Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Ичинхорлоогийн Лхагвасурэн. Алтайские урянхайцы. Историко-этнографическое исследование. Конец XIX - начало XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Ичинхорлоогийн Лхагвасурэн; [Место защиты: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН].- Москва, 2009.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/451

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:
  1. Цель и задачи исследования 4

  2. История изучения алтайских урянхайцев 7

  3. Исторические сведения об урянхайцах 10

  4. Административное устройство 16

Глава 1. Хозяйство и система жизнеобеспечения 23

І.І.Основньїе виды хозяйственной деятельности 25

1.1 Л Формы присваивающего хозяйства 25

Собирательство 25

Охота 26

1.1.2. Формы производящего хозяйства 32

Кочевое скотоводство 32

Земледелие 45

1.2. Материальная культура: пища, жилище, одежда 52

  1. Пища: способы хранения и приготовления 52

  2. Жилище: пространство внутри и вокруг него 69

1.2.3.0дежда: зимняя и летняя, мужская и женская, праздничная и будничная ....76

Глава 2. Социальная организация и семейные отношения 86

2.1. Кочевая группа хотон ( хот-айл) и сезонные кочевки 86

2. 2. Форма семьи и её структура 94

2.3. Формы заключения брака 99

Глава 3. Обряды жизненного цикла 103

3.1. Родильные обряды и воспитание детей 103

3 Л. 1 .Наречение именем 106

3.1.2.Обряд первой стрижки волос 108

3. 2.Свадебный цикл 113

3.2.1. Сватовство и досвадебные обряды 114

3.2.2.Свадебные обряды 124

3.2.3.Послесвадебные обряды 130

3.3. Похоронные обряды 131

Глава 4. Религиозные верования 137

  1. Шаманизм и шаманская атрибутика 137

  2. Одухотворение природы 142

  3. Буддизм 147

Заключение 156

Предметы материальной и духовной культуры 159

Карта расселения 166

Список использованной литературы 167

Глоссарий 174

Введение к работе:

Алтайские урянхайцы-одна из народностей в составе Монголии, проживающая в западной части страны. Они расселены по Монгольскому Алтаю от верховьев р. Кобдо до верховьев р. Булган и занимают территорию сомонов Дуут, Мунх—хайрхан Кобдинского аймака и Буянт, Бугат, Булган, Сагсай, Алтанцогц, частично Дэлуун, Толбо сомонов Баян-Улгийского аймака. К югу от них живут другие западномонгольские народности-захчины, торгуты,мянгаты и олёты, а к северо-востоку-дурбэты, байты и халхасцы, на западе и на северо-западе-тюркоязычные-казахи, алтайцы и тувинцы.

По переписи 2000 г. алтайских урянхайцев насчитывается 25,5 тыс. человек, однако, вероятно в их число включены и хубсугульские урянхайцы, почти не изученные этнографами до настоящего времени, но известно,что в их состав вошла часть тувинских и тоджинских родов. Часто ошибочно их называют урянхайцами, но сами они никогда не считали себя таковыми (Ралъдин19б8:31)

Алтайские урянхайцы, как и другие народности Западной Монголии, говорят на ойратском диалекте монгольского языка. Как отмечают исследователи, ойратский диалект,основу которого образует дурбэтский говор,значительно отличается от современного халхасского диалекта. Халхасский диалект лежит в основе современного монгольского литературного языка, на котором говорит большинство (более 90%) населения Монголии. Отличие между ойратским и халхасским диалектами касается главным образом их фонетической системы, а также некоторых морфологических и лексических особенностей.

Формирование современного этнического состава населения Монголии было длительным и прошло несколько исторических этапов. В начале XV в, ойраты стали более самостоятельными. Вероятно, с этого времени наметилось деление монголов на две ветви : восточную и западную.

Западная ветвь монголов по культуре и быту отличалась определенным единством, и тем не менее каждая группа имела определённое этнографическое своеобразие.

1. Цель и задачи исследования

Настоящая работа представляет собой исследование традиционной культуры алтайских урянхайцев. С XVI в. их кочевья находятся в западной и северо-западной части Монголии. Однако можно предположить, что процесс формирования их традиционной культуры был сложным и протекал не только на территории их нынешнего расселения, но в более широком историческом и географическом пространстве. Облик традиционной культуры алтайских урянхайцев в ряде черт и особенностей отражает тот путь, который прошел этот народ в различные периоды своего исторического развития.

