Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музееведение; хранение художественных ценностей и памяток архитектуры

Диссертационная работа:

Гнедовская Татьяна Юрьевна. Поиски стиля в немецкой архитектуре 1890 – 1940-х годов: автореферат дис. ... доктора искусствоведения наук: 17.00.04 / Гнедовская Татьяна Юрьевна;[Место защиты: Государственном институте искусствознания].- Москва, 2012.- 47 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Диссертационное исследование посвящено проблеме поисков стиля, осуществлявшихся немецкими архитекторами с середины 1890-х годов и вплоть до 1945 года. В этот период широкое распространение получили идеи, согласно которым искусство трактовалось как важнейший рычаг воздействия на духовную, нравственную, культурную и даже социально-политическую жизнь. В свою очередь, архитектура рассматривалась как высшая, синтетическая форма художественного созидания, а архитектурный стиль объявлялся главным итогом художественных поисков. Он должен был сообщить новому искусству специфическое, оригинальное лицо и одновременно стать гарантом его устойчивости и высокого качества. Почему подобные идеи вдохновляли немецких архитекторов на протяжении более чем пятидесяти лет, как они эволюционировали, и в каких творческих результатах нашли свое воплощение, исследуется на страницах диссертации.

Временные границы изучаемого периода – с 1890-х по 1945 год. Верхняя граница определяется моментом падения Третьего рейха и прекращением существования Германии как единого государства, в то время как нижняя нуждается в некоторых пояснениях. Как известно, объединение отдельных германских земель в единую империю состоялось в 1871 году. Однако еще примерно два десятилетия проблема создания художественного и архитектурного стиля не приобретала в Германии первостепенного значения. Интенсивным поискам в этом направлении суждено было начаться в 1890-е годы, после того как в 1888 г. к власти пришел молодой император Вильгельм II, в стране завершился экономический кризис, а в культуре заявило о себе новое поколение деятелей искусства.

В диссертации уделено пристальное внимание личной судьбе и творчеству представителей этого поколения, к которому принадлежали такие крупнейшие практики и теоретики архитектуры, как Х. Мутезиус, П. Беренс, А. Ван де Вельде, Р. Римершмид, Й. М. Ольбрих, Х. Пёльциг, Т. Фишер. В юные годы им суждено было стать инициаторами глобальных социально-художественных реформ в стране. В зрелости – принять самое активное участие в этих реформах, возглавив стилистические поиски в немецкой архитектуре предвоенного периода. В эпоху Веймарской республики представители этого поколения вынуждены были отойти на второй план, уступив лидерские позиции в архитектуре своим ученикам. И наконец, в старости эти люди стали свидетелями уродливых трансформаций их собственных идей в условиях тоталитарного государства и бесславного завершения, а точнее – крушения некогда начатых ими реформ. Исследование развития архитектуры и процесса смены стилей, параллельно с анализом степени участия и отношения к происходящему представителей одного поколения, сообщило работе необычный ракурс и предопределило появление целого ряда научных выводов и обобщений.

В диссертации рассматривается также деятельность представителей более молодого поколения немецких архитекторов, к которому принадлежали такие знаменитые мастера, как В. Гропиус, Б. Таут, Л. Мис ван дер Роэ, Э. Мендельсон, Х. Шарун. Сопоставление творческих и личных судеб двух генераций проектировщиков позволило сравнить специфику их эстетических, этических и политических взглядов и проследить за эволюцией их художественных предпочтений на разных этапах.

Характерным отличием исторического отрезка, который выделен нами в особый период и подвергнут подробному рассмотрению, является то, что многие ведущие зодчие не имели профессионального архитектурного образования. Поскольку за архитектурой признавалась не только главенствующая роль, но и способность сводить воедино все творческие достижения, оформлять человеческое существование, структурировать и организовывать его, к проектированию зданий или созданию эскизов новых городов обращались представители самых разных профессий – те, кто мечтал внести свою лепту в улучшение и глобальную перестройку жизни по законам красоты.

