Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Мышева Татьяна Петровна. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Мышева Татьяна Петровна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Таганрог, 2007.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2423

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 11

  1. Диалоговая концепция культуры как теоретико-методологическая основа музейной педагогики 11

  2. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина 25

  3. Социокультурная образовательная деятельность как элемент музейной коммуникации 40

  4. Обоснование модели образования и воспитания учащихся средствами музейной педагогики 59

Выводы по главе 75

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕК
ТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТ
НОСТИ УЧАЩИХСЯ НА МАТЕРИАЛЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕН
ТА 78

2.1. Психолого-педагогические условия образования и воспитания старше
классников средствами музейной педагогики 78

  1. Диагностика музейно-образовательной компетентности учащихся на материале регионального компонента 91

  2. Развитие музейно-образовательной компетентности учащихся на региональном материале 112

  3. Подготовка студентов по спецкурсу «Музееведение и музейная педагогика» 148

Выводы по главе 161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 164

ЛИТЕРАТУРА 168

ПРИЛОЖЕНИЯ 183

Введение к работе:

Актуальность исследования. Модернизация отечественного образования и усиление роли музея в жизни современного общества обусловили необходимость по-новому осмыслить и оценить огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать потребность в общении с ним

XXI век обещает быть веком расцвета музейного дела Сегодня трудно представить себе образование или социокультурную досуговую деятельность без музейного компонента, а значит, и без грамотного учащегося и компетентного специалиста, хорошо знающего специфику музейного дела, особенности социокультурной образовательной деятельности музея Следует отметить, что эта непростая задача успешно решается в рамках нового педагогического направления — музейной педагогики, предусматривающей как обучение и воспитание учащихся на музейном материале, так и их теоретическое осмысление, а также подготовку специалистов, способных решать педагогические задачи в условиях музейной среды и образовательного учреждения

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг и было заимствованно из немецкой терминологии [Медведева Е Б, Юхневич М Ю, 1997] За столь короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу отечественную педагогическую практику, о чем свидетельствуют разнообразные му-зейно-образовательные программы для учащихся «Предметный мир культуры» для начальной школы [Макарова М Ю, Медведева Е Б, Минина С Б, Юхневич М Ю, 1997], «Музей и культура в начальной школе» [Ванслова Е Г, 1995], главная задача которьк — развитие эмоционально-познавательной сферы учащихся, их творческой деятельности

Проблемы музейной педагогики отражены в трудах ученых, которые формулируют идею об образовательном назначении музея в его художественно-эстетическом аспекте и предлагают новый подход к посетителю как участнику диалога [Кершен-штайнер Г, 1926, Лихтварк А, 1914, Рейхвейн А, 1931, Фолль К, 1916, Бакушин-

скийАБ, 1981,ГревсИВ, 1922,ЗаксАЛ, 1991,КаптеревПФ, 1985,Разгон МА, 1983, Райков Б Е, 1922, Романов Н И, 1916, Столяров Б А, 1996]

Включение музеев в школьный образовательно-воспитательный процесс помогает полноценно воспринимать экспозиционную информацию Это возможно при максимальной подготовленности учащегося к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей

В 80-е годы XX столетия заметно усиливается интерес исследователей к области профессиональной и музейно-педагогической подготовки специалистов [Андреев А А, 2004, Антонов И А, 1999, Днепров Э Д., 2002, Зязюн И А, 2001, Сласте-нин В А, 2002], появляются работы, отражающие вопросы методики преподавания основ музейного дела в школе и педвузе [Круглое Ю Г, 1996, Левыкин К Г, 2002, Мастеница Е Н, 2000, Столяров Б А, 1998] Все эти проблемы рассматриваются в тесной связи с основами социокультурной образовательной деятельности отечественных музеев, нашедших свое отражение в трудах Гнедовского М Б [1990], Пархоменко ТА [2003],ЮхневичМЮ [1990]

Анализ современного состояния художественно-эстетического образования учащихся на музейном материале позволил выявить ряд противоречий между

стремлением общества выйти на качественно новый уровень духовного развития молодежи и недостаточной реализацией музейно-педагогического наследия в условиях деятельности образовательного учреждения,

содержанием музейно-педагогического образования в школе, действующего на традиционной экскурсионно-репродуктивной основе, и необходимостью развития творческого потенциала и музейно-образовательной компетентности учащихся на базе музейного материала,

