Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
История философии

Диссертационная работа:

Абиева Эльмира Гаджибалаевна. Религиозно-философская мысль в истории культуры народов Дагестана : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03.- Москва, 2002.- 301 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-9/122-9

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ I. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОСНОВА РЕЛИГИОЗНО-
ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ДАГЕСТАНЕ
ГЛАВА 1. МИФОЛОГИЯ КАК ДОФИЛОСОФСКАЯ ФОРМА 19

СОЗНАНИЯ. СПЕЦИФИКА ДАГЕСТАНСКОЙ
МИФОЛОГИИ.
1. Дагестанская мифология, ее связь с религией 19

и философией
2. Космогонические представления народов Дагестана 46

ГЛАВА 2. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ

МЕСТО В ИСТОРИЧЕСКИХ СУДЬБАХ НАРОДОВ
ДАГЕСТАНА 83

1. Особенности распространения ислама в Дагестане 83

2. Арабо-мусульманское культурно-философское 106

наследие в Дагестане
РАЗДЕЛ П. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ДАГЕСТАНСКОЙ
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
ГЛАВА 1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СУФИЗМА И 126

СУФИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ДАГЕСТАНЕ
1. Происхождение и сущность суфизма. Специфика 126

северокавказского суфизма
2. Сравнительный анализ основных положений суфизма 144

и классического ислама 3. Исторические судьбы суфизма и суфийской философии 163

в Дагестане
4. Суфизм и идеология горцев в 20-50-е годы XIX в. 183

ГЛАВА 2. РАЗНОВИДНОСТИ СУФИЗМА В ДАГЕСТАНЕ 192

1. Накшбандийское направление суфийской мысли 192

2. Кадирийское течение в дагестанском суфизме. 217

3. Шазилийское направление суфийской мысли 231

4. Модернистские тенденции в дагестанском суфизме 242

в конце XIX - начале XX вв.

ГЛАВА 3. МУТАЗИЛИЗМ (ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ) 250

В ДАГЕСТАНЕ.

1. Происхождение и сущность мутазилизма 250

2. Идеи мутазилизма в Дагестане. 260

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 268

БИБЛИОГРАФИЯ 277

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. В современных условиях значительно возрос интерес к духовной культуре народов, населяющих Российскую Федерацию, их историческим, этническим, религиозным, мировоззренческим особенностям, к тому вкладу, который они внесли в сокровищницу общей российской культуры, российской цивилизации. Это в полной мере относится к философской мысли Дагестана, являющейся неотъемлемой частью культуры народа.

Культура народов Дагестана своими корнями уходит в далекое прошлое. Несмотря на различия в социально-экономическом и культурном развитии отдельных районов (горных, равнинных, северных, южных и т.д.), на географические особенности, сильнопересеченный рельеф местности края, мешающий тесному общению народов, на разноязычность, на наличие различных государственных образований, Дагестан жил единой историко-культурной жизнью, подчинялся одинаковым или сходным нормам жизни, быта, поведения.

На определенном этапе развития дагестанской культуры возникла философ-

екая мысль, оформились философские школы, созданы философские тексты. Особенностью дагестанской философской мысли является ее органическая связь с религией, сыгравшей значительную роль в жизни дагестанского общества, и предшествующей ей мифологией. Поэтому история религиозно-философской мысли Дагестана исследуется в культурологическом и религиоведческом контексте. Концептуальный подход автора диссертации заключается в исследовании истории возникновения, формирования и развития дагестанской религиозно-философской мысли досоветского периода через историко-логическую взаимосвязь мифологии, религии и собственно философии. Результатом этого поступательного развития общественной мысли Дагестана является своеобразная дагестанская философия, отражающая национальную, религиозную, этническую, историческую и культурную специфику - многогранную гамму цивилизационно-культурных особенно-

(

стей, ставшую итогом многовекового развития. Безусловно, это развитие проходило под воздействием разнообразных факторов и условий, чему в диссертационном исследовании также уделено пристальное внимание.

