Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Сравнительное литературоведение

Диссертационная работа:

Машинян Андрей Вазгенович. Мифологическая поэтика драматургии У. Б. Йейтса : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05.- Санкт-Петербург, 2000.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/148-3

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение З

Глава 1. «Мифологическая» драма У.Б. Йейтса в контексте западноевропейской символистской и модернистской драмы

конца XIX - начала XX века 7

Мистико-символистские пьесы рубежа веков 16

«Героические» трагедии 1900-1910 гг 33

«Пьесы для танцовщиков» и поздние драмы 67

Глава 2. Мифопоэтическая система У.Б. Йейтса

10-х -20-х годов 93

Фазы луны 96

Лейтмотивный образ :.'; 117

Глава 3. Эстетическая реализация мифа

в «пьесах для танцовщиков» У.Б. Йейтса 138

У Ястребиного источника 141

Единственная ревность Эмер 165

Грезы мертвых 185

Королева-актер 192

Заключение 198

Библиография 203

«Мифология - это не просто способ выражения, вместо которого молено было бы подобрать другую, более простую и более понятную форму... Как и музыка, мифология в разные времена может быть более или менее приемлемой. Бывают времена, когда величайшие мысли могли бы быть выражены только посредством музыки. Но тогда «величайшая» — это именно та мысль, которая может быть выражена лишь посредством музыки и никак иначе. Подобным же образом и с мифологией. Точно так же, как музыка имеет смысл, который приносит удовлетворение, так же и всякая подлинная мифологема обладает своим приносящим удовлетворение смыслом...Всякое объяснение мифологии должно иметь такой же характер, как и объяснение музыкального или поэтического произведения искусства. Очевидно, что, как и для музыки или поэзии, здесь также необходим специальный «слух», причем «слух» здесь также подразумевает некий резонанс, сочувственный отклик, изливающийся из глубины души личности».

К. Кереньи «Введение в сущность мифологии».'

Юнг К.Г., Кереньи К. Душа и миф: шесть архетипов. /Пер. с англ. -К., 1996. -384 с.

Введение к работе:

Творчеству великого ирландского поэта и драматурга Уильяма Батлера Йейтса посвящено немалое количество значительных научных исследований, занимательных критических работ, эссе, очерков и обзорно-биографических книг. Его поэтическое наследие изучено представителями разных литературоведческих школ, по достоинству оценено современниками и последователями — именно оно оказало огромное влияние на развитие англоязычного стихосложения в XX веке и стало альтернативой художественной идеологии авангарда и верлибра. Общественно-политическая деятельность Йейтса до сих пор оказывает воздействие на умы не только патриотически настроенной кельтской интеллигенции, но и всего ирландского народа - от банкира до последнего фермера. Достаточно вспомнить активное участие Йейтса в создании движения шинфейнеров1, его яростное стремление любыми средствами создать народный театр, в котором сливались бы воедино устремления национального самосознания народа и эстетика творческой элиты общества, наконец, его сенаторскую деятельность в первом ирландском парламенте.

Драматургия Йейтса, как и его поэзия, имела огромное влияние на современников и само развитие драмы в XX веке, однако ее сценическая судьба и восприятие в сознании читателя и зрителя было отличным. В популярном среди ценителей литературы в наши дни «Оксфордском словаре цитат» мы найдем обилие разнообразных стихотворных строк Йейтса, замечания и восторженную реакцию «коллег по цеху», почитателей и потомков. Вопрос же об эстетической значимости и художественном своеобразии Йейтса-драматурга остается для многих открытым.

