Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Кузьмичёва Лариса Валентиновна. Формирование креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Кострома, 2006.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2653

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Глава 1. Теоретические основы формирования креативности школьников

1.1. Креативность как фактор жизни творчества личности

1.2. Изобразительная деятельность как средство

1.3. Развивающий потенциал занятий ИЗО

Глава 2. Опытно-экспериментальной работа по формированию креативности учащихся в процессе преподавания ИЗО в общеобразовательной школе

2.1. Педагогические условия формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе

2.2. Модель процесса формирования креативности учащихся

2.3 Организация и ход опытно-экспериментальной работы

2.4. Динамика креативных проявлений учащихся I-VTI классов  

Введение к работе:

Проблема формирования креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе рассматривается в диссертационном исследовании в качестве ответа на изменение потребностей общественного развития в условиях формирования постиндустриального (информационного) общества и обусловлено сменой в образовании научно-технократической парадигмы на гуманитарно-культурологическую, где основной ценностью становится сам человек, его внутренний мир, специфика индивидуального процесса познания и обретения опыта эмоционально-ценностных отношений.

Сегодня образование является ведущим фактором, определяющим ту или иную жизненную и профессиональную траекторию, стратегию развития человека ещё в школьные годы, направленную на получение опыта решения разнообразных жизненных проблем и формирующую у учащихся уверенность в собственных силах.

Актуальность исследования. Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в переломные, переходные моменты истории, что характеризует и современную социокультурную ситуацию в нашей стране, так как только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях неопределённости и кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности.

Тенденции общественного развития в нашей стране сегодня таковы, что, наряду с позитивными демократическими изменениями, в кризисном состоянии пребывают материальная и духовная сферы жизни. Особые социальные

и психологические трудности испытывает личность, формирующаяся в данных условиях - сегодняшний дошкольник и школьник. В связи со снижением благосостояния значительной части населения, ростом безработицы, ослаблением защищённости семьи и детей со стороны государства, в связи со сменой идеалов и ценностей, семья, в большинстве своём, нередко вынужденная заниматься лишь решением насущных экономических вопросов, не в состоянии полноценно выполнять социализирующую и воспитательную функции. Система дополнительного образования, давно перешедшая в режим оказания платных услуг, многим по этим причинам стала недоступна. Мы разделяем точку зрения многих педагогов, считающих, что от СМИ сегодня скорее необходимо уберегать школьника, чем уповать на их помощь. Остаётся школа, как основное общедоступное образовательное учреждение, в котором дети проводят значительную часть времени, значительный период жизни.

Одним из эффективных средств формирования креативности учащихся традиционно признаётся изобразительная деятельность, занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней психических функции: восприятие, воображение, гибкость мышления и др.

Занятия изобразительным искусством (уроки, факультативы, кружки, внешкольные мероприятия и др.) в общеобразовательной школе являются ценнейшей возможностью формирования креативности школьников.

Однако сегодня в условиях массовой школы весьма типичным является отсутствие у большинства учащихся интереса к предмету ИЗО, отсутствие мотивации, предвзятое отношение не только школьников, но и родителей, и нередко даже педагогов других дисциплин к уроку ИЗО как к «малозначимому, второстепенному, дополнительному». Для решения проблемы реализации важной функции занятий ИЗО в системе школьного обучения - формирования креативности учащихся - необходимо прежде всего решить вопрос слабой заинтересованности всех участников учебно-воспитательного процесса в содержании и результатах занятий изобразительным искусством.

