Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Сравнительное литературоведение

Диссертационная работа:

Шевлякова Дарья Александровна. Культура и природа в поэзии Лоренцо Медичи : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05.- Москва, 2000.- 250 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/407-5

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность темы. Соотношение культурного и природного начал является одной из наиболее интересных и важных проблем эстетической системы эпохи Возрождения. Этой проблеме в целом уделялось явно недостаточно внимания, что выразилось, в частности, в отсутствии монографической работы, посвященной данной теме. Также и само соотношение природного и культурного никогда не выделялось в отдельную, самостоятельную проблему. Поэтому избрание подобного проблемного подхода к изучению творчества выдающегося поэта итальянского Возрождения представляется вполне оправданным и закономерным.

Подобный понятийный ключ позволяет выделить некоторые жанровые особенности поэм Лоренцо Великолепного, которые в зависимости от "природы" в них изображённой, могут быть как буколическими, так и комедийными. Различная "природа" порождает и "искусство" разного порядка: если эта природа, понимаемая как разумное устройство Вселенной, в которой присутствует изначальное искусство, то производным от неё будет искусство более высокого порядка - человеческое и индивидуальное. Если эта "природа" понимается как естество человека, то она изначально тождественна "искусству", а без него воспринимается как некая "недоприрода", "квазиприрода", которая производит искусство неуклюжее и комическое.

Само творчество Лоренцо Великолепного, к сожалению, до сих пор оставалось за рамками внимания российского литературоведения, несмотря на то, что представляет собой серьёзный этап в культурной жизни Италии XV века, и исследование его поэтического наследия важно для воссоздания общей картины эстетической и этической системы итальянского Возрождения.

Степень изученности темы. Жизни и творчеству Лоренцо Медичи (1448-1492)
посвящена обширная литература как исторического, так и литературоведческого характера,
что объясняется двойственным характером его деятельности политической и поэтической.
Эта многополюсность личности Великолепного в разные эпохи трактовалась всегда по-
новому, хотя сам факт этой психологической двойственности, воспринимаемой как
позитивная или негативная, присутствовала постоянно. Более того, проблема равновесия
этих "двух разных личностей, почти невозможной связью соединённых" (Н.Макьявелли)
может быть названо центральной проблемой работ, посвященных Лоренцо
Великолепному. В литературоведческих работах XVI-XVII вв. всё внимание гуманистов
поглощает Лоренцо-политик и Лоренцо-дипломат, ярким примером является латинская
биография А.Валори. В XVIII в. творчеством Лоренцо Медичи занимаются сразу
несколько выдающихся учёных: Дж.Тирабоски (1780) и Л.Фаброни (1784), - все они
сходятся в признании заслуг Великолепного в возрождении того литературного блеска,
которого не наблюдалось во Флоренции после смерти Петрарки. Романтики видели в
Медичи лишь тирапа и притеснителя республиканских свобод, так в работе Ж..Сисмонди
(1837), меценатство Лоренцо порицается как тонкая и замаскированная уловка политика,
направленная па подавление недовольства флорентийского народа. Подобный образ
тирана фигурирует в работах Э. Джудичи (1844), а также работах Дж.Кардуччи. Де

Санктис добавляет, что каждый народ достоин своего правителя и считает, что Лоренцо является символом того разлада, несоответствия аристократическо-литсратурного расцвета кризису всех политических, этических и религиозных идеологий. Он также отмечает натуралистический характер поэзии Лоренцо Медичи, а также "замещение" лирического начала простой описательностью.

Концепцией литературоведческих работ начала XX века может послужить постулат
о "великом поэтическом дилетантизме" Лоренцо Медичи, выдвинутый Э.Ненчони.

Б.Кроче (1908) считает слабым моментом поэзии Великолепного отсутствие глубины и искренности вследствие "отделенности" лирики от интимного мира автора. Н.Сапеньо (1932) преувеличивает в Л орендо "интерес критика по отношению к собственным произведениям", чисто рассудочную переработку. А.Капассо (1936) утверждает, что именно в "реализме" заключается "великая сила" и особый вид 'Человечности" поэта. П.Панкраци (1940), учитывая непосредственное участие Великолепного во всех делах, развлечениях и карнавальных праздниках родного города, называет Медичи поэтом "скорее сценическим и народным, нежели лирическим".

И, наконец, последняя группа исследователей отказывается от поиска какого-либо превалирующего аспекта в творчестве Лоренцо Медичи. В частности, Э.Чекки (1927) іх)ворит об "эклектизме" и о "встрече в одной личности самых разнообразных тенденций". Или же, по утверждению Л.Момильяно (1930) , Лоренцо являлся "зеркалом <всего> того смешения классического, народного и аристократического, что было во Флоренции".

Для критики начала XX века более характерен дескриптивный анализ отдельного
произведения. Так М.Боттильони (1911) писал о "Сельвах любви", Л.Скьяво (1907) - об
"Амбре", Л.Спаиьоло (1930) - об "Аполлоне и Папе", В.Бинни (1949) - о "Корннто", так
же, как и А.Симионн(1904); Б.Манджино (1937) занимался поэмой "Пиршество", П.Труффи
(1894)же - "Соколиной охотой", Д.Рса (1929) - "Карнавальными песнями. Работы 50-

80 гг. нашего века посвящены, в основном, дифференцированным аспектам культурно-исторической обстановки Флоренции конца XV века. Исследования О.П.Кристеллера (1953), М.Скьявоне (1954), Э.Гарена (1984) посвящены неоплатонической философии; Е.Н.Гомбрих (1960) и А. Морасси (1963) изучают историк» коллекции антиков и предметов искусства, собранных семьёй Медичи; К.Бек (1980) исследует феномен "мифа Флоренции XV века"; Плезансу (1989) принадлежат работы по истории флорентийского карнавала; М.Мартелли (1980) изучает содействие семьи Медичи флорентийским гуманистам.