Наличие утопических целей, которые вели и направляли творческие поиски немецких архитекторов в конце XIX – первой половине ХХ веков, обусловило особую интенсивность их деятельности и превратило исследуемый период в один из самых ярких отрезков художественной истории. Процессы, характерные для развития архитектуры в целом, приобрели в этот период особенно выпуклый, наглядный характер, что и обусловило актуальность данного исследования, выводы которого можно экстраполировать на другие виды искусства, а также иные географические и исторические реалии.

Объект исследования – творчество немецких архитекторов 1890–1940-х гг., представленное как сохранившимися проектами и постройками, так и всем комплексом теоретического, документального и художественного наследия.

Предмет исследования – стилистические особенности и эволюционные процессы в архитектуре Германии конца XIX – первой половины ХХ веков.

Целью исследования стало воссоздание сложной и многоуровневой картины немецкой архитектурной жизни 1890–1940-х гг. и последовательной смены стилистических направлений в рамках широкого культурно-исторического контекста.

В связи с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

  1. Тщательное обследование немецких построек конца XIX – первой половины ХХ вв., анализ их композиционно-пространственной структуры, функциональных, технических и стилистических особенностей. Исследование принципов их включения в градостроительный и ландшафтный контексты, фотофиксация и создание подробных описаний отдельных архитектурных объектов.

  2. Определение специфики развития различных сфер проектирования и строительства (промышленной, жилищной, общественной и др.) и осуществление типологической систематизации построек и проектов.

  3. Изучение региональных особенностей архитектурных стилей, имевших хождение в Германии исследуемого периода.

  4. Выявление индивидуальных характеристик художественного почерка и специфики мировоззрения наиболее значимых архитекторов Германии.

  5. Исследование истории создания и бытования творческих организаций и группировок, игравших ключевую роль в художественной жизни Германии в конце XIX – первой половине XX веков. Анализ идей, художественных концепций и политических взглядов их представителей.

  6. Изучение личных и творческих взаимоотношений между представителями различных художественных группировок и двух ведущих поколений немецких архитекторов.

  7. Разработка критериев художественной и стилистический оценки отдельных зданий и проектов.

  8. Определение стилистических этапов в развитии немецкой архитектуры 1890–1945 гг. и установление их временных границ.

  9. Изучение стилистической эволюции немецкой архитектуры на протяжении трех сменивших друг друга эпох – кайзеровской Германии, Веймарской республики и Третьего рейха – как единого, непрерывного и последовательного процесса.

  10. Выявление взаимосвязей, существующих между стилистическими изменениями в архитектуре и культурным, экономическим и политическим развитием в стране и мире.

Теоретические и методологические основы исследования. Настоящая диссертационная работа представляет собой междисциплинарное исследование, в котором затрагиваются проблемы искусствоведческого, культурологического, социологического, исторического характера. В диссертации используются методы системного, структурно-типологического, сравнительно-исторического и семантического анализа архитектурных памятников. В основе работы с архивными документами лежит источниковедческий подход. В качестве основного применен метод исторической реконструкции, трактуемый в герменевтическом, социологическом и антропологическом ключе.

Материалом исследования служат иконографические источники (чертежи, рисунки, фотографии и др.) и сохранившиеся постройки немецких архитекторов, для самого подробного и предметного изучения которых диссертантом были предприняты поездки в наиболее значимые центры развития немецкой архитектуры: от Ворпсведе, Дармштадта, Хагена, Веймара и Хеллерау до Берлина, Франкфурта-на-Майне, Альфельда и Дессау.

Первостепенная роль в работе отводится изучению теоретических текстов, критических статей, манифестов, дневниковых записей, писем и воспоминаний участников архитектурного процесса и их современников – деятелей искусства, критиков, искусствоведов, меценатов, политиков и т.д. Важнейшим источником подобных материалов стали: архив Немецкого Веркбунда (Werkbund-Archiv) в Берлине, архив Баухауза (Bauhaus-Archiv) в Берлине, Дессау и Веймаре, архив Карла-Эрнста Остхауза в Хагене (Karl-Ernst-Osthaus-Archiv), а также многочисленные публикации архивных документов и оригинальные печатные издания конца XIX – первой половины ХХ века.