В современной психолого-педагогической науке различные аспекты проблемы креативности, как творческой способности и качественной характеристики личности, рассматривали многие зарубежные и отечественные исследователи и педагоги: С. Л. Рубинштейн, К. Роджерс, А. Маслоу, (принцип творческой самодеятельности, активности самого человека); Я. А. Пономарёв (теория психологического механизма творчества как единства интуитивного и логического); А. В. Брушлинский (изучение субъекта деятельности, выделение активного, преобразующего отношения человека к окружающему миру и к самому себе); И. С. Кон, Е. В. Шорохова (понимание личности как неповторимой целостной индивидуальности, высшая интеграция психологических свойств которой проявляется в творчестве); Л. И. Анциферова, А. Г. Асмолов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин (деятельностный подход, утверждение инициативной, целиком захватывающей человека творческой деятельности как главного условия гармоничного функционирования личностной системы); К. А. Абульханова-Славская (трактовка развития как конструктивного творческого процесса жизни личности); Л. С. Выготский, А. Р. Лурия (социальный аспект, культурно-историческая концепция - влияние метасоциальных факторов); А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина (акмеология - изучение и описание закономерностей достижения человеком высот профессионального мастерства); Е. П. Варламова, Е. 3. Кремер, С. Ю. Степанов А. С. Сухоруков (принцип психологического релятивизма, творческой уникальности, жизнетворчества); М. М. Бахтин, Д. Б. Богоявленская, И. Н. Семёнов, В. И. Слободчиков, А. А. Ухтомский (мотивационная конструкта, принцип рефлексивного взаимодействия интеллектуального и личностного аспектов); В. Н. Дружинин, Л. Б. Ермолаева-Томина, Н. В. Хазратова, (генезис развития, методологические основы формирования); Ю. А. Афонькина, М. А. Гулина, Т. Д. Марцинковская, Р. С. Немов, Г. В. Ожиганова, Е. П. Торренс, Г. А. Урунтаева (проблемы диагностики креативности: тестирование, методики); Д. Берри, Д. Бродбент, Д. Захаров, В. Ильченко, А. О. Карпов, Я. А. Коменский, И. С. Ладенко, И. А. Малахова, Н. Орлихина (формирование творческого интегративного мышления у учащихся в общеобразовательной школе).

Особенности и преимущества формирования креативности средствами искусств рассмотрены в трудах: М. Головиной, Д. Б. Кабалевского, Е. П. Кабковой, Т. Кобцевой, Л. Кравчук, А. А. Мелик-Пашаева, Л. Мун, 3. Н. Новлянской, Е. М. Торшиловой, Б. П. Юсова (эстетическая направленность, интегративный подход); Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. Н. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой, Д. В. Меджерицкой, Н. Я. Михайленко, В. С. Мухиной, Дж. Родари, Л. П. Стрелковой, К. И. Чуковского, Р. М. Чумичёвой, А. П. Усовой, Н. Н. Фоминой, (музыка, театр, ролевая игра, литературное творчество, хореография в дошкольном и младшем школьном возрасте); И. Абаевой, Р. Арнхейма, Я. А. Башилова, А. Будзы, Л. К. Веретенниковой, Н. А. Ветлугиной, Л. да Винчи, Н. Н. Волкова, Р. Л. Грегори, Н. В. Гросула, С. С. Зорина, Т. С. Комаровой, В. А. Левина, С. Д. Левина, Л. И. Люцкане, Б. М. Неменского, Ю. А. Пилипенко, Н. П. Сакулиной, Л. А. Саратовой, Б. Эдварде (изобразительное искусство).

Таким образом, несмотря на то, что различные аспекты креативности и её развития активно изучаются и исследуются, педагогические технологии её формирования, проблема формирования креативности учащихся в общеобразовательной школе в целом и на занятиях ИЗО в частности остаётся в педагогической науке всё ещё мало изученной.

Изучение научной литературы и документов по модернизации российской системы образования, обобщение, научная рефлексия инновационного педагогического опыта и собственной практики обучения и воспитания в общеобразовательной школе позволяют зафиксировать ряд противоречий в данной сфере:

между растущей потребностью общества в творческих личностях, способных полноценно функционировать в современных условиях, и нереализованностью развивающего потенциала занятий ИЗО в общеобразовательной школе по формированию креативности школьников;

между относительной изученностью креативности как характеристики личности и недостаточной разработанностью вопросов её формирования

у учащихся в процессе школьного обучения;

- между богатым педагогическим опытом использования
развивающих возможностей изобразительной деятельности в
специализированных учреждениях дополнительного образования (ДШИ,
ДХШ) и недостаточной научно-методической обеспеченностью процесса
формирования креативности учащихся на занятиях изобразительным
искусством в общеобразовательной школе.