Актуальность изучения данной темы определяется еще и тем, что в последнее время значительно активизировалась общественная, культурная, религиозная жизнь дагестанцев, что связано с повышением национального самосознания народов Дагестана. В социальном сознании все большее распространение получает утверждение о нравственно-духовном оздоровлении общества на основе включения духовных ценностей в сферу идеологии, политики, права, общественной психологии. Общество интересуют мировоззренческие ценности, выработанные веками. Поэтому важно проследить путь, начатый мифологическим сознанием (поиск ответов на коренные вопросы всякого мировоззрения - о происхождении мира, человека, о тайне рождения и смерти и др.) и продолженный двумя другими важнейшими общественно-историческими формами мировоззрения - религией и философией, решающими сходные задачи миропонимания и воздействия на сознание и поведение людей.

На взгляд диссертанта, исследование истории дагестанской философии, в том числе религиозной, невозможно без рассмотрения дагестанской мифологии, ее специфики, природы мифов народов Дагестана, космогонических представлений, в которых были выражены вопросы общемировоззренческого характера. Дело в том, что в дагестанской культуре чрезвычайно велика роль мифологии - исторически первой формы мировоззрения дагестанских народов, возникшей на самой ранней стадии общественного развития. И хотя не сохранились цельные мифологические системы, все же сохранилось достаточно большое количество мифологического материала. Здесь уместно заметить, что неполная сохранность архаических пластов дагестанского фольклора объясняется влиянием более поздних монотеистических религий, особенно ислама. Многовековое господство этой религии на территории Дагестана не могло не отразиться на сохранности первичного мифологического

материала. Созданию цельноплановых мифологических полотен также помешала этнокультурная раздробленность Дагестана. Вместе с тем, имеется немалое количество сохранившихся мифов, что позволяет проводить соответствующие исследования.

По мнению автора, существовала предфилософская мифологическая форма сознания дагестанских народов, что подтверждается взаимосвязью мифологических и философских представлений в культуре Дагестана. В этом плане, с определенными оговорками, можно сказать, что свое начало дагестанская философская мысль берет в дагестанской мифологии. Дагестанская философия изначально представляла собой своеобразную натурфилософскую систему, основанную на мифологических представлениях.

На сегодняшний день в научной литературе отсутствуют работы, в которых бы рассматривалась эволюция религиозно-философской мысли в Дагестане в ее историко-логической, культурной взаимосвязи с возникновением, распространением и развитием мифологии и религии в общественном сознании дагестанских народов. Другими словами, отсутствуют работы, где была бы выявлена социокультурная основа дагестанской религиозно-философской мысли, в том числе была бы определена сущность мифологии, ее связь с религией, значимость в предфилософ-ском развитии человеческого сознания конкретно на дагестанском материале. Этим обусловлена необходимость целостного осмысления и обобщенного описания религиозно-философской мысли досоветского периода уникального этнокультурного региона, оформленной под сильным влиянием ислама, арабо-мусульманской культуры, а также предшествующих им мифологических воззрений. Исходя из вышесказанного, работа выполнена на стыке религиоведения, философии и культурологии.

Следует заметить, что само слово "философия" применительно к оценке духовной культуры народов Дагестана долгое время неоднозначно воспринималось частью исследователей, считавших, что философия в Дагестане была представлена

лишь средневековыми арабскими комментариями. Для возникновения подобной точки зрения у ряда исследователей существовали причины объективного характера (слабая изученность данной темы и недостаточный уровень научно-исследовательской базы) и идеологического порядка (положительная оценка духовных достижений в рамках мифологического и религиозного сознания рассматривалась как идеализация патриархального прошлого). Сегодня мы не можем указать ни на одного представителя нашего культурного наследия, чье творчество было бы изучено полностью. К тому же в научной и общественной мысли в течение довольно долгого времени отрицалась положительная роль арабо-мусульманского Востока в исторических судьбах мусульманских народов нашей страны, что в конечном итоге негативно отразилось на объективности рассмотрения данной проблемы.

Дагестанская философская мысль представляет собой общественное духовно-культурное явление с присущими ему своеобразием, спецификой и формами проявления. Во многом специфику формирования и развития местной философской мысли обусловили, в некоторой мере, особенности распространения христианства и, гораздо в большей степени, ислама и арабо-мусульманской культуры в Дагестане. В известной степени сказалось то обстоятельство, что спецификой арабо-мусульманской философии является привязанность всей ее проблематики к теологии. Господство религиозной идеологии в духовной жизни горцев, теологический характер образования привели к тому, что в Дагестане философия выступила во многом в нерасчлененном виде - в переплетении с богословием, естественными и гуманитарными науками. Этим и объясняется то, что многие дагестанские мыслители были и философами, и богословами, и учеными в одно и то же время. Здесь можно провести некоторые аналогии с русской литературой второй половины XIX в., которая была как философичной по своему содержанию, так и включала религиозные сюжеты. Не случайно ряд великих русских писателей причисляется к сонму философов (НГоголь, Ф.Достоевский, Л.Толстой).