Автор данного исследования ставит своей целью воссоздать по возможности более или менее достоверную картину традиционной культуры алтайских урянхайцев, осветив проблемы их хозяйственного уклада, материальной и духовной культуры, семейного и общественного быта. Хронологические рамки работы охватьшают в основном конец XIX -начало XX вв., хотя делается экскурс и в более ранние периоды. Монографическое исследование алтайских урянхайцев предпринято впервые, в определенной степени оно дополнит реконструкцию культурного наследия классических кочевников Центральной Азии, проделанную монгольскими этнографами в последные два десятилетия XX в, и вылившуюся в фундаментальный трехтомный труд «Этнография Монголии», изданный в Улан-Баторе на монгольском языке. По этническому происхождению, образу жизни, формам традиционной культуры, особенностям языка алтайские урянхайцы несомненно могут быть причислены к числу монголоязычных племен Западной Монголии.

Работа написана на основе полевых материалов, собранных автором как в период работы этнографической экспедиции Института истории Академии наук Монголии в конце 80-ых годов прошлого века, так и во время более поздних поездок в различные районы проживания алтайских урянхайцев, где удалось записать воспоминания старых людей, хорошо знавших и помнивших во многом утраченные ныне черты культуры и быта.

При описании материальной культуры использованы музейные коллекции Кобдинского и Баян-Улгийского аймаков, а также некоторые коллекции Государственного музея истории и этнографии и исторические документы Государственного архива Монголии. Помимо архивных и музейных материалов, в основу работы легли также и некоторые сведения из трудов российских авторов.

К началу XX в. основой традиционного хозяйства алтайских урянхайцев оставалось экстенсивное кочевое скотоводство, разведение 5 видов скота таван хошуу мал— лошадей, крупного рогатого скота, овец, коз и верблюдов с круглогодичным пастбищным содержанием. В составе стада у них преобладали прежде всего овцы и козы, думается, что это явление достаточно древнее. Обилие овец и коз у центральноазиатских кочевников и их круглогодичный выпас под отрытым небом поражали европейских путешественников в средние века. Что касается лошадей,то их поголовье как правило,было приблизительно равно поголовью крупного рогатого скота или немного превышало его, но хозяйственное значение лошадей было очень высоким.

Кроме того, они разводили яков-сарлыков, которые имели и мясо-молочное и транспортное значение. Отличительная особенность яка заключалась в том,что он легко переносил суровые природно-климатические условия высокогорного Монгольского Алтая. Они обычно паслись высоко в горах на пастбищах, которые были недоступны для других видов скота. В отличие от яка крупный рогатый скот плохо переносил зимние пастбищные условия высокогорного Алтая, поэтому его численность намного уступала якам в стаде алтайских урянхайцев. Верблюдов разводили, прежде всего, как очень выгодное транспортное животное, но в составе стада верблюды занимали незначительное место, в некоторых местах их не было вообще. При выборе пастбищ для скота, особое внимание уделялось травостою. Надо было выбрать пастбище, состав трав которого наиболее подходил данному виду скота. Такой метод выбора пастбищ давно был известен монголам. Каждое хозяйство, учитывая свои возможности (рабочую и тягловую силы) кочевало на определенной территории по строгому маршруту, зная где и сколько дней может пасти скот. Особенность кочевания алтайских урянхайцев заключалась в том, что зимне-осенние стоянки находились в долинах рек, а летне—весенние высоко в горах. Такая специфика перекочевок обусловлена прежде всего природно-климатическими и ландшафтными условиями Монгольского Алтая.

Часть алтайских урянхайцев, живущих и поныне по рекам Булган, Чингил, сочетала кочевое скотоводство с примитивными формами земледелия. Подсобным занятием являлись охота и собирательство дикорастущих трав, кореньев, ягод. Охота носила

сезонный характер, сама организация охоты отличалась большой гибкостью и разнообразием форм. Собирательство носило чисто подсобный характер и не оказывало существенного влияния на пещевой рацион алтайских урянхайцев.