необходимостью развития музейно-эстетической культуры учащихся школы на примере музейных ценностей и недостаточной подготовленностью педагогов к этой деятельности

Выявленные противоречия и потребность в их научном осмыслении определили следующую проблему исследования каковы условия использования музей-

ной педагогики, если ориентироваться на современное социокультурное образовательное музейное пространство, способствующие повышению музейно-эстетической культуры учащихся и выявлению роли учителя в этом пространстве

Цель исследования разработка концептуальной модели музейного образования и воспитания учащихся средствами музейной педагогики

Объект исследования музейная педагогика в социокультурном образовательно-воспитательном контексте

Предмет исследования условия успешной реализации музейной педагогики в образовании и воспитании учащихся

Гипотеза исследования музейная педагогика может стать эффективным средством развития личностного потенциала и музейно-образовательной компетентности учащихся, при условии

— максимального использования синтетической природы музея, интенсивно влия
ющей на эмоциональную и эстетическую сферу учащихся,

- внедрения педагогической модели, в содержании которой представлены куль
турно-эстетические ценности музея в качестве предпосылок к деятельности уча
щихся на основе диалога культур,

— организации процесса освоения музейных ценностей с использованием проблем
ных, эвристических, театрализованных и игровых методов, стимулирующих не
посредственное вовлечение детей в художественно-творческую деятельность,

- подготовленности педагога к использованию музейной педагогики в социокуль
турной образовательной деятельности с учащимися

Исходя из цели, предмета и гипотезы были определены задачи исследования:

  1. Рассмотреть историко-педагогические аспекты музейной педагогики

  2. Разработать и обосновать модель образования и воспитания учащихся средствами музейной педагогики

  3. Определить педагогические условия, обеспечивающие личностное развитие и формирование музейно-образовательной компетентности учащихся

4 Разработать программу подготовки студентов педагогических вузов к использованию музейной педагогики в социокультурной образовательной деятельности с учащимися

Теоретико-методологическую основу исследования составили

теория диалога культур М М Бахтина - В С Библера, в которой обоснована идея о том, что человек в процессе знакомства с музейной культурой получает дополнительный шанс осознать себя, развить личностный и творческий потенциал,

теории музейной педагогики, рассматривающие музейную экспозицию как наглядную форму художественно-эстетического обучения [Г Кершенштайнер, А Лихтварк,НГ Макарова, Е Б Медведева, ДМ Разгон, Б А Столяров],

концепции музейного педагогики, ориентированные на формирование у учащихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию [КФолль, НП Анциферов, А Б Бакушинский, И В Гревс, АЛ Закс, БЕ Райков, НИ Решетников, Н И Романов, Н Ф Федоров ],

исследования в области основ социокультурной образовательной деятельности отечественных музеев [МБ Гнедовский, ВЮ Дукельский, ИМ Косова, ЕН Медынский,MB Новорусский,Т А Пархоменко,МЮ Юхневич]

Основные этапы исследования.

Первый этап [1998-2001 гг] - поисково-аналитический, состоявший в теоретическом изучении проблемы музейных артефактов зарубежными и отечественными учеными-исследователями На этом этапе были разработаны теоретические основы занятий с учащимися по музейному делу на материале регионального компонента

Второй этап [2002-2005 гг ] — опытно-экспериментальный, содержанием которого стали диагностические исследования, разработка и апробация программы занятий с учащимися средствами музейной педагогики, формирующий эксперимент по развитию музейно-образовательной компетентности учащихся

Третий этап [2006 - 2007 гг ] - завершающий, в процессе которого изучались и оценивались результаты опытно-экспериментальной работы, оформлялось диссертационное исследование

В исследовании использовались теоретические и эмпирические методы анализ научно-теоретической, философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, культурологической, методической литературы по проблеме исследования, обобщение отечественного и зарубежного опыта, педагогический эксперимент (на базе многолетнего личного преподавания в педагогическом лицее и вузе), математическая обработка результатов исследования

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем

  1. выявлены тенденции развития музеев и музейной педагогики в контексте «диалога культур»,

  2. разработана и обоснована модель образования и воспитания учащихся с использованием регионального музейного компонента в условиях современной социокультурной ситуации,

  3. определены педагогические условия, способствующие развитию личностного и творческого потенциала, музейно-образовательной компетентности учащихся,

  4. разработана программа подготовки студентов к использованию музейной педагогики в деятельности с учащимися