Степень разработанности различных проблем истории религиозно-философской мысли, мифологии, религии, а также истории культуры разных народов характеризуется значительным количеством опубликованных монографий, книг, статей общего и специального характера, как в России, так и за рубежом. Важное методологическое значение для разработки исследуемой темы имеют работы по изучению историко-философских проблем. В этом немалую роль сыграли труды А.С.Богомолова, Т.И.Ойзермана, ВБ.Миронова, МАМаслина, АБ.Гулыги, ММамардашвили, А.Н.Чанышева, МААбдуллаева, М.М.Хайруллаева и др.1

Проблемы культуры, в том числе культуры народов Дагестана, глубоко исследованы в работах Э.В.Ильенкова, МААбдуллаева, Г.Ш.Каймаразова, ДМАтаева, М.Г.Гаджиева, О.М.Давудова, А.Р.Шихсаидова и др. Вопросы теории культурно-исторических типов, локальных цивилизаций находят отражение в трудах НА.Данилевского, В.С.Соловьева, СШпенглера, АТойнби, С.Хантингтона,

См.: Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985; Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. - М., 1983; Миронов В.В. О понимании философии как мудрости // Философские науки. - 1986. - № 6; Маслин М.А. О России и русской философской культуре. - М., 1990; Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986; Мамардашвили М. Лекции по античной философии. - М., 1999; Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982; Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России). - М., 1993; Хайруллаев М.М. Абу Наср ал-Фараби. - М., 1982; История философии и вопросы культуры. - М., 1975.

2 См.: Ильенков Э.В. Философия культуры. - М., 1984; Абдуллаев М.А. Из культурно-философского наследия Дагестана. - Махачкала, 1995; Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. - М., 1971; Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. - Махачкала, 1963; Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана. - Махачкала, 1996.

Н.Н.Моисеева и др. , в том числе проблемы "горской кавказской цивилизации" в работах Т.М.Караева, В.Ф.Патраковой, ВБ.Черноус и др.2 Исследование комплексной проблемы формирования религиозно-философской мысли в Дагестане в цивилизационном и социокультурном контексте во многом сделалось возможным благодаря и этим работам.

Вопросы проникновения христианской религии в Дагестан освещаются в трудах ПК.Услара, М.М.Ковалевского, Д.М.Атаева, М.И.Артамонова, ААКудрявцева, А.Р.Шихсаидова3.

Проблемы возникновения и сущности суфизма, суфийской философии получили развитие в трудах зарубежных исламоведов, таких как М.Родинсон,

1 См.: Данилевский Н.А. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991; Шпенглер О. Закат Европы.
Очерки морфологии мировой истории. - М.: Мысль, 1993; Соловьев B.C. Три разговора о
войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соч. в двух томах. - М.: Мысль, 1988. -
Т. 2; Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991; Моисеев Н.Н. Современный
антропогенез и цивилизационные разломы // Социально-политический журнал. - 1995. -
№ 5. - С. 43-56; Huntington S. "The clash of civilizations?" - "Foreign Affairs", Sammer
1993.

2 См.: Караев T.M. Россия и Кавказ: Проблема культурной ориентации. - М.: МГУ, 2001;
Патракова В.Ф., Черноус В.В. Кавказская война: геополитический и цивилизационно-
культурный аспект изучения // Кавказская война: спорные вопросы и новые подходы. Те
зисы докладов Международной научной конференции / Институт истории, археологии и
этнографии ДНЦ РАН, Институт российской истории. - Махачкала, 1998.

3 См.: Услар П.К. Начало христианства в Закавказье и на Северном Кавказе. ССЛКГ
(Сборник сведений о кавказсих горцах). - Тифлис, 1869. - Т. 2. - Отд. 1; Ковалевский
М.М. Закон и обычай на Кавказе. - М., 1890; Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем
средневековье. - Махачкала, 1963; Артамонов М.И. Очерки древней истории хазар. - М.,
1936; Кудрявцев А.А. Древний Дербент. - М., 1982; Шихсаидов А.Р. Ислам в средневеко
вом Дагестане (VII-XV вв.). - Махачкала, 1969.