Постоянные экспозиции и выставки, имеющие касательство к исследуемой теме, помогли познакомиться с большим числом малоизвестных документов и изданий, а также предметами искусства и быта, имевшими хождение в Германии 1890–1940-х гг. Отдельного упоминания заслуживает «Музей вещей», созданный при архиве Немецкого Веркбунда в Берлине. В числе временных экспозиций, сыгравших существенную роль в исследовательской работе, необходимо назвать выставки, организованные к столетию Немецкого Веркбунда и проходившие в 2007 году в Мюнхене и Берлине, а также масштабную экспозицию «Гитлер и немцы. Народная общность и преступление», развернутую в залах Немецкого исторического музея Берлина осенью 2010 – зимой 2011 гг.

Опорой исследования служили также отечественные и зарубежные научные издания искусствоведческого и исторического профиля, труды философов и теоретиков искусства. Важное место в работе отводилось изучению немецкой публицистической и художественной литературы.

Степень научной изученности материала. Несмотря на большое число как отечественных, так и зарубежных исследований, посвященных истории немецкой архитектуры конца XIX – первой половины ХХ века, выделенный в диссертации временной отрезок никогда не рассматривался как самостоятельный и цельный период, характеризовавшийся единым вектором развития.

В отечественных трудах, так или иначе затрагивающих проблемы немецкой архитектуры, преобладают три подхода. В соответствии с первым из них, творчество немецких мастеров рассматривается в контексте европейских или общемировых художественных процессов, и тогда рассказ о нем носит беглый, обзорный характер. Так, одна из первых попыток проанализировать вклад немецких зодчих в развитие архитектуры ХХ века была предпринята еще в 1932 г. Д.Е. Аркиным, под редакцией которого вышел сборник статей «Архитектура современного Запада». Вскоре после выхода этой небольшой книги советские исследователи практически лишились возможности писать об архитектуре западной Европы и публиковать теоретические тексты зарубежных зодчих. Лишь в 1960–1970-х гг. ситуация начала менять к лучшему. В 1966 г. под редакцией Б.Б. Келлер и С.О. Хан-Магомедова вышла книга «Современная архитектура капиталистических стран – противоречия и тенденции развития», вопросы немецкого градостроительства были затронуты в двухтомной «Истории градостроительного искусства» А.В. Бунина и Т.Ф. Саваренской (1971). В 1972 г. появились тома «Всеобщей истории архитектуры», в которых отдельные главы были посвящены творчеству немецких зодчих XIX–ХХ, и начался выпуск серии книг «Архитектура Запада». Среди авторов, в эти и последующие годы затрагивавших в своих исследованиях вопросы развития немецкой архитектуры, были такие специалисты, как А.В. Иконников, С.О. Хан-Магамедов, А.А. Стригалев, В.Л. Хайт, А.П. Гозак, Р.А. Кацнельсон, Б.Б. Келлер, В.И. Локтев и др. А о зарождении технической эстетики и реформах прикладного искусства в Европе писали историки и теоретики дизайна В.Р. Аронов, В.И. Тасалов, В.Л. Глазычев, С.М. Михайлов. Уже с начала 70-х годов начали издаваться переводы теоретических текстов крупнейших западных мастеров. Так, в 1972 г. в серии «Мастера архитектуры об архитектуре» с подзаголовком «Зарубежная архитектура. Конец XIX–ХХ век» были опубликованы выдержки из заметок и манифестов самых крупных и известных архитекторов Европы и Америки, среди которых были и немецкие проектировщики.

То, что в советские годы доступ к материалам был ограничен, а ученые были вынуждены считаться с требованиями цензуры, значительно затрудняло изучение немецкой архитектуры рассматриваемого периода. Наиболее масштабное исследование, в котором прослеживается эволюция европейской архитектуры и рассматривается вклад немцев в создание нового стиля, появилось лишь в 2001 г. Речь идет о двухтомнике А.В. Иконникова «Архитектура ХХ века. Утопии и реальность». Тому же автору принадлежат и другие труды, посвященные развитию мировой архитектуры ХХ века, например, «Зарубежная архитектура. От “новой архитектуры” до постмодернизма» (1982) и «Историзм в архитектуре» (1997). Более пристальному теоретическому разбору искания европейских архитекторов XX века подвергнуты в монографиях С.П. Батраковой «Искусство и утопия. Из истории западной живописи и архитектуры ХХ века» (1990) и А.Н. Шукуровой «Архитектура Запада и мир искусства ХХ века» (1990).