Данные противоречия определили выбор проблемы исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе будет эффективным?

В связи с такой постановкой проблемы целью исследования определяется выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе.

Объектом исследования является процесс формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие формированию креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование креативности школьников на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе будет эффективным, если, обеспечив устойчивый положительный настрой всех участников учебно-воспитательного процесса к содержанию и результатам этих занятий, реализовать следующие педагогические условия:

интеграцию эстетического, гуманитарного и естественнонаучного знания в предметном содержании занятий ИЗО;

проблемность и парадоксальность в изложении учебного материала и в предлагаемых (ученикам) творческих заданиях;

вариативность используемых педагогических средств и художественных средств изобразительного искусства с учётом специфики формируемых способностей и возрастных особенностей школьников.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Уточнить понятие «креативность» в контексте социализации
школьников.

  1. Выявить развивающий потенциал изобразительной деятельности и возможности занятий ИЗО в общеобразовательной школе для формирования креативности школьников.

  2. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе.

4. Разработать и экспериментально проверить модель процесса
формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в
общеобразовательной школе.

Методологической основой исследования являются идеи системного (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Ю. П. Сокольников, Л. Ф. Спирин, Э. Г. Юдин и др.); культурологического (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, С. К. Булдаков и др.); синергетического (А. С. Аршинов, М. В. Богуславский, Е. Н. Князева, Е. Е. Чепурных и др.); личностно-ориентированного (В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.); аксиологического (А. А. Дергач, 3. И. Равкин, Н. М. Смирнова и др.) подходов в педагогике.

Теоретическими основами исследования стали научные положения о роли творческой деятельности в формировании личности (Д. А. Богоявленская, Я. А. Пономарев), концепции творческой уникальности человека и его жизненного пути (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов), системно-смысловой подход к человеку (А. Н. Леонтьев); принцип интериоризации - экстериоризации (Л. С. Выготский); исследования о принципах обновления содержания

образования (М. Н. Берулава, В. П. Беспалько, С. К. Булдаков, Э. Днепров, В. С. Леднёв); концепции креативности (Э. де Боно, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, Н. С. Лейтес, С. Медник, Г. В. Ожиганова, Р. Стернберг, Э. П. Торренс, Н. В. Хазратова, М. А. Холодная, В. С. Юркевич); концепция социализации личности (В. Г. Бочарова, Б. 3. Вульфов, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, В. А. Фокин); педагогический опыт обеспечения педагогических условий, способствующих эффективному формированию креативности (Л. да Винчи, А. В. Запорожец, Д. Кабалевский, А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская, Е. М. Торшилова, Б. Эдварде, Б. П.Юсов, Е. Л. Яковлева и др.).

Исходя из вышеназванных теоретико-методологических позиций, для решения поставленных задач и проверки гипотезы был определён комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, документации и продуктов деятельности; понятийно-терминологический анализ; моделирование), эмпирические (включённое наблюдение, ретроспективный анализ собственного опыта, изучение индивидуального педагогического опыта, анкетирование, опрос, опытно-экспериментальная работа).

Базой исследования послужили государственные

общеобразовательные учреждения средние общеобразовательные школы (ГОУ СОШ) города Костромы № 37, 38; муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей (МОУ ДОД) детские художественные школы и школы искусств (ДШИ и ДХШ) пос. Караваево и пос. Минское. В исследовании были использованы материалы, полученные в ходе интервью-бесед с учителями изобразительного искусства из школ г. Владимира, г. Иванова, г. Кинешмы, г. Пензы.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (1993-1995 гг.) изучалась научная, учебно-метаодическая литература; было осуществлено предварительное исследование и выявлены противоречия; анализировался практический опыт; определялись методологические и теоретические подходы к данной проблеме; формировалась концепция опытно-экспериментальной работы; был сформулирован научный аппарат исследования.

