Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музееведение; хранение художественных ценностей и памяток архитектуры

Диссертационная работа:

Болтаевская Татьяна Игоревна. Художники М.Н. и С.М. Воробьевы и их значение в контексте истории русского искусства XIX века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведческих наук: 17.00.04 / Болтаевская Татьяна Игоревна;[Место защиты: Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова].- Москва, 2012.- 24 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность избранной темы

Творчество Максима Никифоровича Воробьева (1787-1855) и Сократа Максимовича Воробьева (1817-1888) издавна привлекает исследователей русского искусства. Оба художника принадлежат к славной плеяде русских пейзажистов XIX века, творчество которых определило собой новый этап в формировании русского пейзажа.

Настоящая работа восполняет пробел, который существует в истории русской живописи XIX столетия. Она посвящена творчеству художников, будучи так популярными в свое время, ценимыми современниками, но потом незаслуженно забытыми.

На сегодняшний день нет ни одного полного исследования их творчества. Живопись Воробьевых не проанализирована в специальной литературе, за исключением небольших упоминаний о картинах и фактической стороне жизни художников. Существующие немногочисленные статьи, письма и исследования нуждаются в анализе, переосмыслении и систематизации представленной в них информации, необходимых для комплексной оценки творческого наследия Воробьевых. Недостаточно обширен и полон формально-стилистический анализ работ художников, что вынуждает более углубленно изучить данный вопрос, пересматривая некоторые оценки современников художников и переосмысляя их вклад в искусство.

Все это обуславливает актуальность исследования творчества Максима и Сократа Воробьевых в контексте русской пейзажной живописи XIX столетия.

Степень изученности темы исследования

Настоящая работа посвящена изучению жизни и творчеству Максима Воробьева и Сократа Воробьева. Однако трудность заключается в том, что о них, как и о большинстве художников XIX века, сохранилось не много сведений. До нас достаточно мало дошло мемуаров современников, где говорилось бы о художниках, еще в меньшей степени сохранились записки самих художников. В существующих трудах еще не рассматривалась отдельно проблема формирования стиля Максима и Сократа Воробьевых, что является необходимым в изучении их творчества.

К вопросу о художественном творчестве Максима Воробьева в свое время обратился А.А. Федоров-Давыдов, опубликовав статью «Молодой Максим Воробьев», охватив только ранний период творчества художника. Кратко о художнике написал Г.В. Смирнов, упомянул о Воробьеве и А.Н. Бенуа. В истории русского искусства под ред. И.Э. Грабаря помещена небольшая статья А.Н. Савинова и Э.Н. Ацаркиной о М.Н. Воробьеве и его учениках. В 1999 году в журнале «Юный художник» А.Погодина опубликовала некоторые материалы о Воробьеве. О Максиме Воробьеве также писали Н. Попова и Л. Правоверова в 9 номере журнала «Искусство» за 1987 г. В 2001 году Государственной Третьяковской галереей был выпущен каталог выставки «Святая Земля в русском искусстве», в котором опубликованы некоторые работы восточного периода Максима Воробьева. Для более тщательного изучения творчества Воробьева чаще приходиться обращаться к публикациям XIX века. Так, в 1888 году в журнале «Вестник изящных искусств» была опубликована статья П.Н. Петрова «М.Н. Воробьев и его школа». Данные исследования не позволяют в полной мере оценить весь вклад Воробьева в русскую живопись XIX века и раскрывают его творчество не в полной мере. Достаточно мало отведено вопросу о путешествие художника на Ближний Восток и его поездки в Италию, не проведен

сравнительный анализ его произведений с работами Сократа Воробьева. Все перечисленное является вполне существенным материалом для раскрытия темы исследования. Еще в меньшей степени изучено творчество Сократа Воробьева. Имя художника кратко упоминается в справочных материалах по истории русской живописи и лишь в значительной мере о нем упоминает А. Погодина в статье «В тени отца. Молодой Сократ Воробьев (1817-1888)» сделав акцент на раннем этапе становления творчества художника.

Объектом исследования в данной работе являются живописные полотна и графические работы художников, исполненные ими в различные периоды их творчества, как в России, так и за границей.

Предметом исследования является влияние романтизма на творческое становление Максима и Сократа Воробьевых.

Цель работы состоит в рассмотрении творчества Максима и Сократа Воробьевых, как явления художественной культуры своего времени во взаимосвязи с основными тенденциями русского искусства.

задачи исследования:

- формирование корпуса работ Максима и Сократа Во
робьевых и воссоздание их реальной биографии, поскольку в
литературе она содержит много пробелов и ошибочных фак
тов;

- изучение малоизвестных и известных на сегодняшний
день многочисленных живописных и графических работ Во
робьевых и отбор для более пристального исследования наи
более ключевых произведений, демонстрирующих своеобра
зие и реакцию на романтическое направление в русской пей
зажной живописи первой половины XIX столетия;

- организация собранного материала согласно стилистиче
ским особенностям разных периодов творчества и раскрытие
специфики каждого из рассматриваемых периодов;

определить значимость поездки Максима Воробьева на Ближний Восток для дальнейшего его творчества;

выявление изменения в стиле мастеров и обозначение основных хронологических этапов их изменений;

- выявление специфики живописи Максима и Сократа Во
робьевых в сопоставлении с творчеством современников;

Границы исследования

Хронологические рамки диссертации - первая половина XIX века определены творческой деятельностью Максима Воробьева, начавшейся в России (обучение в Академии художеств в классе перспективной живописи у Тома де Томона и Ф.Я. Алексеева, пенсионерская поездка по губернским городам), преподавательская деятельность, его путешествие на Ближний Восток, островам Греческого архипелага и по городам Европы.

