Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Сравнительное литературоведение

Диссертационная работа:

Жак Галина Михайловна. Либертинаж во французской поэзии первой трети XVII века : Философия и поэтика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05.- Минск, 2000.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/416-1

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Стр.
Введение 4

Глава 1. Литературный либертинаж в исследованиях 9

Глава 2. Историко-культурный контекст развития либертинажа

во Франции в первой трети XVII века 20

  1. Французское общество в первой трети XVII века 20

  2. Философские источники либертинажа 24

  3. Либертинаж в литературной жизни 27

2.4. Эстетическая программа либертинажа 31

Глава 3. Человек и мир в поэзии либертинажа 42

  1. Вольнодумная характеристика мироздания. Интерпретация мотивов «Бег времени», «Непостоянство», «Протей» 42

  2. Человек и судьба. Мотивы «Рок» и «vanitas» в поэзии

либертинажа 46

  1. Бог в лирике вольнодумцев 55

  2. Вольнодумная трактовка мотива «Уединение» 59

  3. Поэтическое выражение жизненного идеала 70

Глава 4. Индивидуальность в лирическом выражении

Теофнля де Вио 75

4.1. Образ автора в обращениях к читателю 75

4.2. Любовное чувство в лирике Теофиля 77

4.3. Вольнодумное понимание дружбы в жизни и

творчестве Теофиля 106

4.4. Личность и мироздание. Философская лирика Теофиля 114

Заключение 128

Список использованных источников 138

Введение к работе:

Проблема литературного либертинажа была впервые поставлена в книге А. Адана «Т. де Вио и французская свободная мысль 1620-х годов» (1935). Однако до настоящего времени литературный либертинаж является одним из наименее известных явлений литературного процесса во Франции в XVII веке. Современные исследователи проявляют интерес к творчеству отдельных авторов-вольнодумцев. В работах французских литературоведов последних десятилетий, посвященных барокко, анализируются содержательные и поэтические особенности литературного наследия Т. де Вио, А. де Сент-Амана, Т. Л'Эрмита, Буаробера, Ж.-В. де Барро и некоторых других поэтов и писателей-либертенов. Благодаря трудам, посвященным проблемам барочной эстетики и художественной практики, имена многих либертенов стали более известными, чем в течение двух предыдущих столетий, не только узкому кругу специалистов, но и читателям, как имена представителей барочной литературы.

Однако до сих пор не опубликовано ни одной работы, посвященной вольномыслию как литературному явлению, сыгравшему значительную роль в литературной жизни Франции всего столетия. На наш взгляд, такое положение объясняется следующими причинами. Во-первых, несмотря на значительное продвижение в литературоведческом изучении барокко, многие вопросы, касающиеся его теоретического обоснования, продолжают дискутироваться. Сложность эстетической природы барокко, а также особенности функционирования его французского варианта порождают противоречивые положения в исследовательских подходах и выводах. Во-вторых, недостаточно изученные взаимоотношения барокко с сосуществующими в литературном процессе XVII века стилями (маньеризм, классицизм) вызывают зачастую противоположные характеристики особенностей творческого метода литераторов-либертенов. В-третьих, говоря о литературном либертинаже необходимо учитывать социальные, идеологические, философские аспекты вольномыслия. Наконец, изучение литературного либертинажа осложняется, с одной стороны, недостатком засвидетельствованных фактов, характеризующих особенности существования этого явления в литературном процессе. С другой стороны, многие документы, имеющие отношение к литературе либертинажа, остаются малодоступными. Это также относится к художественным текстам вольнодумцев. Произведения наиболее известных поэтов и писателей-либертенов - Т. де Вио, А. де Сент-Амана и некоторых других - можно найти в современных переизданиях собраний их сочинений и антологиях. Но при изучении менее популярных вольнодумных авторов исследователь часто

ограничен несколькими стихотворениями, опубликованными в сохранившихся антологиях XVII века и, как правило, не вошедших в современные издания.

Данное диссертационное исследование посвящено литературному аспекту либертинажа в первой трети XVII столетия. Это первый период в развитии вольномыслия как идейного и художественного движения. На первое десятилетие века приходятся юношеские годы многих авторов-либертенов. В это время важнейшие для становления их личностей и творческих индивидуальностей традиции предыдущего века - века расцвета поэзии, представленной именами членов Плеяды, века, прославившего гуманистическую ученость, - корректируются особенностями социально-исторического развития Франции, вступающей в новый век и в Новое время в истории.