М.Селлз, ГБеверинг, Л.Бахтиар, К.Грагт, Б.Радтке, Дж.С.Тримингэм1.

Из отечественных исследователей, в чьих трудах раскрываются проблемы генезиса и развития ислама, арабо-мусульманской философии можно назвать А.В.Авксентьева, НАширова, ААхмедова, Е.А.Беляева, М.В.Вагабова, ЗАИшмухамбетова, Т.Изимбетова, Л.И.Климовича, Г.М.Керимова, НСКирабаева, И.П.Петрушевского, Т.С.Саидбаева, А.В.Сагадеева2 и др.

Работы по мифологии М.ДАхундова, ВБундта, А.Геде, Я.ЭГолосовкера, Ф.Х.Кессиди, КЛеви-Стросса, А.Ф.Лосева, А.Ф.Косарева, Ю.С.Осаченко,

1 См.: Rodinson М. The Western Image and Western Studies of Islam. - The Legacy of Islam.
Ed by S. Schacht und C.E. Bosworth. - L., 1974; Sells M. Ibu 'Arabi'S "garden a mong the
flames": a Recvatution II History of Religions. An International Sournal for Comporative
Historical Studies. University of Chicago. - 1984. - 23/24; Bowering G. The Mystical Vision of
Existencl in Classical Islam. The Quranic Hermenevtics of the Sift Sahe at-Tustari (d.286/896) -
В., 1980; Bakhtiaz L. Suf: Expression of the Mystic Quest. - L., 1976; Gragg K. The Wisdom of
the Sufism. - L., 1976; Radtke B. Theologen und Mystiker in Hurasan und Transoxanien II
Zeitsehrift der Deutsehen Morgensandesehen Gesellschaft. - Lpz., Wiesbaden (ZDMC), 1976. -
136/2; Тримингэм Дж. Суфийские ордена в исламе. - М., 1989.

2 См.: Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1973; Аширов Н. Эво
люция ислама в СССР. - М., 1972; его же: Ислам и нации. - М., 1975; Ахмедов А. Соци
альная доктрина ислама. - М., 1982; Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в ран
нем средневековье. - М., 1965; Вагабов М.В. Ислам и женщина. - М., 1968; Ишмухамбе-
тов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. - Казань, 1979; Изимбетов Т. Ге
незис и эволюция ислама. - Нукус, 1985; Климович Л.И. Ислам. - М., 1965; его же: Книга
о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1986; Керимов Г.М. Шариат и его соци
альная сущность. - М., 1978; его же: Ислам и его влияние на общественно-политическую
жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. - М., 1982; Кирабаев Н.С. Социальная фи
лософия мусульманского Востока. - М., 1987; Петрушевский И.П. Ислам в Иране в
VU-XV веках. - Л., 1966; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М., 1984; Сагадеев А.В.
Ибн-Рушд (Аверроэс). - М., 1978; его же: Ибн-Сина (Авиценна). - М., 1980.

Л.Дмитриевой, А.А.Потебни, М.И.Шахновича и др.1 в значительной мере облегчили работу над проблемой. Некоторые фактические материалы и отдельные проблемы дагестанской мифологии освещены как в трудах отдельньк авторов2, так и в сборниках научных статей3.

Среди исследователей, анализировавших генезис, эволюцию, социальную сущность суфизма, суфийской философии, в том числе историю распространения на Кавказе, следует выделить труды таких ученых, как М.А.Абдуллаев, ВХАкаев, Э.Ахмедов, Е.Э.Бертельс, Г.Р.Габуния, С.Н.Григорян, Т.К.Ибрагим, Г.М.Керимов, НСКирабаев, А.Д.Кныш, А.Крымский, С.А.Ляушева, М.Т.Степанянц,

1 См.: Ахундов М.Д. Картина мира: от мифа к науке // Природа. - 1987. - № 12; Вундт В.
Миф и религия / Пер. с нем. - СПб.: Брокгауз; Ефрон, 1913; Геде А. Миф и философское
знание // Философские науки. - 1968. - № 6; Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М., 1986;
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. - М., 1972; Леви-
Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии. - 1970- № 7; его же: Миф, ритуал и
генетика // Природа. - 1978. - № 1; Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М.:
Политиздат, 1991; Осаченко Ю.С., Дмитриева Л. Введение в философию мифа. - М., 1994;
Потебня А.А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989; Шахнович М.И. Первобытная мифология
и философия. Предыстория философии. - Л., 1971; Косарев А. Философия мифа: Мифо
логия и ее эвристическая значимость. - М., 2000.

