Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
История философии

Диссертационная работа:

Искандарова Зебинисо Гафуровна. Проблема социального идеала в истории социально-философской мысли : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Искандарова Зебинисо Гафуровна; [Место защиты: Ин-т философии им. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2009.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/203

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I

Проблема социального идеала в контексте различных историко-философских традиций

&L Проблема социального идеала в античной философии 20

62. Проблема социального идеала во взглядах западных и восточных
средневековых мыслителей: сопоставительный анализ 38

63. Проблема социального идеала во взглядах на общество и государство
представителей Европейского Ренессанса 57

64. Проблема социального идеала во взглядах представителей

Нового времени 77

Глава II

Теоретические проблемы социального идеала: историко-философский аспект

& 1. Проблема социального идеала во взглядах И. Канта и Ф. Гегеля:
теоретический контекст 9 8

  1. Теоретические взгляды утопистов 19 века и марксизма на природу социального идеала 120

  2. Теория социального идеала в современных исследованиях: проблемы и вызовы 21 века 143

Заключение 161

Библиография 174

Введение к работе:

Актуальность темы

Избранная тема никогда не потеряет своей актуальности, ибо является универсальной и вечной для человечества, так как только человек имеет возможность развивать и совершенствовать свой внутренний и внешний мир. Значимость темы вновь поставила перед философами задачу еще раз обратиться к исследованию истории и теории социальной мысли, чтобы найти в этом пространстве ответы на наиболее волнующие и болезненные вопросы современного общества. Такие вопросы активизируются в моменты кризиса общественной жизни, когда людям с интеллектуальными и творческими потенциями трудно реализовать себя, когда они видят превалирование материального над идеальным, навязывание однобокой идеологии в обществе, вместо стремления к идеальному, совершенному, в котором только и может человек чувствовать себя достойно и по настоящему свободным. Когда идет смена культурных ориентиров на прагматические, а наиболее талантливые и потенциально одаренные люди чувствуют свою ненужность в обществе, ибо их стремление к созданию новых культурных благ натыкается на косную твердую материальность. Когда идет падение нравов, навязывание людям идеи о том, что все доступно и покупаемо, что человек не цель, но средство, когда человеческое общество, которое является выше просто биологического (природного), превращается в сплошной рынок всего и всех, когда люди уже не задумываются над смыслом жизни, а просто плывут по течению, когда то, что отличает человека от животного, а именно сверхприродная (главная) его сущность подменяется механистическим существованием, когда общезначимые

человеческие ценности нивелируются до того, что их называют абсурдными, тогда - как сказал бы Сократ - что-то подымается в душе отдельных личностей (внутренний даймоний), которые не только не мирятся, а иногда ценой своей жизни активно протестуют против существующего. Они выходят на поле битвы за отстаивание пространства истинных. общечеловеческих ценностей, где дух, культура, идеал, благо и совершенствование, мужество и справедливость становятся субстанциальными маркерами истинного назначения человека.

Движение к идеальному обществу всегда состоит в движении к совершенствованию - в том, чтобы преобразовать существующее положение вещей, двигаясь от худшего к лучшему, чтобы не потерять и сохранить общезначимые достижения и ценности культуры, которые уже были достигнуты человечеством, и, наконец, в том, что «без идеала над собой человек в духовном смысле этого слова не может правильно жить» (А. Риль).

Сегодня, проблема социального идеала стала актуализироваться в результате серьезных методологических и эпистемологических сдвигов в сфере философского знания, что напрямую связано с кризисом не только социальных и политических систем в современном мире, но и с кризисом экономических моделей развития общества.

Всемирный финансово-экономический кризис, включая кризис основных международных систем безопасности, например Организации Объединенных Наций (ООН), привел многих интеллектуалов, политиков, экономистов и философов к мысли о том, что для диагностики существующего положения дел, необходимо, чтобы данная ситуация была тщательным образом проанализирована не только на политическом и экономическом уровнях, но, главным образом, на историко-философском.

Это обстоятельство вновь выдвинуло на передний фронт философов, которые стали заново переосмысливать существующие социально-политические системы не только на современном материале, но и на основе

исторических философских и культурологических матриц, включая, конечно, и нравственно-религиозный аспект их изучения.

