Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музееведение; хранение художественных ценностей и памяток архитектуры

Диссертационная работа:

Пин Пинфань. Художественная интерпретация традиционной живописи Китая в декоративном убранстве интерьеров пригородных дворцов Санкт-Петербурга : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Пин Пинфань; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009.- 177 с.: ил.

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Пути формирования стилистических особенностей традиционной живописи Китая

  1. История, виды, стили и жанры традиционной живописи Китая 11

  2. Влияние философско-религиозной мысли на изобразительное искусство Китая 39

Глава 2. Стилистические особенности традиционной живописи Китая

2.1 Композиционные принципы живописного и каллиграфического
искусства Китая 62

2.2 Сопоставительный анализ основ китайской и западноевропейской
живописи 83

Глава 3. Художественная интерпретация традиционной китайской живописи в западноевропейском и русском искусстве

  1. Освоение и трансформация основ традиционной китайской живописи в западноевропейском искусстве «шинуазри» 102

  2. «Китайский стиль» в декоративном убранстве пригородных дворцов Санкт-Петербурга (Ораниенбаум, Петергоф, Царское Село, Гатчина) 126

  3. Принципы и приёмы художественной интерпретации традиционной китайской живописи в русском декоративном искусстве 146

Заключение 159

Список литературы 162

Приложения: 1.Список имен архитекторов и художников. 2. Альбом иллюстраций.

Введение к работе:

Диссертация посвящена изучению традиционной живописи Китая, определению её стилистических и композиционных особенностей и их интерпретации в декоративном убранстве парадных интерьеров пригородных дворцов Санкт-Петербурга.

Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств социокультурного и общенаучного плана. Работа отвечает запросу времени в связи с расширяющимися культурными контактами Китая и России, растущим интересом к глубинным корням культуры обеих стран и малой изученностью их взаимного влияния в художественной сфере. Взаимодействие восточной и западной культур представляет несомненный исследовательский интерес. Данное исследование должно помочь решению задач практического свойства - технологии реставрации и научно обоснованной реконструкции пострадавших и утерянных образцов убранства интерьеров пригородных дворцов Санкт-Петербурга, притягивающих к себе внимание и интерес многочисленных специалистов и туристов.

Примеры влияния дальневосточного традиционного искусства на западноевропейское можно наблюдать в искусстве эпох барокко и POkoko(XVII - XVIII вв.) и историзма (конец XIX в.). Особое направление в западноевропейском искусстве, возникшее в результате увлечения культурой Китая, получило название «шинуазри». Оно проявилось в архитектуре, декоративной живописи, театре, декоративно-прикладном искусстве. Термин «шинуазри» (фр. chinoiserie - китайщина) возник во Франции для обозначения китайских мотивов в искусстве, а также художественной продукции, создаваемой в подражание привозимым в Европу китайским товарам. В Россию увлечение китайским искусством пришло с двух сторон -непосредственно с Востока, из Китая (в XVII в.), и как дань западноевропейской моде «шинуазри» (в XVIII в.). В русском искусстве «шинуазри» было преобразовано в самостоятельный «китайский стиль», имевший значительные стилистические отличия. Поэтому в диссертации эти понятия разведены.

В России «китайский стиль» наиболее ярко воплотился в убранстве дворцовых интерьеров: стенных росписях, обоях, декоративных панно, мебели, светильниках, скульптуре и фарфоре. Но в творчестве европейских и русских художников заметны значительные отличия от китайского искусства из-за несоответствия в историко-культурном плане и из-за незнания приёмов письма, символики, композиционных принципов создания традиционных живописных произведений. Поэтому сейчас возникает много вопросов: как понимать, хранить и реставрировать китайскую живопись; как относиться к европейским художественным репликам в «китайском стиле». Важно разобраться в причинах и истории этой проблемы, выявить принципиальные различия исконно китайского искусства и преобразованных заимствований русскими декораторами, выяснить особенности этих изменений. Такое исследование поможет определить художественные ценности и того, и

другого. В связи с развитием международного культурного туризма данное исследование должно помочь решению задач практического свойства -технологии реставрации и научно обоснованной реконструкции пострадавших и утерянных оригиналов убранства дворцовых интерьеров пригородов Санкт-Петербурга, притягивающих к себе внимание и интерес многочисленных туристов.

Данная работа, решая специальные задачи искусствоведческого исследования, может также содействовать дальнейшему укреплению дружественных контактов в научном и культурном сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией.

Степень научной разработанности проблемы. В работе над диссертацией использованы разнообразные литературные и музейные материалы, из которых были почерпнуты необходимые сведения для исследования данной темы.

