Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Бортникова Ирина Игоревна. Интенсивная концертно-исполнительская практика как фактор развития учащегося-музыканта специализированного колледжа: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Бортникова Ирина Игоревна;[Место защиты: Воронежский государственный педагогический университет].- Воронеж, 2012.- 24 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность исследования. Проблема развития музыкально одарённых детей – будущих музыкантов-исполнителей, обеспечения и реализации самобытности ребёнка, его творческой индивидуальности находятся в центре внимания современного образования, педагогической науки и культуры. Именно поэтому в Концепции художественного образования Российской Федерации на период до 2015 г. подчёркивается необходимость поддержки талантливой молодёжи. Социальный заказ со стороны общества и государства предполагает, что образование должно фор-мировать активное, деятельностное, творческое начало в личности.

Вопросы личностно-профессионального развития учащихся-музы-кантов стоят особенно остро в связи с тем, что в процессе освоения музыкального инструмента проблемы технологии обучения часто ставятся на первый план, оставляя развитию музыкальности, артистизма, личностных качеств, мотивации, интереса к занятиям на музыкальном инструменте второстепенную роль. Оптимизировать развитие учащегося, облегчить трудоёмкий многолетний процесс профессионального овладения музыкальным инструментом, понять и преодолеть сложности становления юного музыканта, адаптировать его к проблемным, а для многих учащихся стрессовым ситуациям концертных выступлений, а также максимально развить и актуализировать творческий потенциал можно при условии вовлечения учащихся в интенсивную концертно-исполнительскую практику. Интенсивная концертно-исполнительская практика - это фактор развития учащегося-музыканта, который, оказывая большое влияние на развитие, определяет его характер и отдельные черты; это вид деятельности, повышающий мотивацию к занятиям, благодаря которому выявляются и развиваются значимые качества личности (волевые, лидерские, музыкально-исполнительские, организаторские и др.). Назначение и роль интенсивной концертно-исполнительской практики заключается в том, чтобы увлечь музыкальным исполнительством, обеспечить карьерный рост, личностную и профессиональную успешность музыканта.

В связи со сказанным актуальным является исследование вопросов развития учащихся-музыкантов специализированных учебных заведений в процессе организации интенсивной концертно-исполнительской практики в рамках учебного процесса и за его пределами, которая будет способствовать повышению результативности личностно-профессионального развития учащихся - будущих музыкантов-исполнителей.

Степень разработанности проблемы. Роль музыкального искусства как значимого воспитательного средства отмечена выдающимися философами и педагогами: Аристотелем, Платоном, Я.А. Коменским, Д. Дидро, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, В.А. Сухомлинским и др. Изучением развития способностей и одарённости занимались учёные: Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпин, В.Д. Шадриков и др.

Концептуальные направления развития личности в системе музыкального образования разрабатывали Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Д.К. Кирнарская, Б.М. Неменский, А.С. Петелин, В.Г. Ражников, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, В.А. Школяр, Л.В. Школяр и др.

Развитию одарённости в процессе концертно-исполнительской практики посвятили свои работы выдающиеся музыканты-пианисты: А.Б. Гольденвейзер, И. Гофман, К.Н. Игумнов, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, а также скрипачи-исполнители, педагоги-практики и исследователи: Л. Ауэр, М.М. Берлянчик, В.Г. Григорьев, А.Л. Готсдинер, И.А. Лессман, Д.Ф. Ойстрах, О.Б. Шульпяков, И.М. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич и др.

Однако в психолого-педагогической литературе недостаточно чётко представлены возможности использования интенсивной концертно-исполнительской практики (ИКИП) как фактора развития учащегося-музыканта, а также не определены условия её организации и эффективной реализации в процессе обучения. Анализ психолого-педагогической литературы, отражающей вопросы развития и воспитания учащегося-музыканта в процессе концертно-исполнительской практики, позволил выявить следующие противоречия:

- между потенциальными развивающими и воспитательными возможностями интенсивной концертно-исполнительской практики и неразработанностью педагогических условий, способствующих эффективному развитию одарённого учащегося-музыканта в данном процессе;

- между значимостью интенсивной концертно-исполнительской практики и неразработанностью научно обоснованных рекомендаций по её реализации.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий развития одарённого учащегося-музыканта специализированного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики.

