Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Бахвалова Валентина Александровна. Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Бахвалова Валентина Александровна; [Место защиты: Волгогр. гос. мед. ун-т].- Волгоград, 2009.- 260 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/338

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИКО-
КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ КАЗАЧЕСТВА 13

  1. Социально-исторические корни и особенности формирования казачества 14

  2. Истоки и своеобразие традиционной культуры донского казачества 43

ГЛАВА И. КАЗАЧИЙ ФОЛЬКЛОР КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ
ИСТОЧНИК 76

  1. Самобытность казачьего фольклора 78

  2. Феномен песенного фольклора донского

казачества 111

2.3. Фольклорные праздники, обряды и обычаи в традиционной культуре
донских

казаков 132

2.4. Казачьи сказки через призму общерусской фольклорной традиции 165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Культурная жизнь России в последние десятилетия характеризуется нарастающей агрессивностью массовой культуры. Масштабы явления представляют реальную угрозу для традиционной народной культуры, артефакты которой становятся «рыночными продуктами» массового потребления. В результате выхолащивается духовное содержание, что лишает народную культуру возможности выполнять функции этнической консолидации и коммуникации. Этим процессам может противостоять государственная концепция сохранения традиционной народной культуры, основой для которой должны стать широкомасштабные исследовательские программы.

В сложившейся ситуации кардинально меняется отношение к фольклору. В международных документах он отождествляется с народной культурой, и позиционируется как важнейший компонент нематериального культурного наследия человечества1. В России проблема сохранения фольклора на государственном уровне была обозначена в 2006 г.2.

Активные процессы возрождения российского казачества сделали проблемы его происхождения, истории, культуры одними из самых актуальных в отечественной науке. Накоплен значительный материал, отражающий разные стороны жизни казачества, однако комплексных исследований по изученшо культурного наследия донских казаков на сегодняшний день недостаточно. Особенности языкового стиля и говора, своеобразная манера исполнения песенных и устных произведений позволяют говорить о самобытной фольклорной традиции донского казачества, изучение которой является весьма актуальной.

Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Париж, 17 октября 2003г.; .

2 Президент России Стенографический отчет о заседании Государственного совета от 26 декабря 2006 г. С. 22: http//www. K.remlin.tu.

Степень разработанности проблемы. Изучение культуры казачества предполагает исследование весьма широкого круга литературы. В трудах В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, СМ. Соловьёва, можно обнаружить значимый фактический материал. Отечественная война 1812 г. сформировала устойчивый интерес к народной истории и культуре, что получило отражение в работах славянофилов, прежде всего, П.М. Хомякова1. В исследованиях Н.И. Краснова, П.П. Сахарова, В.Д. Сухорукова, А.О., ЕЛ. Савельева, А. Пивоварова, М.Н. Корчина, А.П. Пронштейна, Н.А. Минникова2 представлена история казачества, его расселение, быт, традиции, нравы.

Методология анализа фольклора содержится в трудах И.П. Сахарова, А.Н. Афанасьева, Д.Н. Садовникова, А.И. Никифорова, В.Я. Проппа, Э.В. Померанцева3. Изучению фольклорного творчества донских казаков стало уделяться значительное внимание. Особо подчеркнём важность работ Ф. В. Тумилевича, М.А. Полторацкой, Л.С. Шептаева4. Огромный вклад в изучение фольклорного наследия Дона внесли А. М. Листопадов и С. Я. Арефин. Был создан первый свод музыкального фольклора «Песни донских казаков (1949-1954)».

После 1917г. в советской историографии интерес к истории и культуре казачества значительно снизился, однако он устойчиво сохранялся в культуре

1 Хомяков П.М. Полное собрание сочинений / Под ред. И.С. Аксакова. М., 1986-1987.

Краснов НИ. Материалы по географии и статистике России. Земля Войска Донского. Т.2. СПб., 1863; Сахаров И.П. К вопросу происхождения вольного донского казачества и о первых подвигах донцов в защиту Родины и веры М., 1910; Сухорукое В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского / Дон. 1989, №4; Савельев ЕЛ История казачества. Ч 3. Ростов н/Д.: «Возрождение», 1990; Пивоваров А. Донские казаки. Новочеркасск, 1892; Ногин И.И. Краткий исторический очерк Донского края. Новочеркасск, 1914; Корчин М.Н Донские казаки. Ростов и/Ц.: «Возрождение», 1949; Пронпггейн А.П. Земля Донская XVIII в. Ростов н/Д: «Возрождение», 1961; Пронпггейн АЛ, Минников НА. Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. и донское казачество. Ростов н/Д.: РГУ, 1983.