Ко второму типу исследований на русском языке относятся публикации, авторы которых сосредотачивают свое внимание на отдельных стилистических направлениях. Так об архитектуре немецкого югендстиля и венском сецессионе, вслед за свидетелями их появления, блестящими критиками рубежа XIX–ХХ вв. А.Н. Бенуа, Н.Н. Врангелем, Г.К. Лукомским и др., писали М.В. Нащокина, В.С. Горюнов, М.П. Тубли, А.А. Берсенева, Л.П. Монахова, А.А. Стригалев. Специфике модерна в целом посвящены работы Д.В. Сарабьянова, В.С. Турчина, И.Е. Светлова, В.П. Толстого, А.И. Мазаева, Е.В. Ермиловой, О.В. Ковалевой и др. Разбор теоретических идей, лежащих в основе немецкого архитектурного экспрессионизма первых послевоенных лет, дан в трудах К.Г. Косенковой. Наибольшее количество публикаций посвящено 1920-м гг., когда в Германии сформировался стиль, называемый функционализмом, «стилем Баухауза» или «интернациональным стилем». Первые обзоры и анализы немецких построек в новом стиле появились в СССР уже в 1920–1930-е гг. Начиная с 1960-х гг. число публикаций, авторы которых так или иначе касались истории Баухауза, немецкого функционализма или «нового строительства», неуклонно росло. Впрочем, фундаментальных трудов, посвященных немецкой архитектуре данного, в отечественном искусствознании так и не появилось. Важный вклад в изучение этой темы внесли Д.С. Хмельницкий и М.Г. Меерович, писавшие о работе немецких архитекторов-функционалистов в Советском Союзе и культурных связях между Германией и Россией.

Что касается эпохи Третьего рейха, то, как известно, ее история оставалась табуированной темой вплоть до середины 1980-х гг. Одним из первых тоталитарное искусство и внутренние связи, существующие между ним и авангардом, исследовал И.Н. Голомшток в книге «Тоталитарное искусство» (1994). Тот же автор написал раздел, посвященный искусству России и Германии эпохи тоталитаризма в каталоге выставки «Berlin – Москва – Moskau – Берлин 1900–1950» (1996). Здесь же имеется анализ архитектуры военных памятников и мемориалов 1940–1950-х гг., принадлежащий перу А.И. Маниной. Попытку заполнить пробел в изучении искусства тоталитарного периода недавно предпринял специалист по немецкой скульптуре Ю.П. Маркин, опубликовавший монографию «Искусство Третьего рейха» (2010), где помимо глав, посвященных нацистскому изобразительному искусству и скульптуре, имеется глава об архитектуре.

Наконец, к третьей группе публикаций относятся немногочисленные анализы творчества отдельных мастеров. Примером такого рода может служить монография Г.К. Мачульского о Л. Мисе ван дер Роэ (1969) или подробные предисловия к публикациям теоретических текстов немецких архитекторов XIX–ХХ вв. .

В немецком искусствознании выделенный нами период исследован гораздо более основательно. Хотя и здесь сохраняются три перечисленных подхода к изучению материала, преобладают подробные исследования творчества крупных мастеров, организаций, игравших ключевую роль в развитии немецкой архитектуры, а также отдельных исторических периодов и стилевых направлений. Искусствоведческим анализам, как правило, сопутствует публикация многочисленных документов, имеющих отношение к рассматриваемой теме.

