сагидович
Общественный быт кабардинцев во второй половине XIX - начале XX в.
Абдуллаев Ибадулла Несретдинович
Хозяйственно-культурные формы у табасаранцев в XIX - начале XX века
Якунчева Марина Геннадьевна
Система и этикет питания мордвы конца XIX - начала XX века
Гамзатова Айшат Шамиловна
Гостеприимство и куначество у горцев Центрального и Западного Дагестана в XIX - начале XX века

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net