Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Демерза Геннадий Николаевич. Социально-философский анализ влияния физической культуры на формирование личности молодого специалиста : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Ставрополь, 2000.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/330-0

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

стр.

Введение 3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Структурные компоненты личности и доминантные
факторы ее формирования в современных, условиях
18

  1. Биологические и психофизиологические компоненты формирования личности молодого человека 18

  2. Место и роль физической культуры в формировании целостной личности 37

  3. Социальная диагностика, социальное проектирование и психокоррекция подрастающего поколения через средства физической культуры 58

ГЛАВА ВТОРАЯ. Физическая культура как фактор социальной
адаптации молодежи 74

  1. Физическая культура как внутренний атрибут общей культуры личности 74

  2. Пути и способы преодоления социальной апатии и аномии через совершенствование физической культуры молодежи 90

  3. Физическая культура как фактор активизации профессионально-волевых качеств молодого специалиста 111

Заключение 130

Примечания 136

Библиография 138

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Настоящая диссертационная работа ставит перед собой актуальную и сложную задачу целостного и комплексного исследования весьма острых и насущно назревших в современном российском обществе проблем сохранения и укрепления здоровья подростков и молодежи средствами физического воспитания и способами совершенствования физической культуры личности. Данная постановка вопроса о формах и способах влияния физической культуры на формирование личности молодого специалиста в контексте социально-философского анализа закономерно включает в себя также проблемы социальной адаптации, профессиональной ориентации, образования, воспитания и социализации личности детей и подростков в кризисных, переходных состояниях современного российского общества.

В этой связи необходимо прежде всего отметить тот факт, что для физической культуры до сих пор не нашлось четкого и определенного места ни в одной из областей социально-гуманитарного знания. Философия, культурология и другие гуманитарные дисциплины по сей день практически не рассматривают ее как составную часть духовного потенциала личности, внутреннее условие формирования социально-нравственных качеств индивида, его активной жизненной позиции в предельно динамичном и изменчивом социальном окружении.

Отсюда само определение физической культуры зачастую никоим образом не связывается с философским понятием "культуры" как та-

ковой, культуры как способа формирования, совершенствования, "культивирования" человеческой личности средствами и методами физического воспитания и физической подготовки к активной и сознательной социальной и профессиональной деятельности. В нашей отечественной литературе физическая культура рассматривается исключительно как сфера забот об атлетизме тела, о совершенствовании физической силы, ловкости и выносливости, которая должна находить свое применение преимущественно в области профессионального или любительского спорта и разного рода спортивных состязаний. Отсюда не случайным является и тот факт, что определение термина "физическая культура" отсутствует в современных словарях и учебниках по философии, социологии и культурологии. Это понятие фигурирует преимущественно в книгах и словарях по медицине, анатомии и физиологии, справочниках и буклетах по спорту и спортивным состязаниям.

В то же время совершенно упускается из виду тот весьма существенный момент, что в самом понимании физической культуры заложен глубинный социально-философский смысл, который раскрывается в изначальных природных факторах "культивирования" личностных качеств человека как биосоциального существа, живущего и действующего в гармонии с окружающей его природой, материально-чувственным макрокосмом, в котором он - микрокосм, выступает как неразрывное единство природного и социального начал. Данная трактовка физической культуры находит свое выражение не только в ранней античной и эллинистической натурфилософской традиции, но и в еще более древней индийской и китайской философской антропологии и метафизике человеческого организма, в которой физическое совершенство и здоровье индивида рассматривалось как неотъемле-

мый атрибут духовно-нравственного совершенства личности, форм и способов его жизнедеятельности и коммуникации в природном и социальном окружении.

С этих позиций физическую культуру следует рассматривать как предпосылку и внутренний атрибут общей культуры личности. Сам смысл понятия культуры социума - это давно уже не возделывание растений, а возделывание и совершенствование человеческого счастья и духовно-нравственных основ человеческой личности. Физическая культура направлена прежде всего на сохранение и укрепление здоровья человека - как физического, так и духовного, а не просто на проведение спортивных состязаний и мероприятий спор-тивно-развлекательного характера. Сегодня мы уже не можем отрицать тот факт, что природно-биологические процессы играют огромную роль в социальной жизнедеятельности человека. Человек - это биопсихосоциальное существо и данное комплексное понимание сущности человеческой личности подводит нас к выводу о том, что эмоционально-волевые качества индивида в значительной степени детерминируются не только социальными установками, но и физической подготовкой, физической культурой в самом широком смысле этого понятия, включающего в себя прежде всего здоровье личности и здоровый образ жизни современного молодого человека - как физиологический, так и эмоционально-психологический и нравственно-духовный, и ни один компонент человеческой культуры, здоровья и индивидуального совершенства не может существовать и функционировать изолированно и в отрыве друг от друга. Это и подводит нас к новому социально-философскому смыслу и пониманию физической культуры личности как дополнительного способа и важнейшего средства достижения человеческой идентичности и гармонии с окру-

жающей его природой и социумом.

