Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Абидова Умайра Фазилджановна. Педагогическое обеспечение интеграции детей среднего школьного возраста в поликультурное пространство: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Абидова Умайра Фазилджановна;[Место защиты: Московский психолого-социальный университет].- Москва, 2012.- 22 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Характерной приметой современности является объективно обусловленное сближение стран и народов, усиление их взаимозависимости и взаимодействия, а также активное взаимопроникновения этнических культур. Высокий уровень динамики миграционных процессов, формирование новых для коренного населения и приезжих социокультурных общностей влечет за собой повышение социальных рисков, связанных с феноменом взаимодействия этнических групп в новой для них социально-культурной реальности.

Контакты этнических культур в условиях диалога – уникальный, сложный, полный противоречий процесс. Люди, у которых веками складывалась психологическая структура различий «свой – чужой», «я – не я», не всегда готовы к открытому диалогу, к сотрудничеству, к процессам интеграции в новую поликультурную реальность.

Мировая социальная практика убедительно демонстрирует, что отказ от участия в интеграционных процессах не только приводит к росту уровня социальной напряженности, сопровождающейся нескончаемыми военными конфликтами, террористическими актами и другими проявлениями межнационального противостояния, но и отрицательно влияет на развитие самих этнических культур в целом, а также отдельных их представителей.

Динамика роста культурно-этнического многообразия заметно растет в последнее десятилетие за счет притока мигрантов из стран СНГ, ищущих работу в российских городах, прежде всего, экономически успешных, например, Москве. Это преимущественно молодые люди, которые за последние десятилетия суверенного существования государств утратили духовную и культурную связь с Россией.

Повышение уровня поликультурности в сочетании с сохраняющимися проблемами социально-экономического жизнеустройства определенной части населения, проявляющимися на фоне активизации национального самосознания, националистических настроений среди коренных жителей затрудняют интеграционные процессы, формируют предпосылки для дестабилизации в обществе, детерминируют тенденции к обострению существующих социальных рисков.

Растущее осознание обострения противоречия между повышением уровня поликультурности социальной среды, в которой живет и трудится человек, и его неготовностью к конструктивному вхождению в систему социальных отношений, выдвинуло на первый план стратегического направления развития образования – формирование готовности школьника к интеграции в поликультурную среду.

В контексте обозначенной проблемы важно подчеркнуть, что современное образование призвано обеспечить формирование способности школьника к жизнедеятельности в поликультурной реальности, решая задачи превенции роста расизма и ксенофобии, развития климата не толерантности. В рамках образовательного процесса необходимо готовить молодых людей к интеграции в поликультурную среду на основе уважение других культур, языков и религий, что невозможно вне реализации культурологической подготовки школьников. Учебные дисциплины культурологической направленности обладают значительным педагогическим потенциалом духовного развития личности учащихся.

Состояние изученности проблемы. В западноевропейских странах исследования, направленные на осмысление особенностей организации образовательной деятельности в поликультурной среде заметно активизировались в 1980–90-е годы. Определенный вклад в разработку образовательных подходов, в рамках которых решаются задачи формирования готовности подрастающих поколений осуществлять конструктивную жизнедеятельность в условиях поликультурного общества, внесли Д. Бенкс, С. Бенкс, Р. Гарсия, Д. Голлник, К. Ирвин, В. Миттер, Т. Рюлькер, Д. Хоуп и др. В эти годы начинают интенсивно разрабатываться соответствующие учебные курсы, учебники и учебные пособия. Культурологические дисциплины входят в десятку обязательных общеобразовательных курсов. В большинстве школ Германии, Франции, Голландии и других европейских стран введен обязательный экзамен по культурологии.

На протяжении советского периода в отечественной педагогической науке и образовательной действительности подготовка школьников к жизнедеятельности в многоэтничном обществе проводилась в рамках интернационального воспитания, в теоретической разработке и практической реализации которого имели место позитивные достижения. Значительный вклад в развитие теории и практики интернационального воспитания внесли Ю.К. Бабанский, И.А. Верба, З.Т. Гасанов, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.Г. Пряникова, М.А. Терентий, З.К. Шнекендорф.