Основной конфликт, который явно прослеживается в современных философских исследованиях, все более перемещается в историческую плоскость. Многие проблемы, с которыми сталкиваются политики и экономисты, во многом имеют исторические корни. В основе международных конфликтов лежит разное представление о социальной справедливости и о том, какой должна быть идеальная социально-политическая система, форма государственности, государственного правления.

В этой связи стоит поставить вопрос о том, как примирить современные и исторические ценности, которые, несмотря на свои универсальные основы, во многих случаях становятся непреодолимыми границами в интерпретации относительно одних и тех же социальных, политических, культурологических и религиозных вопросов.

Нет сомнения в том, что конфликт возникает на почве и по причине разного понимания социального идеала в различных социокультурных и цивилизационных системах мысли.

С другой стороны, важно узнать, возможен ли диалог между различными системами ценностей? Имеют ли они общую межцивилизационную основу в человеческой природе? Насколько уже выдвинутые модели социального идеала отличаются друг от друга и как возможно найти общие ценностные связи между ними не только на онтологическом уровне, но и на эпистемологическом?

Кризис сегодняшнего времени связан с тем, что сегодня человек делает акцент на вопросы, связанные с социально-политическими и экономическими системами, а именно: «Куда движутся современные государственные институты? В правильном ли направлении они движутся? Что лежит в основе современных социальных систем? Как избежать нарастающего кризиса и конфликта между различными социальными и религиозными системами?» В то

время как, с нашей точки зрения, сегодня наиболее важными являются слова Сократа о том, что заботиться надо прежде всего не о теле и о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, ибо «не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги, и все прочие блага как в частной жизни, так и в общественной» (Платон. «Апология Сократа»).

Возвращение к вопросам, связанным с истинной природой человека: куда движется человек, каков смысл его существования, и в чем его назначение, каким должен быть правитель или правление, чтобы люди в своем обществе, государстве чувствовали себя счастливыми - в этом мы видим не только спасение для сохранения человеческого в новых социальных системах, но и толчок к развитию нового гармоничного общества.

Все эти вопросы до сих пор являются предметом изучения многих выдающихся интеллектуалов, которые пытаются найти ответы на них, чтобы преодолеть существующий разрыв между социальным идеалом и действительностью.

Представленная диссертация как раз таки посвящается анализу социальных идеалов как в историко-философском, так и современном социально-философском аспекте, и по-своему пытается найти ответы на вопросы, которые сегодня как никогда являются актуальными и жизненно важными.

Степень разработанности проблемы

Поставленные вопросы не могут быть раскрыты в одной диссертационной работе, поэтому социальный идеал, включающий в себя многие аспекты культурной, политической, экономической и религиозной жизни, будет ограничен исследованием идей и представлений выдающихся мыслителей, главным образом, западноевропейских, относительно проблемы идеального

общества и государства1. При этом диссертационное исследование будет включать в себя наиболее значимые и узловые историко-философские события в развитии понятия социального идеала, выраженного в формах идеального общества и государства. В этой связи в работе даются понятия идеального и социального идеала, где первое понятие определяется через онтологические и гносеологические параметры, а второе - через функционирующие.

Проблема социального идеала в современных исследованиях является недостаточно изученной темой. Если в исторической философской традиции данной проблеме посвящались работы многих выдающихся мыслителей того времени, то в последние десятилетия интерес к данной проблеме неуклонно падал.

Большой вклад в разработку проблемы социального идеала в истории философии внесли такие мыслители как Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Августин Блаженный, Аль-Фараби, Ибн Сино, Ибн Рушд, Ибн Баджа, Ибн Туфейль, Аль-Газали, Ибн Халдун, Н.Макиавелли, Т.Мор, Т. Кампанелла, Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Д.Локк, Монтескье, Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн, К. Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин, Н.Бердяев, А.Дониш, С. Айни и др.

С нашей точки зрения, в парадигму социального идеала, помимо идеального общества, идеального государства, идеального правителя, входят также такие социальные феномены, как идея блага, равенства, справедливости, добродетели, свободы, включая идею развития общества, роль воспитания в осуществлении социального идеала и др.