В настоящее время в качестве одного из важнейших критериев оценки важности физического совершенства выдвигается прогресс науки, техники и культуры. Через этот "магический кристалл" высвечиваются перспективы всестороннего развития человека и реальное будущее человечества. Сегодня научно-технический прогресс и будущее человечества в психофизиологическом аспекте неразрывно соединяются в нашем сознании как два фактора существования социума и цивилизации. При этом научный прогресс рассматривается не только как благо, но порой и как серьезная угроза для динамического равновесия природного и социального начал в сущности человеческой личности. Многие футурологические прогнозы обращают внимание на лавинообразный характер воздействия научно-технического прогресса на естественную эволюцию природы и природно-био-логическую сущность человека. Возникает реальная угроза подрыва естественных основ существования природной среды, человека и человечества в целом в связи с тем, что влияние на них техносферы становится необратимым и неуправляемым. Недооценка роли физической культуры уже сегодня сказывается в том, что под угрозу ставится само существование человека как биологического вида, нарастают необратимые негативные изменения в генофонде нации, биологические и физиологические мутации становятся обычным явлением, так же как и беспрецедентный рост наследственный заболеваний и врожденных патологий. Физически здоровый человек становится исключением, а больной и физически недоразвитый индивид статистически превращается в норму.

Как известно, в современных дискуссиях, касающихся проблемы человека и его физического совершенства, чрезвычайно много вни-

мания уделяется вопросу о том, что в ходе развертывания научно-технической революции и все более расширяющегося потребления обществом результатов НТП необычайно увеличивается количество факторов, которые способствуют биологической дезадаптации человека, угрожающей его будущему, и не только биологическому и психологическому, но и социальному. Здесь имеются в виду не только физические, но и психологические факторы, связанные с загрязнением среды обитания человека, увеличением нервно-психических нагрузок в процессе общения и деятельности людей, пагубные темпы нарастания глобальных экологических проблем, неравномерности и неустойчивости в усложнении социальной структуры их существования и ускорение социальной динамики развития общества и человека, все чаще приводят личность к стрессовым состояниям и целому ряду так называемых "болезней цивилизации".

Никогда еще ранее технический базис производственной деятельности не предъявлял таких высоких психологических и физиологических требований к человеку и не влиял так существенно на сферу его социальной жизнедеятельности. Зачастую современная наука, обращаясь к биологической природе человека и его психофизиологическим особенностям, ищет эффективные пути, помогающие приспособить природные возможности человека применительно к развитию техники. Этот процесс в ряде случаев приводит к обезличиванию человека, к превращению его в технический придаток индустриального производства, выполняющего лишь какую-то определенную функцию. Урбанизация и технизация жизни человеческой личности обрушивает на него тяжкий груз социальной напряженности и психической неполноценности. Человек перестает ощущать себя личностью, неповторимой индивидуальностью, превращаясь в стандарт-

ную производственную единицу. Автоматизация и кибернетизация производства существенно влияет на биологическую адаптацию человеческого организма к новым производственным условиям, связанную, в первую очередь, с существенным изменением самого характера его физической деятельности.

Проблема выживания человека в условиях угрозы ядерной войны и глобальной экологической катастрофы тревожит сегодня уже не отдельные умы, а целые социальные общности. Но не менее тревожно заявляет о себе и другая проблема, которая пока еще так широко не осознается,- это угроза тотального разрушения человеческой личности, приобретающая сегодня глобальный характер. Быстрое изменение социального бытия, общественной ситуации, крах старых ценностей и идеалов, потеря нравственных ориентиров, рост национализма, преступности, коррупции, стрессы, психологические перегрузки, - все это проблемы, связанные в первую очередь с бытием человека как одновременно природно-биологического и социализированного существа, и именно поэтому рассмотрение сущности' физической культуры личности, ее "культивирования" средствами и методами физического воспитания подростков и молодежи все более устойчиво закрепляется как специфическая социально-философская проблема.

