Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Аршба Стелла Грантовна. Народная медицина абхазов :Конец XIX - XX вв. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 : М., 2005 155 c. РГБ ОД, 61:05-7/998

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Народная медицина в комплексе рациональных знаний абхазов 10

§1. Фитотерапия в практике народной медицины 10

§2. Лекарственные средства животного происхождения 35

§3. Лекарственные средства минерального происхождения 52

§4. Хирургия (лечение ран, переломов, вывихов) 56

§5. Бальнеолечение и климатотерапия 59

§6. Диетология 61

§7. Гигиена и косметика 63

§8. Ветеринария 65

Глава П. Народная медицина в системе религиозно-магической обрядности абхазов 68

§ 1. Представления о магических причинах болезней 68

§2. Сакральные олицетворения болезней 71

§3. Магия в практике народной медицины 83

§4. Анимо-фетишистские аспекты народной медицины 105

§5. Музыка и танцы в народных методах лечения абхазов 110

§6. Приметы, связанные с болезнями 115

Глава III. Народная медицина в социальной структуре абхазского этноса 116

Заключение 131

Литература 135

Приложения:

1. Лекарственная флора Абхазии 143

2. Русско-абхазский словарь медицинских терминов 147

3. Названия болезней животных 152

4. Народная медицина в абхазском фольклоре 153 

Введение к работе:

Диссертационная работа посвящена проблемам этнографического изучения народной медицины абхазов с конца XIX века до наших дней.

При историко-этнографическом изучении народной медицины народов мира следует учитывать, что ее истоки уходят в древнейшую историю человечества. Современной этологии хорошо известно об умении высших позвоночных заниматься «самолечением»: раненые особи зализывают кровоточащие раны, в случае ожогов пораженные места доступными способами охлаждаются и т.д. Исходя из этого, можно предположить, что рефлекторные навыки и приемы лечебных действий входили в тот арсенал знаний, который сопутствовал человеку уже на самых ранних стадиях антропосоциогенеза. С дальнейшей эволюцией процесса сапиентации лечебные навыки усложнялись и к эпохе верхнего палеолита достигли весьма высокого уровня. Во всяком случае, первобытной археологией зафиксированы случаи прижизненного вмешательства с лечебными целями в деятельность человеческого организма, вплоть до операций по трепанации черепа.

Народный опыт стал основой для зарождения научной медицины. Последняя еще долгое время была тесно связана с традиционными представлениями и методами врачевания. Однако постепенная сциентизация эмпирических данных, их последующее накопление, развитие и обобщение способствовали окончательному отрыву профессиональной медицины и ее оформлению в качестве самостоятельной сферы научного знания и практики. Это ознаменовало величайший рубеж в социально-культурной истории человечества, стало одним из факторов его прогрессивного демографического развития.

Одновременно наметился и все более углублялся разрыв между социально-культурными сферами функционирования научной медицины и народного врачевательства. Последнее оттеснялось на периферию социальной практики, что порой осуществлялось насильственными методами, включавшими в себя административные гонения, уголовное преследование, идеологическую дискредитацию и т.д. Тем не менее народная медицина продолжала функционировать.

Более того, нельзя не согласиться с мнением Ю.В.Бромлея и А.А.Воронова о том, что «народная медицина, как и любой другой вид народных знаний, представляет собой неотъемлемую часть культуры каждого народа, в том числе его духовной культуры» [Бромлей, Воронов, 1976, с.З].

Между тем изучение духовной культуры всегда было актуальной задачей этнографической науки. Столь же актуальным было и изучение народной медицины как важного компонента духовного бытия этноса. Значительный импульс для развития этого направления был дан на состоявшейся в Ленинграде в 1975 году Всесоюзной научной конференции этнографов и антропологов, которая была специально посвящена итогам полевых исследований в области народной медицины. Думается, что итоговые рекомендации конференции, призвавшей интенсифицировать исследования этой сферы духовной культуры, и сегодня не потеряли своей актуальности, хотя следует признать, что уровень разработки проблемы не соответствовал ее научной значимости и практической актуальности.