2 Платон. Государство./Соч. в 3-х томах. Т.З., 4.1., М., 1971;Аристотель. Политика./Соч. В 4-х томах.Т.4.,М., 1983; Цицерон. О государстве./ Диалоги. М.,1966;Августин Блаженный. О Граде Божием., Санкт-Петербург-Киев, 1998; Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей Добродетельного города./ Философские трактаты., Алма-Ата, 1972; Ибн Халдун. Мукаддима. /Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961; Макиавелли H. Государь. /Избранные сочинения. М., 1982; Мор Т. Утопия. М., 1953; Кампанелла Т. Город Солнца. М.-Л., 1947;Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М., 1962; Гоббс Т. Левиафан. / Избранные произведения в 2-ух томах. Т.1., М.,1964; Локк Д. Два трактата о правлении. /Сочинения в трех томах. Т 3., М.,1988; Руссо Жан-Жак. Об общественном договоре или Принципы политического права. М., 1938; Кант И. Критика практического разума. /Сочинения в шести томах. Т. 4., 4.1., М., Мысль. 1965; Гегель Г. Философия права. М., 1990; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПБ., 1911; Сен-Симон. Реорганизация европейского общества. /Избранные сочинения. Том I., 1948; Оуэн Р. Книга о новом нравственном мире. Избранные сочинения. Том I., М.- Л., 1950; Маркс К. Критика Готской Программы. М. 1940; Ленин В. Тетрадь «Марксизм о государстве»., М.-Л., 1930;Бердяев Н. Смысл истории., М., 1990.

Среди представителей современной философской школы, которые подвергли серьезному анализу проблему социального идеала в истории философской традиции античного мира и средневековья, можно выделить таких исследователей как А. Лосев, В. Асмус, В.Нерсесянц, Д.Панченко, А.Игнатенко, И. Фролов, С. Бациева, А.Мец, С. Утченко, С. Лурье, А.Гуревич3 др.

Самым ярким философом, который, на наш взгляд, заложил основу понятия идеала и идеального в советской философской школе мысли, является выдающийся философ Эвальд Васильевич Ильенков4. В своей дискуссии о природе идеала с Н.Нарским и Д.Дубровским, которые сводили идеал к сумме психических переживаний человека, Э.Ильенков отстаивал объективную и всеобщую природу идеала и идеального в социальной и культурной жизни людей. В своей известной книге «Об идолах и идеалах» он в доходчивой разговорной форме рассматривает это понятие со времен античности и до наших дней. Наряду с ним можно отметить работы М. Мамардашвили и В. Федотовой5, которые также много сделали для становления этого понятия в советский период развития философской мысли.

Исследованию проблем, связанных с социальным идеалом эпохи Возрождения и Нового времени, были посвящены работы таких ученых, как А. Лосев, Л. Баткин, Э. Гарэн, П. Валери, Л.Брагина, Н. Азаркин, Э. Вагимов, Т.Ойзерман, В.Межуев, А.Гулыга и др.

3 Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2001; Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М., 1979;
Панченко Д.В. Платон и Атлантида.Л.,1990; Игнатенко А.А. В поисках счастья: (Общественно-политические
воззрения арабо-исламских философов средневековья). М., 1989; Бациева С. Историко-социологический трактат
Ибн Халдуна «Мукаддима» .М., 1965; Асмус. Античная философия. М.,1979; Фролов И.Т. Введение в
философию. М., 2003; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996; Лурье С.Я. История античной общественной
мысли. М.,1929; Утченко С. Л. Цицерон и его эпоха. М., 1986; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.
М., 1972;

4 Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968; Диалектика идеального./ Философия и культура. М., 1991;
Проблема идеального // Вопросы философии, № 6., 1979.

5 Мамардашвили М.К. Наука и культура. М., 1982; Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005.

6 Лосев А.Эстетика возрождения. М., 1978; Баткин Л.Итальянское возрождение: в поисках индивидуальности.
M., 1989; Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения: Избранные работы. М., 1986; Брагина Л. Становление
ренессансной культуры в Италии и ее общеевропейское значение// История Европы. Т.З.,М.,1993; Межуев В.
Культура и история. М., 1977; Валери П. Избранное. М.,1936; Ойзерман Т. И. Проблема долженствования в

К современным западноевропейским авторам, которые подвергли анализу современные социальные идеалы и проекты, можно отнести следующих ученых: Д. Белл, Ю.Хабермас, Э.Геллнер, Э. Хобсбаум, М.Манн, Э.Тоффлер, Э.Шилз, К.Гиртц, Дж. Маклин, В. Биман, С. Хантингтон7 и др.

