Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музееведение; хранение художественных ценностей и памяток архитектуры

Диссертационная работа:

Кривошеина Наталья Викторовна. Храмовая декорация Вятки: иконографические программы и художественно- стилевые решения росписей: автореферат дис. ... доктора искусствоведческих наук: 17.00.04 / Кривошеина Наталья Викторовна;[Место защиты: Вятский государственный университет].- Екатеринбург, 2012.- 40 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность темы исследования

Внимание отечественного искусствознания к русской архитектуре XIX в. постклассицистического периода до 1917 г., проявившееся с последней трети XX в., почти не затронуло важную составляющую произведений церковного зодчества - монументальную живопись. Единичные исследования коснулись творчества лишь наиболее известных мастеров живописи.

Необходимость изучения монументального искусства Вятки назрела давно: на фоне активно исследующейся специалистами церковной архитектуры, декорация храмовых интерьеров осталась «белым пятном» - вне поля зрения науки. Отсутствие научного внимания к монументальному церковному искусству Вятки привело к тому, что на грани полного исчезновения оказался целый пласт памятников настенной живописи, которая, в силу своей незащищенности, более подвержена утрате, нежели материальная основа - стены и своды сооружений.

Вятка одновременно и типична, и уникальна в результате неповторимых исторических обстоятельств и проекции на ее судьбу процессов истории развития государства. В 2007 г. исполнилось 350 лет со времени возникновения Вятской епархии, одной из крупнейших северо-восточных епархий Русской православной церкви: к 1917 г. Вятская епархия имела 1571 церковь, в том числе 659 приходских храмов, 705 часовен и молитвенных домов, 13 монастырей. Оставлять неизученным такой огромный количественный объем материала означало бы лишиться значимой части художественного наследия региона. При этом приходится признать, что большую часть памятников церковной архитектуры, а соответственно и монументального искусства, уже приходится рассматривать в категории «история», а не «искусство».

Актуальность исследования обусловлена процессом активно возрождающейся церковно-приходской жизни: аварийное состояние исторических храмов, обустройство церковных интерьеров вызывает широкий спектр проблем и вопросов: от проведения экспертной оценки (в лучшем случае) до полной утраты памятника (в худшем). Невыясненность отношения науки к монументальному искусству Вятки приводит к утрате памятников под воздействием следующих факторов: невнимание, время, климатические условия, вандализм, неграмотное отношение при эксплуатации и ведении ремонтных работ.

Проблема введения в научный оборот неизвестного науке монументально-декоративного церковного искусства Вятки, определения его как существующего явления художественного наследия и соответствующего отношения, требует в современных условиях решения теоретических и практических задач. Среди них важнейшие: максимально полно отразить монументальное художественное наследие путем выявления, фиксации, систематизации, создания базы данных сохранившихся в интерьерах росписей

и иконостасов, установление их количества, проведение историко-архивных исследований, атрибуции, установление периодизации развития монументального церковного искусства Вятки, выявление наиболее значимых памятников, региональной специфики росписей церковных интерьеров, изучение художественных сил, профессиональных артелей и отдельных мастеров и т.д.

Актуальность темы обусловлена также современным повышенным научным интересом к изучению художественного наследия регионов Российской Федерации. Подобная работа ведется в Брянской, Ивановской, Смоленской, Тверской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Костромской, Ярославской областях. Монументальное наследие региона относится к числу наименее изученных явлений отечественной культуры, диссертантом вводится в научный оборот.

Географические границы и хронологические рамки диссертации

Географические и хронологические рамки исследования ограничиваются понятием «Вятская епархия». Именно с официальным утверждением Вятской и Великопермской епархии в 1657 г. началось возведение каменных церквей на ее территории, их декоративное убранство, формирование иконографии свв. преп. Трифона и блаж. Прокопия Вятских. Учрежденная в октябре 1657 г. как «Вятская и Великопермская», епархия именовалась с 1799 г. - «Вятская и Слободская», с 1918 г. - «Вятская и Глазовская», с 1922 г. - вновь «Вятская и Слободская», с 1934 г. - «Кировская и Слободская», с 1994 г. имеет название «Вятская и Слободская». Территория современной епархии совпадает с границами Кировской области, где и проводилась основная часть исследования. Однако вопросы миграции мастеров, поиска визуальных аналогов и других видов источников расширили границы исследования территориями Татарстана, республики Марий Эл, Вологодской, Архангельской, Ивановской, Ярославской, Костромской областей, Пермского края.

В исследуемый период Вятская епархия совпадала территориально с Вятской губернией и по численности населения занимала второе место в Российской империи. В настоящее время это территории Кировской области, Удмуртской республики, ряда районов республик Марий Эл и Татарстана.

