Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Сравнительное литературоведение

Диссертационная работа:

Кирдянова Елена Робертовна. Лейтмотив в новеллах Теодора Шторма : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.05 / Нижегородск. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2000. - 24 с. РГБ ОД,

смотреть введение
Введение к работе:

Творчество Теодора Шторма (1817 - 1888), немецкого писателя второй половины XIX века, до настоящего времени остаётся недостаточно изученным в отечественном литературоведении.

Между тем Шторм оказал значительное влияние на развитие западноевропейского и немецкого реалистического направления, предвосхитив своим творчеством многие открытия XX века.

Поэтому широко распространённый в западном литературоведении подход к Шторму только в рамках «бюргерского реализма» (Г. Гримм, X, Хентцшель, Ф. Мартини и другие) нельзя считать достаточным и продуктивным для постижения его творческого метода.

Гораздо более успешными представляются попытки увидеть в произведениях Шторма своеобразную модификацию реализма, в которой сочетаются субъективные и объективные, лирические и этические формы (Р. Фазолд, П. Голдамер, Ф. Мартини, Ё. Кунц, И. Клейн).

Особый интерес вызывают исследования различных сторон поэтики произведений Шторма и, в частности, проблем композиции, символики, времени, пейзажа.

Отдельное направление связано с изучением рамочной конструкции как способа оформления повествования, доминирующего на протяжении всего творчества Шторма (К. Лааге, Ю. Занг и др.), а так же приёма воспоминаний, столь характерного для его поэтики. Воспоминания в произведениях Шторм приобретают форму особого языка, в котором есть устойчивый и переменный набор синтаксических конструкций, смысловых значений, своя морфология. Подробнейшим образом язык воспоминаний исследуется "Э. Пастором и Ф. Замерн-Франкенеггом.

В 70-90-е годы XX века, когда литературоведение уже прочно освоило психоанализ, психологию бессознательного и методы струкіурализма, повышается интерес к архетшшческим,. мифологическим элементам в новеллах Т. Шторма, а так же разрабатывается нарратологичесий аспект повествования в его произведениях: исследования В. Фрювальда, Г. Кайзера, Н. Карусса, X. Лоренца, М. Т. Пайшлъ, Э. Пастора, Х.-В. Петера, Т. Д. Роджерса, X. Зегеберга, М. Вюнш, Д. Артиса. .

Исследования указанных учёных открыли произведения Т. Шторма раз-личным научным языкам - психоаналитическому, экзистенциальному, герменевтическому и др. Как видим, подход критики к творчеству крупнейшего немецкого писателя по своей сущности является динамическим и не только оценивающим, но и аналитическим, способствующим литературной коммуникации.

Отечественное литературоведение заложило основы изучения творчества Теодора Шторма в 50-70-е годы. В начале этого периода преобладал идеологический подход, а также абсолютизация достоинств критического реализма, к которому безоговорочно причислялся и Шторм. Общие творческие идеи и принципы его метода подробно исследовались Д. Калныкя и Ж.П. Саркисян .

В исследованиях творчества Т. Шторма конца 70-х - начала 80-х годов намечается весьма существенный сдвиг в сторону изучения поэтики Шторма. Эти работы проводились Ж.П. Саркисян и А.С. Бакаловым .

Вторую группу составляют сравнительно-типологические исследования. В отечественном литературоведении утвердилась традиция сопоставления повестей И.С. Тургенева и новелл Т. Шторма. Эту линию представляют работы Г.А. Тиме и Г.А. Фортунатовой3.

Работы этих учёных устанавливают общность и отличие стилистики, художественных приёмов Тургенева и Шторма, выводя немецкого писателя за рамки немецкой литературы. Одновременно решаются вопросы обновления методов исследования творчества Т. Шторма в отечественном литературоведении.

Сходные задачи решает С.С. Зуева, подходя к изучению новелл Т. Шторма с точки зрения лингвистики. Научные усилия этой исследовательницы направлены на способы создания, взаимодействия и функционирования имплицитных смыслов в новелле «Иммензее».

Ключевым остаётся вопрос о специфике механизмов поэтического восприятия Штормом действительности и его преломлении через субъективный опыт познания героем мира.

