Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Биологические науки
Биофизика

Диссертационная работа:

Миронова Наталия Александровна. Углубление восприятия образа-персонажа эпического произведения в условиях взаимодействия литературы и живописи, 5 - 7 классы средней школы : Дис. ... канд. пед. наук : 03.00.02 : Москва, 2001 162 c. РГБ ОД, 61:02-13/57-2

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В АСПЕКТЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖИВОПИСИ 11

  1. Природа художественного образа 11

  2. Особенности взаимодействия литературы и живописи 23

ГЛАВА II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ШКОЛЬНОМ
ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ 55

2.1. Исследование проблемы восприятия художественного образа

в психологии 55

  1. Проблема восприятия художественного образа в методической науке. Анализ констатирующего эксперимента 74

  2. Интегрированный урок литературы как эффективная форма углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения 95

ГЛАВА III: УГЛУБЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА-
ПЕРСОНАЖА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В 5-7Х
КЛАССАХ 105

3.1. Анализ фольклорных образов-персонажей в условиях
взаимодействия литературы и живописи на примере сказок
«Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», былин, изучаемых в 5-

7х классах 105

3.2. Изучение образа-персонажа рассказов И.С. Тургенева на
интегрированных уроках в 5-7х классах 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение к работе:

В связи с возрастающей ролью гуманитарных дисциплин в современном образовательном процессе возникает множество проблем, связанных с повышением эффективности уровня литературного образования школьника. Особую значимость на рубеже веков приобретают исследования, способствующие духовному обогащению ученика в аспекте гуманистической направленности, и среди них - углубление восприятия образа-персонажа эпического произведения в условиях взаимодействия литературы и живописи в 5-7х классах средней школы.

Актуальность исследования по проблеме углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения определяется:

во-первых, возрастающим интересом современной школы к личности ученика, проникновением в особый мир школьника, формированием разносторонней, духовно развитой личности;

во-вторых, повышением значения методов преподавания, акцентирующих особое внимание на проблеме интеграции различных видов искусств в учебном процессе.

Актуальность проблемы углубления восприятия художественного образа в методической науке неоднократно подчеркивалась учеными, обращавшимися в своих исследованиях к различным ее аспектам. Еще В.В. Голубков говорил о тесной связи художественного восприятия и эстетического чувства: «Эстетическое чувство тесно связано с ощущением, восприятием, с пониманием того, что мы называем художественной мерой...» (4LC.211) В психологической науке Л.С. Выготский считал, что в основе художественного восприятия заложены моменты творчества: «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению». (38,С21 )

Научная литература, в которой ставились вопросы углубления восприятия художественного образа, весьма обширна. Прежде всего имеются в виду труды ведущих психологов и методистов (работы Л. С. Выготского, Л.И. Божович, П.Н Беркова, Л.Г. Жабидкой, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Л.С. Салямона, Д.Н. Узнадзе, П.М Якобсона, В.В. Голубкова, О.Ю. Богдановой, О.Н. Никифоровой, A.M. Левидова, Л.Н. Рожиной, Н.О. Корста, В.Г. Маранцмана, С.Х. Раппопорта, С.Л. Рубинштейна и др.), в которых исследуется особенность восприятия произведений искусства и художественного образа; отличие данного восприятия от обычной перцепции.

Характеризуя сущность восприятия художественного образа, психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, П.Н Берков, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев и др.) видят его целью прежде всего не получение некоей информации, хотя информационный момент, конечно, присутствует, а постижение той идеальной модели действительности, которую создал автор произведения, осмысливая множество явлений, связей, отношений окружающего мира.

Проблема углубления восприятия художественного образа является одной из ключевых в психологии и методике. В работах западноевропейских психологов начала-середины XX в. (Бедсалла, Д.Гибсона, Свет-са, Тэннера и др.) отмечается целостность художественного восприятия, подробно исследованная впоследствии в работах отечественных психологов.

Реальная ценность художественных произведений, как отмечал А.Н. Толстой, обнаруживается именно в восприятии и оценке их теми, для кого они создаются. Художественное восприятие выходит за рамки непосредственного контакта читателя с произведением. П.М. Якобсон отмечал, что «художественное восприятие творений художника делает наше общение с произведением искусства источником обогащения на-

шего духовного мира, основой развития нашего более тонкого понимания людей и их внутреннего мира». (16КС.69)

В методической науке проблему восприятия художественного образа соотносят с проблемой анализа. Процесс анализа художественного образа строится в единстве формы и содержания, чтобы учащиеся, исходя из позиции О.Ю. Богдановой, не просто перечисляли изолированно приемы автора, а видели, как то или иное качество героя раскрывается писателем. В методике при анализе художественного образа используется как литературоведческий анализ данного персонажа, так и учитывается авторская позиция, эстетический опыт школьника и т.д.