Хронологические границы исследования обусловлены наличием выявленных памятников. Настенная церковная живопись XVIII в. и иконостасы малочисленны, большая часть исторической монументальной живописи Вятки принадлежит XIX - нач. XX в., находится в открытых недействующих храмах на территории 120.8 тыс. кв. км в условиях умеренно-континентального климата под угрозой бесследного исчезновения.

Исследовательская экспедиционная деятельность по изучению церковной живописи Вятки ведется диссертантом с 1989 г., первоначально имела более узкую направленность в контексте составления иконографии св. преп. Трифона Вятского Чудотворца.

Системное изучение памятников монументального искусства Вятки началось лишь в последние десятилетия с объединением сил Вятского

государственного университета, проектной научно-реставрационной
строительной фирмы «АНФИЛАДА-Р» (гл. архитектор Скопин Е.Л.), научно-
производственного Центра по охране и реставрации памятников истории и
культуры Департамента культуры и искусства администрации Кировской
области, Вятской епархии. Накоплен натурный научный изобразительный ряд
церковной настенной живописи Арбажского, Белохолуницкого, Богородского,
Верхошижемского, Вятскополянского, Даровского, Зуевского, Кикнурского,
Кирово-Чепецкого, Котельнического, Куменского, Оричевского,

Подосиновского, Санчурского, Слободского, Советского, Сунского, Уржумского, Юрьянского, Яранского районов области, что позволяет выйти на уровень систематизации, обобщения и выявления специфических черт убранства вятских храмовых интерьеров.

На сегодняшний день на территории Кировской области диссертантом обследовано 139 храмов, как действующих, так и недействующих, из них 87 храмов - это первичная научная визуальная фотофиксация на выявление исторического монументального убранства, 52 храмовых интерьера исследованы достаточно подробно.

В диссертации представлен широкий срез памятников массового искусства, имеющий значение не только для познания периферийной культуры одной из северо-восточных епархий, но и для введения в научный оборот большого числа памятников поздней монументальной живописи как составляющей части общерусского художественного процесса. При этом следует заметить, что монументальное наследие Вятки в большинстве случаев труднодоступно для изучения из-за разбросанности храмов по обширной территории.

Степень научной разработанности проблемы

Как предмет исследования, настенная живопись приходских храмов Вятской епархии до настоящего времени не входила в сферу даже косвенных научных интересов, однако исследования в области храмовой архитектуры и строительства, местной иконописи, жизнеописаний духовных подвижников Вятской епархии формируют исходную научную базу данного исследования.

Вопросы изучения каменной архитектуры, строительства, архитекторов, работавших на Вятке, представлены в трудах: «Известия императорской археологической комиссии. Вопросы реставрации. Вып. 9-11» (Спб.,1912-1913); А.Г. Тинский «Планировка и застройка города Вятки в XVII-XIX веках» (Киров, 1976); Каптиков А.Ю. «Региональное многообразие архитектуры русского барокко» (М., 1986); А.Ю. Каптиков «Народные мастера-каменщики в русской архитектуре XVIII века. На примере Вятки и Урала» (М., 1988); А.Ю. Каптиков «Каменное зодчество Русского Севера, Вятки и Урала XVIII в. Проблема региональных школ» (Свердловск, 1990); И.В. Берова, Е.Л. Скопин «Памятники архитектуры Кировской области. Арбажский и Кикнурский районы. Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области» (Киров, 1999); И.В. Берова, Е.Л. Скопин «Памятники архитектуры Кировской области. Выпуск 2. Афанасьевский и Подосиновский районы.

Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области» (Киров, 2002); М.Н. Бойчук - сост. «Вятка. Памятники и памятные места» (Киров, 2002); И.В. Берова «Вятский Преображенский девичий монастырь» (Киров, 2004); Е.А. Андреева «Архитектор Иван Чарушин» (Ижевск, 2007); Е.Л. Скопин «Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области. Выпуск 3. Белохолуницкий и Богородский районы. Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области» (Киров, 2007).

Сведения по мастерам-иконописцам и живописцам, работавшим на Вятке, собраны в словаре историка Г.А. Моховой «Вятские иконописцы» (Киров, 2001). По словарному принципу организован и следующее издание Г.А. Моховой, рассказывающий о местном развитии серебряного дела и деятельности мастеров-серебряников «Вятское художественное серебро, его история и мастера XVI - начала XX вв.» (Киров, 2003).

