Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Жульков, Михаил Вячеславович. Философские проблемы ноосферного развития : коллективный разум и социальная автотрофность : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Жульков Михаил Вячеславович; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Иваново, 2010.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/143

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Анализируя тенденции мирового развития, Н. Н. Моисеев пришел к выводу, что глобализирующаяся человеческая цивилизация XXI века подходит к точке бифуркации. С одной стороны, к ней ведут глобальные проблемы, требующие своего решения. А с другой, логика развития человечества такова, что оно должно стать единым целым, объединенным общей культурой, экономикой и пониманием потребностей людей всего мира.

В конце XX века - преддверии глобализации - человечество вступило в эпоху ноосферных катастроф, связанных с ориентацией на ценности технократического мировоззрения и миропонимания.

Отдельные попытки разрешения захлестнувших человеческое общество противоречий (деятельность Римского клуба, Саммиты по устойчивому развитию 1972, 1992 и 2002 годов) не принесли желаемого результата - негативные тенденции в экологии, экономике, политике, демографии набирают все новые и новые обороты.

Основные силы мирового сообщества брошены, по сути, на борьбу с последствиями этих ноосферных катастроф. Фундаментальные основания кризиса, в котором на протяжении уже более 30 лет существует человечество, не удостоились серьезного анализа. Пути выхода из сложившейся ситуации идеологи концепции устойчивого развития видят, прежде всего, в технической и технологической, информационно-компьютерной модернизации современного устройства общества.

Особенность российской модели выхода из кризиса заключается, на наш взгляд в том, что государственная элита страны ориентирована не на автохтонные, глубинные, фундаментальные мировоззренческие парадигмы, выстраданные всей историей России, а на конъюнктурные модернизационно-инновационные концепции западноевропейского истеблишмента. Подобное положение дел демонстрирует слабость России в методологической плоскости, способность работать только «по шаблону», подгоняя его под размерность российской идентичности. Неоправданность такого подхода связана, прежде всего, с особенностью западного мировоззрения, не всегда комплементарного историческому пути России.

Альтернативой «ксерокопирования» бытия и цивилизацион-ных установок западной культуры должно стать обращение к исто-

рий собственно российской философской и научной мысли, которая строит модели «устойчивого мирового существования» на основе эмпирических обобщений, реализуя, по сути, аксиому Торонто («мыслить глобально, действовать локально») и принцип М. М. Пришвина - «не будь как все, будь как сам».

Реалии развития человечества в начале XXI века отчетливо указывают на правоту выводов, к которым еще в первой половине прошлого века пришел выдающийся представитель российской научной интеллигенции Владимир Иванович Вернадский (1863— 1945), соединивший в себе строгость, рассудочность, аналитичность западноевропейской науки и соборность, синтетичность русского сознания.

Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, зародившееся в начале XX века, заложило фундамент ноосферной картины мира и предопределило возникновение в начале XXI века науки, комплексно исследующей принципы организованности и развития ноосферы как системно организованного всеобщего -ноосферологии.

Ноосферология, понимаемая как экологизированный комплекс всего современного научного знания, главным предметом своего изучения определяет ноосферное развитие, как программу, на основе которой могут быть выработаны модели развития человеческой цивилизации начала третьего тысячелетия.

Степень разработанности проблемы. Научно-философский фундамент ноосферного мировоззрения заложен В. И. Вернадским в учении о переходе биосферы в ноосферу. В своих работах он затронул целый ряд проблем, которые демонстрируют эвристическую ценность категории и феномена ноосферного развития.

Важнейшей философской предпосылкой формирования ноо
сферной идеи, как идеи ноосферного развития, выступает русский
космизм. Русские космисты - С. А. Подолинский, Н. А. Умов,
К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. Г. Холодный,

А. Л. Чижевский, А. К. Манеев и другие - рассматривали историю человечества как неотрывную от эволюции Космоса, считали жизнь свойством всей Вселенной, предвосхищали идеи превращения человеческой цивилизации в космическую.

В этом же русле развивалось творчество русских религиозных философов: В. С. Соловьева (идея всеединства), С. Н. Булгакова (идея софийности человеческого творчества), Н. А. Бердяева (идея внеприродного источника самосознания чело-

века), П. А. Флоренского (идея пневматосферы), Н. Ф. Федорова (философия общего дела).