В этой ситуации и становится очевидной насущная потребность в разработке новых теоретических подходов и методологических программ, рассматривающих проблему человека и факторы совершенствования его физической культуры в качестве определяющего направления развития гуманитарных наук и философии, а также вырабатывающих устойчивые критерии оценки ее социальных и гуманистических параметров в формах и методах совершенствования физичес-

кой культуры личности в условиях современного информационного и технотронного общества.

Степень научной разработанности проблемы.

Прежде всего следует отметить, что исследуемая нами проблема относится к числу пограничных для различных отраслей науки: социальной философии, социологии, культурологии, возрастной и социальной психологии, педагогики и теории воспитания, психофизиологии, психодиагностики, валеологии и др. Это во многом определяет сущность и специфику различных подходов к подбору и анализу не только самой проблематики, но и ее источниковедческой базы.

Среди наиболее известных работ в области психологии и физиологии человеческого организма следует отметить прежде всего труды И.Сеченова, И.Павлова, П.Анохина, В. Бехтерева, П. Лесгафта, К.Тимирязева, Л.Науре, И.Шмальгаузена и некоторых других представителей естественнонаучного направления Х1Х-го и начала ХХ-го века.

Среди современных отечественных исследователей данной проблемы необходимо указать работы таких авторов, как Н.М.Амосова, Я. А.Бендета, Г.П.Богданова, И. А.Баднина, В.И.Вернадского. Н.П.Дубинина, В.И.Дубровского, Я.И.Гилинского, К.М.Завадского. П. И. Загрядского, В.Ф.Зеленина, М. С. Кагана, А.Н.Леонтьева, Б.А.Никитюка, К.С.Петровского, Н.А.Розе, А.М.Свядоща и некоторых других.

Валеологическое направление в исследовании сущности и социальной направленности физической культуры представлено такими учеными как В.М.Баранов, Э.Г.Булич, П.А.Виноградов, Н.Д.Граевс-кая, В.И.Жолдак, В.Г.Жбанков, С.Н.Исаева, А.В.Коробков, И.В.Му-

равов, В.В.Матов, Н.А.Нельга, Л.Н.Никофонтова, М.В.Протасова, Л.Ф.Сорокина, М. П. Сотникова, Л.П.Трофимова, Г.А.Шевченко, 3. А.Федоренко и др.

В области философской антропологии и социально-философского осмысления здоровья личности в современной ситуации следует назвать работы В.П.Алексеева, Б.Г.Ананьева, Н. В. Андреенковой, В.Г.Афанасьева, А.Л.Белых, Л.П.Буевой, В.И.Верховина, В.А.Горшкова, Я.И.Гилинского, К.М.Гуревича, Н.Н.Дьяченко, А.А.Зворыкина, В. А.Кан-Калика, И. С.Кона, О.Н.Козловой, Т.В.Карсаевской, Б.Ф.Курдюкова, И.Я.Лернера, С.П.Никандрова, В.И. Переведенцева, М.Н.Руткевич, В.П.Потапова, В.В.Новикова, Э.Н.Фетисовой и многих других.

В зарубежной науке отдельные аспекты данной проблематики в их связи с социальной стратификацией и появлением тенденцией индивидуализма, эгоцентризма и аномии рассматривались такими исследователями как П.Сорокин, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, В.Парето, М.Вебер, Г.Моски, Р.Михельс, Р.Миллс, Л. фон Визе, Р.Арон, Н. Смелзер, С.Фишер, Д.Гелбрейт, С.М.Липсет, П.М.Блау, В.Брайс, Р.Бейлз, А.Маслоу, К.Манхейм, В. Триплет, В. Меде, Ф. Оллпорт, В. A. May и др.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют прежде всего общефилософские и социально-философские принципы и методы исследования, то есть принцип системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, а также некоторые методы современной социальной психологии и педагогической аксиологии. На основе синтеза конфликтологического и функциона-листского подходов в социально-философском познании намечена попытка целостного рассмотрения проблемы физического воспитания в

современном социальном контексте, разработаны основы синтеза понятий "физическая культура личности" в философии, социологии, педагогике и психологии.