Основной хозяйственный уклад-кочевое скотоводство^ также этно-культурные контакты и особенности географических условий расселения алтайских урянхайцев наложили глубокий отпечаток на их традиционную материальную культуру: тип жилища, утвари, характер пищи, транспортные средства и т.д. Одним из свидетельств того может служить тип жилища: войлочная юрта-гэр,ориентированная входом на юг. Войлочная юрта была несложной в изготовлении, транспортабельной,сборно-разборной, идеально приспособленной к условиям кочевого образа жизни. Помимо того,что в юрте жили и размещали все домашнее имущество, выполняли религиозные обряды и принимали гостей, в ней весной спасали от холода новорожденных ягнят, козлят и телят. Более традиционным жилищем надо считать шалашеобразные полуюрты-хатгуур, без стенных решеток, покрываемые также войлоком. К концу XIX в. и началу XX в.этот тип жилища ещё сохранил известную роль в свадебном обряде.

Характерной особенностью традиционной одежды алтайских урянхайцев являлись ее удобство, практичность и целесообразность в пользовании, а также простота в изготовлении. Первоначально материалами, из которых изготовляли и шили одежду были шкуры-арьс и шерсть-wooc разводимых домашных животных, а также добытых на охоте диких зверей, которые обрабатывались традиционными способами. Традиционная одежда алтайских урянхайцев указывала на половую, возрастную принадлежность, положение индивида в обществе.

Основную пищу алтайских урянхайцев, составляли разнообразные молочные продукты-г]агаан идээ и мясо домашнего скотът-улаан идээ. Издавна они применяли свои методы приготовления, консервирования и хранения мясомолочных продуктов.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. их этническая память сохранила фонд родовых названий. Принадлежность к тому или иному роду-яс или элкэн у них оставалась важной составной частью реальной жизни, особенно в духовной сфере. Осознание ими своей принадлежности к тому или иному роду явилось важным, можно

сказать, ведущим моментом в семейно-брачной обрядности. В местах наших полевых работ (Баян-Улгийском и Кобдинском аймаках) зафиксировано свыше сорока пяти названий родов. Эти материалы свидетельствуют о сохранении у них памяти о принадлежности к определнному роду и связи между отдельными родами. Каждый отдельно взятый род и его подразделения лимитировались признаком экзогамности и, как правило, хранили память о своих генеалогических предках.

В традиционных верованиях алтайских урянхайцев-шаманистов особенно ярко представлен культ семейно-родовых охранителей, свойственный и другим кочевникам Западной Монголии. Определенными этническими маркерами алтайских урянхайцев можно считать данные об их погребальном обряде. Он отличается единообразной формой погребения в прошлом, тогда как у этносов Южной Сибири, например у теленгитов, алтайцев и отчасти у тувинцев зафиксированы различные способы погребения умерших (подкурганное погребение с конем, "погребение путем сожжения, наземный и воздушный типы захоронения и т.д).

В данном исследовании мы ограничили себя кругом проблем, которые сочли наиболее важными для воссоздания этнического облика алтайских урянхайцев, остановившись на присваивающих и производящих формах хозяйства, общественных институтах, регулирующих жизнь кочевого общества,системе жизнеобеспечения, формах семьи и брака, обрядах жизненного цикла, религиозных верованиях. Далеко не весь имеющийся в нашем рапоряжении материал, собранный в ходе многолетных полевых исследований, вошел в диссертацию. Часть его опубликована в статьях автора на монгольском, английском, японском и русском языках. Другая часть будет использована в дальнейшей работе по истории культуры данного народа.

2. История изучения алтайских урянхайцев

В историко-этнографическом смысле алтайские урянхайцы относятся к числу народов мало изученных и мало освещенных в научной литературе. Первыми о них написали известные русские исследователи-путешественники, как A.M. Позднеев, Г.Н. Потанин, Т.Е. Грумм-Гржимайло, М.В. Певцов. С середины XIX в. они периодически посещали хошуны алтайских урянхайцев,что позволило им лично наблюдать образ их жизни, традиции и обычаи и т.д. В своих путевых заметках они оставили ценные сведения о

местожительстве, быте, материальной и духовной культуре алтайских урянхайцев. В их работах можно найти сведения о том, что алтайские урянхайцы в то время, когда их хбшуны посещали эти путешественники, летом кочевали между реками Чингил и Булгун, а осенью приближались к Алтаю.

