Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Игламова Аделя Ахметовна. Фортепианное исполнительство как феномен культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Казань, 2006.- 138 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/154

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Фортепианное искусство как особый тип культурного

со-бытия 13

  1. Фортепианное исполнительство в современном культурном пространстве 13

  2. Фортепиано как «инструмент культуры» 33

1.3. Культурологический аспект проблемы интонирования в диалогах

исполнителя с композитором, слушателем, инструментом 52

Глава П. Гносеолоіические и культурно-экзистенциальные начала процесса
познания в фортепианном исполнительстве 67

  1. Проблема музыкальной интерпретации в свете некоторых основных направлений философии XX века 67

  2. Феноменологическая характеристика фортепианной (пианистической) интерпретации 79

2.3. Пианизм как проявление артистизма 92

Заключение 103

Список использованной литературы 117

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. В современной социокультурной
ситуации вопросы исполнительства и связанной с ним интерпретации
культурных текстов приобретают большое значение. Они отражают
особенности процесса функционирования культуры, в котором происходит
постоянный круговорот: автор-текст-интерпретация-потребитель-

ретрансляция произведения в обыденной, непрофессиональной культуре -новая интерпретация. Творческое воспроизведение текста выступает необходимым условием его существования в современной культуре. Явление исполнительства и интерпретации для комплекса современных гуманитарных наук становится все более привлекательным и открывает большие исследовательские перспективы.

При исполнении музыкального произведения интерпретация предполагает осмысление важнейшего аспекта первоисточника, и мастер стремится выразить его художественными средствами. Прочтение текста зависит от эпохи, культурной ситуации, а также от аудитории, которой адресовано исполнение. Судьба творений элитарной культуры в обществе нередко оказывается драматичной. Они интерпретируются, нередко, таким образом, что теряют многомерность и глубину смыслов, которые редуцируются в угоду нетребовательной, массовой аудитории. Кроме того, в современных условиях рыночные отношения изменяют сложившиеся ранее оценки культуры. Она теряет статус абсолютной ценности, становится товаром, выступает не духовным богатством, а услугой, досугом, и все чаще оценивается прагматически, утилитарно. Возникает конфликт в оценках: одни задаются экономическими установками, а другие - духовно-нравственными критериями. В подобной ситуации чрезвычайно важно провести философско-культурологический анализ актуальных форм культурной интерпретации, отделив псевдоформы, разрушительные для общества и личности.

Особого внимания заслуживают сферы, в которых исполнительство и интерпретация являются главными компонентами деятельности. Они испытывают в еще большей степени потребность в теоретическом, философском осмыслении своих существенных сторон. Мир культуры невозможно представить без особого вида художественной деятельности, без фортепианного исполнительства.

Изучение фортепианного исполнительства как части процесса взаимоотношений музыкальной культуры и культуры в целом, способно пролить свет на понимание положения человека сегодня. Каким является человеческое бытие - целостным, гармоничным или неполным, конфликтным, односторонним - можно узнать не только по социологическим опросам, но и, во многом, благодаря философско-культурологическому анализу музыкального творчества, в содержание которого в качестве важного компонента включается искусство интерпретации. Феномен интерпретации затраіивает многие области художественной культуры и становится не только искусствоведческой, но и философско-культурологической проблемой.

При этом важно выявить культурно - экзистенциальные основания исполнительства и интерпретации, включая фортепианные формы, что, несомненно, предполагает рассмотрение сущности и принципов фортепианного исполнительства в качестве культурного со-бытия. Событие генерируется действием многоуровневой и подвижной системы отношений, возникающих между пианистом, инструментом и слушателем.

Рояль считается классическим инструментом, его материальная форма остается неизменной, но, тем не менее, рояль продолжает быть универсальным инструментом с уникальными возможностями для проявления способностей музыканта. "Наверное, не существует другого инструмента, который мог бы в таких полных аккордах, как фортепиано, обнять все устройство гармонии и в самых дивных формах и образах развернуть перед знатоком ее сокровище. Если фантазия художника

охватывает целую звуковую картину с многочисленными группами, светлыми бликами и глубокими тенями, то он может вызвать ее к жизни на фортепиано, и она выступит из его внутреннего мира во всех своих красках и блеске" [70, С. 33].