В диссертации также использованы и обобщены результаты исследований в социальной философии, философской антропологии, социологии и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, педагогической аксиологии и культурологии, а также психофизиологии и психодиагностики личности, что открывает новые возможности исследования на путях методологического интеракцио-низма, позволяет по-новому верифицировать сущность, специфику и социальную детерминированность современных проблем физического воспитания и формирования физической культуры современных подростков и молодежи в рамках комплексного социально-философского исследования.

Объектом настоящего комплексного исследования выступает физическая культура как внутренний компонент и атрибут общей культуры личности.

Предметом диссертационного исследования является оптимизация форм и методов воспитательного и социализирующего влияния физической культуры на формирование духовно-нравственных основ личности молодого специалиста.

Цель исследования - рассмотреть сущность феномена физической культуры в рамках социально-философского и философско-антро-пологического анализа.

Задачи исследования:

- выявить специфику, механизм и функции физической культуры как внутреннего атрибута общей культуры личности и способа "культивирования" индивида в современном обществе с гуманиста-

ческих позиций;

раскрыть социальные функции физической культуры и их ценностно-мировоззренческое наполнение с точки зрения культурологического подхода;

показать роль и значение социальной диагностики, социального проектирования и психокоррекции подрастающего поколения средствами и методами физической культуры и физического воспитания;

обозначить факторы оптимизации интеллектуальных и духовно-нравственных основ и аксиологических функций физической культуры;

выявить наиболее действенные пути и способы преодоления негативных и депривирующих факторов в отношении детей и подростков, сглаживания негативных последствий социальной апатии и аномии через совершенствование физической культуры современной молодежи;

обосновать роль и значение физической культуры как доминантного фактора активизации профессионально-волевых качеств молодого специалиста, реализовать наиболее эффективные формы и способы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации на основе совершенствования методов физического воспитания.

Научная новизна диссертации состоит в следующих аспектах и положениях:

- в диссертации предложено новое понимание смысла и сущнос
ти физической культуры личности с точки зрения социального и ак
сиологического содержания данного культурного и общецивилизаци-
онного феномена;

в работе дано социально-философское определение понятия "физическая культура", учитывающее неразрывное единство биологического и социального в сущности личности;

доказано положение о том, что физическая культура имеет прежде всего социально-гуманитарный, духовно-нравственный и аксиологический смысл, не ограничиваясь узкими рамками медико-биологического подхода;

с этих позиций преодолено узко-прагматическое и примити-визированное понимание смысла и сущности физической культуры как комплекса чисто спортивных мероприятий, либо же как одной из дополнительных и вторичных отраслей медицины, биологии и физиологии организма;

отсюда нами выдвинуто социально-гуманитарное и аксиологическое понимание сущности физической культуры и физического воспитания как сложного социокультурного феномена, изначальная задача и цель которого - совершенствование и "культивирование" духовно-нравственных основ человеческой личности в единстве с укреплением ее телесной организации, сохранением жизни и здоровья личности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В условиях радикального социально-экономического преобразования современного общества и нарастания глобального экологического кризиса следует по-новому поставить вопрос о сущности физической культуры как доминирующего фактора сохранения и укрепления человеческого здоровья и ведущей формы реализации здорового образа жизни.

  2. Ситуация в современном естествознании и научных дисциплинах социально-гуманитарного блока настоятельно требует выра-

ботки новых критериев оценки сущности и содержания физической культуры, а также более четкой ее верификации в системе научных дисциплин.

  1. С этой точки зрения здоровье и здоровый образ жизни следует рассматривать как непрерывный процесс индивидуальной и социальной адаптации к внешней среде, к изменчивым условиям общественной и профессиональной жизнедеятельности. И особенно важно то, что данный процесс в современных условиях информационного и технотронного общества диктует примат социальных факторов адаптации над природно-биологическими компонентами человеческой личности.

  2. Обозначая социально-гуманитарный подход к проблеме физического воспитания молодежи в новых антропоэкологических и социальных условиях, следует отказаться от привычного упования на медицину, которая лишь "выправляет" отдельные физические аномалии и то не всегда достаточно успешно, и перейти на интегратив-ные социальные программы в области охраны здоровья. А для этого необходимо анализировать сущность, содержание, средства и методы влияния физической культуры на личность именно с позиций современной культурологии, педагогической аксиологии, философской антропологии и социальной философии.