Они писали также, что во главе хошунов алтайских урянхайцев стояли амбанъ-нойоны, которым подчинялись мейрнн—зангнны— правители хошунов, состоящих из сумонов и арбанов. Довольно подробно освещались в их трудах ламаизм и шаманизм, связанные с ними представления и культовые обряды. Есть данные о свадебных, похоронных и других обрядах, о национальных видах спорта, фольклоре и др. Незначительное место в их работах отводилось материальной культуре: жилищу, различным видам пищи, в частности, молочной пище.и чаю, способам их приготовления, описанию мужской и женской одежды, головных уборов и т.д. Ценными являются материалы по этническому составу алтайских урянхайцев. Русский путешественник М.В. Певцов, который в 1878-1879 годах посетил хошуны алтайских урянхайцев писал, что « ... урянхайцы подразделяются на две весьма различные группы: одна занимает бассейн верхнего Енисея, переходя немного даже на юг от хребта Танну-ола, а другая-высокогорную область в Южном Алтае. Алтайские же урянхайцы говорят на монгольском наречии и отличаются, кроме того, от енисейских бытом и религией: алтайские урянхайцы-буддисты, а енисейские-большей частью язычники» (Певцов 1951:108) В работе Г.Н. Потанина можно найти такое высказывание: « ...племя, говорящее тюрко-татарским языком в северозападной Монголии, называется урянхайцами, это племя занимает узкую полосу вдоль нашей государственной границы от вершин реки Кобдо на

западе до Косогола и далее Название урянхай придают этому народу

Монголы, сами же они зовут себя Туба или Тува, ....так зовут себя и Кукчулуутуны » (Потанин 1881:7) Таким образом он правильно отметил, что нельзя путать тувинцев, которые никогда не считали себя урянхайцами, с алтайскими урянхайцами. Кукчулуутуны - один из тувинских родов, иногда их называли мончаги.

Академик И.М.Майский, который работал в Монголии в начале XX в., писал следующее: «...для полной этнографической картины, которую мне пришлось наблюдать в Монголии нелишне ' упомянуть еще о так назывемых урянхайцах.Алтайские урянхайцы, кочевавшие по Монгольскому Алтаю от верховьев Кобдо до верховьев Булгуна-они составляли семь хошунов, говорили по монгольски »(Майскгш 1921:34) Мнение этих исследователей чуть

позднее поддержал бурятский ученый Ц. Жамцарано, написав, что «...по особенностям языка, образу жизни, формам традиционной культуры алтайские урянхайцы несомненно могут быть причислены к числу монголоязычных племен Западной Монголии» (Жамцарано1934:128). Следует отметить, что во многих случаях сведения русских путешественников фрагментарны, поскольку были получены у случайных людей.

Начиная с 60-х г. XX в. к изучению истории и традиционной культуры кочевых племен Западной Монголии, в том числе алтайских урянхайцев, подключались монгольские научные организации: Институт истории АН МНР, Институт языкознания и литературы АН МНР и т.д. Сотрудники этих научных организации занимались сбором и изучением материалов, касающиеся хозяйства, быта и традиционной культуры алтайских урянхайцев. Ими собраны материалы об образе жизни, материальной и духовной культуре, в том числе о религиозных верованиях, нравах, обычаях, о погребальных и родильных обрядах, а также о письменности, народном творчестве, ремеслах и т.д. Несмотря на большую работу, проделанную в эти годы по сбору сведений по истории и традиционной культуре алтайских урянхайцев, следует признать, что до сего времени эти материалы все еще не достаточно подвергнуты изучению и научному осмыслению. Первые работы монгольских авторов, посвященные традиционной культуре алтайских урянхайцев, появились на свет в 1960 г. Тогда монгольский этнограф С.Бадамхатан опубликовал на русском языке небольшую статью под названием «О свадебных обрядах алтайских урянхайцев». В 1992 г. была издана книга монгольского этнографа Х.Нямбуу «Введение в этнографию Монголии», где есть раздел «Ойраты»,в состав которых были включены и алтайские урянхайцы. В 1996 г. появилась коллективная монография на монгольском языке «Этнография Монголии», где есть глава «Алтайские урянхайцы». В 2000 г. монгольский историк Ц.Гантулга издал исторический очерк «Алтайские урянхайцы». Этим чрезвычайно малым числом работ по существу и ограничивается литература, в той или иной степени отражающая жизнь алтайских урянхайцев в конце XIX в.-в начале ХХв. По ним трудно в полной мере представить хозяйство, семейную и общественную жизнь, материальную и духовную культуру алтайских урянхайцев. Такие проблемы, как хозяйственные контакты и культурные взаимовлияния, взаимоотношения алтайских урянхайцев с соседями, в этих работах не ставились.