Среди русскоязычных источников необходимо особенно отметить фундаментальный труд М.Е.Кравцовой «История искусства Китая» (СПб.,2004) и «История культуры Китая» (СПб.,1999), в которых автор последовательно освещает различные аспекты и историю развития традиционного искусства Китая, и в частности, - живописи. Ценными для диссертации явились переводы классических текстов об искусстве китайских философов и художников, а также научные комментарии к ним в книгах Е.В.Завадской - «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» (М., 1969), «Беседы о живописи» Ши-Тао (М., 1978), «Юаньский мастер Ли Кань о тайне живописи бамбука», (М., 1977) и В.В.Малявина - «Китайское искусство» (М.,2004).

Публикации русских исследователей В.М.Алексеева, Т.Б.Араповой, В.Г.Белозёровой, Л.С.Васильева, Н.А.Виноградовой, О.Н.Глухарёвой, С.М.Кочетовой, Н.С.Николаевой и других содержат ценные сведения и суждения о китайском искусстве и о произведениях, хранящихся в музеях России.

Философско-эстетические проблемы китайской живописи нашли отражение в теоретических трудах: И.Г.Баранова «Верования и обычаи китайцев» (М., 1999); Л.С.Васильева «Культы, религии, традиции в Китае» (М., 1970); Б.Виноградского «Китайские благопожелательные орнаменты» (М., 2003); Е.В.Завадской «Эстетические проблемы живописи старого Китая» (М., 1975); В.А.Кривцова «Эстетика даосизма» (М., 1993); В.В.Осенчука «Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (Х11-Х1П вв.) в Китае» (М., 2001); Дж.Роули «Принципы китайской живописи» (в переводе с англ. В.В.Малявина. - М., 2004); Чжан Аньчжи «История китайской живописи» (в переводе с англ. С.Дёмина - Ростов н/Д., 2008); В.В.Малявина «Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин» (М., 2008) и другие.

Особый интерес представляет переведённая на русский язык книга Д.Джонсона «Китайский стиль» (М.,2004), посвященная различным аспектам развития стиля «шинуазри» в искусстве стран западной Европы.

Оригинальным исследованием, в котором осуществлён частичный сравнительный анализ произведений искусства Запада и Востока, является книга Б.Роуленда (М., 1958). Важным подспорьем к данной работе явился серьёзный труд С.М.Даниэля «Сети для Протея» (СПб., 2002), в котором он на примере западноевропейской живописи рассмотрел проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве.

Искусство барокко и рококо проанализировано в публикациях Ж.Базен, М.Ю.Германа, СМ Даниэля.

В настоящее время существует обширная литература, освещающая «китайский стиль» в архитектуре и искусстве России XVIII - начала XX вв. Только о так называемых «китайских дворцах» в пригороде Санкт-Петербурга опубликованы следующие исследования: ДА. Кючерьянц «Художественные памятники города Ломоносова» (1985); Ю.В.Мудров «Китайский дворец» (2005); Раскин А.Г. «Санкт-Петербург. Петергоф. Царское село. Павловск» (1999) и «Город Ломоносов: Дворцово-парковые ансамбли» (1988) и другие Общим для этих работ является их направленность на описание архитектурных особенностей и времени постройки «китайских» дворцов, личности архитектора, но практически не анализируется «китайский стиль» как культурно-художественный феномен.

Большое значение для работы над диссертацией имели труды китайских художников и учёных о традиционной культуре и искусстве Китая: Ли Цзюня, Сю Бан-да, Чжан Аньчжи, Чжоу И, Чжэн Чжэнь-до, Чэнь Чжао-фу, Юй Цзянь-хуа и других.

В процессе работы над диссертацией были использованы русские, китайские, английские справочные словари по искусству и труды других авторов. Они перечислены в списке литературы.

Однако следует отметить, что тема диссертации в избранном аспекте специально ещё не исследовалась.

Объект исследования: традиционная живопись Китая, европейское искусство «шинуазри» и русское искусство в «китайском стиле».

Предмет исследования: стилистические особенности и композиционные принципы традиционного живописного искусства Китая и их художественная интерпретация в декоративном убранстве интерьеров пригородных дворцов Санкт-Петербурга.

Цель исследования - определить характер влияния искусства Китая на формирование декоративного убранства пригородных дворцов Санкт-Петербурга и определить методы художественной интерпретации в них китайской традиционной живописи.