  3. В силу этого, необходимо поднять социальный, нравственно-эстетический и психоэмоциональный статус физической культуры как у основной массы российского населения в целом, так и особенно у подростков, чьи социальные и нравственные ориентации во многом могут быть видоизменены с помощью возврата к аксиологическим, ценностным основаниям физической культуры как ведущего фактора формирования здоровой, творческой и социально активной

личности.

  1. Повышение роли и значимости физической культуры в ее расширенном понимании вместе с достижением наибольшей эффективности физического воспитания и просвещения поможет преодолеть явления социальной апатии и аномии среди молодежи, а также в значительной степени снизит воздействие негативных и депривирую-щих факторов в отношении современных детей и подростков, что создаст условия для более оптимальной их подготовки к будущей профессиональной деятельности.

  2. Отсюда наличное состояние здоровья детей и подростков в современных весьма динамичных и даже кризисных условиях зависит от многих факторов и не только от генетической обусловленности организма и экологии, но и от целого комплекса социальных мероприятий общества по сохранению и поддержанию здоровья подрастающего поколения, от уровня и степени "культивирования" обществом и его основными социальными институтами здорового образа жизни, а также повышения роли и статуса физической культуры в общегуманитарном аспекте.

  1. Теоретической основой формирования данной программы социальной значимости физической культуры в кризисных и нестабильных состояниях общественной системы должны стать новые научно обоснованные технологии гуманизации, дифференциации и индивидуализации учебно-педагогического процесса в школах, техникумах и вузах в соединении с медицинскими средствами восстановления физического и психического здоровья детей и подростков, с новыми методами воспитательного, психоэмоционального и культурно-эстетического воздействия на подростка в ходе непрерывного образовательного процесса.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы состоит в том, что обобщенные результаты и выводы диссертационного исследования предполагают новое понимание самого феномена физической культуры как внутреннего атрибута общей культуры личности и имманентной основы формирования социальных и духовно-нравственных основ активной социальной и профессионально-производственной деятельности человека в условиях складывания новых рыночных отношений, безработицы и конкуренции, в' ситуации обострения глобальных экологических проблем и ухудшения общей динамики детской и подростковой заболеваемости. Настоящая работа может использоваться при решении вопросов формирования личности, ее физического и нравственного воспитания и социализации в условиях социально-экономической нестабильности и экологического кризиса, а также стать базой для разработки специальных и факультативных учебных курсов в технических и медицинских вузах. Исследование представляет также конкретный научный интерес для антропологов, социологов, педагогов и методистов, психологов и социальных работников, работников сферы здравоохранения, лечебно-оздоровительных и спортивных организаций. Научно-теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в работе методологических семинаров по линии здравоохранения и культурно-просветительской работы институтов охраны жизни и здоровья, в системе массового просвещения, при разработке спецкурсов по линии городских, краевых и региональных обществ "Знание", в усовершенствовании краевых и региональных программ Северо-Кавказского региона, в том числе программы "Здоровый город - здоровые дети".

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертацион-

ного исследования докладывались автором и обсуждались на международной конференции "Циклы", на ряде межрегиональных, региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета. Обобщенные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в разработке спецкурса "Физическая культура как фактор формирования личности молодого специалиста". На основе результатов диссертационного исследования разработана концепция и программа воспитательной и профориентационной работы со студентами в технических вузах.

По теме исследования автором опубликовано 6 научных работ, общим объемом 8,8 п. л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключения. Общий объем работы - 148 страниц.

В конце работы помещен список использованной литературы, включающий в себя 152 источника, в том числе 7 на иностранных языках.

Подобные работы
Усова Майя Таймуразовна
Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России
Смирнов Андрей Анатольевич
Социально-философский анализ влияния рефлексивной культуры на уровень развития регионального сознания государственного служащего
Синюкова Нина Николаевна
Философские проблемы формирования культуры речи личности
Герейханов, Гаджи Пирмурадович
Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность : социально-философский анализ
Козырев Максим Сергеевич
Межнациональные отношения и их влияние на обороноспособность современной России: социально-философский анализ
Копанева Татьяна Георгиевна
Влияние гендерного фактора на коммуникативные процессы (Социально-философский анализ)
Корякина Анжелина Анатольевна
Влияние массовой культуры на культуру этноса в условиях незаверш#нной модернизации
Белова Любовь Владимировна
Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии
Мовсесян Кристина Навасардовна
Влияние глобализации на трансформацию политической культуры современного российского общества
Юлдыбаев Буранбай Радмирович
Роль морали в формировании культуры семейных отношений

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net