Впервые иконы из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и A.M. Васнецовых с изображением исторических святых Трифона Вятского и Прокопия Вятского были изданы в каталоге Киселевой Г.Г. «Живопись Хлынова XVII века» (Киров, 1978). Единовременным обращением к теме стала статья Менчиковой Н.Н. «Иконы с изображением Трифона Вятского и города Хлынова конца XVII - первой половины XVIII веков. К вопросу об эволюции иконографии Богоматерь Боголюбская» (Киров, 2000). Обращением к вятской иконе московского искусствоведа М.А. Маханько стала статья «Икона Богоматерь с преподобным Трифоном Вятским 1740-х гг. из собрания Вятского художественного музея» (Киров, 2010). Вопросам формирования иконографии первых вятских святых в станковой и монументальной живописи посвящена монография Н.В. Кривошеиной «Святой преподобный Трифон Вятский Чудотворец в иконографии XVII-XX вв.» (Киров, 2006). Вопросам бытования икон Спаса Нерукотворного на Вятке и проблеме иконографии Спаса Хлыновского посвящена монография Г.А. Моховой «Нерукотворный образ Спасителя на Вятской земле» (Киров, 2010). Обращением к одному из почитаемых образов Борисоглебской церкви с. Никульчино является статья А.Г. Балыбердина, О.В. Крупиной «Житийный образ святых Бориса и Глеба в контексте событий начальной вятской истории» (Киров, 2011).

История создания монументальной живописи Успенского собора Трифонова монастыря впервые представлена в книге архитектора Беровой И.В. «Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря: история, архитектура, живопись в свете последних исследований» (Киров, 1989). К завершению реставрации росписей собора была подготовлена статья искусствоведа Н.П. Мартыновой «Историческая справка по настенной живописи алтаря Успенского собора Трифонова монастыря. К реставрации 1991 г. Художник Лев Парилов» (Киров, 2000). Особенности стиля стенописи обозначены в статье О.Н. Сверчковой «Стилистические особенности палехской росписи в Успенском соборе Трифонова монастыря». (Киров, 2000). Иконографическая программа живописи собора, а также другие росписи палешан на Вятке

представлены в монографии Н.В. Кривошеиной «Вятский Палех» (Киров, 2009).

Наружные росписи и убранство приходских храмовых интерьеров Вятки опубликованы в отдельных статьях Н.В. Кривошеиной (2003-2011). В 2010-2011 гг. вышли сборники: Е.Л. Скопин, Н.В. Кривошеина «Памятники архитектуры градостроительства и монументального искусства Кировской области. Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. Верхнекамский и Даровской районы. Вып. 4» (Киров, 2010); Е.Л. Скопин, Н.В. Кривошеина «Памятники архитектуры градостроительства и монументального искусства Кировской области. Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. Верхошижемский район. Вып. 5» (Киров, 2011) в которых введена в научный оборот настенная живопись церквей Белохолуницкого, Богородского, Верхошижемского, Даровского, Кикнурского, Подосиновского районов Кировской области. О наличии наружных изображений преп. Трифона Вятского на деревянной часовне и бытовании его икон в Пермском крае даны сведения в статьях Н.В. Никулиной краеведческого сборника «Быль Чусовских Городков» (Екатеринбург, 2000).

Убранство церковных интерьеров Вятки исследуемого периода часто выполнялось по образцам столичных росписей, что потребовало изучения способов организации храмового пространства, вопросов архитектуры и строительства столичных храмов XIX - начала XX столетия в следующих изданиях и исследованиях: К.Н. Афанасьев «А.В. Щусев» (М., 1978); Е.И. Кириченко «Русская архитектура 1830 - 1910 гг.» (М., 1982); Е.И. Кириченко «Архитектурные теории XIX века в России» (М., 1986); Т.А. Славина «Константин Тон» (Л., 1989); О.А. Чеканова, А.Л. Ротач «Огюст Монферран» (Л-д., 1990); Е.И. Кириченко, Г.А. Иванова, Е.Г. Клодт «Храм Христа Спасителя в Москве» (М.,1992); М.С. Флайер «Церковь Спаса на Крови: образ -воплощение - осмысление» (М., 1994); Е.И. Кириченко, М.В. Нащокина «Градостроительство России середины XIX - начала XX вв.» (М. 2001); Н.Ю. Толмачева «Исаакиевский Собор: структурно-исторический анализ архитектурного памятника» (диссертация, СПб, 2004); К.А. Александрова «Император Николай II и художественные процессы в русской культуре рубежа XIX-XX веков» (диссертация, М., 2009); Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX - начало XX века» (Спб., 2005); Ю.Р. Савельев «Искусство историзма и государственный заказ. Вторая половина XIX - начало XX века» (М., 2008).

