Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музееведение; хранение художественных ценностей и памяток архитектуры

Диссертационная работа:

Канокова Фатима Юрьевна. Декоративно-прикладное искусство ногайцев: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения наук: 17.00.04 / Канокова Фатима Юрьевна;[Место защиты: Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова].- Москва, 2012.- 32 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что проблемы формирования и развития декоративно – прикладного искусства ногайцев до настоящего времени не были предметом особого изучения и исследования.

В работе рассматривается общее содержание исследуемого объекта, выявляются основные черты и стилистические особенности в искусстве ногайцев. Собрано большое количество материала и памятников, определяющих основные виды декоративно-прикладного искусства ногайцев, среди которых выделяются: художественная обработка камня, металла, резьба по дереву, вышивка золотыми и серебряными нитями, изготовление узорных войлоков, тиснение и аппликация по коже.

Изучение декоративно-прикладного искусства ногайцев раскрывает не только эстетическую сторону и национальное своеобразие данного вида искусства, но и указывает на моменты, напрямую связанные с различными периодами хозяйственной и общественной жизни, на художественно-культурные связи с другими народами. Лучшие традиции декоративно-прикладного искусства ногайцев, выработанные многими веками, являются ценным источником в оказании влияния на современную художественную практику как в области творчества большого круга народных мастеров, так и в деятельности профессиональных художников в местах компактного проживания ногайцев.

Тема диссертационного исследования становится особенно актуальной при прогнозировании дальнейшего развития национального искусства в условиях современной России, поскольку оно играет свою особую роль в межнациональных отношениях. В первую очередь, это связано с изменениями в общественном развитии и бурным ростом этнического самосознания народов, их стремлением к выявлению самобытных ценностей национальной культуры и созданию условий для дальнейшего свободного и всестороннего развития в новой реальности XXI века.

Объект изучения. Археологические, полевые материалы, частные и музейные коллекции ногайского прикладного искусства.

Предмет исследования. Исторические и художественные тенденции развития различных видов народного декоративно-прикладного искусства ногайцев, а также пути его развития, выявление содержательности и специфики синкретического характера, связи с фольклором, обрядами, обычаями и религиозными представлениями; исследование принципов создания вещи, анализ особо значимых памятников прикладного искусства и творческого процесса мастеров.

Границы исследования. Период образования Ногайской Орды (XIV-XVII вв.), когда произошло окончательное формирование ногайцев и до настоящего времени.

Целью диссертационного исследования является (с позиции искусствоведческой науки, опираясь на историко-этнографические исследования):

рассмотрение ряда вопросов, связанных с декоративно-прикладным искусством ногайцев;

определение художественно-стилистических особенностей этого искусства и путей его развития;

воссоздание целостной картины искусства этнически родственных народов, проживающих в различных местах России;

подвергнуть искусствоведческому анализу археологические памятники, полевые, музейные и частные коллекции, дошедшие до наших дней.

Основные задачи исследования:

выявление общего содержания исследуемого объекта, введение в научный обиход большого количества памятников, определяющих основные виды декоративно-прикладного искусства ногайцев;

выявление основных черт и стилистических особенностей в искусстве ногайцев;

выявление технико-художественных традиций и приёмов ногайских мастеров;

исследование наиболее широко распространённых видов прикладного искусства;

характеристика традиционных центров художественных производств и определение их локальных отличий;

раскрытие взаимосвязи декоративно-прикладного искусства ногайцев с другими проявлениями духовной и материальной культуры народа;

выявление местных особенностей и установление типологически общих черт между народным декоративно-прикладным искусством ногайцев и сопредельных народов;

определение места и значения декоративно-прикладного искусства в жизни ногайцев.

Методика исследования. В связи с отсутствием специальных искусствоведческих исследований по данной теме, основой диссертации являются принципиальные положения современной искусствоведческой науки. В диссертации использованы как сравнительно-исторические, так и формально-стилистические научные методы. Особое внимание в диссертации уделено основным художественным мотивам, орнаментальным элементам, используемым в декоре произведений различных видов декоративного искусства. При этом выявлены общие характерные черты памятников и новые направления в современных произведениях.

Для сравнительного анализа и выявления общих черт позднего периода использованы экспонаты и коллекции, хранящиеся в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Махачкалы, Черкесска, Ставрополя, Астрахани и Элисты.

Научная новизна заключается в теоретическом осмыслении и искусствоведческом анализе огромного количества памятников, характеризующих основные виды и исторические этапы в развитии декоративно-прикладного искусства ногайцев. Данное исследование является первой работой, посвященной анализу художественной культуры ногайского народа. При работе над диссертацией определены:

ареалы распространения различных традиционных ремёсел и промыслов

выявлены центры художественных производств, а также сведения о ведущих мастерах как в прошлом, так и настоящем

охарактеризованы ремесленно-художественные приёмы и технология изготовления изделий

Впервые введены в научный оборот материалы, собранные в ходе полевых исследований. Исходя из собранного материала, определена структура традиционного художественного творчества ногайцев и проведена классификация его основных видыов.

Практическая ценность диссертационной работы заключается в возможности использования традиций художественного творчества в деле возрождения и развития народных художественных промыслов и ремёсел на территориях, где проживают ногайцы, а также в привлечении к творческой работе наследия народных мастеров, которое было выявлено в процессе полевых исследований.

Материалы могут быть использованы для расширения научных представлений об истории культуры и искусства ногайцев, в образовательном процессе и творческой деятельности. Результаты исследования могут стать основой лекционных курсов и учебно-методических пособия для лиц, изучающих народное декоративное искусство.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные результаты диссертационной работы опубликованы в сборниках научных трудов, в международной, центральной, региональной и республиканской печати. Важные вопросы диссертации были отражены в докладах и сообщениях, сделанных на научно-практических конференциях в Астрахани, Карачаевске, Черкесске и Майкопе.

Материалы диссертации были использованы при составлении курса лекций по истории декоративно-прикладного искусства народов Северного Кавказа в Кабардино-Балкарском государственном университете. С результатами исследования ознакомлены музеи г. Астрахани, Черкесска, а также институты гуманитарных исследований этих городов, республиканские центры народного творчества и культурно-просветительной работы. В целях продолжения исследований отдельных видов народного декоративно-прикладного искусства студентам Карачаево-Черкесского государственного университета, а также училища культуры и искусств г.Черкесска предложен ряд тем по народному искусству ногайцев.

Структура и объём исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка мастеров, словаря терминов, списка принятых сокращений, списка используемой литературы и приложений. Диссертация изложена на 190 страницах машинописного текста, список используемой литературы содержит 203 наименования. Приложение состоит из 10таблиц , 250 иллюстраций.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net