Свое видение проблемы социального идеала в истории философии показали также и таджикские ученые. Всесторонне исследуя наследие выдающегося мыслителя прошлого, они рассматривали также время, в которое он жил, его социальные воззрения, ценностные ориентации (например, личность в идеальном государстве Авиценны, о формах и средствах воспитания, о совершенствовании человека, о его представлениях об идеале, о добродетельных и недобродетельных городах и т. д.) К ним относятся М. Диноршоев, X. Додихудоев, А. Джахид, М. Рахимов, Б. Гафуров, М. Шукуров, Н. Негматов, А. Шамолов, А. Шохуморов, А. Мухамедходжаев, Н. Садыкова, 3.

Диноршоева, С. Рахимов, Ш. Имомов, X. Зиеев и др.

Среди отечественных ученых, которые непосредственно занимались темой, связанной с утопией, следует выделить работу Р. Комилова9, который сфокусировал свое внимание на теории утопического общества в истории таджикско-персидской культуры.

философии Гегеля.//Вопросы философии. N5,1995; Вагимов Э.Проблема идеала в философии Канта./Кантовские чтения в КРСУ. Бишкек, 2004; Гулыга А. Гегель. М., 2008.

7 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 2004; Gellner Е.
Nations and Nationalism. N.Y. and London, 1983; Anderson B. Imagined Communities. London - New York, 1991;
Хабермас Ю. — Европейское национальное государство \ Нации и национализм. М., 2002; Хантингтон С.
Столкновение цивилизаций. М.,2003; Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004; William О. Beeman. Constructing
National Identity in the Context of Multiculturalism: The Case of Tajikistan. Moscow, 1999.

8 Диноршоев М.Натурфилософия Ибн-Сины. Душанбе, 1985; Додихудоев X. Очерки философии исмаилизма.
Душанбе, 1976; Джахид А. Абу Наср Аль-Фараби о государстве. Душанбе, 1966; Рахимов М. Антропология Ибн-
Сины: Авиценны. Душанбе, 2004; Гафуров Б. Таджики. М., 1972; Шукуров М. Хоросан аст инчо. Душанбе,
1996; Негматов Н. Государство Саманидов. M., 1971; Мухамедходжаев А. Идеология накшбандизма. Душанбе.
1991; Шамолов А. Худжатулислам Газали: социально-политические взгляды. Душанбе. 1996; Садыкова Н.
Философия Абдукодира Бедиля. Душанбе, 2007; Диноршоева 3. Гражданская философия Аль-Фараби. Душанбе,
2006; Рахимов С. Эстетика Зороастризма. Душанбе, 2006.

9 Комилов Р. Теория утопического общества в истории таджикско-персидской культуры. Душанбе, 1997.

Вклад в развитие современной проблематики социального идеала на материале современного Таджикистана внесли такие ученые, как М. Гафарова, П.Шозимов, С.Наврузов, К. Гиеев10.

Стоит особо отметить работы А. Самиева11, который впервые в таджикской философии рассмотрел проблему исторического сознания в его историческом движении и показал, как уроки истории учат не предавать забвению истинные ценности прошлого.

Несмотря на достаточное количество работ, многие из них не носят системного характера, а фрагментарно отражают социальный идеал в разных своих проявлениях. В частности, до сих пор отсутствует целостное, научно-обоснованное, концептуальное видение проблемы социального идеала, выраженного в форме идеального общества и государства, с позиций новых методологических подходов, способствующих более полному раскрытию существенных связей, взятых как в историческом, так и в современном параметре.

В этом контексте в работе впервые осуществляется попытка заполнить этот пробел и создать целостную картину взглядов на идеальное общество и государство не только на материале истории и современности, но и посредством установления связи между различными временными структурами мысли воссоздать единую категориальную систему социального идеала.