2 См.: Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX -
начале XX вв. - Махачкала, 1990; Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов
Нагорного Дагестана. - М., 1991; Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный про
цесс. Вопросы истории, теории, методологии. - Махачкала, 1990; Халидова М.Р. Мифо
логический и исторический эпос народов Дагестана. - Махачкала, 1992.

3 См.: Фольклор и литература народов Дагестана. - М., 1962; Жанры фольклора народов
Дагестана. - Махачкала, 1979; Мифы народов мира. - М., 1980. - Т.1; Мифология народов
Северного Кавказа. - Махачкала, 1984; Проблемы мифологии и верований народов Даге
стана. - Махачкала, 1988; Традиционный фольклор народов Дагестана. - М., 1991.

НАСмирнов, АБ.Смирнов, М.М.Мустафинов, ПЛозднев, КХХанбабаев, С-У-Г-Яхиевидр.1

Вместе с тем, работы многих исследователей по проблеме истории дагестанской философской мысли носят, как правило, узко специальный характер. Именно это во многом стало причиной обращения диссертанта к исследованию дагестанской религиозно-философской мысли в широком контексте, с анализом социокультурной и цивилизационной основы, с изучением воздействия на этот процесс разнообразных факторов.

См.: Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. - Махачкала, 2000; Акаев В.Х. Место суфизма в исламе // Изв. вузов Сев.-Кавк. региона. Общественные науки. - Ростов н/Дону, 2000. - № 1; Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. - Баку, 1980; Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. - М., 1965; Габуния Г.Р. Социальная сущность суфизма // Актуальные проблемы критики религии и формирования атеистического мировоззрения. - Махачкала, 1982; Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. -М., 1966; Ибрагим Т.К. Философские тенденции суфизма (обзор) // Классический ислам: традиционные науки и философия. - М., 1988; Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. - Баку, 1966; его же: Суфизм: мистическая ветвь в исламе // Вопросы научного атеизма. -1989. - № 33; Кирабаев Н.С. О специфике философии суфизма // Борьба народов Азии, Африки и Латинской Америки за мир и социальный прогресс, против империализма и войны. - М., 1985; Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма. - М., 1984; Крымский А. Очерк развития суфизма. - М., 1895; Ляушева С, Яхиев С. Философские аспекты суфизма // Азия и Африка сегодня. - 2000. - № 4; Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - М., 1987; Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. - М., 1963; Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). - М., 1993; Позднев П. Дервиши в мусульманском мире. - Оренбург, 1886; Ханбабаев К.М. Мюридизм и межнациональные отношения // Религия и межнациональные отношения: Межвуз. науч.-темат. сб. - Махачкала, 1990; и др.

К сожалению, остается малоизученной тема мутазилизма (философской теологии, направления в исламской философии) в Дагестане, оказавшаяся как бы в тени научных интересов, в тени суфизма. До сих пор не существует ни одной целостной работы, посвященной мутазилизму в Дагестане. Лишь в работе М.А. Аб-дуллаева есть предположение, что известный дагестанский ученый, энциклопедист Мухаммед из Кудутля был мутазилитом1. Этим определяется пристальный интерес автора к данной теме. Серьезную помощь в работе над темой мутазилизма оказали работы А.А.Аляви, Т.К.Ибрагима, Р.И.Султанова .

Несмотря на наличие немалого количества трудов, посвященных разработке важнейших аспектов формирования и развития религиозно-философской мысли, в зарубежной и отечественной религиоведческой и философской литературе вопрос о едином историко-логическом, культурновзаимосвязанном и последовательном рассмотрении мифологии, религии и религиозно-философской мысли в Дагестане специально не исследовался. Все это предопределило выбор темы, цели и задач настоящего исследования.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования явилось целостное рассмотрение возникновения и развития религиозно-философской мысли досоветского периода в Дагестане в широком историко-культурном, цивилизационном и социальном контексте.