Сахаров ИЛ. Русские народные сказки. М., 1841; Афанасьев А. Н Поэтические воззрения славян на природу в 3-х томах. М.: «Современный писатель», 1995; Садовников Д. Н. Сказки и предания Самарского края. М., 1884; Никифоров А. И. К вопросу о морфологическом изучении народной сказки. М., 1928; Пропп ВЯ. Морфология сказки. М.: «Наука», 1969; Пропп ВЛ. Исторические корни волшебной сказки. Л: ЛГУ, 1986; Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: «Наука», 1975.

Самарцев В. Хуторские игры и гульбища с. Бузулук / Донские областные ведомости, 1903, № 120, 121; Кравченко И. Песни донских казаков / Под ред. А.В. Швера. Сталинград: Сталинградское книжное юд-во, 1937; Богуславский С, Шилов Н. Песни Донских и Кубанских казаков. М.: «Музгиз», 1937; Тумилевич Ф.В., Полторацкая М.А. (сост.) Фольклор Дона: сб. второй. Ростов н/Д., 1941; Шептаев Л.С. Древние традиции разинской прозы// Славянский фольклор, М., 1972. С. 234-241.

российского зарубежья, которую сегодня необходимо рассматривать как неотъемлемую часть истории российской культуры XX века1. В 40-50 гг. XX века в СССР выходит ряд исследований, посвященных «броднической» теории происхождения казачества (В.В. Мавродин, Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский, А.И. Попов). В 80-е годы дискуссионные вопросы истории казачества рассматривались в работах Л.Н. Гумилёва, В.Б. Виноградова, С.А. Плетнёвой. Анализ исследований последних десятилетий позволяет разделить их на две основные группы. Первая включает работы о казачьих войсках Российской Империи в целом2. Публикации второй группы посвящены непосредственно истории донского казачества3.

В конце XX в. активизировались исследования по материальной и духовной культуре казачества, проводились полевые исследования по сбору и обработке фольклора (Т.С. Рудиченко, В.М. Щуров, Н.Н. Гилярова, Т.С. Бершадская)4. Т.С. Рудиченко на основе песенного фольклора реконструировала традиционную картину мира донских казаков.

Изучению историко-культурного наследия казачества посвящен ряд современных исследований. Одни (Н.А. Мининков, И.О. Тюменцев В.Н. Королев, М.П. Астапенко, Е.М. Астапенко, А.А. Гордеев, М.А. Рыблова и др.)5 освещают вопросы ранней истории казачества, другие посвящены изучению истории Донской епархии (СВ. Римский, О.А. Платонов)6. Ряд

' Сватиков С.Г. Россия и Дон (1549-1917). Белград, 1924, Степные рыцари России!.. Казачье зарубежье / Сост. К.Н Хохульников. Ростов н/Д.: Информационно-издательский центр «ДОНЧАК», 2005.

2 Гордеев А.А. История казаков. М., 1992; Агафонов О.В. Казачьи войска Российской Империи. М, 1995.

3 История Дона с древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции. Ростов н/Д,
1965; История Дона (эпоха капитализма). Ростов н/Д., 1974; Дулимов Е.И., Золотарёв И.И. Самоуправление
казаков: история и современность. Ростов н/Д, 1998.

4Бердіадская Т. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни. Л., 1961; Гилярова Н Голос Хопра. М, 2001; Щуров В. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М, 1986; Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов н/Д., 2004.

Минников Н.Д. Донское казачество на заре своей истории. Ростов н/Д, 1998; Тюменцев И.О. Историческая роль казачества на юге России: перспективные направления исследования // Актуальные социально-политические и экономические проблемы Южного Федерального округа. Ростов н/Д.: «феникс», 2005; Королёв В.Н. Донские казачьи городки //Донская археология. 1999, № 1(2); Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. Ростов н/Д, 2005; Гордеев А.А. История казаков: Ч. 1. Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1991; Рыблова М.А. Донское братство: казачьи сообщества на Дону в XVI-первой трети XIX века. Волгоград, 2006.

6 Римский СВ. Православная церковь и государство в ХГХв. Донская епархия: от прошлого к настоящему. Ростов н/Д, 1998; Платонов О.А Терновый венец России. Святая Русь. М.,2001.

исследований посвящен анализу источников по истории и культуре Нижневолжского края '. В работах СВ. Черницына рассмотрены этнические процессы на Дону2. Изучению военно-патриотических традиций казачества посвящены исследования Ю.В. Рунаева, В.Н. Набокова3. Значительные материалы по культуре казачества содержатся в очерках по истории Волгоградского края4. Существенным вкладом в изучение казачьего сказочного фольклора являются работы В.В. Когитина.

Таким образом, имеется достаточная база для комплексного исследования традиционной культуры донских казаков на материалах фольклора. Заметим, что многие исследователи подчёркивали необходимость синтетического подхода к изучению культурного наследия казачества, однако на практике таких попыток было реализовано мало.