Объектом исследования стала проблема социального идеала,

выраженного в форме становления идеи идеального общества и государства, рассмотренная в историко-философской мысли выдающихся мыслителей истории и современности. В основном, фундаментом послужили труды

10 Гафарова М. Духовный облик женщины Советского Востока. Душанбе. 1969; Шозимов П. Историзм
культуры и историческое самосознание (логико-методологический аспект). Канд дис. Алма-Ата, 1993; Наврузов
С. Предметная действительность сущностных сил человека. Душанбе. 2007; Гиеев К. Место национальных
интересов в процессе социальных интеграции нации. // Известия АН PT. N 1. Душанбе, 2001.

11 Самиев А. Историческое сознание и формирование духовного мира человека. Душанбе, 1994; Историческое
сознание как самопознание общества: социально-философский анализ. Душанбе, 2009;

философов западноевропейской школы мысли, которые, с нашей точки зрения, внесли существенный вклад в раскрытие того, как сделать человеческое общество и государство совершенней и лучше. В ходе работы объектом исследования становились также социальные национальные проекты современности, которые основывали свою национальную символическую конструкцию на социальных моделях и идеалах исторического прошлого.

Предметом исследования является изучение вопросов того, каким образом происходило движение социального идеала в истории философской мысли, что лежало в основе этого процесса, и как социальный идеал влиял на развитие социально-политических и национальных проектов не только в историческом, но и современном контексте. Предмет исследования также включает процесс теоретической категоризации различных форм социального идеала, основанных на материале истории и современности.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является исследование сущности и природы социального идеала, выраженного в форме идеального общества .и идеального государства, на основе исторической и современной философской мысли, а также выявление наиболее общих теоретических категориальных связей между различными социальными идеалами, которые основаны на разных цивилизационных и ценностных ориентациях. Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

показать момент зарождения и движение идеи социального идеала, начиная от античности и до наших дней;

выявить и показать общее и различное во взглядах на идеальное общество и государство в античной традиции;

выявить источник теории разделения властей;

проведение сравнительного анализа западноевропейской и восточной аксиологической традиции;

определение характера взаимоотношений различных категориальных подходов в контексте выявления общей структурной связи в отношении природы социального идеала;

выявление различий и связей между различными взглядами на структуру и функцию социального идеала;

определение общих онтологических и эпистемологических связей относительно природы социального идеала в истории и современности;

фиксирование общеметодологической структуры функционирования социального идеала в социально-политической жизни международного сообщества.

Теоретико-методологическая основа исследования

Основным методом данного исследования выступает контекстуальное использование таких подходов к изучению проблем социального идеала как теория примордиализма, рационального выбора (рационального инструментализма) и теория конструктивизма. При этом автор также активно использовал принцип историзма, историко-сравнительный и диалектический метод.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые проблема социального идеала рассматривается с позиций новых методологических подходов, благодаря которым выявляется связь социального идеала с различными цивилизационными системами мысли. Отсутствие специальных монографий по данной проблеме, а также изучение ее в историко-эволюционном аспекте позволяют рассматривать представленную работу, как обладающую научной новизной. Теоретическая и практическая новизна работы заключается в следующем:

впервые системно раскрывается природа и сущность социального идеала на основе анализа связей и различий во взглядах выдающихся мыслителей в истории социально-философской мысли (в основном, западноевропейской);

впервые понятие социального идеала дается с позиций новых методологических подходов, а именно, примордиализма, рационального инструментализма и социального конструктивизма;

на основе новых методологических подходов выдвигаются и обосновываются три социально-политические модели в мировом сообществе, которые на онтологическом и эпистемологическом уровнях позволяют раскрыть сущность социального идеала;

раскрывается эволюция понятия социального идеала на основе богатого эмпирического материала;

впервые показана связь мифологической системы (уровень народного сознания) с будущим разделением властей (уровень политического сознания);

впервые раскрывается различие во взглядах Аль Фараби и Ибн Баджи на поведение добродетельного человека в обществе;

раскрыты механизмы функционирования социальных проектов в современной политической жизни различных государств мира и связи этих проектов с сущностными компонентами социального идеала, что обеспечивает преемственную связь между историей и современностью.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Идеальное есть понятие, которое отражает особое состояние человеческого сознания, выраженное как во всеобще-абстрактной (объективной), единичной (субъективной), так и особенной (субъектно-объектной) формах, в зависимости

от социально-исторического (всеобщего), психологического (индивидуального, единичного) и социально-политического (особенного) контекста.