Второе десятилетие особенно важно для становления литературных и философских взглядов вольнодумцев. На формирование эстетических принципов либертинажа влияет деятельность Ф. Малерба по реформированию литературного языка и самой литературы. С другой стороны, творческий метод либертинажа определяется расцветом лирической поэзии барокко во многих европейских странах, прежде всего, в Италии и Испании. В 1615 году во Францию приезжает Марино, что «является датой в истории французской литературы» [22, 19]. Новый исторический этап, начавшийся для Франции в 1610 году (гибель короля Генриха IV), способствует развитию и укреплению вольнодумных умонастроений в атмосфере свободы, вызванной кризисом государственной и религиозной власти. Для идейного становления либертинажа имеет большое значение распространение в эти годы итальянской натурфилософии, в частности, пребывание во Франции итальянского философа-атеиста Ванини.

Третье десятилетие века является периодом зрелого творчества авторов-вольнодумцев. В это время их эстетическая позиция, выраженная в литературной программе Теофиля и некоторых других либертенов, получает подтверждение в художественной практике. Издаются три части «Поэтических произведений» Т. де Вио (1621, 1623, 1626), печатается первая редакция вольнодумного романа Ш. Сореля «Комическая история Франсиона» (1623), в коллективных сборниках и отдельно публикуются произведения других вольнодумцев. 1621-1622 годы представляют собой «апогей вольнодумного движения» [19, 257]. В первой половине третьего десятилетия века влияние либертинажа на жизнь французского общества имеет наиболее выраженный характер. В этот период именно в среде литераторов вольнодумные идеи проявляются особенно заметно. Середина двадцатых годов становится переломным моментом в развитии первого периода вольномыслия. Религиозная и государственная власть, стремясь восстановить свой авторитет,

предпринимает решительные меры по борьбе с вольнодумством. Показательным примером наступления на свободную мысль является процесс Т. де Вио (1623-1625). С приходом к власти Ришелье (1624) начинается новый этап в жизни страны. По мнению А. Адана, в 1625 году либертинаж «побежден» [19, 404]. Однако, несмотря на смерть Теофиля в 1626 году, его произведения продолжают переиздаваться. Вольнодумные поэты и друзья Теофиля - Буаробер, Сент-Аман - хотя и разорвавшие отношения с ним во время процесса и внешне полностью покончившие со своим вольнодумным прошлым (к примеру, Буаробер становится одним из литераторов, пишущих для Ришелье), в своих произведениях демонстрируют верность эстетике и философии вольномыслия. Вольнодумная по содержанию и форме лирика продолжает существование в стихотворениях Воклена дез Ивето, Ф. Менара, Т. Л'Эрмита, Мальвиля, Г. Кольте и других поэтов, среди которых одни были друзьями и последователями Теофиля, другие, возможно, не знакомые с ним лично, испытали воздействие его идей. В конце двадцатых годов выходит на арену литературной жизни молодое поколение поэтов-либертенов - Ж.-В. де Барро, Ж. Скюдери, Ш. Вийон д'Алибре, Мере и другие. Их произведения начинают создаваться именно в этот период, когда художественное и идейное влияние либертинажа по-прежнему очень сильно.

Оригиналы текстов поэтов-вольнодумцев цитируются в основном по подготовленной Ж.-П. Шово «Антологии французской поэзии XVII века» (Paris, Gallimard, 1987), а также по составленной С. Бертьер и Л. Видаль «Антологии французской литературы XVII века» (Paris, Librairie Generale Francaise, 1993). Эти сборники были избраны как наиболее новые из доступных нам и достаточно разнообразно представляющие авторов интересующего нас периода. Некоторые вольнодумные тексты цитируются по антологии А. Адана «Либертены в XVII веке» (Paris, Buchet/ Chastel, 1986). Это единственное современное издание, в котором представлены отрывки художественных и философских текстов, отображающих основные вольнодумные идеи XVII столетия.

Творческое наследие Т. де Вио - крупнейшего представителя первого периода либертинажа - это лирические стихотворения, трагедия «Пирам и Тисба», отрывки из неоконченного прозаического произведения «Первый день», новелла на латыни «Larissa», личные письма на французском языке и латыни. Основное внимание уделяется его поэтическому творчеству. Что касается прозы Теофиля, нами привлекается некоторый материал, представляющий интерес в рамках темы, в целом же, вслед за рядом французских историков литературы повторим, что великолепная проза этого автора заслуживает отдельного внимания и ожидает своего исследователя.

Библиографическое изучение поэтического наследия Теофиля выполнено «восхитительно и полно» [19, 437] в книге I и III исследования Ф. Лашевра «Либертинаж в XVII веке» (I. 1909, v.2, pp. 257-295; III. 1911, pp. 128-129). A. Адан пополнил эту библиографию некоторыми переизданиями [19, 437-441].

