Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Архангельская Виктория Дмитриевна. Музыкально-педагогические воззрения и деятельность леонида владимировича николаева (1878 – 1942): автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Архангельская Виктория Дмитриевна;[Место защиты: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»].- Казань, 2012.- 19 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность исследования. Начиная с конца XX столетия, все более явственно наблюдается снижение профессионального уровня подготовки отечественных педагогов-пианистов и исполнителей. На смену выдающимся музыкантам (Л.Н.Наумов, Д.А.Башкиров, Л.А.Баренбойм, Н.Л.Штаркман, С.Т.Рихтер, Э.Г.Гилельс, В.С.Горовиц, Н.Е.Перельман) не приходят столь же высококвалифицированные специалисты. Современные методики преподавания игры на фортепиано нацелены в основном на простое исполнение авторского текста без его внутреннего наполнения, что приводит к потере высокого художественного уровня трактовки исполняемого музыкального материала, отличаются однотипным набором слабо связанных между собой приемов и методов обучения, отсутствием комплексности и многофункциональности, что в недостаточной степени отвечает сегодняшним профессиональным педагогическим требованиям. Фактически не используется богатейший педагогический опыт выдающихся педагогов-музыкантов предыдущих столетий. Таким образом, одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами-музыкантами в учебных заведениях начального, среднего и высшего звена: детских музыкальных школ (школы искусств, студии), музыкальных колледжей, вузов является непрерывное совершенствование теории и методики фортепианного исполнительского искусства.

В то же время дальнейшая разработка и внедрение новейших технологий в
процесс обучения и воспитания молодых музыкантов, оптимизация практики
преподавания музыкально-исполнительских дисциплин предполагает органичное
освоение педагогического опыта выдающихся пианистов-педагогов прошлого.
Однако до сих пор не в полной мере выявлены, обобщены и сформулированы
принципы работы известных педагогов-исполнителей фортепианного искусства. В
определенной мере этот пробел восполняют фундаментальные исследования
Н.М.Растопчиной, Д.Д.Благого, С.Н.Байдалинова, Ю.В.Болотова, Т.Л.Беркман,
С.М.Мальцева, С.М.Хентовой, Т.А.Хмуниной, Б.Л.Кременштейн, А.Д.Алексеева,
Л.А.Баренбойма, в которых анализируются педагогические принципы
Ф.М.Блуменфельда, А.Б.Гольденвейзера, А.Н.Есиповой, Т.Лешетицкого,

Я.И.Милынтейна, Г.Г.Нейгауза, Л.Н.Оборина, А.Г.Рубинштейна, Н.Г.Рубинштейна, В.И.Сафонова.

Российская фортепианная педагогика опирается на прочные многовековые традиции, выработанные выдающимися музыкантами-педагогами. У истоков этих традиций стояли Дж.Фильд, М.И.Глинка, А.Г. и Н.Г.Рубинштейны, Т.Лешетицкий, А.Н.Есипова, В.И.Сафонов, В.В.Пухальский, П.Л.Пабст, Ф.М.Блуменфельд и др. Наследниками и продолжателями этих традиций принято считать видных московских и ленинградских музыкантов, которые являются представителями отечественной исполнительской и музыкально-педагогической фортепианной школы XX века: К.Н.Игумнов, Л.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг, Л.В.Николаев.

Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно исследованным остается музыкально-педагогический опыт этих выдающихся педагогов-музыкантов, наиболее ярким представителем которых был один из основателей Ленинградской (Петербургской) фортепианной школы Леонид Владимирович Николаев. Он занимал ведущее место среди профессоров Ленинградской консерватории, проработав в ней свыше тридцати лет. За этот период Л.В.Николаев оставил глубокий след в истории фортепианного исполнительства и педагогики, воспитал плеяду талантливых исполнителей, педагогов, имена которых широко известны в России и за рубежом:

А.Д.Каменский, Н.Е.Перельман, В.Х.Разумовская, И.М.Рензин, П.А.Серебряков, В.В.Софроницкий, Д.Д.Шостакович, М.В.Юдина, С.И.Савшинский (свыше 120 человек). Это обстоятельство дает основание говорить о «школе Л. В. Николаева».