Однако интернациональное воспитание характеризующееся в конце советского периода, с одной стороны, отсутствием опоры на глубокое изучение этнопедагогических традиций, а с другой, имевшее ярко выраженную политическую направленность, отличалось односторонними выводами и суждениями без учета назревающих противоречий в сфере межнациональных отношений.

В конце 70-х годов ХХ века известными педагогами (Ю.В. Бромлеем, Г.Н. Волковым, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, Л.С. Саитбаев и др.) была сделана попытка обобщения этнопедагогических традиций в контексте развития систем воспитания. Однако эта работа после бурной дискуссии в педагогическом сообществе была прекращена, так как противоречила общим методологическим подходам, технологиям, формирования новой исторической общности – советский народ.

В 80-х годах прошлого столетия в научных исследованиях (Э.А. Баграмов, М.С Джунусов, И.Ф. Протченко, З.И. Равкин и др.) был введен новый для педагогики термин – «культура межнационального общения». Вместе с тем, политические догмы и определенная консервативность советской педагогики привели, в практической работе системы образования к нивелированию ценности подготовки школьников к межэтническому взаимодействию посредством формирования готовности к конструктивному участию в межэтническом диалоге.

В 1990-е годы отечественными исследователями с новых методологических позиций, прежде всего лишенных идеологического догмата, начинают изучаться вопросы, связанные с проблемами адекватного поведения людей в условиях новой социально-культурной, политической и экономической реальности, которая складывалась на постсоветском пространстве. Так, актуализируется и приобретает приоритетное значение проблема формирования у подрастающего поколения готовности к конструктивной жизнедеятельности в поликультурной среде.

В данном контексте активизируется изучение проблемы соотношения современной культуры и народных традиций (Я.С. Турбовской); народной педагогики (Г.Н. Волков, Ш.А. Мирзоев, В.А. Николаев Т.С. Саитбаев, А.А. Сусоколов); этнокультуры (В.Г. Богораз, Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, П.Ф. Преображенский, Г.В. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.А. Тишков, С.А. Токарев, Н.Н. Чебоксаров); толерантности (А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, И.Б. Гриншпун, М.Н. Губогло), национального характера (П.И. Гнатенко, Н.Д. Джандильдин, И.С. Кон, В.Г. Крысько), межнационального общения (Г.Х. Гасанов, А.Ф. Дашдамиров., Д.И. Латышина, В.Г. Крысько).

В настоящее время многие ученые обращаются к разработке моделей образования в контексте этнокультурных проблем (Б.М. Бим-Бад, С.К. Бондырева, Г.В. Давлекамова, О.И. Давыдова, Р.В. Комраков, Е.В. Кузнецова, Д.Н. Латыпов, О.В. Лебедева, Н. А. Матвеева, Л.Н. Мукаева, А.Л. Полякова, И.О. Попова, Г.А. Станчинский). Важные выводы представлены в работах, специально направленных на изучение вопросов поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, В.В. Макаев, З.А. Малькова, В.И. Матис, Т.Б. Менская, Г.В. Палаткина, Л.А. Супрунова).

В конце ХХ века прогрессивно мыслящие философы, деятели искусства, педагоги создают научные школы культурологического образования в стране (Д.С. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов). В практику образовательной деятельности был введен принцип управления учебно-воспитательным процессом как процессом художественно-творческим, а в целом – культурным процессом. В разработанных концепциях культурологическое образование понималось как неотъемлемая часть духовной культуры формирующегося человека. В 1987 году разработана и внедряется в образовательный процесс нетрадиционная программа «Мировая художественная культура».

Значительный вклад в разработку культурологического образования в школе как средства осмысления не только феномена культуры, но и своего места в ней внесли В.С. Библер, А.П. Валицкий, Л.М. Мосолова, С.Н. Токарев, А.Я. Флиер, Е.А. Ямбург.