Фортепиано дает возможность проявить свою индивидуальность и особый талант каждому музыканту, чувствующему душу инструмента, проникновенно и своеобразно выражающему его возможности. Кроме того, только искусство интерпретации, доведенное до высшей степени артистизма, способно выразить в конкретно-чувственной форме идеалы человеческого совершенства, и, тем самым, объединить слушающую публику, людей, разделенных внешней стороною жизни. В фортепианном исполнительстве художественная сторона деятельности оттачивается, шлифуется, будучи устремлённой к достижению особого качества артистизма, а именно -пианизма. Если обратиться к специальной литературе, то можно увидеть, что понятие пианизма употребляется в двух случаях: при оценке высшей степени мастерства исполнения или в качестве антитезы техничности, технэ, ремесленной мастеровитости артиста. Крайне редкими являются попытки культурно-экзистенциального анализа пианизма. Пианизм, как одна из граней музыкального творчества человека, сегодня особенно нуждается в философском, теоретическом обосновании наиболее характерных своих свойств, что позволит сохранить его онтологический статус и предвидеть тенденции дальнейшего развития. Эта проблема является по существу неотрефлсксированной в рамках теории и истории культуры.

Постановка проблемы. Философско-культурологическая проблемная ситуация заключается в том, что пора формальных исканий, которыми был отмечен XX век в современной художественной культуре, постепенно прошла. Они были обусловлены реакцией на официозное, ангажированное, тенденциозное искусство, но чистое формообразование исчерпало себя даже в глазах больших мастеров. В новых условиях XXI века возникают иные культурные установки, нацеленные на глубокое и многообразное

постижение смыслов человеческого бытия ради поиска выхода из трагического состояния цивилизации [88, С. 375]. Элитарное фортепианное исполнительство, оставаясь областью "генерирования" новых смыслов, поставлено в ситуацию непрерывного оттачивания способности к творению множественности художественной формы. Р. Барт отмечал, что «интерпретировать текст вовсе не значит наделить его неким конкретным смыслом (относительно правомерным или относительно произвольным), но, напротив, означает необходимость понять его как «воплощенную множественность» [283, Р. 18]. Развитие искусства интерпретации, вершиной которого выступает пианизм, позволяет многограннее выразить смыслы человеческого существования.

Степень изученности проблемы. Изучение фортепианного исполнительства стало традиционным направлением в искусствоведении. В России фортепианно-исполнительские проблемы успешно разрабатывали профессиональные музы канты-исполнители, педагоги и композиторы: А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, Ф.М. Блюменфельд, Н.И. Голубовская, А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Н.П. Корыхалова, А.В. Малинковская, П.К.Метнер, Я.И. Милыптейн, Г.Г. Нейгауз, А.А. Николаев, Л.В. Николаев, А.И. Николаева, Л.Н. Оборин, Н.Е. Перельман, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Рубинштейн, СИ. Савшинский, В.И. Сафонов, М.А. Смирнов, СЕ. Фейнберг, Я.В. Флиер, Г.М. Цыпин и др.

Богатый материал, отражающий практический исполнительский и педагогический опыт, содержится в работах крупнейших зарубежных пианистов, таких, как: Г. Бюлов, Ф. Бузони, Б. Вальтер, В. Гизекинг, Г. Гульд, А. Корто, М. Лонг, Л. Маккиннон, К. Мартинсен, А. Шнабель и ряда других. Благодаря теоретическим работам, воспоминаниям учеников и последователей этих выдающихся деятелей музыкальной культуры, сложилась традиция исследования данной проблемы в аспекте совершенствования художественных технологий и непрерывного движения теории исполнительства к постижению специфических закономерностей

7 пианизма. Предметом анализа здесь выступает исполнение, отличающееся содержательной, эмоционально наполненной интерпретацией и совершенным с этой точки зрения мастерством владения инструментом. Л. В. Малинковская называет данное направление реалистическим. Особо следует отметить непреходящее значение трудов Б.В. Асафьева и Б.Л. Яворского в изучении музыкальной интонации.

Однако в современной музыковедческой литературе, как нам представляется, речь идет преимущественно о технической и личностной сторонах проявления индивидуальности в исполнительстве. Обилие субъективно окрашенных характеристик, лексически восходящих к терминологическому аппарату психологической и искусствоведческой наук, не проясняет культурологического аспекта проблемы фортепианного исполнительства. Главной задачей для музыкального критика или музыковеда оказывается описание основных и частных особенностей исполнения произведений в парадигмах «аутентичность» или «оригинальность» трактовки. В этом случае проблема заключается в выяснении того, насколько точно исполнен замысел композитора, а если есть отклонения от авторских указаний, то помогло ли это еще полнее, ярче и художественно выразить суть первоисточника.