Обращение к имеющимся источникам о Л.В.Николаеве (книги, монографии, брошюры, диссертации, статьи, письма) показывает, что практически весь материал посвящен различным сторонам жизни и деятельности его как педагога, композитора, исполнителя. Так, С.И.Савшинский, Л.А.Баренбойм, Н.Л.Фишман, К.Х.Аджемов, А.А.Алынванг, Л.А.Баренбойм, С.М.Хентова, В.М.Богданов-Березовский, ЯИМильштейн, Е.Я.Либерман, Е.Н.Федорович раскрыли многие характерные черты фортепианной школы Л.В.Николаева. Однако целостное системное представление о музыкально-педагогической деятельности Л.В.Николаева до сих пор отсутствует. Приведенные факты убеждают в необходимости специального научного исследования, посвященного музыкально-педагогической деятельности профессора Ленинградской консерватории Леонида Владимировича Николаева, и позволяют выявить и сформулировать следующие противоречия:

между необходимостью сохранения и продолжения традиций отечественной
пианистической школы и фортепианной педагогики и малой изученностью
музыкально-педагогической деятельности выдающихся представителей

фортепианного искусства;

между значительным вкладом Л.В.Николаева в отечественную музыкальную педагогику, с одной стороны, и недостаточной изученностью его музыкально-педагогической деятельности - с другой.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы историко-теоретические предпосылки и дидактические основы музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева? Это предопределило выбор темы исследования.

Цель исследования: выявить историко-теоретические предпосылки и дидактические основы музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева.

Объект исследования: развитие музыкально-педагогической теории и практики фортепианного исполнительско-педагогического искусства XIX - XX вв.

Предмет исследования: историко-теоретические предпосылки и дидактические основы музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева.

Задачи исследования:

  1. Обобщить тенденции развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительско-педагогического искусства (XIX - XX вв.) как исторические предпосылки становления музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева.

  2. Выявить и обосновать теоретические предпосылки анализа музыкально-педагогической деятельности Л.В.Николаева.

  3. Определить историко-педагогические факторы становления профессора Л.В.Николаева как педагога индивидуального исполнительского класса.

  4. Выявить дидактические основы музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева.

Хронологические рамки исследования: период жизни и деятельности Л.В.Николаева (1878 - 1942). Вместе с тем логика исторического подхода, предписывающая анализировать этапы становления и развития теоретических основ развития музыкальной (фортепианной) педагогики, обусловила необходимость обращения к более ранним и

поздним периодам зарубежной и отечественной истории музыкальной и общей педагогики. Наиболее пристально внимание концентрировалось на второй половине XIX в. и первой половине XX в.

Методологическая база исследования включает: деятельностный, комплексный и личностный подходы как методологические основания для изучения сложных педагогических систем; системно-структурный подход, который позволил представить предмет исследования как единую систему и рассмотреть его с позиции целостности; аксиологический подход, основанный на предмете исследования с позиций общечеловеческих ценностей; гуманистический подход (личностно-ориентированный), предполагающий развитие внутреннего мира ученика-исполнителя как субъекта обучения и свободное совместное творчество ученика и педагога; культурно-исторический и средовой подходы изучения персоналий; перенос акцента с хронологии на типологию объекта исследования, что позволило выделить общее и частное в педагогическом опыте как закономерности историко-культурных и педагогических традиций.

Теоретической основой исследования служат:

теория деятельности (Л.С.Выготский, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев);

теория развития личности в деятельности и общении (А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов);

теория творческой педагогической деятельности (Г.Л.Ильин, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, Ю.Л.Львова, А.А.Мелик-Пашаев, Л.М.Митина, Н.Д.Никандров, В.В.Сериков, В.А.Сластенин);

теория художественной педагогики (А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Н.Г.Тагильцева, Л.В.Школяр);

педагогические и психологические проблемы музыкально-педагогической деятельности (А.Д.Алексеев, Б.В.Асафьев, Г.Н.Ахмеров, Л.А.Баренбойм, Л.Л.Бочкарев, Ю.Н.Бычков, А.Л.Готсдинер, Е.Б.Девяткина, Б.Я.Землянский, Б.Л.Кременштейн, Е.О.Кузнецова, М.Н.Курбатов, Е.Я.Либерман, Н.А.Любомудрова, Л.А.Мазель, С.М.Майкапар, А.Н.Малюкова, А.Н.Молодов, Г.Г.Нейгауз, Л.П.Новикова, В.А.Петрушин, В.М.Подуровский, С.И.Савшинский, Н.В.Суслова, О.В.Тулинова, С.М.Хентова, Г.М.Цыпин, Р.Н.Эргашев).