Основным источником оригинальных поэтических текстов Теофиля в нашей работе являются «Поэтические произведения», опубликованные Ж. Стрейшером в серии «Французские литературные тексты». Первый том (1967) этого критического издания включает первую часть «Поэтических произведений», второй том (1958) содержит вторую и третью части. Это издание мы предпочли другим современным публикациям (Полное собрание сочинений в издании М. Аллона в серии «Bibliotheque Elzevirienne», т.1, 1856, т. 2, 1855; в издании Г. Саба, т. 1, 1984, т. 2, 1978, т. 3, 1979, т. 4, 1987); «Поэтические произведения» в издании Г. Саба в серии «Classiques Gamier», 1990) по следующим причинам. Во-первых, представляется наиболее удачным выбор первоисточников, сделанный и аргументированный Ж. Стрейшером [См.: 6, XVI-XVII]. Во-вторых, каждый том сопровожден комментариями издателя, который приводит существенно отличающиеся от базового издания варианты из других изданий. Издатель сохранил орфографию первоисточников, исправив лишь очевидные ошибки и добавив некоторые знаки препинания для облегчения чтения. Таким образом, мы имели возможность читать стихотворения Теофиля практически в том же виде, в каком их читали его современники. Следование орфографии базовых изданий также обеспечивает возможность более обоснованного анализа некоторых поэтических особенностей, которые могут исчезнуть при адаптации текста.

Проведение исследования по данной теме отвечает необходимости определить статус вольномыслия во французской литературе XVII века. Творческое наследие литературного либертинажа первой трети века представляет интерес как для изучения в рамках отечественного литературоведения истории французской литературы XVII века, так и для исследования литературы барокко в европейских странах и, в частности, в Беларуси. Мы надеемся, что наша работа будет способствовать привлечению внимания специалистов и читателей-ценителей поэтического слова к образцам оригинального лирического выражения, представленным в малоизвестной у нас французской поэзии барокко, часть литературного наследия которого составляет практически неизвестная у нас поэзия либертинажа.

Основная часть диссертации состоит из четырех глав. В Главе 1 «Литературный либертинаж в исследованиях» рассматриваются основные этапы в изучении литературы вольномыслия, а также называются работы, важные для решения теоретических и практических проблем при исследовании темы. В Главе 2 «Историко-культурный контекст развития либертинажа во Франции в первой трети XVII века» характеризуется историческая и

социальная обстановка в стране, исследуются мировоззренческие основы либертинажа, рассматривается положение, занимаемое либертинажем в литературной процессе времени, анализируется вольнодумная творческая теория и выявляются черты эстетики либертинажа. В Главе 3 «Человек и мир в поэзии либертинажа» проводится анализ поэтических произведений вольнодумцев, раскрываются содержательные особенности их лирики, прежде всего, философские представления о мире и месте в нем человека. Определяется также специфика поэтики литературного либертинажа, которая объясняет многие творческие открытия вольнодумцев, важные для дальнейшего развития французской литературы и, в первую очередь, поэзии. Глава 4 - «Индивидуальность в лирическом выражении Т. де Вио» - посвящена крупнейшему представителю литературного либертинажа первой трети XVII века. В главе анализируются произведения этого талантливого поэта, определяются основные черты его художественной манеры, изучается значение его идейной позиции для философского становления либертинажа, а также воздействие его эстетики и поэтики на развитие литературы того периода и на последующую французскую поэтическую традицию. Результаты исследования обобщаются в «Выводах».

Полный объем диссертации составляет 142 страницы. Список использованных источников состоит из 92 наименований и занимает 5 страниц.

Подобные работы
Квон Ки Бэ
Романы Ф. А. Степуна: философия. Поэтика
Кочешкова Любовь Евгеньевна
Художественная философия и поэтика "малой" прозы Л. Н. Толстого в свете проблемы целостности
Пьянов Денис Валерьевич
Своеобразие исторической проблематики в творчестве Марка Твена (Философия и поэтика)
Клецкина Ольга Михайловна
Игра в малой прозе С.Д. Кржижановского: философия, эстетика, поэтика
Тулякова Елена Ивановна
Философия природы Н. В. Гоголя и поэтика природоописаний в его прозе
Соболева Наталья Вячеславовна
Английская абсурдная поэзия: проблемы поэтики и перевода : на примере творчества Э. Лира
Дугаржапова Татьяна Максаровна
Бурятская поэзия (Проблемы поэтики и стиля)
Давыдов Данила Михайлович
Русская наивная и примитивистская поэзия: генезис, эволюция, поэтика
Гафурова Фаниса Абдуллиевна
Лингвистическая поэтика татарской детской поэзии : на примере творчества Ш. Галиева, Р. Валиевой, Р. Миннуллина
Бутримова Ирина Викторовна
Календарная обрядовая поэзия Орловского края : Жанры. Поэтика. Современное бытование

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net