Актуальность обозначенной проблемы и её практическая значимость позволили сформулировать тему исследования: «Интенсивная концертно-исполнительская практика как фактор развития учащегося-музыканта специализированного колледжа».

Объект исследования – музыкально-образовательный процесс специализированного колледжа.

Предмет исследования – педагогические условия развития одарённого учащегося-музыканта специализированного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать педагогические условия и разработать модель развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:

  1. конкретизировать понятие «интенсивная концертно-исполнительская практика», определить содержание, структуру и функции развития учащихся в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики;

  2. выделить критерии и соответствующие им показатели развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП;

  3. разработать модель развития учащегося-музыканта специа-лизированного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики;

  4. обосновать и опробировать педагогические условия развития одарённого учащегося-музыканта специализированного коллед-жа в процессе концертно-исполнительской практики.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики будет эффективным, если:

- наиболее значимым фактором профессионально-личностного развития каждого учащегося-музыканта специализированного учебного заведения будет концертно-исполнительская практика (в её интен-сифицированном виде);

- содержание, структурные компоненты и функции развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП будут способствовать эффек-тивности процесса становления музыканта-исполнителя;

- модель развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики, разработанная на основе системного, личностного, культурологического, средового и контекстного подходов будет являться основой организации музыкального образования в колледже;

- обоснованная совокупность педагогических условий развития одарённого учащегося-музыканта в процессе ИКИП будет способствовать ускоренному личностно-профессиональному становлению учащихся - будущих музыкантов-исполнителей.

Методологическую основу диссертационного исследования сос-тавили:

- философская концепция человеческой деятельности как активной формы созидательного освоения мира: (И.В. Блауберг, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Э.Г. Юдин и др.);

- учение о единстве мышления, сознания, деятельностно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б.Г. Ананьев, Б.М. Кедров, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.);

- ведущие положения системного подхода (П.К. Афанасьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, С.В. Овчарова и др.), личностного подхода (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.А. Сластёнин, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.); культурологического подхода (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, Ю.М. Лотман, В.М. Розин, Е.В. Шорохов и др.); средового подхода (Г.С. Батищев, Е.П. Белозерцев, И.С. Кон, Ю.С. Мануйлов. А.В. Мудрик и др.); контекстного подхода (А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова и др.);

- ценностные основания гуманитарного образования (Е.В. Бондаревская, И.В. Колесникова, Л.П. Разбегаева, Н.С. Розов и др.);

Теоретической основой исследования также явились:

- представления о целостном педагогическом процессе (Н.К. Сергеев, Н.М. Борытко, В.С. Ильин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);

- концепция музыкального образования как процесса общения с духовными ценностями и условия развития личности (Э.Б. Абдуллин, И.В. Арановская, Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, А.С. Петелин, Е.Р. Сизова, Г.М. Цыпин, В.А. Школяр и др.);

- психология музыкальной деятельности (Л.Л. Бочкарёв, Л.В. Вахтель, Л.С. Выготский, А.Л. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпин и др.);

- базовые положения о культурно-образовательной среде (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, В.А. Петровский, Б.П. Юсов и др.);

- идеи теории диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер. М.С. Каган, В.И. Кудашев, С.Ю. Курганов, Ю.М. Лотман и др.);

- концепции одарённости (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Б.М. Теплов и др.);

- исследовательские работы, отражающие проблемы и роль практики в развития музыканта-исполнителя (М.М. Берлянчик, Э.В. Боброва, М.А. Кононенко, Б.П. Левченко, А.С. Петелин, Р.Ф. Сулейманов, Э.А. Сухачева, Ю.А. Цагарелли и др.);

- научно-методические работы о преодолении негативных сценических ситуаций: (В.Г. Григорьев, Ю.Д. Мазин, К.С. Станиславский, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпин, О.Б. Шульпяков и др.);

- исследования по проблемам скрипичного исполнительства (Л. Ауэр, М.М. Берлянчик, В.Г. Григорьев, И.А. Лессман, С.О. Мильтонян, С.М. Шальман, О.Б. Шульпяков, И.М. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич и др.).

