Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Гучева Анджела Вячеславовна. Национальная гармоника в традиционной музыкальной культуре адыгов второй половины XIX-конца XX в. в. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 : Нальчик, 2004 243 c. РГБ ОД, 61:04-7/1128

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I Исторические предпосылки появления

и распространения гармоники у адыгов 11

1Л К вопросу о первых исследованиях музыкального

фольклора адыгов 11

1.2 К истории появления и распространения

гармоники у адыгов 31

13 Обмер и описание гармоник 52

  1. Ареал распространения гармоники 71

  2. Технология изготовления гармоники 75

Глава П Народные исполнительские традиции 113

2.1 Инструментальная традиция исполнительства

у адыгов 113

  1. Традиция женского исполнительства на гармонике 123

  2. Традиция мужского исполнительства на гармонике 142

  3. Исполнительский репертуар и формы исполнительства 159

Заключение 185

Библиография 190

Список сокращений 211

Терминологический словарь деталей гармоники 212

Карта распространения гармоники у адыгских народов 215

Фотоиллюстрации 218

Введение к работе:

Актуальность работы. Адыгская музыкальная культура - наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Инструментальная музыка и традиционные музыкальные инструменты представляют собой богатейший пласт духовной культуры адыгского народа. Инструментальная музыкальная культура составляет огромный массив в музыкальной традиции адыгов. Ее изучение началось сравнительно недавно. Постоянные поиск и систематизация песенно-инструментального творчества адыгов начались с 40-х годов XX столетия. Уже первые материалы показали, что речь идет об этносе, который, несмотря на многовековую сопредельность с другими этно-музьткальными культурными группами^ сумел сохраниться и не раствориться во множестве этнических групп Северного Кавказа.

Народные инструменты и инструментальная музыка являются важным компонентом в культурном наследии адыгов. Развиваясь в тесной связи с другими видами народного творчества, они отражают самобытность национальной культуры, ее исторические связи. У каждого народа сложились определенный состав инструментария, тип исполнительства, традиции изготовления и условия бытования музыкальных инструментов.

Насущность исследования гармоники в контексте традиционной инструментальной музыкальной культуры адыгов в значительной степени обусловлена угасанием адыгской музыкальной традиции. Социально-политические и экономические условия развития общества привели к исчезновению из музыкального быта многих музыкальных инструментов, утрате обрядовых пластов инструментального фольклора, смещению жанровой системы. Несмотря на эти процессы, инструментальная музыка занимает приоритетное положение в музыкальной культуре адыгских наро-

дов. Необходимость исследования инструментальной музыки и искусства

исполнительства на гармонике определяется научным и художественным интересом к ним как неотъемлемой части традиционной культуры, проливающей свет на многие аспекты истории и духовной культуры адыгов, А между тем народное инструментальное искусство, как и его носители, неумолимо уходят из жизни, унося с собой традиции исполнительства, « секреты» изготовления инструментов и музыкальную память поколений.

Традиционная инструментальная музыка является одной из доминант адыгской культуры. Гармоника - важнейшее средство сохранения и передачи исполнительских инструментальных традиций адыгов. Инструментальная музыка адыгов была объектом пристального внимания многих поколений исследователей, вызывая постоянный интерес этнографов, фольклористов. Но, несмотря на их постоянный поиск нового в культуре адыгов, инструментальная традиция исполнительства на гармонике во всей своей полноте не стала объектом специального исследования.

Актуальность темы настоящей диссертации связана также с отставанием адыгской музыкальной фольклористики, особенно исследования вопросов инструментальной музыки адыгов от других областей науки. .Если история, археология, этнография характеризуются значительными достижениями и открытиями, получившими глубокое и всестороннее отражение в работах ученых, то в фольклористике преобладает тенденция к собиранию, накоплению и публикации материала. Теоретическое осмысление самобытной традиционной музыкальной культуры и адыгской гармоники с ее инструментальной традицией еще только начинается. В силу того, что гармоника никогда не была объектом пристального внимания и не рассматривалась как целостное явление в традиционной адыгской музыкальной культуре, на данном этапе представляется актуальным ее рассмотрение в структуре всей традиционной культуры адыгов и включение имеющихся знаний об адыгской национальной гармонике и об исполните-

лях в комплекс уже имеющихся знаний, так как монографические исследования по данной проблематике отсутствуют.

Особое место в пространстве инструментальной культуры адыгов было отведено в исторической акцентуации на звуковой идеал и стимулирующий фактор нового мышления, которым явилась гармоника как новая форма реализации традиции. На момент появления гармоники наблюдается спад во многих областях функционирования музыкальной культуры адыгов, включая и инструментальную традицию. С одной стороны, гармоника способствовала сохранению существовавшей исполнительской традиции, стимулируя созидательные процессы во многих областях функционирования инструментальной культуры. С другой стороны, она стала вытеснять традиционный инструментарий, разрушая устоявшиеся нормы функционирования музыкальных текстов.

