Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Валеева Зиля Рахимьяновна. Трансформация отношений духовно-творческой элиты и общества в условиях современных модернизационных процессов : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Валеева Зиля Рахимьяновна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина].- Казань, 2010.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/268

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность темы исследования обусловлена противоречиями в области духовно-нравственной сферы жизни общества, накопившимися в ходе глобальных и локальных модернизационных процессов. Отсутствие консолидирующей общероссийской идеи, обилие деструктивных социальных проявлений, стагнация в развитии культуры и искусства, низкий уровень гражданского и экологического сознания – явления, которые проблематизируют оптимистичные прогнозы перспектив общественного бытия. Эти вопросы наводят на размышления о неэффективности функционирования российских социальных структур, не обладающих достаточным потенциалом для адаптирования к новым требованиям меняющегося постиндустриального мира.

Традиционно ведущая роль в решении такого рода проблем отводится творческой национальной элите. Как известно, духовно-творческая элита во многом определяет динамику общественного сознания и способствует приобщению человека к ценностям и нормам традиционного и модерного типа. Вместе с тем названные выше противоречия, препятствующие устойчивому общественному развитию, указывают также и на неадекватность функционирования элиты реалиям современной жизни. В данной работе определяются пути актуализации социокультурного потенциала духовно-творческой элиты, эксплицируется социально-философский аспект отношений общества и его духовно-творческой элиты как элемента системы общественных отношений в целом и рассматривается необходимость трансформации моделей взаимодействия между элитой и обществом в соответствии с современной экономической, социальной и культурной ситуацией.

На наш взгляд, приоритет инновационных социальных технологий требует непрерывного социально-философского осмысления архитектоники современного духовного производства, что позволяет интегрировать разрозненные теоретические достижения в единое пространство социально-гуманитарных исследований.

Несмотря на обширный круг исследовательских работ в области изучения вопросов культурной политики, духовности и элитарности синтезирование различных данных и построение концепции инновационных возможностей эффективной деятельности духовно-творческой элиты в ключе неоклассической парадигмы было осуществлено впервые.

Степень научной разработанности темы.

Философский анализ феномена творческой элиты, понимаемой не только в качестве составной части иерархической структуры общества, но и как идеи духовного совершенствования человека, берет свое начало в трудах Пифагора и Платона, рассматривавших данную иерархию как производную от духовных (и в том числе нравственных) качеств личности. Концепция Платона развита философами последующих эпох: античной – такими как Аристотель, Сенека, Плотин, Прокл, средневековых – Августин, Фома Аквинский, Роджэр Бэкон, Возрождения и Нового времени – Н.Макиавелли, Дж. Бруно, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Дж. Локк, Леонардо да Винчи, Дж.Вазари, Скалигер; Новейшего времени – И.Г.Фихте, А.Шопенгауэр, Л.Фейербах, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, П.Тейяр де Шарден, Дж.Дьюи, К. Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, М.Янг.

Наибольшее теоретико-методологическое воздействие на разработку данной темы оказали работы И.Канта, Ж.Руссо, Ф.Шеллинга, Ф.Ницше, каждый из которых репрезентировал идею исторической миссии человеческого разума, прошедшего в своей эволюции от явно оптимистических до пессимистических самооценок. Анализ феномена элиты как творческого активного меньшинства в контексте развития культуры и цивилизации сделан в работах О.Шпенглера и А.Тойнби. Важная роль в развитии понимания творческой элиты принадлежит также Н.А.Бердяеву и Х.Ортега-и-Гассету. XX век характеризуется вкладом в решение исследуемой нами проблемы мыслителей, работавших на стыке социологии, психологии и философии. Анализу дихотомии элита-массы посвящены классические работы Г.Лебона, В.Парето, Г.Моски. В рамках рассмотрения взаимоотношения элиты и общества следует назвать работы Р.Михельса (концепция «массового общества»), Р.Миллса, Т.Веблена, А.Винера. Из отечественных работ в этой области большое значение имеют труды
П. Сорокина, рассматривавшего феномен элиты в рамках стратификационного подхода работы В.Бакштановского, В.Б.Голофаста, Ю.А.Левады.

В отечественной философской мысли проблематика этики творческой элиты затронута в русской религиозной философии в контексте рассмотрения духовного самосовершенствования личности в работах Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, СЛ.Франка. Существенное значение для осмысления феномена творческой элиты в контексте созидательной роли культуры в формировании личности посвящены этико-философские и культурологические работы как российских (М.М.Бахтин, В.С.Библер, А.Ф.Лосев, В.В.Розанов, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, Г.С.Батищев), так и зарубежных (М.Вебер, Ю.Хабермас) авторов.

Другая группа работ, затрагивающих проблематику творческой элиты, связана с противопоставлением «массового» и «элитарного» искусства – Ф.Шлегель, Л.Н.Толстой, С.Н.Булгаков, Т.Адорно, Г.Маркузе, М.Хоркхаймер.