Изучение творчества сына художника - Сократа Воробьева обусловлено следующими временными рамками: середина -вторая половина XIX века. Его поступление в Академию художеств (1833 г.) где под влиянием своего отца юный художник постигал основы живописи; пенсионерская поездка в Италию в 1840 году, посещение Франции, Германии, Швейцарии; написание видов пригородов Петербурга и преподавательская деятельность.

Теоретико-методологические основы диссертации

Изучение творчества Максима и Сократа Воробьевых в контексте русского искусства XIX века носит комплексный характер, сочетая несколько подходов.

На предварительном этапе исследования существенная роль была отведена анализу письменных материалов и источ-

ников, таких как теоретические сочинения по истории, искусствоведению на русском и английском языках (Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке; Берковский Н.Я. Романтизм в Германии; Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII-начала XIX века; Russian drawings 18th to early 20th century; F. Cummings. Romanticism in Britain 1760-1860), публицистические статьи (Попова H. М.Н. Воробьев и его ученики; Погодина А.А. Дуб, пораженный молнией (Максим Воробьев)), мемуары (Петрушевский Ф.И. Воспоминания о М.Н. Воробьеве; Соколов П.П. Воспоминания).

Применение историко-культурного метода позволило с большей четкостью обозначить художественную и культурную специфику периода, к которому принадлежат живописные и графические работы Воробьевых.

Формально-стилистический анализ позволил выявить основные этапы изменений и ключевые источники влияний, своеобразие и новаторство живописного метода Максима и Сократа Воробьевых.

Метод стилистического анализа также использовался для решения проблем датировки отдельных работ. На сегодняшний день, в связи с малым количеством исследований и обширным творческим наследием, работы Воробьевых неоднозначно датируются, что затрудняет изучение творчества художников в данном направлении.

Совмещение вышеперечисленных методов позволило, основываясь на анализе конкретных произведений, рассмотреть обозначенные вопросы в контексте более широких и ключевых проблем общего художественного развития.

Научная новизна исследования

- Данная диссертация представляет собой первую попытку
полного и детального рассмотрения творчества Максима и
Сократа Воробьевых на базе имеющегося в нашем распоряже-

ний фактического материала, а также новых данных, полученных автором в процессе исследования;

Впервые живопись художников рассмотрена и проанализирована как отражение романтических настроений эпохи первой половины XIX столетия;

Впервые рассматривается вопрос о влияние Максима Воробьева на становление творческого письма Сократа Воробьева;

Впервые проводится подробный анализ живописи и графики Воробьевых, подвергается тщательному изучению манера художников, формирование их стиля;

Большое внимание уделяется жанровой специфике произведений художников;

Впервые дана наиболее полная картина пребывания Максима Воробьева на Ближнем Востоке;

- Впервые дан полный обзор коллекции графики Воробьевых
из собрания Государственного исторического музея;

Теоретическая и практическая значимость исследования

состоит в возможности выпуска полной монографии о художниках с большим количеством иллюстративного материала. Возможность использования материалов и выводов диссертации историками искусства и культуры в научно-исследовательской и музейной практике, а также педагогической деятельности. Кроме того, собранный материал, а также предложенные выводы могут быть использованы для дальнейших специальных исследований как по творчеству Воробьевых, так и по русскому искусству XIX века в целом. Также, отдельные положения диссертации могут быть включены в материалы лекционных курсов.

Положения, выносимые на защиту

  1. Путешествие М.Н. Воробьева на Ближний Восток имеет большое значение для изучения творческой биографии художника и кроме того данная поездка оказала сильное влияние на дальнейшее развитие его творчества.

  2. В работах Сократа Воробьева прослеживается явная преемственность художественного письма Максима Воробьева.

  3. Романтизм широко нашел свое отражение в работах не только Максима Воробьева, но и его сына Сократа.

Апробация работы

Работа прошла обсуждение на кафедре теории и истории искусств МГАХИ им. В.И. Сурикова и получила рекомендацию к защите. Ключевые разделы диссертации нашли отражение в ряде публикаций в научных изданиях и сборниках.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения, примечания, списка использованной литературы, списка принятых сокращений. Из четырех приложений. В первом и во втором отражена хроника жизни и творчества Максима и Сократа Воробьевых. В третьем представлен каталог произведений художников. В четвертом альбом с иллюстрациями. В первой главе рассказывается о романтизме в западноевропейской и русской живописи. Во второй главе этапы творческого пути Максима Воробьева. Где также рассказывается о его преподавательской деятельности в стенах Академии художеств. В третьей главе рассматривается поездка художника на Святую Землю. В четвертой главе изучается графика Максима Воробьева. В пятой главе рассматриваются ранние годы творчества Сократа Воробьева. Шестая глава посвящена пейзажным акварелям и рисункам С.М.Воробьева. В седьмой гла-

ве рассматриваются основные особенности творческого метода художника.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net