2. Социальный идеал есть понятие, которое отражает становление и
актуализацию понятия идеального в истории социально-философской и
политической мысли и выражает наиболее значимые ценности и стили жизни,
лежащие в основе социального поведения общины, граждан и государства.

3. Социальный идеал прошел несколько этапов своего становления:

примордиальный - античная и средневековая историко-философская традиция;

рационально-инструментальный — Эпоха Возрождения и начало Нового времени;

социально-конструктивистский - 19-20вв.

При этом во всех этих периодах социальный идеал выражался по-своему, сохраняя напряжение между тремя основными социальными проектами: общины (примордиальный), гражданского общества (рациально-инструментальный), государства (социально-конструктивистский). И, наконец, сегодня, набирает силу новая форма социального идеала, которая носит транснациональный характер и функционирует в межструктурном пространстве общины, общества и государства и все больше начинает претендовать на свою ценностную самостоятельность — это глобализация, социальный идеал современного информационного общества.

4. Социальный идеал в античную эпоху был тесно связан с мифологической
структурой, которая индуцировала развитие социальных моделей и институтов
античного полиса, а в некоторых случаях являлась отражением того
социального и политического контекста, в котором функционировало античное
общество. Древние греки в своих мифах заложили основы демократических
институтов и их принципов, таких как разделение властей, где Зевс являлся

олицетворением исполнительной власти, Фемида - законодательной, а Мойры — судебной.

5. Мы полагаем, что несмотря на общую цель в обществе, а именно,
достижение блага и справедливости, два самых ярких представителя философии
- Платон и Аристотель - по-разному представляют идею идеального
государства. Если у Платона все подчинено целому, которое есть благо, которое
как идея находится наверху, и все стремятся, если не достичь, то хотя бы
приблизиться к нему, то Аристотель требует относительного, а не абсолютного
примата целого над частями. В этом контексте Аристотель выступает за
сохранение автономии личного счастья в государстве, в котором счастье
каждого гражданина несет счастье для всего государства в целом, и только в
таком государстве существует идеальное социальное благо.

6. Вслед за Полибием, древнеримский политический деятель Цицерон в своих
взглядах на идеальное государство выступает против чистой формы
социального правления за смешанную, дабы представители каждой из форм
контролировали друг друга. Выдвинув на передний план идею
гражданственности, он придает большое значение идее преемственности
исторического опыта, а также долгу гражданина перед государством. То есть в
их позициях обнаруживается сознательное представление о разделении властей.

7. В эпоху средневековья восточные философы также по-разному видят
поведение добродетельного человека в обществе, в котором он живет. Если, с
точки зрения Фараби, добродетельный человек должен бежать из порочного
города, ибо там он погибнет, или будет влачить жалкое существование (позиция
Фараби - добродетельный человек не должен мириться с окружающими
бесчинствами, не соприкасаться с ними и искать более подходящее место для
себя), то добродетельный человек Ибн-Баджи, который также видит все
несовершенства своего города и ни в коем случае не мирится с ними, все же не
покидает своего города не только потому, что он понимает, отчего все эти

несовершенства (болезни), но и потому, что он не теряет надежды изменить людей к лучшему - надо только пробудить их деятельный разум для преодоления несовершенств.

8. Несмотря на кажущееся стремление к добродетели и порядку, мусульманский
государственный деятель Низам ал-Мульк в центр своего учения об идеальном
государстве поставил неприятие и жестокое уничтожение всех ценностей,
которые отличаются от ценностей господствующей идеологии, в данном случае
идеологии рабства и слепого подчинения.

  1. Теоретик будущих национальных светских государств - Никколо Макиавелли - является пионером модели социального идеала, выраженного не в форме абстрактной всеобщности, а в субъективной форме, в которой государство должно быть готово в любой момент отразить любые нападки извне и достойно ответить на вызовы времени. Приняв объективность субъективности, Макиавелли поставил задачу использовать ее инструментально в позитивных целях, в его контексте, в целях спасения Италии.

  2. Томас Мор, Томазо Кампанелла, Фрэнсис Бэкон - выдающиеся личности, сумевшие в своих утопиях предсказать многие явления современного общества.