Исследования, посвященные изменениям в структуре личности постиндустриального типа, принадлежат Д.Беллу, Э.Тоффлеру, И.Валлерстайну, М.Кастельсу, С.Хантингтону, З.Бжезинскому, А.Турену, Ф.Фукуяме, Э.Гидденсу и др. Среди дискуссионных проблем, затронутых ими, такие ключевые феномены, как глобализация, социальные структуры постмодерного типа, новый мировой порядок, хозяйственная трансформация мира, перспективы интенсивного развития информационной экономики.

Вопросы культурной политики в современном российском сообществе анализировали Г.П.Щедровицкий, П.Г.Щедровицкий, О.И.Генисаретский, А.И.Неклесса, В.Л.Глазычев и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что работы, исследующие феномен духовно-творческой элиты с социально-философских позиций, все же немногочисленны. Малоисследованным является этот феномен и в рамках постнеклассической парадигмы. Необходимость данного диссертационного исследования обусловлена применением междисциплинарного комплексного подхода к проблеме деятельности духовно-творческой элиты, проанализированной с точки зрения социально-философского дискурса. Также недостаточно изученными оказались те условия, которые необходимы для перехода существования и функционирования духовно-творческой элиты на новый уровень, соответствующий постиндустриальному уровню развития современного общества. В работе теоретически обоснована необходимость такого перехода, а также выявлены сущностные характеристики, имманентные элите новейшей генерации.

Объектом исследования является процесс взаимодействия общества и его духовно-творческой элиты.

Предметом исследования являются особенности построения инновационного пространства эффективного взаимодействия общества и его духовно-творческой элиты в условиях модернизации современного общества.

Целью работы является экспликация концептуальных оснований построения инновационного пространства взаимодействия общества и его духовно-творческой элиты в условиях постиндустриальной модернизации российского общества.

Реализация поставленной цели достигается посредством решения следующих задач:

– дать определение духовно-творческой элиты с позиций постнеклассической философии;

– определить атрибутивные признаки традиционной концепции взаимодействия представителей духовно-творческой элиты и общества;

– выделить сущностные характеристики духовно-творческой элиты постиндустриального общества;

– определить социально-философскую методологию построения инновационного общественного пространства как способа взаимодействия общества и его духовно-творческой элиты.

Теоретической и методологической основой исследования явилось сочетание ряда научных подходов. Его составили фундаментальные идеи структурно-функционального анализа, экзистенциализма, философской антропологии, социальной психологии, теории коммуникативного действия.

Был использован синергетический подход при изучении функционирования элит в условиях современного трансформирующегося сообщества. В частности, применяется «теория нестабильности» И.Пригожина при осмыслении инновационного культурного пространства взаимодействия общества и его духовно-творческой элиты как бифуркационной, самоорганизующейся среды. Подвижная структура данного образования соответствует нестабильной и неравновесной системе современного общества.

Феноменологический подход был применен для осмысления среза современной культуры, обладающего ресурсом эвристичности и креативности, явленного в ее феноменах. Кроме того, он использовался в исследовании инновационного пространства, взаимодействия общества и творческой элиты как диалогичной интерактивной среды, в которой постигается новый неотрефлексированный потенциал формирования интерсубъективности.

В работе был использован компаративистский подход для изучения существующих и возможных моделей взаимодействия общества и его духовно-творческой элиты, адекватных условиям индустриального и постиндустриального мира. Данные методы и подходы были дополнены гуманистической идеей коэволюции, развиваемой Н.Н.Моисеевым.

Научная новизна исследования.

Выявлены сущностные характеристики, имманентные духовно-творческой элите, необходимые для ее эффективного действования в условиях постиндустриального общества: инновационное мышление, социальное партнерство, гражданская ответственность.

– Обоснована необходимость построения инновационного пространства взаимодействия общества и его духовно-творческой элиты, в котором возможна максимальная актуализация их созидательных ресурсов, что позволяет оптимизировать становление гражданского общества в России.

– Выявлены практики, составляющие контент инновационнного пространства, направленные в конечном итоге на формирование гражданского общества, к числу которых отнесены коммуникативное действие, визуализация и публичная презентация общественно значимого опыта, призванные адаптировать традиционные духовные ценности к изменениям постиндустриальной эпохи.

– Впервые в социально-философской литературе был определен креативный потенциал Республики Татарстан, способствующий созданию инновационного пространства взаимодействия общества и его духовно-творческой элиты, составляющими которого выступают экспликация и модернизация межэтнических, конфессиональных и духовных ценностей культуры народов Татарстана.