Важнейшее значение при изучении содержательной части росписей имеют исследования каждого специалиста монументальной живописи и их опыт для нас был чрезвычайно полезен; для данного исследования были важны труды: «Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом (1700-1733), «Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии» (Otto Dermis, London, 1947; пер. с англ. Э.С. Смирновой, М., 2001),

«Система живописной декорации византийского храма IX - XI вв./ Византийская живопись» В.Н. Лазарева (М, 1971). Помимо этого, вышеназванные издания Е.И. Кириченко, диссертация А.А. Комарова «Стенопись: объем и пространство. Эволюция систем изображения» (М. 2000), диссертация И.Л. Ильмуратовой «Принципы формообразования интерьера православного храма» (Екатеринбург, 2000), статья A.M. Копировского «Классическая система внутреннего убранства православного храма, ее современное состояние и перспективы» (М., 2011, эл. версия), статья М.Г. Давидовой «Программа росписей купола и сводов христианского храма» (М. 2011, эл. версия).

Стилевые аспекты архитектуры и интерьера данного периода рассмотрены в исследованиях: Е.А. Борисова, Т.П. Каждан «Русская архитектура конца XIX - начала XX века» (М., 1971); Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин «Русский модерн» (М., 1990); И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова «Русский интерьер XVIII-XIX веков» (Л., 1977); И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова «Русский интерьер XIX века» (Л., 1984); М.М. Евтушенко «Академик Ф.Г. Солнцев (1801-1892) и его вклад в освоение древнерусского культурного наследия» (диссертация, СПб, 2007).

Образы В.М. Васнецова, знаменитого земляка, созданные в области монументального религиозного искусства, были необычайно популярны на рубеже ХІХ-ХХ вв. и многократно цитировались и повторялись в декорации храмовых интерьеров. Максимова Г.В. в статье «Иконописание: столичная мода в провинции» (М., 2003) отмечает о схожих тенденциях в Урало-Сибирском регионе и позиционирует понятие «мода» применительно к имени В.М. Васнецова. Для более полного понимания и раскрытия данного аспекта в диссертации были изучены следующие искусствоведческие исследования: диссертация Н.А. Ярославцевой «Творчество В.М. Васнецова в 70-90-е годы XIX в. Формирование и развитие стиля» (М., 1987); статья Н.С. Кутейниковой «Религиозная живопись В.М. Васнецова» (Киров, 1993). В.О. Гусакова в диссертации и книге «Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX - начала XX века» (СПб, 2008) определяет и позиционирует вышеназванное направление, посвящает исследование творчеству художников, работавшим в указанный период в области монументальной церковной живописи: В.М. Васнецову, М.В. Нестерову, М.А. Врубелю, Н.Н. Харламову, Ф.Р. Райляну, В.О. Отмару.

Базовой методикой для настоящего стали концепции, заложенные в изданиях отдела Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного Института искусствознания, ведущего исследования с 1966 г. и опубликованные в трудах: «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России» (Брянская область - М. 1988; Владимирская область - М. 2004, 2009; Ивановская область - М. 1998, 2000; Смоленская область - М. 2001; Тверская область - М. 2003, 2006). «Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования» (М. 1980, 1983, 1985, 1991, 1994, 2000, 2005, 2010). Каталоги «Памятники архитектуры Костромской области» (Костр. 1996-2009). Издания

важны возможностью соотносить художественное наследие регионов, проводить визуальные аналогии.

Росписи провинциальных церквей XIX в. - начала XX вв. становятся предметом исследований специалистов. Так, Н.В. Удралова выявляет стилевые ориентиры монументального провинциального искусства в статье «Некоторые направления в русской монументальной храмовой живописи второй половины XIX - начала XX в.» (М., 1994). Статьи Т.А. Третьяковой «Новое о творчестве Тимофея Медведева в Угличе» (Углич, 2000) и Н.Н. Исаевой «Церковные стенописи Т.А. Медведева и мастеров его круга» (М., 2010) посвящены творчеству монументалистов центральных провинций первой половины XIX в. Анализу деятельности строительных, иконописных и иконостасных артелей художественного центра Большие Соли Костромской губернии посвящена статья Е.Г. Щеболевой «Художественный центр Большие Соли в первой половине XIX в.» (М., 2010).

Объект исследования - монументальное искусство Вятской епархии.

Предмет исследования - храмовая декорация вятского православного церковного интерьера в аспекте исследования иконографических программ и художественно-стилевых решений росписей.

Цель диссертационного исследования - введение в научный оборот, выявление региональных особенностей и художественной специфики храмовой декорации Вятки.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

  1. Обозначить факторы политической, социально-экономической и духовной жизни, оказывавшие влияние на художественный облик храмового интерьера Вятки.

