Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музееведение; хранение художественных ценностей и памяток архитектуры

Диссертационная работа:

Белошеева, Анна Александровна. Космологические представления язычества в декоре памятников народного и прикладного искусства : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Белошеева Анна Александровна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2011.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/117

смотреть введение
Введение к работе:

Предлагаемое исследование посвящено изучению космологических представлений Языческой Руси, воплощенных в элементах декора на памятниках крестьянской вышивки и протославянской керамики.

Обоснование проблемы исследования. Искусство становится эстетическим осмыслением различных способов практической деятельности, но в большей мере тех, ценность которых определяется повседневным опытом. Инструментами, способствовавшими успешному воспроизведению этих действий, в частности обрядов, были и предметы декоративно-прикладного искусства – керамическая посуда различного назначения. Язык вещей используется главным образом для выражения тех идей, понятий и ценностей, которые не могли быть выражены столь же адекватно на других «языках». При этом керамические сосуды и скульптура, единственный доступный в достаточном количестве род памятников археологии, который сохранился до настоящего времени. Декоративное оформление соответствующего ряда памятников имело заклинательную или обережную функцию, а также было воплощением сакрального знания. Изучение такого рода памятников позволяет выявить древнейшие формы художественной выразительности - архитипические формы искусства как такового. В период же новейшего времени в памятниках народного ремесла и искусства менее подверженных влиянию больших стилей, нашли художественное воплощение практически утратившие былой смысл и назначение знаковые и изобразительные формы. Поэтому соответствующие памятники в своем декоративном оформлении оперируют архаическими мотивами и образами, сохранившими сакральный смысл.

Эстетическое чувство рождается в первобытном человеке в процессе его духовного развития, на основе восприятия присущего природе совершенства, но лишь тогда, когда человек начинает воспроизводить эти качества природы в созданиях своего труда и выражениях мысли.

Подобные изображения передают картину или сценарий обожествляемого явления или же могут быть атрибутированы как фигуративные и знаковые отображения единственно возможного порядка существования и взаимодействия различных мировоззренческих категорий. Это знание является высшим благом, потому что в конечном счете дает человеку жизнь и поддерживает его стабильное существование.

Мифопоэтическая модель мира всегда направлена на предельную космологизацию сущего, призвана структурировать пространство и время, в соответствии с представлениями о космологическом порядке бытия. Космологическая модель мира воплощается в следующих категориях:

- Космологические представления концентрируются прежде всего вокруг актуального состояния вселенной: структура, набор, связь и функция частей.

- Пространственно-временные параметры вселенной, это – небо, земля, мировое древо, годичный цикл метаморфоз природы.

- Горизонтальная и вертикальная структуры космоса отождествляются с соответствующими мифологическими персонажами или целыми их классами, а так же со структурными частями космоса и природными явлениями.

Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем особым научным статусом, которым обладает углубленное изучение мировоззренческой основы архаической культуры (в частности язычества) на материале памятников народного и декоративно-прикладного искусства. В силу, с одной стороны, обширности материала и, с другой стороны недостаточной его изученности, особенно важно построение методологических подходов к систематизации и специализированной атрибуции декора на предметах искусства, составляющих этнографические музейные коллекции и своды археологических находок. Концепция данного исследования позволяет рассматривать эти памятники как важную составляющую материально-культовой и историко-культурной основ славянской народности.

Степень научной разработанности проблемы

Общие вопросы космогонии и космологии мировоззренченсих основ рассматриваются в работах В.В. Иванова, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, А.Ф. Лосева, М.М. Маковского, Е.М. Мелетинского, М.И. Столбин-Каменского, А.А. Тахо-Годи, Н.И. и С.М. Толстых, В.Н. Топорова, Б.А. Успенского, О.М. Фрейденберг, Т.В. Цивьян.

Данные об истории образования общеславянского языкового единства и его географии почерпнуты из работ А.В. Мишулина, Б.В. Горнунга, М.В. Поповича, А.А Шахматова, Б.А. Рыбакова, С.В. Алексеева, М.О. Косвен, Н.А.Чмыхова.

Специализированные этнографические сведения об обрядах и обрядовом фольклоре, в том числе об их семиотике, о сакральных знаниях и верованиях и их эволюции мы находим у следующих авторов: Т.А. Агапкиной, А. Афанасьева, А.К. Байбурина, Н.Н. Велецкой, Н.М. Гальковского, В.Я. Проппа, С.В. Жарниковой, М. Забылина, Д.К. Зеленина; Н.Г. Козырева, А.П. Конкки, А.А. Макаренко, С.В. Максимова, А.Н. Малинки, Л.Г. Невской, О. Пашиной, Э.В. Померанцевой, А.А. Потебни, В.В. Седова, Ю.И. Смирнова, В.К.Соколова, С.М. Толстой, П.В.Шейна, Д.Д. Фрезера, Б.А. Рыбакова; С.В. Алексеева; В. Даля; Н.Ю. Данченко; В.И. Еремина; М.Касторского; Л.А. Кожевникова; И.И. Костомарова; Н.А. Лавонен; Б.А. Латынина; М.В. Поповича; Ю.Ю. Сухаско; Н.И. Толстого; А.Л. Топоркова; Н.А. Чмыхова; П.В. Шейна; М.Е. Шереметьева; А.К. Байбурина и др.