На защиту выносятся следующие положения:

в условиях современных процессов модернизации необходимо осознавать, что эффективная деятельность духовно-творческой элиты не может осуществляться в рамках традиционного функционального дискурса. В работе выявляется сущность феномена духовно-творческой элиты, рассмотренная с точки зрения постнеклассической рациональности и неогуманизма. В этом смысле элита не может являться инструментом решения общенациональных проблем, т.е. единственной социальной группой, способной осуществить значимые преобразования. Представители духовно-творческой элиты сегодняшнего дня – персоны, обладающие культурной идентичностью, осознающие и принимающие собственную человеческую сущность. Именно это свойство в первую очередь предопределяет их социальную активность. Таким образом, мы подразумеваем под духовно-творческой элитой представителей сфер духовного производства, внесших общественно значимый вклад в создание ценностей культуры, осознающих свою конструктивную деятельность в первую очередь как воплощение человеческой сущности, а не функциональной надобности;

– с точки зрения социально-философской онтологии творческая элита предстает творцом социальной реальности, а на уровне личностного бытия в ходе ее деятельности также происходит личностное самопостроение. Выявлена необходимость создания «места встречи» этих двух пластов человеческого бытия, т.е. необходимость конструирования особой методологии рассмотрения отношения элиты и общества, которая позволит творческим деятелям осознать прямую связь деятельности по преобразованию общества и деятельности по формированию собственной личности;

– основываясь на тезисе, что формирование личности может происходить только в общении с другой личностью, мы постулируем тезис о том, что творческая элита может действительно воплотить свою сущность в деятельности только в том случае, если будет понимать общество (которому эта деятельность адресована) не как объект воздействия, но как другого субъекта. Отсюда отношение к членам общества в нашей работе определяется не как к «безликой толпе», но как к совокупности субъектов, обладающих не всегда актуализированным потенциалом ответственности, творчества, внутренней интенции к активной деятельности и социальным отношениям, которые потенциально могут быть выстроены на основе диалога и партнерства. В этом смысле ни общественные массы, ни представителей элит нельзя рассматривать как средство, как механизм, создающий проблемы или их решающий. Для гармоничного общественного бытия необходимы социальные и культурные практики, способные заменить универсализирующий технократизм и оказывающиеся инструментом, если угодно – медиатором, улавливающим внутренние интенции обеих сторон и помогающие выстроить конструктивные субъект-субъектные отношения;

– в отличие от традиционного, доминирующим в постиндустральном обществе становится этос креативности. Сама социальная система выступает как нестабильная, подвижная, а потому приоритетным направлением развития личности становится не накопление информационного багажа, а формирование навыков социальной импровизации в условиях, когда основания для определенного действия принципиально недостаточны, неполны. В работе выделены сущностные характеристики, имманентные духовно-творческой элите новой генерации, адекватной потребностям современного общества: креативность, умение продуцировать знания, толерантность, социальная активность. Соответственно модель взаимодействия элиты и общества также должна быть подвержена изменениям и иметь концептуальные основания, соответствующие требованиям современной ситуации;

– в исследовании определена методология построения социального пространства, в котором по-новому реализовались бы обоюдные интересы духовно-творческой элиты и общества. Их взаимодействие на основе диалога и осуществления обратной связи послужило бы решением проблем, связанных с деструктивными социальными проявлениями и девальвацией ценностей человеческого бытия. Построение социального пространства подразумевает создание условий для добровольного вовлечения представителей общества в процессы творческой и интеллектуальной самореализации, а также самосовершенствование представителей элиты не только в связи со своей непосредственной профессиональной деятельностью, но и в ходе совместной созидательной деятельности с представителями общества. Главной движущей силой развития пространства являются общественные инициативы, которые не искусственно привнесены «сверху», а возникают в недрах общественной жизни. В параграфе 2.1 определена логическая структура пространства (субъекты, формы, концептуальные основания, результаты) и темпоральная (процессуальная) его сторона;

– Республика Татарстан обладает всеми условиями для формирования креативного климата, являющегося основой построения инновационного пространства позитивной интеллектуально-творческой самореализации. Однако этот потенциал используется лишь частично. В работе определены пути развития креативного потенциала региона и перспектив инновационной социальной активности, к числу которых отнесены развитие информационно-коммуникативных структур и использование интерактивных возможностей субъектов межкультурного диалога.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в приращении знаний по вопросу эффективного функционирования духовно-творческой элиты в условиях модернизации сообщества. Выявление теоретической инновационной модели взаимодействия элиты и общества является одним из существующих факторов, обусловливающих полноценную «здоровую» жизнь целого социума и отдельного человека.

Выводы и положения, изложенные в диссертации, могут быть использованы при разработке лекционных курсов по социальной философии, социологии культуры, культурологии, политологии, спецкурсов по теории современной культуры, а также при разработке концепций управления культурой.

Апробация работы. Основные положения диссертации получили отражение в докладах автора на международных и всероссийских конференциях, в публичных презентациях, а также научных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии, объем 150 страниц.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net