Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музееведение; хранение художественных ценностей и памяток архитектуры

Диссертационная работа:

Волкова, Марина Александровна. Царские регалии как символы власти в русской художественной культуре XVIII века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Волкова Марина Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2011.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/66

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность предпринятого исследования обусловлена нарастающим интересом к проблематике государственности, в том числе в историко-художественном аспекте, о чём свидетельствуют недавно вышедшие труды, организованные научные конференции. История сложения образа царской, императорской власти в России привлекает внимание исследователей, специализирующихся в различных областях гуманитарных знаний.

Степень изученности темы

Интерес к коронационным регалиям проснулся ещё в XIX веке. Изучали их преимущественно историки коронации. Характерным примером такого рода опытов было издание «Венчание русских государей на царство, начиная с царя Михаила Федоровича до императора Александра III» , в котором есть специальный раздел, посвященный регалиям. История и характер исполнения корон - от Шапки Мономаха до Большой Императорской короны (короны Екатерины II) - были предметом внимания в первом томе труда «О регалиях государей всероссийских» (СПб., 1883).

В предреволюционный период и первые годы становления советской власти традиция изучения регалий на какое-то время прерывается и возобновляется уже в 1920-е годы, когда появляется ряд каталогов главных отечественных ювелирных музейных собраний, прежде всего Алмазного фонда . В выпуске за 1925 год была опубликована статья Н. Тройницкого «Коронационные регалии», посвященная императорским регалиям XVIII века. На тот момент она была самым полным и подробным трудом по этой теме .

Следующий подъём интереса к коронационным регалиям пришёлся на 1950-60-е годы. Всё ощутимее становится осознание регалий как значительных по своим художественным достоинствам произведений отечественного искусства, что отражает, в частности, разделы и главы ряда капитальных трудов . В этих изданиях были даны первые стилистические характеристики царских регалий, позволившие включить их в общую линию развития ювелирных художеств эпохи.

Венчание русских государей на царство, начиная с царя Михаила Федоровича до императора Александра III. СПб., Издание Германа Гоппе, 1883. 2 Алмазный фонд СССР. Вып. I-IV/Под общ. ред. А.Е. Ферсмана. М., 1924-1926.

Впоследствии этот труд был расширен. Его обновлённую версию представляет собой издание 1980-х годов, до сих пор считающееся актуальным: Сокровища Алмазного фонда СССР. Альбом /Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. М., 1980.

Шелковников Б.А., Гольдберг Т.Г. Прикладное и декоративное искусство / Прикладное и декоративное искусство второй половины XVIII века // История русского искусства. В 13 т. / Под общ. ред. И.Э. Грабаря, B.C. Кеменова, В.Н. Лазарева. Т. VII. М., 1961; Гольдберг Т.Г. Изделия из драгоценных металлов // Русское декоративное искусство. В 3 т./ Под ред. А.И. Леонова. Т. 2. М., 1963; Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. М., 1970.

Повышенный интерес к систематизации данных был характерен для 1970-х годов в русле общего внимания к русскому искусству XVIII века. Эти тенденции получили отражение, в частности, в каталогах Государственной Оружейной палаты Московского Кремля, где хранится часть регалий . В это же время после долгого перерыва публикуются труды о средневековых русских регалиях .

В 1980-е годы начинается углублённое изучение отдельных аспектов создания и бытования регалий, их художественных особенностей . В конце десятилетия выходит новый, значительно более полный каталог Оружейной палаты .

Первые крупные работы монографического характера, посвященные исключительно регалиям, появляются в 1990-е годы. Приоритет здесь принадлежит сотрудникам Оружейной палаты и Алмазного фонда Московского Кремля, где хранятся наиболее значимые регалии . С конца 1980-х и преимущественно в 1990-е годы выходят публикации об отдельных регалиях, о чём свидетельствуют труды Л.К. Кузнецовой и И.А. Бобровницкой. В начале 2000-х годов изучение контекста бытования ювелирных произведений, в частности регалий, выходит на новый уровень. Наиболее показательный пример - словарь Т.Б. Забозлаевой «Драгоценности в русской культуре XVIII - XX веков», содержащий элементы культурологического исследования .