  1. Представители Европейского Возрождения и ранние представители культуры Нового времени выявили идею и ценностную основу для появления новой социальной парадигмы, которая не ограничивалась лишь принципами примордиализма (Мор, Кампанелла, Руссо) и рационального выбора (Макиавелли), но создавала инновационную социальную структуру, базирующуюся на принципе социального конструктивизма, где главным действующим лицом выступает уже не дух народа, не естественные права, но конституция и законы государства.

  2. Различие двух выдающихся представителей немецкой классической философии - И.Канта и Ф. Гегеля - во взгляде на идеальное государство,

состоит в том, что для Канта идеал недостижим, как звездное небо, но человек неизменно должен к нему стремиться, совершенствоваться, бороться со своими пороками, соблюдать категорический императив, дабы остаться человеком. Для Гегеля же идеал как раз таки и состоит в постоянной борьбе противоположностей, в действовании, в проявлении своей значимости, в движении к лучшему.

  1. Яркие представители социалистического утопизма Сен-Симон, Фурье и Оуэн, при всей своей схожести во взглядах, имеют и отличия. Так, если Сен-Симон в своих взглядах на идеальное государство движется сверху, как социальный конструктивист, Оуэн - снизу, как примордиалист, то Фурье находится в середине этой структуры, а именно, в пространстве рационального инструментализма. Несмотря на разные воззрения этих мыслителей на природу социального идеала, все они являются социальными конструктивистами, с той лишь разницей, что их социальные теории отражали разные акценты в развитии теории и практики социального конструктивизма.

  2. Сегодня мы можем выделить следующие социальные модели:

Традиционные формы социальной общности (сегодня они выражаются в мусульманских странах в форме универсальной уммы).

Организация Объединенных Наций или Европейский Союз.

Национальные независимые государства.

Если за ООН стоят концептуальные идеи Руссо и Канта, включая современных защитников данной идеальной социальной модели в лице Хабермаса, Апеля, Манна, Роулза, то за моделями национального суверенитета стоят Гоббс и Гегель, а в современности основным защитником национального государства является Фукуяма.

15. В настоящее время мы являемся свидетелями кризиса идеальных
социальных современных проектов, таких как ООН и государственный
суверенитет, и возрождения в какой-то мере идеальной социальной модели,

связанной с семьей и общиной. Сегодня мы можем наблюдать жесткую концептуальную борьбу трех идеальных социальных проектов, а именно, общины (которая в настоящее время выражается в протестных формах исламского проекта в структуре мусульманской уммы, взывающей к исполнению долга и обязанностей), ООН (которая в большей степени ориентирована на -защиту прав как отдельных людей, так и государств, включенных в ООН) и, наконец, суверенных государств, которые ориентированы главным образом на свои национальные интересы.

  1. Лучшей моделью, на мой взгляд, истинно идеальной для жизни людей, является модель коммунистического общества. Вопрос состоит в том, как осуществить эту модель, не наступив при этом на старые грабли?

  2. Изучение трудов великих мыслителей прошлого и настоящего привело исследователя к идее о том, что осуществление социальных идеальных моделей возможно только через воспитание и образование, которые несут в себе скрепляющий момент идеальности.

Научно-практическая значимость

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего развития идей, связанных с проблемой идеального общества и идеального государства, не только в историческом, но и в современном контексте.

Результаты, полученные в диссертации, могут внести определенный методологический вклад в разработку теории социального идеала в истории и современности.

Полученные в диссертации результаты могут быть также использованы в соответствующих спецкурсах, в преподавании истории западной и восточной философии, социологии, культурологии и политологии в высших учебных заведениях.

И, наконец, результаты работы могут быть использованы в качестве рекомендаций для Правительства Республики Таджикистан, а также для соответствующих государственных институтов, разрабатывающих социально-политические национальные проекты.

Апробация исследования

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном совместном заседании Отдела истории западной философии и Отдела истории таджикской философии и стран Востока Института философии АН РТ. Основные положения и результаты диссертации излагались в виде докладов и выступлений на международных и отечественных конференциях, теоретических семинарах, проводившихся в Отделе истории западной философии Института философии АН Республики Таджикистан. Основное содержание диссертации отражено в журналах, реферируемых ВАК РФ. Структура работы Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net