Основания ноосферного мировоззрения обнаруживаются и в западной философской антропологии X. Ортега-и-Гассета, М. Шелера, А. Гелена, Г. Плеснера и русском антропокосмизме Н. А. Бердяева и С. Л. Франка.

Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу задает определенный вектор развития современной «научной философии». Одним из наиболее значимых проявлений ноосферизации научного знания является возникновение такой синтетической (естественнонаучно-гуманитарной) области знания как ноосфероло-гия, которая занимается изучением проблематики ноосферного развития в контексте глобальных проблем современности.

В настоящее время ноосферология представлена целым ря
дом российских ученых, исследования которых затрагивают раз
личные аспекты ноосферного развития. Научное мировоззрение
В. И. Вернадского дало возможность для становления естественно
научных и гуманитарных срезов исследования ноосферы. К естест
веннонаучному направлению можно отнести труды
Р. К. Баландина, Э. М. Галимова, Э. В. Гирусова, В. С. Даниловой,
В. А. Зубакова, В. П. Казначеева, М. М. Камшилова, В. А. Ковды,
В. Л. Кожары, Э. И. Колчинского, В. А. Костицина,

Ю. А. Косыгина, П. Г. Кузнецова, О. Л. Кузнецова, Л. В. Лескова, И. К. Лисеева, Н. Н. Моисеева, А. Г. Назарова, А. И. Перельмана, А. М. Тарко, А. Д. Урсула, В. М. Федорова, К. П. Флоренского, Ф. Я. Шипунова, И. Н. Яницкого, А. Л. Яншина, Ф. Т. Яншиной и других.

Антропологический и гуманитарный подходы отражены в
работах А. К. Адамова, Н. П. Антонова, А. В. Брагина,

A. В. Димитриева, И. В. Дмитревской, А. М. Ивлиева,

B. П. Казначеева, С. В. Коваленко, В. Д. Комарова,
А. Н. Кочергина, М. А. Кузнецова, Н. В. Масловой, Н. Н. Моисеева,
И. М. Мочалова, А. П. Назаретяна, В. В. Налимова,
Ю. К. Плетникова, А. Н. Портнова, Г. С. Смирнова, А. И. Субетто,
Ю. П. Трусова, А. Д. Урсула, В. С. Халапсиса, В. М. Федорова,
И. Т. Фролова, Ф. В. Цанн-кай-си, М. Ю. Шишина. Среди зару
бежных ученых, занимающихся проблемами биосферы и ноосфе
ры, следует назвать Г. В. Гегамяна и Л. Ларуша.

Говоря о новом биосферно-ноосферном (ноосферно-экологическом) мировоззрении, нельзя не отметить концепцию Геи

(Д. Лавлок), теории автопоэзиса (Ф. Матурана) и планетаризации сознания (Д. Радьяр), концепцию экономики ноосферы (Л. Ларуш).

Междисциплинарные и комплексные исследования последних 20-30 лет позволяют говорить о значительных успехах в осмыслении ноосферного развития.

Существуют различные варианты определения ноосферного развития. По Н. Н. Моисееву, ноосферное развитие предполагает построение рационального и информационного общества, реализующего принцип коэволюции общества и природы, становление коллективного разума человечества. В. П. Казначеев видит в ноо-сферном развитии рост духовности, взаимообогащение культур запада и востока, проблемы автотрофности человечества. А. Д. Урсул рассматривает проблемы ноосферного развития с позиций устойчивого развития и антропокосмизма, связьшая с безопасностью государств и отдельной личности.

Эколого-антропологические исследования В. С. Барулина,

A. В. Брагина, А. М. Буровского, В. Е. Еремеева, В. А. Зубакова,

B. П. Казначеева, С. В. Коваленко, Н. Н. Моисеева,
А. П. Назаретяна, А. Н. Портнова, Е. А. Спирина, А. И. Субетто,

A. В. Трофимова, А. Д. Урсула, В. А. Фролова, внесли значитель
ный вклад в изучение проблем ноосферного развития.
Н. Н. Моисеев приходит к выводу, что для успешного протекания
процессов ноосферного развития сознание человека должно отве
чать требованиям нравственного и экологического императивов;
необходимым условием является формирование институтов согла
сия глобального общества, становление коллективного разума че
ловечества, демократического гражданского общества.