Существенное значение имеет литература, посвященная обряду коронации (происхождению, истории и значению этой церемонии). Подъём

5 См.: Оружейная палата / Авт.-сост. Л.В. Писарская. 4-е изд. М., 1977.

Древние государственные регалии. Путеводитель. Государственные музеи Московского Кремля, Оружейная палата / Авт. - сост. СМ. Чеботарёва. М., 1979.

См.: Русанова Л.М. Историческое сложение композиций ювелирных украшений М., 1988; Кузнецова Л.К. Искусство петербургских ювелиров второй половины XVIII столетия. Дис... канд. искусствоведения. Л., 1984.

Государственная Оружейная палата. Альбом / Авт.-сост. И.А. Бобровницкая и др. М., 1988.

9 Бобровницкая И.А. Регалии Российских государей. М., 2004; Полынина И.Ф., Рахманов
Н.Н. Регалии Российской Империи. Альбом. М., 1994.

10 Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII - XX веков: Словарь
(История. Терминология. Предметный мир). СПб., 2003.

6 интереса к этой теме пришёлся на вторую половину XIX - начало XX века . На них, а также на таких аутентичных источниках, как коронационные альбомы XVIII века и одическая литература, базировались более поздние исследования в этой области.

В советские годы монархическая тематика, естественно, не приветствовалась или преподносилась достаточно предвзято. Новая волна интереса к коронации поднялась уже в 1990-е годы. Исследователи, как

отечественные, так и зарубежные (в основном из США) , стремились восполнить пробелы в изучении данной темы.

Относительно недавно появились работы, посвященные отдельным коронациям, в частности - Елизаветы Петровны и Екатерины II .

Значительный вклад в изучение коронации как компонента придворного церемониала внесли исследования О.Г. Агеевой, результаты которых отражены в недавно вышедших книгах «Европеизация русского двора: 1700-1796 гг.» (М., 2006) и «Императорский двор России: 1700-1796 годы» (М., 2008).

Остаётся не до конца ясной символическая сторона коронации. В этом плане полезными оказываются общие труды по истории русской культуры, и прежде всего труды Б.А. Успенского и В.М. Живова.

В другую группу можно выделить работы, посвященные царскому портрету и его связи с коронационными торжествами. Впервые эта тема поднимается в конце 1950-х - 1960-е годы. Императорский, в том числе и коронационный, портрет в разной степени подробности исследуется в монографиях о творчестве отдельных художников XVIII века, прежде всего в

Историческое описание всех коронаций Государей Всероссийских / Сост. И. Крылов. М., 1856; Эйнгорн В. Венчание русских государей на царство. М., 1896; Дни священных коронований / Ред. А.А. Левенсон. Вып. 1—34. М., 1896.

Уортман Р. С. Мифы и церемонии русской монархии / Пер. с англ. СВ. Житомирской. М., 2002; Bell С. Ritual Theory, Ritual Practice. N.Y., 1992; Fuller W.C. Jr. Strategy and power in Russia. 1600-1914. N.Y., 1992.

Амелёхина С.А. Коронация императрицы Екатерины II II Пинакотека. 1997, №2; Степанова С.С. Коронация // Екатерина Великая и Москва. Каталог выставки / Государственная Третьяковская галерея. М., 1997; Палтусова И.Н. Коронация // Елизавета Петровна и Москва. Каталог выставки / Государственная Третьяковская галерея. М., 2010.