  2. Выявить и систематизировать выявленные памятники, установить количественный состав и хронологические рамки создания произведений, периоды развития монументального искусства Вятской епархии.

  3. Проследить взаимосвязь храмовой декорации и архитектурно-конструктивных факторов, формирующих внутреннее пространство местных интерьеров.

  4. Выявить художественные ориентиры при создании декорации храмовых интерьеров.

  5. Проанализировать состав иконографических программ росписей по составленным схемам, выявить традиционные и специфические темы, сюжеты, образы местночтимых святых, топографию их изображений в системе живописной декорации.

  6. Охарактеризовать художественно-стилевые решения монументальной живописи Вятки в контексте эпохи.

  7. Выявить взаимосвязь монументальной церковной живописи Вятки с искусством столиц и художественных центров России, определить роль местных и приезжих мастеров в развитии художественного процесса.

8. Ввести в научный оборот имена художников настенной живописи, работавших на Вятке, а также профессиональные мастерские и артели, сведения об их составе, масштабе и характере деятельности.

Эмпирической базой диссертационной работы и источниками исследования являются:

  1. Материалы научно-исследовательских экспедиций диссертанта 1989 - 2011 гг. в виде изобразительного ряда натурной фотофиксации храмовых интерьеров Вятской епархии.

  2. Материалы архивных фондов: Российского Государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург), Российского Государственного архива литературы и искусства (г. Москва), Государственного архива Кировской области (г. Киров), Вятского епархиального архива Московского патриархата (г. Киров).

  3. Произведения и письменные источники музейных коллекций: Кировского областного краеведческого музея (г. Киров), Вятского художественного музея имени В.М. и A.M. Васнецовых (г. Киров), Пермской государственной художественной галереи (г. Пермь), Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (г. Великий Устюг, Вологодская обл.), Государственного музея Палехского искусства (п. Палех, Ивановская обл.), Лальского историко-краеведческого музея (пгт. Лальск, Кировская обл.), Подосиновского краеведческого музея (п. Подосиновец, Кировская обл.), Кикнурского краеведческого музей (п. Кикнур, Кировская обл.), Санчурского исторического музея (п. Санчурск, Кировская обл.), Даровского районного краеведческого музея (п. Даровской, Кировская обл.)

  4. Технические паспорта, планы, чертежи, отчеты консервационно-реставрационных и художественно-реставрационных работ Научно-производственного центра по охране и использованию объектов культурного наследия Кировской области, а также Проектной научно-реставрационной строительной фирмы «Анфилада-Р» (г. Киров).

  5. Материалы и отчеты научно-исследовательских экспедиций (1902 -1912) вятского историка церкви, архивиста-краеведа И.М. Осокина (1864 -1921).

  6. Отчеты экспедиций специалистов Государственной центральной научно-реставрационной мастерской им. И.Э. Грабаря (1966) и Комиссий по учету церковного имущества (1982) из личного фонда искусствоведа Г.Г. Киселевой.

  7. Фотографии интерьеров и иконостасов церквей Вятской епархии конца XIX - начала XX вв., находящихся в разрозненном виде в архивах, музеях, библиотеках, частных коллекциях и т.д.

  8. Книги, периодические издания библиотек: Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Государственной универсальной ордена Почета областной научной библиотеки имени А.И. Герцена (г. Киров). Из коллекции местной печати: «Вятские губернские

ведомости» (1838-1917), «Вятские епархиальные ведомости» (1863-1917), «Памятные книжки и календари Вятской губернии» (1854-1916), «Труды Вятской ученой архивной комиссии» (1905-1917), «Труды Пермской ученой архивной комиссии» (1912), отчеты Вятского губернского статистического комитета (1863-1914).

  1. Произведения, фотографии и письма частного архива потомственных иконописцев села Палех Ивановской области В. Б. и О. М. Париловых.

  2. Источником уникальных сведений об артели Л.И. Парилова, работавшей на Вятке, составе мастерской, расписанных храмах, видах работ, ассортименте продукции и ценах на нее послужила книга, написанная самим мастером: Парилов Л.И. «Краткая история церковной живописи и иконописи и прейскурант Льва Ивановича Парилова» (Уфа, 1901).

Методологическая основа диссертации

В основу диссертации положен исторический подход к исследуемому материалу. Монументальная храмовая живопись Вятки рассмотрена в контексте общероссийских исторических, религиозных и культурных процессов, с учетом особенностей духовной жизни епархии и специфики местного храмостроения.

