Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Киноискусство. Телевидение

Диссертационная работа:

Красинский, Анатолий Викторович. Белорусское киноискусство: проблемы становления, особенности современного кинопроцесса : Дис. ... д-ра искусствоведение : 17.00.03.- Москва, 2007

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 4

ЧАСТЬ I

1ЩМНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ
БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ

  1. Освоение идейно-эстетического опыта советского кино и влияние национальных фольклорно-литера-турных традиций 20

  2. Обращение к актуальным проблемам современности как важнейший принцип становления социалистической кинематографии 41

  3. От "общеклассового" к "индивидуальному". Утверждение художественных принципов исследования человека и сформировавшей его среды 76

ЧАСТЬ П

СОВРЕМЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ

1. Идейно-творческий диапазон киноискусства в
40—50-е годы и предпосылки новых тематических

и жанровых решений 1X9

  1. Документальный фильм на пути образного осмысления времени. Поиски синтеза документальных и художественных форм 140

  2. Идейно-эстетические позиции в искусстве и гражданственность художника 184

  3. Авторский диапазон социального мышления и драматургические стереотипы 221

Стр.

5. Художественная интерпретация реальных собы
тий и документов, поиски эпических форм

отражения жизни 259

6. Расширение социально-исследовательской направ
ленности киноискусства, вопросы осмысления
нравственного формирования личности 285

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 318

БИБЛИОГРАФИЯ 339

ПРИЛОЖЕНИЕ (фильмография) 351

Введение к работе:

Советское многонациональное киноискусство не имеет претендентов в истории. Его возникновение и плодотворное развитие — один из ярчайших примеров последовательной и целенаправленной политики Коммунистической партии и Советского государства по всестороннему развитию национальных культур народов нашей страны. Создание многонационального советского кино может служить образцом сотрудничества и взаимопомощи социалистических наций. Сегодня каждая союзная республика, благодаря бескорыстной помощи и поддержке других республик, имеет собственное кинопроизводство, киностудии имеют даже те республики, народы которых находились до Великого Октября на очень низкой ступени общественного, культурного развития. Достоянием всего советского народа становятся достижения кинематографистов России, Украины и Белоруссии, Средней Азии и Казахстана, Прибалтики и Молдавии, кавказских республик.

Становление большинства кинематографий началось, как известно, с "этнографического" этапа. Создатели первых фильмов зачастую опирались, что было совершенно естественно, на фольклорные источники. Вместе с тем при всех переборах этнографизма, характерных для некоторых из этих произведений, в них в трактовке социальной принадлежности героев, классовой основы борьбы за новую жизнь так или иначе отразились общие закономерности развития советской революционной кинематографии.

При различии условий, в которых создавалась та или иная кинематография, особенностях культурных традиций, нельзя не видеть очевидное сходство процессов в идейно-художественном развитии кинематографий различных республик. Это сходство обуслов-

лено общностью задач — стремлением киномастеров утвердить в киноискусстве социалистическое содержание. Оно проистекает из общности судьбы советских народов, совершивших революцию и строящих новое общество.

Исследование развития кинематографии каждой союзной республики позволяет глубже видеть многонациональное единство советского киноискусства, эстетической основой которого стал социалистический реализм. Оно способствует более полному осознанию сущности диалектической связи национального и интернационального в нашем кино. Изучение ведущих тенденций становления и роста киноискусства в республиках советской страны дает возможность всесторонне раскрыть многонациональный характер советского кино, как великое революционное завоевание в истории культуры.

Важнейшей и примечательной особенностью возникновения и роста всего советского киноискусства является взаимопомощь в становлении националышх кинематографий. Ярким примером братской взаимопомощи народов нашей страны может служить история возникновения и становления белорусского кино. Когда в декабре 1924 года правительство Белоруссии приняло решение о создании треста Белгоскино, что послужило началом работы по строительству национального киноискусства, республика, как известно, совершенно не располагала производственной базой, кадрами. Отсутствовали, естественно, какие бы то ни было кинематографические традиции. Молодая республика располагала в то время крайне ограниченными возможностями для создания технической базы кино. Отсталая в промышленном отношении, она в соответствии с решениями IX съезда Ы1(б)Б и ХІУ съезда ВКП(б) только начинала первые шаги на пути

индустриализации. Не хватало еще порой самого необходимого.