Это стало очевидным в последние десятилетия, когда практическая значимость научного изучения и объективной оценки традиционной медицины особенно актуализировалась. Данное обстоятельство связано с рядом причин. С одной стороны в настоящее время мы наблюдаем возросший интерес к народным методам врачевания со стороны профессиональной медицины, представители которой не отрицают наличия многих положительных достижений в многовековом опыте народного целительства. Отсюда нынешний период можно охарактеризовать как время сотрудничества двух сфер медицины, которое осуществляется в соответствующих пределах реальной врачебной практики.

С другой стороны, к методам народной медицины резко возрос и широкий общественный интерес. Это прямое следствие ряда социально-экономических причин, в ряду которых можно назвать подорожание лекарств, общее загрязнение окружающей среды, возросшее число аллергических заболеваний, являющихся следствием употребления лекарственных средств химического происхождения и др. Интересен и тот факт, что в экстремальных социальных ситуациях народная медицина может возрождаться. Пример тому - период абхазо-грузинской войны 1992 - 1993 гг., когда в случае отсутствия на фронтах военно-медицинской службы многие прибегали к лечению методами народной медицины.

Актуальность данной проблемы заключается также и в том, что этнографическое исследование народной медицины вместе с чисто практическим значением содержит в себе и теоретические аспекты. В настоящее время, когда в этнографической науке широко развернулись работы по изучению и анализу понятия этноса, а также его важнейших и основных признаков, на передний план выдвинуто исследование проблем этнического своеобразия и специфики того или иного народа. Вместе с другими элементами культуры и быта народная медицина оказалась одной из важнейших сфер, в которой широко проявились специфические признаки, отражающие этническое своеобразие народа. В частности, имеются в виду накопленные прошлым культурным творчеством народа проверенные и сопоставленные на практике многими поколениями людей позитивные эмпирические знания.

В кавказоведении интересующая нас тема изучалась главным образом на грузинском и северокавказском материале; по абхазам же специальные исследования на эту тему отсутствуют. В связи с этим исследование народной медицины абхазов представляется важным и актуальным.

Актуальность исследования данной проблемы на абхазском материале определяется также и тем, что в результате социально-экономических и культурных преобразований в Абхазии методы народной медицины претерпели значительные изменения. Целый ряд традиционных черт, связанных с врачеванием, в ближайшие годы исчезнет и может оказаться потерянным для науки, если их вовремя не зафиксировать.

Цели и задачи исследования

Целью представленной диссертационной работы является описание и анализ оригинальных форм и методов абхазской народной медицины. Достижения народной медицины позволяют выявить как особенности быта и культуры Абхазии, так и общеабхазский характер и сущность, а также специфическое региональное своеобразие.

В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

выявить основные черты народной медицины абхазского народа;

охарактеризовать особенности медицинской культуры абхазов;

дать описание врачебных средств и приемов, используемых при лечении различных болезней;

- выявить взаимосвязь абхазской народной медицины с другими компонентами традиционно-бытовой и духовной культуры;

- провести сравнительные параллели между врачебной практикой абхазов и некоторых народов Кавказа.

Народные медицинские знания абхазов и многих кавказских народов имеют сходные черты в области применения тех или иных средств лечения. Вместе с тем порой встречаются как существенные, так и незначительные различия в специфике их употребления. Все это создает возможность для сравнительного изучения этих материалов, выявления в общем виде некоторых направлений этнокультурных связей абхазов и других народов Кавказа.

Хронологические рамки исследования Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с конца XIX века до наших дней. Этот период дает возможность наглядно представить специфику бытования народной медицины в системе этнической культуры абхазов, реконструировать наиболее значимые ее элементы, проследить характер изменений социально-культурных функций данной сферы культуры.