Фактологическая основа исследования строится на изучении письменных источников: надписей на стенах храмов, содержащих имена и даты, текстов житий святых, архивных документов, описей церковного имущества, договоров и контрактов на выполнение живописных работ, по сути, являющихся иконографической программой росписей, статей и рекламных объявлений в губернской периодике, отчетных материалов реставраторов, экспедиционных обследований, заключений инспекций, комиссий, инвентарных и технических паспортов, обмеров памятников архитектуры и других документальных материалов.

Работа основана на традиционных иконографическом и сравнительно-стилистическом методах искусствоведческого анализа. Принципы изучения системы храмовой декорации, как архитектурно-художественного синтеза, включают анализ архитектурного пространства, особенности распределения естественных источников освещения, традиционного иконографического и стилистического изучения росписей с элементами реконструкции их программы, взаимосвязью с посвящениями престолов храма. Недостаточное внимание к семантике росписей объясняется декоративным походом к убранству интерьера в XIX в., смещением на второй план духовной составляющей.

Описание интерьера каждого храма включает каталожные сведения, планы помещений, характеристику конструктивной схемы сводчатых перекрытий как материальную основу расположения живописи. В структуру анализа входят архитектурные характеристики частей храма - четверика, алтаря, трапезной, притвора с полным описанием ансамбля росписей интерьера памятника, составление разверток иконографической программы

сохранившихся росписей, а также описание отдельных композиций и изображений в синтезе архитектуры и живописи, посвящений, топографии сюжетов, художественно-стилевого решения.

Представление каждого памятника в свете его художественной значимости обладает собственной спецификой, определяемой историей создания, состоянием и степенью сохранности, доступностью для исследования, степенью изученности, количеством и составом уцелевших изображений и другими факторами. Обобщению материала предшествует процесс сбора исходных данных, накопления научных сведений, натурных фотофиксаций.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Работа выполнена в рамках специальности 17.00.04 -Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием общенаучных и специальных методов исследования, отвечающих объекту, предмету, целям и задачам. Основные положения и выводы теоретически обоснованы и аргументированы, подтверждены созданной собственной систематизированной базой данных, а также базой данных проектной научно-реставрационной строительной фирмы «АНФИЛАДА-Р» и научно-производственного Центра по охране и реставрации памятников истории и культуры Департамента культуры и искусства администрации Кировской области.

Научная новизна исследования

Впервые водится в научный оборот монументальное художественное наследие Вятской епархии в виде комплекса неизвестных произведений церковной монументальной живописи Вятки XVIII - нач. XX вв.

1. Автором установлены периоды развития монументальной
церковной живописи искусства Вятки, выявлены особенности и региональная
специфика храмовой декорации.

2. Систематизированы в группы памятники, охарактеризована
настенная живопись Богородского, Белохолуницкого, Верхошижемского,
Даровского, Кикнурского, Подосиновского районов Кировской области.

3. Установлены закономерности в составах иконографических
программ настенных росписей на основе составленных схем, выявлена
топография образов местночтимых святых.

  1. Охарактеризованы художественно-стилевые решения церковной живописи Вятки предпоследнего и последнего периодов развития монументального искусства в Новой истории. Подписные и датированные памятники дали четкие ориентиры для изучения аналогов.

  2. Автором показаны взаимосвязи настенной церковной живописи Вятки с монументальным искусством столиц и художественных центров России, определена роль местных и приезжих мастеров в ходе художественного процесса.

  3. Представлена деятельность профессиональных мастерских и артелей, сведения об их составах, масштабе и характере работ, процессе

организации деятельности, художественных ориентирах творчества. Введены в научный оборот новые имена живописцев на основе подписных датированных памятников.

7. Расширен визуальный ряд иконографии преп. Трифона Вятского (1546-1612) и блаж. Прокопия Вятского (1578-1627) XVII-XVIII вв. за счет памятников монументальной живописи второй половины XIX - начала XX вв. Выявлены традиционность, специфичность, а также сюжетно-тематическая вариативность образов.

9. Раскрыт исследовательский потенциал темы, создана научная база для дальнейшего изучения монументального искусства Вятки, определены основные направления в изучении монументального художественного наследия Вятки.

Положения, полученные лично соискателем и выносимые на защиту:

  1. Монументальное церковное искусство Вятки в виде настенных росписей и иконостасов выявлено и введено в научный оборот, что подтверждено результатами научно-исследовательских экспедиций в виде созданной систематизированной и классифицированной базы данных.