Объект исследования: традиционная народная культура казачества.

Предмет изучения: песенный и устный фольклор донских казаков.

Целью исследования является комплексный, историко-культурологический анализ образцов песенного и устного фольклора донского казачества как основы выявления характерных особенностей традиционной казачьей культуры. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- в категориальном поле культурологии проанализировать современные научные концепции историко-культурной специфики российского казачества;

1 Агафонов А.И. История Донского края (XVI-nep. пол. ХІХвв). Исторические источники и их изучение.
Ростов н/Д., 2001; Лазарев А.Г. Традиционное жилище донских казаков - казачий курень. Ростов н/Д., 1998;
Гнутова Л. Дух и духовность донских казаков. Ростов н/Д., 2000.

2 Черницын СВ. Донское казачество, этнический состав и этнические процессы (XVIII-XIXbb). М., 1992;
Черкицын СВ. Этнокультурные процессы на Дону и образование казачества (XVII-XVIIIbb.) // История и
культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений.
Ростов н/Д., 1999.

3 Рунаев Ю.В, Набоков В.Н. Военно-патриотические традиции казачества: история и современность.
Волгоград, 1999.

4 Абалихин Б.С, Бабкин В.И. Очерки по истории Волгоградского края. Волгоград, 1974; Атопов В.И.,
Масляев B.E., Лшивкин А.Ф. Волгоградская область. Волгоград, 1985; Воробьёв А.В. Поселение
Волгоградской области. Волгоград, 2001; Колесниченко B.C. Родная земля Волгоградская. Волгоград, 1976.

рассмотреть общеисторические, геополитические, социально-бытовые условия формирования и развития донского казачества и показать их преломление в фольклорной традиции;

выявить самобытные черты песенного и устного творчества донских казаков на основе сопоставления с общерусской фольклорной традицией;

- охарактеризовать феномен казачьего песенного фольклора и
продемонстрировать его отличительные черты, главными из которых
является «историзм» и «реализм»;

- раскрыть специфику и функции традиционной культуры донского
казачества на основе реконструкции народных праздников и обрядов;

- продемонстрировать связь фольклорно-мифологических сказочных образов
с истоками традиционного казачьего самосознания.

Территориальные рамки исследования охватывают междуречье Волги и Дона, т.е. территории исторической локализации донского казачества. Полевые исследования проводились в Волгоградской, Ростовской и частично Астраханской областях.

Хронологические рамки исследования. Песенный и устный фольклор донского казачества исследуется с момента начала его документальной фиксации, научного изучения, т.е. с XIX в., и до настоящего времени. Это позволяет продемонстрировать роль фольклора как транслятора традиционных культурных ценностей в исторической памяти народа.

Методология исследования базируется на историческом и диалектическом подходах к изучению культурных феноменов. Использовались как общенаучные, так и специальные методы историко-культурологического исследования. Сравнительно-исторический метод позволил на основе широкого круга фольклорных образцов выявить общие и самобытные черты традиционной казачьей культуры. Все задачи, поставленные в диссертации, решались на основе проблемно-хронологического метода. Историко-генетический метод позволил уяснить природу изучаемых проблем в их процессуальном становлении. Характер

работы обусловил необходимость междисциплинарного, синтетического подхода, позволяющего исследовать традиционную культуру комплексно, привлекая достижения культурологии, истории, этнографии, фольклористики, лингвистики.

Источниковая база исследования. Работа проводилась на основе привлечения широкого круга источников, которые можно условно разделить на следующие группы:

1. Документы ООН: Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении фольклора. Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, Поктября - 16 ноября 1989г.; Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия от 17 октября 2003г.

  1. Законодательные акты Российской Империи, советской власти, современного российского правительства по отношению к казачеству1; Постановление Верховного Совета Российской Федерации о реабилитации казачества2. Использовался сборник нормативных документов по вопросам возрождения казачества в Волгоградской области3.

  2. Русские летописи. В Полном собрании русских летописей (ПСРЛ) были использованы следующие тома: Т. 14. Рукописи XVI—XVII вв.; Т. 25. Московский летописный свод конца XV века4.

4. Документы центральных архивов. Исследовались фонды Российского
Государственного Архива Древних Актов (РГАДА) - Фонд 371 (Донские
дела). Использовались документы Государственного Архива Российской
Федерации (ГАРФ; Ф. 1258).

5. Документы региональных архивов. Государственный архив
Волгоградской области (ГАВО; Ф.И-53). Архив лаборатории музыкального
фольклора и этнографии Волгоградского муниципального института

1 Государственные акты по вопросам Российского и Донского казачества. В 2-х т. Ростов н/Д.: ООО
«Ростиздат», 2001.

2 Постановление Верховного Совета Российской Федерации о реабилитации казачества // Ведомости съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992, №30.