Эволюцию лирической субъективности в произведениях Шторма, художественно-образное отражение в них реальности, преломляющей взаимоотношения субьеісга и объекта, сознания героя и его представлений о мире вобрала в себя техника лейтмотива, которой широко пользовался немецкий писатель, считающийся одним из классиков новеллистического жанра.

Лейтмотив представляется одним из возможных путей изучения особенностей новеллистики Теодора Шторма. Лейтмотив относится к числу становящихся в теоретическом плане литературоведческих категорий поэтики художественного произведения. Заимствовав лейтмотив из сферы музыки, литературоведы, по-разному интерпретируя эту категорию, применяют её в исследованиях художественных текстов. Теорию лейтмотива разрабатывали: Р. Вагнер, A. Be-селовскнй, В. Пропп, Б, Томашевский, О. Фрейденберг, Р. Якобсон, В. Жирмунский, Ю. Лотман, Б. Гаспаров; зарубежные исследователи разных направлений - К. Леви-Стросс, А.-Ж. Греймас. А. Курте К. Бремон и многие другие. Вопросы лейтмотива затрагиваются в диссертационных исследованиях последних лет5.

Опираясь на широкий спектр исследований, можно выделить некоторые общие признаки этой категории.

Лейтмотив - это выраженная различными способами доминанта художественного произведения, обладающая рядом качеств:

- повторяемость и вариативность;

- нестабильность форм воплощения; слово, группа слов, образ, деталь, пейзаж, звук, ритм, эмоциональная окраска и тм.;

- ассоциативность (один из часто используемых принципов связи элементов);

- повышенная метафоричность и субъективность;

- константное ядро (инвариант) и набор вариаций, т.е. статишіая и динамичная составляющие. В творчестве писателей и поэтов всегда можно выявить ряд лекшотивов, составляющих «лицо автора» или ярко характеризующих то или иное произведение; лейтмотив легко обнаруживается и в целых литературных эпохах и направлениях6. Возникая, лейтмотивы способны мигрировать в художественном пространстве.

По своей природе лейтмотив восходит к мифологемам, архетипам. Так называемые «вечные образы» и бродячие сюжеты - разновидность лейтмотива. Структура таких лейтмотивов сложна, поскольку содержит мифологическое начало (мифический архетип), тему, указывающую на традиционный сюжет в подтексте интерпретации, символ, созданный неисчерпаемостью смыслов.

Все указанные специфические свойства лейтмотива говорят о том, что он, наряду с пространством, временем, системой образов, и другими элементами художественного текста - яркий поэтологический элемент, обладающий выразительностью и способный объединить все прочие компонента.

В работе лейтмотив понимается как структурная категория, наделённая глубоким смыслолорождающим свойством.

Анализ лейтмотивов говорит о том, что лейтмотив не исчезает в про-странстве текста, а приобретает не только смыслопорождающие, но и смысло-замещающие функции, вставая на место «пустот» и создавая эффект умолчания и подтекста. Лейтмотив создаёт траекторию самоуглубления сознания новеллистического героя, в котором заметна лирическая модальность.

Лейтмотив является также результатом авторских художественных поисков, обрисовывает некоторые общие идеи (метафоры) литературного текста.

В ряде западных исследований так или иначе затрагивается вопрос о лейтмотивных структурах в творчестве Теодора Шторма (Д. Артас, Е. Пастор, М. Вюнш, X. Загеберг, Т.Е. Роджерс и др.). Однако в них не идёт речь о какой -либо концепции лейтмотивов или целостном их рассмотрении. В настоящий момент существует только одна научная статья, посвященная вопросу лейтмотива в творчестве Т. Шторма - Ровер Д. «Зверь как лейтмотив в ранних новеллах Теодора Шторма» . К сожалению, автор ограничивается сферу изучения лейтмотива ранними новеллами Шторма и обращается лишь к одной разновидности лейтмотива (лейтмотив Зверя).

