Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музееведение; хранение художественных ценностей и памяток архитектуры

Диссертационная работа:

Семина Майя Владимировна. История формирования художественных собраний рязанского музея (1918-1938 гг.): автореферат дис. ... кандидата искусствоведческих наук: 17.00.04 / Семина Майя Владимировна;[Место защиты: Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова].- Москва, 2012.- 23 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность исследования. Проблема, связанная с комплексным изучением художественной и музейной жизни Рязани раннего советского периода, не становилась предметом специального рассмотрения. По этой причине наше исследование было обращено к поэтапному воссозданию истории формирования художественных собраний Рязанского музея. Детальная реконструкция картины музейного строительства, которому сопутствовала обширная собирательская деятельность, позволила ликвидировать многие «белые пятна» в историографии провинциальной художественной культуры.

Направленность исследовательского интереса обуславливается богатым историческим и культурным прошлым края. Будучи одной из первых экспериментальных институций историко-архивного профиля в России (наряду с Тверской, Тамбовской и Орловской), учрежденной высочайшим указом Александра III от 13 апреля 1884 г., циркуляром Министерства внутренних дел от 6 мая и открытой 15 июня 1884 г., Рязанская ученая архивная комиссия (РУАК) заложила базисные принципы разыскания, сбора, постановки на учет, изучения и сохранения памятников местной старины. В декабре 1890 г. для публичного доступа был открыт музей архивной комиссии, изначально состоявший из двух отделов - археологического и кустарно-промышленного, которые впоследствии легли в основу нескольких подотделов губернского музея. Музейное дело, таким образом, в самом начале своего существования попыталось встать на прочные научно-методологические рельсы.

Степень научной разработанности темы. В общероссийском контексте история развития отечественного музейного дела получила многоаспектное освещение в литературе благодаря фундаментальным трудам теоретиков музееведческой мысли - Б.Ф. Адлера, А.Б. Закс, И.П. Иваницкого, О.В. Ионовой, Г.Л. Малицкого, С.А. Овсянниковой-Каспаринской, Д.А. Равикович, A.M. Разгона, К.Р. Синицыной и других. Эти ученые внесли огромный методологический и практический вклад в историю изучения различных сторон музейного дела. Серия публикаций под грифом НИИ музееведения охватывала целый комплекс вопросов, связанных с описанием художественной жизни до и постреволюционной России -в столице и в провинции, с определением теоретических основ музееведения, с изучением феномена советского музея, закономерностей и перспектив его

развития, с отслеживанием этапов объединения музейной сети. Делались попытки проанализировать опыт функционирования музеев различных профилей и отраслей, механизмов их организации, акцентировалось внимание на истории становления отдельно взятых краеведческих музеев и формирования художественных собраний, освещалась социальная роль музеев. Часть из предложенных разработок со временем приобрела прикладной характер.

От фиксации фактов к критическому осмыслению - так, сжато, можно сформулировать основную задачу коллектива авторов, впервые в начале 1990-х гг. начавших рассматривать с позиции обновленной методологии проблему взаимодействия музея и института власти, а также схемы государственной политики в области музейного строительства и охраны памятников искусства и старины . Систематизация накопленных знаний отразилась в ряде изданий справочного характера .

Современная научная историография изобилует обширной географией работ по музейной тематике интересующего нас периода. Вкупе с историческими

исследованиями, в том числе с краеведческим уклоном , появились монографические и диссертационные исследования по смежным дисциплинам -культурологии и философии , которые в значительной степени углубили наше

Музей и власть: Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.). М., 1991. Ч. I; Музей и власть: Из жизни музеев. М., 1991. Ч. П.

2 Музееведение: Вопросы теории и методики. М., 1987; Музееведение: Музеи исторического профиля. М., 1988; Основы музееведения. М., 2005; Основы советского музееведения. М., 1955; Российская музейная энциклопедия. В 2-х т. М., 2001; Терминологические проблемы музееведения. М., 1986 и др.