3. Исторические сведения об урянхайцах

Урянхайские роды были одними из самых древних и могущественных родов, которые принимали непосредственное участие во многих важных исторических событиях жизни монголов в течение долгого времени. Впервые они упоминаются в легенде об «Эргэнэ-куне», приведенной Рашид-ад-Дином в его знаменитом «Сборнике летописей». Согласно ей, в числе племен, имевших обобщенное название «дарлигин», значилось племя «урянхад». Племенной союз «дарлигин» прославился тем, что сумел из-за нехватки жизненного пространства выйти из труднодоступной местности (Раишд— ад—Дин 1952:153-160).

Известный учёный-историк Г. Сухбаатар утверждает, что те события, которые отражены в легенде об «Эргэнэ-куне» по времени можно отнести к периоду господства хуннов в Центральной Азии (Сухбаатар 1980:184-186). Многие историки, основываясь на сообщениях китайских источников, считают, что местность «Эргэнэ-кун» находится примерно в районе реки Эргун-кун и Хинганских гор на востоке(Гантулга 2000:17-18). Н.В. Кюнер считал, что этноним «урянхат» был известен уже со второго тысячелетия до нашей эры, тогда его носили племена, которые жили в бассейне реки Амур, затем он начал распространяться на запад. (Кюнер1958:215). Л.Л.Викторова, изучавшая вопросы этногенеза монголов, высказала мнение о том, что в I—III в. н.э на обширной территории от озера Байкал на западе, до Хинганских гор, включая районы реки Онон на востоке, жили сяньбийцы и их первоначально назвали «урянхайцами»(Викторова1980:93). По ее мнению, урянхайцы имели родственные связи не только с хуннами, но и с сяньбийцами и уханьцами. Л.Гумилев также отмечал, что в V в. н.э на северо-востоке, в районе реки Онон жило племя под названием «урянхай» (Гумилев 1989:79-80). Их мнение поддержал монгольский ученый—этнограф С. Бадамхатан. Он писал, что этноним «урянхай» был распространен не только среди тех племен, которые жили в районе реки Онон и горы Бурхан Халдун, включая Хинганские горы на востоке, но также среди племен, которые жили в районе гор Саяны и Танну-ула. (Этнография Монголии 1996:276)

След урянхайских племен то исчезал, то появлялся вновь. В монгольском историко-литературном источнике «Сокровенное сказание» можно найти сведения об урянхайском роде. Там говорится, что Хорилартай-Мэргэн из племени Хори-Тумэта перекочевал из своей родины Ариг—усун из-за взаимных

пререканий и ссор по поводу пользования охотничьими угодьями, под покровительство Шинч-баян-урянхая, который был хозяином горы Бурхан Халдун—ула, где много зверей. ( Сокровенное сказание 1941, 9 ) Возникший, по мнению историков, в X в. н.э. известный монгольский род боржигин, к которому принадлежал сам Чингисхан-основатель централизованного государства монголов в XIII в, имел родственные связи с урянхайским родом. Об этом в «Сокровенном сказании», говорится так: «... Идя лобовым, захватил Бодочир в половину беременную женщину: « ... Кто ты такая?»-спросил он. «... -Я, -говорит она, - из племени Чжарчиут, по имени Аданхан-Урянхайжина. ...Бывшая в половине беременности женщина, войдя к Бо дончиру,родила сына. ...Таково происхождение рода Чжадран. Эта женщина родила еще одного сына, уже от Бодончира. ...Бодончир стал родоначальником поколения Боржигин» (Сокровенное сказание 1941,38-42).

При Чингисхане было много прославленных военачальников-выходцев из урянхайских родов, такие как багатуры Чжелме, Субеетай, Удачи и др. После образования централизованного монгольского государства в 1206 г., все эти военачальники были назначены Чингисханом предводителями-нойоналш тумэнов, которые стали основой вновь созданного монгольского государства. Урянхайский тумэн, предводителем которого был Удачи, по праву наследования нес охранную службу в местности «Их хориг», где находилось коллективное захоронение предков рода Чингисхана-/4ляган ураг. Их называли дархадами (защищенными). По приказу Чингисхана они были освобождены от других ханских служб, в том числе от воинской повинности.