Экологические проблемы ноосферного развития исследовались в работах В. А. Алексеенко, Ю. М. Арского, М. Н. Берникова,

B. В. Бушуева, Э. В. Гирусова, В. С. Голубева, В. С. Даниловой,
В. И. Данилов-Данильяна, Н. Л. Добрецовой, В. П. Казначеева,
В. И. Коваленко, В. И. Коробкина, К. С. Лосева,
Н. Н. Лукьянчикова, А. Д. Мазура, В. В. Мантатова,
Н. Н. Моисеева, И. М. Потравного, Л. В. Передельского,
В. В. Пустовойтова, Н. Ф. Реймерса, В. А. Ситарова,
В. М. Федорова, И. А. Шилова и др. Н. Н. Моисеев констатировал,
что взаимоотношения человечества и природы является на сего
дняшний день главной движущей силой развития человечества.
Среди зарубежных авторов отметим работы М. Бигона,
Г. X. Брундтланд, Б. Небела, Ю. Одума, Дж. Харпера, К. Таунсенда.

Вопросы соотношения ноосферного и устойчивого развития затрагивают многие авторы, среди них можно выделить работы Б. Е. Большакова, Э. В. Гирусова, В. С. Голубева, В. И. Данилов-Данильяна, В. А. Коптюга, О. Л. Кузнецова, П. Г. Кузнецова, Л. Ларуша, В. К. Левашова, Л. В. Лескова, В. М. Матросова, К. С. Лосева, В. В. Мантатова, Л. В. Мантатовой, Н. Н. Моисеева, Г. В. Платонова, А. И. Субетто, А. Д. Урсула. Ученые приходят к выводу о необходимости становления нового, социально-экологического - ноосферного - мировоззрения, сочетающего научность, планетарный и космический масштаб с высокой нравственностью, признанием общего блага. Эти идеи близки к проблемам синергетических аспектов ноосферного развития, которые исследуются в работах Е. Н. Князевой, И. В. Крайнюченко, С. П. Курдюмова, И. А. Кучина, Л. В. Лескова, Н. Н. Моисеева, Ю. В. Олейникова, А. А. Оносова, Ю. П. Петрова, В. П. Попова и других.

Государственно-правовые аспекты ноосферного развития отражены в трудах А. К. Адамова, Л. С. Гординой, И. А. Кушнаренко, М. Ю. Лимонада, А. Г. Маркова, А. Д. Урсула, которые занимаются проблемами ноосферной демократии, ноосферной конституции, глобального и регионального развития, безопасности государств и личной безопасности граждан.

Основными составляющими ноосферного развития, рассматриваемыми в работе, становятся коллективный разум, социальная автотрофность и ноосферный человек (ноосферная личность).

Проблема коллективного разума отражена в творчестве русских космистов (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский) и П. Тейяра де Шардена. Философия коллективного разума начала создаваться Н. Н. Моисеевым, который первым дает систематическую разработку этого понятия. Он полагает, что именно коллективный разум сможет вывести человечество из экологического тупика, изменить общественное сознание, внедрив в него экологический и нравственный императивы. Этих проблем касались в своих трудах Н. П. Антонов, М. И. Беляев, Н. Н. Моисеев, В. П. Казначеев, Л. В. Лесков, Я. В. Рейзема и другие.

Различные аспекты коллективного бессознательного изучали
К. Лоренц, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг. Ю. М. Лотман рассматри
вал культуру как выражение коллективного разума. Семиотические
аспекты разума и сознания отражены в работах В. П. Зинченко,
Вяч. Вс. Иванова, Ю. М. Лотмана, А. Н. Портнова,

Г. П. Почепцова, Э. А. Тайсиной. Среди зарубежных авторов эти проблемы затрагиваются в работах Р. Барта, Г. Бейтсона, Э. Кассирера, Ж. Делеза, Т. Себеока, У. Эко.

Свое видение коллективного разума и опасностей его развития предлагают такие мыслители, как С. Гроф, И. А. Ефремов, С. Лем, Д. Л. Андреев, Н. К. Рерих.

Важным направлением ноосферного развития является рост социальной автотрофности - независимости человечества от биосферы. Концепция автотрофности человечества, высказанная в 1925 г., когда представления о ноосфере только начали складываться, является одной из самых значительных в наследии В. И. Вернадского.

Проблемы автотрофности человечества отражены в работах Э. В. Гирусова, В. С. Даниловой, В. П. Казначеева, В. А. Лося, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, Ф. Т. Яншиной.