  1. Обследованные 139 храмовых интерьеров Вятской епархии и изученный по ним историко-архивный и строительно-архитектурный материал позволяют отнести монументальную церковную историческую живопись Вятской епархии в сохранившихся памятниках в редких случаях к XVIII в., в основной массе к XIX - первой четверти XX вв. Установлена хронологическая периодизация развития монументальной живописи Вятки, обусловленная особенностями местного храмостроения:

Середина XVIII - первая половина XIX вв. Вторая половина XIX - конец XIX вв. Рубеж XIX - XX вв. - 1929 г.

3. Установлено, что убранство храмовых интерьеров Вятки периода
XIX - начала XX вв. было ориентировано на столичные образцы как в
содержательном, так и в художественно-стилевых аспектах. Иконографические
программы второй половины XIX в. построены на использовании евангельских
циклов, часто вторичны и подражательны, используют решения сюжетов
Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя. Из столиц на Вятку были
привнесены стилевые концепции начала, середины и второй половины XIX в. В
росписях третьей четверти XIX в. ощущается незначительное влияние барокко,
в ряде храмов сохраняется использование архитектурно-живописного
гризайльного декора классицизма первой половины XIX в. Расцвет русского
монументального искусства конца XIX - нач. XX вв. и интерьер
Владимирского собора в Киеве оказал значительное влияние на церковное
монументальное искусство: в конце XIX в. на Вятке появляются росписи
церквей, выполненные в русле религиозно-национального направления. Они
создавались профессиональными художниками и финансировались
честолюбивым зажиточным купечеством, быстро отзывающимся на новое и
модное искусство. Одновременно создавались решения интерьеров,

компромиссно сочетающие академическую живопись XIX в. с разделяющим декором неорусского стиля. Отдельная группа памятников - это росписи, созданные на базе местных исторических реалий, по оригинальной, специально созданной для храма иконографической программе и оговоренном стиле (Успенский собор Трифонова монастыря).

  1. В XVII - XVIII вв. на Вятке сформировалась иконография местночтимых святых - св. преп. Трифона и блаженного Прокопия Вятских, которая существенно пополнилась памятниками новой иконографии в XIX -нач. XX вв. в настенной живописи. Научная реконструкция иконографических программ 37 памятников монументальной живописи Вятской епархии периода второй половины XIX - нач. XX вв. позволила выявить наличие специфических тем и сюжетов в составах росписей в виде изображений местночтимых святых, житийных циклов, установить топографию из размещений.

  2. Представлена группа памятников настенной живописи, научно-обоснованная атрибуция которых позволила отнести их происхождение к росписям известных династических артелей села Палех Владимирской губернии (3 памятника) и посада Большие Соли Костромской губернии (15 памятников). Документально подтверждено, что вятские живописцы, не имея сложившейся собственной «школы» и традиций художественного выражения, работали в условиях серьезной конкуренции. Среди приезжих были художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Серпухова, Великого Устюга, Вологды, художественных центров Палеха, Мстеры, Больших Солей.

  3. Установлено, что распространенным местным явлением стала практика росписи церквей священнослужителями. Важнейшим моментом для церковного искусства Вятской земли было открытие в 1786 г. в Вятской духовной семинарии класса церковной живописи.

  4. Небольшие приходские храмы украшали росписями местные мастера «из народа». Их характеризует отсутствие понимания общей концепции замысла декорации церковного интерьера и мышление набором отдельно взятых сюжетов, а не в составе иконографической программы. Росписям свойственна пестрота «образцов», включающая произведения художников различных эпох, складывающаяся по принципу «наличия» образцов. Росписи либо архаичны, либо стремятся к «большому» искусству. Колористические решения характеризуются цветовой экспрессией, либо очевидной ограниченностью материалов, наличием незамысловатого декора, отсутствием палеографического компонента.

  5. Представлена атрибуция подписных датированных интерьеров (9), установлены новые имена мастеров настенной живописи, работавших на Вятке.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в введении в научный оборот раздела монументальной церковной живописи Вятки, который представляет одну из региональных составляющих в общероссийском церковном искусствознании. Результаты и выводы диссертации могут стать основой дальнейших теоретических исследований в

области изучения монументального церковного художественного наследия Вятки.

Исследования и издания «Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области», призванные в максимальной полноте отразить художественное наследие России рассчитаны на специалистов - историков, архитекторов, реставраторов, искусствоведов, сотрудников музеев, а также для тех, кто интересуется вопросами краеведения, туризма, архитектурно-художественными достопримечательностями края. Материал полезен также администрациям муниципальных образований на местах, хозяйственным руководителям как описанный рекреационный ресурс области.

Выявленные памятники войдут в местные и региональные путеводители, сборники достопримечательностей, туристические маршруты, обогатят фонд художественного наследия края новыми архитектурно-художественными достопримечательностями.

Краеведческая составляющая исследований позволяет вовлечь материал в образовательный процесс, формируя грамотное отношение к отечественному художественному наследию.