Для решения поставленных задач в процессе диссертационного исследования использовались следующие методы:

- теоретические: анализ философской, социологической, педагоги-ческой, психологической, научно-методической литературы по проблеме ис-следования; нормативных программных документов в области музы-кального образования; диссертационных исследований по данной проблеме; проектирование результатов исследования; синтез; обобщение;

- эмпирические: обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, беседы, тестирование, опросы, интервьюирование), экспертная оценка, анализ музыкально-исполнительской деятельности учащихся, обобщение опыта педагогов, музыкантов-исполнителей в области музыкально-педагогического образования, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты;

- статистические: ранжирование, шкалирование, математическая обработка полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж» (классы скрипки и ансамбля скрипачей). В опытно-экспериментальной работе принимали участие 47 учащихся колледжа, 9 преподавателей и 24 родителя. Исследование проводилось с 2005 по 2011 год и состояло из трёх этапов:

Первый этап, теоретико-поисковый (2005-2007 г.г.) – выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучение философской, социологической, психологической и научно-методической литературы; выявление противоречий, формулирование проблемы, определение объекта, предмета, цели, задач, выдвижение гипотезы.

Второй этап, технологический (2007-2010 г.г.) – разработка и апроба-ция экспериментальной модели развития учащегося-музыканта специализи-ванного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской прак-тики. Проведение опытно-экспериментальной работы, включающей конста-тирующий и формирующий эксперименты, проверка выявленных педаго-гических условий в экспериментальной группе.

Третий этап, аналитический (2010-2011 г.г.) – обобщение и систематизация результатов теоретической и опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических выводов и положений. Оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на основе сложившихся в педагогической теории подходов к пониманию развития учащегося-музыканта конкретизировано содержание понятия «интенсивная концертно-исполнительская практика», определена сущность и структура личностно-профессионального развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики;

- разработана модель развития учащегося-музыканта специализи-рованного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики, представляющая собой совокупность структурных компонентов, способных эффективно влиять на развитие личности: целевой блок (цель, подходы, принципы, задачи), содержательный блок (содержание, формы, методы, средства, факторы, условия); функциональный блок (культурологи-ческая, музыкально-исполнительская, творческо-познавательная функции), диагностический блок (этапы, критерии, показатели, уровни, результат);

- определены критерии и показатели, позволяющие выявить эффектив-ность развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП;

- обоснованы и опробированы педагогические условия, способст-вующие развитию одарённого учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики: создание культурно-образовательной среды, обретение музыкально-исполнительского опыта в процессе ИКИП, психолого-педагогическая поддержка воспитанников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и результаты вносят вклад в развитие теории общего и музыкального образования: обогащают и дополняют теорию музыкального обучения и воспитания систематизированной и конкретизированной информацией об особенностях развития учащегося-музыканта специа-лизированного колледжа; выявленные сущностные характеристики содержания развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП расширяют научные представления о возможностях концертной практики (во всём многообразии вариативных концертных выступлений); разработанная теоретическая модель развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП способствует реализации обучения в колледже; выявленные и научно обоснованные педагогические условия обеспечивают эффективное развитие одаренного учащегося-музыканта в процессе ИКИП.