Гармоника массированно вторгается в духовный быт адыгского.народа со второй половины XIX века. За более чем 150-летнее существование гармоники в культуре адыгов исторически сформировался обпшрный репертуар гармонистов во всем разнообразии форм и жанров, который ставит еще один не исследованный вопрос - совмещение устоявшейся исполнительской традиции инструментов, предшествовавших гармонике, и их воздействие на формирование исполнительского стиля гармонистов. Изучение гармоники как инструмента адыгской музыки, ее роли и места в традиционной и современной музыкальной культур6 составляет комплексную проблему нашего исследования. Исследование данной проблемы, осуществляемое впервые, является особенно актуальным для сохранения и развития значительной части традиционной и современной народной инструментальной культуры.

В настоящее время все больше ощущается несоответствие между широким применением гармоники в быту и массовых художественно-музыкальных мероприятиях, с одной стороны, и полным отсутствием спе-

циальных исследований этого явления - с другой. В связи с этим междисциплинарное комплексное изучение данного феномена традиционной культуры как нельзя более актуально и для адыговедения, и для этному-зыкологии в целом. Настоящая работа выполнена в русле современных исследований, представляющих активно развивающееся этноинструмен-товедение, которое разрабатывает новые методы исследования, поднимая новые проблемы, в том числе, связанные с гармоникой в контексте традиционной и инструментальной культуры. Данное исследование является результатом применения новых методов к конкретному национальному материалу, связанным с исследованием искусства адыгских гармонистов в системе народной инструментальной музыки, и вводит в научный обиход новый для этноинструментоведения пласт народной культуры.

Объектом диссертационного исследования является национальная гармоника и исполнительские традиции адыгских народов II половины Х1Х-конца XX вв.

Цели и задачи исследования. Основной целью данного исследования является рассмотрение гармоники в контексте традиционной инструментальной культуры и исполнителей на гармонике как носителей и хранителей адыгской инструментальной традиции. Дня достижения выдвинутой цели предполагается решение следующих задач:

рассмотреть исторические предпосылки появления и распространения гармоник в среде адыгов;

осуществить систематизацию и периодизацию исторических, морфологи ческих,эргологических и биографических данных, касающихся адыгской гармоники и исполнителей на ней;

проследить основные тенденции развития исполнительской традиции на разных исполнительских стилевых особенностях;

- исследовать социальный институт музыканта — формы и функции;

показать деятельность народных мастеров - изготовителей гармоник;

выявить особенности гармонного исполнительства;

рассмотреть репертуар, жанровую специфику и классификацию народных гармошечных наигрышей;

определить основные пути развития исполнительской традиции на гармонике и их активизации в передаче традиций.

В соответствии с современными методами научного исследования и наметившейся актуальной проблематикой особый интерес вызывает Кавказ, что стимулирует изучение культуры народов, издавна его населяющего. В ходе экономической и культурной интеграции всех сфер современной жизни адыгов общество высказывает опасения, связанные с возможной утратой культурной и этнической идентичности. Сложившаяся веками традиционная система ценностей, способов коммуникации и трансляции накопленного опыта - важные аспекты изучения этноса.

Географические рамки диссертации определяются территорией в границах современной Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Моздокского района Северной Осетии - Алания, Причерноморской Шапсугии и Успенского района Краснодарского края.

Хронологические рамки исследования определяются поставленными целями и задачами и охватывают период со II половины XIX до конца ХХвв,

Историография проблемы. К одним из первых историко-этногра-фических исследований традиционной культуры адыгов относятся труды ученых С. Хан-Гирея, Щ Ногмова, К. Атажукина, Т. Кашежева, А.-Ґ. Ке-шева (Каламбия).

На отдельные стороны музыкальной культуры народов Северного Кавказа обращали внимание и русские ученые, исследователи, путешественники, журналисты В. Васильков, А. Дьячков-Тарасов, Н. Дубровин,

Л. Люлье, В. Потто, Н. Нечаев, К. Сталь, П- Свиньин, Л. Лопатинский, Ф. Торнау, П. Услар.

Изучением музыкальной культуры горских народов занимались в наше время такие музыкальные деятели и композиторы, как М.Ф. Гнесин, А.Ф. Гребнев, Г.М. Концевич, К.Е, Мацютин, АЛ. Митрофанов, А.И. Ра-хаев, СИ. Танеев, Т.К. Шейблер и другие.

Необходимо отметить содержательные работы С.Ш. Аутлевой, Б.Г. Ашхотова, A.M. Гадагатля, Л.Г. Канчавели, Б.С. Кагазежева, З.П. Кардангушева, Б.В. Кардановой, З.М. Налоева, Р.Х. Пшизовой, А.Н. Соколовой, И.М. Хашбы, Ф.И. Цолоевой, Г.К. Чича, А.Т. Шортанова, Ш.С. Шу.