Материалы по памятникам археологии были почерпнуты в трудах Академии Наук, собраниях Материалов и исследований по археологии СССР и монографиях по истории и описанию археологических культур.

Геометрический орнамент в декоре предметов декоративно-прикладного и народного искусства, его классификация и методы построения освещены в работах: А.К. Амброза В.И. Бибиковой, И.Я. Богуславской, Б.В.Грудинкина, В.П. Даркевича, Л.А. Зарубина.

О семантике мотивов в декоре русской крестьянской вышивки и памятников декоративно-прикладного искусства сказано в исследованиях следующих авторов: А.К. Амброза, Н.П.Гринковой, А.В. Гуры, Г.П. Дурасова, С.В. Жарниковой, В. А. Фалеевой, И.И. Шангиной, Г.С. Масловой. Фундаментальный труд В.В. Стасова содержит исследование орнаментального декора крестьянской вышивки по типам.

Изобразительный материал по русской вышивке (народный костюм, обрядовые и сакральные предметы) сгруппированный по географическим областям содержится в ряде работ, посвященных Архангельской, Горьковской, Вологодской и Ярославской, Калининской, Калужской, Народная вышивке Карелии, Рязанской, Тамбовской, Тверской вышивке. Общие вопросы народного искусства освещены в трудах: В.М. Василенко, А.Н. Веселовского, О.С. Поповой.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования стали памятники народного декоративно-прикладного искусства - крестьянская вышивка (русский народный костюм и вышитые предметы быта ХVIII-ХХ вв.), а также бытовая и культовая керамика языковых предков славян, протославян, праславян и славян (IV тыс. до н.э. – II в. н.э.).

Предметом данного исследования является декор этих памятников. Знаковые системы, группы символов, особые категории изображений (орнаментальные мотивы и композиции), отражали определенную сферу знаний древнего человека о мироустройстве, его космологические представления. Они использовались в декоре предметов искусства и быта.

Цель настоящего исследования состоит в выявлении космологических представлений язычества, ставших основой композиционного построения и содержания декора на керамике языковых предков славян и древних славян и памятниках русской крестьянской вышивки, создании основы специализированной картотеки этой категории изображений.

Поставленные цели данного исследования достигались путем решения следующих задач:

- выделения отдельных знаковых единиц и стандартизированных изображений относящихся к данной категории (геометрические и фигуративные мотивы, композиции и идеограммы) из орнаментального строя декора анализируемых произведений искусства;

- Определение соответствующих им мест в таблицах символов, позволяющих составить специализированную картотеку знаков и орнаментальных мотивов, а также цельных орнаментальных структур, и знаковых комплексов. Картотека включает первичные таблицы по типам орнаментальных форм с указанием путей их трансформаций;

- слияние первичных таблиц-цепочек в методологические таблицы, представляющие собой пути и методы прочтения основных знаковых форм и композиционных решений орнаментального декора произведений искусства, представленных в оригинальной последовательности;

- Применения методики предварительного разграничения декора на керамических сосудах археологических культур языковых предков славян и протославян на ярусы, для дальнейшей сравнительной идентификации фигур, соответствующей категории идеограммы.

Источниками исследования стали материальные памятники, находящиеся в фондохранилище Российского этнографического музея (сфотографированные автором исследования с получением права публикации) и собрании Дорогобужского краеведческого музея А также предметы народного искусства, опубликованные в специолизированных изданиях. Необходимый материал был собран в экспозициях Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва); Российского этнографического музея (Санкт-Петербург); музея «Смоленский лен» (Смоленск); Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея (Каргополь).

Методы исследования. В ходе работы применялись следующие методы исследования:

сравнительный (направленный на выявление фигуративного, контурного и линейного сходства и подобия);

типовой (предполагающий деление на геометрические, антропоморфные, зооморфные, растительные, полиморфные, сложнофигурные мотивы и композиции);

модификационный (в соответствии с которым мотивы подразделяются на модификации по степени сходства с «чистым» изображением);

семантический (с помощью которого выявляется предположительная символическая нагрузка декора);

Гипотеза исследования состоит в следующих положениях:

- памятники народного декоративно-прикладного искусства издревле украшались. При этом их функция (утилитарная или магическая) и декор были генетически и эстетически тесно взаимосвязаны;

- материалы этнографический, мифологический и фольклорный позволяет правильно расставить акценты, выявить исходные мотивы и воссоздать архаическую образность, при одновременном учитывании особенностей композиционного построения декора;

- Сопоставление символического значения элементов декора на памятниках различных видов и эпох позволяет выявить пути преемственности и обозначить основополагающие категории космологических представлений, которые могут быть обозначены как базовые и архаические.