Практическая значимость исследования определяется разработкой педагогических средств развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики, составлением научных рекомендаций, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса, разработкой дополнений к базовым типовым программам учебно-методического комплекса (УМК по специальности скрипка и ансамбль скрипачей), разработкой и внедрением педагогической программы «Учусь играть и выступать на сцене», которая направлена на развитие личностных и профессионально важных качеств учащихся, воспитание эмоционально-ценностного отношения к действительности, активности, развитие музыкальных способностей и самореализацию в процессе музыкально-образовательной деятельности, реализуемых в образовательно-воспи-тательном процессе Воронежского музыкального колледжа и детских школ искусств г. Воронежа. Разработанная модель развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП способствует эффективной организации педагогической деятельности на отделении струнно-смычковых инструментов музыкального колледжа, результатом которой является повышение уровня развития учащихся в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики. Разработанные тестовые материалы; моделирование концертных ситуаций и использование вариативных форм концертных выступлений для вовлечения в концертную практику самого широкого круга исполнителей в возрасте от 5 до 18 лет позволили развивать учащихся, наблюдать и корректировать становление музыканта-исполнителя.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе раз-вития учащихся-музыкантов от экспериментального и подготовительного отделения до выпускного класса колледжа, на курсах повышения квалификации педагогов - музыкантов-инструменталистов, в детских школах искусств, в специализированных учебных заведениях, в высших учебных заведениях, имеющих исполнительские факультеты.

Достоверность научных результатов диссертационного исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических положений; системной совокупностью используемых источников, применением комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования; использованием математических методов для обработки статистических данных педагогического эксперимента; сопоставимостью полученных данных с практикой обучения в музыкальном колледже; многолетним личным опытом преподавателя в специализированном музыкальном колледже для одарённых детей по данной проблематике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интенсивная концертно-исполнительская практика – это деятельность учащихся-музыкантов в рамках специализированного колледжа и за его пределами, основу которой составляет серия индивидуальных (сольных и ансамблевых) концертных выступлений, позволяющая поддерживать устойчивый интерес к занятиям на инструменте; сделать более эффективным, качественным изучение музыкального произведения, обеспечив его «дозревание» в сценической ситуации и обрести разнообразный, богатый опыт концертных выступлений.

Развивая способности ребёнка, ИКИП помогает ему справиться с про-явлениями излишнего сценического волнения; адаптироваться к неожи-данностям сцены, с самого раннего детства получить представление о своей будущей профессии. Специфика ИКИП заключается в том, что она ор-ганизуется путём создания взаимодополняющих форм концертных выступ-лений, развивающих профессионально и личностно важные качества музыканта и соответствующих разному уровню общей готовности му-зыканта-исполнителя и степени готовности исполняемого им музыкального произведения.

Структура и содержание развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики состоят из взаимо-связанных компонентов:

- мотивационный компонент включает в себя отношение учащихся к нормам, правилам и ценностям, которые необходимы в условиях репетиционного периода и в концертных выступлениях (исполнительская деятельность во всём её многообразии, музыкальный инструмент, домашние и классные занятия), а также потребность учащихся-музыкантов в интенсивной концертно-исполнительской практике;

- интенсивно-деятельностный компонент предполагает наличие коммуникативных навыков, умелое взаимодействие с партнёрами по ансамблю, а также включает в себя знания, умения учащихся, приобретённые ими в практической музыкально-исполнительской деятельности и профессионально важные качества (выдержка, артистизм, музыкальность, умение управлять своим психолого-эмоциональным состоянием, лидерские наклонности);

- рефлексивный компонент заключает в себе способность учащегося к адаптации в сценических ситуациях, к надёжности и безошибочности испол-нения, а также к самооценке, самокоррекции, саморегуляции в процессе заня-тий, репетиций, в концертных выступлениях (репетиционная, испол-нительская деятельность) и умение проанализировать на разных этапах обучения уровень своего исполнения и развития.

2. Модель развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики содержит:

Целевой блок - цель – развитие учащегося-музыканта в процессе концертно-исполнительской практики;

- подходы - системный, личностный, культурологический, средовый, контекстный;

- принципы – культуросообразности, диалогичности, личностного участия в ИКИП, индивидуализации;

- задачи – формирование мотивационного, интенсивно-деятельностного и рефлексивного компонентов развития учащихся-музыкантов.