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана система средств обучения, направленная на повышение уровня музейной культуры учащихся на материале регионального компонента (творческие задания по формам культурно-образовательной деятельности, методические рекомендации для педагогов), и определены направления подготовки студентов к ведению социокультурной образовательной деятельности с учащимися на музейном материале Разработанные задания могут быть использованы педагогами школ, колледжей, гимназий, лицеев, институтов, а также учреждениями дополнительного образования

На защиту выносятся следующие положения:

1 Музеи обладают значительным потенциалом художественно-эстетического, познавательно-воспитательного, аксиологического развития

учащихся Освоение учащимися музейного разнохарактерного материала осуществляется через развитие целостного представления об окружающем мире в процессе общения с памятниками истории и культуры, формирование ценностного, эмоционально окрашенного отношения к культурному наследию Развитие эмоциональной сферы, ассоциативного мышления, творческого воображения происходит через погружение в мир художественных образов Музейные ценности являются средством развития у учащихся способности реализовывать свой творческий потенциал в процессе восприятия, переживания, осмысления, оценки духовных ценностей культуры

2 Модель образования и воспитания учащихся средствами музейной педагогики представляет собой систему, содержание которой раскрывается через целевой, диагностический, содержательно-технологический, результативно-оценочный компоненты-блоки

Целевой блок предусматривает знакомство учащихся с основными вехами истории музееведения, музея, музейной педагогики и культурно-образовательной деятельности в социокультурном контексте, развитие эстетического восприятия учащимися музейного материала и умения оценивать музейные тексты в рамках диалога культур, развитие креативных способностей учащихся на музейном материале

Диагностический блок включает первоначальную констатацию уровня развития музейно-образовательной компетентности учащихся с помощью заданий, раскрывающих знания и опыт освоения регионального музейного компонента

Содержательно-технологический блок включает ознакомление учащихся с основными понятиями музееведения, памятниками истории и культуры, работой культурно-образовательного отдела музея, содержанием его социокультурной образовательной деятельности, включение учащихся в исследования в области музейной коммуникации, которые ведутся в музееведческом, педагогическом и психологическом аспектах

Результативно-оценочный блок представлен изучением и оценкой музейно-образовательной компетентности учащихся (эстетическое восприятие музейного

текста, анализ музейных текстов, выполнение творческих работ, связанных с музейным искусством)

3 Эффективность повышения художественно-эстетической, образовательно-
воспитательной, ценностно-смысловой функции музеев и развития творческого по
тенциала и музейно-образовательной компетентности учащихся обеспечивается реа
лизацией следующих педагогических условий

максимальным использованием музейных средств, основанных на диалоге культур и интенсивно влияющих на эмоциональную, эстетическую и нравственную сферу учащихся,

использованием проблемных, эвристических, театрализованных и игровых методов в процессе освоения учащимися регионального музейного компонента,

стимулированием развития творческих способностей учащихся, проявляющихся в социокультурной деятельности

4 Программа подготовки студентов к использованию музейной педагогики в
деятельности с учащимися включает следующие разделы обучение основным поня
тия музееведения, музейной педагогики, научно-фондовой и экспозиционной рабо
ты, совершенствование содержания регионального музейного компонента и овладе
ние различными технологиями по освоению музейного материала на основе диалога
культур, знакомство с работой культурно-образовательного отдела музея с учащи
мися

Экспериментальная база исследования Педагогический эксперимент проводился в Таганрогском государственном педагогическом лицее, на факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института, в Таганрогском государственном литературном историко-архитектурном музее-заповеднике в течение 9 лет Общее количество респондентов - 374 учащихся и 300 студентов

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждаются теоретическими положениями, целостным подходом к решению проблемы,

применением комплекса методов, адекватных цели, задачам, логике исследования, результатами опытно-экспериментальной работы

Апробация и внедрение результатов исследования Результаты исследования по теме «Музееведение и музейная педагогика» обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института, научных семинарах и конференциях преподавателей Таганрогского областного педагогического лицея и научных сотрудников Таганрогского государственного литературного историко-архитектурного музея-заповедника [1998 - 2007]

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом в 2,6 условных п л, в том числе 1 статья - в журнале, рекомендованном ВАК МО РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы, библиографического списка, состоящего из 207 источников и 2 приложений Текст диссертации изложен в логике задач исследования на 167 страницах и включает 16 таблиц и 1 рисунок


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net