Выполнен и ряд диссертационных исследований, посвященных различным проблемам образования в поликультурной среде, а также подготовке учащихся к жизнедеятельности и самореализации в условиях диалога культур: «Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе» (Ф.М. Малхозова, 1999); «Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовке учащихся средней школы» (В.А. Ершов, 2000); «Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника» (Ж.Н. Шайгозова, 2006); «Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства поликультурного региона» (А.А Шогенов, 2007); «Формирование толерантности студентов в поликультурной среде ВУЗа» (Е.А. Пугачева, 2008); «Региональные особенности социализации учащихся в процессе изучения культуры народов Дагестана» (М.А. Азимова, 2010).

Между тем можно констатировать дефицит специальных работ, посвященных вопросам теории и практики обоснования и формирования готовности подрастающих поколений к интеграции в поликультурную среду как важнейшего условия их самоактуализации и самореализации в современных социокультурных условиях посредством специально организованных образовательных пространств. Можно констатировать возрастающее противоречие между потребностью общества в подготовке подрастающих поколений к эффективной жизнедеятельности в современном поликультурном обществе и недостаточной разработанностью теоретических основ формирования у учащихся готовности к интеграции в поликультурную среду.

Таким образом, проблема исследования заключается в преодолении противоречия между потребностью общества в людях, способных к конструктивному включению в систему социальных отношений в обществе насыщенном проявлениями различных этнокультур, и недостаточной разработанностью теоретических основ формирования и развития готовности к интеграции в поликультурную среду в процессе школьного образования.

Установленная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования «Педагогическое обеспечение интеграции детей среднего школьного возраста в поликультурное пространство».

Объект исследования - интеграция детей в поликультурную среду в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования – педагогическое обеспечение процесса интеграции детей среднего школьного возраста в поликультурную среду.

Цель исследования – выявить и обосновать педагогический потенциал культурологического образования при формировании готовности детей среднего школьного возраста к интеграции в поликультурную среду.

Исследование исходит из гипотетических положений о том, что достижение эффективности формирования готовности школьников к интеграции в поликультурное пространство посредством культурологического образования возможно, если:

формирование готовности школьников к интеграции в поликультурную среду осуществляется в специально моделируемом пространстве культурологического образования как целенаправленного процесса, интегрируемого в существующие школьные программы;

культурологическое образование осуществляется в следующих направлениях: формирование системы знаний об особенностях интеграционных процессов в поликультурной среде; формирование эмоционально позитивного отношения школьника к феномену поликультурности; обучение учащихся моделями поведения способствующих их самореализации в поликультурном обществе;

учитывается социокультурная специфика поликультурной среды, в которой находятся учащиеся, а также их этнокультурные и личностно-индивидуальные особенности.

Предмет, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

провести научный анализ по проблеме исследования;

выявить педагогический потенциал культурологического образования;

разработать модель культурологического образования в системе общего образования (определить цели, задачи, принципы отбора содержания, форм и методов) как средства формирования готовности школьников к интеграции в поликультурную среду;

провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной модели культурологического образования, направленного на формирование готовности учащихся к интеграции в поликультурную среду.

Методологическую основу исследования составили философские, культурологические, этнологические, социологические, исторические, педагогические теории, концепции, идеи, в частности:

- системного подхода при изучении социальных явлений (В.П. Кузьмин, Т. Парсонс, П. Сорокин, Э.Г. Юдин);

- единства логического и исторического (Ф.Ф. Королев, З.Н. Равкин);

- развития этносов и их культур (Ю.В. Бромлей, В.Ф. Вавилин, А. Геллнер, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, Э. Кассирер, В.О. Ключевский, Г. Парсонс, А. Тойнби, Ж.Т. Тощенко, О. Шпенглер, К. Ясперс);

- культуры, межкультурных контактов в жизни человечества (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, Н. Бердяев, В.С. Библер, С.И. Иконников, А.Ф. Лосев и др.).

- культуросообразности образования, отвечающего социокультурной реальности и этнокультурным характеристикам учащегося (С.И. Гессен, Э.В. Ильенков, Е.Н. Ильин, М.С. Каган, И.Б. Котов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов, В.Д. Шадриков и др.);

- адаптации личности к иной культурной среде (С.К. Бондырева, Р. Бэрон, В.Г. Крысько, Д. Ричардсон, Т.Г. Стефаненко и др.);

- структуры содержания общего образования в современной школе (Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин и др.).