Несмотря на трудности, делалось все, чтобы в короткий срок

создать белорусскую кинематографию. Лозунг "Даешь кино"! был одним из популярных лозунгов культурно-просветительной работы. Даешь кино! — делаются первые хроникальные выпуски. Даешь кино! — идет подготовительная работа по созданию художественных кинокартин. Даешь кино! — из дальних деревень — "вёсак" — на курсы в столицу с фанерными чемоданчиками и сундучками выезжают 25 первых будущих киномехаников.

Буквально с первых же месяцев организация Белгоскино заняла важное место в строительстве социалистической культуры в республике, и культурно-просветительной работе. "В круг деятельности Белгоскино, - указывалось в докладной записке в Госплан, — входит целый ряд задач, как коммерческо-торгового характера, так и политико-просветительного... . Коммерческо-торговая деятельность заключалась в эксплуатации кинотеатров и клубных установок, строительстве новых кинотеатров и увеличении количества киноустановок в республике, организации кинолабораторий, и самое главное — создании собственного кинопроизводства.

Политико-просветительная деятельность включала в себя бесплатное обслуживание красноармейцев, воспитанников детских домов, учащихся учебных заведений, снабжение рабочих клубов фильмами по сниженным ценам, проведение бесплатных киносеансов в дни революционных праздников, организацию сети рабочих кинотеатров со специально подобранным репертуаром и т.д.

Іоворя о рождении белорусского кинематографа, нельзя не вспомнить еще один факт, более чем красноречиво свидетельствующий о том большом внимании, которым было окружено создание ки-

1 ЦТАОР БССР, ф. 246, оп. І, д.І, лл. 10—19.

нематографа в республике, — участие руководителей партии и правительства республики И.А.Адамовича, В.Г.Кнорина, А.ГЛервя-кова в съемках первого национального кинопроизведения. Они, бывшие руководители партизанского движения в Белоруссии, были консультантами фильма "Лесная быль", сыграли самих себя в одном из эпизодов картины. Этот факт — яркий пример поистине огромного, прямо-таки благоговейного отношения к строительству социалистической культуры в республике.

Возникновение кинематографии в республике проходило в годы, когда появились первые крупные произведения белорусской советской литературы, произведения Я.Коласа, К.Чорного, МЛарота, М.Лынькова, П.Головача. За несколько лет до создания Белгоскино был организован Институт белорусской культуры (Инбелкульт), положивший начало будущей Академии наук республики. Этот период характерен интенсивным развитием национального театрального искусства. Активно работает Государственный белорусский театр (ныне академический театр им.Янки Купалы). Летом 1924 года показала в Минске свой первый спектакль организованная в Москве с целью подготовки белорусских актерских кадров драматическая студия, которая впоследствии выросла во 2-й Белорусский государственный театр (ныне академический театр им.Якуба Коласа). В этом же, 1924 году, в Минске открывается Белорусский музыкальный техникум...

Шел бурный процесс становления новой социалистической культуры в республике. Этот процесс носил планомерный, целенаправленный характер. Определяя перспективы белорусской культуры, ЦК КП(б)Б в своем постановлении от 17 декабря 1928 года подчеркивал, что "партия стоит за самостоятельный путь развития белорусской культуры, за выявление всех творческих сил белорусского

народа, за широкое использование создающейся белорусской социалистической культурой всех ценностей мировой культуры, за решительный ее разрыв с традициями провинциальной ограниченности и рабского заимствования, за создание новых культурных ценностей, достойных творчества великого класса. Но партия делает это не путем противопоставления белорусской культуры культурам других народов, а путем братского содружества рабочих и трудящихся масс всех национальностей в деле строительства мировой

пролетарской культуры, в которую белорусский рабочий класс су-

р меет вложить свою часть .

После решения белорусского правительства о производстве фильмов в республике понадобилось всего лишь несколько лет, чтобы новая кинематография заявила о себе: создала ряд документальных и художественных кинолент. К работе в белорусском кино были привлечены опытные кинематографисты, в том числе такие уже известные в то время кинорежиссеры как Ю.Тарич и В.Гардин. Помощь кинематографистов, обладающих большим творческим и производственным опытом, заключалась не только в их личном участии в постановке фильмов. Эти люди в процессе съемок картин отдавали много сил обучению молодых творческих работников, помогали им осваивать художественный язык нового искусства кино. Так совместная работа с Юрием Таричем над первыми белорусскими фильмами сыграла решающую роль в гражданском и художническом становлении таких впоследствии известных советских кинорежиссеров, как Иван Пырьев и Владимир Корш-Саблин.

Весьма красноречивым свидетельством большого внимания к развитию киноискусства Белоруссии может служить и принятое по

"Бальшавік Беларусі", 1928, В 12, с. 97—98.