Различным аспектам избранной нами проблемы углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в условиях взаимодействия литературы и живописи: роли других видов искусства для восприятия художественного образа, межпредметным связям, взаимодействию литературы и изобразительного искусства, интегрированному уроку литературы и т.д. - посвящены работы методистов - В.В. Голубкова, М.А. Рыбниковой, Т.Г. Браже, Г.Г. Розенблата, Г.И. Беленького, Н.А Демидовой., С.А. Леонова, Е.Н. Колокольцева, Е.А. Кобелевой, С.А. Гу-ревича, М.Г. Качурина, Н.И. Кудряшева, A.M. Левидова, В.Г. Маранц-мана, Н.Д. Молдавской, Л.А. Мосуновой, Т.К. Молчановой, В.В. Неверова, З.А. Митяевой, С.А. Смирнова, З.Я. Рез, Л.Н. Рожиной, и др.

Базовой литературоведческой и философской основой нашей работы явились труды по исследованию природы художественного образа (работы Аристотеля, Г.Э. Лессинга, Г.В.Ф. Гегеля, В.Г. Белинского, М.М. Бахтина, Н.А. Дмитриевой, А.А. Потебни, Л.И. Тимофеева, Г.Н. Поспелова, Д.С. Лихачева, В.Ф. Асмуса, Б.С. Мейлаха, М.Б. Храпченко, В.Е. Хализева и др.).

Учитывая накопленный психологией и методикой преподавания литературы опыт изучения проблемы восприятия художественного об-

раза, мы обратились к наименее исследованным вопросам: принципы, критерии, уровни, теоретическая модель углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-6х классах в условиях взаимодействия литературы и живописи и на интегрированных уроках по литературе в 7х классах.

Углубление восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах происходит благодаря взаимодействию искусств на уроках литературы (в частности, живописи и литературы). В этом многостороннем процессе в сознании школьника ведущее место принадлежит литературе как вербальной основе художественной культуры. По мнению В.В. Голубкова: «Литература дает учащемуся синтетическое, целостное понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его жизни и в прошлом, и в настоящем». (41,С.46) Оказывая огромное воздействие на все виды искусства, литература одновременно чутко усваивает их достижения. В свою очередь живопись способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, являясь значимой для реципиента и тем самым обогащает методику школьного изучения литературы.

Современный школьник живет в сложном мире, и поэтому актуальным становится взаимодействие различных образов: живописных и словесных, которое является особенно важным на уроках литературы при восприятии художественного текста.

Дсль исследования - на основе теоретического и экспериментального исследования разработать методику формирования представлений о художественном образе, используя взаимодействие литературы и живописи в процессе обучения.

Гипотеза исследования: углубление восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах будет эффективным, если:

сочетать анализ образа-персонажа эпического произведения и образов живописи;

осуществлять интегрированный подход к изучению образа-персонажа (интеграция литературы и живописи);

максимально использовать положительную мотивацию и стимулы к познанию художественного образа;

использовать формы работы, требующие творческого подхода к освоению художественного образа.

Поставленная цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

  1. На основе данных современного литературоведения, психологии, культурологии и методической науки; анализа накопленного педагогического опыта уточнить особенности восприятия школьниками художественного образа.

  1. Провести анализ восприятия учащимися 5-7х классов образа-персонажа эпического произведения.

  2. Уточнить условия углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах.

  3. Проверить в ходе экспериментального исследования методические рекомендации по углублению восприятия школьниками 5-7х классов образа-персонажа эпического произведения в условиях взаимодействия литературы и живописи.

Объект исследования: процесс углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах.

Предмет исследования: взаимосвязь и интерпретация произведений литературы и изобразительного искусства на уроках литературы по изучению восприятия образа-персонажа эпического произведения.

Методологической основой исследования явились труды по философии, психологии, искусствоведению, литературоведению и методи-

кс преподавания литературы; теория установки на художественное восприятие.

Методы исследования:

  1. методы теоретического исследования - изучение и анализ философской, литературоведческой, культурологической, психологической, педагогической и методической литературы; учебных и методических пособий:

  2. методы эмпирического исследования - наблюдение учебного процесса, беседа с учителями, проведение констатирующего и формирующего эксперимента, анализ работ учащихся, обобщение педагогического опыта.

Этапы исследования:

На первом этапе (1998-1999 гг.) осуществлялось теоретическое исследование проблемы, изучались философские, литературоведческие, искусствоведческие, психологические, методические труды по данной проблеме; проводился констатирующий эксперимент и анализировались его результаты.