К концу XIX века многие традиционные институты бытовой культуры, в том числе и народная медицина, в результате целого ряда политических и социально-экономических преобразований подверглись трансформации. Значительные изменения были связаны с происходившими в начале XX века в России историческими событиями. Однако многие элементы традиционно-бытовой культуры абхазов сохранились и до наших дней, что позволяет зафиксировать также современное состояние народной медицины абхазов, используя оригинальный полевой материал, собранный автором в ходе полевых экспедиций.

Научная новизна и значимость исследования

Настоящая работа представляет собой первую в абхазоведении попытку комплексного и обобщенного освещения такой важной сферы духовной культуры абхазов, как народная медицина. В работе опровергнуто бытовавшее мнение о практически полном исчезновении народной врачебной практики среди абхазов. Впервые обращено внимание на ряд аспектов (религиозных, нормативных, социальных) традиционного и современного быта абхазов, связанных с практикой народной медицины.

В работе по возможности подробно и детально описаны средства и методы лечения, применяемые в абхазской народной медицине.

Изучение народной медицины в историко-этнографическом плане имеет важное теоретическое и практическое значение. Углубленное знание народных традиций врачевания дает возможность использовать их в наше время, так как накопленный богатый опыт народной медицины продолжает развиваться. Результаты применения традиционных народных методов лечения в ряде случаев свидетельствуют о большой их эффективности.

Поскольку опыт традиционной медицины может служить источником полезной информации для научной медицины, то материалы данного исследования также могут иметь соответствующее практическое значение.

Методологические приемы, использованные автором, являются традиционными для отечественной школы этнологии. Автором был использован, прежде всего, метод историзма, который позволил представить исследуемый объект не в статике, а в эволюционной динамике на протяжении рассматриваемого хронологического периода.

Автором был также применен метод кросскультурного анализа материала. Были привлечены и сопоставительно рассмотрены данные по народно-медицинской практике у региональных соседей абхазов — грузин, абазин, адыгов, осетин, вайнахов, народов Дагестана, а также извлеченные из литературных источников материалы по ряду других народов мира.

Источниковедческая база исследования

Представленная диссертационная работа написана, главным образом, на основе оригинального полевого материала, который был собран автором во время поездок в Абхазию в период с 2001 по 2003 год. Полевые исследования проводились в пяти районах: Очамчирском, Ткуарчалском, Сухумском, Гудаутском, Гагрском и затрагивали как сельское, так и городское население. Сбор материала проводился главным образом путем опроса пожилых женщин и мужчин, хорошо знающих приемы народного врачевания. Опрос велся в форме индивидуальных бесед.

При составлении вопросника автором была использована программа по сбору сведений о народной медицине, составленная Г.Ф.Чурсиным [Чурсин, 1929]. Несмотря на значительный период времени, прошедший с момента опубликования программы, она не потеряла своего операционального значения, благодаря полноте, детализированности и широте охвата возможных направлений получения информации. В ходе полевых работ программа дополнялась вопросами автора, отразившими абхазскую специфику собираемого материала.

Также были использованы предоставленные автору полевые материалы из личного архива А.А.Аншба, собранные им в 1963-1980 годах. Привлечение более ранних полевых данных позволило реконструировать некоторые элементы народной медицины утраченные сегодня.

С этой точки зрения важными оказались материалы, выявленные в архивных и рукописных фондах институтов Академии наук Абхазии. Так, в архиве Института гуманитарных исследований были использованы фолыслорно-этнографические материалы, собранные Ш.Д.Инал-ипа; материалы комплексной экспедиции в Гагрском, Гудаутском и Сухумском районах, собранные Г.В.Смыр; его же фольклорно-этнографические материалы, собранные в 1972 году; а также неопубликованные работы И.А.Аджинджал.

Часть неопубликованных работ И.А.Аджинджал была изучена в рукописном отделе Абхазского государственного музея.