просьбе правительства республики партийными и советскими организациями Ленинграда решение о временном пребывании в их городе студии художественных фильмов "Советская Беларусь" . Такого рода решение было продиктовано существенными причинами. Так как налаживание кинопроизводства в республике требовало значительного времени, создание студии в Ленинграде стимулировало ускоренный рост белорусской кинематографии.

Помощь кинематографу Белоруссии выражалась не только в решении проблем организационно-производственного характера. Идейно-творческое становление киноискусства республики проходило под благотворным влиянием достижений русского и украинского кино. Создавая первые белорусские фильмы, их авторы опирались на творческий опыт С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, А.Довженко и многих ведущих советских кинематографистов. Следование лучшим образцам советского киноискусства тех лет помогало кинематографистам осваивать новую революционную тематику, воочию открывало им огромные выразительные возможности кинематографа. "Броненосец "Потемкин" и "Мать", "Арсенал" и "Красные дьяволята" — по этим и некоторым другим, снятым на разных студиях страны кинопроизве-дениям, в которых получили талантливое отображение революционные события, воспевалась героика борьбы за новую жизнь, стремился равняться зарождающийся белорусский кинематограф.

С той лоры, когда столь привычное сегодня понятие "белорусское кино" обрело право гражданства, прошло уже более полувека. Киноискусством республики пройден большой путь, накоплен значи-

Киностудия "Советская Беларусь" находилась в Ленинграде в 1928—1938 гг. Трест Белгоскино и студия кинохроники работали в Шнеке.

- ID -

тельный опыт. Этот опыт дает богатый материал для осмысления развития белорусского кино как важной сферы социалистической культуры народа, вклада кинематографа республики в многонациональное советское киноискусство.

Как и история всего советского многонационального киноискусства, так и история белорусского кино по существу своему представляет историю возникновения и развития социалистического реа-тизма на экране. Полувековой творческий опыт белорусского киноискусства свидетельствует об утверждении и развитии в нем осно-зополагающих принципов творческого метода социалистического ре-шизма. Этот опыт со всей очевидностью доказывает, что в кинопро-їзведениях, созданных в самые разные периоды, в поле зрения их шторов постоянно находились две ключевые функции метода — от->ажения и преобразования жизни. Социальный анализ сочетался в [роизведениях с ясным пониманием перспектив развития общества. Соотношение дожшого и сущего в творчестве основывалось на попитаний объективных законов развития социалистического общества, Стремление отразить в искусстве не только сущее, но и желаемое треде ляло активность авторской позиции, его социальный пафос, іледование принципам социалистического реализма проявилось в тво-іческой практике прежде всего в том, что художников в первую чередь интересовали отношения, которые складывались между чело-іеком и обществом, соотнесенность отдельных человеческих судеб

судьбой страны, народа.

Время, социалистическая действительность выдвигали полити-еские, общественные, нравственные проблемы. Художники, каждый

меру своих возможностей — жизненного опыта, таланта, профес-ионального умения — отражали эти проблемы в своих произведениях.

- II -

Идя по пути осмысления действительности, кинематографисты анализировали истоки совершающихся з ней процессов, исследовали их причины, побудительные мотивы. Киноискусство возшшало на основе утверждения героической личности, подчишшшеи свою жизнь идеалам построения нового общества.

История развития социалистического реализма в советском, а соответственно, и в белорусском киноискусстве, является той объединяющей тенденцией, которая позволяет увидеть единство и непрерывность кинематографического процесса. Этапы развития белорусского кино неразрывно связаны с историей социалистического строительства в республике и во всей стране, с борьбой советского народа за свободу, за социализм.

Киноискусство и жизнь, кинематограф и время — во взаимозависимости, взаимообусловленности этих понятий виделась автору сверхзадача данной работы. Как киноискусство отвечало насущным задачам строительства социалистического общества, сколь широко и многогранно отражало оно основные тенденции времени, какова Зыла его роль в воспитании человека коммунистического мировоззрения — ответить на эти вопросы и пытался автор, анализируя іроцесс развития белорусского кинематографа в разные периоды его истории, рассматривая идейно-художественный уровень отдельных шнопроизведеНИИ.