Все урянхайские тумэны находились в подчинении сначала Тулуя, младшего сына Чингисхана, а затем Элжигидэй нойона, который был сыном Хачиуна-брата Чингисхана. Одна часть урянхайских родов затем перешла в подчинение Ариг буха, который был пятым сыном Тулуя. Дальше урянхайские племена под влиянием различных исторических событий оказались разделенными на несколько частей и разбросанными на западе, на востоке и в центральных частях Монголии. После смерти Чингисхана началась борьба за престол великого хана всей Монголии. В соперничестве между Ариг бухой и Хубилаем, Ариг буха опирался на ойратов, среди которых были и урянхайские роды (Гантулга 2000: 42).

В период существования Юаньской династии (1260-1368) Монголия перестала быть политическим центром империи. Основатель династии Хубилай хан (1223—1293) отдал Монголию в подчинение своему четвертому сыну Номхону, а в 1294 г., когда тот скончался, его сменил внук Хубилая Гамалага, который был сыном его второго сына Чингима.

При Хубилай хане часть урянхайцев / по некоторым данным их было около 30 000 человек /, оказалась расселенной вдоль Великой Китайской стены. По мнению некоторых монгольских историков, сам Хубилай переселил урянхайцев туда из района «Их хориг», где они несли охранную службу в местах захоронения великих ханов Монголии. Когда Юаньская империя пала, эти урянхайцы стали играть важную роль в борьбе монголов за восстановление своего господства в Китае. Правители Минской династии (1368-1644), сменившие Юаньскую, в 1387 г. организовали против них крупную военную кампанию, в результате которой они были покорены. Эти урянхайцы известны по историческим источникам как «урянхайцы трех караулов»-гурван харуулын урянхайчууд.

В монгольском источнике периода Минской династии писали о других урянхайцах следующее: « ... урянхайцы очень храбрые. Они живут по северной стороне полупустыни Гоби. Монголы их называют по кличке рыжие монголы-шяр монгол (шар хува). У одного пленного борода и бакенбарды были светлого цвета. Волосы у него был жесткие, глаза желтые, тело здоровое и невероятно подвижное. Еще одно племя под названием «урянхан» находится на северо-западе. По характеру они похожи друг на друга. Они прикрепляли на головных уборах ленты красного цвета. Их войска по численности меньше одного тумэна (десять тысяч). Они разводят главным образом лошадей и верблюдов». (Исторические записки об ойратах 1985:6)

К концу XIV в. урянхайцы на некоторое время сошли с исторической сцены, но с XVI в. о них стали упоминать источники в связи с бурными политическими событиями того времени. При Батмунх Даян-хане(1466-1517) в Монголии были временно приостановлены сепаратистские тенденции, начавшиеся после падения Юаньской династии в 1368 г. Батмунх Даян-хан в своих многочисленных военных походах с целью подавления сепаратистов, очень часто опирался на силу урянхайского тумэна. При нем Монголия была разделена на 10 тумэнов, из них 4

составляли ойраты, а остальные 6 тумэнов-восточные монголы. Последние считались главной опорой Даян-хана. Их делили на 3 левых и на 3 правых тумэна. По сообщению источников, в числе трех левых туменов находился урянхайский тумэн.

Батмунх Даян-хан особо подчеркивал заслуги урянхайцев перед его великими предками. Он любил повторять, что : « ... у них / у урянхайцев-И.Л./ великая судьба охранять могилы родов наших великих предков» (Саган сэцэн 1960 :209). Батмунх Даян—хан сам был связан с урянхайцами родственными узами. Однако к концу его правления, по его приказу, урянхайский род был лишен права иметь собственный тумэн и был разделен на более мелкие части. Об этом источники сообщают следующее: «... урянхайский тумэн поднял мятеж против власти Даян хана. Даян хан отправил против них тумэны Цахаров и Халхов. Он также известил об этом своего сына Барсболд жонону, а тот поднял против них 3 западных тумэна. Столкновение объединенных сил с урянхайцами произошло в районе местности Зоргола. Там урянхайский тумэн был разбит. После этого их лишили права иметь собственный тумэн и включили в состав 5 разных тумэнов, разделив их на более мелкие части». (Саган сэцэн 1960:215). О причине урянхайского мятежа против великого хана в источниках не сообщается.

