Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Николина Ольга Ивановна. Социально-культурный контекст феномена смерти в постиндустриальном мире : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Омск, 2003.- 131 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/570-8

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3-9

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО
ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ
10-70

1. Эволюция отношения к смерти: от традиционного этапа к
индустриальному 10-29

2. Философско-антропологическое осмысление индивидуальной границы
смерти 29-49

3. Отношение к смерти в постиндустриальную эпоху 49-70

ГЛАВА П. ОТЧУЖДЕННОСТЬ РЕАЛЬНОСТИ СМЕРТИ В
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
71-116

1. Атрибуты смерти 71-84

2. Предельное значение смерти в механизме становления индивидуальности

3. Превращенность жизни и тотальность смерти в постиндустриальной
культуре 101-116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117-119

ЛИТЕРАТУРА 120-131

Введение к работе:

Актуальность темы. Феномен смерти всегда являлся проблемой для человека, культуры и философии. Он остается актуальным и в современном мире. Обращаясь к философскому анализу феномена смерти, приходится констатировать наличие в культуре множества вариантов его осмысления.

Смерть становится одним из самых популярных элементов массовой
* культуры, получают широкое распространение темы, связанные с моментами

умирания, с возможностью жизни после смерти.

В постиндустриальном мире возникло принципиально новое отношение к
смерти, связанное с ее социально-культурным контекстом. Суть этого
отношения к смерти состоит в том, что система искусственных вещей,
функционирующая по принципу традиционной культуры, определяется самими
ф, вещами, а в силу этого неживое становится в культуре доминирующим и

саморазвивающимся, а живое все более сводится к вспомогательной функции.
Смерть становится не индивидуальной, а общечеловеческой проблемой,
« связанной с возможностью уничтожения всего человечества в войнах или

природных катаклизмах. В то же время обнаруживается тенденция падения ценности человеческой жизни. Экспансия самоорганизующейся системы неживых предметов в современной культуре делает феномен смерти и отношение к нему ключевым моментом воспроизводства массовой культуры. Следствием этой ситуации является деперсонализация и дегуманизация массовой культуры на антропологическом уровне.

В философии XX - начала XXI столетия сложилось двойственное отношение к феномену смерти. С одной стороны, смерть рассматривается экзистенциальной философией в контексте формирования индивидуальности в пограничных состояниях, с другой стороны, смерть в постмодернистской философии исследуется не на конкретном, а на абстрактном уровне. Встает

задача философского исследования нового отношения к феномену смерти,

которое позволит понять место и перспективу человека в современном

обществе и культуре. В частности, она обусловлена «одноразовостью» вещей

г индустриального общества, в том числе, одноразовостью человека, его

ускоренным моральным старением и падением ценности человеческой жизни.

Состояние разработанности проблемы. Исследование феномена смерти осуществляется в нескольких подходах, три из которых являются основными: экзистенциализм, где смерть является основанием, определяющим существование человека в мире; постмодернизм, рассматривающий отношение

f> к смерти в новой гиперреальности; марксизм, в котором проблема смерти

решается в связи с проблемами отчуждения и гармонизации индивида и рода.

В философии экзистенциализма (А.Камю, С.Кьеркегор, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, Н.Н.Бердяев) смерть рассматривается как явление, осмысление которого стимулирует самосовершенствование человека, а тем самым она приобретает положительную характеристику. В западном варианте

Р экзистенциализма акцент сделан на индивидуальный выбор и индивидуальное

стремление к «подлинному бытию», в русском варианте основным моментом является общее и общественное стремление к духовному возрождению

* личности. Положительным моментом этого подхода является гуманистическая

направленность философии, акцент делается на индивидуальном аспекте проблемы смерти. Ограниченность экзистенциалистской методологии состоит в том, что экзистенциализм замыкается в анализе пограничных состояний человека, связанных с проявлением индивидуальности. В то же время обычный мир, в котором формируется новое отношение к жизни и смерти, называется «неподлинным бытием» и не анализируется во всех его аспектах.

В рамках второго, постмодернистского подхода феномен смерти описывается в терминах индустриального и постиндустриального анализа культуры, таких, как симулякр (Ж.Бодрийяр, Б.В.Марков), трансгрессия (Ж.Батай), деконструкция (Ж.Деррида) археология знания (М.Фуко). Постмодернизм создает гиперреальность, которая доходит до потребителя посредством массовой культуры. Его идеи ограничены схемами информационной сферы массовой культуры, все более отрываясь от человека.