7 работах Н.П. Лапшиной о Ф.С. Рокотове (1959) и Н.М. Гершензон-Чегодаевой о Д.Г. Левицком (1964). В дальнейшем эта традиция продолжается в книгах Т.А. Селиновой об И.П. Аргунове (1973); И.М. Сахаровой об А.П. Антропове (1974); Т.В. Алексеевой о В.Л. Боровиковском (1975), Л.Н. Целищевой о С.С. Щукине (1979), Т.В. Ильиной об И.Я. Вишнякове (1980), Л.А. Маркиной о Г.-Х. Грооте (1999).

Особое значение для нашей темы имеет диссертация Т.В. Яблонской «Классификация портретного жанра в России XVIII века (к проблеме национальной специфики)» (1978). Автор ставит целью обозначить границы типов портрета, в том числе и императорского, выявить их характерные признаки применительно к русской живописи XVIII века.

90-е годы богаты на разнообразие подходов к исследованию портрета. Наряду с работами обобщающего характера, в которых не обходится без

внимания к портретам с царскими регалиями , появляются труды, связанные с отдельными портретными типами. Например, статья О.А. Медведковой, посвященная русскому парадному портрету рубежа XVIII-XIX веков .

Исследование парадного монаршего изображения продолжается в 2000-е годы. Ему, в частности, посвящена глава книги А.А. Карева «Классицизм в русской живописи» (2003). Из недавно вышедших трудов можно отметить диссертационные исследования А.Ю. Михайловой о французских художниках при русском императорском дворе в первой трети XVIII века (2003) и Е.Е. Агратиной об А. Рослине (2009).

Скульптурным изображениям монархов уделено внимание в трудах Д.Е. Аркина, монографии Н.И. Архипова и А.Г. Раскина о Б.-К. Растрелли (1964), а также в новой книге И.В. Рязанцева «Скульптура в России. XVIII - начало XIX

См.: Евангулова О.С, Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994; Вдовин Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. М., 1999. Новое издание с приложениями. См.: Персона — Индивидуальность — Личность. Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. М., 2005.

15 Медведкова О.А. Русский парадный портрет рубежа XVIII—XIX веков (к вопросу о трансформации образа) // Актуальные проблемы отечественного искусства. М., 1990.

8 века» (2003).

Обширна литература, посвященная императорским резиденциям. В ней, в зависимости от интересов авторов, в той или иной мере затрагивается вопрос изображения коронационных регалий. Первые издания относятся ещё к началу XX века, например блестящий очерк-эссе А.Н. Бенуа о Царском селе и труды В.Я. Курбатова о Стрельне, Ораниенбауме и Павловске, который также был предметом исследования А.И. Успенского. Следующая волна интереса к этой теме приходится уже на 1960-е и 1970-е годы. А.Г. Раскин, В.Е. Ардикуца, A.M. Кучумов и другие исследователи, опираясь на обширный архивный материал, не только анализируют композиционно-пространственное и архитектурное решение таких царских резиденций, как Петергоф, Царское Село, Павловск, но и воссоздают атмосферу придворной жизни.

Из исследований, посвященных интерьеру, необходимо упомянуть труды И.А. Бартенева и В.Н. Батажковой, и прежде всего книгу «Русский интерьер XVIII-XIX веков» (2000), а также работу И.А. Прониной «Терем. Дворец. Усадьба» (1996).

Для анализа медалей, в композицию которых включаются образы регалий, безусловно, полезны исследования по геральдике, в частности труд одного из ведущих специалистов в этой области - Г.В. Вилинбахова. Большое значение имеют посвященные искусству медали труды Е.С. Щукиной, М.А. Шуткиной и Л.М. Гавр иловой.

Итак, можно сделать вывод, что регалиями как сопутствующей темой занимались прежде всего представители исторической науки. Историками искусства регалии рассматривались в разделах, посвященных ювелирному делу, в сборниках по декоративно-прикладному искусству. И большинство материалов носило конкретно публикационный либо справочный характер. Имеется своя традиция каталогизации музейных собраний, что нашло отражение и в вышедших альбомах.