Для достижения этой цели были сформулированы и решены следующие задачи:

1 См.: Абдуллаев М.А. Из культурно-философского наследия народов Дагестана. Ч. 2. -
Махакала, 1995.-С. 7.

2 См.: Аляви А.А. Философская доктрина мутазилитов. Автореф. дис. канд. филос. наук. -
М., 1975; Ибрагим Т.К. Материалистические тенденции в учении мутазилитов // Из исто
рии философии освободившихся стран. - М., 1983; Султанов Р.И Роль дискуссий о свобо
де воли в оформлении теологической этики мутазилитов VHI-IX вв. Автореф. дис. ... канд.
филос. наук. - М., 1986.

исследовать зарождение и развитие дагестанской философской мысли досоветского периода в контексте цивилизационного, историко-культурного развития Дагестана;

раскрыть сущность мифологии и ее взаимосвязь с религией и философией на материале интеллектуальной истории народов Дагестана;

исследовать специфику дагестанской мифологии как предфилософской формы сознания народов Дагестана;

показать механизм трансформации мифологического сознания в религиозное;

проанализировать пути и специфику распространения христианства и ислама в Дагестане, в особенности арабо-мусульманской культуры;

показать роль исламской теологии в формировании местной религиозно-философской мысли;

проанализировать суфийскую философию, разновидности суфизма в Дагестане;

исследовать особенности распространения идей мутазилизма в Дагестане;

проанализировать взгляды дагестанских религиозных философов - представителей основных течений религиозно-философской мысли Дагестана.

Теоретико-методологическая основа исследования. В основу исследования был положен метод комплексного историко-философского анализа, позволивший проследить генезис и развитие дагестанской религиозно-философской мысли в широком историко-культурном, цивилизационном и социальном контексте. Теоретико-методологической базой исследования послужил также системный подход при рассмотрении исследуемых явлений. Использовался цивилизационно-культурный подход к анализу общественных явлений. При работе над исследованием автор руководствовался принципом историзма, учитывал значимость разнообразных факторов, оказывающих воздействие на процесс формирования дагестанской философии в исследуемый период. Принцип единства исторического и

логического позволил диссертанту выявить основные этапы и особенности развития религиозно-философской мысли Дагестана.

Источниковедческая база исследования. В работе над диссертацией автор опирался на труды известных отечественных и зарубежных специалистов по проблемам истории философии, религии, культуры, мифологии, в том числе специалистов по Дагестану.

Помимо этого, основными источниками являлись также вероучительные источники ислама , труды мусульманских, в том числе и дагестанских, богословов2, посвященные разработке проблем ислама, особенно суфизма.

Научная новизна диссертации. В работе впервые предпринят целостный историко-философский анализ дагестанской религиозно-философской мысли в контексте взаимосвязанного историко-логического развития мифологии, религии и религиозной философии в истории культуры народов Дагестана. В частности:

1 Коран / Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. - М., 1963.

2 См.: Араби И. Геммы мудрости / Пер. с араб. А.В.Смирнова: Приложение // Смирнов
А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). -
М., 1993; Аль-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере / Пер. с араб., исслед. и коммент.
В.В.Наумкина. - М., 1980; ад-Дарбанди А.М.М. Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дадаик. -
Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, ф. 12, оп. 4, д.
6; Адабуль Марзия (Правила достодолжных приличий). Сочинение шейха Джамалутдина
Газикумухского // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып.П. - Тифлис, 1868;
Магомедханов М. Истинные и ложные последователи тариката // ССКГ. . - Тиф
лис, 1871; Ал-Кумики М. Тасаввуф ва суфийуна// Джаридату Дагистан. - 1915. - № 45 (на
араб, яз.); Назир ал-Доргели. Нузхат ал-азхан фи тараджим улама Дагестан (на араб. яз). -
Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии (ИИАЭ) Дагестанского
научного центра РАН, ф. 30, оп. 2, д. 108; Абдурахман-Хаджи ас-Сугури. Касыда в озна
менование битвы при Шамхал-Бирды // Наш Дагестан. - Махачкала, 1992. - № 162; и др.