Антонова Е.В. Становление и развитие советского музейного дела, 1917 - июнь 1941 гг. (На материалах Ленинграда). Дис. ... канд. ист. наук. Л., 1990; Иванов М.В. Становление музейной деятельности в Смоленском крае (начало XIX - первая треть XX вв.). Дис. ... канд. ист. наук. М., 2002; Постернак О.П. Музейная политика России и судьба религиозного культурного наследия в 1920-1930-х гг. (по материалам Донского и Страстного монастырей). Дис. ... канд. ист. наук. М., 2006; Синщына К.Р. Музейное строительство в Татарской АССР (1917-1967). Дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1970 и др.

Луговая Г.М. Взаимодействие музеев и общественности в области исторического краеведения, 1917-80-е гг. (На материалах Татарской АССР). Дис. ... канд. ист. наук. М., 1989; Размустова Т.О. Музей и историческое краеведение. (На материалах краеведческого музея Центрального Черноземного региона). Дис. ... канд. ист. наук. М., 1988; Флейман Е.А. Краеведческое движение в Поволжье. 1917-1930 гг. Дис. ... д-ра ист. наук. Ярославль, 1997 и др.

Алякина КВ. Провинциальный музей как «культурное гнездо». Дис. ... канд. культурологии. Самара, 2002; Киндзерская М.А. Музейное дело и сохранение историко-культурных памятников России (начало XX в. - конец 1930-х гг.). Дис. ... канд.

понимание такого социального явления как музей и той роли, которую ему суждено было сыграть в деле сохранения историко-культурного наследия страны.

Ряд советских музеев вышел из недр губернских архивных комиссий, поэтому устойчивый исследовательский интерес к истории деятельности этих научных обществ, впервые появившихся в России в начале 1880-х гг., не случаен . Особый пласт в отечественной историографии составляют работы, освещающие различные аспекты культурной среды «провинциальных гнезд», эволюцию краеведческого движения .

Обладая богатейшим эмпирическим и теоретическим багажом, искусствоведческая наука уделяет преимущественное внимание проблемам художественной жизни провинции, частному коллекционированию, антикварному рынку . Глубокий историко-культурологический и искусствоведческий анализ

культурологии. Краснодар, 2005; Сизинцева Л.И. Музейная деятельность в Костромском крае. Становление и развитие. XIX - первая треть XX века. Дис. ... канд. культурологии. М., 1998; Филатова А.Л. Музей как феномен социокультурного пространства российской провинции. Дис. ... канд. культурологии. Саранск, 2000 и др.

Алешина Т.А. Музей как феномен культуры. Дис. ... канд. филос. наук. Новочеркасск, 1999; Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2008; Махрачев С.Ф. Музей в социокультурной динамике провинции XIX-XX вв. (на материале Тамбовской области). Дис. ... канд. филос. наук. Тамбов, 2003 и др.

АлленоваВ.А. Историческая наука в российской провинции в конце XIX - начале XX вв.: Тамбовская ученая архивная комиссия. Рязань, 2002; Бржостовская Н.В. Деятельность губернских ученых архивных комиссий в области архивного дела. 1884-1917 гг. Дис. ... канд. ист. наук. М., 1951; Захаров В.М., Захарова Т.А. Саратовская ученая архивная комиссия (1886-1920). Волгоград, 2005; Макарихин В.П. Губернские ученые архивные комиссии России. Нижний Новгород, 1991 и др.

Рюмина Т.Д. Эволюция краеведения в России в конце XIX-XX веках (На материалах Москвы). Дис. ... д-ра ист. наук. М., 1999; Тагилъцева Н.Н. История краеведческого движения на Урале в 1920-1930-е годы. Дис. ... канд. ист. наук. М., 1993; Тамбовцева Н.Н. Историческое краеведение в Нижегородской губернии 20-х годов XX века. Дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2001; Филимонов СБ. Историческое краеведение в России и документальные памятники (1917-1929 гг.). Дис. ... д-ра ист. наук. М., 1992 и др.