Особые заслуги в изучении немецкой архитектуры конца XIX – первой половины ХХ вв. принадлежат Юлиусу Позенеру, совмещавшему роли участника процесса, его летописца и исследователя. Перу Позенера принадлежат фундаментальные искусствоведческие труды, посвященные становлению и поискам нового стиля в Германии: «Берлин на пути к новой архитектуре», «Лекции по истории новой архитектуры (1750–1933)» и др. Значительный вклад в изучение немецкой архитектуры и прикладного искусства 1890–1920-х гг. внесли также такие немецкие искусствоведы, как К.Ю. Зембах, К.Х. Хютер, В. Нердингер, Т. Буддензиг, В. Пент, Ф.Й. Швартц, А. Тикёттер, М. Зибенбродт, писавшие как об общих процессах и тенденциях в немецкой архитектуре, так и о творчестве отдельных мастеров. Что касается эпохи Третьего рейха, то одной из первых к исследованию ее специфики обратилась Анна Тойт в монографии «Архитектура Третьего рейха 1933–1945». Значительный вклад в изучение архитектуры эпохи Веймарской республики и тоталитаризма внесла книга Б. Миллер-Лане «Архитектура и политика в Германии 1918-1945».

Ценный материал, позволяющий сопоставить частные события с историческим фоном и получить представление о месте каждого крупного архитектора в общекультурном процессе, предоставляют монографии о творчестве отдельных мастеров. Так теоретическому и практическому наследию П. Беренса посвящено больше десятка книг на немецком языке, авторы которых анализируют не только различные сферы деятельности архитектора и этапы его развития, но и отдельные постройки. Не меньше исследовался творческий вклад в историю немецкой архитектуры бельгийца Анри ван де Вельде. Целый ряд монографических изданий посвящен деятельности Х. Пёльцига, Х. Тессенова, Х. Мутезиуса, Р. Римершмида, Т. Фишера, Ф. Шумахера, в то время как об их знаменитых учениках-модернистах написаны уже не десятки, но сотни трудов.

В последние два десятилетия страх перед пропагандой нацизма уступил в Германии место стремлению к спокойному и трезвому анализу всех исторических и культурных обстоятельств, приведших к установлению тоталитарной диктатуры и отличавших эпоху Третьего рейха. В круг интересов немецких искусствоведов и историков попали такие противоречивые фигуры, как П. Шультце-Наумбург или В. Крайз. В том же ряду можно рассматривать статьи и книги, посвященные представителям более молодого поколения немецких архитекторов, скомпрометировавших себя сотрудничеством с нацистами, таким как П. Бонатц или П. Шмиттенер.

Большой пласт исследований, непосредственно связанных с заявленной в диссертации темой, касается истории создания и развития Немецкого Веркбунда. Важнейший вклад в изучение этого вопроса принадлежит, Ю. Позенеру, Дж. Кэмпбел и В. Нердингеру. Одна из последних книг об истории организации с 1907 по 1938 гг. – каталог к уже упоминавшейся выставке, посвященной столетнему юбилею Веркбунда.

Научная новизна исследования:

  1. Впервые не только в отечественном, но и в мировом искусствознании предпринята попытка рассмотреть стилистическую эволюцию немецкой архитектуры на протяжении трех последовательно сменивших друг друга эпох – кайзеровской Германии, Веймарской республики и Третьего рейха – как единый и непрерывный поступательный процесс, тесно связанный с культурной, экономической и политической ситуацией в стране и мире.

  2. Подробному анализу подвергнуты не только те периоды, которые характеризуются стилистическим единством. Важнейшая установка, лежащая в основе диссертационного исследования, состоит в том, что значимость тех или иных периодов определяется не только наличием ярких художественных результатов, но также процессами, происходившими подспудно и характеризующимися зарождением и постепенным вызреванием новых творческих идей и стилистических направлений.

  3. Произведения архитекторов и целые архитектурные стили трактуются как результат постоянной художественной эволюции, продукт своего времени, плод деятельности определенного народа, но, в то же время, как следствие творческих усилий отдельных людей, обладающих суммой индивидуальных качеств и неповторимой биографией.

  4. Предложена новая подробная периодизация стилистических этапов и намечены временные рамки повторяющихся циклов художественного развития, имевших место в немецкой архитектуре рассматриваемого периода.