В особую группу следует выделить статьи, заметки, письма композиторов, занятых анализом специфики отношения «композитор-исполнитель». Речь идет о вкладе Г. Берлиоза, Л. Бетховена, Р. Вагнера, К.-М. Вебера, Ф. Листа, Дж. Россини, братьев А. Г. и Н.Г. Рубинштейн, А. Серова, И. Стравинского, П. Чайковского, Ф. Шопена, Р. Шумана и других.

Дополнительные сведения о субъективных сторонах фортепианного исполнительства обнаруживаются в художественных произведениях, раскрывающих особенности психологии композитора-творца и исполнителя, выразителя содержания музыкального текста. Сюда следует отнести такие литературные сочинения, как: «Крейслериана» Э. Т. А. Гофмана, «Жизни Гайдна, Моцарта и Метастазио» Стендаля, «КреЙцерова Соната» Л. Н.

8 Толстого, «Жизнь Бетховена» и «Жан-Кристоф» Р. Роллана, «Доктор Фаустус» Т. Манна и другие.

В эстетике попытки исследования фортепианного исполнительства предпринимались специалистами, сохранившими устойчивый интерес к такому аспекту, как вторичность, относительная самостоятельность природы исполнительского искусства, творческие стороны которого проявляются в форме художественной интерпретации, а также к характеру взаимосвязи объективного и субъективного начал в исполнительстве. Начиная уже с XX века и по сей день, в разных исследованиях все явственнее прослеживается стремление к реконструкции фортепианного исполнительства во всей его онтологической полноте. Подобные тенденции были заметны отчасти в искусствоведческих работах А.Д. Алексеева, Р. М. Гржибовской, Г. М. Когана, Н. П. Корыхаловой, А. В. Малинковской, Г. Г. Нейгауза, А. И. Николаевой, С. И. Савшинского, С. М. Сенкова, С. Фейнберга, Г.М. Цыпина и др.

Но в целом, несмотря на многочисленные работы, посвященные фортепианному исполнительству, выяснилось, что его онтологические и культурно-экзистенциальные качества почти не изучены и требуют своего исследования.

Объектом исследования выступает фортепианное исполнительство как явление культуры.

Предметом данного исследования являются культурно-экзистенциальные, онтологические основы фортепианного исполнительства.

Цель данного исследования: на основе использования метаязыка культуры, который включает возможности онтологии, гносеологии, феноменологии, герменевтики, раскрыть культурологическую сущность фортепианного исполнительства, обусловленную бытийным своеобразием инструмента фортепиано, культурологическими способностями фортепианного интонирования и художественными качествами фортепианной интерпретации.

9 Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

определить место фортепианного исполнительства в современном культурном пространстве;

исследовать онтологическую сущность фортепиано как инструмента культуры;

рассмотреть культурологический аспект проблемы интонирования в аспекте диалога;

- проанализировать явление интерпретации в свете основных
философских течений двадцатого века;

дать феноменологическую характеристику фортепианной (пианистической) интерпретации;

- выявить сущность пианизма как проявления артистизма.
Методологические и теоретические основания работы.
Философский метод понимания человеком собственного бытия и

духовного существования, оформившийся в основных научных направлениях философии XX века, в трудах таких философов, как Г.-Г. Гадамер, Э. Гуссерль, В. Дильтей, М. Хайдеггер, а до них - в XIX в. - у Ф. Шлейермахера, и работах их последователей - С.А. Лишаева и Е.В. Синцова -стал методологическим основанием нашего исследования.

Однако, именно фортепианное исполнение, осмысленное в художественном качестве сквозь призму категории «мимолетностей» (СА. Лишаев) в различных интерпретациях (порой одного и того же произведения) привело нас к пониманию его как «проявления феномена метаморфоз (превращений), способных преодолевать и формировать «зазор» между человеком и миром» (Р.К. Бажанова).

В исследовании был применен вероятностно-синергетический подход, представляющий собой дальнейшее развитие диалектики. «Управляемый хаос» как основной креативный принцип культуры управляет и фортепианным искусством, извлекая из него немыслимые ранее звучания,

10 нарушающие прежние границы, вызывающие «сбой» между реализованными и возможными смыслами (Е. В. Синцов).