После этих событий урянхайцы окончательно потеряли былое могущество. По сообщению монгольских источников, после Батмунх Даян-хана одна часть урянхайцев оказались в подчинении его младшего сына Гэрсэнзэ /1513-1549/. Он владел обширной территорией от Хинганского хребта на востоке до Алтайских гор на западе, вплоть до пустыни Гоби на юге. В своих владениях он внедрял новую административную систему, самой низовой единицей которой стал «хошун», но границы вновь созданных хошунов так и остались неоформленными до конца. Тогда были созданы 7 хошунов, в источниках их называют «семь хошунов севера» или «семь хошунов халхи». Урянхайские племена были включены в состав двух хошунов, их в источниках иногда называют «два урянхайца» или «халх-урянхайцы». Когда умер Гэрсэнзэ, его вдова разделила свои владения между сыновьями. Об этом в источнике говорится так: «...после смерти Гэрсэнзэ его вдова Их тайху раздавала своим 7 сыновьям подарки. ...Седьмому сыну Саму Буйману была отдана одна урянхайская земля. Саму Буйман родился в год деревянного дракона » (Галдан туслагч 1961:67-68). По мнению монгольского историка Ц.Гантулга, это были урянхайцы, которые были известны в истории

как «два урянхайца» или «халх-урянхайцы» (Гантулга2000:63). Саму Буйман родился от младшей жены Гэрсэнзэ, Мэнхуй, которая была из урянхайского рода и был его самым младшим сыном, поэтому ему досталась урянхайская земля. Сыновья Гэрсэнзэ жили в своих владениях по правую и левую стороны от Хангаиских гор. Позже несколько сотен урянхайцев под предводительством Доржравдан Илдэна-второго сына Саму Буймана, перекочевали в район озера Хух-нор. Там они создали новый хошун, который вошел в историю под названием «халхаский хошун Хух-нор».

С конца XVII в. большая часть урянхайцев стали активными участниками так называемого «союза четырех ойратов», который затем стал основой Джунгарского ханства (1635-1758). Об этом сообщается в источнике так: « ... Эти урянхайцы вместе с такими племенами как цорос, торгууд, хошиуд и хойд составляли четыре больших ойрата, и было одним из этих ойратов (История союза четырех Ойратов 1992:274). Н.Я. Бичурин отмечал, что « ... урянхайцы .... живут под предводительством вождя племени Цорос» (Бичурин 1834:31). Такого же мнения придерживался монгольский этнограф Х.Нямбуу (Нямбуу 1992:123). Монгольский историк Ц. Гантулга на основе исторических источников по ойратам делает вывод, что предками предводителей-нойонов рода цорос, который был одним из главных родов «союза четырех ойратов», были потомки урянхайского военачальника Чжелме-багатура седьмого поколения, а не потомки Хутуга-бэха, как полагали некоторые жторнш(Гантулга 2000:165).

В монгольских источниках сообщается, что в это время « ...существует несколько разных урянхайцев. Живут они охотой. Одна часть подчинена ойратам, а другая часть-Халхе» (Исторические записки 1961:9). Постепенно все они были вовлечены в продолжительную борьбу за гегемонию между Халхой и ойратским союзом.

В 1587 г. (по лунному календарю год свиньи) произошло крупное столкновение между военными силами Халхи и ойратским союзом, которое закончилось полным поражением военных сил Халхи (Златкин 1964:112—114). Армию Халхи возглавлял Шолой-Убаши-хунтайджи (1567—1627), который был правнуком Гэрсэнзэ и вошел в историю как первый Алтын хан, в союзе с урянхайским военачальником Сайн Маджиг. Вызывает большой интерес личность Сайн Маджига. О нем неоднократно упоминается в монгольских источниках, таких как «История, написанная

человеком по имени Асрагчи»(Асрагч нэртийн туух), «Тысячелетняя летопись» (Алтан хурдэн мянган хэгээст бичиг ), «Краткая история монголов» (Илтгэл шаштир). В них говорится, что «...его зовут Зоригт Чандган Сайн Мажиг или Цол цэцэн ноён. Он родился в 1560 году, был 4-ым сыном Саму Буймана, (правнук Гэрсэнзэ — ИЛ.). Он правил урянхайской землей (отог) и прославился под кличкой «черный тигр гор-урянхайский Сайн Мажиг». По мнению Ц. Гантулга, он получил урянхайскую землю по наследству от отца Саму Буймана, который, как уже говорилось выше, получил ее в подарок от матери после смерти своего отца Гэрсэнзэ.