Акинша К.А. Культурная жизнь Киева второй половины XIX - начала XX веков. (К вопросу о формировании частных коллекций и первых городских музеев). Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1990; Зенц Е.М. Научно-просветительная работа художественных музеев РСФСР в первые годы Советской власти (1917-1923 гг.). Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1971; Петухов В.В. Становление и развитие художественных музеев на юге Дальнего Востока России (1930-1956 гг.). Дис. ... канд. искусствоведения. Владивосток, 2007; Северюхин Д.Я. История развития петербургского художественного рынка XVIII - первых двух десятилетий XX вв. Дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2005; Серебрякова Н.Ю. Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900-1910-х годов: петербургские коллекции Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского (опыт реконструкции). Дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2007; Третьякова Н.Е. От картинной галереи Голицынской больницы до Голицынского музея на Волхонке.

художественной обстановки в дореволюционной России и в начале советского периода характерен для работ Г.Ю. Стернина, В.П. Лапшина и других отечественных историков искусства .

С годами все более отчетливо стала прослеживаться тенденция к расширению исследовательского диапазона в области региональной истории. Вместе с тем круг рассматриваемых вопросов хотя бы отчасти примыкающих к проблематике нашей диссертации относительно невелик. Свою концепцию архивного строительства в губернии в русле вульгарного социологизма предложила В.Н. Елисеева . Иные подходы и настроения наметились в

исследовании В.А. Толстова , предпринявшего первую попытку обобщения материала по истории деятельности Рязанской ученой архивной комиссии и предложившего комплексный анализ издаваемых комиссией «Трудов». На изучении музейной сети Рязанской губернии в XIX столетии сфокусировала свое внимание О.С. Кречетова . Тематически с ее работой перекликается диссертация А.В. Каревой . Отдельные положения из жизни Рязанского музея в контексте развития краеведческого движения в губернии и функционирования Общества исследователей Рязанского края нашли отражение в работе О.С. Тян .

Первые шаги по описанию локальных художественных явлений, соотносимых с истоками создания Рязанского художественного музея и его персоналиями, были проделаны краеведом Е.Н. Крупиным и с небольшими

Художественные собрания князей Голицыных второй половины XVIII-XIX веков. Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2005 и др.

10 Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже ХІХ-ХХ веков. М., 1970; Он же. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века. М., 1984; Он же. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М., 1988; Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983.

Елисеева В.Н. Очерки по истории архивов Рязанской области до образования губернского архивного фонда. Дис. ... канд. ист. наук. Рязань, 1947.

Толстое В.А. Рязанская губернская ученая архивная комиссия: история создания, труды и коллекции. Дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2003.

Кречетова О.С. Музей в контексте историко-культурной среды (на материале Рязанской губернии XIX- начала XX вв.). Дис. ... канд. ист. наук. М., 2002.

Карева А.В. Развитие социокультурной среды губернского города Центральной России в конце XIX - начале XX вв.: провинциальное своеобразие (на материалах Рязани). Дис. ... канд. ист. наук. Рязань, 2007.

Тян О.С. Историко-краеведческое движение в Рязанской губернии в 1920-е годы. Дис. ... канд. ист. наук. Орел, 1999.

Крупин Е.Н. Рождение музея или рассказ о создателях художественного музея в Рязани. Рязань, 1991.

дополнениями, преимущественно биографического характера, повторены в статьях

искусствоведа Г.И. Тороповой . Ограничив повествование отрезком досоветской эпохи, оба автора оставили не освещенными и не сформулированными многие вопросы. Таким образом, анализ историографии показывает, что практически все исследования, связанные с местной спецификой, не выходят за определенный хронологический рубеж, а поднимаемая в рамках данной диссертации проблематика в упомянутых выше работах носит исключительно фрагментарный характер.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования - художественная и музейная жизнь Рязани в период с 1918 по 1938 гг.

Предмет исследования - история формирования художественных собраний первого советского государственного музея региона.

Цели и задачи. Для раскрытия главной цели исследования - проследить этапы комплектования художественных коллекций Рязанского музея - перед диссертантом ставились следующие задачи:

рассмотреть эволюцию выставочного движения в Рязани в первой трети XX в.;

реконструировать картину музейного строительства в губернии в период становления и укрепления советской власти;

воссоздать панораму художественной жизни Рязани;

изучить структуру и динамику развития Рязанского музея, специфику и особенности его функционирования на всех этапах существования;

выстроить летопись картинной галереи;

восстановить историю Рязанского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР);

предложить и обосновать периодизацию художественной и музейной жизни Рязани;

- осветить ход кампании по изъятию церковных ценностей.