Задачи исследования:

- обобщить и систематизировать теоретический материал в области
изучения традиционной китайской живописи;

- выявить специфические особенности традиционной живописи Китая;

- проследить возникновение и развитие «китайской» темы в
западноевропейском декоративном искусстве;

- выявить особенности «китайского стиля» в декоративном искусстве
России;

- проанализировать декоративное убранство интерьеров дворцовых
комплексов пригородов Санкт-Петербурга в «китайском стиле»;

провести классификацию принципов, методов и приёмов художественной интерпретации традиционной китайской живописи в русском декоративном искусстве.

Методология исследования обусловлена выбором темы. Методологической основой исследования являются принципы комплексного и системного подходов к изучению научной проблемы в единстве исторических, теоретических и эмпирических методов исследования.

В работе над диссертацией был применён комплекс методов искусствоведческого, культурологического, философско-эстетического исследования, в том числе - методы сравнительно-исторического и композиционно-художественного анализа произведений китайского, западноевропейского и русского искусства.

Источники исследования: труды китайских, русских и европейских учёных, посвященные различным аспектам китайского, русского и европейского живописного искусства; произведения китайской традиционной живописи и западноевропейского декоративного искусства «шинуазри», декоративное убранство пригородных дворцов Санкт-Петербурга.

Научная новизна исследования состоит в том, что соискателем впервые:

на основе подробного анализа стилистических особенностей традиционной живописи Китая уточнены её основные композиционные принципы;

осуществлён сопоставительный анализ композиционных основ традиционной китайской и западноевропейской живописи и выявлены их принципиальные сходства и различия - от мировоззренческих до формально языковых;

разработана классификация принципов, методов и приёмов художественной интерпретации китайской традиционной живописи в декоративном убранстве интерьеров пригородных дворцов Санкт-Петербурга.

Положения, выносимые на защиту:

- типология композиционных принципов традиционной китайской
живописи;

характеристика художественно-эстетических особенностей «китайского стиля» в декоративном искусстве Западной Европы и России;

- классификация принципов, методов и приёмов художественной
интерпретации традиционной китайской живописи в декоративном
убранстве интерьеров пригородных дворцов Санкт-Петербурга.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно содержит новые научные положения, которые могут

найти развитие в последующих искусствоведческих разработках проблемы взаимовлияния китайского и западноевропейского (в частности - русского) искусства. Текст диссертации организован по историко-проблемному принципу, так что многие вопросы, затронутые в ней, могут послужить темами отдельных, более конкретных специализированных теоретических исследований.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны для проведения научных изысканий, посвященных проблемам творчества как китайских, так и русских мастеров искусства. Сформулированные в диссертации положения и выводы могут быть использованы при разработке программ лекционных и практических курсов по истории и теории изобразительного искусства, эстетике, культурологии, художественной экспертизе, технологии живописных средств и способов письма. Материалы диссертации могут оказать помощь в аргументации и экспертизе проектов реставрации оригинальных произведений китайской традиционной живописи и реставрации декоративной живописи в «китайском стиле» интерьеров пригородных дворцов Санкт-Петербурга.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке программ лекционных и практических занятий по истории декоративного искусства в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, в институте искусств Харбинского педагогического университета, а также при разработке программ занятий по экспертизе и реставрации живописных произведений. Кроме того, материалы исследования могут быть актуальны и для музейной практики.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается следующими обстоятельствами:

- полнотой собранного материала, его тщательным анализом и
выбранными методами исследования;

широтой охвата теоретических источников исследования и методологической обоснованностью исходных теоретических позиций;

- корректным использованием данных искусствоведческих, историко-
художественных материалов, связанных с проблематикой диссертации.

Апробация результатов диссертационного исследования . Ход работы регулярно обсуждался на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и кафедры художественного образования и музейной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Основные положения диссертации изложены в ряде статей, опубликованных в научных сборниках, в том числе 2 - в рекомендованных ВАК изданиях (общий объём публикаций составляет 5,4 п.л.), а также излагались в докладах на научных конференциях: 1. Российско-китайской научно-практической конференции «Сотрудничество высших учебных заведений Китая и России в начале XXI в.: Итоги и перспективы». (РГПУ им. А.И.Герцена, сентябрь 2004 г.). 2. Харбинской международной художественной конференции. (XIII Созыв 21С ІСАА «Международный

художественный праздник», сентябрь 2006 г.). 3. «Художественное образование и Болонский процесс». (РГПУ им. А.И.Герцена, апрель 2007 г.). 4. Международной Российско-китайской начно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития художественного образования в России и Китае». (РГПУ им. А.И.Герцена, июль 2007 г.). 5. II Международной научно-практической конференции «Искусство и диалог культур». (РГПУ им. А.И.Герцена, июль 2008 г.).

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав (девяти разделов), заключения, библиографии (185 наименований на русском, китайском и английском языках) и приложений. Объём основного текста - 161 стр.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net