В русском литературоведении внимание к творчеству Лоренцо Медичи возникает сравнительно поздно, в конце XIX века. Первыми были работы Н.Арсеньева (1913) и П.М.Бицилли (1933), в которых Лоренцо упоминается в связи с идеями неоплатонизма. Изучением неоплатонизма занимался М.А.Гуковский, ему же принадлежит работа по истории рода Медичи (1939). С.С.Мокульский делает акцент на блистательности гуманистического окружения Великолепною, а самого Лоренцо, хотя и признает "выдающимся поэтом", но отмечает некоторую "манерность" стиля. Современные работы лишены оценочных характеристик, это исследования Р.И.Хлодовского (1985) по флорентийскому гуманизму, неоплатонизму XVb. и творчеству Лоренцо Великолепного; работа О.Ф.Кудрявцева (1980), рассматривающего миф о Золотом Веке во Флоренции XV века.

Комплексный метод исследования. В качестве методики анализа поэм Лоренцо Медичи мы выбрали составление частотного тезауруса поэтического произведения, предложенное М.Л.Гаспаровым в работе "Художественный мир М. Кузмина". Художественный мир текста представляет собой систему всех образов и мотивов, присутствующих в данном тексте, а так как потенциальным образом является каждое существительное (с определяющим его прилагательным), а потенциальным мотивом -каждый глагол (с определяющими его наречиями), то описью художественного мира оказывается полный словарь знаменательных слов соответственного текста. Чтобы эта совокупность образов стала системой образов, а опись художественного мира превратилась в описание художественного мира, она требует количествеюгаго и структурного упорядочения: во-первых, словарь этот должен быть частотным, так как частое является значимым, а значимое - частым; во-вторых, он должен быть построен по принципу тезауруса. Все встреченные "словотемы" группируются по следующим понятийным іруппам формального тезауруса: "Общие понятия", "Природа живая", "Человек телесный", "Человек

духовный", "Человек деятельный", "Человек общественный", "Вещи". Преимуществом
данной методики является немедленное выявление образов (сжатых в одно существительное),
присутствоваших изначально как некая историко-культурная заданность. Одновременно по
тому, какие "словотемы" автор выбирает, а какие намеренно обходит своим вниманием,
проясняется и субъективный аспект творчества. Во-вторых, благодаря такой

методике, очень удобно делать сравнительный анализ двух текстов одного и того же
автора: перед исследователем выстроятся все образы-существительные, "словотемы", и его
внимание не будет отвлечено развитием сюжета и композиционным выстраиванием этих
образов; оно будет сконцентрировано на количественном соотношении существительных,
составляющих то или иное семантическое поле. Наряду с формальным

тезаурусом и в дополнение к нему мы предлагаем составлять и функциональный тезаурус, построенный не по принципу тематического сходства, но по принципу тематической смежности: такой тезаурус, группировал бы чувства (например, храбрость) и оружие (например, копье) по текстовым ситуациям (например, сражение). Формальные и функциональные тезаурусы помещаются в конце каждой из глав.

Научная новизна и выбор темы. Специальное исследование поэтического наследия
Лорснцо Медичи, основанное на анализе формального н функционального тезаурусов, ещё
не предпринималось ни в отечественном, ни в зарубежном литературоведении. Метод
тезауруса позволил автору работы исследовать текст непосредственно, что способствовало
непредвзятой оценке субъективного и объективного аспектов творчества итальянского
поэта. Соотношение природного и культурного начал, заявленное как тема диссертации,
хотя косвенно и возникало в литературоведческих и историографических работах, не было
заявлено как проблемное. Однако взаимосвязь природного и культурного, их

амбивалентность является понятийным ключом не только к творчеству Лоренцо Великолепного, но и ко всей эстетической системе Ренессанса.

Разрешение проблемы природного и культурного в творчестве Лоренцо Медичи является определённым этапом в развитии идеи зависимости "натуры" и "культуры" в эстетике Возрождения. Если "природа", как и раньше, подразумевает обязательную дальнейшую трансформацию в "культуру", то понятие "культуры" замещается понятием "искусства", что свойствегшо философской и поэтической системе Флоренции XV века. Разрабатывая тему искусства, Великолепный уделяет особое внимание понятию красоты и ее непосредственной зависимости от индивидуума и, следовательно, трагедии недолговечности красоты.

Кроме того, Лоренцо Медичи рассматривает характер человека как своего рода "природу" человека и подчеркивает, что оно тождественно искусству изначально. Таким образом, проблема культивирования изначальных человеческих склонностей замещается проблемой соответствия своей истинной "натуре", которая как раз и является "культурой". Н противоположном случае, индивидуум потакает своей "мнимой природе" и становится смешным.

Апробация исследования. Но теме диссертации автором написан ряд статей и
сделаны два доклада на конференции "Ломоносовские чтения" (МГУ, 1998, 1999,

2000гг.), а также на Международном семинаре по проблемам перевода (МГУ, февраль 1999 года). Материал также вошел в курс лекций по истории итальянской литературы (МГУ им. Ломоносова, факультет иностранных языков).

Практическая ценность работы. Материалы и результаты исследования могут
быть использованы в лекционной программе по истории итальянской литературы, а также
при подготовке специальных работ по истории зарубежной литературы эпохи

Возрождения. Комплексный метод исследования может быть использован при анализе поэтических текстов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net