Торопова Г.И. Художественная жизнь Рязани начала XX века и образование художественного музея // Сборник Калужского художественного музея. Калуга, 1993. Вып. 1. С. 241-249; Торопова Г.И. Из прошлого художественной жизни Рязани: А.А. Киселев-Камский и образование художественного музея // Художественные музеи России. Собиратели, хранители, реставраторы. СПб., 2005. Вып. 3. С. 224-235 и др.

Хронологические рамки работы охватывают отрезок с 1918 по 1938 гг. Нижний рубеж маркируется 1918 г. - временем регистрации губернского историко-художественного музея. В течение двух десятилетий Рязанский музей неоднократно менял свое название. Сначала он функционировал под вывеской Рязанского губернского историко-художественного музея, с 1923 по 1926 гг. - как Рязанский государственный областной музей, затем из названия исчезает территориальный признак, но с 1927 г. снова возвращается. В 1929 г. Рязанская губерния была ликвидирована, а ее территория на правах отдельного округа вошла в состав Московской области. Тогда же, постановлением Наркомпроса РСФСР, музей был реорганизован в Базовый Средне-Окский музей. В 1937 г. Рязанская область восстанавливает свою автономию. Административно-территориальная реформа приводит к смене статуса музея, преобразованного в Рязанский областной краеведческий музей. В самом начале второго квартала 1938 г. из краеведческого музея выделяется художественный отдел, который лег в основу Рязанского областного художественного музея.

Методологическая основа исследования носит междисциплинарный характер. В силу того, что тематика данной диссертации соотносится с несколькими отраслями знаний - искусствоведением, историей, культурологией -методологическое ядро исследования формировалось исходя из понятийно-категориального аппарата смежных областей. Один из базисных подходов работы зиждется на фактологическом методе, который способствовал объективному и целостному видению картины музейного строительства в губернии на фоне общероссийского культурного развития. Обильная фактология исследования подкреплялась критериями историзма и объективности. В рамках принципа историзма использовались компаративный (историко-сравнительный), историко-ситуационный и ретроспективный (историко-генетический) методы. Первые два метода открывают широкое поле для интерпретации и оценки фактов, событий и явлений с учетом реалий конкретной исторической обстановки. Применение ретроспективного метода помогло определить причинно-следственные связи и обусловленность развития музейного дела в губернии. В качестве вспомогательного методологического инструментария использовался синхронный метод, а также метод периодизации (диахронный), благодаря которому были

выявлены и обозначены узловые этапы в хронологии художественной и музейной жизни Рязани. Исследование сопровождалось источниковедческим анализом архивных документов.

Источниковая база исследования классифицируется по пяти группам. Первая группа источников - произведения изобразительного искусства, ставшие частью художественных коллекций Рязанского музея.

Вторая группа источников опирается на документальные собрания архивохранилищ Москвы и Рязани, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот.

Третья группа формируется из блока местных и центральных периодических изданий, на страницах которых публиковались анонсы, рецензии о выставках, освещались вопросы художественной жизни губернского города.

Четвертую группу источников составляют фундаментальные труды по истории русского и советского изобразительного искусства, наработки по теории и практике музейного дела, каталоги художественных выставок 1906-1936 гг. Особую ценность представляют каталоги выставок дореволюционной поры, являющиеся библиографической редкостью.

Пятая группа включает в себя мемуары известных деятелей культуры и искусства - искусствоведов Игоря Грабаря и Георгия Вагнера, историка Виктора Шульгина. Круг источников этой группы мы замыкаем дневником губернского комиссара Наркомпроса Михаила Воронкова из архива Музея истории молодежного движения (г. Рязань), который охватывает период с декабря 1918 по апрель 1919 гг., то есть времени становления и активного функционирования местных органов Наркомпроса .

Научная новизна исследования.