Идеи Ф. Шлейермахера позволили философски исследовать проблему контактирования исполнителя с автором (композитором) в результате дивинаторного понимания, а именно, спонтанного постижения родственного интерпретатору духа в результате вчувствования в него. Циклическое нарастание понимания (Г.-Г. Гадамер) путем налаживания диалогических связей в триаде «композитор-исполнитель-слушатель» привело нас к мысли о необходимости выявления «субъект-объектных» взаимоотношений, характерных для исполнительства.

Основные положения, выносимые на защиту:

- фортепианное исполнительство как явление культуры представляет
собой сложный феномен, содержащий чувственную, рациональную и
интуитивную составляющие. Его суть трудно уловима, изменчива,
неоднозначна. Фортепианное исполнительство - это событие, возникающее
как результат выстраивания системы динамичных отношений;

философско-культурологические основания фортепианного исполнительства обусловлены проявлением уникальных, универсальных особенностей инструмента фортепиано в постижении мира человека в качестве Человека;

гносеологические и культурно-экзистенциальные свойства фортепианного исполнительства проявляются через диалоги исполнителя с композитором, слушателем, инструментом;

фортепианное исполнительство как феномен культуры несет в себе неоднородную многомерность, избыточную хаотичность - потенцию художественности, выражающейся в фортепианной интерпретации, совершаемой на границе множественной расположенности и саморефлексии художественного мышления исполнителя;

пианизм - высшая форма фортепианного исполнительства -определяется как опыт и способ множественной эстетической

расположенности, как «цепь мимолетностей», наполняемых импульсами интуитивною выбора из серии возможностей, определяемых интенциями автора и исполнителя, что выводит его на уровень артистизма. Новизна исследования:

фортепианное исполнительство в диссертационном исследовании впервые осмыслено в экзистенциально-феноменологических категориях Присутствия и расположения;

впервые определена онтологическая сущность фортепиано как инструмента культуры, позволяющего исполнителю целостно улавливать множественность расположения в Бытии;

новым стал предложенный взгляд на фортепианное исполнительство как на особый вид культурного со-бытия, заключающего в себе способность эстетического обретения Присутствия в Другом;

впервые дано определение фортепианной интерпретации как границы множественной расположенности и саморефлексии художественного мышления исполнителя;

впервые пианизм исследован как проявление артистизма, являющего собой цепь мимолетностей;

специфика фортепианного исполнительства раскрывается в новом ракурсе, как особая форма локальной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в курсах по философии культуры, по философии музыки, по истории мировой и отечественной культуры, в музыковедческих дисциплинах. Практическая фортепианная педагогика может использовать положения и методологические выводы диссертации для углубления теоретических представлений о тонком и своеобразном искусстве фортепианного исполнительства, переосмысления его роли в современную эпоху и постижения его как феномена культуры.

12 Апробация работы и внедрение результатов в практику проводились по следующим направлениям:

опубликование результатов исследования в печати;

выступления на конференциях, в том числе на Международной Ш-ей научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева (Москва, 2003 г.), на Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 2003 г.), на Всероссийсі" й научно-методической конференции (Казань, 2005 г.), на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (Казань, 2005 г.);

проведение спецсеминара «Сравнительный анализ интерпретаций музыкальных произведений» (Елабуга, 2004 г,);

проведение теоретических занятий для студентов КГУКИ по теме «Интерпретация музыкального произведения» и по теме «Музыкально-исполнительское искусство в контексте культуры»;

практические занятия со старшеклассниками гимназии №93 г. Казани (в течение 10 лет) по дисциплине «Сравнительный анализ интерпретаций музыкальных произведений»;

чтение лекций по теме диссертации в Институте дополнительного профессионального образования Министерства культуры Татарстана.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной (288 источников, включая иностранные).

Подобные работы
Калугина Татьяна Павловна
Художественный музей как феномен культуры
Серегин Александр Васильевич
Информационное пространство как феномен культуры
Курбатов Владимир Петрович
Особенности системной интерпретации сценического образа как феномена культуры
Носоченко Марина Александровна
Совершенство как феномен культуры
Климов Михаил Юрьевич
Семиотическая система спорта как феномен культуры
Нечаева Наталья Брониславовна
Генезис музыкального творчества как феномена культуры
Кургузов Александр Викторович
Оптинское старчество как феномен культуры: источники изучения
Гордеева Татьяна Юрьевна
Музыкальный звук как феномен культуры
Ипполитова Александра Борисовна
Русские рукописные травники XVIII века как феномен культуры
Щитова Виктория Исааковна
Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net