Положения, выносимые на защиту:

- обрядовый фольклор и сценарии проведения календарных праздников и обрядов жизненного цикла, свидетельствуют о том, что смысловые пространства, подлежащие освоению или разграничению, взаиморасполагаются по вертикали и по горизонтали. Акцент на взаиморасположении миров и уровней мироздания диктуется не только потребностью освоения пространства, но и стремлением достигнуть благополучного баланса между волей и силой божества и нуждами социума. Вертикальная модель сориентированности в мифопоэтическом пространстве разрабатывается этнографами и фольклористами на фоне празднеств аграрного календаря и культе предков-покровителей. Горизонтальная же сориентированность, характерна, в основном, для воспроизведения охранительных действий, относящихся к культу предков (граница «свое/чужое»);

- поэтапное рассмотрение изображений, в том числе представленное в форме циклической модификационной таблицы (Приложение к Главе II), позволяет интерпретировать и классифицировать декор любой сложности;

- проведенные сравнительные и модификационные исследования позволяют говорить о том, что набор встречающихся в декоре керамики предков славян идеограмм относится к магии плодородия в рамках аграрного культа;

- декоративное оформление памятников двух видов, бытовавших заведомо в разные эпохи (глубокая древность и новейшее время), позволяет сделать вывод об исторической преемственности многих категорий в народном и декоративно-прикладном искусстве – как мировоззренческих, так и в художественно-эстетических.

Научная новизна:

- При анализе памятников русской вышивки была применена оригинальная циклически-семантическая последовательность рассмотрения изображений, с учетом классификации по типу и модификации. Предписывается различать фигуративно-, контурно- и семантически выраженную близость изображений. При этом делается попытка символического прочтения каждого мотива или изображения. Выведена новая модель распознавания декора.

- При анализе декора протославянской и праславянской керамики по методу линейного подобия были созданы методологические цепочки построения схожих по типу изображений в рамках аграрного мировоззрения.

- При сопоставлении архаических мотивов декора вышивки и керамики была выявлена историческая преемственность базовых категорий изображений в народном и декоративно-прикладном искусстве.

- В ходе исследования диссертантом введены (сфотографированы с правом публикации) в научный оборот и проанализированы новые памятники из коллекции Российского этнографического музея.

- Методологические таблицы совмещают визуальный, текстовой и аналитический пласты информации о памятнике.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

- в результате проведенного исследования выработаны новые методы-алгоритмы идентификации декора, в том числе его семантики на памятниках народного и декоративно-прикладного искусства;

- разработана комплексно-циклическая семантически-проникающая система анализа соответствующей категории изображений в русской крестьянской вышивке – составлены методологические таблицы;

- выработаны цепочки линейного подобия космологических идеограмм на керамике предков славян;

- осмыслены и детально проанализированы языческие космологические представления, зафиксированные в декоре памятников народного и декоративно-прикладного искусства – сопоставлены мировоззрения двух различных эпох;

- результаты диссертации позволяют различным исследователям, обращающимся к архаическим формам искусства (искусствоведам, фольклористам, культурологам, антропологам, этнографам, археологам и др.), идентифицировать декоративное оформление подобного рода памятников.

Апробация. Работа выполнена в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. В рамках исследований Сектора живой традиционной культуры рассматриваемый круг памятников выступал образцом материалов по традиционному историко-культурному описанию эволюции аграрного мировоззрения славян.

Материалы диссертации опубликованы в 13 печатных работах автора, указанных в конценастоящего автореферата. Результаты исследования были освещены в докладах автора на 5-и конференциях:

О методике прочтения некоторых орнаментальных мотивов русской вышивки. Международная научно-практическая конференция «Фольклор и художественная культура», Москва, ГРЦРФ, 24-26 ноября 2003 г.

Образ рожаницы в орнаментальном декоре русской крестьянской вышивки. Конференция «Искусство как сфера культурно-исторической памяти», РГГУ, Москва, 1-2 декабря, 2004 г.

Макрокосм в декоре русской вышивки. Конференция «Русские ремесла и художественные промыслы», Нижний Новгород, 2005 г.

Визуальные средства показа: методология прочтения символики мотивов русской вышивки. Международная конференция «Аудиовизуальные средства фиксации живой традиционной культуры», Москва, 23-25 ноября, 2005 г.

- Международный круглый стол. Социально-культурная деятельность как фактор развития личности и объединения общества. Москва МГУКИ, 25 января 2006 г.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Работа сопровождается списком использованной литературы – том. I; методологическими таблицами, знаков и символических композиций (том. II - Приложение к главе II и III).


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net