Систематизированная информационная компьютерная база натурных видов памятников архитектуры Вятской епархии, настенной живописи и иконостасов на материалах фотофиксаций экспедиций 1989-2011 гг., интерьеров может быть полезна архитекторам, историкам искусства, художникам-реставраторам.

Выработанная методика ведения натурных исследований по выявлению памятников успешно применяется в ходе ежегодных научно-исследовательских экспедиций студентов кафедры ТХОМ ВятГУ.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты исследования обсуждены на заседании кафедры технология художественной обработки материалов Вятского государственного Университета. Материалы исследования апробированы на международных, всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях 2001 - 2012 гг., в том числе:

«Взаимодействие культур Европейского Севера: Традиции и современность». Международная научно-практическая конференция. Киров, 2001.

«Проблемы молодежного научного творчества». II Международный конгресс студентов, молодых учёных и специалистов. Москва, 2002.

«Святитель Николай Чудотворец: проблемы генезиса и эволюции форм почитания, агиографии, иконографии, архитектурные ансамбли». Международная научно-практическая конференция. Вологда, 2004.

«Церковь в истории и культуре России». Международная научная конференция, посвященная памяти преп. Трифона Вятского. Киров, 2010.

«Библиотечное краеведение в развитии провинциальной культуры России». Всероссийская научно-практическая конференция. Киров, 2004 г.

«Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук». Всероссийская научно-практическая конференция. Киров, 2006.

«Наука - производство - технологии - экология». Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция. Киров, 2007.

«Наука - производство - технологии - экология». Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция. Киров, 2008.

«Всероссийские научные чтения по проблемам древнерусского искусства», посвященные памяти И. П. Болотцевой. - Ярославль, 2009.

«Наука - производство - технологии - экология». Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция. Киров, 2009.

«Всероссийские научные чтения по проблемам древнерусского искусства», посвященные памяти И. П. Болотцевой. - Ярославль, 2010.

«Общество - наука - инновации». Всероссийская научно-практическая конференция. Киров, 2010.

«Всероссийские научные чтения по проблемам древнерусского искусства», посвященные памяти И. П. Болотцевой. - Ярославль, 2011.

«Общество - наука - инновации». Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция. Киров, 2011.

«Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук». Межрегиональная научно-практическая конференция. Киров, 2012.

«Православие на Вятской земле». Межрегиональная научная конференция, посвященная 350-летию Вятской епархии. Киров, 2007.

«Обретение святых». Региональная научная конференция. Киров, 2001.

«Православие на Вятской земле». Региональная научная конференция. Киров, 2003.

«Обретение святых». Региональная научная конференция. Киров, 2011.

«Кирово-Чепецк православный». Областные краеведческие чтения. Кирово-Чепецк, 2009.

«Сохранение исторических объектов и памятных мест Лузского района Кировской области». III областная научно-практическая конференция, посвященная Международному дню памятников и исторических мест. Лальск, 2010 г.

Дипломы:

Бронзовый диплом Международного фестиваля «Зодчество - 2011» (г. Москва) в номинации «Научное издание» за научно-справочное издание «Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области». Выпуск 5, 2011 г. (в соавторстве: Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В.)

Поощрительный диплом Международного фестиваля «Зодчество - 2010» (г. Москва) в номинации «Научное издание» за научно-справочное издание «Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области». Выпуск 4, 2010 г. (в соавторстве: Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В.)

Поощрительный диплом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, организованного Фондом развития отечественного образования (г. Сочи), за научно-справочное издание «Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области». Выпуск 4, 2010 г. (в соавторстве: Скопин Е.Л., КривошеинаН.В.)

Поощрительный диплом «Лучшее научное издание года» областного конкурса «Вятская книга - 2006» (г. Киров) за монографию «Святой преподобный Трифон Вятский чудотворец в иконографии XVII-XX веков» 2006 г. (Кривошеина Н.В.)

Материалы исследования использованы в учебном пособии автора «Русская церковная живопись X - начала XX вв.: история, иконография, технология» (Н.В. Кривошеина, Киров, 2006,2007, науч. рецензент - Г.Г. Голынец), излагаются автором в курсе лекций студентам Вятского государственного университета (с 1995 г.).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 4-х глав, 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы, 3-х приложений, списка иллюстраций и списка сокращений. Общий объем работы составляет 390 стр., библиография содержит 248 источников. В приложениях представлены авторские фотофиксации наружных и интерьерных видов церквей, росписей, иконостасов, развертки и схемы иконографических структур росписей, таблицы выявленных памятников монументальной живописи Вятки.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net