3 Сборник нормативных документов по вопросам возрождения казачества в Волгоградской области.
Волгоград, 1994.

4 Московский летописный свод конца XV века. М, Л.: «Издательство восточной литературы», 1949.

искусств (АЛМФиЭ ВМИИ). Архив лаборатории музыкального фольклора Самарской Государственной академии культуры и искусств (АЛМФ СГАКИ). Архив лаборатории музыкального фольклора Саратовской Государственной консерватории (АЛМФ СГК).

Значительную часть источниковой базы составили материалы этнографических экспедиций Волгоградского муниципального института искусств им. П.А. Серебрякова. Кафедрой музыкального фольклора и этнографии было проведено свыше 50 фольклорно-этнографических экспедиций (ФЭЭ) в 27 сельских районах Волгоградской и Ростовских областей. Фонд полевых записей составляет порядка 15000 образцов песенного и устного фольклора казачества. Автор данной работы являлся участником 19-ти и руководителем 10-ти экспедиций.

Научная новизна исследования заключается в том, что были
проанализированы современные научные концепции происхождения и
историко-культурной специфики казачества; рассмотрены

общеисторические, геополитические, социально-бытовые условия его формирования и развития, отражённые и закреплённые в фольклорной традиции; выявлены самобытные черты песенного и устного творчества донских казаков на основе сопоставления с общерусским фольклором; охарактеризован феномен «казачьей песни» и показан её глубокий историзм и реализм; раскрыты специфика и функции традиционной культуры донского казачества на основе реконструкции народных праздников и обрядов; продемонстрирована связь фольклорно-мифологических сказочных образов с истоками традиционного казачьего самосознания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Воинское служение, как доминанта исторического развития казачества, закреплена во всех элементах традиционной культуры: семейном укладе, воспитании детей, праздниках и обрядах, отношениях между мужчинами и женщинами, представителями разных поколений и т.д.

Наиболее ярко и объективно специфика историко-культурного бытия казачества отражена в его фольклорной традиции.

2. Историко-ретроспективный анализ традиционной казачьей культуры
позволяет констатировать наличие в ней бинарных качественных
характеристик. С одной стороны, для неё характерно доминирование
военизированных, героических традиций, норм, ценностей. С другой
стороны, она отличается высокой способностью к восприятию
инокультурных влияний, культурной и конфессиональной толерантностью.

3. Исследование показало, что казачья фольклорная традиция
формировалась на общерусской основе, которая при этом подверглась
существенной переработке. Наибольшее число смысловых значений в
песнях, сказках, пословицах связано с понятиями Россия, Дон, служба,
честь.
Они охватывают основные ориентиры мировосприятия казаков. В то
же время такие понятия, как дом, семья, быт играли в фольклоре донских
казаков второстепенную роль.

4. Особенностью песенной традиции донских казаков является то, что в
течение длительного времени она была исключительно мужской
привилегией. Мужская, протяжная песня является центральным жанром,
наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования
музыкально-песенного фольклора Дона. Она представляет оригинальную
часть донского наследия, в то время как походные, строевые, полковые,
плясовые песни являются, как правило, казачьими интерпретациями русских
песен.

5. Анализ фольклора донского казачества выявил наличие
своеобразной оппозиции, когда песня противопоставляется сказке. Первая
символизирует «правду жизни», вторая — «сладкую выдумку». Именно песня
в мировоззрении казачества наиболее полно отражает историко-культурные
реалии бытия народа. Однако сказка при всей условности вымысла позволяет
выявить наиболее типологические черты казачьего характера.

Теоретическая и практическая значимость исследования

заключается в том, что работа открывает перед исследователями новые возможности использования фольклора в качестве культурологического-источника. Привлечение материалов диссертации историками, этнографами, культурологами будет способствовать повышению интереса к культуре и истории казачества, нижневолжского края в целом.

Материалы диссертации внедрены в учебный и воспитательный процесс ВМИИ им. П.А. Серебрякова. Они легли в основу курса лекций «Самобытность фольклора донского казачества», методических рекомендаций по сбору, каталогизации, письменной фиксации, классификации и типологизации фольклора, используются студентами для выполнения дипломных работ. Данные методические разработки могут представлять интерес для историков-краеведов, культурологов, этнографов, фольклористов, руководителей фольклорных коллективов.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на конференциях международного (г. Таганрог, 2003; г. Волгоград, 2006) и межрегионального (г. Волгоград, 2004, 2005, 2006, 2007) уровня. По материалам диссертации опубликовано восемь статей, одна из них помещена в перечень ведущих научных издании, утверждённых ВАК.

Структура работы подчинена решению основных целей и задач данного исследования, состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, приложений, списка литературы (233 источника). Объём диссертации - 188 стр.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net