В громких военно-политических событиях в Джунгарском ханстве при Галдан бошигту хане (1644-1697) урянхайцы принимали самое активное участие. Историк С.Буянчулуун писал, что «... Галдан бошигт хан постепенно набирал силу. В его подчинении находились 11 тумэнов из племен улет, халхи и уряихш»(Буянчуулуун 1937: 92).

С этого времени постоянным местом жительства основной части урянхайцев стал Алтай, и по месту жительства их стали называть «алтайскими урянхайцами». О них тогда говорили так: «на всех тринадцати склонах большего Алтая живут урянхайцы, они живут там неподвижно, как обо на горе, и как каменное изваяние в степи».

В 1636 г. Южная Монголия, а в 1691г. северная Монголия признали свою вассальную зависимость от Китая, которым с 1644 г. правила маньчжурская династия Цин. Независимым осталось только Джунгарское ханство. Оно просуществовало более ста лет. В сентябре 1745 г. умер Галданцэрэн хан, и в Джунгарском ханстве началась борьба за власть, которая значительно ослабила его позицию перед Цинами. В это время урянхайцы оказались в очень выгодном стратегическом положении, в случае если бы Нины начали открытые военные действия против ойратов. В одном из указов Цинского императора говорится : «....Если урянхайцы останутся там же, где они живут ныне, то они могут причинить серьезные препятствия продвижению наших войск. Они могут передавать информацию ойратам о местах расположения наших войск или они могут нанести удар нашим войскам сзади. Поэтому,такую опасность надо устранять до начала больших военных действий» (Документы о политике Джунгаров 1991:9). К 1758 г. Джунгарское ханство перестало существовать.

Урянхайцы принимали активное участие в борьбе против Цинов (1755-1758) под руководством Амарсаны и Чингунжава. Среди алтайских урянхайцев до сих пор бытует легенда о грядущем возвращении Амарсаны, согласно которой он вернется в родную землю и освободит свой народ от Цинов. Алтайские урянхайцы носили в одном из ушей серебряное кольцо- серьгу и на указательном пальце-большое серебряное кольцо. Они объясняли это следующим образом: когда вернется Амарсанаа, это знак, по которому он смог бы легко отличить алтайских урянхайцев от других племен. До сих пор в народе еще не забыты имена алтайских , урянхайцев, которые проявили особое мужество в борьбе с Цинами.

^Административное устройство

После падения Джунгарского ханства, на всех монголов был распространен свод законов, который обязывал монгольских правителей служить со всеми их людскими и материальными ресурсами Цинской династии, а та, в свою очередь, гарантировала монгольским правителям сохранение их прав и привилегий. Этот свод законов впервые был издан в 1689 г. при императоре Канси (1662-1725), а 1815 г. при императоре Цзя-цине (1796-1820) был пересмотрен и дополнен. Эти законы были не только кодексом, но и своего рода соглашением между монгольскими правителями и Цинскими властями. Он узаконил новую военно-административную систему управления со сложной феодально -бюрократической иерархией в Монголии. . Позднее он стал известен под общим названием «Уложение китайской палаты внешных сношений». Его'перевод с китайского на русский язык был осуществлен в 1789 г. Н.Я. Бичуриным, а с маньчжурского на русский — в 1817г. Ст. Липовцевым.

Халха после падения Джунгарского ханства оставалась
ядром Внешней Монголии. Внедрение здесь военно-

административной системы управления было длительным процессом, прошедшим несколько стадий. Сначала были учреждены три аймака: Дзасакту- хановский, Тушету-хановский, Сэцэн-хановский. Позже, в середине XVIII в. были созданы Сайн-нойон-хановский, Кобдинский аймаки и Алтайский округ. К началу XIX в. число хошунов в них достигло 86.

Аймаки . и хогиуны, прежде лишь административные единицы, представляли собой военные подразделения: аймак


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net