В архиве Института ботаники были выявлены работы А.А.Колаковского и В.С.Ябровой, которые долгие годы плодотворно занимались изучением лекарственной флоры Абхазии. Научные материалы этих двух видных ученых-ботаников явились серьезным пополнением сведений, полученных при полевых сборах.

К исследованию были привлечены материалы периодической печати: годовые подшивки газет «Голос трудовой Абхазии», «Заря Востока» и «Советская Абхазия» за время их существования. В ряде статей, заметок, корреспонденции содержалась интересная информация, которая была проанализирована и нашла отражение в работе, в частности данные о конкретных формах функционирования народно-медицинской практики, ее социальных аспектах, взаимоотношении с официальной властью, которые зачастую принимали формы «борьбы со знахарством», идеологической дискредитации и т.д.

Историография проблемы

Как уже отмечалось, специальных работ монографического характера по указанной теме нет. Однако некоторые вопросы, связанные с отдельными сторонами врачевания у абхазов, нашли освещение в абхазоведческой литературе.

Одним из первых исследователей, обратившихся к изучению нашей темы, был И.Шабловский. Составив большой список лекарственных веществ, употребляющихся в Абхазии и Самурзакани, он подробно описывал признаки и свойства каждого растительного средства, принадлежность их к тому или иному семейству, приводил большей частью абхазские и мегрельские их названия, а для некоторых и картвельские. Вторая глава его работы посвящена описанию способов лечения разных болезней. За свою работу доктор И.Шабловский получил Миримановскую премию за разработку проблемы на тему: «Обозрение употребительнейших народных средств и лечений в какой-либо местности или среди какой-либо народности на Кавказе» [Шабловский, 1886].

Дореволюционные сообщения по интересующей нас теме встречаются в этнографических работах Н.Джанашия: «Религиозные верования абхазов», «Абхазский культ и быт», «Статьи по этнографии Абхазии» [Джанашия, 1915; 1916; 1960]. Для нас интерес представляет статья «Религиозные верования абхазов», где имеется описание обряда, связанного с лечением оспы, записанного автором еще в 1914 году в с.Джгерда.

Заслуживает внимания труд известного этнографа-кавказоведа Г.Ф.Чурсина «Материалы по этнографии Абхазии», где освещаются и вопросы народной медицины абхазов. Некоторые сведения о народной медицине абхазов даются им в небольшом разделе: «Знахарство и народное врачевание». В этом разделе Г.Ф.Чурсин в частности сообщает о магическом приеме протаскивания больного под выступающими над землею корнями орехового дерева, применявшегося при коклюше и кори; о молении «царице земли» при некоторых заболеваниях; о зажигании огня во время эпидемий и т.д. [Чурсин, 1957].

Вопросы народной медицины изучал Ш.Д.Инал-ипа, который посвятил им специальный раздел в своем монографическом исследовании об абхазах [Инал-ипа, 1960]. Не давая четкой классификации, автор тем не менее впервые разделил рациональные и магические приемы врачевания, описав в последнем случае ряд заговоров, молений, обрядовых жертвоприношений, хотя и в данном случае без детализированного анализа и классификации, что, впрочем, и не входило в задачу автора. Касаясь рациональных методов врачевания, Ш.Д.Инал-ипа сообщает об употреблении в народной медицине абхазами значительного числа лекарственных растений; об успешном лечении многих заболеваний, в частности вывихов, переломов костей, чесотки, укусов собаки, «сибирской язвы»; об использовании крови для прекращения кровотечения.

Особо следует выделить работу С.А.Дбар «Обычаи и обряды детского цикла у абхазов» [Дбар, 2000]. Основу этого исследования составляют этнографические материалы, собранные автором в 1982-1985гг. в Гудаутском, Очамчирском и Гагрском районах Абхазии. В этой работе на основе полевых материалов автор рассматривает некоторые вопросы интересующей нас проблемы. В частности, С.А.Дбар описывает обычаи и обряды, связанные с охраной здоровья детей и лечением детских болезней, что, в свою очередь, является составной частью народной медицины абхазов.