На втором этапе (1995-2004 гг.) осуществлялись: проведение опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования креативности школьников на занятиях изобразительным искусством; уточнение отдельных теоретических положений; проверка эффективности выделенных педагогических условий.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) обрабатывались, обобщались и оформлялись данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается:

в обосновании принципов организации и методологического обеспечения процесса формирования креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в школе;

в разработке критериев и показателей проявления креативности учащимися на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

выявлены возможности занятий ИЗО по формированию креативности учащихся в условиях общеобразовательной школы;

определены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе;

разработаны педагогические средства, способствующие формированию и проявлению креативности учащихся на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.

Практическое значение диссертации заключается в том, что разработанная модель процесса формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе может стать основой учебной программы по изобразительному искусству и быть использована в образовательной практике школ, а выявленные, обоснованные и экспериментально проверенные педагогические условия помогут осуществлять формирование креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе более эффективно.

Использование результатов исследования позволяет повысить мотивацию учащихся, положительный настрой учителей и родителей к содержанию и результатам уроков ИЗО, направленных на формирование у учащихся общих творческих способностей, влияющих на успешность их социализации.

Достоверность исследования обеспечена методологической базой, а также совокупностью избранных методов изучения проблемы, взаимодополняющих друг друга и адекватных поставленным цели, гипотезе и задачам исследования; обращённостью к данным смежных наук (философии, культурологии, социологии, психологии, искусствоведения); целенаправленным анализом опыта работы и обобщением результатов ОЭ работы, проводившейся в течение нескольких (1995-2004) лет.

Личный вклад автора в исследование: разработка общего замысла, основных положений и методов исследования; организация, руководство и непосредственное участие в экспериментальной работе; разработка методик и обобщение материалов. Автором сформулировано содержательное определение изобразительной деятельности, выступающей в качестве средства формирования креативности; разработана модель процесса формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе; предложены определения универсальных способностей, рассматриваемых в качестве критериев сформированности креативности учащихся; разработаны и опробованы методики диагностики когнитивных проявлений креативности учащихся.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях кафедры социальной психологии Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова и нашли отражение в публикациях автора, тезисах выступлений и докладах на научных конференциях и семинарах работников общеобразовательной школы.

Основные положения диссертационного исследования апробировались на международном симпозиуме «Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров (2002), на международном психологическом конгрессе «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений» (2003), на международном симпозиуме «Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке» (2004).

На защиту выносятся:

  1. Социально-педагогическая характеристика креативности как системы универсальных способностей, которыми человек пользуется в процессе жизнетворчества, что обуславливает успешную социализацию.

  2. Содержательное определение изобразительной деятельности, выступающей в качестве средства формирования креативности. Изобразительная деятельность есть процесс объективации человеком с помощью разнообразных средств выразительности когнитивных и аффективных элементов сложившегося в его сознании субъективного образа окружающего мира, результатом чего становится сотворение пространственной модели этого внутреннего образа.

  3. Педагогические условия, способствующие эффективному формированию креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе: положительный настрой всех участников учебно-воспитетельного процесса школы к содержанию и результатам уроков ИЗО; интеграция эстетического, гуманитарного и естественнонаучного знания в предметном содержании занятий ИЗО; проблемность и парадоксальность в изложении учебного материала и в предлагаемых (ученикам) творческих заданиях; вариативность используемых педагогических средств с учётом специфики формируемых способностей и возрастных особенностей школьников.

4. Идея выстраивания логики преподавания уроков ИЗО в соответствии
с логикой формирования общих творческих способностей,

составляющих содержание креативности.

  1. Модель процесса формирования креативности учащихся на занятиях ИЗО в общеобразовательной школе, включающая концептуальные положения, задачи, принципы, основные направления, содержание, формы и методы обучения и воспитания, мониторинг эффективности педагогической деятельности.

  2. Критерии и показатели сформированности креативности школьников в динамике развития (коммуникативные, исследовательские, инвестиционные способности, способности к саморазвитию).

  3. Педагогические средства, способствующие формированию и проявлению креативности школьников в учебной и других видах деятельности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Кроме текстовых материалов, в диссертацию включены схемы, таблицы и рисунки.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net