Методы исследования в целом характерны для изучения истории музыкальной педагогики. Это комплекс общенаучных (анализ, синтез, систематизация, обобщение) и конкретных методов: сравнительно-сопоставительный и историко-ретроспективный; структурный и комплексный, историко-эстетический и аналитический, текстологический метод анализа изучаемого материала; методы обобщения, актуализации и систематизации опубликованных материалов в специализированной литературе, архивных данных, исторических фактов, что содействовало определению изученности проблемы, подведению поэтапных и общих итогов.

Источниковая база исследования представлена следующими группами материалов.

1. Источники: изданный лекционный материал Л.В.Николаева; его неизданный архивный рукописный материал (стенограммы лекций); опубликованные письма и воспоминания учеников, коллег, современников Л.В.Николаева; документы архивного фонда «Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки» (ГЦММК, г.Москва); документы Санкт-Петербургского

государственного учреждения «Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга» (ЦГАЛИ).

2. Историография: исследования С.И.Савшинского и Л.А.Баренбойма (С.И.Савшинский «Леонид Николаев. Очерк жизни и творческой деятельности». (Л., 1960), С.И.Савшинский «Леонид Николаев. Пианист. Композитор. Педагог». (Л.; М., 1950) и юбилейная книга, изданная к столетию со дня рождения Л.В.Николаева «Л.В.Николаев. Статьи и воспоминания современников. Письма», редакторами-составителями которой являются Л.А.Баренбойм и Н.Л.Фишман (Л., 1979)); работы теоретиков фортепианного исполнительства (К.Х.Аджемов, А.А.Алынванг, Л.А.Баренбойм, В.М.Богданов-Березовский, Е.Я.Либерман, Я.И.Милыптейн, С.И.Савшинский, С.М.Хентова); труды, посвященные европейскому и отечественному фортепианному исполнительству и музыкальной педагогике; историко-педагогические сочинения по исследуемому периоду; труды современных авторов по проблемам истории музыкальной педагогики и общей педагогики.

Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 2006-2011 гг. в три этапа.

I этап (2006-2008) включал в себя поиск литературных источников и архивных документов, изучение и анализ информации по теме исследования, на основе чего систематизировался фактический материал, выстраивалась исходная теоретическая база исследования, формировался научный аппарат.

П этап (2008-2009) - осуществлялись анализ, обобщение и систематизация всей источниковедческой базы, выявлялись особенности музыкально-педагогической деятельности профессора Л.В.Николаева, разрабатывалось теоретическое обоснование положений диссертационного исследования, формулировались выводы, производилась предварительная литературная обработка текста и других материалов диссертационного исследования.

Ш этап (2009-2011) - завершение исследования, оформление текста диссертации и приложений, апробация основных положений диссертационного исследования в виде публикаций и выступлений на различных научно-практических мероприятиях, написание автореферата.

Научная новизна исследования:

1. Обобщены тенденции развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительского и педагогического мастерства (XIX - XX вв.), которые представлены в логико-историческом аспекте:

начало XIX в.: дифференцированный подход в профессиональном и общемузыкальном образовании; коллективная и индивидуальная формы обучения; развитие музыкальных способностей, элементарных навыков музицирования, формирование творческой активности и др.;

середина XIX в.: воспитание музыканта-исполнителя, отсутствие педагогической подготовки у выпускников музыкальных учебных заведений; формирование неповторимых черт русской композиторской школы, становление и укрепление национальной фортепианной школы как школы мирового значения, расцвет русской музыкальной критики (В.В.Стасов, А.Н.Серов, Ц.А.Кюи, Г.А.Ларош, Н.Д.Кашкин и др.);

вторая половина XIX в.: становление подготовки профессиональных педагогических кадров; разделение музыкальных профессий: педагогика, исполнительство и композиторское творчество; открытие отделений Русского музыкального общества с целью содействия развитию русской музыки и

профессионального музыкального образования в России; формирование в начальный период деятельности первых русских консерваторий основ методики обучения игре на фортепиано и становление национальной русской фортепианной школы (В.И.Сафонов, Т.Лешетицкий, А.Н.Есипова, Ф.М.Блуменфельд, Л.В.Николаев, А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, К.Н.Игумнов, А.Б.Гольденвейзер и др.).