Материалом настоящего исследования служат белорусские филь-ш, созданные в различные периоды истории кинематографа республіки. Автор ставил задачу проследить в своей работе как тенденции развития белорусского кино в прошлом, так и исследовать сов-юменное его состояние. Анализируя то или иное кинонаправление, >н стремился прежде всего акцентировать внимание на особен-;остях авторской позиции, типах драматических конфликтов, трак-

товке героев фильмов. Там, где это диктовалось материалом, он прибегал к примерам-соответствиям, фильмам кинематографий других союзных республик, учитывая, что сходство идейно-творческих позиций создателей этих кинокартин объясняется не столько заимствованиями, сколько сходством социально-исторических условий. Исходя из этого, анализ ряда белорусских фильмов дается в .типологических соотношениях с кинокартинами, созданными на других студиях страны. Автор считал необходимым останавливаться на тех примерах, которые наиболее полно подтверждают его аргументацию, дают возможность раскрыть основные проблемы идейно-творческой жизни кинематографа. Тенденции развития белорусского киноискусства освещаются многопланово, с учетом социально-исторических и собственно кинематографических закономерностей.

Исследуя связи кинематографического процесса с развитием общества на широком историко-кинематографическом фоне, анализируя социально-политическое содержание произведений, диссертант отводит важное место воспитательной роли кино, его влиянию на духовную жизнь современников, рассматривает фильмы во взаимое-цинстве гражданских и эстетических критериев. Принципы коммунистической партийности, народности в их конкретном эстетическом проявлении — вот основа, на которую постоянно опирается автор, размышляя о судьбах белорусского кино.

Обращаясь к истории и современному состоянию киноискусства республики, автор рассматривает кинематографический процесс под /тлом зрения диалектической взаимосвязи традиций и новаторства. Соотнесение художественного опыта прошлого и настоящего способ-зтвует уяснению сущности и направленности творческих поисков на зазных исторических этапах, позволяет определять перспективность ?ех или иных творческих решений. Оно помогает связать накоплен-

- ІЗ -

ный опыт с насущными интересами творческой практики. Последнее обстоятельство следует особо подчеркнуть, так как именно в этом — в осмыслении традиций и новаторских поисков — заключен один из узловых аспектов исследования, прямая его связь с практической деятельностью кинематографистов в наши дни.

Важнейшее методологическое значение для исследования основных закономерностей развития белорусского кино — одного из отрядов многонационального советского киноискусства — имели партийные решения по идеологическим вопросам, программные документы ІХУ и ХХУТ съездов КПСС, определившие пути дальнейшего развития нашего общества, а также имеющие непосредственное отношение к вопросам развития литературы и искусства постановления Центрального Комитета КПСС — "О литературно-художественной критике", "О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии", "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы".

"Долг критики, — подчеркивается в Постановлении ЦК КПСС "О литературно-художественной критике", — глубоко анализировать явления, тенденции и закономерности современного художественного процесса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной идеологии. Литературно-художественная критика призвана способствовать расширению идейного кругозора художника и совершенствованию его мастерства .

К необходимости "систематически обсуждать коренные вопросы

Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М., Политиздат, 1977, с. 404—405.

киноискусства, поддерживать все подлинно новаторское, талантливое, подвергая принципиальной критике неверные тенденции и слабые произведения"0 призывает Постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии".

Этими задачами руководствовался автор при создании данного исследования. Они продиктовали структуру, характер отбора материалов, принципы анализа.

Представленная диссертация — итог многолетней научно-исследовательской работы автора в белорусском киноведении. Она написана на основе большого фактического материала, значительная часть которого вводится в научный обиход впервые. В диссертации использованы выполненные соискателем исследования и опубликованные научные труды , посвященные самым различным вопросам прошлого и настоящего киноискусства республики. В их числе — "Юрий Тарич , "Беларускія акцёры f кіно"", "Экран земли белорусской" , "Фильмы, герои, время"9, "Кинодокумент и образ времени" , "История белорусского кино"** в двух книгах (в последней соискатель выступал в качестве руководителя темы, соавтора и редактора),

Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М., Политиздат, 1977, с.526.

Красинский А.В. Юрий Тарич. Мн., "Наука и техника", 1971.

Красинский А.В. Экран земли белорусской. М., БПСК, 1973.

Краси: 1975.

Краси 1980.

Красинский А.В. Беларускія акцёры f кіно. Мн., "Наука и техника", 1973. 8

* Красинский А.В. Фильмы, герои, время. Мн., "Наука и техника", 0 Красинский А.В. Кинодокумент и образ. Мн., "Наука и техника"

* История белорусского кино(1924-1945).Мн.,"Наука и техника','1969; История белорусского кино(1945-1967) .Мн., "Наука и техника','1970.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net