При написании диссертации автором были использованы также отрывочные сведения по народной ветеринарии абхазов, опубликованные в статьях Ц.Н.Бжания «Из истории хозяйства и культуры абхазов» [Бжания, 1973] и В.Е.Кварчия «Животноводческая (пастушеская) лексика в абхазском языке» [Кварчия, 1981].

Ряд публикаций посвящен использованию абхазами лекарственных растений для лечения различных заболеваний: М.Т.Бгажба «Растительные ресурсы Абхазии и их использование»; М.Т.Бгажба «Местные лекарственные растения»; Д.К.Гицба «Некоторые лекарственные растения народной медицины Абхазии»; С.М.Читанава «Об абхазских названиях растений»; З.И.Адзинба. Т.Г.Алания «Лекарственные растения флоры Абхазии» [Бгажба, 1964; Гицба, 1966; Читанава, 1989; Адзинба, Алания, 2001].

Кросс-культурные аспекты темы обусловили необходимость обращения прежде всего к обширной кавказоведческой литературе. В работах Л.Т.Соловьевой, Н.Р.Миндадзе, Б.Х.Рачвелишвили, А.О.Яшвили, Л.В.Беселия обобщен значительный материал по народной медицине грузин, и это позволило выявить важные историко-культурные параллели между абхазами и их ближайшими восточными соседями (мегрелами, сванами, картвелами). Важные параллели были отмечены между абхазами и абазинами [работы Л.З.Кунижевой], адыгами [Г.Г.Тхагапсова, Н.Жардецкая, И.Х.Калмыков, Х.А.Хабекирова], карачаевцами [М.Дж.Каракетов, Л.Х.Боташева], азербайджанцами [И.А.Геджиев, И.И.Эфендиев] и др. Программная статья Ю.В.Бромлея и А.А.Воронова «Народная медицина как предмет этнографических исследований» стала важным вкладом в теоретико-методологическое осмысление проблемы. Высказанные авторами идеи способствовали вычленению предмета и объекта настоящего исследования, определили основные направления собирательской деятельности, описательные и аналитико-классификационные подходы к выявленному материалу.

Как было сказано, народная медицина является одной из важнейших сфер, в которой широко проявились специфические признаки, отражающие этническую индивидуальность народа. Будучи частью традиционной культуры, народная медицина охватывает ее гуманитарные сферы, являя собой яркий пример, с одной стороны, рационального знания, с другой - религиозно-магических практик, сформированных специфическими особенностями традиционных элементов духовной культуры конкретного социума.

В соответствии с этим наш материал по народной медицине абхазов сгруппирован по главам, в которых последовательно рассмотрены рациональные приемы врачевания; их религиозно-магическое содержание, а также место изучаемого феномена народной культуры в социальной системе абхазского этноса.

Подобные работы
Волохина Ирина Валерьевна
Народная медицина русских Омского Прииртышья конца XIX-XX вв.
Зайцева Елена Николаевна
Народная медицина удмуртов в конце XIX - первой трети XX вв.
Коломиец Оксана Петровна
Свадебная обрядность татар Среднего Прииртышья (Конец XIX - XX вв.)
Гучева Анджела Вячеславовна
Национальная гармоника в традиционной музыкальной культуре адыгов второй половины XIX-конца XX в. в.
Похабов Валерий Филиппович
Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв.
Гомбожапов Арсалан Гармазадиевич
Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце XIX - XX вв. (Истоки и инновации)
Чухина Анастасия Александровна
Локальные варианты семейной обрядности Архангельского Севера в конце XIX - начале XX вв.
Нестер Александра Теодоровна
Народное ткачество Украинского Полесья (конца XIX - начала XX вв.)
Фадеева Ольга Евгеньевна
Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.)
Гаер Евдокия Александровна
Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX - начале XX в. (к проблеме устойчивости и развития традиций)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net