2. Выявлены и обоснованы теоретические предпосылки анализа музыкально-
педагогической деятельности Л.В.Николаева:

дано авторское определение понятия музыкально-педагогическая деятельность педагога индивидуального исполнительского класса - это творческая деятельность педагога-музыканта, направленная на музыкальное образование обучаемого посредством музыкального искусства, путем формирования и развития индивидуальных музыкальных способностей учащегося, овладения им профессиональными исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте;

определен комплекс характеристик музыкально-педагогической деятельности, включающий цель, задачи, ее функциональные виды, педагогическое взаимодействие, стиль педагогического общения, педагогические технологию, приемы, особенности, методы, мастерство. В отличие от других исследователей (Л.Г.Арчажникова, Л.Л.Бочкарев, В.М.Подуровский, О.В.Тулинова, С.М.Хентова и др.), которые используют названные характеристики по отношению к подготовке учителя музыки, автор рассматривает суть этих характеристик применительно к подготовке музыканта-исполнителя.

3. Определены историко-педагогические факторы становления Л.В.Николаева как
педагога индивидуального исполнительского класса {объективные: период
зарождения музыкального образования в России - развитие деятельности
Ленинградской консерватории - педагогическая преемственность - влияние великих
деятелей искусства того времени - непосредственное общение с широким кругом
людей, имеющих значительный социальный статус - признание авторитета
Николаева в музыкальных кругах и в общественной жизни; субъективные: семейное
окружение - музыкальные и творческие способности - разносторонние интересы -
открытость в исполнительской и педагогической деятельности всему новому -
общительность - доброжелательность - работоспособность - одаренность - любовь к
музыкальному искусству).

4. Выявлены дидактические основы музыкально-педагогических воззрений и
деятельности Л.В.Николаева:

1) педагогические принципы обучения педагога индивидуального исполнительского класса:

педагогическое воздействие на индивидуальность ученика (демонстрация собственного профессионального исполнительского опыта; поддержка своеобразного индивидуального исполнительского типа; стремление не заслонять индивидуальность ученика личностью педагога; предоставление возможности ученику создать собственное музыкальное сочинение; установка на бесконечный творческий поиск, развитие критического отношения к собственному исполнительскому искусству; творческая трансформация форм и методов обучения в зависимости от индивидуальности ученика; развитие индивидуальности ученика без излишнего педагогического попечительства);

развитие интеллектуально-логического мышления обучаемого (использование методов внутренней логики, первоначального анализа, осознания, ориентировки,

углубления, общего охвата произведения, сравнения, обобщения, «отказа от эмоциональной игры», интуитивной находки);

развитие творческого (композиторского) мышления обучаемого (сочинительский подход к музыкальному материалу, точное выполнение рекомендаций автора, проникновение в его замысел посредством обращения к другим видам искусства, «композиторский анализ», «собственное сочинение» музыкального произведения, видение подтекста авторского замысла, внутреннее представление музыки, детализированное освоение текста);

развитие самостоятельности обучающегося как основное условие для дальнейшего совершенствования профессионального исполнительского и педагогического мастерства.

  1. комплекс педагогических технологий обучения (поисковая беседа на индивидуальном уроке; индивидуальный урок перед ученической аудиторией -мастер-класс; включенная в лекцию беседа; творческие беседы (беседа-отзыв)).

  2. продуктивный стиль педагогического общения, обусловленный сочетанием требовательности и глубокого уважения к ученику; толерантностью; спокойным ровным тоном на уроке; демократическим отношением к ученикам; доступной формой объяснения материала; установкой на положительный результат; уважительным отношением к творчеству других педагогов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные педагогические принципы, методы, приемы, подходы и технологии, сложившиеся в опыте Л.В.Николаева, а также понятия и характеристики, уточненные автором применительно к музыкально-педагогической деятельности, играют значимую роль в развитии музыкальной педагогики и методики преподавания не только фортепианного исполнительского класса, но и любой исполнительской специальности. Для истории музыкальной педагогической мысли важными выступают выявленные факторы становления Л.В.Николаева как педагога, исполнителя и композитора, а также тенденции развития музыкального образования и музыкальной педагогики в период с начала XIX по XX в.

В научный оборот музыкальной педагогики введены ранее неизвестные архивные материалы, имеющие историческую ценность (изданный лекционный материал Л.В.Николаева; неизданный архивный рукописный материал (стенограммы лекций) Л.В.Николаева; опубликованные письма и воспоминания учеников, коллег, современников Л.В.Николаева; документы архивного фонда «Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки» (ГЦММК, г.Москва); документы Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга» (ЦГАЛИ)).