- поликультурного образования и поликультурного образовательного пространства (В.П. Борисенков, Дж. Бэнкс, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова, Л.М. Сухорукова, и др.);

- сущности культурологического образования в контексте формирования и развития школьника как человека культуры (Д.С. Лихачев, Д.С. Кабалевский, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.).

Теоретическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные труды Е.А. Вавилова, Д.С. Лихачева, В.М. Менжуева о влиянии культуры на духовное становление личности; Е.П. Белозерцева, П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, В.К. Шаповалова об этнокультурных особенностях российского образования; С.К. Бондыревой, З.Т. Гасанова, И.Л. Данилова, А.Ф. Дашдамирова, В.В. Присакар о воспитании культуры межнационального общения; Г.Н. Волкова, А.Э. Измаилова О.В. Лебедевой об использовании этнопедагогических традиций в воспитании школьников; В.В. Давыдова, И.С. Кона, А.В. Мудрика о становлении человека как субъекта образовательного процесса и культурного развития; В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.А. Супруновой об актуальности и основных направлениях подготовки школьника к жизнедеятельности в поликультурной среде; В.С. Библера, А.П. Валицкого, Л.М. Мосоловой, С.Н. Токарева, А.Я. Флиера, Е.А. Ямбурга о роли культурологического образования для формировании представлений индивида об его месте в культуре.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс методов, дополняющих и взаимопроверяющих друг друга:

- методы теоретического анализа (исторический, логический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, сравнительно-исторический, моделирование);

- социологические методы (контент-анализ, анкетирование, беседа);

- изучение опыта школ по подготовке учащихся к жизни в поликультурной реальности;

- опытно-экспериментальная работа по определению эффективности разработанных содержания, форм и методов культурологического образования как средства формирования готовности школьника к интеграции в поликультурную среду в рамках общеобразовательной подготовки.

В ходе опытно-экспериментального исследования использовались: анкетирование, экспресс-опросы, беседы, интервьюирование учащихся, контент-анализ, анализ эссе и мини-сочинений, наблюдение за поведением учащихся в реальных и смоделированных во время урока ситуациях межкультурных контактов, статистические методы.

Экспериментальной базой исследования являлось ГОУ «Центр образования» № 1985 г. Москвы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

дополнено и уточнено содержание понятия «интеграция» как педагогического феномена в контексте формирования у учащихся готовности к конструктивной жизнедеятельности в условиях поликультурной социальной среды;

посредством анализа социокультурной ситуации современной России представлены факторы, предопределяющие актуализацию проблемы формирования у личности готовности к интеграции в поликультурную реальность современного мира;

обоснован потенциал культурологического образования как педагогического ресурса формирования готовности школьников к интеграции в поликультурное пространство современной России;

определены основные направления формирования готовности школьников к интеграции в поликультурную среду в рамках реализации культурологического образования;

сформулированы требования к ключевым элементам системы культурологического образования: целям, задачам, содержанию, формам, методам, технологиям, а также изучены факторы, которые предопределяют их отбор и особенности реализации в контексте решения задач интеграции индивида в поликультурную среду современной России.

Теоретическая значимость. На теоретическом уровне осуществлено уточнение и дополнение содержания понятия «интеграция» в педагогическом контексте.

Проанализированы имеющиеся в науке теоретические положения о сущности культурологического образования как ресурса формирования готовности школьников к интеграции в поликультурную среду.

Сформулированы положения и выводы, раскрывающие педагогическое решение проблемы формирования у личности готовности к жизнедеятельности в поликультурной среде.

Представлены теоретические предпосылки разработки модели культурологического образования в контексте исследуемой проблемы.

Обоснованы пути и средства формирования готовности школьников к интеграции в поликультурное пространство в процессе культурологического образования.

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования создают методологическую, теоретическую и фактологическую основу для составления учебных программ и формирования содержания соответствующих лекций и семинаров в рамках Государственного образовательного стандарта по педагогическим дисциплинам, разработки спецкурсов и спецсеминаров для студентов вузов и слушателей системы повышения квалификации преподавательских кадров. Представленный апробированный методический комплекс может быть использован в рамках преподавания учебных дисциплин культурологического цикла общеобразовательной школы.