  5. Внутри общих тенденций выделены и прослежены этапы и специфика развития отдельных сфер проектирования и типов построек.

  6. Впервые в отечественной науке подробно и всесторонне рассмотрена история создания и бытования некоторых творческих организаций и группировок, игравших ключевую роль в художественной жизни Германии в конце XIX – первой половине XX веков.

  7. Сделана попытка исследовать историю целого поколения художественных деятелей и проследить за эволюцией их творчества с первых шагов и вплоть до конца профессиональной карьеры.

Практическая значимость исследования. Диссертация вводит в искусствоведческий и исторический обиход, обобщает и систематизирует большое количество разнообразных сведений и фактов. Материалы работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов по истории архитектуры, культурологов и теоретиков искусства. Предложенный автором метод комплексного анализа переводит внутрипрофессиональные проблемы, имевшие место в архитектурной жизни Германии конца XIX – начала ХХ вв., в плоскость масштабного исторического исследования и позволяет увидеть за частными событиями более глобальные и универсальные процессы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. На протяжении исследуемого периода – с конца XIX столетия и до середины 1940-х гг. – архитекторы руководствовались стремлением к совершенствованию и преображению мира средствами искусства, а создание нового художественного стиля виделось важнейшей, первоочередной задачей.

  2. Поиски архитектурного стиля в кайзеровской, республиканской и тоталитарной Германии трактовались как дело общенациональной важности, поэтому художественные реформы были тесно связаны с экономической и политической жизнью страны.

  3. На протяжении всего исследуемого периода, с 1890-х по 1940-е гг., развитие немецкой архитектуры носило циклический характер. С интервалом примерно в двадцать лет в искусстве, равно как и в жизни страны, обнаруживались сходные тенденции, сменявшие друг друга в одной и той же последовательности.

  4. Те же самые двадцать лет составляли разницу в возрасте между представителями двух ведущих поколений немецких проектировщиков, стоявших у руля архитектурных процессов в первой половине ХХ в. В силу того, что им суждено было стать родоначальниками нескольких, последовательно сменявших друг друга художественных стилей, возникает предположение, что специфика этих стилей и принципы, положенные в их основу, во многом определяются возрастом и соответствующим этапом творчества в жизни их создателей.

  5. «Архитектуроцентризм», наблюдавшийся в эти годы, имел своим следствием участие в проектной деятельности заметного числа архитекторов-дилетантов, при чьем активном содействии преодолевались инерция и профессиональные штампы. Оборотной стороной ярких творческих находок нередко становился разрыв с реальными потребностями времени и запросами граждан, который увеличивался по мере роста утопических настроений в художественной среде Германии.

  6. Постепенное сращение искусства и политики имело следствием расслоение архитектурного сообщества, завершившееся в конце 1920-х гг. образованием двух противоборствующих лагерей. К первому принадлежали модернисты, имевшие левые убеждения и исповедовавшие радикальное обновление во всех сферах жизни и творчества, ко второму – защитники традиционных ценностей в искусстве и политике.

  7. Установление тоталитарной диктатуры явилось естественным продолжением, а в чем-то – и неизбежным следствием предшествующего периода. Однако сам новый строй имел глубоко противоестественную природу, о чем свидетельствовала в числе прочего стремительная деградация немецкой архитектуры после 1933 г. Поиски стиля, имевшие место в нацистской Германии, формально продолжавшие реформы предшествующих десятилетий, в реальности свели на нет все достижения и скомпрометировали прежние лозунги и программы.

Диссертация была выполнена и прошла апробацию в Отделе современного искусства Запада Государственного института искусствознания. Ее основные положения и выводы нашли отражение в статьях, опубликованных в научных сборниках и альманахах, в докладах на российских и международных конференциях и публичных лекциях. С наибольшей полнотой материал диссертации представлен в монографии «Немецкий Веркбунд и его архитекторы. История одного поколения» (М., 2011).

Диссертация состоит из пяти частей, восемнадцати глав, введения, заключения, а также списка литературы и приложения в виде хронологической таблицы.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net