Практическая значимость исследования заключается:

  1. в практическом применении принципов, педагогических технологий и приемов педагогического общения, сложившихся в опыте Л.В.Николаева, в музыкально-педагогической деятельности педагогов специального исполнительского класса для совершенствования исполнительской подготовки учащихся;

  2. в разработке специальных, отражающих результаты исследования, лекционных курсов по «Истории фортепианного исполнительства», «Истории музыкального образования», «Музыкальной педагогике» и «Методике обучения игре на фортепиано» для консерваторий, музыкальных академий, институтов искусств, средних специальных музыкальных учебных заведений, курсов подготовки и переподготовки преподавателей исполнительских специальностей;

3) в возможности использования диссертационного материала для дальнейшего изучения эволюции отечественной музыкальной педагогики.

Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования обусловлены:

анализом и историческим подходом к источниковой базе (рукописный архивный материал, литературные издания, научно-теоретические статьи), прошедшей объективную оценку временем;

апробацией основных положений исследования в научных публикациях;

включением результатов исследования в процесс образования на курсах повышения квалификации педагогических работников культуры и искусств и дополнительного образования.

Личный вклад соискателя в получение научных результатов заключается в:

разработке содержания понятия «музыкально-педагогическая деятельность педагога индивидуального исполнительского класса»;

раскрытии тенденций развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительско-педагогического искусства (XIX - XX вв.);

определении предпосылок становления профессора Л.В.Николаева как педагога индивидуального исполнительского класса;

выявлении, анализе педагогических воззрений, принципов, методов и технологий Л.В.Николаева;

составлении систематизированного списка материалов о музыкально-педагогической деятельности Л.В.Николаева (статей, списка архивных материалов) из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ) и ЦГММК имени М.И.Глинки (г.Москва). На защиту выносятся следующие положения:

  1. Тенденции развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительско-педагогического искусства (XIX - XX вв.), представленные в логико-историческом аспекте как исторические предпосылки становления музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева.

  2. Авторское определение понятия и комплекс характеристик музыкально-педагогической деятельности педагога индивидуального исполнительского класса как теоретические предпосылки анализа музыкально-педагогической деятельности Л.В.Николаева.

  3. Объективные и субъективные историко-педагогические факторы становления Л.В.Николаева как педагога индивидуального исполнительского класса.

  4. Дидактические основы музыкально-педагогических воззрений (совокупность педагогических принципов обучения педагога индивидуального исполнительского класса) и деятельности (комплекс педагогических технологий обучения и продуктивный стиль педагогического общения) Л.В.Николаева.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Российского государственного университета имени И. Канта (2009-2010 гг., Калининград), на обучающем семинаре «Особенности систематизации педагогического процесса в индивидуальном исполнительском классе» для преподавателей детских музыкальных школ, детских школ искусств в рамках курсов повышения квалификации Областного образовательно-методического центра (2009 г., Советск); на лекциях для магистрантов Института современных образовательных технологий Российского государственного университета им. И. Канта (2009-2010 гг., Калининград); на

конференциях, посвященных проблемам педагогики и художественного образования на базе высших музыкально-педагогических, гуманитарных и педагогических образовательных учреждений, проведенных с 2006 по 2011 г. (Красноярск, Москва, Екатеринбург, Чита, Тараз, Бийск, Волгоград, Казань); по материалам исследования опубликовано 16 работ; издана монография «Школа фортепианного педагогического мастерства Л.В.Николаева» (2009 г., Калининград), которая используется в практической деятельности преподавателей детских школ искусств и детских музыкальных школ (Советск, Костанай, Калининград). Общий объем публикаций -10,6 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (216 источников) и 13 приложений. В тексте имеются 15 рисунков, 9 таблиц.

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены его предмет и объект, сформулированы цель и задачи, представлены методологическая основа и методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Историко-теоретические предпосылки становления и анализа музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева» рассматриваются тенденции развития отечественной музыкальной педагогики в области фортепианного исполнительско-педагогического искусства (XIX - XX вв.); характеристики музыкально-педагогической деятельности педагога индивидуального исполнительского класса.

Во второй главе «Анализ музыкально-педагогических воззрений и деятельности профессора Л.В.Николаева» анализируются историко-педагогические факторы становления профессора Л.В.Николаева как педагога индивидуального исполнительского класса; выявляются дидактические основы музыкально-педагогических воззрений и деятельности Л.В.Николаева.

В приложении даны схемы и таблицы компонентов содержания музыкально-педагогической деятельности, систематизированный материал о музыкально-педагогической деятельности профессора Л.В.Николаева, фотоматериалы, перечень архивных материалов.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net