Теоретики лейтмотива в немецкой литературе: Э. Френцель, Ф. Шмидт, В. Кайзер, как и отечественные исследователи, подчёркивают неразрывную Связь темы - мотива (лейтмотива) - сюжета, в частности, Э. Френцель замечает, что структурным элементом в произведении является не только сюжет, но и идея, тема, проблема, которые, в свою очередь, реализуются через мотивы, мотив же взаимодействует с символом и действием8. Мотив как элемент сюжета -это «повторяющаяся, типичная и это означает, следовательно, человечески значимая ситуация»9.

Па основании анализа литературы вопроса можно утверждать, что в настоящее время не сформулированы отчётливые методологические принципы исследования - типологии лейтмотивов художественного текста. Лейтмотивы представляют многообразие взаимоотношений между реальным эмпирическим миром и сферой освоения действительности конкретным автором.

Целью данного исследования явітеся новое прочтение новеллистического творчества Т. Шторма через призму лейтмотивного анализа.

Для достижения цели следует реигать ряд конкретных задач:

- рассмотреть лейтмотивы в новеллах Т. Шторма;

- исследовать принципы организации лейтмотивов;

- раскрыть многозначность семантики некоторых наиболее значимых лейтмотивов;

- изучить воздействие лейтмотивов на стилистику Т. Шторма;

- определить функции лейтмотивов.

Предмет исследования - новеллистика Т. Шторма,

Актуальность предлагаемого научного исследования связана с тем, что особенностью поэтики Шторма - новеллиста является лейтмотивная техника. Данный аспект рассматривается в русле новых подходов, которые прежде не применялись в отечественном литературоведении в изучении творчества писателя. Разработка предложенной темы позволит дать новые материалы в области историко - литературных исследований лейтмотива, расширить диапазон возможностей для решения малоизученных сторон поэтики новелл Т. Шторма.

Научная новизна исследования определяется, во-первых, постановкой проблемы. В избранном аспекте художественное наследие Шторма в отечественном литературоведении не рассматривалось.

Во-вторых, комплексным изучением категории лейтмотива в новеллах Т. Шторма, где описываются основные модели функционирование лейтмотива на разных уровнях художественного текста (образном и сюжетном). Выявляются генетические основы генеральных лейтмотивов и авторские варианты.

В-третьих, конкретными результатами: установлением и описанием лейтмотивной типологии ведущих образов новеллистики Т. Шторма в их системной взаимосвязи; реконструкцией лейтмотавных сюжетов и их составляющих. Выявляется суть и механизмы сворачивания сюжета до образа. 

Методологической и научной основой настоящей работы послужили работы по теории лейтмотива А. Веселовского, В. Проппа, Б. Томашевского, Б. Гаспарова, Э. Френцель» исследования по теории литературы М. Бахтина, Д. Лихачёва, Ю. Яотмана, Р. Барта, работы по структурной антропологии К. Леви - Стросса, теории мифа и архетипа К.Г. Юнга, Е. Мелетинского, аспекты интеграционной семантической теории повествовательных текстов (Л. Долежел), некоторые положения герменевтики Ф. Шлеймахера и Г. Гадаме-ра, рецептивной эстетики.

В работе применены принципы структурного и типологического анализа, сравнительного, описательно - аналитического методов и методов исторической поэтики.

Практическая значимость исследования связана с выработкой методики описания и выявления специфики бытования лейтмотивов в новеллах Шторма. Материалы исследования,, полученные результаты и теоретические выводы могут найти применение в изучении категории лейтмотива, в исследованиях немецкой литературы XIX века и творчества Т. Шторма, в практике вузовского преподавания при чтении общих и специальных курсов по истории зарубежной литературы XIX века.

Апробация работы. Материалы диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на Первой нижегородской сессии молодых учёных гуманитарных наук /Н. Новгород, 1998/, на межрегиональной научно-практической конференции «Исторический город в контексте современности» /Н. Новгород, 1998/, на межвузовской конференции «Духовная культура» /1998/, XI Пуришевских чтениях в Москве /1999/. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры всемирной литературы Нижегородского государственного педагогического университета и отражены в шести публикациях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 224 наименований из них 51 на иностранных языках. Общий объём работы 208 страниц. 


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net