Думается, у этого явления несколько причин. Прежде всего, отметим сценическую неоднозначность и непопулярность среди широкой публики наиболее глубоких и значительных пьес Йейтса, отошедшего от практики социализированной и патриотически окрашенной драмы, трудность в адекватном воплощении его пьес

Шин Фейн (Sean Fein) — ирландское национал-патриотическое политическое и культурное движение, создано в начале века в рамках движения Ирландского Возрождения; основные цели: полная государственная независимость Ирландского Государства, включая оккупированный англичанами Ольстер; в наше время - политическое крыло ИРА (Ирландской Респ. Армии)

на сцене, связанную с преобладавшей традицией европейской режиссуры. Кроме того, в западной науке преобладает в последние десятилетия тенденция восприятия своеобразия драматургии Йейтса исключительно через призму его поздней философии и идеологии. Не умаляя значения особой системы ценностей позднего Йейтса для постижения его творчества, необходимо отметить, что чрезмерная умозрительность, некоторая антианалитичность в отношении самих текстов эстетически совершенных пьес вредит исследованию и восприятию. Это зачастую приводит к тому, что многими последователями или критиками Йейтс-драматург, в своем наиболее значительном позднем периоде, воспринимается несовременным эзотерическим автором, поклонником Востока, идущим вразрез с европейской традицией.2 Наконец, нередко именно драматургия зрелого и позднего Йейтса - в силу своей особой эстетики и обращения к маске как выражению категории абсолюта - становится сегодня объектом фрейдистского литературоведения или околофрейдистской критики. Безусловно, психоанализ дает огромные возможности при исследовании взаимовлияния творчества Йейтса-драматурга и его биографии. Однако это происходит лишь в том случае, когда непосредственно психоанализ применяется дозировано, ради выявления художественного и философского своеобразия текста и особенностей его воздействия.3

Среди работ, посвященных драматургии Йейтса, ее специфике, поэтике и стилистике, особенно хотелось бы выделить книгу Джеймса Флэннери «У.Б. Йейтс и Идея Театра».4 Находясь в ряду искусствоведческих исследований, раскрывающих связь между поэтикой текстов пьес Йейтса различного периода и особенностями их сценического воплощения, эта работа раскрывает полноту художественного своеобразия театра Йейтса. Следуя за самим автором, оставившим несколько концептуальных статей и критических работ по теории театра, Флэннери развивает

' Имеется в виду модная в первой половине века в Европе и США концепция ширмового, декоративно-экспрессионистского театра - от Гордона Крэга до Альберта Ван Далсума. 2 Речь идет о поздней драматургии У.Б.Йейтса: «пьесах для танцовщиков», трагедиях «Чистилище», «Голгофа» и «Слова на оконном стекле», связанных с традициями японского театра и индийской философией.

IfL первой категории относятся такие работы как Skene R, The Cuchulain Plays of W.B.Yeats. A Study. - London, 1974; Ure P. The Integrity of Vests, Part Я. Yeats and Anglo-Irish Literature. - Liverpool, 1974. Ко второй категории (психоаналитической) относится, например, известная работа Spivak G.C. Myself Must I Remake. The Life and Poetry of W.B.Yeats. - New-York, 1974. 4 Flannery J. W. W.B. Yeats and the Idea of a Theatre. - Toronto, 1976.

его идеи, изучая их практическое воплощение в режиссуре и сценографии. Впервые делается попытка синтеза театроведческих приемов Йейтса-драматурга для воплощения художественного образа через символ и миф, разрабатывается идея о создании Йейтсом собственной теории театра, проводится последовательный анализ поэтики этого театра.

