Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Русский язык

Диссертационная работа:

Савин Геннадий Александрович. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Савин Геннадий Александрович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2009.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/807

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ;
ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ 12

1. Сфера церковно-религиозной деятельности и церковно-

религиозный функциональный стиль современного русского
литературного языка 12

2. Текст и дискурс; особенности дискурса церковно-религиозной

коммуникации 17

  1. Текст как объект теории текстообразовання 17

  2. Соотношение категорий текста и дискурса 20

  3. Текст проповеди в дискурсе церковно-религиозной коммуникации 22

  1. «Коммуникативные единицы» речевого общения 25

  2. Понятие жанра речи 30

  3. Текст в прагматическом аспекте 34

5.1. Семантика и прагматика текста 34

5.2 Сущность прагматического подхода к анализу текста 37

6. Общее понятие об авторской коммуникативной

стратегии 39

7. Выводы по I главе 42

ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОПОВЕДНИКА

В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ ПРОПОВЕДИ 44

І.Проповедь как жанр речи
в дискурсе церковно-религиозной коммуникации 44

  1. Происхождение жанра христианской проповеди 44

  2. Существующие классификации проповедей 47

  3. Характеристика жанра современной православной проповеди 57

  1. Общие характеристики проповеди 57

  2. Композиционно-речевые особенности проповеди 61

1.4. Экстралннгвнстнческне признаки жанра проповеди 69

  1. Феномен «веры» и его составляющие 69

  2. Боговдохновенность 72

1.4.3. Сосуществование божественного и человеческого 74

1.4.4. Спасительность и неразрывность слова и дела 75

1.4.5. Соборность 77

2. Характеристики коммуникативной стратегии

проповедника 78

  1. Модель мира и языковая картина мира в коммуникативной стратегии автора текста проповеди 78

  2. Коммуникативные тактики как способ реализации

авторской стратегии в тексте 82

2.3. Коммуникативный ход как инструмент реализации

речевых стратегий и тактик 85

2.4. Зависимость коммуникативной стратегии проповедника

от характера адресата 91

2.4.1. Ролевые отношения между автором и адресатом

в дискурсе проповеди 91

2.4.2. Диалогичность проповеди и ее типы 97

  1. Внешняя диалогичность проповеди и ее признаки 98

  2. Внутренняя диалогичность проповеди и ее признаки 103

2.5. Условие успешности коммуникативной стратегии в

речевом жанре проповеди 106

3. Выводы по II главе 108

ГЛАВА III. ТИПЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ТАКТИК И ИХ РЕЧЕВАЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ 111

1. Эмоционально воздействующая

коммуникативная тактика и ее разновидности 113

  1. Контактоустанавливающая тактика 124

  2. Этикетная тактика 132

  3. Тактика снижения категоричности оценки 136

2. Конвенционально аргументативная

коммуникативная тактика и ее разновидности 140

2.1. Апелляционная коммуникативная тактика 142

2.1.1. Апелляция к каноническим текстам Священного Писания

и различным богослужебным текстам 148

2.1.2. Апелляции к высказываниям Отцов Церкви

и высоких духовных иерархов 150

2.1.3. Апелляции к универсальным высказываниям

(сентенциям, поговоркам, пословицам) 152

  1. Апелляции к культурно значимым текстам 153

  2. Апелляция к текстам молитв и гипотетической

внутренней речи слушателей 153

2.2. Риторическая тактика 157

3. Контаминации коммуникативных тактик;

тактика агрессии 167

4. Выводы по III главе 176

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 178

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 182

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА

И ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 200

Введение к работе:

Диссертационная работа посвящена исследованию

лингвокогнитивных стратегий и тактик в речевом жанре современной православной проповеди. До недавнего времени в силу определенных социально-политических причин исследователи обращались к анализу преимущественно древних и средневековых классических образцов православной проповеди [Еремин 1962; Бегунов 1970; Сазонова 1973, 1974; Кочеткова 1974; Алексеева 1975; Кутина 1981; Бегунов 1983; Лихачев 1987; Буланин 1989; Рогачевская 1989; Елеонская 1990; Левшуы 1992; Баженова-Рагрина 1993; Кохтев 1994; Кусе 1995]. Поэтому сегодня, когда современными учеными признается наличие церковно-религиозного функционального стиля как самостоятельного, обслуживающего сферу церковно-религиозной общественной деятельности, соотносящуюся с религиозной формой общественного сознания [Крысин 1994, Крысин 1996; Крылова 2001, 2003, 2005, 2006], приходится констатировать небольшое количество специальных исследований в этой области [Войтак 1998; Розанова 2003; Расторгуева 2005; Прохватилова 2007]. Между тем, именно религия всегда была областью повышенного внимания к слову, поскольку религиозно-конфессиональные факторы во все времена играли (и продолжают играть) особую роль в судьбах практически всех языков мира, и русская культура не является в этом смысле исключением.