На втором этапе (1999-2001 гг.) - проводился формирующий эксперимент, вырабатывались критерии и уровни углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах в условиях взаимодействия литературы и живописи.

На третьем этапе (2001 г.) - были проанализированы результаты контрольного эксперимента, подведены итоги работы, сформулированы выводы, определены возможные перспективы исследования.

Научная иовизиа и теоретическое значение исследования:

- уточнены методические основы (принципы, критерии, уровни) углубления восприятия художественного образа эпического произведения на уроках литературы в 5-7х классах средней школы;

выявлены условия углубления восприятия учащимися образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах средней школы;

предложена теоретическая модель, в основе которой лежит постепенный переход от взаимодействия литературы и живописи на уровне межпредметных связей к интеграции различных видов искусств на уроке литературы;

раскрыта структура и содержание материала, на основе которого происходит углубление восприятия литературного героя в условиях взаимодействия литературы и живописи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что показаны особенности и условия углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в 5-7х классах; разработаны методические рекомендации по изучению литературного персонажа эпического произведения в условиях взаимодействия литературы и живописи в 5-6х классах, а также вследствие проведения интегрированных уроков в 7х классах средней школы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Учет условий углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения на уроках литературы в 5-7х классах средней школы способствует эффективности формирования представлений учащихся о художественном образе.

  2. Углублению восприятия образа-персонажа эпического произведения способствует разработанная нами теоретическая модель преподавания, включающая в себя взаимодействие литературы и живописи в 5-6х классах, а в 7ом классе - проведение интегрированных уроков.

  3. Анализ художественного образа будет эффективным при интеграции различных видов искусств в учебном процессе.

Апробация материалов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры методики преподавания литературы МПГУ, аспирантских объединениях, в выступлениях на Голубковских чтениях (Москва, март 2000, 2001гг.), на Научной конференции в г. Ульяновске (май 2001г.), на 2-ой Международной Шолоховской конференции (май 2001г.). Методические рекомендации внедрены в практику преподавания литературы в средних школах № 129, 1155, 251 г. Москвы и № 1, 2 пос. Фряново Щелковского района Московской области.

Структура и основное содержание работы:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, формулируется гипотеза, определяются цель, задачи, методы исследования, теоретическое и практическое значение работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе раскрыта природа художественного образа в различных аспектах в философии и литературоведении, проанализированы особенности художественного образа в культурологическом аспекте.

Во второй главе проанализированы особенности восприятия художественного образа в психологии и методической науке, выдвинуты условия эффективности восприятия образа-персонажа, проведен анализ констатирующего эксперимента, а также рассмотрена специфика интегрированного урока как эффективной формы углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения.

В третьей главе представлена теоретическая модель углубления восприятия образа-персонажа эпического произведения в условиях взаимодействия литературы и живописи в 5-6х классах и на интегрированных уроках литературы в 7ом классе средней школы, что обусловлено психологическими особенностями восприятия учащихся, уровнем их

литературного развития, раскрыта структура формирующего эксперимента и результаты контрольного.

В заключении содержатся основные выводы данного диссертационного исследования, намечены перспективы дальнейшей работы.

В библиографии представлено 162 источника.

Подобные работы
Двурекова Евгения Александровна
Структурно-функциональное состояние иммуноцитов при их взаимодействии с гуморальными факторами иммунной системы в условиях УФ-облучения
Завертаная Елена Ивановна
Психофизиологические особенности состояния организма школьников выпускных классов общеобразовательных школ г. Тюмени
Джебраилова Тамара Джебраиловна
Индивидуальные особенности взаимодействия функциональных систем при целенаправленной деятельности человека в условиях эмоционального напряжения
Рудавина Елена Викторовна
Особенности взаимодействия вики мохнатой и клубеньковых бактерий в различных экологических условиях
Володина Ирина Владимировна
Реакции и механизмы взаимодействия лугово-каштановых почв с минерализованными грунтовыми водами в условиях модельного опыта
Бекшаев С.С.
Индивидуально-типологические особенности статистической структуры взаимодействия ритмов электроэнцефалограммы человека и ее динамика в процессе адаптации к экстремальным условиям среды
Грунтенко Наталия Евгеньевна
Взаимодействие гонадотропинов и биогенных аминов в контроле адаптации имаго дрозофилы к стрессирующим условиям (генетико-физиологические аспекты)
Кулеша Юлия Владимировна
Формирование познавательного интереса к русскому языку в 5, 6, 7 классах общеобразовательной школы
Латкина Елена Анатольевна
Углубление восприятия лирического произведения в процессе его изучения в школе (8-9 классы)
Сафиев Али Юсиф оглы
Обучение местоимениям английского языка в 7 классах азербайджанской школы

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net