определена сущность мифологии, ее связь с религией и значимость в философском развитии человеческого сознания конкретно на дагестанском материале; обоснована роль мифологии как предфилософской формы сознания дагестанских народов;

дано описание дагестанских мифов и заложенных в них идей в домусуль-манском периоде культуры Дагестана, показано их значение в дагестанской культуре, философии, организации социальной сферы жизни общества (утверждение/введение правил, установление запретов и т.д.); проанализированы особенности космогонических представлений в дагестанской мифологии;

показан механизм трансформации мифологического сознания в религиозное;

выявлены особенности и механизм исламизации региона, которая в широких масштабах проходила в русле суфизма и с распространением идей суфийской философии;

исследована обусловленность философии религией в специфических условиях средневекового Дагестана;

показаны различные социокультурные аспекты суфийской философии;

раскрыты причины преимущественного влияния мистико-пантеистических идей суфизма на формирование дагестанской богословской школы;

определена роль тарикатского мюридизма как северокавказской разновидности суфизма в Кавказской войне в 20-50 годы XIX в.;

рассмотрены основные разновидности и специфика проявления суфизма в Дагестане, представленные накшбандийским, кадирийским и шазилийским тари-катами;

на основе анализа местных суфийских источников раскрыта сущность генезиса и развития суфийской философской мысли в Дагестане;

- дан историко-философский анализ учения дагестанского мыслителя ад-
Дарбанди, известного за пределами Дагестана;

проанализированы взгляды дагестанских суфийских философов ал-Яраги, ал-Гумуки, Абдурахмана-Хаджи, Сайфулы-кади Бапшарова и др., а также своеобразная социальная философия ненасилия известного северокавказского мыслителя Кунта-Хаджи Кишиева;

дана характеристика мутазилизма, выявлены пути проникновения в Дагестан теолого-философских воззрений мутазилитов, проанализированы (впервые) взгляды дагестанских мутазилитов (Мухаммеда из Кудутля и др.);

- в научный оборот введен ряд малоизвестных или недостаточно изученных источников, в том числе рукописных.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное диссертационное исследование и содержащиеся в нем выводы расширяют представление о культуре народов северокавказского региона России, создают основу для дальнейшего исследования философской мысли Дагестана, изучения его многообразной культуры. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в теоретико-методологическом отношении при анализе философии народов России в целом, и при изучении ее дагестанской составляющей. Полученные в диссертации приращение знаний, концептуальные выводы, новые подходы ведут к более глубокому раскрытию проблемы становления дагестанской религиозно-философской мысли и в целом культуры народов Дагестана.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных программ и методических пособий для высших учебных заведений, при подготовке и чтении лекционных курсов по философии, основам религиоведения, культурологии, а также в процессе преподавания спецкурсов, посвященных проблемам истории философии и религии народов Дагестана. Они могут быть также полезны для обогащения и улучшения содержания публичных лекций по истории, философии, религиоведению и культуре.

Апробация работы. Основное содержание, выводы и результаты диссертации изложены в опубликованных статьях, в монографиях "Очерки мифологии, ре-

литии и религиозно-философской мысли в Дагестане", "Суфизм и суфийская философия в Дагестане (ХЖ - начало XX вв.)", а также в докладах, сделанных диссертантом в 1991-2001 гг. на ежегодных научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Дагестанской медицинской академии и Даггосуниверситета и на международной конференции в Пятигорске.

Структура работы. Характер исследуемых проблем определил логику и структуру диссертации, состоящей из введения, двух разделов, пяти глав (в первом разделе два главы, во втором - три), заключения и списка использованной литературы.

Подобные работы
Муравьева Мария Евгеньевна
Трансформация гуманистических идеалов свободы и социальной справедливости в истории философской мысли
Мороз Виктория Васильевна
Образ и статус философско-математического синтеза в истории философской мысли
Писаренков Александр Анатольевич
Апология войны в истории западноевропейской мысли
Любарскене Зита Винцентина Винцовна
Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.)
Клементьев Александр Анатольевич
"Россия и Европа" Н. Я. Данилевского в истории русской философской мысли
Пьянова Людмила Васильевна
Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К.Д. Кавелина
Михеев Михаил Игоревич
Проблема взаимосвязи культуры и власти в философии истории А. Дж. Тойнби
Салмина Ирина Юрьевна
История формирования идей философии космизма в русской культуре
Солтамурадов Магомед Дикалович
Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа : идейно-философская эволюция
Шмидт Вильям Владимирович
Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net