Методология постмодернизма утрачивает личностный уровень анализа

* проблемы смерти.

Третий подход, материалистический рассматривает феномен смерти
комплексно. Во-первых, в рамках марксизма происходит соединение
индивидуального аспекта смерти с родовым, согласно которому род
преобладает над индивидом (И.Т.Фролов, И.Д.Панцхава), и глобальным
(В.А.Кутырев), во-вторых, решение проблемы смерти осуществляется в
» различных аспектах - от ноосферных до индивидуальных (Н.Н.Моисеев) Таким

образом, материалистический подход обеспечивает синтез индивидуального и
социально-культурного аспектов смерти. Материалистический подход
позволяет соединить положительные элементы методологии экзистенциализма
и постмодернизма в контексте гуманистического переосмысления социально-
культурного контекста феномена смерти. Однако в современной философии
ф. отсутствует постановка проблемы отношения к смерти в социально-культурном

контексте постиндустриального мира.

Основная проблема исследования заключается в философском осмыслении

* феномена смерти в постиндустриальном мире: специфичного отношения к
смерти, порожденного культурой постиндустриализма.

Цель исследования: теоретическое описание и объяснение процессов формирования нового типа отношения к смерти в постиндустриальной культуре, выявление механизма этого отношения к смерти, проясняющего стратегию и направленность изменения роли и места человека и его жизни в постиндустриальной культуре.

Jb г»

Задачи исследования;

выявить эволюцию отношения к феномену смерти в различных типах культур, а также на разных стадиях развития западной культуры;

зафиксировать отличительные характеристики отношения к феномену смерти в постиндустриальную эпоху;

- показать значение феномена смерти в механизме становления
индивидуальности;

проанализировать характер соотношения жизни и смерти в постиндустриальной культуре.

Основная идея, выносимая на защиту.

В постиндустриальном мире смерть приобретает качественные характеристики продукта производства, прежде всего воспроизводимость и обратимость. В свою очередь жизнь «наполняется» смертью. Симулякры «живого мертвого» и «мертвого живого» отражают наличие нового механизма, выявляющего изменение статуса человека в постиндустриальном мире.

Методологические основания диссертационного исследования;

Для конструктивного решения основной проблемы и задач исследования использовались следующие принципы и идеи:

диалектический метод с его принципами, законами и категориями;

идеи К.Маркса об отчуждении, в частности, отчуждении сущности человека в капиталистическом производстве и культуре, об овеществлении человеческих качеств в машине;

характеристики индустриального и постиндустриального общества, установленные Д.Беллом и О.Тоффлером;

комплекс идей представителей философии постмодернизма, связанный с методологией анализа современной культуры как способа воспроизводства симулякров, с исследованием символических и отчужденных форм смерти;

идеи отношения к смерти как интенсифицирующему фактору индивидуализации в рамках экзистенциальной философии XX века;

идеи гуманистической перспективы человека и человечества, содержащиеся в трудах российских философов В.А.Кутырева, Н.Н.Моисеева, И.Т.Фролова.

В целом работа написана в русле материалистической парадигмы, с учетом новых элементов методологии экзистенциализма и постмодернизма в осмыслении феномена смерти.

Теоретические источники.

* Для анализа представлений о смерти в культуре привлекались труды,
посвященные исследованию становления человека в разных типах культур:
И.Л.Андреева, Ф.Арьеса, Ю.Л.Бессмертного. АЛ.Гуревича, А.Ф.Еремеева,
Г.В.Ксенофонтова, Ж.Ле Гоффа, Л.Леви-Брюля, К.Леви-Стросса, Ж.Ф.Лиотара,
М.Могильнер, Н.В.Мотрошиловой, Э.Б.Тайлора, Й.Хейзинги.

Проблемы биологической смерти освещались на основе материалов работ

* В.М.Дильмана, В.В.Минеева, В.П.Нефедова, В.А.Роменец.

Для исследования философских представлений о смерти привлекались
труды представителей классической философии: Ф.Бэкона, Н.А.Бердяева,
Б.П.Вышеславцева, Г.В.Ф.Гегеля, Т.Гоббса, Р.Декарта, И.А.Ильина, И.Канта,
Г.-В.Лебница, Дж.Локка, Н.О.Лосского, Ф.Ницше, Б.Спинозы, а также работы
последних исследований по проблеме смерти И.В.Вишева, А.В.Гулыги,
^ У.Джеймса, И.Д.Дубровского, С.Залыгина, Л.П.Карсавина, А.Кожева,

В.А.Кутырева, К.Н.Любутина, В.В.Минеева, Н.Н.Моисеева, В.П.Нефедова, С.А.Мухамедьянова, И.Д.Панцхавы, В.М.Розина, С.Рязанцева, Н.Н.Трубникова,

* И.Т.Фролова, В.Янкелевича, также художественные произведения
Ф.М.Достоевского, А.Камю, Ж-П.Сартра, Л.Н.Толстого.