1) Впервые в отечественном искусствознании проведено комплексное изучение истории формирования художественных собраний Рязанского музея на фоне музейного строительства раннего советского периода. Исследование позволило увидеть генезис, эволюцию и динамику художественной и музейной жизни Рязани. В Российском государственном архиве литературы и искусства были выявлены ранее не публиковавшиеся воспоминания о Филиппе Малявине,

МИМД. Д. 230/229. Тетрадь № 2.

раскрывающие неизвестные страницы творческой биографии художника доэмиграционного периода . В записях воспроизводится колоритный и весьма характерный для малявинского темперамента эпизод из «рязанского периода» в связи с национализацией его усадьбы в 1918 г. Один из узловых фрагментов реконструирует малоизвестный «московский этап», сопряженный с художественными исканиями и переосмыслением эстетических взглядов живописца и колориста.

2) Исторический путь развития Рязанского музея в качестве крупнейшего художественного и научно-исследовательского центра региона является слепком культуры русской провинции советской эпохи. Социально-политическая обусловленность процессов, захлестнувших страну после октябрьского переворота 1917 г., породила благоприятную среду для культурных преобразований. Роль активных исполнителей отводилась, в том числе, и представителям провинциальной интеллигенции.

В сфере музейного строительства Рязанский край становится своеобразным испытательным полигоном. Своими корнями эта традиция восходит ко времени царской России, когда в культурном пространстве Рязани возникла экспериментальная губернская архивная комиссия. Иную идейную подкладку по осваиванию «культурных гнезд» имела амбициозная концепция новой власти. В марте 1918 г. Рязань вошла в тройку губерний (наряду с Владимирской и Орловской), где заработали первые губернские отделы по охране памятников искусства и библиотек, учрежденные при губернских отделах Народного образования (Губоно) по инициативе местных Советов. В том же реформаторском году был основан Спасский музей, первый уездный музей советской Республики.

Вехами в историографии советского краеведения можно назвать два мероприятия, прошедших в Рязани в 1919 и 1921 гг. Резолюция Первого губернского съезда по охране памятников искусства и старины 1919 г. постулировала идеи, послужившие платформой в деле охраны памятников и музейного строительства в губернии. В фундаментальном тезисе съезда признавалось существование единого губернского музейного фонда. В 1921 г. было созвано Первое губернское совещание по охране памятников искусства, старины,

РГАЛИ. Ф. 2970. Оп. 1. Д. 49.

природы и изучению Рязанского края. В 1924 г. Рязанский музей собирает Первую областную конференцию музейных работников Центрально-промышленной области. Знаковым событием в хронологии музейного строительства стала регистрация в 1926 г. в музейной сети РСФСР Гиблицкого музея Касимовского уезда, первого волостного музея страны.

Суммировав эти исторические свидетельства, можно говорить о воздействии местного опыта на процесс развития общероссийского музейного дела, поскольку апробация передовых для своего времени экспозиционных методик, послуживших прикладными моделями в музейной практике, способствовала повышению научного авторитета Рязани в среде музейной корпорации.

3) Чтобы проследить непрерывность местных художественных традиций,
интеллектуальной и духовной связи поколений, выявить и обозначить переходные
этапы, была выстроена периодизация, которая оказалась важным инструментом
для анализа социокультурных факторов, повлиявших на генезис и эволюцию
художественной и музейной жизни Рязанского края.

Подъем общественной активности, зарождение и расцвет выставочного движения приходится на период с 1906 по 1915 гг. В последующие военные годы художественная жизнь города затихает, в выставочной практике образовывается вакуум. Инициированные новой властью, лозунги культурной революции 1918 г. послужили мощным импульсом в деле музейного строительства на периферии. В несколько видоизмененном формате возрождаются художественные традиции досоветской поры. В 1923 г., с завершением организационного оформления структуры органов Наркомпроса, курирующих музейную сферу и область охраны памятников искусства и старины, Рязанский музей вступает в фазу стабилизации. Однако середина 1920-х гг. ознаменовалась нарастанием кризисных тенденций, связанных с усилением пропаганды и политизацией музейной жизни. Сужение социальных функций музея и последовательное нагнетание регрессивных факторов приводит к ломке музейного организма. Период с 1930 по 1938 гг. мы охарактеризовали как музейный декаданс.