Этапы исследования:

на первом этапе (2008 г.) проводился анализ источников, осуществлялась постановка проблемы, определялись цели и задачи, были сформулированы основные идеи и обозначены методологические основы исследования, обоснованы методы его проведения;

на втором этапе (2009 г.) продолжался теоретический анализ источников, проводилось уточнение проблемного поля исследования, были окончательно сформулированы теоретико-методологические предпосылки и разработана модель культурологического образования, как ресурса интеграции индивида в поликультурную среду;

на третьем этапе (2010-2011 гг.) посредством опытно-экспериментальной работы проводился мониторинг влияния культурологического образования на эффективность формирования готовности школьников к интеграции в поликультурную среду, осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались его основные положения и выводы.

Апробация и внедрение. Основные положения исследования докладывались на годичных собраниях Академии педагогических и социальных наук (2009–2011 гг.). Материалы диссертационного исследования опубликованы в сборниках, научных журналах, в том числе рекомендованных для представления результатов диссертационных исследований.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этнокультурное многообразие является актуальной и весьма сложной проблемой, поскольку воспитание человека как носителя идеалов, ценностей, верований, норм поведения собственного народа сопровождается дефицитом соответствующих усилий по формированию готовности личности к пониманию и уважению инокультурных феноменов, а также к взаимодействию в поликультурной среде. В данном контексте формирование готовности школьников к интеграции в поликультурную среду представляет собой одну из значимых задач современной школы.

2. Важнейшая особенность процесса интеграции индивидов в поликультурной среде как педагогического феномена связана с тем, что и исходным, и одновременно конечным пунктом ее является человек – этнический во всем многообразии своих отношений с миром. Парадигму интеграции индивида как представителя этнической общности в поликультурную среду, необходимо строить исходя из положения о том, что всякая интеграция, как педагогическое явление, напрямую или опосредованно имеет своей конечной целью качественное изменение сфер личности (эмоционально-оценочной, когнитивно-познавательной, духовно-нравственной).

3. Процесс интеграции индивидов/ как носителей определенной этнической культуры имеет свою последовательность. На первом этапе школьники вступают в некоторые отношения с одноклассниками при сохранении своих этнических характеристик. На втором – возникшие отношения между индивидами неизбежно влияют на приобретение ими новых качеств под воздействием представителей иных этнических общностей. На третьем – индивиды создают новую поликультурную общность, в которой они значимы друг для друга вне зависимости от своей этнической принадлежности.

4. Педагогический потенциал культурологического образования заключается в том, что позволяет индивиду сохранять свою социально-культурную идентичность, понимать особенности других культур, строить отношения на основе уважения иных культурно-этнических общностей, жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.

5. Содержание культурологического образования ориентировано на актуализацию социально-культурной идентификации личности, которая определяет ее статус при участии в межкультурном диалоге и обеспечивает ее первичным опытом изучения культуры; формирование представлений о культурно-этническом многообразии мира как в пространстве, так и во времени; воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность; оснащение учащегося понятийным аппаратом, который обеспечивает возможность наиболее полного описания поликультурной среды; возможность реконструкции ценностей культурных общностей, участвующих в диалоге, что является первым шагом к пониманию мотивов, установок и предубеждений участников диалога культур; развитие у школьников способностей к критическому освоению поликультурной реальности.

6. Особенности структуры культурологического образования в контексте исследуемой проблемы определяются диалоговым характером функционирования и развития культуры, уровнем этнокультурной идентификации школьника, уровнем знаний учащихся о поликультурной среде, уровнем их эмоциональной и поведенческой культур, что требует использования активных методов (диалог, беседа, дискуссия, моделирование, проектирование, реконструкция, ролевые игры, рефлексивные методы).

7. Культурологическое образование обеспечивает формирование у личности готовности к межкультурному диалогу, расширяют возможности освоения поликультурного пространства, что способствует интеграции индивида в поликультурную реальность, а также превенции или минимизации рисков в современном обществе, отличающемся этнокультурным многообразием.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе приведены таблицы, диаграммы.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net