При изучении историко-этнографических основ культуры и быта автор опирается на труды историков-этнографов С.А. Арутюнова, А.И. Алиевой, Ю.Д. Анчабадзе, Ю.В. Бромлея, Б.Х. Бгалшокова, В.К. Гардано-ва, М.Н. Губогло, Х.М. Думанова, Ш.Д. Инал-Ипа, М.О. Косвена, Е.И. Крупнова, И.Х. Калмыкова, Л.И. Лаврова, Г.Х. Мамбетова, С.Х. Мафедзе-ва, М.А. Меретукова, А.И. Мусукаева, Г.А. Сергеевой, Я.С. Смирновой, Г.В. Смыр, С.А. Токарева.

Источниковедческой базой исследования явились традиционные музыкальные инструменты пшинэ, сохранившиеся в практике до наших дней, а также существующие только как музейные экспонаты.

В работе использованы опубликованные сборники научных трудов Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук, Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований, Кабардино-Балкарского республиканского института гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН, Карачаево-Черкесского республиканского института гуманитарных исследований, материалы местной перио-

дической печати, журналов, общей и специальной литературы по вопросам истории, этнографии и культуры народов России.

Большое значение для данного исследования имеют полевые этнографические материалы, собранные автором у адыгских народов в течение с 1993г. по 2004 г. При разработке темы широко использовались коллекция звукозаписей и бесед с информантами, хранящаяся в личном архиве автора, а также фондовые материалы гостелерадиокомпании КБР, Республики Адыгея, Центрального государственного архива КБР, рукопись книги "Народная инструментальная музыка адыгов (черкесов)" (составители З.П. Кардангушев и А.В. Гучева).

Определённую помощь в освещении ряда вопросов исследования оказали встречи и беседы с народными мастерами-изготовителями и исполнителями на гармонике, руководителями инструментальных ансамблей, учреждений культуры.

В работе использованы материалы и документы музеев: фонды Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.ИХлинки, музея этнографии и антропологии им, Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук.

Методологическую основу исследования составляют теоретические достижения современной этнографической науки. В работе использованы общенаучные методы исследования: историко-сравнительный, аналитический.

Научная новизна. Настоящая диссертация является первой монографической работой в адыговедении, в которой предметом специального исследования стала национальная гармоника в традиционной музыкальной культуре адыгских народов. В диссертации впервые рассматривается технология изготовления гармоники местными мастерами, жанровая

классификация традиционных наигрышей, народные исполнительские традиции: женское и мужское исполнительство на гармонике.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что она может быть использована в процессе изучения истории и культуры адыгских народов, при написании соответствующих разделов по традиционной инструментальной культуре. Материалы диссертации могут использоваться при разработке спецкурсов и спецсеминаров историко-этнографической направленности, а также в работе кружков по изготовлению народных инструментов.

Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий'1 (Нальчик, 2001); Ш конференции молодых ученых (Нальчик, 2002); Всероссийской научно-практической конференции "Музыка и танец: вопросы взаимодействия" (Майкоп, 2003); Международной научной конференции, посвященной 80 - летию 3. И. Керашевой "Актуальные проблемы общей и адыгской филологии" (Майкоп,2003); Первой Международной конференции "Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры" (Нальчик, 2004); Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Перспектива - 2004" (Нальчик, 2004).

Полученные в ходе исследования результаты публиковались в научном журнале "Вестник КБИГИ" (Нальчик, 2003. №10), сборнике научных трудов по проблемам традиционной культуры и быта адыгов. По теме исследования опубликовано 8 статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, библиографии и приложения. Приложение содержит: 1) терминологический словарь деталей гармоники; 2) карту распространения гармоники у адыгских народов; 3) фотоиллюстрации.

Подобные работы
Артемьева Оксана Николаевна
Человеческое тело в традиционных представлениях русских Среднего Прииртышья конца XIX - первой половины XX в.
Анисимова Елена Юрьевна
Кустарные промыслы Симбирского-Ульяновского Поволжья конца XIX - второй половины XX в.
Коломиец Оксана Петровна
Свадебная обрядность татар Среднего Прииртышья (Конец XIX - XX вв.)
Аршба Стелла Грантовна
Народная медицина абхазов :Конец XIX - XX вв.
Похабов Валерий Филиппович
Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв.
Гомбожапов Арсалан Гармазадиевич
Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце XIX - XX вв. (Истоки и инновации)
Турьинская Христина Михайловна
Развитие этнографического музейного дела в России в конце XIX - начале XX вв.
Чухина Анастасия Александровна
Локальные варианты семейной обрядности Архангельского Севера в конце XIX - начале XX вв.
Нестер Александра Теодоровна
Народное ткачество Украинского Полесья (конца XIX - начала XX вв.)
Фадеева Ольга Евгеньевна
Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net