4) На протяжении четверти века - с 1906 по 1931 гг. - Рязань была
творческой площадкой для художников различных направлений. Закладка основ
провинциальной выставочной культуры началась с освоения художественного

пространства города представителем местной творческой интеллигенции, художником Александром Киселевым-Камским, ставшим идейным вдохновителем устройства первой в Рязани художественной выставки, на которой дебютировал студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Роберт Фальк, будущий лидер «Бубнового валета».

Смена общественно-политической формации повлекла закономерные изменения в эстетических пристрастиях властной элиты. Новая страна требовала нового искусства. Самым ярким выразителем обновленной концепции пролетарской культуры из проживавших в Рязани художников стал член «Союза русских художников» Филипп Малявин, зарекомендовавший себя еще в 1900 г., когда на Всемирной выставке в Париже был удостоен золотой медали за дипломную картину «Смех», наделавшую много шума и ставшую одним из символов русского модерна.

Творческое наследие этого виртуозного рисовальщика и портретиста содержит тысячи графических листов. Однако в историю русского искусства Малявин уверенно вошел как автор национального новаторского изобразительного цикла, моделями для которого послужили крестьянские типы Рязанской губернии, ставшей для художника настоящей творческой лабораторией, щедро одарив его обилием выразительных образов и глубиной красок.

С 1900 г. художник с семьей проживал в собственном имении неподалеку от деревни Аксиньино Рязанской губернии, а в 1918 г., после национализации его усадьбы, переехал в Рязань. Здесь, в течение месяца, он преподавал в Свободных государственных художественных мастерских. В феврале 1919 г. в Рязани открылась первая персональная выставка работ Малявина, организованная по инициативе Губоно и приуроченная к 50-летию со дня рождения художника. Устроители представили публике 3 монументальных живописных полотна, 15 картин среднего размера и 50 рисунков. Украшавшие экспозицию два больших холста - «Старик у очага» и «Старуха» - были закуплены музеем. После ошеломляющего успеха выставки Малявин получает приглашение от Наркома просвещения А. Луначарского переехать в Москву. В 1922 г. художник навсегда покидает Россию.

В 1926 г. на правах члена этнографических экспедиций началось сотрудничество с Рязанским музеем художницы Любови Милеевой. Уроженка Рязани, Милеева покорила жюри Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, проходившей в 1925 г. в Париже, своим декоративным панно «Старая и новая деревня», которое было отмечено золотой медалью. В 1936 г. Рязанский музей провел единственную посмертную персональную выставку работ Милеевой, куда вошли более 250 лучших произведений живописи и графики. Творческий путь художницы, иллюстратора и декоратора, четко просматривается через ее излюбленный жанр - детский портрет, исполненный в графике. В конце 1920-х гг. в искусстве Милеевой наметился коренной перелом. В поисках декоративного реализма и «декоративных основ живописности» она переходит к технике масляной живописи. Искусствовед Георгий Вагнер полагал, что художественный метод Милеевой примыкал к эстетике мастеров «Мира искусства» и «Голубой розы».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные наработки и результаты исследования могут быть включены в разделы учебных пособий и лекционных курсов в рамках изучения региональной истории, спецкурсов по дисциплинам «История русского искусства XIX - первой половины XX вв.», «Музеология», «Культурология», использованы при составлении методических пособий, при написании словарных статей для энциклопедических изданий, в исследованиях историко-искусствоведческого профиля, внедрены в музейную практику.

Апробация исследования. Отдельные тезисы диссертации были представлены в качестве докладов на XVI и XVII «Санкт-Петербургских религиоведческих чтениях» (г. Санкт-Петербург, 2009-2010), на международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010» (г. Москва, 2010), на межрегиональной научно-практической конференции «VI Яхонтовские чтения» (г. Рязань, 2010). Основные положения работы изложены в четырех статьях.

На заседаниях кафедры истории и теории христианского искусства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кафедры теории

и истории изобразительного искусства МГАХИ им. В.И. Сурикова данная научная работа получила положительные отзывы и была рекомендована к защите.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключительной части, библиографии и трех приложений.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net