Язык - это универсальное средство общения; религия - это универсальные смыслы, транслируемые в общении [Мечковская 1998, 4]. Религия поднимает вопросы конечной (ультимативной) заботы верующего человека о том, что определяет бытие или небытие [Тиллих 1995, 21]; язык осуществляет сообщение данной реальности людям. Несмотря на полярную противоположность планов содержания языка и религии, между ними существуют сложные взаимосвязи в силу их глубокой укорененности в сознании человека. Религия мыслится верующими как связь между высшей и

вечной Сущностью (Богом) и людьми. В христианской религии эта связь реализуется в определенном договоре (греч. SioiGtjkt]): верующие люди стремятся жить, руководствуясь главным знанием, полученным от Бога, надеясь на его помощь, поддержку и награду. Вся история христианского богословия состоит в движении и изменении специальной информации, в ее той или иной трансляции - передаче, пересказе, переводе, разъяснении. Именно в сфере религии впервые и во всей сложности встала проблема понимания текста в самом широком смысле этого слова - т.е. та проблема, ради решения которой и существует филология.

Актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, экстралингвистическими факторами, а с другой, - собственно языковедческими. Первого рода факторы состоят в усилении внимания к церковно-религиозной сфере общественной деятельности, что связано с социально-политическими изменениями последних десятилетий, которые обусловливают необходимость выявления идеологических установок и мировоззренческих ценностей Русской Православной Церкви (РПЦ), усиливающей свое влияние в современном российском обществе. Собственно языковедческим фактором, определяющим актуальность исследования, является распространение в современной лингвистике когнитивно-прагматического подхода к изучению и описанию различных речевых жанров.

Объектом исследования являются тексты проповедей различной тематики на современном русском языке, функционирующие в рамках церковно-религиозного дискурса.

Предметом изучения в диссертационной работе являются авторские лингвокогнитивные (коммуникативные, речевые) стратегии и тактики, используемые в речевом жанре православной проповеди.

В своем исследовании исходим из того, что речевая коммуникация -это стратегический процесс, осуществляемый автором текста, основанный на оптимальном выборе языковых ресурсов с целью осуществления

7 определенной коммуникативной задачи. В соответствии с этим основная гипотеза, выдвигаемая в настоящем исследовании, заключается в том, что независимо от различия идиостилей авторов современных проповедей, существует инвариантная коммуникативная стратегия (когнитивная голевая программа), направленная на полное или частичное изменение картины мира адресата в соответствии с вероучителъпои доктриной Русской Православной Церкви (РПЦ). В этой связи целью исследования становится выявление инвариантной коммуникативной стратегии и наиболее типичных тактик, используемых современными проповедниками в речевом жанре проповеди. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих частных задач:

1) обобщить и систематизировать различные подходы к изучению
дискурса и текста, определив специфику церковно-религиозного дискурса и
особенности жанра проповеди;

2) рассмотреть методы прагматического анализа текста,
используемые в современной лингвистике, выделив среди них наиболее
адекватные описанию авторских интенций, формирующих коммуникативные
стратегии и тактики;

  1. выявить основную, инвариантную коммуникативную стратегию авторов современной православной проповеди;

  2. установить наиболее типичные коммуникативные тактики и описать их сущностные характеристики, на основе которых осуществляется их объединение и противопоставление в дискурсе проповеди;

  3. проанализировать наиболее типичные коммуникативные ходы в соотношении с той или иной тактикой, получающей свою реализацию в первичных жанрах проповеди.

Теоретическая значимость диссертации определяется ее вкладом в изучение речевой коммуникации вообще и в разработку понятий коммуникативной стратегии и тактики в частности. Разработанная методика исследования лингвокогнитивных приемов воздействия на адресата в

8 дискурсе речевого жанра проповеди может быть применена к изучению других видов коммуникации и других жанров речи.

Практическая ценность результатов исследования и основных выводов определяется возможностью их применения в процессе профессиональной подготовки лингвистов, филологов, социальных психологов, журналистов и политологов. Основные положения и идеи проведенного исследования могут быть использованы в вузовских курсах современной риторики, стилистики, лингвистической прагматики, спецкурсов по жанроведению, а также в разработке различных концепций современной межрелигиозной коммуникации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые изучается и описывается современная православная проповедь в когнитивно-прагматическом аспекте и выявляется инвариантная коммуникативная стратегия проповедников, реализующаяся в наиболее типичных тактиках, которым дается многоаспектное описание.