Исследование форм отчуждения основано на материале трудов К.Маркса, Г.Маркузе, Н.В.Мотрошиловой. Проблема соотношения техники и смерти освещается на основе работ В.С.Виргинского, Б.Н.Кудрина, В.В.Николина, Л.Мэмфорда.

Исследование массового общества, массового сознания осуществлялось с

* привлечением работ Э.Канетти, Я.В.Любивого, К.Манхейма, Г.Маркузе,
Х.Ортеги-и-Гассета. Для решения проблемы индивидуальности использовались
труды Н.А.Бердяева, С.Ф.Денисова, Ж.Д.Марголиса, работы представителей
психоанализа: В.Райха, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Юнга.

Для исследования явления смерти постиндустриальном обществе привлекались труды Ж.Делюмо, П.Козловски, Ж.Ф.Лиотара, В.М.Лукина, труды постструктуралистов: Р.Барта, Ж.Лакана, представителей философии

постмодернизма: Ж.Батая, М.Бланшо, Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Ж.Дерриды, Б.В.Маркова, В.А.Подороги, М.Фуко. Научная новизна исследования.

  1. Зафиксирован новый тип отношения к смерти, характерный для постиндустриальной культуры. Мир индустриальный делает обратимыми атрибуты смерти, а саму ее «изгоняет», пытаясь ее преодолеть. Постиндустриальный мир изменяет соотношение мира живого и мира мертвого, перемешивая их, благодаря чему можно говорить о новом типе отношения к смерти, которое выражается в реализации двух видов симулякров: «живого мертвого» и «мертвого живого». Показано, что симуляция жизни и смерти порождает феномен «двойника» живого человека.

  2. Выявлена динамика отношения к атрибутам смерти в постмодернистской культуре. Она полностью подчиняется динамике симулякров, что напоминает расщепление морального и материального старения машины. В этом смысле смерть-выключение есть воспроизведение отношения к дисфункциональной машине - к человеку.

  3. Обосновано противопоставление индивидуальности и уникальности. Симулякры обладают уникальностью, которая отличается от индивидуальности, присущей живому, благодаря воспроизводству. Воспроизводство симулякра делает его более эффективным и «реальным» в информационном пространстве постиндустриального мира, нежели живой человек.

  4. Проанализирован характер жизни и смерти в постиндустриальном мире. Установлено, что обратимость жизни и смерти становится фундаментальным качеством воспроизводства постиндустриального мира. С одной стороны, смерть проникает в этот мир только в той мере, в какой становится обратимой. Обратимая смерть становится симулякром смерти в массовой культуре. С другой стороны, виртуальная реальность изменяет социально-культурную сущность человека, насыщая его искусственными, или неживыми по

происхождению и методу функционирования элементами, что отражает
А симуляцию жизни.

Практическая и теоретическая значимость проведенного исследования.

Материал диссертации может быть использован для разработки междисциплинарных курсов по антропологии, религиоведению, этике. Апробация работы.

Основные положения диссертации, полученные результаты обсуждались
Ф на кафедре философии Омского государственного педагогического

университета и Втором российском философском конгрессе «Философия в современном мире: состояние и перспективы», Екатеринбург, 1999 год.

Автор использовал результаты исследовательской работы при чтении спецкурсов по философской антропологии.

«*

Подобные работы
Кобылин Игорь Игоревич
Феномен тоталитаризма в контексте европейской культуры
Гужова Ирина Викторовна
Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода
Хилимов Юрий Викторович
Феномен смерти человека (Возможности философской концептуализации)
Дерига Елена Сергеевна
Сущность и структура этнической картины мира в контексте конструирования социальной реальности
Дрюк Маргарита Анатольевна
Химическая теория резонанса в контексте феномена полимодельности научного познания
Исаев Александр Аркадьевич
Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа
Сафиуллина Александра Александровна
Феномен неповиновения в контексте духовного творчества человека
Абаимов Александр Николаевич
Феномен бизнеса в контексте информационного пространства
Коник Ольга Юрьевна
Социально-философский анализ феномена цивилизации в контексте глобальных процессов современного развития
Богатырева Елена Николаевна
Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net