Ноосферное развитие основывается на достижениях естественных наук и новых технологиях, достижениях фундаментальной и прикладной физики (В. А. Ацюковский, А. Е. Акимов, А. Л. Дмитриев, Ю. Н. Иванов, С. И. Сухонос, Г. И. Шипов, И. Н. Яницкий и др.).

В диссертации на основе системно-синергетического подхода выявляются главные стратегии ноосферного развития: становление коллективного разума, социальной автотрофности и ноосферного человека. Эти проблемы являются синтетическими и в значительной степени включают в себя остальные проблемы ноосферного развития.

Объектом исследования является космопланетарная организованность «Человек—Общество—Природа» в условиях функционирования техногенной цивилизации.

Предметом исследования являются процессы ноосферного развития в условиях глобализации мирового социума.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является теоретико-праксиологическое обоснование модели ноосферного развития как тенденции в становлении современного глобального общества.

Поставленная цель достигается за счет решения следующих исследовательских задач:

1. Определить основные направления ноосферного развития и на этой основе дать определение ноосферного развития.

  1. Выявить основные уровни ноосферного развития, их специфику в рамках социально-антропологического дискурса.

  2. Раскрыть основное противоречие ноосферного развития, рассмотреть его основные аспекты.

  3. Дать системный анализ коллективного разума и социальной автотрофности в контексте синергийности ноосферного развития.

  4. Обосновать концептуальное значение коллективного разума в системе ноосферного развития, рассмотреть его структуру и основные ступени эволюции.

  5. Рассмотреть феномен социальной автотрофности, определить ее роль в процессе перехода биосферы в ноосферу.

  6. Проанализировать влияние мировой интеллигенции на процессы ноосферного развития, управления социоприродной коэволюцией.

Теоретико-методологические принципы исследования. Теоретическая основа исследования представлена учением В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, системно-синергетической методологией, разработанными Н. Н. Моисеевым принципами универсального эволюционизма.

В работе использован системный подход (параметрическая теория систем А. И. Уемова, адаптированная для гуманитарных исследований И. В. Дмитревской). Методологические основы исследования предполагают обращение к категориальному аппарату современных концепций онтологии и теории познания, диалектического материализма, философской антропологии, истории философии, философии человека. В работе используются синергетиче-ский, экологический, органицистский и комплексный подходы.

Диалектический подход при анализе ноосферной динамики предполагает всесторонний анализ взаимодействия противоположностей, их взаимодополнительность, выявление главного противоречия как движущей силы развития. Энерго-информационный подход в соединении с системно-синергетическим расширяет методологическую базу исследований современных общенаучных и социально-философских проблем ноосферного развития.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проведен категориальный анализ и даны определения понятий «ноосферное развитие», «социальная автотрофность», «коллективный разум», предложен и обоснован термин «ноосферная автотрофность».

  1. Выявлены и проанализированы следующие уровни ноо-сферного развития: глобальный, национально-государственный, регионально-локальный и личностно-индивидуальный.

  2. Предложены аспекты разрешения основного противоречия ноосферного развития между духовной и материальной сторонами биосферно-цивилизационного развития: коллективный разум, социальная автотрофность, ноосферный человек (ноосферная личность).

  3. Определено, что коллективный разум является важнейшей социально-информационной, духовно-концептуальной доминантой ноосферного развития.

  4. Обосновано, что социальная автотрофность выступает эколого-энергетическим фундаментом ноосферного развития.

  5. Установлено, что главным звеном, движущей силой ноосферного развития является ноосферный человек, как творческая самоорганизующаяся личность, развивающая планетарно-ноосферное сознание и мировоззрение.

  6. Раскрыта синтезирующая, системообразующая роль интеллигенции в становлении коллективного разума, построении ноосферно-информационного общества устойчивого развития.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Ноосферное развитие - это процесс коэволюционного развития общества и природы, становления системных и универсум-ных свойств биосферно-ноосферной организованности в единстве их естественнонаучных, экологических, технических и гуманитарных аспектов, при активной роли развивающегося планетарного ноосферного сознания, системообразующей функции мировой интеллигенции и образовании как основном способе самоорганизации ноосферной реальности.

  2. Коллективный разум человечества есть самоорганизующаяся многоуровневая планетарная система, объединяющая человечество в единое социокультурное целое, состоящая из индивидуальных сознаний отдельных людей, структурных элементов общественного сознания, в единстве духовно-информационных, культурно-семиотических, психических, социобиологических и технических аспектов, предназначенная для обеспечения процессов коэволюции в системе «Человек-Общество-Природа», развития ноосферного мировоззрения и сознания, управления глобальными процессами космопланетарной самоорганизации.