На защиту выносятся следующие положения:

- важнейшим признаком дискурса церковно-религиозной
коммуникации является безусловное, некритическое принятие и усвоение
текста адресатом;

коммуникативные стратегии проповедников представляют собой когнитивные целевые программы, реализованные в текстах речевого жанра проповеди в виде комплексов речевых действий, прагматически направленных на изменение картины мира и/или модели мира адресата в соответствии с доктринальными представлениями, исторически выработанными Русской Православной Церковью;

пропозиционирование моральных концептов РПЦ, реализованных в жанре проповеди, базируется на подборе аргументов исключительно в рамках установленной конвенции (вероучения);

- конструирование проповедником языковой картины мира
православного адресата основано преимущественно на бинарных оппозициях

9 модели мира (свой/чужой; истинный/ложный; спасительный/гибельный и т.п.), свойственных наиболее древней форме общественного сознания;

- основными коммуникативными тактиками, реализуемыми в
дискурсе проповеди, являются эмоционально воздействующая и
конвенционально аргументатнвная, получающие свое речевое воплощение в
первичных речевых жанрах;

- установленные и описанные коммуникативные ходы, используемые
авторами проповедей, связаны прежде всего с апелляцией к авторитету:

- важнейшей стилистической коннотацией, характеризующей
языковые средства всех уровней, является их архаически-возвышенная,
торжественная стилистическая окраска.

Методологический подход к анализу текстов современных православных проповедей можно охарактеризовать как когнитивно-прагматический. Методы исследования в целом сложились под воздействием достижений когнитивной лингвистики. Анализ языковых явлений осуществляется с принятой в современной лингвистике антропоцентрической точки зрения, рассматривающей язык как сущность, непосредственно связанную с человеческой деятельностью и определяемую своим функционированием, чем и обусловлено широкое использование в работе экстралингвистических данных. Аналитический метод диссертационного сочинения заключается в описании когнитивных структур (коммуникативных стратегий и тактик), что предполагает использование терминологического инструментария когнитивной лингвистики и прагматики. Эмпирический материал анализируется с помощью интерпретативных методик.

Материалом для исследования послужили 82 текста проповедей священников Русской Православной Церкви, осуществлявших свою деятельность в различных регионах Российской Федерации в период с 70-х годов XX столетия до 2005 года. Корпус источников для исследования был сформирован на основе следующих изданий: протоиерей Василий Ермаков. «Во имя спасения России» (1994); Алексий II Патриарх Московский и всея

10 Руси. «Церковь и духовное возрождение России». Слова, речи, послания, обращения 1990 - 1998 (1999); «Проповеди Московских священников» (2000); священник Александр Борисов. Проповеди «Любишь ли ты меня?» Ин 21:15-17 (2000); священник Александр Мень. «Проповеди. Пасхальный цикл» (2002); Архимандрит Кирилл (Павлов). «Проповеди» (2003); протоиерей Сергий Ганьковский. «Наши бабушки бессмертны. Проповеди» (2004); По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия. «Слова. Начала познания вещей божественных и человеческих» (2004); протоиерей Димитрий Смирнов. «Проповеди. Сестричество во имя Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы» (2005).

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены на Международной научной конференции языковедов, посвященной 100-летию со дня рождения профессора СВ. Фроловой «Научные традиции славистики и актуальные вопросы современного русского языка» (Самара 27-29 июня 2006 г.), на заседаниях кафедры общего и русского языкознания Российского университета дружбы народов. Основные положения диссертации отражены в публикациях в «Вестнике Российского университета дружбы народов» в серии «Лингвистика» № 2 (8)' 2006; № 3' 2007, а также в журнале «Филологические науки» 2008, № 6.

Намеченные выше задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из Введения, трех глав основной части и Заключения. В I главе дается характеристика базовых понятий текст и дискурс, рассматриваются особенности дискурса церковно-религиозной коммуникации; дается общее определение речевого жанра; вводится понятие прагматики текста, на основе которого формулируется определение авторской коммуникативной стратегии. Во II главе формулируется определение речевого жанра проповеди, выявляются специфические экстралингвистические признаки проповеди; даются основные характеристики коммуникативной стратегии проповедника. В III главе диссертации выявляются наиболее типичные коммуникативные тактики,

11 реализующие проповедническую стратегию; многосторонне анализируются когнитивные структуры, среди которых важнейшими являются специфические коммуникативные ходы, релевантные для той или иной тактики, и языковые ресурсы, используемые автором для реализации своей интенции. Заключение содержит основные выводы; библиографический раздел насчитывает 200 наименований, включая словари и справочную литературу.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net