В работах, касающихся императорского портрета, анализу атрибута в портрете отводится второстепенная роль, и его никак нельзя назвать

9 исчерпывающим, что, безусловно, продиктовано характером исследований.

Художественный образ монарха - прерогатива истории искусства -остаётся не до конца изученным. Однако традиция такого рода анализа существует и, несомненно, должна быть продолжена с учётом сделанного, а также с учётом потребностей сегодняшней науки.

Цель работы - выявить роль коронационных регалий и их образа как художественного воплощения символики власти в России века Просвещения.

Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:

  1. Рассмотреть регалии как произведения искусства государственной значимости.

  2. Проанализировать место и роль символов власти в коронационных торжествах и их изображениях.

  3. Рассмотреть феномен коронационного портрета и значение в нём регалий, а также в других живописных и скульптурных изображениях монарха.

  4. Показать роль образа регалий в царских резиденциях, сделав акцент на присутствии в них символов власти.

5. Выявить мемориальные формы воплощения образов власти в
декоративно-прикладном искусстве.

Избранный подход предполагает многоаспектный анализ обозначенного ряда проблем. Метод работы может быть охарактеризован как историко-художественный, с учётом общекультурных вопросов, актуальных для данной эпохи. Также необходимо обращение к разработкам исследователей смежных профессий, прежде всего историков и филологов.

Предметом исследования является образ императорской власти в русской художественной культуре XVIII века.

Объект исследования - царские регалии, в частности коронационные (главным образом корона, скипетр и держава), и их образы в различных видах искусства в России XVIII века.

Хронологические рамки охватывают XVIII век - с момента заведения коронации в России до правления Павла I, введшего новые символы власти

10 (отражающие мальтийскую идею) и существенно изменившего церемониал.

Источники предпринятого исследования довольно разнообразны. Сведения о регалиях и их изображениях можно найти в так называемых коронационных альбомах, издававшихся по случаю торжества (полная версия елизаветинского, аннинского и фрагментарная екатерининского), а также в описаниях коронаций Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины П.

Незаменимым источником для историка искусства остаётся вся совокупность конкретных изображений символов власти в различных видах искусства и жанрах, прежде всего в императорском портрете.

Значимый источник - записки и воспоминания современников. Например, уже давно востребованы исследователями знаменитые «Записки» ювелира И. Позье, работавшего над Большой Императорской короной. Среди них есть и труды придворных, приближённых к особе императора, и заметки иностранных дипломатов, в разные годы присутствовавших при русском дворе - графа Г.Ф. Бассевича, Ч. Уитворта, Ф.Ш. Агея де Миона, леди Рондо, графа Б.Х. Миниха, П.В. Долгорукова, графини В.Н. Головиной, князя Ф.Н. Голицына, А.Ю. Чарторыйского и других.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что царские регалии впервые были рассмотрены как значительные художественные произведения на широком историко-культурном фоне в тесной взаимосвязи с их воплощениями в различных видах искусства. Это позволило полнее, чем прежде, выявить их образно-символическую функцию как в рамках придворной официальной культуры, так и государственного мифа в целом.

Практическое применение. Теоретические выводы и материалы диссертационной работы могут быть применены в рамках составления учебных пособий и лекционных курсов, охватывающих данный период истории искусства, а также для ознакомления широкого круга читателей с историей и значением символов власти в русской культуре той эпохи.

Апробация работы была проведена на кафедре истории отечественного

11 искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках семинара «Русское искусство XVIII века». Основные положения диссертации изложены в статьях в ряде изданий, включённых в перечень рекомендуемых ВАК рецензируемых научных журналов, а также в докладах автора на научных конференциях, среди которых - «Забелинские научные чтения» в Государственном историческом музее за 2008 год и Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Россия в меняющемся мире: государство, общество, право, политика», проходившая в Пензе 18 апреля 2009 года.

Структура работы обусловлена намеченной целью и поставленными задачами. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, каждая из которых посвящена основным сферам бытования и художественного воплощения регалий, и Заключения.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net