  1. Ноосферная автотрофность - это растущая информационная, энергетическая и вещественная (физическая) независимость (автономность) человечества от биосферы, соединяющая аспекты биологической автотрофности и социальной автотрофности, связанная с ростом научной мысли и становлением ноосферного сознания, информационным управлением процессами перехода биосферы в ноосферу. Ноосферная автотрофность является комплексным критерием продвижения человечества по пути ноосферного развития.

  2. Процессы ноосферного развития разворачиваются на глобальном, национально-государственном, регионально-локальном и личностно-индивидуальном уровнях. Среди четырех уровней ноосферного развития основным становится личностно-индивидуальный.

  3. Главным звеном ноосферного развития является ноосфер-ный человек, понимаемый как творческая самоорганизующаяся личность, развивающая планетарно-ноосферное сознание и мировоззрение, признающая благо целого важнее личного, исходящая из принципов благоговения перед жизнью, экологического, нравственного и ноосферного императивов, включающаяся в информационно-коммуникативное пространство ноосферы.

  4. Коллективный разум, социальная автотрофность и ноо-сферный человек являются результатом действия в биосфере культурной биогеохимической энергии человечества: научной мысли, социальной организации и труда. Одновременно эта тройственная структура является проявлением действия основного ноосферного закона (информация направляет потоки энергии, энергия структурирует вещество): информационным концептом ноосферы являются свойства коллективного разума, энергетической структурой -отношение социальной автотрофности, которое реализуется на множестве индивидов (ноосферных личностей).

  1. Коллективный разум является информационной доминантой ноосферного развития, необходимым условием решения основного ноосферного противоречия. Коллективный разум пролага-ет путь к ноосферно-информационному обществу устойчивого развития. Основными препятствиями на пути становления коллективного разума являются неразвитость глобального ноосферно-экологического мышления и мировоззрения, групповой эгоизм, превалирование материальных ценностей, распространение утилитарно-потребительского отношения к природе и обществу.

  1. Автотрофность человечества рассматривается как синтетический показатель успешности динамики ноосферного миропо-строения. Социальная автотрофность является энергетическим фундаментом ноосферного развития, суммирует естественнонаучные предпосылки ноосферного развития, снимает остроту противоречий между человеком и природой, оказывается мерой гуманной экономики.

  2. Формирующаяся мировая интеллигенция является главным субъектом становления коллективного разума. Главной задачей интеллигенции является духовное производство, творческая работа по целеполаганию, осмыслению глобальных угроз, планированию основных задач, стоящих перед мировым сообществом, а также формирование национальных интерпретаций, генерирование новых идей, смыслов и значений материальной и духовно-информационной деятельности человечества.

10. Интеллигенция, как софийно-соборная общность, осно
ванная на интуитивно познаваемых ценностях, уравновешивает
влияние интеллектуалов, которые продолжают тенденцию техно
генного пути развития цивилизации. Мировая ноосферная интелли
генция выстраивает аттракторы перехода человечества на путь
планомерного сознательного ноосферного развития.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в работе результаты могут быть использованы в дальнейшей разработке теории информационного общества и общества знаний, социально-философских проблем ноосферного развития, обоснования стратегии устойчивого развития Российской Федерации, а также при формировании моделей регионального ноосфер-но-экологического развития.

Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования программ курсов «Концепции современного естествознания», «История и философия науки», «Социальная философия», «Философия истории», «Философская антропология», «Интеллигентоведение», а также для подготовки аспирантов различных специальностей в ходе изучения курса «История и философия науки».

Апробация работы. Текст работы обсуждался на заседаниях кафедры философии Ивановского государственного университета.

Основные положения диссертационной работы были апробированы на научно-практической конференции «Региональное устойчивое развитие: комплексные биосферно-ноосферные иссле-

дования, проектирование и реализация» (Иваново, ноябрь 2006), Школе молодого автора (Иваново, 13-16 марта 2008), научных конференциях фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых (Молодая наука в классическом университете» (Иваново, апрель 2008, апрель 2009, апрель 2010), международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (октябрь 2008, октябрь 2009), XX Международной научно-практической конференции «Интеллигенция. Генезис, формирование, становление, развитие и деятельность» (Иваново, сентябрь 2009).


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net