Содержательный блок - содержание – развитие учащегося-музыканта: взаимодействие обучающегося и педагога в процессе образовательной деятельности в классе скрипки и реализации программы «Учусь играть и выступать на сцене»;

- средства развития учащегося-музыканта: УМК специальных дисциплин, фонотека, возможности интернета (мультимедийные средства), записи с концертов, театры, филармонии, базы производственной концертной практики, специальный подбор музыкального репертуара;

- методы развития учащегося-музыканта: художественные, ассоци-ативные, проективные, игровые, проблемно-творческих задач, диалогичнос-ти, сотворчества, стимулирования, самостоятельности, диагностические;

- формы организации учебно-воспитательной, развивающей деятельности: занятие-диалог, музыкальные гостиные, литературно-музыкальные композиции, конкурсы, фестивали, мастер-классы;

- факторы развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП: внешние (влияние культурно-образовательной среды на деятельность музыканта-исполнителя, готовность к сотрудничеству педагогов общеобразовательного и музыкального циклов, материальные и др.), внутренние (потребность в профессиональном музыкально-исполнительском самовыражении и личностной самореализации, вхождение в музыкально-исполнительскую практику и освоение в ней новых ролей, развитие музыкальных спо-собностей и др.).

Функциональный блок - функции развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП:

- культурологическая: вхождение в мировую художественную и музыкальную культуру и применение знаний и умений в процессе сценических выступлений;

- музыкально-исполнительская: поэтапное технологическое и эмоционально-содержательное, музыкально-деятельностное освоение инструмента;

- творческо-познавательная: возможность расширять кругозор учащихся, знания в области музыкально-исполнительского творчества и применять их в процессе освоения инструмента и в концертных выступлениях.

Диагностический блок - этапы развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики: целеполагающий (анализ состояния учащихся до проведения эксперимента); процессуальный (работа с экспериментальной группой); креативный (анализ результатов процессуального этапа);

- критерии и соответствующие им показатели их сформированности: мотивационно-ценностный - интерес, потребность, оптимизация; креативно-деятельностный - артистизм, исполнительские знания, умения, музыкальность; регулятивно-рефлексивный - адаптация, надёжность, рефлексия;

- уровни развития учащегося-музыканта: фрагментарный (низкий), устойчивый (средний), интерпретаторский (высокий);

- результат – высокий уровень развития музыканта-исполнителя.

3. Совокупность педагогических условий развития одарённого учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнитель-ской практики включает:

- создание культурно-образовательной среды, все компоненты которой (культурное пространство города, специализированный музыкальный колледж, организация домашних занятий, ИКИП) будут направлены на формирование в учащемся-музыканте заинтересованного исполнителя (солиста и ансамблиста), создание вдохновляющей, конкурентной, развивающей атмосферы и обеспечение такого режима работы, который бы позволил юному музыканту ускоренно и эффективно развивать свои личностные и профессиональные качества;

- обретение музыкально-исполнительского опыта в концертной практике: становление адаптационных возможностей учащихся-музыкантов в проблемных сценических ситуациях, способность донести задуманную трактовку музыкального произведения в концертном выступлении, умение общаться с партнёрами по ансамблю и публикой;

- психолого-педагогическая поддержка воспитанников предполагает совместное с ребёнком определение его интересов, целей, возможностей, помощи ему в достижении позитивных результатов в музыкальном исполнительстве, оптимизация процесса освоения музыкального инструмента, преодоление кризисных ситуаций репетиционного и концертно-исполнительского периодов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены на следующих семинарах и конференциях: VII Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2011); методическая конференция педагогов-скрипачей средних специальных музыкальных школ при консерваториях Российской Федерации (Новосибирск, 2002), Межрегиональная методическая конференция «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования в учебных заведениях культуры и искусства» в Воронежской государственной академии искусств (Воронеж, 2000), научно-практическая конференция «Искусство и педагогика в социокультурном контексте: образование, наука, творчество» (Воронеж, 2011), заседание кафедры общей и социальной педагогики ВГПУ, методические заседания струнно-смычковых отделений музыкального колледжа, детских школ искусств №14, №16, а также на курсах повышения квалификации для педагогов детских школ искусств.

Результаты диссертационного исследования отражены в одиннадцати публикациях автора, в том числе трёх публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Основные идеи, теоретические положения и прикладные материалы прошли апробацию в ГУО СПО «Воронежский музыкальный колледж», ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей» и Детских школах искусств №14 и №16 г. Воронежа.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений, включает таблицы и рисунки.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net