Необходимо отметить теоретическую значимость и эффективность театроведческого подхода к изучению и анализу Йейтса-драматурга в российской критике. Прежде всего, это касается известной историко-искусствоведческой работы Валентины Александровны Ряполовой «У.Б.Йейтс и ирландская художественная культура»1, в которой развитие драматургии Йейтса и ее образности также рассматривается в контексте теории и практической деятельности поэта в театре. Больший акцент в работе сделан на историко-биографический обзор театрального творчества Йейтса-режиссера и сценографа, его взаимосвязь с общественной ролью и деятельностью автора, воплощение поэтики образов его ранних и поздних пьес -с особенностями их схожести и различия. В книге В.А.Ряполовой также впервые дается критический анализ основ философской системы позднего Йейтса в рамках ее применения к трагедиям и их сценической судьбе, выделяется роль мифа в поэтике Йейтса. Историко-литературные исследования драматургии Йейтса в связи формированием и трансформацией западноевропейской драмы рубежа XIX-XX вв. - еще одно важное звено в цепи научных работ, изучающих творческий путь автора от символизма к позднему мифотворчеству.2 Эта методология, позволяющая рассмотреть роль и место ирландского поэта и драматурга в пространстве существовавших школ в литературе и театре, плодотворно используется некоторыми западными и российскими исследователями его творчества.3 Так, в работе Натальи Викторовны Тишуниной «Формирование символистской драмы в Западной Европе в 60-е - 90-е гг. XX в.» проводится сравнительно-исторический анализ многообразия форм образности и художественных концепций в символистской драме, ее разви-

1 Ряполова В.А. У.Б.Йейтс и ирландская художественная культура. - М„ "Наука", 1985.

2 Имеется ввиду концепция мифологизации и мифотворчества в литературе XX века, отображенная
в работе Е.М.Мелетинского «Поэтика мифа». Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., РАН, 1995.

3 Примером являются такие работы как Fitzpatrick D.W. Yeats in Seanad Eireann. Yeats and the Thea
tre. - Dublin, 1974; Malins E. Yeats and Music. -- Dublin, 1988; Тишунина H.B. Формирование симво
листской драмы в Западной Европе в 60-е - 90-е гг. XIX в. - С-Петербург, 1996.

тия и наполнения новым содержанием. В главе, посвященной Йейтсу, замыкающей исследование, приводятся убедительные доказательства особенности его роли последнего символиста в драме и связанного с этим новаторства Йейтса как первого мифотворца в поэзии и театре. Крайне существенным представляется анализ специфики трансформации символистской драмы в модернистскую1, смены философских и поэтических ориентиров Йейтса в первое десятилетие XX века.

Необходимо, однако, отметить недостаточность сравнительно-исторического и театроведческого подходов при анализе типологических элементов образности в поэтике драматургии Йейтса. При подобном концептуальном анализе необходимо учитывать тесную стилистическую взаимосвязь поэзии и драматургии Йейтса, осуществить попытку анализа его философских и художественных идей, синтезированных в особой поэтической системе. Это, в свою очередь, позволит использовать историко-литературные знания о творчестве Йейтса в рамках существовавших школ европейской драмы для анализа мифа как нового основообразующего элемента в поэзии и драме начала века.

В связи с последним тезисом необходимо подчеркнуть следующее. О продуктивности аналитического исследования мифопоэтики свидетельствует глубинная взаимосвязь между явлением мифопоэтической системы Йейтса и теорией аналитической критики мифа, разработанной в XX веке школой великого швейцарского ученого К.Г. Юнга. Вместе со своими последователями К. Кереньи и П. Кэм-пбеллом ему удалось дать подробное научно-критическое обоснование мифологии как средства мистического миропознания в современности, впервые определенно заявленное в поздней драматургии и философии Йейтса. Как нам представляется, применение основных элементов юнгианской теории мифа при историко-литературном исследовании его эстетической реализации в пьесах позднего Йейтса поможет наглядно выявить их несомненную ценность, воздействие на последователей и потомков. Попыткой вышеуказанного научного синтеза и определяются актуальность данного исследования и поставленные в нем основные задачи.

Примером модернистской драмы, согласно большинству западных и российских исследователей, могут служить драматургические произведения Т.С.Элиота «Убийство в Храме» и «Суини-агонист», Д.Джойса «Изгнанники», У.Б.Йейтса «Чистилище» и «Смерть Кухулина», Н.СГумилева «Гоняла» и «Отравленная туника».


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net